Цель РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ - предложение широкого спектра услуг по низким ценам на постоянно высоком качестве.

Испанская трагедия

На среднеземноморском побережье испанской провинции Таррагона стояла прекрасная летняя погода. Ярко светило солнце, термометр показывал в тени 26 градусов. Но зноя не ощущалось-дующий с моря легкий ветер приносил освежающую прохладу. Неподалеку от небольшого поселка Сьерра-дель-Мар на узкой пыльной полоске земли, стиснутой с одной стороны морем, с другой — национальной автомагистралью № 340, по которой день и ночь грохотал поток грузовых и легковых машин, расположился кемпинг «Лос-Альфакес» — передвижные фургончики, палатки, легкие домики, автомобильная стоянка и небольшой пляж.

Обитатели «Лос-Альфакеса» — а это были туристы из западноевропейских стран, главным образом из ФРГ — радовались возможности провести кратковременный отпуску моря. И хотя в разгар туристского сезона кемпинг становился похож на большой человеческий улей, люди не жаловались, мирились с теснотой и бивачной жизнью ради места у теплого моря, где можно было, пусть ненадолго, забыть о суматошной жизни дымных городов, о волнениях и заботах повседневной жизни.

Кемпинг облюбовали люди семенные, среднего достатка, которым не по карману были фешенебельные курорты с просторными золотистыми пляжами, роскошными гостиницами, дорогими ресторанами. Здесь же за умеренную плату предоставляли место для стоянки автомобиля и крошечный домик — комнату на четырех человек общей площадью всего 16 квадратных метров. В домике на газовой плитке с баллоном сжиженного газа можно было сварить кофе и приготовить обед. Тот же, кто не хотел утруждать себя приготовлением пищи, мог воспользоваться услугами ресторана, носившего звучное название «Сьерра- Мар».

После 2 часов дня наступало время послеобеденного отдыха, и кемпинг затихал. Большинство туристов отдыхало у своих палаток, в домиках, многие загорали на пляже или купались. Так было и в тот памятный многим день 11 июля 1978 г. до тех пор, пока не раздались оглушительные взрывы.

То, что произошло далее, мы опишем словами людей, ставших очевидцами этих страшных событий.

— Свой отпуск вместе с женой и четырнадцатилетней дочерью мы решили провести в Испании. «Лос-Альфакес» оказался тем местом, где мы по нашим скромным средствам сняли крошечный домик у моря. Здесь же рядом на стоянке находилась и наша машина. Через пару дней мы рассчитывали выехать к себе домой, в ФРГ. 11 июля, примерно в 14 часов, меня неудержимо потянуло в море. Жена и дочь несколько задержались в нашем домике, и мы условились встретиться на берегу. На пляже, как всегда, было очень оживленно. Будучи неплохим пловцом, я быстро заплыл довольно далеко в море, а затем повернул обратно.

Весь освещенный солнцем берег с его лентой шоссе, поселком, кемпингом, стоянкой автомобилей, пляжем и белой полоской прибойной волны хорошо просматривался с воды. Я старался издали рассмотреть на пляже среди людей яркие купальные костюмы жены и дочери. И в этот момент перед моими глазами на берегу произошло нечто невероятное: над кемпингом со стороны шоссе мгновенно вспыхнул громадный ослепительно яркий, как солнце, огненный диск, потом раздался большой силы взрыв, и через секунды мое мокрое лицо опалила волна нестерпимого жара. Инстинктивно я нырнул, ища спасения в прохладной морской воде. Не знаю, сколько времени мне удалось пробыть под водой, но когда я вынырнул на поверхность моря, волна горячего воздуха уже миновала, можно было сносно дышать. Теперь на берегу, на месте, где находился кемпинг, бушевало безудержное море огня. Я хорошо видел пылающие домики, бегущих к морю людей, на которых факелами горела одежда. Душераздирающие стоны и крики доносились со стороны кромки моря — там у берега обожженные люди барахтались и погибали в кипящей воде. Казалось, весь берег представляет огромный костер, в гуще которого раздавались взрывы и в небо высоко взвивались языки пламени и дыма. Позже мне сказали, что это рвались баллоны со сжиженным газом и бензобаки автомобилей. Выйти на берег в районе кемпинга из-за сильного жара оказалось невозможно: нагревшаяся на мелководье вода обжигала тело, воздух накалился до предела. Пришлось долго плыть вдоль берега и выйти на сушу далеко от пожара, за испанским поселком. В поселке всюду были видны разрушения, стекло усыпало землю, на улице я видел окровавленных людей, получивших ранения от взрыва. Обессиленный и подавленный, я направился к кемпингу. Мне безумно хотелось проникнуть на место пожара, узнать, что стало с моей семьей.

К домикам, где мы жили, пройти не удалось. На месте катастрофы уже работали пожарные в касках и добровольцы спасательных отрядов. С места пожара выносили страшно обгоревших, обезображенных людей, на автомобилях куда-то увозили. Без содрогания не могу вспомнить обезображенные трупы. На еще живых людях — женщинах, детях — страшные ожоги, вспухшие волдыри, кровоточащие раны. Обожженных огнем и обварившихся в горячей морской воде все несли и несли. От стонов и мольбы пострадавших леденела кровь — это были сцены ужаса и страданий, достойные страниц «Апокалипсиса». Плохо помню, как и где я провел ночь, кто накинул на меня одежду.

Рано утром с восходом солнца я увидел опустошенный пожаром кемпинг. Жену и дочь мне так и не удалось найти. Да и невозможно их было опознать среди черных, обгоревших и изуродованных трупов. А может быть, они утонули, сброшенные с пляжа силой взрыва в море. Я лишился самых дорогих и близких мне людей, с кем делил радости и заботы семейной жизни. Вот чем окончилась наша туристическая поездка в Испанию.

Чета Боргвардов из Бремена как раз собиралась в кемпинге приняться за только что приготовленные спагетти. В половине третьего недалеко от их фургончика раздался сильный взрыв, «как будто на воздух взлетела половина земного шара». Взрывная волна была столь велика, что сбросила их со стульев. Так и не отведавший своих спагетти, Боргвард крикнул жене: «Немедленно прочь отсюда!». На расстоянии примерно 40 метров уже вспыхнул гигантский огненный шар. Боргварды успели вскочить в машину и выехать на проходящую рядом центральную улицу. Так им удалось избежать гибели.

Женщина, сопровождавшая на санитарной машине свою тяже -лопострадавшую дочь, рассказала: «Вдруг все запылало, горел даже воздух. Я была недалеко от моря и тут же бросилась в воду, таща за руку Карину. Она лишь на какое-то мгновение отстала от меня, но этого было достаточно, чтобы получить сильные ожоги. Мы отплыли от берега и долго не выходили из воды, а когда оказались на суше, я увидела, что у Карины с ног свисают лоскуты кожи. Не знаю, как я ее дотащила до дороги,— там нас подобрала санитарная машина. Я ничего не знаю о судьбе моего мужа — он оставался на территории кемпинга».

Взрыв произошел в 14 часов 38 минут — в это время остановились стрелки часов всех обитателей кемпинга. Мощная взрывная волна все сметала на своем пути. За каких-то несколько минут вся территория кемпинга была объята пламенем. Температура в зоне горения достигла 1300-1500 градусов, плавился металл.

Всего при взрыве и последовавшем затем пожаре погибли 149 человек, получили тяжелые ожоги и ранения примерно 300 человек. Многие из числа тяжелопострадавших через несколько дней умерли в больницах, главным образом от ожогов. Количество легкораненых и получивших незначительные ожоги никто не учитывал, им только оказывалась срочная помощь. В день катастрофы в кемпинге проживало около 1000 туристов.

Оставшиеся в живых лишились всего имущества и крыши над головой. Измученных, обессиленных людей разместили в только что выстроенном и еще не заселенном доме неподалеку от «Лос-Альфакеса». Некоторых приютили жители окрестных поселков, крестьяне приносили пострадавшим еду

Для ликвидации пожара и последствий взрыва в «Лос-Аль- факесе» требовалось быстро мобилизовать большое количество сил спасания, пожарных бригад и медицинской помощи. Благодаря быстрым и решительным действиям властей к ликвидации последствий катастрофы были привлечены службы спасания крупнейших городов среднеземноморского побережья Испании — Таррагоны, Валенсии, Барселоны и Кастельона.

Особенно трудной оказалась работа медицинской помощи. До прибытия национальных сил спасания пострадавших помогали вывозить сами туристы. На своих машинах они доставляли обожженных в ближайшие госпитали. С прибытием специального медицинского транспорта эвакуация пошла быстрее. Но очень скоро выяснилось, что санитарных машин не хватает. Тогда руководитель спасательных работ Роберт Хуртер запросил помощи из французского города Перпиньяк.

Получивших наиболее тяжелые ожоги немедленно направляли в специальные клиники Валенсии и Барселоны, где имелись отделения по оказанию срочной помощи обожженным. Однако ожоговые центры не могли принять всех пострадавших: число получивших ожоги превышало все вероятные предположения и расчеты. Только в Таррагоне было похоронено по меньшей мере 100 трупов, опознать которые из-за страшных ожогов было невозможно.

Испанские медики самоотверженно боролись за жизнь каждого пострадавшего. Но специалистов по лечению ожогов в стране было мало. Пришлось прибегнуть к помощи Красного Креста. ФРГ и Швейцария направили в Испанию бригады травматологов и хирургов, специализирующихся на лечении ожогов. Часть пострадавших — граждан ФРГ и Швейцарии — была вывезена из Испании самолетами для госпитализации и лечения на родине.

Положение пострадавших было очень тяжелым. Профессор Хоссли, ознакомившись с жертвами катастрофы, подвел ужасающий итог: «Все они практически безнадежны. У всех пациентов обширные ожоги третьей степени. Их нельзя трогать с места».

Главный врач барселонского ожогового центра Хосье Баньу- элос сказал: «Страшно приступать к лечению этих людей, сознавая, что большинство из них не удастся спасти. Они обречены. Многие потеряли более 70 процентов кожного покрова. Это значит, что надо будет обеспечить защиту от проникновения инфекции в открытые раны площадью до полутора квадратных метров и постепенно закрывать их путем пересадки кожи. Каждому пострадавшему придется перенести по несколько десятков операций».

"Организм человека, перенесшего сильнейшие ожоги, ослаблен так, что это можно сравнить с состоянием человека, бегающего в течение 6 недель без передышки,— сказал доктор Баньуэлос. — Ожог — тяжелейшая из болезней".

Большинству пострадавших, в первую очередь получившим тяжелейшие ожоги, сохранить жизнь не удалось. По количеству погибших и обожженных, среди которых было много женщин и детей, испанские газеты сравнивали катастрофу в «Л ос-Альфа- кесе» с атомной бомбардировкой Хиросимы.

Почему же произошла катастрофа? В чем причина ужасающего взрыва вблизи кемпинга «Лос-Альфакес»? На эти вопросы дает ответ техническая экспертиза специалистов из Барселоны.

В заключении экспертов указывается, что взрыв произошел на автоцистерне с пропиленом. Транспортное средство, на котором перевозился пропилен, состояло из мощного автомобильного седельного тягача типа «Пегас» и металлической цистерны большого объема, установленной на колесной тележке. После взрыва была найдена часть корпуса цистерны с табличкой, на которой нанесены следующие технические дачные: место изготовления цистерны — Бильбао, наружный диаметр — 2300/2100 мм рабочая температура +50° С, рабочее давление — 18 кгс/см2, объем цистерны — 45 м3, испытательное давление — 30 кгс/см2, дата испытания-13.12.73, испытание цистерны проводилось бюро «Вери-тас».

Комиссия тщательно изучила место катастрофы: след машины на шоссе, обломки тягача и цистерны, их расположение на дороге после взрыва. Были произведены необходимые измерения и расчеты, выслушаны показания свидетелей, сделаны фотоснимки места происшествия.

Экспертиза показала, что в момент движения тягача с цистерной правила дорожного движения нарушены не были, водитель на шоссе не совершал резких маневров, ему не мешали встречные или попутные машины. Полностью исключается нагрев цистерны из-за разогревшихся шин автомобиля. Таким образом, комиссия пришла к выводу, что взрыв произошел без какого-нибудь вмешательства извне.

Предстояло вести дальнейшее расследование. Нужно было познакомиться с особенностями пропилена — газа, транспортируемого тягачом «Пегас», составить мнение о техническом состоянии машины, проследить ее путь в день катастрофы, выяснить, были ли другие обстоятельства, которые могли способствовать возникновению взрыва.

Пропилен — углеводород, представляет собой бесцветный малотоксичный газ. Его получают пиролизом нефтепродуктов. Жидкий пропилен имеет температуру воспламенения 107 градусов, самовоспламенение начинается при 498 градусах, кипение происходит при минус 47,7 градуса Цельсия. В смеси с воздухом пропилен образует взрывоопасные концентрации в пределах 2- 11 процентов по объему. Хорошо растворяется в спирте, эфире, воде. Очень пожароопасен.

Водитель вел свой тяжелый «Пегас», строго соблюдая правила перевозки опасных грузов: не обгонял попутные машины, не делал резких поворотов, на перекрестках плавно тормозил, осторожно переключал скорости. Но опытному Франческо Вил- льене не суждено было в этот день доставить свой опасный груз к месту назначения и не суждено больше увидеть свою большую семью, единственным кормильцем которой он являлся.

На дороге у кемпинга «Лос-Альфакес» с «Пегасом» произошло нечто необъяснимое — в многолюдном месте движущаяся цистерна с пропиленом неожиданно взорвалась. Взрыв колоссальной силы сопровождался мощным световым излучением и интенсивной взрывной волной. Масса мгновенно воспламенившегося газа в виде огненного шара обрушилась на кемпинг, сокрушая все на своем пути и неся смерть. Огонь распространился прямо на кемпинг, так как шоссе, где взорвалась цистерна, было расположено выше его.

В печати высказывались различные догадки и предположения относительно причин взрыва. В частности, указывалось, что поводом к катастрофе могла послужить усталость водителя. Ведь компания, в которой работал Франческо Вилльена, в целях экономии не разрешала иметь на «Пегасе» второго водителя. Во многих газетах с негодованием отмечалось также, что Вилльена — отец пятерых детей — не в состоянии был оплатить проезд «Пегаса» по дорогостоящей автостраде, а вынужден был следовать в объезд, рядом с побережьем, заполненным отдыхающими. В обществе «всеобщего благосостояния» право на безопасность в пути имеют только богачи — таков основной вывод многих наблюдателен по поводу катастрофы.

Утром 11 июля водитель «Пегаса» пятидесятилетний Франческо Вилльена тщательно осмотрел машину, заправил ее горючим и выехал на линию. Его путь лежал на фабрику «Эль-Петроль», что находится в Таррагоне. Здесь он должен был загрузить пропилен, который предполагалось доставить в Пуэртольяно.

На фабрике при заполнении цистерны жидким пропиленом были соблюдены все требования технологического регламента. Процесс наполнения цистерны имеет ряд особенностей. В частности, пропилен, попадая из насоса через шланг в пустую цистерну, снижает в ней температуру до нуля градусов. Охлаждение цистерны прекращается, как только давление внутри нее достигнет точки насыщения сжиженного газа. Транспортировать охлажденные цистерны запрещается, так как под воздействием плюсовых температур воздуха в них могут возникнуть опасные избыточные давления. Поэтому после заполнения цистерны производится ее нагрев. В тот день цистерна была нагрета до 26 градусов, что отвечало установленным нормам. Технический контроль фабрики дал заключение о готовности машины к транспортировке. Заправочный шланг был отключен, и водитель Вилльена отправился в путь, на фабрику «Эль- Паупар».

Подвергнув исследованию и оценке все обстоятельства катастрофы и детально изучив вещественные доказательства, эксперты остановились на двух наиболее вероятных версиях. Первая версия: взрыв мог возникнуть из-за перегрузки цистерны продуктом или наличия в нем посторонних агрессивных примесей. Однако документы свидетельствовали, что цистерна объемом 45 кубических метров была заполнена 19350 килограммами пропилена, что соответствовало норме. Давление в цистерне не превышало 30 килограммов на 1 квадратный сантиметр. Подняться до опасного предела оно могло только при условии нагрева пропилена до 85 градусов. В тот же лень температура воздуха была 26 градусов.

Можно предположить, что пропилен имел примеси какого- либо вещества, которое в результате экзотермической реакции привело к резкому повышению температуры внутри цистерны. Но химический анализ остатков сохранившегося от взрыва продукта неоспоримо доказал, что в составе пропилена, как и должно было быть, имелись только примеси нефтяных газов (бутана, пропана и т.д.).

Вторая версия: причиной взрыва могла быть усталость металла или низкое качество сварки швов цистерны, потерявших прочность во время транспортировки пропилена. Веские доказательства свидетельствовали именно в пользу этой причины.

По сохранившимся частям цистерны можно было безошибочно определить, что взрыв цистерны произошел изнутри. В результате взрыва металлическая цистерна разорвалась на три части, причем колесная тележка оказалась оторванной от емкости и осталась стоять на проезжей части дороги. Разрыв цистерны произошел по швам электросварки. Верхняя горловина цистерны тоже оторвалась по периметру сварочного шва. Анализ сварочных швов показал, что после сварки в местах соединения металла сохранились большие остаточные напряжения (хрупкости), которые не были сняты путем отжига металла. Нельзя забывать и о том, что эксплуатировалась цистерна, которая прошла испытания почти пять лет назад. А это слишком большой срок для емкости, постоянно работающей под давлением.

Первоначально разрушение, возможно, образовалось в месте соединения емкости с колесной тележкой. Оно, вероятно, вызвало первый взрыв, который возник в момент нарушения прочности металла. Второй, более мощный взрыв, по всей видимости, произошел при ударе самой цистерны о дорожное полотно, в результате чего воспламенился газ и образовался огненный смерч в районе кемпинга. В месте взрыва образовалась большая воронка и полностью разрушилась каменная стена, отделяющая кемпинг от шоссе на протяжении 250 метров.

Эксперты тщательно изучили состояние разрушенного тягача. Возникли предположения о возможности неожиданного разрушения оси во время движения. Сам тягач сохранился и после взрыва лежал на шоссе перевернутым. Но к однозначному решению о причастности тягача к взрыву цистерны эксперты не пришли. Их мнение довольно определенно склонилось к тому, что наиболее достоверной причиной взрыва было разрушение металла от усталости.

Катастрофа в Испании и ряд других аналогичных случаев показали, что транспортировка взрыво— и пожароопасных грузов как по железным дорогам, так и автомобильным транспортом должна производиться с соблюдением самых строгих мер безопасности.

За 12 лет до испанской катастрофы, в 1967 г., в бельгийском городе Мартеланже произошел взрыв автоцистерны со сжиженным газом. Он унес 12 человеческих жизней, 30 человек получили сильнейшие ожоги. К сожалению, этот случай, как и ряд других катастрофических пожаров и взрывов на железных дорогах и автомобильных магистралях, прошел незамеченным.

До сих пор во многих городах мира взрывоопасные вещества и материалы перевозят и обрабатывают в пунктах назначения без соблюдения необходимых мер предосторожности. Во многих городах и населенных пунктах можно видеть свободно курсирующие по людным улицам, около школ, больниц, детских учреждений огромные автоцистерны со сжиженным газом и бензином, грузовые автомобили с баллонами ацетилена, водорода, кислорода. Жизнь выдвигает требование строго регламентировать правилами уличного движения транспортировку опасных грузов. Необходимо введение обязательных отличительных знаков и запрещение перевозки таких грузов по транспортным артериям, где расположены здания с массовым пребыванием людей. Строго должен быть определен порядок беспрепятственного проезда автомобилей, перевозящих легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества. За маршрутами их движения следует установить самый жесткий контроль.

В Советском Союзе с 1 января 1981 г. введена в действие общая «Инструкция о порядке перевозки опасных грузов автотранспортом», в которой строго регламентированы меры безопасности при транспортировке всех видов грузов, опасных в отношении взрывов и пожаров. Инструкция предусматривает ограничение перевозки опасных грузов автотранспортом в черте населенных пунктов.

Специальные правила определяют меры безопасности при перевозке автотранспортом баллонов и автоцистерн сжиженных углеводородных газов (пропана, бутана, смеси технического пропана с бутаном). В частности, автоцистерны, предназначенные для перевозки сжиженных газов, должны быть зарегистрированы в органах Госгортехнадзора. Они должны проходить регулярное освидетельствование, а их конструкция должна отвечать строгим требованиям правил устройства и эксплуатации сосудов, работающих под давлением. Регламентация требований при транспортировке сжиженных углеводородных газов, несмотря на большой объем их перевозки автотранспортом, дала возможность избежать серьезных аварий, взрывов и пожаров.

В предотвращении катастрофы немаловажная роль принадлежит техническим службам испытания и контроля транспорта, перевозящего бутан, пропан, водород, ацетилен, бензин, взрывчатые вещества, ядохимикаты и другие опасные грузы. Транспортные средства для их перевозки должны иметь огнетушители и другие средства тушения пожара, а также средства оказания первой медицинской помощи.

Возникает необходимость установления единого перечня и классификации грузов в зависимости от их опасности, определения требований к таре, упаковке и маркировке пожаровзрывоопасных грузов при их транспортировке.

Самого пристального внимания заслуживает вопрос укрепления дисциплины и организации инструктажа водителей, занятых перевозкой таких грузов.

В нашей стране широкое развитие получила трубопроводная транспортировка нефти, нефтепродуктов и горючих газов. Сеть магистральных и местных трубопроводов дает возможность в более безопасных условиях транспортировать горючие газы, нефтепродукты и другие опасные вещества. Но и наиболее совершенный трубопроводный вид транспортировки жидких и газообразных веществ сохраняет определенную степень риска, особенно в случаях прорыва труб или выхода из строя насосных агрегатов. Соблюдение разрывов, ограничение прокладки трубопроводов в черте населенных пунктов, оборудование устройств против растекания жидкостей при прорыве трубопроводов и ряд других профилактических мер дают возможность избегать нежелательных последствий при эксплуатации трубопроводов.

Однако в условиях научно-технического прогресса, когда происходит бурное развитие химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей и газовой промышленности, вопросы безопасности при хранении и перевозке взрывчатых, легковоспламеняющихся, ядовитых и других опасных веществ будут становиться все более острыми. И службы пожарной и медицинской помощи могут столкнуться с самыми сложными проблемами. Поэтому уже сейчас пожарные подразделения и штабы пожаротушения обязаны тщательно отработать возможность сосредоточения в кратчайший срок массированных сил для ликвидации возможных пожаров на автомобилях, транспортирующих опасные грузы, на железнодорожном транспорте и морских судах при стоянке последних в портах.

В гарнизонах пожарной охраны следует создавать особые подразделения типа штурмовых отрядов, способные вести борьбу с пожарами и проводить работы по спасанию людей в самых сложных условиях. На очередь встает вопрос о необходимости организации в крупных городах специальных ожоговых центров и изыскания эффективных препаратов для лечения людей, получивших ожоги.

Осуществленная в нашей стране за последнее время работа по организации профилактического аппарата государственного пожарного надзора на транспорте преследует цель в максимальной степени обеспечить безопасность транспортировки по железным дорогам страны нефти и нефтепродуктов, сжиженных газов, химических веществ и материалов, имеющих повышенную пожарную опасность.

Введенная на предприятиях, погрузочных дворах и железнодорожных станциях строгая регламентация соблюдения правил погрузки и транспортировки опасных в пожарном отношении грузов и изделий создает условия для исключения случаев пожаров и загорании на железнодорожном и других видах транспорта.

Проведение комплекса профилактических мер в промышленности и на транспорте, высокая профессиональная подготовка служб пожарных и других аварийных служб — вот пути к тому, чтобы испанская трагедия никогда не повторилась.