Цель РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ - предложение широкого спектра услуг по низким ценам на постоянно высоком качестве.

«Черное воскресенье» Каракаса

Место действия — Латинская Америка, столица Венесуэлы город Каракас. 19 декабря 1982 г. Раннее утро. Безлюдны зеленые улицы большого города. Более двух миллионов его жителей только пробуждаются от сна.

Здесь, в тропиках, солнце появляется практически в одно и то же время, около 6 часов утра, и ровно через 12 часов заходит. Переход от черной тропической ночи к утру занимает считанные минуты. И вот уже под лучами жаркого солнца город оживает: на улицах появляются пешеходы, вереницы ослепительно сверкающих машин устремляются по широким автострадам за город, в места отдыха на побережье Карибского моря. В воскресный день замерла жизнь на многочисленных химических, нефтеперерабатывающих, кожевенных, обувных, текстильных предприятиях. Но и в воскресенье городу, как воздух, нужна электроэнергия для жилых домов, гостиниц, кемпингов, магазинов, манящих реклам кинотеатров, многочисленных коммунальных служб большого города. Электростанции, с избытком располагающие жидким топливом, обеспечивают Каракас электроэнергией. Ведь нефть — национальная гордость и основа основ экономики Венесуэлы, занимающей пятое место в мире по ее добыче.

На местном жидком топливе работала крупная тепловая электростанция Такоа, расположенная на берегу Карибского моря в предместье Каракаса, где суждено было разыграться драматическим событиям. Как всегда, в этот день закачка топлива в наземные резервуары производилась по трубопроводам из большого танкера, стоявшего в бухте у морского причала.

...В 6 часов утра город был разбужен мощным взрывом. Это взорвался и загорелся металлический резервуар, в который уже закачали около 40000 тонн топлива. В результате взрыва резервуар деформировался и поток горящего топлива устремился в бухту, где загорелся не успевший отойти от причала танкер.

Слух о пожаре быстро распространился по городу. На месте уже были вездесущие корреспонденты газет. В воскресный день и масса любопытных устремилась в район электростанции. Зрители, зачарованные огненной феерией, с интересом наблюдали за работой пожарных. Они все ближе и ближе подходили к горящему резервуару, стойко перенося жаркое дыхание пожара.

Для борьбы с пожаром по тревоге были подняты все пожарные части Большого Каракаса, прибыли десятки специальных машин и сотни пожарных. В разгар борьбы с огнем раздался новый взрыв. Это взорвался соседний резервуар с нефтепродуктами вместимостью 15000 тонн. Взметнувшаяся ввысь огненная лавина накрыла тысячеградусным испепеляющим покрывалом всех, кто находился на расстоянии 200—250 метров. В мгновение 140 человек превратились в пылающие факелы. Среди сгоревших заживо оказались пожарные, репортеры газет, операторы кино, телеоператоры и просто зеваки, ставшие жертвами нефтяного выброса. Через непродолжительное время со взрывом воспламенились еще два больших резервуара. Пламя охватило громадную площадь. Черное слоистое облако дыма застлало голубизну неба. Тревога охватила город. К месту катастрофы устремились санитарные машины, чтобы оказать помощь пострадавшим. А положение в районе электростанции становилось неуправляемым. Создалась угроза расположенным поблизости жилым кварталам столицы.

Власти города принимают решение о срочной эвакуации людей из жилых домов в районе электростанции Такоа. Теперь все силы пожарной охраны, отряды гражданской обороны, воинские части, полицейские подразделения были брошены на то, чтобы не допустить дальнейшего распространения пожара и срочно эвакуировать людей. Всего из опасной зоны пришлось в спешном порядке вывести более 40 тысяч человек. Медицинский персонал не успевал оказывать первую помощь раненым, получившим ожоги или отравившимся дымом.

С большим трудом через сутки пожар удалось локализовать. Но еще долго над улицами и магистралями столицы Венесуэлы угрожающе висели черные тучи пепла и дыма.

Этот трагический день вошел в историю Большого Каракаса, как «черное воскресенье». В результате пожара погибло более 140 человек (в основном во время взрыва второго резервуара) и более 500 человек тяжело пострадали, получив ожоги, отравления дымом, ранения и травмы. Президент Венесуэлы Луис Эрера Кампанис в память о погибших объявил в стране национальный траур.

Пожар со столь катастрофическими последствиями нуждается в некоторых комментариях. В частности, для столь крупного хранилища жидкого топлива система противопожарной защиты резервуарного парка требовалась более высокого уровня. Крупные наземные резервуары следовало оборудовать стационарными установками тушения пожара и, как минимум, оросительными кольцами, что позволило бы охладить наружную поверхность резервуаров, не допустить их перегрева и последующих взрывов,

При тушении пожара не были соблюдены элементарные правила безопасности: толпа любопытных стеной окружала горящий резервуар, наблюдая за работой пожарных. Никто не предвидел возможности взрыва соседних резервуаров и выброса воспламенившегося топлива на толпу людей, что привело к их гибели. Руководитель тушения обязан был предупредить эту возможность и потребовать от полиции оцепления места происшествия и удаления посторонних.

Точная причина возникновения пожара не установлена. Некоторые обстоятельства указывают на вероятность воспламенения (взрыва) смеси горючих паров нефтепродуктов с воздухом от статического электричества. Дело в том, что легковоспламеняющиеся и горючие жидкости при движении (перекачке) по трубам, при наполнении и опорожнении резервуаров, цистерн в результате трения образуют статическое электричество высокого напряжения.

Разряд (искры) статического электричества и мог дать тепловой импульс к взрыву и воспламенению насыщенных паров жидкости при ее перекачке из танкера в резервуар.

Большой пожар в Венесуэле, к сожалению, не остался единичным случаем. Примерно через два года трагические события повторились, но уже в другой латиноамериканской стране — Мексике. Только там «виновником» катастрофы стал природный газ. Трагедией страны назвал президент Мексики Мигель де ла Мадрид большой пожар в хранилище природного газа, происшедший 19 ноября 1984 г. в городе Сан Хуан Иксуатспек, расположенном в 15 километрах от мексиканской столицы. Здесь сосредоточены крупные нефтегазоперерабатывающие предприятия государственной компании «Пемекс», резервуарный парк газа, газораспределительная станция, к которой были подведены три наземных магистральных газопровода большого диаметра. Отсюда газ поступал к потребителям как в столицу Мексики, так и на нужды города Иксуатепек.

Со временем городские постройки вплотную приблизились к предприятиям «Пемекса», окружив плотным кольцом резервуары с нефтепродуктами и газом. Большинство кварталов и улиц были сплошь застроены небольшими домами или хижинами из картона, фанеры, досок, ящиков, коробок, пластика, в которых ютились тысячи семей бедняков. Все эти бедняцкие постройки возводились на городских землях за одну ночь и по закону не подлежали сносу. В таких временных жилищах, лишенных каких-либо удобств, селились безработные, сезонные рабочие, обездоленные выходцы из сельской местности, стремящиеся вырваться из нищеты, найти работу и пропитание в городе.

Районы Сан Педро Ксалосток и Сан Хуанико города Иксуатспек представляли наибольшую пожарную опасность. Эти гус- тозастроенные жилые районы были буквально напичканы резервуарами газа и нефтепродуктов, газотрубопроводамн, компрессорными станциями и т. д. На повышенную пожарную опасность этих районов города неоднократно обращала внимание пожарная охрана. Но Государственная нефтяная компания «Пемекс», естественно, не могла самостоятельно решить сложную проблему упорядочения застройки Иксуатспека.

Реальная угроза существовала прежде всего для жизни тысяч ютящихся здесь бедняков. Жилье в благоустроенных домах стоит баснословно дорого и по карману только состоятельным людям.

Драматические события развернулись утром 19 ноября 1984 г., когда Иксуатепек еще не пробудился ото сна. В 5 часов 40 минут взорвался автомобиль, использовавшийся для транспортировки сжиженного газа, возник пожар. Через непродолжительное время прогремел мощный взрыв; это взлетел на воздух газгольдер, в котором хранилось более 1 миллиона литров газа.

Взрывная волна смела легкие постройки, скрутила газопроводы, разрушила резервуары. Факел горящего газа поднялся в небо. Огонь охватил крупную газораспределительную станцию. Последовал еще один взрыв газа. Столб багрового пламени взметнулся на высоту нескольких сот метров. Горение вырвавшегося из-под контроля газа сопровождалось зловещим гулом, испепеляющим жаром. Один за другим взрывались шаровые металлические газорезервуары, на куски разлетались промежуточные цилиндрические газовые емкости. Раскаленные металлические осколки взорвавшихся резервуаров падали на городские постройки и жилые дома, поджигая их. Огонь буквально пожирал хижины бедняков и находящихся там людей.

Люди, пережившие огненный ад, рассказали, что творилось в районах, объятых пожаром:

—   Проснувшись, я увидел огромное зарево, которое принял сначала за рассвет, а затем почувствовал сильный жар накаленного воздуха, чего в это время года быть не должно. Я разбудил жену, и мы бросились бежать прочь от горящих хижин.

—    Рано утром раздался мощный взрыв и вырвался огненный смерч. Это было самое ужасное из того, что я когда-либо видела. Я читала о том, как бог уничтожил Содом и Гоморру. Все происходящее вокруг меня напоминало нечто подобное. Я бежала, как сумасшедшая; от высокой температуры вспыхнули мои волосы... Хижина из кусков картона, в которой жила моя семья, как и сотни других подобных хижин и кирпичных домов, были полностью уничтожены. Пожар поглотил целые кварталы жилых домов.

Город Иксуатепек представлял страшную картину опустошения и разрушения. Улицы были усеяны металлическими обломками, кирпичом, битым стеклом, поломанной мебелью, растерзанной одеждой, растоптанными предметами домашнего обихода. Городутопал в пелене дыма.

Катастрофа унесла 410 жизней, 4500 человек получили ожоги и ранения, свыше 200000 человек лишились крова. Из опасной зоны пришлось эвакуировать около полумиллиона жителей Иксуатепека.

Большая часть людей погибла прямо во сне, когда пламя охватило их лома. Многие были раздавлены обломками разрушенных зданий. Люди раздетыми выбегали из своих жилищ, бросая весь домашний скарб и погибших родственников. Хижины бедняков, выстроенные из легкогорючих материалов, сгорали в считанные минуты. Наибольшую опасность представляли газовые резервуары, из разорванных горловин которых исходил нестерпимый жар и непрерывно выбрасывались в небо клубы густого черного дыма.

В тушение пожара включились свыше тысячи пожарных с автонасосами, автоцистернами и специальной пожарной техникой. Их усилия были направлены, в первую очередь, на спасение людей и защиту от теплового излучения двух больших наземных резервуаров с газом. Интенсивно охлаждая резервуары водой, удалось их сохранить и не допустить взрыва. 160 оперативных групп оказывали помощь пожарным в разборке развалин, проведении спасательных работ, поисках пострадавших и эвакуации людей из опасной зоны.

В условиях скученности газовых установок, насыщенности производственных площадей газопроводами с близким расположением жилых кварталов пожарные сделали все, что могли. Причину испытаний, которые выпали на долю жителей Иксуате- пека, надо искать в социальных условиях современной Мексики.

В XX в. природный и нефтяной газы вошли в повседневный быт миллионов людей как величайшее благо, несущее свет, тепло и массу полезных химических материалов и изделий. Вместе с тем очень скоро встала проблема обеспечения безопасности предприятий газовой промышленности. Природный и другие горючие газы, которые в современном мире широко используются в качестве топлива и ценного исходного сырья в нефтехимической промышленности, содержат в своем составе преимущественно метан, что обусловливает повышенную взрывную и пожарную опасность газов. Метан в смеси с воздухом взрывается при его концентрации 5—15 процентов (по объему), воспламеняется от малейшей искры и сгорает со скоростью 0,338 метра в секунду, развивая температуру пламени почти 2000 градусов. Это и определяет повышенную взрывную и пожарную опасность углеводородных газов.

Послевоенный повышенный спрос на природный газ как универсальное высокоэффективное топливо и незаменимое химическое сырье характерен для многих стран мира.

Добыча и переработка природного газа в значительных размерах осуществляются в США, Канаде, Мексике, Венесуэле, Англии, Норвегии, Иране и других странах.

В Советском Союзе газовая промышленность развивалась опережающими темпами. Магистральные газопроводы с сетью газокомпрессорных станций протянулись на тысячи километров. Возникли гигантские естественные и искусственные хранилища природного газа, крупные газораспределительные станции, от которых расходится сеть подводящих газопроводов, как паутина, опутывающая города. Газовыми приборами насыщены коммунально-бытовые предприятия, квартиры жилых домов. Резко возросли мощность газобензиновых заводов, заводов по производству сжиженных газов (бутан, пропан, этан) и объемы их транспортировки по железной дороге, автомобильным транспортом, морскими судами.

Масштабы использования природного и других горючих газов в быту, энергетике и промышленном производстве настоятельно требуют постоянного совершенствования методов предотвращения пожаров и взрывов газа. Аварийное истечение его в производственных установках, прорывы магистральных трубопроводов, нарушение прочности и деформации резервуаров, несоблюдение мер предосторожности при эксплуатации газовых приборов, как правило, приводят к возникновению аварийной обстановки, нередко принимающей катастрофические размеры Это необходимо учитывать как специалистам нефтегазовой промышленности, так и работникам пожарной охраны. Следует сказать, что пожары и резервуарных парках нефтепродуктов и горючих газов относятся к наиболее сложным для тушения и опасным для жизни людей. Для успешной ликвидации таких пожаров требуется привлечение больших сил и использование специальной техники. Личный состав пожарных подразделении должен обладать высоким профессиональным мастерством, быть хорошо подготовленным к действиям в экстремальных условиях, хорошо знать технологию и устройство компрессорных и распределительных станций, резервуаров, узлов управления газопроводов.

Особенно ответственная роль при ликвидации пожаров горючего газа принадлежит руководителю тушения пожара, так как малейшая тактическая ошибка может привести к гибели подчиненных, выходу огня из~под контроля, уничтожающим взрывам. Он обязан в первую очередь организовать охлаждение резервуаров, защиту запорной арматуры и узлов управления. Вместе с представителями администрации предусмотреть перекрытие задвцжек на питающих газопроводах, обеспечить перепуск газа из горящих и соседних резервуаров в свободные емкости или выпустить газ на факел, чтобы избежать загазованности района аварии, предвидеть возможность повторного воспламенения газа или взрыва.

Тактические приемы тушения поскаров на газопроводах, компрессорных и распределительных станциях, газгольдерах, ре- зервуарах сжиженного газа должны быть заранее отработаны пожарными частями.