Цель РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ - предложение широкого спектра услуг по низким ценам на постоянно высоком качестве.

Пожары и Ф. М. Достоевский

В один из майских дней 1862 года в прихожей петербургской квартиры Н. Г. Чернышевского зазвонил колокольчик. Слуга доложил Николаю Гавриловичу, что его по срочному делу желает видеть Ф. М. Достоевский. Вот как спустя почти четверть века Чернышевский по памяти восстановил встречу с великим русским писателем, когда того уже не было в живых: «Я тотчас вошел в зал; там стоял человек среднего роста, лицо которого было знакомо мне очень по портретам. Подошедши к нему, я попросил его сесть на диван и сам присел подле него со словами, что мне очень приятно видеть автора «Бедных людей». Достоевский ответил мне на приветствие и после нескольких секунд колебания объяснил цель своего визита в словах коротких и прямых, приблизительно следующих:

— Я к вам по важному делу с горячей просьбой. Вы близко знаете людей, которые сожгли Толкучий рынок. Прошу вас, удержите их от повторения того, что сделано ими».

Что же предшествовало этому разговору, что послужило ему причиной? О трагических событиях мая 1862 года подробно рассказано в главе «Дело о поджигателях» настоящей книги. Тогда в Петербурге с весны установилась сухая и жаркая погода, что способствовало возникновению пожаров. Пик особо крупных пожаров пришелся на конец мая. Главное событие месяца, буквально ошеломившее всю столицу, произошло 28-го числа, когда загорелся Толкучий рынок, пожар получил большое развитие, угрожая всей центральной части города. Пожарные, измученные многодневной борьбой с пожарами, уже не могли противостоять огню. К счастью, около полуночи ветер неожиданно утих, развитие пожара само собой пошло на убыль, пламя потеряло прежнюю разрушительную силу. А ближе к утру погода резко изменилась — спала многодневная жара, заметно похолодало, а затем пошел дождь...

Не успел еще рассеяться дым пожарища, а молва уже разнесла по городу весть о поджигателях рынка, к которым огульно отнесли всю учащуюся молодежь, революционеров и поляков, хотя ни одного поджигателя задержано не было. Правительственным кругам, полиции было на руку использовать майские пожары для гонения всех, кто выступал за коренные преобразования в обществе, последовали аресты политического характера.

Майские пожары 1862 года и охватившие петербургское общество поветрие насчет мнимых поджигателей не могло не вызвать беспокойства Федора Михайловича Достоевского, жившего в ту жаркую весну в столице. К этому прибавилась история с обнаруженной в ручке замка квартиры писателя погромной прокламацией, в которой содержался призыв «взяться за топоры». Тогда-то расстроенный Достоевский и решает пойти к Н. Г. Чернышевскому и уговорить его выступить с осуждением поджигателей и авторов зловредной прокламации.

Эта необычайная просьба, несомненно, поставила Николая Гавриловича в затруднительное положение, так как он никакого отношения к мнимым поджигателям не имел. В то же время от него не укрылось, что Достоевский находится в состоянии сильного нервного возбуждения, и любой отрицательный ответ на его просьбу мог повлиять на здоровье писателя. Поэтому Чернышевский сказал: «Хорошо, Федор Михайлович, я исполню ваше желание». Достоевский схватил руку Чернышевского и, насколько доставало у него сил, восторженно выразил ему благодарность за то, что он избавляет Петербург от судьбы быть сожженным дотла. Затем беседа между ними вошла в спокойное русло издательских и творческих интересов. Через некоторое время, обменявшись взаимными любезностями, Достоевский и Чернышевский распрощались.

...Спустя почти два года после этого Достоевский уезжает за границу, где работает над романом «Бесы». Действие его происходит в губернском городе, где свила гнездо некая революционная заговорщицкая организация, члены которой не гнушаются убийствами, шантажом, обманом и поджогами.

Сцены романа, рисующие поджоги и губительный пожар в Заречье, несомненно, навеяны писателю петербургскими событиями мая 1862 года. «В губернии все лето свирепствовали по городам и селам пожары, а в народе все сильнее и сильнее укреплялся глупый ропот о поджогах. Грабительство возросло вдвое против прежних размеров».

С большой художественной силой в романе «Бесы» передан кошмар ночного пожара в Заречье: пылающие дома, клубы едкого дыма, ураганный ветер, паника спасающихся от огня погорельцев, беспомощность властей перед огненной стихией. Финал пожара в Заречье также напоминает бедствие на Толкучем рынке: «Наступил наконец угрюмый мрачный рассвет. Пожар уменьшился, после ветра наступила тишина, а потом пошел медленный дождь, как сквозь сито.»

Достоевский в «Бесах» впервые в русской литературе дает глубокую «философскую» сущность ночного пожара, а точнее характер воздействия открытого огня на психику человека: «Большой огонь по ночам всегда производит впечатление раздражающее и веселящее; на этом основаны фейерверки, но там огни располагаются по изящным правильным очертаниям и, при полной своей безопасности, производят впечатление игровое и легкое, как после бокала шампанского. Другое дело настоящий пожар: тут ужас и все же как бы некоторое чувство личной опасности, при известном веселящем впечатлении ночного огня, производят в зрителе некоторое сотрясение мозга и как бы вызов к его собственным разрушительным инстинктам...»

Еще раз писатель возвращается к «пожарной» теме в небольшой заметке «Пожар в селе Измайлове», опубликованной петербургским журналом «Гражданин» в 1873 году. В начале ее Достоевский приводит цитату из «Московских ведомостей», где впервые было сообщено о несчастье: «...недостаток воды ощущался громадный... у крестьян по их нерадению и беспечности и, главное, пьянству, пет не только пожарной трубы, багра, но и самого необходимого в их домашнем быту — лома, топора и ведра, так что женщины заливали огонь подойниками. Все это пропито и заложено в трактирах и кабаках». «И это в подмосковном известном селе!» — восклицает Федор Михайлович. И далее размышляет о том, что рост кабаков и пьянство, несомненно, способствуют увеличению пожаров в деревнях. Ну и какой осторожности ждать от пьяного человека? По праздникам же пьяны все подряд. И если тогда что-нибудь не загорится-это просто случайность. А все происходит оттого, что людям просто нечем заняться. Стало быть, пора подумать, чем можем развлечь крестьян в праздники,— таков вывод, сделанный Достоевским из заметки о пожаре в подмосковном селе Измайлове.

Пожары немало досаждали писателю в Старой Руссе, где он поселился с семьей вдали от суетной петербургской жизни. Пожары в этом городе случались и зимой и летом, нередко выгорали целые улицы. Федор Михайлович очень тревожился, если начинался пожар и в ночи раздавался звон соборной колокольни. Он первый просыпался, будил близких, сам шел посмотреть, где и что горит.

Супруга писателя Анна Григорьевна в своих «Воспоминаниях» (А. Г. Достоевская. Воспоминания.-М., 1987, 299, 300 с.) приводит такой эпизод: «Помню, как весной 1875 года мы переезжали с зимней нашей квартиры в доме Леонтьева на дачу Гриббе, сторож нашего дома, прощаясь, сказал:

—   Пуще всего мне жаль, что уезжает барин Федор Михайлович.

—   Почему так?— спросила я, зная, что муж не имел с ним сношений.

—    Да как же, барыня: чуть где ночью пожар и зазвонят в соборе, барин уже тут как тут: стучится в сторожку: вставай, дескать, где-то пожар! Так про меня пристав говорит: во всем городе нет никого исправнее сторожа генерала Леонтьева,— чуть зазвонят, а он уже у ворот. А теперь как я буду? Как мне барина не жалеть.

Придя домой, я передала мужу похвалу нашего сторожа. Он рассмеялся и сказал:

—   Ну, вот видишь, у меня, оказывается, есть достоинства, о которых и сам я не подозревал.