Цель РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ - предложение широкого спектра услуг по низким ценам на постоянно высоком качестве.

Гёте против огня

Свободу смелую приняв себе в закон, Всезрящей мыслию над миром он носился. И в мире все постигнул он —
И ничему не покорился.

В. А. Жуковский «К портрету Гёте»

 Буря и натиск

Франкфурт на Майне. Раннее утро 8 декабря 1768 года. В доме богатого бюргера Иоганна Каспара Гете царит уныние и страх. Тяжелый приступ болезни грозит жизни его девятнадцатилетнего сыну Иоганну Вольфгангу. Мать и сестра не отходят от постели больного юноши, стремясь облегчить его страдания. Болезнь началась еще в Лейпциге, где Иоганн Вольфганг в течение трех лет изучал юриспруденцию в местном университете. Неожиданно в одну июльскую ночь он проснулся от сильного кровотечения горлом. Юноша успел крикнуть о помощи жившему в соседней комнате студенту и упал без чувств. Лечащие врачи ставили различные диагнозы — от чахотки до воспаления горла. В сентябре, не поборов недуга, Гете спешно уезжает в родной Франкфурт, но и дома болезнь не отступает и крепко держит его в когтях смерти, а в холодные декабрьские дни ему становится совсем плохо. Но случилось чудо — местный доктор дает выпить юноше раствор таинственной соли и болезнь неожиданно отступает, больной начинает выздоравливать.

В дни продолжительной болезни молодой Гете переоценивает взгляды на жизнь и окружающий мир, он обретает спокойствие под влиянием чтения латинских философов и других трактатов богатой библиотеки отца. Воспрянувший физически и морально Гете едет в Страсбургский университет, где завершает юридическое образование и получает ученую степень доктора права, предмет желаний его отца. С осени 1771 года Гете в течение трех лет занимается адвокатской практикой в родном Франкфурте и стажируется при имперском суде в Вецларе. Сын состоятельного бюргера мог не мучится вопросами получения вознаграждений за адвокатуру. Его больше занимает литература, философия и драматургия Шекспира.

В этот период Гете на едином дыхании пишет историческую драму «Гец фон Берлихинген», а затем создает знаменитый роман «Страдания юного Вертера», что сразу приносит автору сенсационный мировой успех. Рутинную работу в качестве адвоката Гете сочетает с бурным занятием журналистикой, драматургией и, конечно, поэзией. Его стихи — «Свидание и разлука», «Песнь странника в бурю», «Прометей», «Ганимед», необычайные по форме и глубине поэтического содержания, ставят молодого Гете в первый ряд новаторского литературного движения «Буря и Натиск». Но весь жизненный уклад 26-летнего Гете круто изменяется, когда он принимает приглашение герцога Карла Августа и отправляется в Веймар.

 Против огня

Осенним прохладным днем 1775 года Гете в сопровождении галантного камергера фон Кальба приезжает в Веймар, где начинается его жизнь при дворе герцога Карла Августа, самодержавно правившим герцогством Саксен-Веймар-Эй- зенах.

Герцогство было одним из маленьких владений, пятнышком в лоскутном одеяле многочисленных княжеств Священной Римской империи германской нации. Все население герцогства не составляло и 11 000 человек, причем в Веймаре насчитывалось немногим более 6000 жителей и около 800 домов. Но пройдет немного лет и под влиянием гения Гете маленький Веймар станет притягательным центром культуры и науки не только Германии, но и всей просвещенной Европы.

Восемнадцатилетний герцог Карл Август радушно встречает Гете, поселяет его во дворце Бельведер, где протекает вся придворная и художественная жизнь, видя в нем носителя необычного поэтического дарования и олицетворение высоких человеческих достоинств. Действительно, стройный, мужественный и красивый молодой поэт, одетый в серый костюм с голубыми галунами, производит на окружающих чарующее впечатление. А герцог Карл Август наделен вулканическим характером. Он, нарушая все правила придворного этикета, втягивает Гете в разгульную жизнь с пирушками, ночными кутежами, бешеной верховой ездой в заснеженных горах Тюрингии. Впрочем их веселая жизнь продолжалась совсем недолго. Как ученый правовед Гете жаждет широкой общественной деятельности, он хочет активно влиять на окружающий мир, а Веймар считает подходящим местом для этой цели. В своем дневнике он записывает: «Я уж испробовал придворную жизнь, теперь хочу властвовать». Герцог, стремясь удержать Гете в Веймаре, дарует ему небольшой дом с садом в зеленой долине Ильма, где поэт проживет в одиночестве целых шесть лет.

Весной 1776 года Гете официально получает назначение в Тайный совет — высший правительственный орган власти герцогства, и ему присваивается чин тайного легационного советника с жалованием 1200 талеров в год. Именно с этого периода началась административная деятельность поэта в области экономики, промышленности, горнорудного дела, строительства дорог, военного дела, налогообложения, землепользования, включая совершенствование мер борьбы с пожарами в городах и селениях герцогства. Но Тайный совет не имеет средств для оживления хозяйственной жизни. Промышленность и торговля не развиты. Основную статью дохода давали скудные крестьянские хозяйства, осуществляющие трехпольное земледелие. Служебные обязанности погружают тайного советника Гете в гущу реальных конфликтов и трудностей, изменить что-то к лучшему ему удается с большим трудом. Он озабочен бедствием, которое испытывают крестьяне и горожане от частых случаев пожаров. В письмах Гете, а из насчитывается 15 тысяч [1], содержаться сведения о больших пожарах, очевидцем и активным участником которых становится великий поэт.

Еще до приезда в Веймар, Гете не был безучастным свидетелем частых пожаров в родном Франкфурте на Майне, где нередко огнем уничтожались полностью деревянные дома и целые улицы. Об одном из таких пожаров Гете пишет 28 января 1773 года своему другу Иоганну Кестнеру: «Сегодня в полночь, меня разбудила ужасная буря. Все рвалось и выло, я вспомнил об Антуанетте [2] и кораблях и оценил мою благоустроенную постель. Не успел я заснуть, как услышал набат, шум и крики — «Пожар!» Я подскочил к окну и увидел зарево, очень сильное, но далекое. И вот я одет и уже там на пожаре. Высокий, обширный дом, крыша вся в пламени и пылающие балки и летящие искры, и буря в огне и тучах. Было душно. Огонь спускался все ниже и охватывал все вокруг, я побежал к бабушке[3], которая жила в той стороне, она уже выносила серебро. Мы отнесли все ценности в надежное место и стали выжидать, как обернется судьба. Это длилось с часа ночи до полного наступления дня. Дом со всеми пристройками повержен так же, как и соседние здания. Огонь заглушен. Люди одержали над ним победу, и он больше не поднимается».

Этот пожар Гете передает как наблюдатель в течение ночи созерцавший впечатляющую картину огненной беды. Но уже при очередном пожаре во Франкфурте поэт принимает самое деятельное участие в его ликвидации. «В ночь с 28 на 29 мая 1774 года на нашей еврейской улице разразился пожар, который стал быстро и страшно распространяться, я тоже притащил свою каплю воды, и удивительнейшие, глубочайшие впечатления на месте пожара вознаградили меня за мое усердие. При этом случае я имел возможность снова поближе ознакомиться с простым народом. И еще и еще раз убедился, что это все же самые лучшие люди».

Заметим, что Гете не случайно участников тушения пожара называет «самыми лучшими людьми». В то время даже богатый и свободный имперский город Франкфурт не имел возможности содержать постоянную пожарную охрану, а всю тяжесть борьбы с огнем самоотверженно и добровольно несли ремесленники и другие простые люди города. В довеймарский период жизни картины пожаров в письмах поэта носят созерцательный и эмоциональный характер, но с 1776 года они уже трактуются, как народное бедствие, с которым государству нужно и можно бороться Вместе с тем в самом начале административной деятельности' Гете о пожаре в окрестности Веймара пишет с позиций поэта: «В среду после полудня возник пожар в Готфильде, в пяти часах езды от города Герцог Карл Август поскакал туда. Пока мы мчались, вся большая деревня почти полностью выгорела, спасать от огня осталось только развалины, да школу и церковь. Это бы- ло исключительно величественное зрелище. Я стоял на доме с сорванной крышей. Наш пожарный насос помог сохранить его остатки И вот Густхен [4], позади и вокруг меня — прозрачный зной — не пламя, нет, глубокий зияющий жар поверженного огнем селения. И вдруг — порыв ветра! И опять — вздымающееся пламя; и полые стволы великолепных старых деревьев, растущих кругом села, пламенеют изнутри, и красный дым в ночи, и, красные звезды и молодой месяц, прячущийся за облака. Мы вернулись домой лишь в два часа ночи... Мне еще много предстоит вынести. Это испытание я всегда предчувствовал, во всех бедствиях моей юности. Но теперь я закален и вытерплю все до конца. Прощай».

Текст письма поражает необычайной точностью передачи мгновенно меняющейся картины пожара. Надо быть сверх наблюдательной натурой, чтобы увидеть, как «пламенеют изнутри» дуплистые деревья и другие точнейшие детали пожарища. Находясь в эпицентре горящего селения Гете сохраняет удивительное хладнокровие и мужество, хотя ему реально грозит гибель в пекле пожара.

О следующем пожаре в селении Апольде, где Гете уже в ранге тайного советника руководил его тушением, он пишет в ином плане: «Целый день пришлось кипеть и жариться на пожаре. Мои планы, мысли, время, кажется, кипели заодно. Вот так мы и живем, покуда не умрем, вот так будут жить после нас и другие Мои мысли касательно организации пожарного дела под- твердились еще раз. Особенно в отношении населения. Ведь к пожарам здесь относятся, как и ко всему прочему, словно в карточной игре, когда игроки видят только те карты, которыми играют в данную секунду. Герцог вынужден будет, наконец, мне поверить. Глаза жжет от огня и дыма, а подошвы ног нестерпимо болят. Правда, мало-помалу несчастье начинает казаться мне прозаичным, как огонь в камине. Но все равно буду сражаться с неким ангелом, даже если вывихну при этой себе бедро. Ни одна душа не знает, с каким множеством врагов я сражаюсь, чтобы провести в жизнь хоть самую малость. О всевидящие боги, молю вас, не смейтесь, глядя на мои усилия по борьбе с огнем и старания. В крайнем случае улыбнитесь, но помогите мне».

Можно безошибочно считать, что после пожара в Апольде Гете берет в свои руки создание пожарной охраны в городах и селениях Веймарского герцогства. К счастью, придворная жизнь и страсть герцога Карла Августа к охоте на дичь и кабанов, верховой езде и путешествиям отвлекает его от скучных государственных дел, и Гете, сохраняя с ним дружеские и доверительные отношения, получает относительную свободу действий, в том числе для борьбы с пожарами. В наружной галерее зданий Веймарской ратуши появляются пожарные насосы, лестницы, рукава, крюки, повозки. Роль активных борцов с огнем отводится городским и сельским труженикам. Строительство и ремонт дорог осуществляемое под руководством Гете, способствует не только оживлению экономической жизни, но и облегчает оказание людям помощи при огненной беде. Характерно, что Гете считает своим служебным долгом в любой час суток выезжать на пожары, ликвидацию наводнений, расследование уголовных преступлений и на другие происшествия. Деятельная натура Гете проявляется в опасном зимнем путешествии в горную местность Гарц, где он поднимается на вершину Брокен, и перед ним открывается «вся покрытая облаками Германия, так что лесник, которого я с трудом уговорил быть моим проводником, взобравшись туда, сам был вне себя от удивления, прожив долгие годы у подножия горы, он считал, что зимой по снегу подъем на Брокен невозможен»[5].

Бурная и плодотворная деятельность Гете на административном поприще, в том числе на ниве борьбы с пожарами, приходится на первое десятилетие его веймарской жизни, когда он не жалеет ни времени ни сил для облегчения тяжелого положения простого народа. Под грузом повседневных государственных дел тайный советник, как творческая личность, испытывает кризис (депрессию), берет отпуск для лечения в богемском курорте Карлсбад, откуда холодным сентябрьским утром 1786 года тайно уезжает в Италию и возвращается в Веймар только через два года. За время длительного отсутствия его верный слуга Филипп Зейдель бережно сохранил красивый и просторный дом на Фра- уенплапе, в котором Гете суждено прожить до конца своих дней.

За Гете по-прежнему сохраняется место в государственном Тайном совете, но на его заседаниях он предпочитает не участвовать. В результате длительного путешествия по солнечной Италии поэт обретает свободу духа и творческую уверенность в своих силах. В сферу интересов Гете как тайного советника теперь входят литература, поэзия, театр, изобразительное искусство, геология, минералогия, оптика, ботаника, зоология, анатомия, где он делает крупные научные открытия.

В доме 39-летнего поэта неожиданно появляется молодая очаровательная девушка Кристиана Вольпиус, работница фабрики искусственных цветов, начинается их семейная жизнь в свободном браке, рождается сын Август и герцог, в пику придворным злобным сплетням, стал его крестным отцом. Прекрасному образу жены Гете посвящает ряд великолепных стихотворений.

Итог жизни

В 1815 году решением Венского международного конгресса земля Саксен-Веймар-Эйзенах получает статус Великого герцогства, увеличивается его территория, население возрастает до 180 тысяч человек. Герцог Карл-Август, получив титул королевского высочества, модернизирует систему управления государством, в котором Гете в ранге имперского министра получает Управление по верховному надзору за деятельностью учреждений культуры и науки, что вполне соответствует желаниям поэта. Неутомимый труженик, Гете много путешествует, изучая в городах и селениях исторические и культурные ценности, издает журналы «Пропилеи», «Об искусстве и древности». Он создает роман «Годы странствий Вильгельма Мейстера», поэму «Рейнке Лис», эпос «Герман и Доротея», пишет цикл лирических стихотворений «Западно-восточный диван», в том числе жемчужину поэзии — «Маренбадская элегия», навеянная любовью к 17-летней Ульрике фон Левятцов.

Гете, как несравненного гения поэзии и мысли, стремятся увидеть и услышать литературные знаменитости, известные деятели науки и искусства, государственные мужи и просто путешественники. Из русских паломников в Веймар наведывались писатель-историк Карамзин, поэт Жуковский. Последний, вернувшись из Германии, передал Пушкину перо Гете, который сделал для него красный сафьяновый футляр и очень дорожил подарком.

Надо сказать, что до последних дней жизни Гете не забывал о пожарах. В сюжетную ткань философской «Новеллы» он включает пожар на городской ярмарке, как символ разрушительной силы, несущий боль и страдания людям. В многочисленных личных письмах к близким людям часто встречаются такие специфические термины, как: пламя, пожарный насос, брандспойт, запавшие в душу поэта в жаркие дни борьбы с пожарами. Почти в восемьдесят лет поэт горько переживает гибель в огне придворного театра, которому были отданы многие годы творческого горения. Незадолго до своей кончины великий поэт завершает главное дело своей жизни. Он заканчивает работу над грандиозной драмой «Фауст», незримо сопровождавший его в течение 60 лет. Это гениальное произведение, содержащее 12 111 стихов, многослойно по своей структуре, отражает множество жизненных явлений, включает массу исторических событий, мифов, символов, аллегорий и философских аспектов, но оно трудно постижимо. Главными действующими лицами драмы являются стремящийся к высшему совершенству доктор Фауст и демонический Мефистофель, находящиеся в извечном споре о смысле человеческого бытия.

Гете отошел в мир иной перед полуднем 22 марта 1832 года, в своем доме на Фрауенплаце, на восемьдесят третьем году жизни. Дом Гете в Веймаре посетил Президент В.В.Путин в апреле 2002 г. в дни российско-германских переговоров на высшем уровне.


[1] На немецком языке письма Гете составляют 15 обширных томов. На русском языке в тринадцатитомном собрании сочинений Гете (1932— 1949 гг.) в двух томах включено 553 письма.


[2] Антуанета Луиза Герок-подруга Гёте.


[3] Бабушка со стороны матери Гёте госпожа Текстер.


[4] Густей — графиня Августа Штальберг.


[5] Из письма Гёте Шарлоте фон Штайн.