система взвешенных в атмосфере продуктов конденсации водяного пара. По своему строению О. делятся на: водяные, смешанные и ледяные. Водяные (капельные) О. существуют не только при положительных, но и при отрицательных температурах, капельки находятся в переохлаждённом состоянии. Смешанные О. состоят из смеси капель и кристаллов, которые существуют при умеренных отрицательных температурах. Ледяные (кристаллические) О. — образуются при низких отрицательных температурах. Содержание жидкой воды в О. — от нескольких сотых долей грамма до нескольких граммов на 1 м2 облачного воздуха. Большая часть О. сосредоточена в тропосфере, однако изредка они наблюдаются в стратосфере (перламутровые облака) и в мезосфере (серебристые облака). Формы облаков разнообразны, они делятся по своей форме на 10 основных родов: перистые, перисто-кучевые, перисто-слоистые, высоко- кучевые, высокослоистые, слоисто-дождевые, слоисто-кучевые, слоистые, кучевые, и кучево- дождевые.
О - База знаний - РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ
личность, человек с его правом на безопасные условия жизнедеятельности. Первоочередному жизнеобеспечению подлежат все граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие или временно находящиеся на территории, где возникла ЧС.
угроза нарушения природных условий, происходящих вследствие деятельности человека или в результате стихийных бедствий, которые могут привести к ухудшению здоровья людей, снизить потенциальные возможности активной производственной деятельности, ухудшить условия для культурного развития общества и духовной жизни человека, а также ситуация, в которой могут происходить нежелательные события, вызывающие отклонения состояния здоровья человека и (или) состояния окружающей среды от их среднестатистического значения, отклонение определённых параметров, признаков, факторов, характеризующих состояние окружающей среды, от их установленных (оптимальных, допустимых и т.д.) значений.
определение соответствия потенциально опасных объектов и квалификации работников эксплуатирующих организаций требованиям безопасности, утверждённым федеральными законами, регламентами, стандартами, нормами и правилами. Процедуры, критерии, методы и системы оценки безопасности зависят от уровня потенциальной опасности объектов, объёмов производимых, используемых, складируемых, транспортируемых опасных веществ и изделий, степени опасности природных процессов в зонах расположения объектов. При оценках безопасности различают три группы потенциально опасных объектов: объекты технического регулирования (ОТР), на которые распространяются требования безопасности по Федеральному закону «О техническом регулировании»; опасные промышленные объекты (ОПО), на которые распространяются требования безопасности по Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; критически важные для национальной безопасности объекты (КВО) инфраструктуры. В общем случае при О.б.п.о.о. должны использоваться критерии рисков отказов, аварий, катастроф, ЧС. В систему оценки соответствия потенциально опасных объектов требованиям безопасности входят: экспертиза, лицензирование, аккредитация, декларирование безопасности в соответствии с федеральными законами, регламентами, нормами и правилами.
опасный экзогенный геологический процесс, отчленение и мгновенное обрушение блоков, глыб, обломочного материала массивов трещиноватых скальных пород и высоких крутых горных склонов при потере ими устойчивости в результате землетрясений, подрезки (подмыва), выветривания.
– ограждение участка местности, на котором размещается ёмкостное оборудование с ГЖ (в т. ч. со сжиженными газами), в целях предотвращения растекания жидкости за пределы этого участка при разгерметизации оборудования и выбросе жидкости из резервуара при пожаре.
Требования к устройству О. для разл. объектов регламентируются нормативными документами в обл. пожарной безопасности. О., как правило, рассчитывается на гидростатическое давление разлившейся жидкости. Свободный объём обвалованной терр. для наземных резервуаров определяется, как правило, по расчётному объёму жидкости, содержащейся в наибольшем резервуаре, расположенном в обвалованной терр.
средство инженерной защиты территории от затопления, сооружаемое в виде ограждающих дамб. Выделяется общее обвалование и обвалование по участкам. Общее обвалование территории целесообразно производить при отсутствии на защищаемой площади водотоков, или когда их сток может быть переброшен в водоприёмник с помощью отводных каналов или насосных станций. Обвалование по участкам применяется для защиты отдельных участков территории.
метод локализации зоны разлива АХОВ в целях предотвращения его растекания, предупреждения сильного загрязнения грунта и грунтовых вод, а также загрязнённых радиоактивными веществами участков в целях их локализации и экранирования.
повышение водообеспеченности хозяйственных и бытовых мероприятий в маловодных районах путём использования местного стока или подземных вод, или подачей воды каналами из более богатых водой районов. Использование местного стока или подземных вод для целей обводнения осуществляется путём создания регулирующих ёмкостей (прудов, водохранилищ), дополняющих естественную гидрографическую сеть.
1) скважины — процентное содержание воды в общем объёме (весе) жидкости, добываемой из скважины. Соответственно, О. бывает объёмной и весовой.
2) месторождений насыщенность массива горных пород подземными водами, которая определяет величину ожидаемого притока воды в выработке и осложняет ведение горных работ. О. месторождений определяется совокупностью гидрогеологических и инженерно-геологических факторов.
1) обработка загрязнённых поверхностей, отходов до безвредных для людей, животных, растений, окружающей среды концентраций;
2) приведение взрывоопасного предмета в безопасное состояние, исключающее его непреднамеренный взрыв
обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия
отходов на здоровье человека и окружающую природную среду.
комплекс мероприятий по снижению радиоактивного загрязнения объектов, техники, вооружения, продовольствия, воды и территорий до допустимых норм путём дезактивации или связыванию радио- активных загрязнений вяжущими и плёнкообразующими композициями, исключающему их распространение в окружающей среде. Дезактивация техники и вооружения предусматривает удаление радиоактивных веществ с загрязнённых ими поверхностей с помощью дезактивирующих рецептур, содержащих поверхностно-активные и комплексообразующие вещества, а также окислительно-восстановительных рецептур с применением специальных технических средств для нанесения рецептур на обрабатываемую поверхность, их растирания и обеспечения наиболее полного контакта с загрязнениями, а также удаления и смыва с дезактивированных поверхностей.
выполнение работ по дегазации и дезинфекции заражённых поверхностей, хирургического инструментария, а также проведению санитарной обработки людей. О. предусматривает, прежде всего, механическое удаление, а также нейтрализацию химическими, физическими способами вредного вещества и уничтожение болезнетворных микробов, угрожающих здоровью и жизни людей.
комплекс мероприятий по обеззараживанию опасных химических веществ (ОВ и АХОВ), находящихся в окружающей среде в концентрациях или количествах, при которых создаётся угроза для людей, сельскохозяйственных животных и растений, с образованием нетоксичных или малотоксичных продуктов. Способы обеззараживания, как правило, заключаются в обработке заражённых объектов специальными дегазирующими (нейтрализующими) веществами и растворами, вступающими в химические реакции с ОВ или АХОВ с образованием нетоксичных или малотоксичных и неопасных продуктов. При выборе дегазирующих (нейтрализующих) веществ исходят из химической природы ОВ или АХОВ, из его способности вступать в те или иные реакции нейтрализации. Возможно применение других способов О.х.з., которые состоят: в удалении опасных химических веществ путём смывания моющими растворами и растворителями, механического удаления, а также испарения при обработке газовой струёй; локализации химического заражения, предотвращения распространения АХОВ и других опасных химических веществ путём поглощения жидкой фазы сорбентами, изоляции пенами, плёночными материалами, а также в создании мелкодисперсных водяных завес и обвалования разлившегося АХОВ и т.п.
действия, направленные на химическое разложение или нейтрализацию АХОВ, их удаление или снижение до допустимого уровня заражения ими местности, техники, средств защиты, имущества, воздуха, воды, почвы. О.в.(п.) АХОВ при авариях на химически опасных объектах включает две основные операции: подавление паровой фазы первично- го и вторичного облаков АХОВ; локализацию и нейтрализацию разливов АХОВ. Основными способами обеззараживания источников химического заражения являются: при подавлении облаков АХОВ — постановка жидкостных завес, способных поглощать пары АХОВ с последующим их осаждением на подстилающую поверхность; при обеззараживании облаков АХОВ — постановка жидкостных завес с использованием нейтрализующих растворов, способных в результате химического взаимодействия переводить пары АХОВ в нетоксичное химическое соединение; при локализации пролива АХОВ — обвалование разлива, сбор жидкой фазы АХОВ в приямки — ловушки, ж.-д. цистерны, аварийные ёмкости и т.п., засыпка разлившегося АХОВ сыпучими сорбентами, снижение интенсивности испарения покрытием зеркала разлива полимерной плёнкой, пеной, разбавление разлива водой, введение в разлив загустителей; при обеззараживании пролива АХОВ — заливка нейтрализующим раствором, разбавление водой с последующим введением обеззараживающих средств, засыпка сыпучими нейтрализующими веществами, засыпка твёрдыми сорбентами, а также загущение с последующим вывозом и сжиганием в специальном оборудовании (реакторах, печах и т.п.).
комплекс санитарно-технических мероприятий по ликвидации заражённости биологическими средствами людей и различных объектов. Для удаления опасных биологических средств с заражённых людей проводится санитарная обработка, а их одежда и снаряжение подвергаются дезинфекции и дезинсекции. Санитарная обработка может быть частичной и полной. Дезинфекция, т.е. уничтожение возбудителей инфекционных и паразитарных болезней, осуществляется физическими, химическими и биологическими методами и средствами.
комплекс правовых, организационно-технических и медико-санитарных мероприятий, направленных на исключение или максимальное снижение опасности вредного воздействия ионизирующих излучений на организм человека и уменьшение или ограничение радиоактивного загрязнения окружающей среды до предельно допустимых норм. Основными нормативно-правовыми документами, определяющими организацию О.р.б., являются: Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009), Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПРОБ-99/2009) и другие, которыми определены основные принципы О.р.б. при эксплуатации радиационно опас- ных объектов, установлены категории облучаемых и пределы доз облучения, допустимые уровни монофакторного воздействия, а также контрольные уровни, при установлении которых радиационное воздействие должно быть ниже допустимого. Специфика О.р.б. при обращении с радиоактивными отходами определена Основными санитарными правилами обращения с радиоактивными отходами — СПОРО–2002, учитывающая их агрегатное состояние, радионуклидных состав и удельную активность. Значительное внимание в перечисленных документах уделено медицинскому обеспечению О.р.б., предусматривающему медицинские обследования, профилактику заболеваний, в случае необходимости, лечение и реабилитацию лиц, у которых выявлены отклонения в состоянии здоровья.
комплекс организационных, правовых, надзорных, контрольных, спасательных и профилактических мероприятий, направленных на охрану жизни и здоровья людей при использовании водных объектов для судоходства (в том числе морского), а также в рекреационных и иных целях.
комплекс организационных, правовых, противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и (или) максимальное ослабление поражающего воздействия вредных биологических факторов (агентов): микроорганизмов, насекомых, гельминтов и других паразитов, а также потенциально опасных для человека биологических веществ (средств) и отдельных видов продукции.
комплекс правовых, организационных, технологических и инженернотехнических мероприятий, направленных на предотвращение промышленных аварий или катастроф, уменьшение ущерба и риска от обусловленных ими последствий. Вопросы О.п.б. регулируются Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В соответствии с этим законом осуществляется разработка декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов. В основе декларации заложены: всесторонняя оценка риска аварий и связанных с ней угроз; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработка мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесённого в случае аварии на опасном производственном объекте.
комплекс мероприятий, направленных на обеспечение прав человека, социальной группы или общества в целом на проживание в чистой окружающей среде; система действий по предотвращению возникновения, развития экологически опасных ситуаций и ликвидации их последствий, в том числе отдалённых последствий. Наиболее важными являются следующие направления оптимизации деятельности в сфере обеспечения экологической безопасности: разработка стратегии экологической безопасности, обязательной для исполнения всеми государственными структурами; совершенствование системы управления национальной системой экологической безопасности на всех уровнях; своевременное выявление внутренних и внешних угроз экологического характера и проведение мероприятий по их блокированию и нейтрализации; активизация и повышение эффективности деятельности государственных структур и общественных организаций по противодействию экологическому терроризму; усиление природоохранной деятельности правоохранительных органов; развитие общественной системы защиты природной среды, основанной на активности граждан, экологических организаций и движений; совершенствование механизма правовой защиты экологических прав граждан; повышение уровня экологической культуры и экологического просвещения граждан.
разработка и реализация мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. О.п.б. достигается на основе: нормативного правового регулирования и осуществления государственных мер в области пожарной безопасности; создания и организации деятельности пожар- ной охраны; разработки и осуществления мер пожарной безопасности; реализации прав, обязанности и ответственности в области пожарной безопасности; проведения противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности; содействия деятельности добровольных пожарных, при- влечения населения к О.п.б.; научно-технического обеспечения пожарной безопасности; информационного обеспечения в области пожарной безопасности; осуществления ГПН и др. надзорных функций по обеспечению пожарной безопасности; производства пожарнотехнической продукции; выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности; лицензирования в области пожарной безопасности и подтверждения соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности; тушения пожаров и проведения АСР; учёт пожаров и их последствий; установление особого противо-пожарного режима.
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.
Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.
разработка и осуществление мер по
предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
комплекс мероприятий по соблюдению личным составом правовых норм, выполнению защитных мероприятий, требований, правил охраны труда, направленных на предотвращение опасных факторов и снижение воздействия вредных факторов, возникающих при проведении АСДНР. Осуществляется с помощью организационных, технических, гигиенических, социальных, юридических, психологических, этических средств.
комплекс мероприятий по добыче, очистке, хранению, восполнению запасов, транспортированию и распределению воды для удовлетворения потребностей населения и сил РСЧС в зоне ЧС. Непосредственно организацией обеспечения водой в зоне ЧС и в районах эвакуации занимаются органы управления РСЧС, на территории которых возникла ЧС.
система профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья населения: устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
комплекс мероприятий, проводимых в интересах успешного выполнения задач силами ГО и РСЧС. К основным видам О.д.с. ГО относятся: разведка, инженерное, радиационное, химическое, медицинское, противопожарное, материально-техническое, транспортное, дорожное и гидрометеорологическое обеспечение.
1. Для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство:
1) пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами;
2) средств подъема личного состава подразделений пожарной охраны и пожарной техники на этажи и на кровлю зданий и сооружений;
3) противопожарного водопровода, в том числе совмещенного с хозяйственным или специального, сухотрубов и пожарных емкостей (резервуаров);
2. В зданиях и сооружениях высотой 10 и более метров от отметки поверхности проезда пожарных машин до карниза кровли или верха наружной стены (парапета) должны предусматриваться выходы на кровлю с лестничных клеток непосредственно или через чердак либо по лестницам 3-го типа или по наружным пожарным лестницам.
комплекс мероприятий по доставке, развёртыванию и сооружению временных жилищ, использование сохранившегося жилого фонда для размещения лишившегося крова населения и сил РСЧС в зоне ЧС, а также в районах эвакуации. При решении вопросов обеспечения жильём населения, лишившегося крова в результате ЧС: определяется численность пострадавшего населения; определяются потребности пострадавшего населения во временном жилье в зоне ЧС, а также в местах размещения эвакуированных (отселённых), потребности в постоянном жилье для населения, чьё бывшее жильё не подлежит восстановлению (при норме обеспечения 2,5–3,0 м2 на человека); проводится инвентаризация сохранившегося жилого фонда, оценка степени повреждений (разрушений, загрязнений или заражений) объектов производственного или социального назначения. Непосредственно организацией обеспечения жильём в зоне ЧС занимаются органы управления РСЧС, на территории которых возникла ЧС.
принятие и соблюдение НПА, правил и требований безопасности, а также проведение защитных мероприятий по отношению к объектам, критически важным для национальной безопасности. Под защищённостью критически важных объектов понимается их состояние, при котором предотвращаются, преодолеваются или предельно снижаются возможности (вероятность) возникновения крупномасштабных ЧС с негативными последствиями для больших групп населения, важных объектов экономики и окружающей среды.
комплекс мероприятий по удовлетворению минимальных необходимых потребностей пострадавшего в ЧС населения в обогреве (тепле), освещении, банно-прачечных услугах, удалении нечистот и бытовых отходов на жилой территории в зоне ЧС. Непосредственно организацией коммунально-бытового обслуживания в зоне ЧС и в районах эвакуации занимаются органы управления РСЧС, на территории которых возникла ЧС.
– разработка и реализация мер правового, организационного, экономического, социального и научно-техн. характера, направленных на профилактику пожаров. О. п. б. достигается посредством: нормативного правового регулирования и осуществления гос. мер в обл. пожарной безопасности; создания пожарной охраны и организации её деятельности; разработки и осуществления мер пожарной безопасности; реализации прав. обязанностей и ответственности в обл. пожарной безопасности; проведения противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности; содействия деятельности добровольных пожарных, привлечения населения к обеспечению пожарной безопасности; научно-техн. обеспечения пожарной безопасности; информационного обеспечения в обл. пожарной безопасности; осуществления ГПН и др. контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности; производства пожарно-техн. продукции; выполнения работ и оказания услуг в обл. пожарной безопасности; лицензирования деятельности в обл. пожарной безопасности и подтверждения соответствия продукции и услуг в обл. пожарной безопасности; тушения пожаров и проведения АСР; учёта пожаров и их последствий; установления особого противопожарного режима.
Общие правовые, экономические и социальные основы О. п. б. в РФ определяет ФЗ «О пожарной безопасности». См. также Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности.
система мероприятий,
включающая:
а) противопожарное обустройство лесов, в том числе
строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов,
используемых в целях проведения авиационных работ по охране
и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;
б) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных
пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение
и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой
пожарной опасности;
в) мониторинг пожарной опасности в лесах;
г) разработка планов тушения лесных пожаров;
д) тушение лесных
пожаров;
е) иные меры пожарной безопасности в лесах; привлечение граждан, юридических лиц для тушения лесных пожаров
осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера»; противопожарное обустройство лесов, в
том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов,
вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ
по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных
разрывов, и создание систем, средств предупреждения и тушения
лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное
снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также
формирование запасов горюче-смазочных материалов на период
высокой пожарной опасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков
на основании проекта освоения лесов; правила П.б.л. устанавливаются Правительством РФ.
– создание условий совместного хранения (и транспортирования) веществ и материалов, исключающих возможность их пожаровзрывоопасного взаимодействия. Вещества и материалы считаются несовместимыми, если: пожарная опасность от их совм. хранения увеличивается; возникают дополнительные трудности при тушении пожара (средства тушения одного вещества несовместимы с др. веществом); реакция их взаимодействия приводит к образованию новых ОФП (усугубляются экологические последствия пожара по сравнению с пожарами отдельно взятых веществ и материалов). Для определения условий совм. хранения веществ и материалов необходимо выяснить категорию транспортной опасности каждого из рассматриваемых веществ и установить условия их совм. расположения
задача ГО, заключающаяся в выполнении комплекса мероприятий, направленных на поддержание в достаточной степени готовности и способности сил и средств ГО выполнять задачи по предназначению в любое время, в установленные сроки, независимо от конкретно сложившейся обстановки. Постоянная готовность сил и средств ГО к действиям по предназначению достигается: заблаговременным планированием и проведением мероприятий, обеспечивающих приведение их в готовность в установленные сроки; полной укомплектованностью формирований и подразделений личным составом, оснащённостью их техникой, средствами защиты и другими материальными средствами; содержанием в исправном состоянии и умелом применении техники; непрерывным ведением разведки; умелым расположением формирований и подразделений на направлении предстоящих действий; твёрдым знанием всеми командирами формирований и подразделений особенностей участков (объектов) ведения АСДНР; непрерывным и твёрдым управлением формированиями и подразделениями, наличием необходимых запасов материальных средств и своевременным их пополнением.
комплекс мероприятий по производству, транспортировке, хранению и распределению непродовольственных товаров повседневного потребления (одежды, обуви, постельных принадлежностей, простейшей бытовой посуды, моющих средств и т.п.) для удовлетворения необходимых потребностей населения и сил РСЧС в зоне ЧС. Источниками обеспечения населения товарами и предметами первой необходимости в зоне ЧС являются: уцелевшие предприятия по производству одежды, обуви, тканей, посудо-хозяйственных товаров и др.; товарные склады и базы, предприятия розничной торговли и т.д., а также материальная и гуманитарная помощь. Непосредственно организацией обеспечения предметами первой необходимости в зоне ЧС и в районах эвакуации занимаются органы управления РСЧС, на территории которых возникла ЧС.
комплекс мероприятий по производству, транспортировке, хранению и распределению продуктов питания для удовлетворения необходимых потребностей населения в зоне ЧС. Источниками обеспечения населения в зоне ЧС продуктами питания являются: предприятия всех форм собственности по производству хлеба, мяса, молока, жиров, масел, сахара, консервов и т.п., объекты общественного питания (рестораны, кафе, столовые и т.п.), овощные базы, продовольственные склады и магазины, элеваторы, зернохранилища, мукомольные комбинаты и мельницы, крупорушки, животноводческие комплексы, птицефабрики и т.д. Непосредственно организацией обеспечения продуктами питания в зоне ЧС и в районах эвакуации занимаются органы управления РСЧС, на территории которых возникла ЧС.
комплекс организационных, технологических и инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение промышленных аварий и катастроф в ЧС. В отличие от общих проблем обеспечения промышленной безопасности её обеспечение при ЧС требует специальных разработок конструкторско-технологического и эксплуатационного характера, учитывающих вид, источники, сценарии, масштабы ЧС, а также методы повышения защищённости от ЧС. При этом под О.п.б. в ЧС понимается достижение заданного состояния защищённости населения, производственного персонала, объектов экономики и окружающей среды от опасностей, возникающих при промышленных авариях и катастрофах в зонах ЧС. В комплексе мероприятий по О.п.б. в ЧС входят: оценка негативных воздействий промышленных аварий на окружающую среду, организация системы федерального, регионального, отраслевого и объектового надзора в области промышленной безопасности, классификация номенклатуры несчастных случаев на производстве, разработка и реализация норм и правил эксплуатации опасных промышленных объектов, оценка угроз от опасных веществ (химических, радиоактивных, биологических), описание и категорирование опасных производственных факторов. На их основе формируются требования к руководству, операторам и персоналу промышленных предприятий, разрабатываются и создаются системы защиты населения, промышленных объектов и окружающей среды от опасностей в ЧС.
комплекс организационных, правовых, инженерно-технических, медицинских, гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения и ликвидацию инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений, а также соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов при резком ухудшении санитарно-эпидемического состояния в зонах ЧС.
разработка и осуществление мер по санитарно-эпидемиологическому благополучию
населения; О.с.б. осуществляется путем:
а) профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой
и прогнозом ее изменения;
б) контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и
обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как
составной части осуществляемой ими деятельности;
в) создания экономической заинтересованности граждан, индивидуальных
предпринимателей и юридических лиц в соблюдении законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения;
г) государственного санитарно-эпидемиологического нормирования;
д) государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
е) сертификации продукции, работ и
услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;
ж) лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;
з) государственной регистрации
потенциально опасных для человека химических и биологических
веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ,
отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых
на территорию РФ отдельных видов продукции;
и) проведения социально-гигиенического мониторинга;
к) научных исследований
в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благо-
получия населения;
л) мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии
среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятиях;
м) мер по гигиеническому
воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа
жизни; н) мер по привлечению к ответственности за нарушение
законодательства РФ в области О.с.б.
система мероприятий, включающая:
1) лесозащитное районирование;
2) лесопатологичес-
кие обследования и лесопатологический мониторинг;
3) авиационные работы и наземные работы по локализации и ликвидации
очагов вредных организмов;
4) санитарно-оздоровительные мероприятия;
5) установление санитарных требований к использованию
лесов; санитарно-оздоровительные мероприятия на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих
лесных участков на основании проекта освоения лесов; правила
С.б.л. устанавливаются Правительством РФ.
комплекс организационных, технических и др. мероприятий, направленных на сохранение природных ресурсов, защиту окружающей среды и уменьшение воздействия на население неблагоприятных факторов, возникающих в процессе повседневной деятельности, экологических авариях и катастрофах, а также совокупность мер и средств, создание условий, способствующих нормальному протеканию экологических процессов, реализации намеченных планов, программ, проектов по поддержанию стабильного функционирования экологической системы и её объектов, предотвращению сбоев, нарушений требований НПА.
1) одна из форм экологической деятельности,
представляющая собой достижение и поддержание такого качества
окружающей природной среды, при котором воздействие ее факторов
обеспечивает здоровье человека и его плодотворную жизнедеятельность в гармонии с природой;
2) в практическом смысле — сведение (снижение) до возможно малой вероятности опасности вредного воздействия неблагоприятных факторов окружающей природной среды или вероятности экологических аварий и катастроф с помощью системы адекватных мер экономического, политического,
организационного, правового и иного характера.
1) функция экологического управления;
2) деятельность по упорядочению существующих и организации новых информационных потоков, по обеспечению обработки и доведению до заинтересованных потребителей первичной и аналитической экологической информации.
– действие электротехнического персонала по отключению электроустановок при возникновении внештатных, аварийных и пожароопасных отказов электрооборудования. При возникновении загорания на объекте правилами пожарной безопасности и инструкциями по тушению пожаров предусматривается О. всех электроустановок, находящихся под напряжением. О. необходимо в целях обеспечения безопасности личного состава, принимающего участие в тушении пожара, и предотвращения новых очагов возгорания.
состояние (степень) заполненности живыми организмами и растениями каких-либо пространств природы (литосферы, биосферы, гидросферы, атмосферы, космоса и т.п.), а также техносферы (сооружений и механизмов, созданных человечеством, обитающим в этой среде). Одним из основных показателей О. может быть плотность (численность) обитающих организмов на единицу площади (или объёма) элементов среды обитания, а так-же их распределение в пределах области их распространения (ареала, зоны).
1) участники земельных отношений;
2) лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками
– обл. составов горючих газовых смесей вида «горючее - окислительная среда», отвечающая концентрациям горючего газа между НКПР и ВКПР. При добавлении в горючую смесь инертного или химически активного флегматизатора зависимость КПР от содержания флегматизатора в горючей смеси представляет собой характерную кривую (кривую флегматизации). Точка, в которой смыкаются нижняя и верхняя ветви кривой, называется точкой флегматизации. При флегматизации взрывоопасных газовых сред обл. воспламенения находится по графику в координатах «концентрация горючего газа - концентрация флегматизатора». Эта обл. находится между ординатой (концентрация горючего газа) и кривой флегматизации.