Генерал-майора Рубцова называют легендой пожарной охраны Советского Союза и России. Более 25 лет он прослужил на различных руководящих должностях в подразделениях пожарной охраны ГУВД Московской области и ГУПО МВД СССР.
Первым руководителем тушения пожара на 6-ом энергоблоке АЭС с 26 апреля по 3 мая стал Вячеслав Федорович Рубцов.
Подвиг пожарных Подмосковья - участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС Библиотека
Той апрельской ночью в трехкомнатную квартиру Виктора Семеновича Биркуна в городе Припяти, где он счастливо обитал с супругой Надеждой Владимировной и дочерьми Любой и Валей нетерпеливо застучали. Поднял голову, собираясь пойти на стук, но жена опередила:
— Кто?
— Милиция! — он узнал голос помощника дежурного ОВД. Помощник продолжал "стрелять" короткими очередями:
— Виктора на работу! Срочно! Машина у подъезда!
Когда бедой чернобыльской пахнуло
Ты вырвалась из сердца поневоле,
По требованию совести людской,
Баллада смерти и баллада боли,
Баллада чистой верности мужской.
Утром 8 мая капитан Н.П.Бочарников заступил дежурить в родной шатурской СВПЧ-33. Был канун Дня Победы и Николай Петрович нисколько не удивился, когда перед обедом его позвали в кабинет начальника части. Сейчас, предположил он, последуют наставления — быть бдительнее, не спускать глаз с подчиненных, как будто он новичок на службе пожарной и сам не знает, что к чему и в праздничные сутки ухо держи востро, будь особенно начеку. Вошел в кабинет и сразу почувствовал, что ошибся в предположениях.
Семнадцатого мая старшие начальники поставили перед Бочарниковым задачу — сменить людей на откачке зараженной воды из-под 4-го реактора, предупредили: работа чрезвычайно сложная и опасная, но едва ли не самая важная на данный момент. Вода, вышедшая из поврежденной системы охлаждения, затопила помещения под четвертым блоком. Огонь постепенно расплавлял бетонную основу реактора. Сверху на него давил тысячетонный груз, сброшенный вертолетчиками для ликвидации радиационного излучения. Не исключено, что раскаленное до двух тысяч градусов горнило реактора коснется толщи воды. И тогда. Надо ли объяснять, что произойдет тогда?
ПодробнееОн исчерпал свой потенциал, капитан внутренней службы Николай Петрович Бочарников. Работая на откачке радиационной воды из-под разрушенного взрывом реактора 4-го энергоблока, получил облучение, достаточное для возвращения домой, и даже пропуск на выход из зоны ЧАЭС. Осталась самая малость — показать расположение техники сменяющему его заместителю начальника пожарной части Ленинградской АЭС Шашкову. Но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. В тот вечер оказалось, что в оперативной группе на ближнем командном пункте по чьему-то недосмотру не оказалось специалиста — пожарного.
ПодробнееКазалось, во многом преуспели тогда, в 1986 году, ликвидаторы последствий атомной катастрофы. Вершили незаурядные дела не за страх, а за совесть — днем и ночью. Но чем дальше, тем больше стала беспокоить всех труба. Да, да та самая — вытяжная, вентиляционная или как хотите назовите еще — 156-метровая у самого разрушенного атомным взрывом реактора 4-го энергоблока, "ростом" в 50-этаж¬ный дом. С какой стороны ни приближайся к станции, видна за добрый десяток километров. Красавица, убранная как невеста под венец, в красно-белых поясах. Любуйся не налюбуешься. Но это до катастрофы.
ПодробнееТа ночь, в разгар весны, в конце апреля
Перетрясла засоренный эфир,—
Весть о Чернобыле неделя за неделей
Тревожным слухом облетала мир.
Он, этот колокол, пробил 26 апреля 1986 года, когда с чернобыльской АЭС в Москву поступил обжигающий душу сигнал: "1, 2, 3, 4", означающий, что на атомной станции возникли ситуации ядерной, радиационной, пожарной и взрывной опасности.
ПодробнееСтарший лейтенант внутренней службы Косоногое Олег Константинович, 1964 года рождения, инспектор Наро-Фоминского ОГПС.
В то время был я командиром автомобильного взвода 4 гвардейской танковой Кантемировской дивизии. Помню: 22 августа 1986 года вызвал меня начальник штаба дивизии и говорит: приказано завтра, то есть 23 августа выступить на выполнение боевого задания. Сборы, как поется в песне, были недолги.
Прапорщик внутреней службы Шалыгип Александр Егорович, 1966 года рождения, водитель ПЧ-92, г. Наро-Фоминск.
В Чернобыле был с 16 по 23 мая 1986 года.
Михаил Юрьевич Тарасов,
1960 года рождения, водитель ПЧ-33 г. Шатура.
Старшина внутренней службы Ясков Геннадий Николаевич,
1938 года рождения, водитель ПЧ-3 г.Шатуры
Майор внутренней службы Леонид Степанович Дьячук родился в июле 1947 года.
В органах внутренних дел с 1964 года. В 1967 году окончил Ленинградское пожарно-техническое училище. В настоящее время — заместитель начальника пожарной части — 31 Каширского ОГПС. Живет в городе Озеры.
Капитан внутренней службы Виктор Павлович Паняев, начальник финчасти Ступинского ОГПС. Родился в январе 1958 года. В ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС участвовал с 29 января по 28 февраля 1987 года.
Подробнее
ПОДВИГ ПОЖАРНЫХ ПОДМОСКОВЬЯ, УЧАСТНИКОВ ЛИКВИДАЦИИ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС
к 10-летию атомной катастрофы на Чернобыльской АЭ
Москва. 1996
Московский журналист Николай Воронин в течение пяти лет разрабатывает тему героического участия пожарных Подмосковья в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции. Этому предшествовала его поездка на ЧАЭС, многочисленные встречи и беседы с непосредственными участниками трагических событий.
К 10-летию катастрофы на ЧАЭС, которое состоится в апреле 1996 года, автор в очерковой форме рассказывает о своих героях, их подвигах и тех незабываемых днях.