Выходя в рейс из английского порта Биркенхед, капитан «Форт-Стайкина» поручил инструкции о строжайшем соблюдении тайны перевозки военных грузов, что им педантично и выполнялось во время долгого морского пути. Судно без происшествий преодолело прибрежные воды Англии и просторы Атлантического океана, счастливо миновало встречи с «волчьей стаей» фашистских подводных лодок и самолетами.
В пакистанском порту Карачи в трюмы «Форт-Стайкина» было погружено много натурального каучука, хлопка в кипах и серы. В твиндеки поместили тщательно упакованный военный груз — 300 тонн тринитротолуола и 1395 тонн боеприпасов. Судно приняло на борт груз чистого золота и слитках: 155 слитков, каждый весом 22 килограмма, на общую сумму 5 миллионов долларов.
Из Карачи «Форт-Стайкин», нашпигованный горючим грузом и взрывчаткой, прибыл в Бомбей, в порту которого либо по халатности администрации, либо в целях маскировки он был ошвартован как обыкновенное грузовое судно, не представляющее опасности.
Распоряжение о разгрузке поступило только утром 14 апреля[1]. Докеры не придерживались определенного порядка, выгружали из трюма № 2 тринитротолуол, кипы пакистанского хлопка, ящики с боеприпасами. Кипы хлопка и натуральный каучук лежали внизу трюмных помещений, поверх их были уложены взрывчатые вещества и боеприпасы. Необходимых мер предосторожности при разгрузке трюмов не соблюдалось, так как докерам не сообщили о характере грузов.
В 12 часов дня в порту начался обеденный перерыв, работы по разгрузке судна были приостановлены и возобновились только в 13 часов 30 минут.
В 14 часов 16 минут диспетчер пожарной охраны порта получил по телефону от вахтенного помощника капитана «Форт- Стайкина» сообщение о пожаре в трюме. О характере груза на горящем судне в пожарной охране порта не было известно, дополнительных постов в месте проведения разгрузочных работ не выставлялось. Диспетчер на основании телефонного сообщения выслал, согласно установленному порядку, два пожарных авто- насоса, которые через 7 минут прибыли на место происшествия. Из трюма парохода выбивался серо-черный дым. Попытки экипажа судна самостоятельно ликвидировать очаг пожара ни к чему не привели.
Прибывшие пожарные машины были быстро установлены на водоисточники и начали подавать воду в трюм. Через некоторое время к месту пожара прибыл полковник Сандлер — англичанин, занимавший пост начальника пожарной охраны Бомбейского порта. Капитан парохода «Форт-Стайкин» сообщил ему обстоятельства возникновения пожара: после обеда индийские докеры обнаружили в трюме тлеющие кипы хлопка; по мнению моряка, причиной пожара могла быть брошенная сигарета или самовозгорание хлопка. Остается неизвестным, поставил ли капитан «Форт-Стайкина» в известность пожарных о наличии в трюмах парохода тринитротолуола, боеприпасов, а также о необходимости вывода судов из дока и эвакуации людей с пирса. Скорее всего, нет, так как обстоятельства дальнейшего хода тушения пожара показали, что пожарные не представляли себе степень опасности начавшегося пожара. К тому же надо отметить, что их тактические действия носили малоквалифицированный характер, не на высоте оказался и полковник Сандлер как руководитель тушения пожара.
Высокая температура и концентрация в трюме едкого дыма помешали пожарным, не имеющим изолирующих противогазов, проникнуть глубоко в трюм, чтобы обнаружить и подавить очаг горения в начальной стадии его развития. От пожарных машин две мощные струи воды подавались прямо в открытые люки горящего трюма, как принято говорить, «по дыму». Такая примитивная тактика тушения пожара не могла принести успеха. По неписаному правилу, которого очень строго придерживаются пожарные большинства стран мира, воду из ствола можно подавать лишь в том случае, если ствольщик вышел на боевую позицию и хорошо видит очаг огня. Недопустимо лить воду в дым, не видя пламени. Это все равно, что стрелять из ружья по цели, не видя ее.
Полковник Сандлер вызвал на пожар весь резерв, которым располагал,-еще восемь пожарных автонасосов и автоцистерн. В люки трюма было введено дополнительно несколько стволов, вода затопляла помещение, но горение становилось все интенсивнее. Тлеющие кипы хлопка всплывали со дна трюма под твиндек, в котором лежал груз тринитротолуола и боеприпасов...
Здесь следует сказать несколько слов о специфике механизма горения волокнистых материалов. Спрессованный в кипы хлопок обладает способностью водоотталкивания и поэтому очень плохо смачивается водой. Попадая на спрессованную кипу, вода сбивает пламя только на ее внешней поверхности, но не проникает в толшу хлопка и не ликвидирует там скрытые очаги горения или тления. Поэтому при пожарах спрессованные кипы приходится разбивать, растаскивать и обильно проливать водой каждый клочок хлопка. Это очень трудоемкая работа.
Существует и другой, более совершенный метод тушения горящих кип и бунтов волокнистых материалов (хлопка, пеньки, джута, льна, кенафа). Он заключается в том, что в воду, подаваемую пожарными машинами, вводят специальные химические вещества — смачиватели. Добавление смачивателя резко повышает огнетушащие свойства воды. Дозированная смачивателем вода свободно проникает внутрь спрессованных горящих кип, быстро и надежно прекращая горение.
Полковник Сандлер, капитан парохода и администрация порта, видимо, не знали особенностей горения хлопка в кипах, ошибочно рассчитывая массой воды подавить пожар в трюме «Форт-Стайкина». Однако густые серо-синие клубы дыма, валившие из трюма парохода, указывали, что вода, обильно подаваемая пожарными машинами, не способствует прекращению горения. Шло время, температура в трюме достигла критической точки, раскалились металлические части, на борту парохода появилось вишневое пятно.
У полковника Сандлера оставался единственный шанс избежать надвигающейся катастрофы: полностью прекратить тушение пожара, удалить всех людей и пожарные машины с пирса, приказать капитану «Форт-Стайкина» затопить обреченный на гибель пароход или вывести его из порта на внешний рейд. На это полковник Сандлер не решился, он еще надеялся затопить водой злосчастный трюм и ликвидировать пожар.
Непонятно поведение капитана «Форт-Стайкина». Ведь он знал о смертоносном грузе в горящем трюме и, будучи лицом, ответственным за безопасность судна, должен был осуществить необходимые действия по предотвращению катастрофы. Проявила преступное легкомыслие и администрация порта; хотя ей из предъявленных капитаном судовых документов был хорошо известен перечень важных и опасных грузов, находившихся в трюмах «Форт-Стайкина», она не приняла мер к отбуксировке судов от пирса и оповещению работающих в порту о надвигающейся опасности.
...А время шло, близилась развязка. Пожар усиливался, вокруг судна закипела вода, от раскаленных бортов парохода поднимался пар, коробилась краска, на борту ширились темнокрасные и вишневые пятна. В 15 часов 45 минут из трюма «Форт-Стайкина» с гулом взметнулись ввысь языки красного пламени, заклубился маслянисто-черный дым, который обычно сопровождает горение каучука. Гул в трюме нарастал, начала вибрировать палуба. Испуганная команда бросила пароход и опрометью устремилась к воротам порта. Одни пожарные остались на боевых позициях, продолжая выполнять свой долг.
Несмотря на видимые признаки пожара на пароходе «Форт- Стайкин», жизнь в порту Бомбея шла своим чередом: докеры- индусы продолжали разгружать соседние суда, слышался грохот лебедок и скрежет подъемных кранов, на рейде сновали катера и лодки, буксиры тащили тяжелогруженые лихтеры. Безмятежно синела даль океана. Никто не подозревал, что приближается катастрофа.
В 16 часов 6 минут чудовищный взрыв потряс порт и город — это взлетел на воздух «Форт-Стайкин». В мгновение разнесенное на части судно исчезло в дыму и пламени. Взрывная волна прокатилась по всей территории порта, сокрушая все на своем пути. Погибли все, находившиеся на палубе парохода и на пирсе, в том числе и пожарные. Взрыв исковеркал и обратил в кучу лома пожарные машины. В результате взрыва судно разломилось на несколько частей, уцелевшая кормовая часть погрузилась на грунт док-бассейна, в ее трюмах осталось около 800 тонн боеприпасов. В 16 часов 33 минуты последовал еще более мощный взрыв кормовой части парохода. Новая взрывная волна завершила опустошения, причиненные первым взрывом.
Последствия взрывов были ужасными. В результате поднятых ими двух гигантских волн в акватории порта, а также непосредственно в док-бассейнах «Виктория» и «Принц» было потоплено, разбито и сильно повреждено более 50 крупных судов. Ошвартованный по корме «Форт-Стайкина» английский грузовой пароход «Джапаланда» вместимостью 4000 тонн взрывом выбросило на крышу склада. Слитки золота в дальнейшем находили в городе на расстоянии многих километров от порта.
Территория порта, дороги и проезды оказались заваленными обрушившимися зданиями, грудами камня, искореженным металлом. Разрушению подверглись пирсы и доки, большое количество портовых складов с хлопком, зерном, военной техникой. К опустошительным разрушениям прибавились массовые пожары. Взрыв разметал мешки с грузом, каучук, раскаленные металлические части парохода, тлеющую серу, горящие кипы хлопка в радиусе около километра, создав много очагов пожаров на территории порта и в Бомбее. В порту запылало 12 судов.
Рабочие, воинские части, экипажи морских судов, сохранившаяся в городе пожарная техника были брошены на защиту Бомбея, Чтобы не допустить распространения пожара из порта на город, было решено создать противопожарный разрыв шириной 500 метров. В полосе разрыва пришлось взорвать все здания и сооружения, ограничив таким образом пожар пределами порта. Как правило, этот метод борьбы с пожарами в населенных пунктах не применяется, за исключением случаев использования взрывчатки для создания минерализованных полос при лесных пожарах. Массовые взрывы, примененные в Бомбее военными властями для борьбы с пожаром, оправдывались чрезвычайными обстоятельствами, и в первую очередь отсутствием пожарной техники, значительная часть которой вышла из строя при взрыве. Три дня над горящим портом висела темная дымная туча. Активных мер к тушению портовых сооружений не принималось, да и необходимых сил для этого не имелось.
Точная причина возникновения пожара в трюме «Форт- Стайкина» не установлена. Остается неизвестным, была ли причиной пожара диверсия, неосторожность докеров или самовозгорание хлопка. Можно сделать только один безошибочный вывод: пожар мог быть ликвидирован в начальной стадии его развития. Для этого на судне требовалось ввести в действие пожарные насосы, проложить от них рукавную линию со стволом в трюм и быстро подать воду в очаг пожара. К сожалению, ни члены экипажа, ни пожарные не проявили должной оперативности. Развитию пожара до катастрофического способствовали и неумелые действия руководителя тушения пожара.
Обычно в обстоятельствах, подобных тем, которые сложились в док-бассейне «Виктория», организуется штаб пожаротушения. В его состав вводятся капитан судна и представители порта. Штаб возглавляет руководитель пожаротушения. Если горящее судно уже ошвартовано у пирса или стоит в доке, то, как правило, руководителем пожаротушения назначается начальник пожарной службы города или порта. Штаб пожаротушения намечает и осуществляет все действия по ликвидации пожара и обеспечению безопасности людей.
Ничего подобного при тушении пожара в Бомбейском порту сделано не было, что привело к огромным жертвам. Убито было 1500 и ранено более 3000 человек. Это только те жертвы, которые официально зарегистрировали морги и больницы города. Сколько человек утонуло, погибло в огне, пропало без вести, будучи погребенными под развалинами зданий, никто не знает. Разрушенный порт пришлось отстроить заново. Сумма ущерба, причиненного взрывом «Форт-Стайкина» и последующим пожаром, составила ориентировочно 1,5 миллиарда долларов.
Происшедшая в дни второй мировой войны катастрофа в порту Бомбея не вызвала в мире большого резонанса и давно стала достоянием истории. Однако и в наше время взрывы и пожары в портах, на морских и речных судах — довольно частое явление. Статистика свидетельствует, что только в результате пожаров в мире ежегодно погибает 40—50 судов (лайнеры, сухогрузы, танкеры). Эти данные не включают пожары, происходящие на речных и озерных судах.
Современная пожарная техника позволяет ликвидировать многие пожары, особенно если тушение начато своевременно. Строительство судов с учетом требований пожарной безопасности, оборудование их автоматическими системами предупреждения и тушения пожаров снижают вероятность возникновения пожаров и взрывов. Однако она все еще велика, особенно при транспортировке и переработке в портах нефти и нефтепродуктов, химических и взрывоопасных веществ и материалов, аммиачной селитры, ядохимикатов, леса, хлопка, некоторых сортов каменных углей, склонных к самовозгоранию.
Проектировщики, строители, эксплуатационники постоянно работают над совершенствованием систем пожарной охраны судов. Наиболее перспективными направлениями следует считать ограничение использования горючих материалов при отделке внутренних помещений, в том числе, пассажирских кают, оборудование всех кают и трюмов сухогрузов установками пожарной сигнализации с высокочувствительными датчиками, реагирующими на инфракрасное излучение и появление малейшей струйки дыма, оснащение машинных отделений, отсеков трюмов и других помещений установками, позволяющими быстро использовать высоко- кратную пену — высокоэффективное средство борьбы с огнем.
Пожар на танкере «Ерма»
В солнечный день 22 июня 1977 г. в морской порт Варны вошел танкер «Ерма» с грузом сырой ливийской нефти. Вскоре танкер пришвартовался у эстакады нефтебазы морского порта. Экипаж судна немедленно приступил к работе по перекачке нефти из танков в наземные резервуары нефтебазы.
Построенный на судостроительных верфях Швеции, танкер в течение 11 лет эксплуатировался в составе норвежского танкерного флота, а в 1965 г. был закуплен внешнеторговыми организациями Народной Республики Болгарии. С того времени он ходил на морских линиях под флагом Болгарии. В 27 судовых танках общим объемом 24 750 кубометров можно было перевозить около 19 тысяч тонн нефтепродуктов. Кроме товарных танков на «Ерме» были предусмотрены небольшие емкости, предназначенные для хранения жидкого топлива (мазута), на котором работали двигатели самого судна. Танкер имел довольно внушительные размеры: длину 270 метров, ширину 21 метр, высоту борта 9 метров. В период строительства на танкере была смонтирована стационарная система тушения пожара с использованием воды и пара.
Разгрузка танкера началась днем 22 и велась до вечера 23 июня. Из танков судна было перекачено в резервуары нефтебазы более 8 тысяч тонн нефти. Разгрузка проходила без видимых осложнений до 17 часов 35 минут. В этот момент в районе машинного отделения судна раздался сильный взрыв. Мгновенно вспыхнувшее пламя охватило машинное отделение и надпалубные помещения кормовой части судна. Капитан и весь экипаж быстро покинули терпящий бедствие танкер. На берегу среди членов экипажа недосчитались двух человек — кочегара и моториста. Позже удалось установить, что они погибли во время взрыва.
Пылающий, окутанный клубами дыма танкер стоял у причала нефтебазы, создавая реальную угрозу взрыва и пожара крупным резервуарам, наполненным нефтью, докам и сооружениям судоремонтного завода, другим объектам морского порта. В 18 часов была сделана первая попытка потушить пожар на танкере. К нему подошли спасательные катера, с которых были поданы струи воды на верхнюю часть судна. Такой способ тушения пожара не мог дать нужного эффекта. Танкер продолжал гореть.
По тревоге к месту пожара прибыли семь пожарных автомобилей из Варпы. Боевые расчеты пожарных частей города установили машины на водоисточники и проложили с берега на палубу танкера три рукавные линии: по двум из них подавалась вода, одна служила для получения огнетушащей пены.
С первых же минут возникновения пожара администрация морского порта и пожарные части города, естественно, стремились сделать все, чтобы как можно скорее потушить пожар на танкере и устранить угрозу портовым сооружениям и судам. Чрезмерная спешка породила некоторую несогласованность действий: в момент, когда пожарные города ввели на палубу танкера водяные и пенные стволы, администрация стала с помощью буксиров оттаскивать горящее судно от причала нефтебазы. В момент отбуксировки были порваны рукавные линии и повреждена пожарная техника. Танкер удалось оттащить от берега лишь на 100 метров: заклиненный якорь невозможно было поднять из-за неисправности подъемного механизма.
Покинутая людьми «Ерма» неподвижно стояла на воде, отбрасывая в небо густые клубы дыма. Теперь от берега ее отделяла водная преграда, но эта же преграда делала невозможным атаковать горящее судно с берега. Тушение пожара, а точнее охлаждение танкера, производилось лафетными стволами с пожарных катеров и буксиров, которые опасались подойти к терпящему бедствие судну вплотную из-за угрозы возможного взрыва. Их опасения были не напрасными.
В 19 часов порт потряс мощный взрыв. На «Ерме» взорвались расположенные рядом с машинным отделением судовые емкости с топливным мазутом, а также баллоны с кислородом и сжатым воздухом. Больших повреждений корпусу танкера взрыв, видимо, не причинил, и плавучесть его не нарушилась. Суда, участвовавшие в тушении пожара на танкере, успели отойти от него на безопасное расстояние.
Охлаждение судовых танков и корпуса танкера водой возобновилось через 2 часа. К этому времени был сформирован штаб пожаротушения. В него вошли специалисты, администрация порта, работники пожарной охраны, ответственные представители партийных органов и государственной власти.
В первую очередь штаб позаботился о безопасности береговых сооружений и судов, находящихся в порту. Существовала реальная угроза возникновения более сильных взрывов на горящем танкере, разрушения танков с нефтью, разлива и воспламенения ее по поверхности акватории порта. Чтобы не допустить распространения пожара и воспламенения могущей разлиться на воде нефти, штаб установил на берегу несколько усиленных пожарных постов с необходимой пожарной техникой. Пожарные посты были также расставлены у канала, соединяющего Черное море с портом. Дополнительно штаб вызвал пожарные части из Шуменского, Бургасского, Толбухинского и Торговишского округов, а также пожарные морские суда из Констанцы (Румыния) и Севастополя (СССР).
В 22 часа 40 минут из Софии в Варну специальным самолетом прибыл начальник Управления пожарной охраны республики генерал-лейтенант Илия Дончев. За многолетнюю беспокойную службу на посту руководителя пожарной охраны Болгарии он не раз участвовал в труднейших огненных баталиях, из которых почти всегда выходил победителем. Глубокое знание своего дела, мужество и отвага помогали ему одерживать победы над стихией. И все знали: где Дончев, там успех обеспечен.
Прежде чем принять решение о способе тушения пожара, Дончев детально ознакомился с обстановкой. На катере вместе с членами штаба пожаротушения он объехал вокруг горящего танкера, проверил систему противопожарной защиты береговых сооружений, принятую штабом на случай растекания горящей нефти из танков «Ермы».
Тем временем из кормовой части судна раздавались сильные взрывы, сотрясавшие его корпус. Взрывы следовали с удивительной регулярностью — через каждые 2-3 минуты. Все знали, что рано или поздно эти повторяющиеся взрывы разрушают обшивку судна, переборки между товарными танками. И тогда нефть горящим, все уничтожающим на своем пути потоком хлынет в порт. Последствия этого были бы ужасными. И не только для порта, но и для города.
Надо во что бы то ни стало предотвратить катастрофу. А сделать это было невероятно трудно. Перебрав все традиционные способы тушения, штаб решил, что ни один из них в данном случае не мог принести успеха. Дело осложнялось тем, что обрушиваемые на танкер каскады воды лишь охлаждали металлическую обшивку бортов и палубу, а основных очагов пожара в машинном и котельном отделениях не достигали. Только подача пены внутрь танкера, в самый очаг пожара, могла спасти положение.
В пожарной охране города имелись средства пенного тушения. Но как подогнать пожарные машины к «Ерме» — ведь танкер отделяла от берега 100-метровая водная преграда? Стационарную систему пожаротушения на судне экипаж не успел привести в действие. К тому же выход из строя машинного отделения полностью парализовал установки парового и водяного тушения пожара. Положение казалось безвыходным. А каждая минута промедления приближала момент неизбежного прорыва нефти из судовых цистерн в порт. В грузовых отсеках танкера находилось более 10 тысяч тонн нефти. Этого количества было достаточно, чтобы покрыть горящим потоком всю акваторию морского порта.
И тогда Дончев предложил очень смелый и необычный план тушения пожара. В качестве трамплина для наступления на горящий танкер решено было использовать 100-тонные плавучие краны с плоскими просторными платформами, на которых свободно могли разместиться пожарные машины. Низкая посадка бортов платформы делала возможным забор воды насосами пожарных машин.
Пожарные приступили к осуществлению пенной атаки. Плавучие подъемные краны «Антей» и «Гигант» подошли к береговым причалам. На каждый из них погрузили по три пожарных автомобиля. Цистерна одного из них была полностью заполнена жидким пенообразователем, необходимым для получения огне- тушащей пены. Количество людей, участвовавших в этой очень опасной операции, было сведено к минимуму. Боевой расчет на три пожарных автомобиля состоял всего из семи человек — самых опытных и смелых офицеров и сержантов, не раз прошедших испытание огнем.
В 23 часа 30 минут краны приблизились к горящему судну. Благодаря умелым действиям экипажа плавучий кран «Гигант» был подведен вплотную к танкеру с подветренной стороны, что дало возможность пожарным приступить к тушению пожара с очень близкого расстояния.
Подготовка к первой пенной атаке завершилась к половине второго ночи 24 июня 1977 г. Производившееся до этого момента интенсивное охлаждение танкера водой сыграло свою роль: распространения огня на товарные танки с нефтью не произошло. Пожар ограничился помещениями котельной и машинного отделения. Это дало возможность сосредоточить все усилия пожарных на кормовой части судна, где размещались повременные взрывом баки с топливом.
По первоначальному варианту высокократную пену внутрь машинного помещения предполагалось подать через дымовую трубу танкера, для чего три пеногенератора высокократной пены были прикреплены к стреле «Гиганта». Но первая пенная атака не удалась. Пена, попадая на раскаленную поверхность дымовой трубы, быстро разрушилась, теряя свои свойства. Недостаточной была и интенсивность подачи пены.
В план тушения пожара Дончев оперативно внес коррективы. Теперь пена должна была поступать в очаг пожара с очень близких расстояний. Вторая пенная атака началась в 2 часа ночи с платформы крана «Антей». Пожарные ввели в действие передвижные пеногенераторы от пожарных автомобилей. Пена подавалась в люки и отверстия палубы. Этот прием быстро дал результаты. Интенсивность горения несколько уменьшилась. Но металлические части и конструкции танкера оставались сильно нагретыми, пена разрушалась, не достигая основных очагов пожара. По-прежнему на танкере продолжались взрывы, сильно затрудняя работу пожарных.
Под непрерывной канонадой взрывов борьба с огнем ни на минуту не прекращалась. Старшие лейтенанты Ганев и Михайлов сумели подняться на палубу раскаленного танкера и ввести генераторы с близких к огню позиций. К тому времени удалось повысить интенсивность подачи пены от пожарных автомобилей в 2—3 раза. Пенный поток устремился в машинное отделение, подавляя очаги горения. За первыми двумя смельчаками на борт танкера поднялись другие. Ближе к «Ерме», на более удобные для тушения водой позиции подошли катера, буксиры и другие суда. Интенсивная подача пены и непрекращающееся охлаждение водой танкера позволили к 9 часам утра 24 июня практически ликвидировать пожар и устранить угрозу взрыва. К 16 часам 30 минутам пожарные проникли во все помещения судна и полностью установили контроль над «Ермой». Когда к вечеру 24 июня в порт Варны вошли вызванные из Констанцы и Севастополя морские пожарные катера, их помощь уже не потребовалась.
Так была выиграна битва с огнем в порту Варны. Груз «Ер- мы» был сохранен. На следующий день после пожара более 10 тысяч тонн ливийской нефти, находившейся в танках судна, наполнили резервуары нефтебазы морского флота. Танкер «Ерма» после ремонта вступил в строй морского флота Болгарии.
Причина первого взрыва, вызвавшего пожар на танкере, осталась невыясненной. Достаточно достоверно был установлен характер последующих взрывов, сильно препятствовавших ликвидации пожара. Оказалось, что во время второго взрыва один из товарных танков получил пробоину. Через нее нефть самотеком стала проникать к очагу пожара в кормовую часть танкера. По мере накапливания нефти происходило испарение легких фракций и образование объемной взрывоопасной смеси (в сырой ливийской нефти содержится до 70 процентов легкогорючих бензиновых фракций). В момент проникания газовоздушной взрывчатой смеси в очаг пожара в машинном отделении происходил взрыв. Циклы накапливания взрывчатой смеси и ее взрывы с периодичностью 2-3 минуты продолжались до момента подавления пожара в машинном отделении танкера.
Вместительный зал Дома народного флота в Варне заполнен до отказа. Здесь собрались работники Министерства внутренних дел, моряки. В президиуме — министр внутренних дел Народной Республики Болгарии Димнтр Стоянов, начальник Управления пожарной охраны Илия Дончев, начальник окружного управления МВД в Варне Велико Станков.
Зачитывается Указ Государственного Совета Народной Республики Болгарии о присвоении генерал-лейтенанту Илие Дон- чеву звания Героя Социалистического Труда. «Служу Народной Республике Болгарии!»,— отвечает он, и зал встречает эти слова бурными аплодисментами.
Горячо приветствует зал и других товарищей, награжденных орденами и медалями за героизм, смелость и высокое профессиональное мастерство, проявленные при тушении пожара на танкере «Ерма».
...На трибуне — министр внутренних дел генерал-полковник Димитр Стоянов. От имени Центрального Комитета Болгарской коммунистической партии, Народного правительства, от имени руководства Министерства внутренних дел он обращается к награжденным: «Эти государственные награды — свидетельство высокой оценки Центральным Комитетом нашей партии мужества тех, кто тушил пожар на танкере «Ерма», спасая находящиеся поблизости суда, нефтяную базу, кораблестроительный и ко- раблеремонтный заводы».
От награжденных выступает полковник Энчо Энев, возглавляющий противопожарные формирования Варны.
— Мы рассматриваем награды правительства НРБ,— говорит он,— как заслуженное признание трудовой профессии пожарных. Они обязывают нас совершенствовать свое мастерство, стремиться к новым успехам, сделать все, что в наших силах, для строительства и процветания нашей социалистической Родины.
Следует сказать, что фактов успешного тушения пожаров на танкерах, как это имело место в порту Варна, сравнительно немного. Постоянная угроза взрыва и техническая сложность подачи в горящие товарные танки огнетушащих средств делает процесс тушения пожара крайне сложным и опасным. Пожарные и моряки Болгарии справились с этой трудной задачей блестяще. Руководитель тушения пожара генерал-лейтенант Дончев, офицеры, сержанты и рядовые проявили мужество и самоотверженность, высокое профессиональное мастерство, умение в сложной обстановке найти нестандартное тактическое решение, обеспечившее ликвидацию пожара на танкере и спасение сооружений в морском порту Варна.
[1] Здесь и далее обстоятельства взрыва парохода и возникшего затем пожара даются по книге Л. Н. Скрягина «Тайны морских катастроф» (М., 1978).