Сначала на экране возникает величественная панорама Сан- Паулу, многомиллионного города, промышленного центра. Впечатляет деловой центр Сан-Паулу, в котором сконцентрированы правления международных компаний, торговые фирмы, банки, офисы, гостиницы, магазины и просто доходные дома. Неподвижно застывшими айсбергами высятся многоэтажных громад из бетона, металла и стекла, шедевры строительной и инженерной мысли. Стиснутые со всех сторон другими здешними домами, нанизывая бесчисленную цепь этажей, устремились ввысь под облака. Бесполезно в этом каменном царстве искать свободные от застройки пространства, зелень парков, садов, бульваров. Земля здесь баснословно дорога и застроен каждый ее свободный клочок. Объектив кинокамеры, пробежав по веренице сверкающих окон белоснежных многоэтажных домов, фиксирует внимание зрителя на мрачной громаде- черном скелете сгоревшего здания. Пустые глазницы окон, темные провалы дверей, обрушивший лестницы, крошево бетона, искореженные металл и конструкции, покрытые копотью стены, изуродованная крыша, опустошенные огнем помещения. Безысходностью и отчаяннее веет от сгоревшего здания, в котором совсем недавно кипела еловая жизнь, слышались смех и шутки. Огонь не пощадил ни здания, ни людей.
Многоэтажное здание, носившее имя «Жоэльма», выполненное из железобетонных конструкций, оно остояло из двух асимметричных блоков, которые по центру соединялись между собой шахтами для четырех лифтов и лестничной клеткой. В здании размещались главная контора одного из крупных банков, юридические и коммерческие компании. Через два года после торжественного акта ввода в эксплуатацию пожар превратил новое здание, в руины.
Кадры, фиксирующие последствия пожара, сменяются показом трагических часов огненного ада утром 1 февраля 1974 г. Аспидно-черные извивающиеся космы дыма, зловещие багровотемные языки пламени вулканом выбиваются из окон и с балконов сразу на нескольких этажах. Сквозь клубы дыма можно ориентировочно определить, что огонь бушует уже на семи этажах — с 11 -го по 17-й.
По характерному цвету дыма и темно-багровой окраске языков пламени можно предположить, что горит по меньшей мере склад химических материалов, а не административное здание с его традиционной «начинкой» — канцелярской мебелью и бумагами. Но первое впечатление обманчиво. Горят конторы и офисы, для отделки которых строители не пожалели современных полимерных материалов. Воспламенились синтетическое ковровое покрытие полов и мягкая мебель с поролоновым заполнением, выделяя при этом ядовитый дым.
Пожар, подобно неудержимой лавине, охватывает этаж за этажом. Выход вниз по лестнице отрезан огнем. Замерли лифты. Жгучее пламя, высокая температура (а она в зоне горения внутри помещений достигла 1000 градусов), едкий дым гонят людей вверх, на плоскую крышу, заставляют искать спасения снаружи здания, в таких местах, куда в нормальной обстановке человеку даже взглянуть страшно. Крошечными и зыбкими островками последнего прибежища людей остаются окутанные дымом маленькие балконы, тлеющие от жары подоконники, узкие выступы карнизов, на которых балансируют окруженные огнем жертвы пожара.
В окне 17-го этажа видна корчащаяся от жары человеческая фигура. Человек не выдерживает пытки огнем, бросается вниз. Это первый смертельный прыжок из объятого огнем здания. Его скоро повторят десятки людей, которые, подобно черным бескрылым птицам, устремятся вниз в последний полет. Священник в черной сутане осеняет крестом останки погибших, их увозят санитарные машины.
Пожар продолжает бесчинствовать. Уже крыша и верхняя часть здания с 12-го по 25-й этаж полностью объяты огнем. На какую-то долю секунды ветер относит в сторону клубы дыма и языки пламени, обнажая плоскую крышу высотного здания. Там, на крыше, видна тесно сжавшаяся большая группа людей. Последние, оставшиеся еще в живых, пытаются спастись здесь от огня. Через мгновение огонь и дым плотной завесой снова окутывают крышу, людей больше не видно, их поглотило огненное пекло.
Современное аутодафе, как и столетия назад, во времена публичного сожжения неугодных богу еретиков и «служителей дьявола», происходит на глазах многочисленных зрителей, остро переживающих перипетии катастрофы. Тысячи жителей Сан- Паулу, затаив дыхание, смотрят на горящее здание, на гибнущих людей, будучи не в силах оказать им помощь. На лицах стоящих внизу невыносимая скорбь, отчаяние, слезы, некоторые в ужасе закрывают глаза, обращаются к богу. Выкрикиваются гневные осуждения тем, по чьей вине произошла катастрофа.
Многие жители города, повинуясь чувству сострадания, спешат в больницы, чтобы отдать свою кровь пострадавшим. Другие из тысячной толпы свидетелей трагедии пытаются воздействовать на тех, кто находится вверху, криками и жестами уговаривая их не прыгать вниз. Какой-то молодой человек в течение нескольких часов держит в руках самодельный транспарант со словами: «Мужайтесь, мы с вами». Но сочувствие и солидарность многотысячной толпы не приносят облегчения тем, кто находится в огненном пекле.
Естественно, возникает вопрос: а службы безопасности города, что они сделали для предотвращения катастрофы? Какова их роль в борьбе с пожаром? Сан-Паулу — богатейший город Бразилии — располагает вполне современными службами скорой помощи, имеющими большой опыт борьбы с пожарами, и пожарные делают все от них зависящее, чтобы вызволить людей из беды. В борьбе с огнем участвует вся техника, которая есть в городе — автонасосы, автоцистерны, механические выдвижные лестницы, вертолеты, но потушить пожар, предотвратить катастрофу, спасти гибнущих людей они не в силах.
Механические лестницы, установленные на автомобилях, выдвигаются только на уровень 9—10-го этажей. Лестница внутри здания обрушилась в самом начале пожара, лифты вышли из строя. Пожарные с тяжелым вооружением вынуждены, подобно акробатам, подниматься вверх, используя легкие лестницы, окна и разрушенные огнем балконы. Ценой громадных усилий им удается спасти часть людей. На верху здания бушует вихрь огня и зловеще, как черный парус, развевается по ветру туча дыма. Пробиться туда нет никакой возможности. Для спасения людей пытаются использовать вертолеты. В их кабины укладываются мотки веревок, которые надо сбросить на крышу. Выполнить это над горящим зданием чрезвычайно трудно. Конвективные потоки нагретого воздуха отбрасывают вертолеты, как игрушки.
И все же вновь и вновь предпринимаются попытки вплотную приблизить вертолеты к окутанной дымом и огнем крыше здания. Но все усилия пилотов заканчиваются безрезультатно.
Только в конце пожара, когда рассеялось дымное облако, и огонь потерял разрушительную силу, на крышу здания проникли пожарные. Они увидели крошево бетонных плит, деформировавшуюся металлическую арматуру и останки погибших людей.
Но все же на крыше часть людей уцелела. Спасаясь от наступающей лавины огня и дыма, на крыше двух блоков здания в начале пожара нашли убежище 170 человек в надежде, что их снимут оттуда с помощью вертолетов. На несколько меньшей крыше южного блока здания искало спасения примерно 60 человек, все они погибли от высокой температуры и дыма. Та же участь постигла и 30 человек, находившихся на открытой части крыши северного блока здания «Жоэльма». Но 80 человек, укрывшихся под асбестоцементной конструкцией крыши, остались живы, хотя большинство из них получило ожоги и отравления дымом. Их спасли после ликвидации пожара с помощью вертолетов.
Кадр запечатлел, как пожарные помогают спуститься по лестнице пожилому человеку. Это 54-летний немецкий инженер Р. Хойер, простоявший в ожидании спасателей на подоконнике 18-го этажа более 4 часов. Но такое хладнокровие перед лицом смертельной опасности присуще лишь немногим. Люди не прекращали прыгать на землю из окон и с крыши здания, даже видя, что пожарные ведут спасательные работы.
Таково содержание документальной киноленты, снятой во время пожара здания «Жоэльма». Может быть, фильм излишне жесток, но жестокость эта не придуманная, а вытекает из реальной действительности, той капиталистической действительности, которая определяется стремлением во что бы то ни стало получить выгоду за счет экономии на мероприятиях безопасности.
В печати сообщалось, что владельцы здания «Жоэльма» пренебрегли многим, лишь бы с наименьшими затратами получить максимум прибыли при строительстве и эксплуатации помещений. Ими было признано нецелесообразным, например, вкладывать средства в устройство пожарной автоматики, без наличия которой эксплуатация здания повышенной этажности связана с громадным риском. Лестница не имела противодым- ных устройств. Второй эвакуационной лестницы в здании предусмотрено не было. Не были устроены также вертикальные лестницы (стремянки) по фасаду здания для перехода людей в случае необходимости с балконов верхних этажей на нижние. Отделка путей эвакуации выполнялась из дешевых синтетических материалов, обладающих повышенной горючестью.
Пожар в здании «Жоэльма» возник примерно в 8 часов 40 минут утра, незадолго до начала рабочего дня. Ожидалось, что в этот день рабочие места займут 956 служащих из 1016 человек, работающих в учреждениях «Жоэльмы». В момент возникновения пожара в помещениях высотного здания находились 756 человек (примерно около 200 служащих опаздывало на работу). За 10—15 минут до начала работы один из служащих услышал подозрительное потрескивание, доносившееся из конторской комнаты, расположенной в северном блоке 12-го этажа. Он сказал об этом дежурному, который, войдя в комнату, обнаружил, что горит смонтированный на окне кондиционер. Дежурный выбежал из комнаты, чтобы отключить электропитание кондиционера на распределительном щите, установленном в коридоре этого этажа. Однако его надежда, что в результате отключения тока пожар прекратится, не оправдалась. Вернувшись в комнату, дежурный увидел, что загорелись мебель и занавески на окне. Только теперь он побежал
за огнетушителем, но войти в горящую комнату уже не смог из-за густого дыма. Его попытки погасить начавшийся пожар — а он разбрызгивал огнетушащий состав, как попало, не видя очага горения,— не дали никакого эффекта. Лишь после этого дежурный поднялся на 13-й этаж, чтобы предупредить о пожаре работающих там служащих. Спуститься обратно на 12-й этаж по лестнице не удалось из-за высокой температуры и сильной концентрации дыма. Никто из сотен служащих банковской конторы не пытался оказать помощь дежурному в тушении начавшегося пожара. Установки для оповещения людей о необходимости срочной эвакуации из здания не имелось. Служащие узнавали о нависшей над ними опасности случайно.
Тем временем о пожаре по телефону были поставлены в известность лифтеры, которые предприняли ряд попыток эвакуировать служащих с верхних этажей. Одновременно был прекращен вход людей в здание. Лифтеры вели спасательные работы до тех пор, пока раскаленный и насыщенный дымом воздух между 1-ми 13-м этажами сделал невозможным курсирование кабин лифтов. Лифтерам было приказано выключить лифты, отпустив их на первый этаж. Тем не менее одна молодая женщина- лифтер не подчинилась приказу и попыталась еще раз подняться наверх. На 20-м этаже она вынуждена была покинуть лифт, но спуститься вниз ей не удалось: она погибла в огне.
Вот как рассказывает о начале пожара 27-летняя служащая банка, пережившая ужасы этой катастрофы: «Было примерно 8 часов 40 минут, когда мы почувствовали в нашей комнате сильный запах гари. Создавалось впечатление, что дым выходил из установки для кондиционирования воздуха, поэтому мы ее отключили. Вскоре после этого мы заметили, что некоторые служащие быстро спускаются по лестнице, как будто спасаются бегством. Воспользовавшись лифтом, я с группой служащих спустилась вниз. С улицы я увидела, что огонь охватил уже три этажа, а через какие-то 20 минут он уже достиг крыши здания. Многие люди из окон и с крыши здания прыгали вниз. Я сама видела около 20 таких прыжков».
Пожарная охрана города получила сообщение о пожаре в 9 часов 3 минуты — через 23 минуты после его начала! Характерная деталь: извещение о пожаре поступило не от администрации или служащих «Жоэльмы», а от одного из жителей соседнего дома, заметившего выбивавшиеся из окон клубы дыма и языки пламени.
Первые пожарные автомобили выехали к «Жоэльме» из двух ближайших пожарных частей (1,5 и 2,5 километра от места пожара) в 9 часов 5 минут. В связи с интенсивным движением они не могли развить максимальную скорость и прибыли к горящему зданию в 9 часов 10 минут. Руководитель оперативной группы пожаротушения немедленно потребовал вызова всех резервов, которые имелись в городе. В многомиллионном Сан-Паулу было 18 пожарных команд общей численностью 1000 человек. Эта численность пожарной охраны была установлена еще в 1940 г., когда население города не превышало миллиона человек.
К 9 часам 40 минутам огонь распространился на 14 верхних этажей. Пожарные ввели в действие для тушения пожара и спасания людей всю технику, которая у них имелась, в том числе три автолестницы, два коленчатых подъемника и целый ряд других автомобилей со спасательными устройствами. От пожарных автонасосов подавалась вода как для тушения пожара, так и для орошения водой окон, в которых стояли застигнутые пожаром люди. Спасательные операции были завершены примерно в 13 часов 30 минут. Пожар продолжался немногим более 4 часов.
Из находившихся в здании в момент возникновения пожара 756 человек лифтами было эвакуировано примерно 300. Пожарные вывели из здания но легким пожарным лестницам 41 человека; 80 человек были сняты с крыши здания после ликвидации пожара с помощью вертолетов. Общее число жертв пожара складывается из следующих цифр: 40 человек разбились, прыгая с верхних этажей здания, 90 сгорели на крыше здания, 49 — во внутренних помещениях. Всего погибло 179 человек, пострадали 300. Полностью выгорели 14 из 25 этажей.
Причиной пожара в здании «Жоэльма» комиссия признала короткое замыкание в одной из оконных установок кондиционирования воздуха, электрическая проводка к которой была выполнена неправильно. Быстрое развитие пожара и большое число жертв объясняется в основном игнорированием противопожарных требований при строительстве здания и неподготовленностью администрации и служащих к действиям в условиях пожара.
Подобные трагедии в Сан-Паулу не редкость. Мэр города под свежим впечатлением от катастрофы в «Жоэльме» заявил: «Во всем виноват строительный устав, который разрешает бизнесменам строить в городе здания без учета мер безопасности». Для заявления мэр имел более чем достаточно оснований.
За два года до пожара в здании «Жоэльма» жители Сан-Паулу были свидетелями не менее тяжелой катастрофы. Тогда трагические события разыгрались в одном из самых величественных зданий города — 27-этажной башне «Андраус». Она была построена в 1964 г. и считалась красивейшим бетонным небоскребом Сан-Паулу. Нижние пять этажей этого здания были заняты под торговый центр «Пирани» — самый большой магазин города. Остальные 22 этажа арендовались другими магазинами, страховыми компаниями, конторами, многочисленными учреждениями.
В четверг 24 февраля 1972 г. в 4 часа дня в отделе готового платья магазина «Пирани» был замечен пожар. Один из администраторов магазина попытался потушить его огнетушителем, но это результатов не дало. Огонь и дым быстро распространились по помещениям магазина.
В момент возникновения пожара в здании находилось около 1400 служащих и примерно 2500 посетителей. Заметившие пожар начали быстро выходить из магазина на улицу Сен-Жан. Большинство же покупателей магазина и служащих контор вынуждены были подниматься вверх. Характерно, что, когда пожар уже охватил третий и четвертый этажи, находящиеся наверху продолжали работать, не зная, что им угрожает опасность. Пожар, начавшийся на нижних этажах, блокировал выход из здания. Люди вынуждены были искать спасения на лестницах, дверные проемы которых имели стальные двери, в санузлах.
К половине пятого большая часть нижних этажей была охвачена огнем. Находящиеся на верхних этажах оказались в тяжелом положении: раскаленный воздух, едкий, густой дым заполнили все помещения. Для тех, кто оставался внутри здания, было только одно более или менее безопасное место — плоская крыша здания. Джакомо Антелми, продавец отдела изделий из пластмасс, хорошо знал, что на крыше есть площадка, оборудованная для посадки вертолета. Одним из первых он поднялся туда, рассчитывая на помощь. За ним последовали сотни мужчин и женщин, которые несколько минут назад в панике метались на лестницах. Примерно 300 человек вышли на плоскую кровлю. Трое из них, увидев языки пламени, появившиеся сбоку крыши, не выдержали и бросились вниз.
А внизу, на земле, на площади Республики, улице Сен-Жан и других прилегающих к башне «Андраус» проездах творилось нечто невообразимое. Толпы людей заполнили до предела тротуары и проезжую часть улиц, не давая возможности двигаться службам скорой помощи. Многие стремились пройти к горящему зданию, чтобы спасти оставшихся там близких. Толпа теснила полицейские заградительные кордоны, мешая передвижению пожарных машин и автолестниц. Только после нескольких взрывов, раздавшихся из магазина «Пирани», люди отступили назад.
«Святой Петр! Пошли дождя, потуши пожар!» — молила толпа. Только так могла она выразить сочувствие попавшим в беду. С большим трудом полиции и войскам удалось навести относительный порядок на прилегающих улицах, освободить проезд для транспорта. Пожарные быстро совершили боевое развертывание и активно работали на уровне восьмого-девятого этажей, куда можно было проникнуть с помощью автолестниц. Тушение пожара на вышерасположенных этажах, а тем более проведение спасательных работ с крыши здания наземными средствами было невозможно. Единственное решение-применить для спасания людей вертолеты.
Первым, кто предпринял попытку проникнуть на крышу, был пилот вертолета Вальмиру Сайао, состоящий на службе компании, занимающейся аэрофотосъемкой. Полет проходил в трудных условиях: высокая температура, конвективные потоки воздуха вокруг пылающего здания. Пилот все же сумел посадить вертолет на крышу, но никого спасать не стал. Он приказал людям убрать на крыше все предметы, мешающие полетам, в том числе телевизионные антенны. Толпа в ярости моментально сбросила их вниз. Вернувшись из разведки, Сайао доложил, что толпа на крыше не контролируема. Прежде чем сажать людей в вертолеты, надо их хоть сколько-нибудь дисциплинировать.
Следующий вертолет высадил на крышу горящего здания группу пожарных, среди которых находились начальник штурмового спасательного подразделения капитан Калдас и капитан Оливейра. Перед ними была поставлена очень сложная задача: навести порядок на крыше, предотвратить самовольный захват вертолета, установить очередность эвакуации людей на вертолетах, в первую очередь предполагалось спасти детей, женщин, раненых. Пожарные хорошо знали, что перед ними сотни людей, убежденных в неизбежности смерти и потому способных пойти на любые действия, лишь бы выжить, во что бы то ни стало.
В сложной ситуации большое самообладание проявил капитан Калдас. Он приказал толпе собраться в центре плоской крыши, объясняя свою команду тем, что в центре воздух чище и легче дышать. Сразу же нашлось несколько человек, которые объявили, что им стало значительно лучше. В это время вертолеты сбросили на крышу здания пакеты молока. Одни пили это молоко, другие предпочли вылить его на себя. После этого Калдас передал вниз команду, что спасательную операцию можно начинать.
Когда на крышу здания, преодолев огненный барьер, опустились вертолеты, то пожарные потребовали, чтобы первыми покинули крышу раненые. Многие, услышав это, стали падать, симулируя отравление. Одному мужчине удалось разбить себе в кровь нос. В толпе сразу же нашлись люди, объявившие себя знакомыми и родственниками Калдаса. Они говорили, что им по праву родства надо покинуть крышу первыми. Какой-то человек утверждал, что был его учителем. После пожара Калдас комментировал: «Самыми трудными для спасения были те, кому было за сорок, они абсолютно не помогали, молодые помогали... Женщины оставались спокойными, не распускали себя, а если плакали, то делали это тихо». Позже Калдас рассказывал: «Я нашел на крыше запертую дверь, когда ее открыли, то оказалось, что внизу на лестнице находятся десятки раненых и потерявших сознание. Я решил эвакуировать их в первую очередь. Тут же из толпы раздались протесты. Некоторые полагали, что получили больше права на спасение, так как добрались до крыши первыми».
Во время катастрофы в башне «Андраус» в какой-то мере повторялись те же проявления человеческой низости, что и во время крушения парохода «Титаник», когда группы пассажиров, пользуясь паникой и темнотой, силой захватывали коллективные средства спасения. Но все же здесь подавляющими были моменты мужества, бескорыстия, нежности. Всех покорила молодая женщина с открытым переломом руки. Она могла бы быть взята на борт вертолета намного раньше, чем гражданин с разбитым носом, но предпочла остаться со своим мужем. И даже когда подошла его очередь сесть на вертолет, она вернулась к группе тех, кто способен был еще ждать.
К наступлению ночи пламя еще не было окончательно сбито. Вертолеты, снабженные мощными фарами, освещали скелет «Андрауса», покрытый копотью. Раненых перевозили на автомобилях скорой помощи государственных или частных больниц и даже на полицейских машинах. В этот день радиостанции в Сан-Паулу в первый раз не передали информационный бюллетень «Голос Бразилии». Даже футбольный матч Сан-Паулу — Пальмера, который должен был состояться в штате Пакэмбо, был отложен. Для Бразилии это было из ряда вон выходящее событие. Такое случалось ранее только в дни национального траура. Врачи и медицинские сестры покинули свои дома и, прикрепив белые флажки к антеннам собственных автомашин, отправились к месту катастрофы и в больницы.
Во время пожара в «Андраусе» погибли 17 человек, 376 раненых и получивших ожоги и отравления были помещены в больницы. Около 500 человек удалось спасти по воздушному мосту.
Обращает на себя внимание тот факт, что число спасенных значительно превышает количество погибших. Достигнуто это главным образом благодаря умелой работе пожарных и героическому труду пилотов вертолетов. По существу, это первый случай в истории борьбы с пожарами, когда с помощью вертолетов удалось спасти такое количество людей. Этот пример свидетельствует о возможности использования вертолетов для борьбы с пожарами в высотных зданиях при условии, однако, что здания будут иметь заранее приспособленные для посадки площадки.
Неудача с использованием вертолетов для проведения спасательных работ во время пожара в здании «Жоэльма» в значительной мере объясняется непродуманной планировкой самого здания, плоская крыша которого имела очень маленькую площадь и не была приспособлена для посадки вертолетов. Не могла служить крыша и надежным убежищем (отстойником) для людей на случай пожара, так как не было на ней защитных бортов по периметру, удобных лестниц для выхода с верхних этажей, запасов воды и средств тушения. Конструкция крыши имела низкий предел огнестойкости.
Как показала практика, успех аварийно-спасательных операций при тушении пожара в решающей степени зависит от планировки зданий и обеспечения их надежными путями эвакуации. Предотвращение задымляемости лестниц и защитных зон достигается вентиляторами автоматического включения, созданием избыточного давления воздуха. Однако система подпора воздуха на лестницах и в шлюзах-тамбурах требует очень тщательного технического обслуживания и постоянного поддержания ее в работоспособном состоянии.
Вместе с тем за последнее время все более широкое применение находят индивидуальные устройства спасания и эвакуации людей с верхних этажей высотных зданий: спасательный карабин с тормозным барабаном, регулирующим скорость спуска по стальному тросу или по нейлоновой веревке; самоспасатель, состоящий из люльки, сматывающегося барабана и троса, закрепляемого за фиксируемым предметом; гибкие складные лестницы, которые в сложенном виде крепятся в комнате под подоконником; индивидуальные зонтики-парашюты; складные пожарные лестницы, монтируемые в плоскости, перпендикулярной стене здания. Использование всех этих устройств на пожаре — мера вынужденная. Они не могут заменить стационарных лестниц и хорошо спланированных зон безопасности. Перспективным направлением является устройство в зданиях повышенной этажности специальных пожарных лифтов, которые можно использовать как для подъема пожарных, так и для спасания людей. Подобные лифты должны иметь очень высокую степень надежности. Они могут оправдать свое назначение только в том случае, если будут абсолютно безотказны в условиях высокой температуры и задымленности.
Высокая степень огнестойкости конструктивных элементов здания, рациональная планировка путей эвакуации, надежные системы противопожарного водоснабжения и конструкции лифтов дают возможность успешно бороться с пожарами в зданиях повышенной этажности. Но даже при самых благоприятных условиях тушить пожары в таких зданиях очень трудно, так как требуется большое количество специальной пожарной техники и значительное число пожарных, обладающих высокой профессиональной подготовкой. Об этом свидетельствует пожар в башне «Андраус», а также пожар в конторском здании «Окси- дентал сентер тауэр» в Лос-Анджелесе (США), происшедший 19 ноября 1976 г.
Трпдцатидвухэтажное конторское здание «Оксидентал сентер тауэр», расположенное в центре Лос-Анджелеса, является одним из первых высотных зданий города. При его строительстве были учтены противопожарные требования к конструктивным элементам, лифтам, планировке путей эвакуации и внутреннему противопожарному водопроводу. Предел огнестойкости основных несущих конструкций составлял 3 часа, внутренних настилов (плит) и некоторых других строительных конструкций — 2 часа, т. е. в условиях реального пожара конструктивные элементы здания могли потерять несущую способность или обрушиться под действием температуры через 2—3 часа. При сооружении здания предусматривалась защита от теплового воздействия металлических конструкций: стальные фермы, балки и опоры имели защитный слой из высокопрочного бетона толщиной от 3,8 до 4,4 сантиметра. Внешняя сторона стен была облицована глазурованными кафельными плитками и алюминиевым листом. На лестничных площадках каждого этажа устроены краны внутреннего противопожарного водопровода, обеспечивающего подачу 2800 литров воды в минуту за счет дистанционных насосов-повысителей.
В систему противопожарной защиты здания входили также автоматическая пожарная сигнализация и спринклерная установка. Оросители спринклерной системы были смонтированы только в некоторых помещениях здания — на цокольном этаже, во вспомогательных службах. Извещателями пожарной сигнализации оборудовались все помещения. Сигнал о пожаре поступал одновременно на пульт, установленный в вестибюле здания, в комнату технического персонала и на телефонную станцию. Здание имело систему кондиционирования, однако в момент возникновения пожара она не работала.
«Оксидентал сентер тауэр» — типично административное здание. В его помещениях были установлены счетнр-вычислительные машины, большое количество шкафов, столов и другой конторской мебели, способной дать обильную пищу для огня.
...В 3 часа 15 минут 19 ноября 1976 г. тепловые извещатели автоматической пожарной сигнализации передали сигнал о пожаре на пульт охраны в технической комнате, одновременно тревожный сигнал был зафиксирован и на телефонной станции. Сигнал о пожаре поступил от тепловых извещателей, установленных в офисах 20-го этажа. Поднявшиеся туда на лифте дежурные охраны установили, что огонь охватил уже несколько комнат. В них не было спринклерной установки, и пожар беспрепятственно распространялся из помещения в помещение. По внутреннему служебному телефону из кабины лифта дежурный позвонил в вестибюль и попросил немедленно вызвать пожарных. На командный пункт пожарной охраны Лос-Анджелеса первое сообщение о пожаре поступило в 3 часа 18 минут. Затем по телефону было передано еще несколько сигналов, так как огонь уже выбивался из окон здания и хорошо просматривался с улицы.
Командный пункт центрального пожарного депо Лос-Анджелеса немедленно выслал две пожарные части во главе с командиром батальона. Когда они прибыли к зданию, языки пламени из многих окон 20-го этажа уже достигали подоконников следующего этажа. Командир батальона вызвал к месту происшествия еще четыре пожарные части. Одновременно он приказал двум ударным отделениям подняться на 21 -й этаж, чтобы не допустить распространения огня на вышерасположенные этажи, а двум другим отделениям — на 20-й этаж для ликвидации очагов горения.
Ударные отделения городской пожарной охраны предназначались для выполнения особо сложных заданий. Каждое из них состояло из капитана и двух пожарных, прошедших строгий физический отбор и специальную тренировку для работы в задымленных помещениях и при высокой температуре. Ударные отделения должны были выполнить главную задачу — локализовать пожар, не допустить распространения огня на верхние этажи громадного здания. Действия пожарных облегчались тем, что пассажирские лифты, несмотря на пожар, функционировали нормально. На них пожарные поднялись на 18-й этаж и оттуда повели наступление на огонь. В дальнейшем на лифтах доставлялись на этажи подкрепление и техника. Это был один из немногих случаев, когда пассажирские лифты не вышли из строя в начале пожара, и их удалось использовать в критические минуты. Устойчивость лифтов обеспечивалась благодаря их надежной конструкции, в первую очередь,— независимому энергоснабжению, выполненному от отдельного кабельного ввода, не связанного с общей системой энергопитания здания.
Усилиями пожарных огонь удалось блокировать в пределах 20-го и 21 -го этажей. Вышерасположенные этажи от пожара не пострадали. Несмотря на то что при строительстве здания был осуществлен целый комплекс профилактических мер, тушение пожара потребовало от пожарных Лос-Анджелеса огромных усилий. В его ликвидации приняло участие 16 оперативных пожарных частей города. На место пожара было вызвано 17 пожарных автомобилей, 4 машины скорой помощи и 2 вертолета, с помощью которых производилось освещение горящего здания. В тушении пожара участвовало около 300 человек. Столь огромные силы потребовались только для того, чтобы блокировать и потушить пожар в пределах двух этажей. А если бы он распространился по всему зданию, то для его ликвидации нужны были бы еще большие силы.
Пожар в здании «Оксидентал сентер тауэр» был потушен через полтора часа после прибытия пожарных частей. Несмотря на то что на конструктивные элементы здания длительное время воздействовала высокая температура, несущие конструкции не деформировались и устойчивость их не нарушилась. Правда, на защитном слое бетона отдельных металлических конструкций образовались трещины. Во время пожара нормально функционировал внутренний противопожарный водопровод, от которого пожарные проложили рукавные линии и подавали воду в очаги горения.
Проведенным следственным отделом пожарного управления Лос-Анджелеса расследованием было установлено, что пожар на 20-м этаже возник в результате поджога. Преступники применили легковоспламеняющуюся жидкость, вследствие чего пожар с самого начала получил быстрое развитие.
Пожар в здании «Оксидентал сентер тауэр» возник ночью, когда в нем не было служащих, кроме малочисленного дежурного персонала охраны. Подобные пожары в дневное время, как правило, сопровождаются тяжелыми последствиями. Так случилось, например, 23 мая 1973 г. во время пожара в высотном здании «Тур Авианка» в Боготе (Колумбия). В 32-этажном здании размещались служащие авиационной и других компаний. Помещения не оборудовались ни автоматической пожарной сигнализацией, ни спринклерными системами. Не была предусмотрена даже система оповещения людей на случай вынужденной эвакуации.
Пожар начался в 7 часов 45 минут 23 мая в подсобном помещении на 14-м этаже, где хранились канцелярские товары. В это время в здании находились 500 человек. Огонь быстро перекинулся из подсобного помещения на ресторан и в течение 45 минут бушевал там. Тем не менее о пожаре никто не знал. На соседних этажах спокойно работали люди. Эвакуация началаь лишь тогда, когда пожар стал явной угрозой. С большим опозданием поставленная в известность о пожаре пожарная охрана Боготы не смогла предотвратить распространения огня. Для его обуздания потребовалось 14 часов. За это время были полностью разрушены 22 этажа. В результате пожара погибли 6 и пострадало более 100 человек.
Несвоевременный вызов пожарных, неподготовленность администрации и обслуживающего персонала к тушению пожара и эвакуации людей, отсутствие систем оповещения о необходимости покинуть помещение, как правило, приводят в высотных домах к трагическим последствиям.
В административном 17-этажном здании «Ролт центр» в Новом Орлеане (США) во время пожара, происшедшего 29 ноября 1972 г., погибли 7 из 150 человек. Характерно, что никто из находившихся в этом здании не догадался сообщить в пожарную охрану города о начавшемся пожаре. Только когда огонь охватил значительную часть помещений, и пламя появилось в окнах, в пожарную охрану посыпались телефонные звонки от граждан, увидевших огонь.
Очень часто люди при пожарах гибнут не только от ожогов, но и от отравления продуктами горения. Особенно велика опасность отравления в зданиях повышенной этажности, где верхние этажи и условиях даже незначительных загорании быстро заполняются нагретым воздухом и дымом.
Медико-биологическими исследованиями установлено, что опасными для жизни человека являются воздействие на него температур 60-70 градусов, вдыхание продуктов горения при содержании и них 0,5 процента окиси углерода или 10 процентов углекислого газа, пребывание в помещении с пониженным содержанием кислорода. Даже при снижении концентрации кислорода в воздухе на 4-5 процентов наступает смерть. Большую угрозу представляет дым, заполняющий помещения и приводящий к потере видимости. Бурное дымообразование при горении обстановки жилых помещений начинается через 4-5 минут, при горении древесины — через 5-6 минут. Известно, что человек может пройти в задымленных помещениях не более 8-10 метров. Он быстро теряет ориентировку и не может выйти в безопасное место.
При пожаре опасность для человека нарастает пропорционально времени его пребывания в зоне, где происходит горение. Установлено, что угроза для жизни человека на пожаре может возникнуть даже при сравнительно небольшой площади горения (до одного процента площади пола) и содержании горючих материалов на квадратном метре не более 2—3 килограммов. Такие ситуации характерны для любых многоэтажных зданий независимо от их назначения. Но особенно сложными они могут быть в зданиях повышенной этажности. Защита таких зданий от пожаров возможна только при условии строгого нормирования требований пожарной безопасности как в период создания дома (при его проектировании и строительстве), так и в процессе последующей эксплуатации. Современные крупные города стремительно растут ввысь, поэтому вопросы безопасности людей, работающих или живущих в высотных зданиях, с каждым годом приобретают все большую остроту.
Большим шагом вперед явилось осуществление в России мер пожарной безопасности для общественных зданий, включая профилактические требования, подлежащие обязательному выполнению. Важные конструктивно-планировочные решения, направленные на безопасность людей, предусматриваются строительными нормами. Строгое выполнение правил и норм дает возможность обеспечить безопасность зданий в нашей стране.
Выше указывалось, что причиной пожара в здании «Ок- сидснтал сентер тауэр» был поджог, причем виновники преступления установлены не были. Это типичная для Америки причина пожара 103.
Анализ пожаров в США показывает, что поджоги совершают самые разные (по возрасту и социальной принадлежности) люди. По словам одного следователя, среди поджигателей оказался даже проповедник — «любящий отец», застраховавший трех своих детей на крупную сумму и сжегший их вместе с домом.
В числе арестованных поджигателей были и мальчик, страдающий пироманией, и студенты, совершившие поджог женского общежития, чтобы геройски спасти из огня девушек, и добровольный пожарный, получавший за тушение каждого пожара премию в 5 долларов, и люди, пытавшиеся избавиться с помощью огня от галлюцинаций.
Заместитель начальника управления пожарной охраны Нью- Йорка Дж. Барракато считает, что всех поджигателей можно подразделить на три основные категории: патологические; общая категория (сюда входят совершающие поджоги для извлечения выгоды и из чувства мести); несовершеннолетние.
Дж. Кеннеди, частный детектив и автор двух широко известных книг по поджогам, классифицирует мотивы поджогов следующим образом: извлечение выгоды, когда застрахованный преступник получает страховую премию; извлечение выгоды, когда застрахованный невиновен, а преступник получает вознаграждение: стремление достичь какой-либо цели; стремление скрыть другое преступление; психическое заболевание. Некоторые следователи рекомендуют к вышеперечисленным категориям добавить еще категорию поджогов ради развлечения. В нее попадает большинство поджогов, совершаемых несовершеннолетними.
Опытные следователи постоянно расширяют список примет, по которым можно определить, кем был совершен поджог. Пироман, например, может устроить поджог в чулане или на лестничной клетке. Если же он принадлежит к категориям поджигателей, стремящихся привлечь внимание, то обязательно устроит большой пожар и будет находиться рядом, наслаждаясь возбуждением толпы.
Если с применением легковоспламеняющейся жидкости поджигаются лестничная площадка и лестница на нижний этаж и тем самым блокируется выход из зоны огня, можно предполагать, что поджог совершен из чувства мести. Если же подожжен холл на верхнем этаже многоэтажного здания, то вполне вероятно подозревать, что поджог совершен домовладельцем с целью получения страховой премии. Наконец, если пожар вызван легковоспламеняющейся жидкостью в одной из квартир и при этом выход из нее не блокирован огнем — это либо поджог, устроенный наркоманами, либо попытка получить компенсацию от службы социального обеспечения.
Поджоги, совершаемые мужчинами, отличаются от поджогов, устроенных женщинами. Если из горящего дома вынесена детская кроватка и детская одежда, поджигателем будет скорее всего женщина, если же вынесено оружие и рыболовные принадлежности — мужчина.
На основе богатого опыта по расследованию причин возникновения пожаров составлены рекомендации следователю, осматривающему место происшествия:
необходимо прибыть на место происшествия не позднее чем через 30 минут после того, как огонь потушен;
перед тем как войти в пострадавшее от пожара здание, надо сделать серию снимков места происшествия, двигаясь вокруг здания против часовой стрелки;
далее нужно выяснить у пожарных, был ли выход из здания блокирован огнем, а также установить место источника пожара и узнать, как он поддавался тушению водой. Наличие нескольких очагов пожара — явный признак поджога. Если скорость распространения огня не соответствовала погодным условиям, можно предположить, что при поджоге применялись легковоспламеняющиеся жидкости или другие ускорители горения;
войдя в здание, следует двигаться от наименее пострадавших от огня мест к наиболее пострадавшим — таким образом выясняется путь распространения огня;
можно найти наиболее выгоревшие места пола и измерить глубину обугливания. Скорость распространения огня в древесине относительно невысока. Если же применяются ускорители горения, пол прогорает значительно быстрее; образцы пола, взятые в очаге пожара, передают в лабораторию для определения ускорителя горения;
следует осмотреть гладкие поверхности (стекла, зеркала, холодильник), так как пламя от легковоспламеняющейся жидкости оставляет на них большое количество сажи;
нужно выяснить, какие предметы горели. При обычном пожаре температура достигает 500 градусов и горят ткани и дерево. При применении ускорителей горения температура достигает 1000 градусов и начинает плавиться фарфор. Если же посуда и громоздкие вещи, например, холодильник, вынесены из очага пожара, можно подозревать, что поджог совершен их владельцем;
свидетелей рекомендуется опросить немедленно, так как они дают показания гораздо охотнее сразу после пожара, особенно если он привел к человеческим жертвам;
не бойтесь написать в ответе: «Причина пожара неизвестна». Дж. Барракато считает, что большинство поджогов в Нью-Йорке совершается из чувства мести, и подтверждает это следующими цифрами. В 1978 г. из 8000 поджогов 50 процентов были совершены из чувства мести, 40 — с целью извлечения выгоды и 10 — несовершеннолетними. Им высказывается мнение, что без помощи населения пожарная охрана США не может справиться с поджогами. Пожарное управление города проводит работу с общественностью, знакомит ее с признаками, предшествующими поджогу, но, несмотря на все эти усилия, организовать действенную помощь пока не удается.
Проблемы, стоящие перед пожарными Нью-Йорка, характерны и для других городов. Так, Лос-Анджелесу за первые три месяца 1978 г. в результате поджогов был нанесен прямой материальный ущерб в размере 5,9 миллиона долларов (косвенный ущерб никто не берется даже подсчитывать). Интересно, что за одну только ночь было зарегистрировано 22 поджога, в том числе и с целью убийства. Йо имеющимся данным, более 30 процентов поджогов в городе совершается из чувства мести, а более 20 — несовершеннолетними, что со всей остротой ставит задачу проведения с ними воспитательной работы.
Отдел борьбы с поджогами Лос-Анджелеса состоит из 21 человека, 18 из них — следователи. Они не являются служащими полиции, но в связи с тем, что их функции близки к функциям полицейских, им разрешается носить оружие, производить аресты и вести следствие. В систему общей подготовки этих специалистов входит трехнедельная стажировка в полицейских школах штата.
Не лучше обстоит дело с поджогами в Мемфисе. Там в 1978 г. было зарегистрировано 742 поджога. Как и в других городах США, основной проблемой пожарной охраны Мемфиса является нежелание свидетелей давать показания из опасения мести со стороны преступников. Пытаясь восполнить недостаток показаний, управление пожарной охраны города установило круглосуточное дежурство у специального телефонного аппарата, а также выплачивает небольшое денежное вознаграждение тем свидетелям, показания которых привели к аресту преступника. Но так как вышеуказанные меры не дают желаемого эффекта, управление уделяет много внимания обучению (особенно практической подготовке) следователей. В 1979 г. управление намечало послать группу следователей в школу ФБР, где читается трехмесячный курс по расследованию поджогов.
Бостон — один из городов США, в которых число поджогов стало уменьшаться. Считается, что это было результатом широко освещавшегося судебного процесса по делу организованной группы поджигателей, состоявшей из 33 человек. Они обвинялись в совершении поджогов с целью получения страховых премий.
В группу входили как простые исполнители, так и респектабельные владельцы недвижимости. Почти все они были осуждены. Но как только процесс стал забываться, кривая поджогов снова пошла вверх. В Бостоне расследуется около 150 случаев поджогов в месяц.
Промышленный район Сиэтла переживал спад деловой активности, служащие отдела внимательно следили за теми предпринимателями, дела которых шли плохо: они могут прибегнуть к поджогу как к выходу из положения. Служащие отдела применяли своего рода моральное давление. Однажды к магазину, понесшему в последнее время значительные убытки, с воем сирен и зажженными фарами подъехали пожарные машины. В магазин внесли шланги, и офицер объяснил хозяину, что его магазин выбран для проведения учебной тревоги. Владелец магазина все понял, так же как и хозяин убыточного ресторана, к которому в течение нескольких месяцев раз в неделю заходил пожарный инспектор.
Статистика свидетельствует о неудержимом росте поджогов в капиталистической Америке. В 1980 г. в США было официально зарегистрировано 146 тысяч пожаров, вызванных поджогами, убытки от которых составили 1,76 миллиардов долларов, что по сравнению с предыдущим годом даст рост убытков от поджогов на 32,5%.