Е - База знаний - РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ

Цель РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ - предложение широкого спектра услуг по низким ценам на постоянно высоком качестве.


орган  повседневного управления городского звена РСЧС, являющийся центральным звеном в Единой системе оперативно-диспетчерского управления в ЧС. ЕДДС предназначаются для сбора от  населения  и  организаций  сообщений  о различного рода происшествиях, оценки их с точки зрения масштаба и степени опасности для населения и хозяйственных объектов, определения объёма экстренных мер, уровня оповещения,  состава  привлекаемых  сил для ликвидации последствий бедствий, а также обеспечения согласованных действий городских ДДС при угрозе и возникновении ЧС. ЕДДС города функционирует круглосуточно  и должна: немедленно приступать к экстренным действиям по предотвращению или ликвидации ЧС после получения необходимых данных; самостоятельно принимать решения по защите и спасению людей (в рамках своих полномочий), если сложившаяся обстановка не дает возможности для согласования экстренных действий с вышестоящими органами управления.

Источник:  Энциклопедический словарь Гражданская защита

совокупность расположенных на территории РФ сетей электросвязи следующих категорий: сеть связи общего пользования; выделенные сети связи; технологические сети связи; присоединённые к сети связи общего пользования сети связи специального назначения и другие сети связи для передачи информации с помощью электромагнитных систем.

Источник:  Энциклопедический словарь Гражданская защита

система, объединяющая ведомственные службы и сети радиационного контроля и мониторинга в единую систему на основе автоматизации процессов сбора, передачи и анализа информации о состоянии радиационной обстановки на территории РФ, а также прогноза в этой области. Система обеспечивает: контроль за количеством и составом радиоактивных веществ, поступающих в окружающую среду от радиационно опасных объектов; измерение уровней радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды и определение радионуклидного состава загрязнения; непрерывный контроль параметров радиационной обстановки в стационарных пунктах наблюдения; контроль параметров радиационной обстановки на радиационно опасных объектах в целях определения состояния нормального или аварийного в радиационном отношении функционирования объекта; оперативный анализ и предварительный прогноз радиационной обстановки в зоне аварии, оценку дозовых нагрузок на население; оценку возможности трансграничного переноса загрязненных воздушных масс; выработку рекомендаций по снижению опасных воздействий и преодолению последствий аварии за время, не превышающее двенадцать часов; получение данных о природных факторах, оказывающих влияние на формирование радиационной обстановки. ЕГАСКРО является информационно-измерительной системой контроля, способной  обеспечить выявление всех гигиенически и экологически значимых ухудшений радиационной обстановки, осуществлять оценку и прогнозирование её изменения на территории РФ, вырабатывать рекомендации для соответствующих органов управления в области обеспечения радиационной безопасности. Она функционирует в непрерывном режиме как в условиях нормальной работы радиационно опасных предприятий, так и в условиях радиационных аварий. Система создается по иерархическому принципу и имеет три основных уровня обобщения информации — объектовый, региональный и федеральный.

Источник:  Энциклопедический словарь Гражданская защита

— система,
создаваемая для совершенствования государственного контроля
радиационной обстановки на территории РФ и оперативного
обеспечения органов государственного управления и населения
информацией о ней; ЕГАСКРО создается в составе следующих
подсистем: автоматизированного контроля радиоактивных загрязнений атмосферы, поверхностных вод и почвы; контроля радиационного воздействия на население, радиоактивных загрязнений
воздуха жилых помещений, питьевой воды и продуктов питания;
контроля радиоактивного загрязнения сельскохозяйственной
продукции; контроля радиоактивного загрязнения подземных
вод; автоматизированного контроля радиационной обстановки на
атомных электрических станциях, атомных станциях теплоснабжения, предприятиях ядерно-оружейного и ядерно-топливного
циклов, исследовательских атомных реакторах и ядерно-физических установках, в зонах их размещения; автоматизированного
контроля радиационной обстановки на предприятиях судостроительной, металлургической и химической промышленности, в
зонах их размещения; информационно-управляющая подсистема
с аппаратурно-программными средствами сопряжения подсистем
ЕГАСКРО; контроля радиационной обстановки при перевозках и
промежуточном хранении радиационно-опасных грузов автомобильным, железнодорожным, воздушным (авиационным) и морским транспортом; автоматизированного контроля радиационной,
химической и биологической обстановки на объектах Вооруженных Сил, в зонах их размещения; сопряжения с информационно-управляющей системой Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях; региональные подсистемы соответствующего уровня.

Источник:  ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО РОССИИ: СЛОВАРЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

система контроля и учёта индивидуальных доз облучения, получаемых гражданами при воздействии различных источников ионизирующего излучения и проведении медицинских рентгенологических процедур, а также обусловленных естественным радиационным фоном. Основными задачами ЕСКИД являются: организация и проведение контроля и учёта индивидуальных доз облучения граждан от всех источников облучения, подлежащих контролю согласно НРБ-99/2009, на федеральном, региональном и ведомственном уровнях; организация и контроль соблюдения метрологических, технических и информационных требований к  контролю  индивидуальных  доз облучения граждан; сопряжение контроля индивидуальных доз облучения граждан с контролем радиационной обстановки в рамках ЕГАСКРО; ведение учёта индивидуальных доз облучения граждан на базе единых форм федерального государственного статистического учёта; ведение банков данных индивидуальных (персональных или среднегруппвых) доз облучения граждан при воздействии различных источников ионизирующего излучения; подготовка и издание ежегодного статистического справочника по индивидуальным дозам облучения граждан регионов России отразличных источников ионизирующего излучения; предоставление официальной информации об индивидуальных дозах облучения граждан по запросам предприятий, учреждений, организаций и граждан.  Функционально ЕСКИД представляет собой совокупность федеральной, региональных и ведомственных систем контроля и учёта индивидуальных доз облучения граждан, организационно замыкающихся через федеральные банки данных по направлениям на Российский государственный медико-дозиметрический регистр , при общем руководстве Минздрава России. Структурно ЕСКИД состоит из федерального, регионального и ведомственного уровней.

Источник:  Энциклопедический словарь Гражданская защита

система, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий (акваторий) от ЧС природного и техногенного характера. Основными задачами РСЧС являются: разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС; осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а так- же объектов социального назначения в ЧС; обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС; сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения  и территорий  от  ЧС;  подготовка  населения к действиям в ЧС; прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС; ликвидация ЧС; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций; реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС. Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, межрегиональный, региональный,  муниципальный и объектовый. Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территории и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, федеральных службах, федеральных агентствах и организациях РФ для организации работ по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Каждый уровень РСЧС имеет координационные органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. При нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологи- ческой), сейсмической и гидрометеорологи- ческой обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий и пожаров РСЧС функционирует в режиме повседнев - ной деятельности . В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС природного и техногенного характера решением руководителя органа исполнительной власти в пределах соответствующей конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС: режим повышенной готовности — при ухудшении производственно- промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС; режим Ч С – при возникновении и во время ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Источник:  Энциклопедический словарь Гражданская защита

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах

Источник:  68-ФЗ от 21121994 О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

совокупность взаимосвязанных организационных мероприятий и процедур, реализующих нормативное правовое, методическое и программно-техническое обеспечение деятельности по учёту пожаров (загораний) и их последствий, включающему сбор, обобщение и анализ статистических данных о пожарах в целях принятия адекватных государственных мер. Участниками системы являются ФПС МЧС России, ГПС, Федеральная служба государственной статистики (Рос- стат), федеральные органы исполнительной власти и др. юридические лица.

Источник:  Энциклопедический словарь Гражданская защита

– совокупность взаимосвязанных организационных мероприятий и процедур, реализующих нормативное правовое, методическое  и  программно-техн.  обеспечение деятельности по учёту пожаров и их последствий, включающему сбор, обобщение и анализ статистических данных о пожарах в целях принятия адекватных гос. мер. Официальный статистический учёт и гос. статистическую отчетность по пожарам и их последствиям ведет ГПС. Порядок учета пожаров и их последствий определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в обл. пожарной безопасности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим   межотраслевую   координацию и функциональное регулирование в сфере гос. статистики, и др. заинтересованными федеральным органами исполнительной власти. В соответствии с действующим порядком перечень статиста ческой информации о пожаре включает в себя сведения о причине пожара, величине потерь от пожара и пострадавших при пожаре.
     Установленный порядок учёта пожаров и их последствий обязателен для исполнения органами гос. власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Источник:  Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

система наблюдения, оценки, прогноза состояния окружающей среды и информационного обеспечения  процесса  подготовки и принятия управленческих решений по ох- ране природы, защите от опасных экологических факторов и экологической безопасности. ЕГСЭМ является комплексной системой, объединяющей в своём составе практически все традиционные и вновь создаваемые в федеральных органах исполнительной власти системы контроля и слежения за состоянием окружающей среды и природных  ресурсов. Её основными задачами являются: наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды; информационное обеспечение органов управления   природоохранной  деятельности и  обеспечения  экологической  безопасности, а также всех уровней автоматизированной информационно-управляющей системы «Экобезопасность России», информационное обеспечение всех уровней управленческих структур и автоматизированных информационно-управляющих систем федеральных органов исполнительной власти, нуждающихся в данных экологического характера; создание и ведение банков данных экологической информации, доступных широкому кругу потребителей, занимающихся практической  деятельностью и научными исследованиями в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; реализация единой научно- технической политики в области экологического мониторинга. В структуре экологического мониторинга выделяют три составляющих: геофизический мониторинг; биологический мониторинг и мониторинг источников антропогенного воздействия. Нижним звеном ЕГСЭМ являются источники первичной информации, верхним — федеральный уровень управления ЕГСЭМ. Роль базовой мониторинговой сети, на которую накладываются и органично с которой сплетаются системы других федеральных органов исполнительной власти, играет действующая система Росгидромета. Она обеспечивает наблюдение, оценку и прогнозирование уровней загрязнения и состояния ат- мосферного воздуха, поверхностных вод суши, подземных вод, почв. Руководство функционированием ЕГСЭМ осуществляет МПР России.

Источник:  Энциклопедический словарь Гражданская защита

система, объединяющая органы управления, службы, авиационные силы и средства поиска и спасания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти. Основными задачами системы являются: организация и проведение поиска  и спасания терпящих или потерпевших бедствие воздушных судов всех видов авиации, их пассажиров и экипажей; поиска и эвакуации космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов с места посадки. Руководящим органом системы на федеральном уровне является Росавиация, оперативным — Главный авиационный координационный центр поиска и спасания. Поиск и спасание    в РФ организуются по зонам авиационно-космического поиска и спасания, границы которых совпадают с границами зон Единой системы организации воздушного движения  РФ. Организация поиска и эвакуации с места по- садки космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов (за исключением космических объектов военного назначения) осуществляется федеральным руководящим органом системы во взаимодействии с Минобороны России и Роскосмосом. Организация поиска и эвакуации с места посадки космических объектов военного назначения осуществляется Минобороны России.

Источник:  Энциклопедический словарь Гражданская защита

1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) создается в целях обеспечения охраны окружающей среды.

2. Задачами единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) являются:
регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;
хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;
анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;
обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.

3. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) включает в себя подсистемы:
государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;
государственного мониторинга атмосферного воздуха;
государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
государственного мониторинга земель;
государственного мониторинга объектов животного мира;
государственного лесопатологического мониторинга;
государственного мониторинга воспроизводства лесов;
государственного мониторинга состояния недр;
государственного мониторинга водных объектов;
государственного мониторинга водных биологических ресурсов;
государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;
государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации;
государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации;
государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;
государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.

4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на ведение подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в соответствии с федеральными законами осуществляются:
поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации о состоянии окружающей среды, происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды;
поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, о характере, видах и об объеме такого воздействия;
оценка состояния окружающей среды и прогнозирование его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;
определение связей между воздействием природных и (или) антропогенных факторов на окружающую среду и изменениями состояния окружающей среды;
выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на окружающую среду и направление их в органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям;
направление в органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительные органы информации о нарушении нормативов в области охраны окружающей среды вследствие воздействия природных и (или) антропогенных факторов и предложений об устранении таких нарушений;
направление в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений для их учета при подготовке документов территориального планирования и (или) предложений об изменении указанных документов в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений;
выпуск экстренной информации о необходимости снижения негативного воздействия на окружающую среду природных и (или) антропогенных факторов;
оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий;
создание и эксплуатация баз данных информационных систем в области охраны окружающей среды;
хранение информации о состоянии окружающей среды, о происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды и предоставление этой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам.

Источник:  ФЗ 7 от 01.0.2017 Охрана окружающей среды

система, представляющая собой организационно-техническое объединение Единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС), являющейся центральным органом управления этой системы, и взаимодействующих с ней городских дежурно-диспетчерских служб различной ведомственной принадлежности. Целью создания ЕСОДУ является повышение оперативности управления и эффективности функционирования городских дежурно-диспетчерских служб различной ведомственной принадлежности при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС. В состав ЕСОДУ входят: ЕДДС города, предназначаемая для организации взаимодействия и координации действий городских ДДС при угрозе и возникновении ЧС; оперативно-дежурная служба сил постоянной готовности органа управления ГОЧС; городские дежурно-диспетчерские службы; дежурные службы объектов административно-территориального деления города; диспетчерские службы потенциально опасных объектов; по согласованию — ДДС региональных (межрегиональных) органов, федеральных органов исполнительной власти. Дежурные диспетчерские службы, входящие в ЕСОДУ города, функционируют в трёх режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности (при угрозе ЧС) и ЧС. Наряду с ЕСОДУ употребляется понятие Объединённая система оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ).

Источник:  Энциклопедический словарь Гражданская защита

совокупность взаимодействующих органов управления ГО, РСЧС, а также сферы образования,  принимающих  участие  в организации и выполнении мероприятий подготовки всех групп населения в области ГО и защиты от ЧС, преемственных программ обучения различного уровня и направленности по вопросам ГО и защиты от ЧС, образовательных, научных и других организаций, реализующих данные  программы  обучения, а также общественных объединений, деятельность которых связана с защитой населения от опасностей, возникающих при ЧС и военных конфликтах.

Источник:  Энциклопедический словарь Гражданская защита

В единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (далее - единый государственный реестр заключений) включаются систематизированные сведения о заключениях экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, о представленных для проведения такой экспертизы проектной документации и (или) результатах инженерных изысканий, о проектной документации повторного использования, в том числе об экономически эффективной проектной документации повторного использования, а также заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и представленные для проведения такой экспертизы документы.
    
2. Ведение единого государственного реестра заключений осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или определенным таким федеральным органом исполнительной власти подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением.
    
3. Правила формирования единого государственного реестра заключений, в том числе структура и состав сведений единого государственного реестра заключений, включая перечень сведений, доступ к которым обеспечивается всем заинтересованным лицам на бесплатной основе, требования к порядку и срокам включения в единый государственный реестр заключений сведений о заключениях экспертизы, выданных федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, юридическими лицами, аккредитованными на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, и сведений о документах, представленных для проведения экспертизы, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
    
4. Порядок ведения единого государственного реестра заключений и предоставления содержащихся в нем сведений и документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Источник:  190-ФЗ от 29122004 Градостроительный кодекс РФ

— документ, который предназначен для проведения государственного
кадастрового учета земельных участков: содержит следующие основные сведения о существующих и прекративших существование
земельных участках: кадастровые номера; местоположение (адрес);
площадь; категория земель и разрешенное использование земельных
участков; описание границ земельных участков, их отдельных частей; зарегистрированные в установленном порядке вещные права
и ограничения (обременения); экономические характеристики, в том
числе размеры платы за землю; качественные характеристики, в
том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных
категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества,
прочно связанных с земельными участками; моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного
участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей
записи в этот реестр.

Источник:  ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО РОССИИ: СЛОВАРЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

— объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные
и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как
единое функциональное целое и связаны между собой обменом
веществом и энергией.

Источник:  ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО РОССИИ: СЛОВАРЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

объективно существующая часть окружающей среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения,  животные  и  другие  организмы)  и неживые её элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ и энергией: функционирующие все вместе элементы образуют устойчивую целостность системы (экологическое равновесие). Нарушение экологического равновесия приводит к неблагоприятным экологическим последствиям.

Источник:  Энциклопедический словарь Гражданская защита

объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией

Источник:  ФЗ 7 от 01.0.2017 Охрана окружающей среды

излучение, создаваемое при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе   и образующее при взаимодействии со средой ионы разных знаков. Е.р.и. связано с космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека. Единица активности нуклида в радиоактивном источнике — беккерель (Бк). Один беккерель соответствует одному распаду в секунду для любого радионуклида.

Источник:  Энциклопедический словарь Гражданская защита

доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека. Земные источники радиации в сумме ответственны за большую часть облучения, которому подвергается человек за счёт естественной радиации. В среднем они обеспечивают более 5/ годовой эффективной дозы, получаемой населением, в основном вследствие внутреннего облучения. Остальную часть вносят космические лучи, путём внешнего облучения.

Источник:  Энциклопедический словарь Гражданская защита

— доза излучения,
создаваемая космическим излучением и излучением природных
радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме
человека.

Источник:  ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО РОССИИ: СЛОВАРЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ