Цель РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ - предложение широкого спектра услуг по низким ценам на постоянно высоком качестве.

Возрождение

1

В последнюю субботу июля 1996 года в  УГПС чествовали генерала В.Ф. Рубцова - с 55-летием со дня рождения. Несмотря на выходной, народу собралось много - из аппарата губернатора, областных ведомств, главы администраций и их заместители из районов и городов, руководители крупных заводов. И, конечно же, полку поздравителей прибавили подчиненные, с которыми Вячеслав Федорович трудится бок о бок десятки лет, делит; как говорится, и хлеб, и табак. Было разноцветье букетов и добрых слов. Режиссировал действо в полноводном русле полковник Е.А. Карпов. Хорошо поставленный голос Евгения Алексеевича заметно возвышался над густой разноголосицей. Поздравления следовали одно за другим - от областных учреждений, глав администраций, коллективов предприятий.  В орнамент спичей ярко вписались и проникновенные за здравия подчиненных - аксакала огненной службы В.А. Максимовича из Раменска и легендарной женщины-полковницы В.Г. Гундарь из Мытищ.

Растроганный и смущенный вниманием и похвалой, генерал Рубцов разделил сказанное с подчиненными:

... Это вы сделали меня таким, каким считаете. Спасибо за то, что лучшим образом помогаете вести дела...

 По окончании торжества группа работников по приглашению В.А. Ермилова поднялась на третий этаж  в его кабинет. Там Владимир Александрович объявил:

- На днях предстоит еще одно торжество. - Вынул из стола пригласительный билет, прочитал: - «1 августа в Государственном музее-заповеднике «Мелихово состоится презентация возрожденного чеховского пожарного сарая.

Есть у него такая черта, у Ермилова, - скромность. Говорит похвалу о человеке или событии, умалчивает о себе. Так и на этот раз. Тепло отзывался за возрождение чеховского пожарного сарая в адрес других, а о собственных заслугах - ни-ни. Ни звука. Между тем говорили, что искорка божья восстановить мемориальный объект и организовать противопожарную агитацию на его базе зародилась  именно  у него самого. Конечно, при участии коллег - единомышленников - начальника Чеховского ОГПС Г.И. Чупахина, других работников этого отряда, у начальника противопожарного центра А.П. Фирюлина и прочих энтузиастов. И, конечно  же,  искорку  ту  с  присущей  ему  энергией раздул генерал Рубцов. При участии Вячеслава Федоровича искорка божья, подхваченная свежей струей поддержки, занялась неуемным огнем. Затем ко всему нашла жаркий отклик у директора музея Ю.А. Бычкова и его коллег - служителей Мельпомены, без преувеличения, больших энтузиастов и пропагандистов чеховского наследия. Они с благодарностью подхватили идею воссоздать пожарный сарай - еще один значительный мемориальный объект музея-заповедника.

Порой диву даюсь, какой неистощимый потенциал заложен в Ермилове. Крутится будто  заводной. По неудобной винтовой лестнице с этажа на этаж - десятки раз на день. Это если в управлении. Но в том­ то и дело, что обязанности зовут его то в редакции на улицу 1905 года, то на радио, что на Пятницкой, то на телевидение в Останкино, то еще Бог весть худа, где всегда нужен ко времени. Другие пользуются служебными автомобилями, а он - одиннадцатым номером. На работу и обратно домой - в Балашиху - добирается на перекладных. Здесь также надо успеть - чуть замешкаешься -  следующую электричку жди битый час: такое расписание движения на железной дороге этого направления.

Свежих мыслей  у Ермилова как в рыбе икринок.  16 апреля 1997 года накануне дня  работников  пожарной охраны Управление государственной противопожарной службы ГУВД Московской области под эгидой благотворительного фонда «Пожарная безопасность»  провело  радиомарафон. Не имеющее  аналогов в истории российской пожарной охраны, это мероприятие ставило целью привлечь внимание широких слоев общественности к проблемам пожарной безопасности.

- Поиск новых форм такого общения, - делился мыслями Ермилов, - необходим, поскольку старые методы уже давно не дают желаемых результатов. Это отчетливо понимали организаторы радиомарафона: ГУГПС МВД России, УГПС ГУВД г.Москвы, УГПС ГУВД Московской области, генеральный спонсор - государственная страховая компания «Подмосковье».

С 8 до 19 часов жители Центрального экономического района России слушали выступления руководителей пожарной охраны  России, г.Москвы, Московской области, а также ветеранов, начальников ряда гарнизонов государственной противопожарной службы. Свое поздравление в преддверии праздника огнеборцев прислал глава администрации Московской области А.С. Тяжлов. С приветственным словом ко всем слушателям обратился первый заместитель премьера правительства Москвы А. Музыкантский. В адрес радиомарафона. поступило свыше 50 приветственных телеграмм глав администраций городов и районов, руководителей крупных предприятий. Все, кто настроился в этот день на волну «Камертон-радио», смогли в прямом включении узнать  о  том,  как трудится  ЦУС  УГПС Московской  области,  ощутить напряженный  ритм работы пожарных  Подмосковья.

Есть в нашей жизни факты, которые трудно сразу осмыслить, - в России ежегодно происходит более тридцати тысяч пожаров от детской шалости с огнем. При этом погибает много детей и подростков, свыше половины из них составляют дети дошкольного возраста. Поэтому организаторы радиомарафона часть эфирного времени отвели детям - для них была проведена пожарная викторина, цель которой - довести до сведения детей и их ·родителей, как опасны игры с огнем, заострить внимание на вопросах безопасности. Ну, конечно же, не обошлось без выступлений артистов Центрального детского театра.

Радиомарафон удался, о чем свидетельствуют сотни телефонных звонков в студию. В период его проведения на счет благотворительного фонда «Пожарная безопасность» поступило свыше 50 миллионов рублей, которые пойдут на оказание помощи нуждающимся.

Ермилова в прессе назвали тогда координатором радиомарафона. На самом деле, конечно, опираясь на помощь друзей-журналистов и других товарищей, он организовал его от начала и до конца. И только ему известно, скольких сил, выдумки и организаторских способностей это стоило.

По мнению Ермилова, агитировать лучше с подмостков. И, следуя названному кредо, он установил содружество с Московским театральным центром «Поколение» при Российском академическом молодежном театре, до недавнего времени известном как Центральный детский театр. Руководит центром неуемный энтузиаст театрального дела Сергей Розов. Не однофамилец - сын выдающегося русского драматурга Виктора Розова.

В стенах центра у деятелей культуры и их друзей коллег из Управления государственной противопожарной службы Подмосковья - то бишь у Ермилова - родилась смелая идея объединить усилия и создать выездной спектакль, посвященный сфере борьбы с огнем.

- Момент воспитательный, просветительный, - объясняет Сергей Викторович свою и единомышленников Идею, - есть составная часть искусства. Между тем сейчас возникает очень большой дефицит на театральные постановки просветительного характера. Так и возникла мысль написать и поставить пьесу для детей и подростков специально на противопожарную тематику.

С доводами Розова нельзя не согласиться: слишком мы зациклились, заскорузли в противопожарной агитации и пропаганде, обращенной к подрастающему поколению: «Нельзя играть со спичками и так далее. Куце, неубедительно, набивает оскомину. Потому и эффекта  маловато.

Теперь,  повторяем,   рождается  театральная  постановка, призванная бить не в лоб, а своим впечатляющим содержанием вызывать интерес у юных зрителей и как бы исподволь влиять на их умы и сердца. Литературное кураторство над пьесой принадлежит Михаилу Бартеневу. Автор чернового варианта - Эдуард Митин. Действие пьесы происходит в двух временных пластах - сегодняшнем и ... Древнего Рима. В центре второго - античный миф о мальчике Фаэтоне, сыне Бога Солнца, рожденном от земной матери. Фаэтон просит отца разрешить ему поуправлять огненной колесницей. Отец не хотел этого, но мальчик настоял на своем. И, действительно, не справился. Кони коснулись земли огненными гривами, земля загорелась. Чтобы лошади вернулись в конюшню, главный бог Юпитер вынужден был убить Фаэтона. Только тогда пожар остановился. Суть: мальчику ошибочно казалось, что он может управлять огнем.

Авторы намеренно расширяют сюжет, ибо нынешние мальчишки и девчонки, увлеченные прометеевым огнем, испытывая неугасающее желание достичь заманчивых  в  их  воображении   целей,  не  знают  или забывают про коварство подлинного и необузданного огня, служащего первопричиной многих бед и трагедий. Потому, может, и берутся за спички, устраивают фейерверки, жгут сухую траву и так далее, надеясь и даже гордясь, что они все могут, что управляют такой неистовой силой, как огонь, чем подвергают себя и окружающих смертельной опасности.

Подтверждений тому достаточно: только за одиннадцать месяцев 1997 года от детской шалости с огнем в области произошло  более  500 (!) пожаров,  погибли 25 детей.

Авторы пьесы и труппа театра на зрительном мате­ риале, на примере мальчика Фаэтона наглядно убеждают юных зрителей, да и не только их, но и нас, взрослых, в ложных заблуждениях, доказательно уверяют, сколь опасно и к чему может привести несоблюдение  мер  пожарной  безопасности.

- Мы репетировали постановку с большим увлечением, - говорил Сергей Викторович, - в спектакле заняты актеры Елена Галибина, Александр Ильин, Валерий Федотов, заслуженная артистка России Галина Виноградова. Продумано оформление постановки, усиливающее впечатление зрителей от увиденного. Труппа выехала со спектаклем на гастроли в районы области. Первым новую постановку предполагалось показать воспитанникам детских домов.

Следует также добавить, что материальную поддержку этому начинанию оказала государственная страховая фирма «Подмосковье».

Не сказать, что В.А. Ермилов вырывается из своего времени. Но что он привносит в устоявшуюся десятилетиями противопожарную агитацию и пропаганду новации и делает их более гибкими и действенными - это уж точно.

Жизненная и служебная дорожка у Ермилова, как и у его сослуживцев, не стелилась ровной прямой. Были и рытвины, и колдобины. В учебе ли в ВИПТШ, в работе ли приходилось все брать с  бою.  Как и в настоящем бою, как и другие пожарные, получать ушибы и ранения. Правда, по-крупному Бог миловал Ермилова. Да не совсем. И он несет в себе метину, полученную при тушении коварного пожара. Не распространяется, вспоминает молча, про себя, когда боль настигает, становится невыносимой,  напоминая о некогда  полученной  травме.

Вот, может обидеться Ермилов, наговорил про меня короб всяких премудростей, представил перед глазами множества читателей этаким преуспевающим, а я такой, как все, не лучше и, может, не хуже. И опять видно: он олицетворяет собой образ нынешнего специалиста-пожарного. Так сказать, среднестатистического. В нем сосредоточились лучшие черты, какие характеризуют ведущих высоких профессионалов, составляющих костяк управления, его основу, на которой зиждутся дела и заботы УГПС. Рядом с ним работают и подпирают его В.В. Кузнецов, А.П. Фирюлин. Растет молодая поросль -А. Кузницын, Д. Шиндяпин, обещающая со временем стать также многоопытными  управленцами.

В УГПС сложился и продолжает складываться под руководством генерала В.Ф. Рубцова сплоченный коллектив - во всех отделах и подразделениях, способный на высоком уровне решать возложенные на него задачи.

2

...Итак, мы, группа работников УГПС под «предводительством» заместителя начальника управления полковника Ю.М. Зюкова, едем 1 августа 1996 года в Мелихово, в государственный музей-заповедник А.П. Чехова - на презентацию возрожденного пожарного сарая. В составе группы А.И. Петров, В.В. Кузнецов, А.П. Фирюлин, В.И. Хабаров, автор этих строк, другие товарищи. Солидности делегации придает участие в ней заместителя начальника отдела ГУГПС МВД РФ Владимира Михайловича Севастьянова. Для освещения   в   средствах   массовой   информации   памятного события отдельно едет группа журналистов республиканских и областных газет, радио  и телевидения.

За рулем нашей автомашины незаменимый Александр Иванович Валько.

Дорога - по меркам области - неблизкая. Есть время поразмышлять о значимости предстоящего мероприятия. Для многих Мелихово - имение писателя. Лично для меня, как и для тысяч других посетителей, родное, близкое и даже нечто большее.

В неполных девятнадцать вернулся я в Москву из Берлина. Шел победный 45-й. Нам, хотя и опаленным войной, предстояло служить еще как медным котелкам. Умели мы безбоязненно обращаться со взрывчаткой, не раз глядели смерти в глаза, по себе знали, почем фунт лиха, и многое другое, что положено знать не по возрасту повзрослевшим солдатам. Но мирное время круто меняло ориентиры - на образование, культуру, которые по причине войны не получили, судьба обделила, и, если не хотели безнадежно отстать от своих сверстников, предстояло наверстывать - без отрыва от службы, которая, как резина, растянулась еще на пять долгих послевоенных лет.

Осенью 46-го с разрешения нашего отзывчивого начальника подполковника И.Е. Зиновьева с Володей Архиповым поступили в восьмой класс вечерней школы рабочей молодежи № 67, расположенной на Восточной улице у завода «Динамо».

Благодаря молодости и настойчивости не только закончили среднюю школу, но и высшие учебные заведения. Володя еще и аспирантуру МГУ, защитил диссертацию, получил назначение работать, как он выразился тогда, в области науки, модной сейчас. Он и до сих пор, несмотря на пенсионный возраст, продолжает трудиться в подмосковном Калининграде, по-нынешнему городе Королеве. Мне довелось стать журналистом. Но человек в те времена не принадлежал себе - из редакции. И по решению бюро обкома партии направили на работу  в органы  МВД,  которое за полвека  стало для  меня  родным домом  и семьей. Это с образованием. Примерно так и с приобщением к искусству, культуре, к творчеству А.П. Чехова - к Московскому художественному академическому театру. Слава МТа была в зените. Без преувеличения, то был лучший театр мира и с триумфом праздновал свой 50-летний юбилей. Купить билеты во МХАТ значило  с ночи  простоять  в очереди.  Касса открывалась в 12 часов и продавала только по четыре билета на руки - на разные спектакли. Зато надо представить, какое наслаждение  испытывали  мы в зале на чеховском  спектакле. Чувства те незабываемы до сих пор.

В репертуаре большинство составляли пьесы Антона Павловича Чехова - «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишневый сад» и другие. Каждую из  них  мы  с Володей смотрели по 8-9 раз.

Что ни пьеса - прекрасный драматургический материал. Что ни спектакль - на сцене созвездие великих мастеров. В «Трех сестрах», например, Машу играла незабвенная Алла Константиновна Тарасова, двух других сестер - Еланская и Андровская, доктора - Михаил Яншин,  Вершинина  - Ершов. На сцене несколько артистов  и  все  - народные  Советского Союза. И так в каждом чеховском спектакле. А какие декорации!  В  «Вишневом  саде»  - настоящий  сад, вишнево-белая кипень цветов. Рассказывали, что для спектакля изготовили аж  60  тысяч  цветков  и  не меньше листьев. Представляете: открывается занавес, на котором изображение чеховской чайки, и перед взором  в полном смысле цветущий вишневый  сад! Кажется, что повеяло в зал прохладой  и ароматом. Взорваться бы аплодисментам, но в Художественном театре правило: аплодировать только по окончании спектаклей. Зато тогда уж актеров долго не отпускали со сцены.

Только раз на нашей памяти было исключение - Ольге Леонардовне Книппер-Чеховой - в «Идеальном муже». Это ее последние в жизни выходы на сцену. Декорация - широкая парадная лестница в богатом доме. Ольга Леонардовна в роли героини спускается лицом к публике. Великая актриса! Жена Чехова! И зал, вопреки традиции, взорвался аплодисментами.

Антон Павлович впервые увидел Ольгу Леонардов­ ну в сентябре 1898 года на репетиции «Чайки» в Художественном театре, днями позже - пьесы «Царь Федор Иоаннович». Молодая актриса запала в душу впечатлительного писателя. Весной 1899 года 39-летний писатель, приехав из Ялты в Москву, сразу пошел с визитом к Ольге Леонардовне - свататься.

Помню панихиду по Ольге Леонардовне в зале МХАТа. И ее последний земной путь. Когда выносили гроб с телом покойной, посчастливилось стоять у распахнутой задней дверки зашарпанного ритуалного автобуса. Движение замедлилось и время, казалось, остановилось. Коллеги Книппер-Чеховой по сцене красавец Массальский, могучий Ершов и не менее сильный Болдуман осторожно ставили гроб в салон. Успокоенное лицо великой актрисы запомнилось с фотографической  точностью.

Готовясь к поездке в Мелихово, я заново перечитал большой критика-биографический  очерк В.В. Ермилова и неожиданно понял, что мое личное знакомство с репертуаром МХАТа, которым грезил, и литфак в гуманитарном институте окончил, было только прелюдией к тому, что удалось осознать, что больше предстоит пережить при посещении музея-заповедника Чехова.

Зачем столь долго и подробно рассказываю о личном? Затем, чтобы через себя, через свое и Володи Архипова личное дать читателям почувствовать, какое притяжение, подобно магниту, имеет Чехов и как тянутся люди в Мелихово, к тому, что увидят· здесь, вынесут из посещения и увиденное разнесут по белу свету. В том числе и про чеховский пожарный сарай. Это ли не наглядная  и самая действенная  противопожарная агитация  и пропаганда! Десятки, а то и сотни тысяч  посетителей  за  годы  существования  музея  не только из области, но со всей матушки-России и даже из-за  рубежа  пройдут  эту  школу,   где  так  искусно преподают чеховские уроки патриотического  противостояния  огню.  Именно  с  означенных  позиций  и  следует  оценивать  значение   возрожденного   пожарного сарая в Мелихово,  предпринятого  и осуществляемого энтузиастами управления и Чеховского ОГПС в содружестве с работниками музея. Во-вторых, чтобы воспоминаниями театрала чеховского МХАТа 50-летней давности внести пусть маленькую лепту в сокровищницу мелиховского  музея-заповедника,  в укрепление и развитие  творческой  и  практической  дружбы  пожарных со служителями неповторимого очага культуры.

3

Долгая дорога из Москвы в Мелихово за воспоминаниями и видением благоухающей и неповторимо красивой природы Подмосковья пролетела быстро. На площадке перед музеем встречают его директор Юрий Александрович Бычков, служащие музея. Тут же многочисленные  гости,  приглашенные  на торжество.  Благо день выдался на славу - солнечный, теплый, ласковый.

- Ваше пребывание здесь, - обращается Ю.А. Бычков к собравшимся, - удачно совпало с тем, что на территории музея, непосредственно на чеховской местности идут репетиции одного из лучших спектаклей Антона Павловича «Дядя Ваня». Вот и сами актеры легки на помине. По дорожке к вам идут действующие лица в старомодных для нашего времени костюмах и в гриме.

Впереди выступает профессор Серебряков. Рядом с ним - Астров. Тот самый, устами которого произнесены слова, ставшие хрестоматийными: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

После нашего знакомства и краткой беседы с актерами Юрий Александрович пригласил на территорию, продолжил:

-Мелихово было мелкопоместной усадьбой, запущенной прежними хозяевами. Семья Чеховых - Павел Егорович, Евгения Яковлевна, Мария Павловна, Антон Павлович - люди работящие, привыкшие к упорному труду, быстро  привели  ее в порядок  и придали ей нарядный вид. Низенький деревянный дом с верандой и цветником в глубине старинной рощи, - без устали продолжал пояснять директор музея-заповедника, шествуя по дорожке впереди гостей, - которые вы увидите, миниатюрное озеро, скворечники на высоких деревьях с надписью «Братья Скворцовы», безупречная чистота кругом - все это создано трудом Чеховых.

По своему обыкновению, Антон Павлович работал от раннего  утра  и до позднего  вечера.

Под рассказы о парке и мемориальных объектах мы неспешно, внимательно разглядывая все, о чем  Бычков говорил, шли к цели нашего визита и  остановились  зачарованные.

Казалось бы, по нынешним временам, неказист, приземист пожарный сарай. И сложен не из вековых дерев, которые принято называть «В обхват». Но надо представить, что впервые он был построен сто лет тому назад, в 1896 году, - по инициативе и  на средства одного человека, ·чрезвычайно заботливого Антона Павловича Чехова, который в данном случае больше пекся не о себе, о благе  и  безопасности людей, крестьян, его окружающих, и тогда станет понятней значимость дела, какое он совершил для округи в те годы.

Оценив по достоинству сделанное Антоном Павловичем для пожарной безопасности Мелихова и окрестных деревень и памятуя о Чехове, земно преклонимся и  перед  другими   людьми,   что  приложили   руку   и трудолюбие  к восстановлению  пожарного  сарая – без малого через сто лет, и тому, что он вошел зримым, наглядным экспонатом в богатую экспозицию музея­ заповедника, вот скажем, флигель, в котором великий писатель земли русской творил многие свои произведения, начиная с бессмертной «Чайки», как творил Александр Никола6вич Островский в Щелыково Костромской губернии.  Есть между двумя этими фактами неразрывная связь. Как Щелыково стало колыбелью почти двадцати, без преувеличения, крупнейших произведений русской драматургии, так и бесценные пьесы Чехова вышли из-под пера Антона Павловича в упомянутом флигеле писателя в Мелихове, первой среди которых была «Чайка». По преданиям, пока еще не подтвержденным  исследованиями  литературоведов и биографов писателя, даже «Иванов» родился в мелиховском  флигеле.

На импровизированном митинге, посвященном открытию возрожденного пожарного сарая, Ю.А. Бычков говорил:

-Вот порадовался бы Антон Павлович, что спустя сто лет к его. пожарным делам будет такое большое и пристальное внимание. Конечно, он строил пожарный сарай в июле 1896 года не для нынешнего торжественного сбора и телефотосъемки - для того, чтобы помогать крестьянам, как выяснилось, и себе тоже, спасаться от пожаров, которые были бедствием в конце прошлого века. Такой сердобольный, чуткий человек, как Чехов, не мог равнодушно взирать на огненные беды и трагедии крестьян.

Без пожарного ведомства, продолжал директор музея, мы ничего бы такого не сделали. Девять десятых материально вложенного в создание сарая - заслуга пожарных областного и нашего местного ведомства.

Закончив  краткое  выступление,  Бычков объявил:

-У нас сегодня в числе гостей заместитель начальника Управления государственной противопожарной службы полковник Юрий Михайлович Зюков. Предоставляю ему слово.

-Я хотел бы продолжить сказанное, - обратился Зюков к присутствующим. - Большое спасибо всем, кто здесь собрался, дирекции и служащим музея, администрации района, да и просто жителям деревни Мелихово, за такой торжественный и праздничный день - открытие восстановленного пожарного сарая. Это тоже - неотъемлемая часть объектов музея. Очень приятно, что он дополняет имеющееся.

В ряде музеев-усадеб Подмосковья, в том числе в музее Тютчева «Мураново», также есть пожарные установки. Но именно сейчас на чеховской земле мы совершенно по-новому смотрим на проблемы истории Московской губернии, Чеховского района. Ввод в экспозицию пожарного объекта - это итог большой работы.

Очевидно, что вклад Антона Павловича в систему пожарной безопасности как бы переносится в настоящее время. Мы считаем, что с разрешения администрации музея в дальнейшем объект станет филиалом нашей пожарно-технической выставки. Эта работа послужила установлению взаимоотношений с музеем. Оказывается, очень много вопросов, которые мы можем совместно решать. Считаем, что открытие пожарного сарая - только первый камень в основание нашего взаимодействия. Спасибо всем, кто принимал участие в организации, возведении объекта, за тот труд, который они вложили.

Слова, как эстафету, от Зюкова принимает начальник департамента культуры администрации Чеховского района Тамара Ивановна Петухова. Она проникновенно говорит:

- Столь представительный - в  будний  день  - приезд гостей на открытие возрожденного пожарного сарая показывает, что многие люди живут Чеховым, любят и почитают, приезжают в Мелихово, несмотря на тяжелую дорогу, часто издалека. Это очень приятно.

Приятно воссоздавать  и восстанавливать  то,  что создавалось такими людьми - добрыми и умными.

Чехов велик как писатель. Но он был еще и врач, открывал школы, то, что нужно было крестьянам, которые здесь проживали. Пожарный сарай нужен был для того, чтобы сельских жителей можно было защитить от непрошенного огня.

Думается, что взаимодействие с пожарными будет продолжаться и вместе мы будем все новое открывать и у Антона Павловича Чехова.

- И еще о пожарных, - продолжала Тамара Ивановна. - Многие в наше сложное время испытывают острый недостаток в финансировании, бедствуют. В том числе и учреждения культуры. Но когда я увидела пожарных на тушении огня в мелиховской церкви и когда они отстояли храм, готова отдавать последние деньги на улучшение содержания пожарной службы.

Признание, высказанное устами руководительницы департамента культуры, как нельзя лучше выражает отношение людей, общества к опасному и очень нужному труду пожарных, понимание их материальных бед.

Про мелиховскую церковь и пожар в ней, упомянутых в связи с восхищением действиями огнеборцев, подробнее услышалось в пересказе Марии Михайловны Пантелиной. Местная жительница, она сорок лет проработала смотрительницей в музее, одно  время была старостой в церкви. По ее словам, в  92-м ограбили храм. Девятнадцать икон вынесли самых ценных. «Я как увидела, что под ногами киоты сброшенные, сразу отступила назад, на крыльцо, не стала ничего трогать руками: сейчас милиция с собаками приедет, отпечатки искать будет. Никто не приехал, воров не нашли.  После этого я ушла из старост».

-А пожар?

-Случился он днем, часов около трех.

- У меня, - свидетельствовала Мария Михайлов­ на, - дом рядом. Мы с Сережей - это сын мой - прибежали. Огонь уже из окон вырывался. А рядом - могилы, деревянный крест моего мужа и, кажется, пламя вот-вот захватит его. Сережа хотел топором срубить его. Я кричу: не руби крест отцов!  Сбегала домой, мокрые мешки принесла,  крест ими укрыла,  а в церкви уже тяга пошла,  внутри все трещит.  Я стою с иконой «Неопалимая Купина» и молю, чтобы огонь угас. Вижу: купол скоро упадет. Я на это смотреть не могла, плакала.

Пожарные приехали минут  через  сорок.

Это по словам Пантелиной. Может, и скорее. Даже, если и так, по районным меркам и зимней  дороге, если учесть, что путь от города неблизкий, пока оповестили да приехали,  время  и  набежало.

Остальное - о героических и профессиональных действиях пожарных уже известно из отзыва Тамары Ивановны Петуховой.

Начальник Чеховского отряда ГПС Геннадий Иванович Чупахин был «на коне», в ударе или как хотите еще. Свою арифметику учета пожаров в районе он и до того вел исправно. Но сегодня, перед поездкой в Мелихово, получил распечатку из УГПС и на сравнениях с другими гарнизонами области видел свое не ­ плохое место. За семь месяцев года в районе произошло 115 пожаров - на 20 меньше, чем за то же время 1995 года. И по другому важнейшему показателю - гибели людей - соответственно 12 и 5, то есть сокращение в 2,4 раза. Конечно, это зримый результат труда всего личного состава. И все-таки начальник в оценке сдержан - неизвестно еще как поведет себя кривая числа пожаров и гибели живых душ в последующем. Конечно, и сам он, и его подчиненные делают и будут делать все от них зависящее, чтобы не допустить огня. Но кто знает, как сложится ситуация в дальнейшем. Ведь не все зависит от пожарных и только от них. Но пока все ладилось лучшим образом.

И Мелихово,  точнее  то,  что  чеховские  пожарные делают в нем, составляет им честь. Конечно, ко многому и обязывает. Геннадий Иванович наперед знал, что без выступления не обойтись, потому, похоже, продумал - и даже, как бы репетируя, мысленно прокрутил небольшой текст - и о помощи отряда в строительстве и оборудовании пожарного сарая, и об укреплении противопожарной защиты музея-заповедника - жемчужины культурной России, и о многом еще, что может и должен сказать начальник местного отряда ГПС на презентации своего совместного с УГПС и музеем уже зримого детища. В том числе об усилении взаимодействия с коллективом служащих музея - на обоюдную пользу.

Продолжая мысль Петуховой, начальник ОГПС рассказал про другой пожар, на котором  отличились его подчиненные. Тот пожар помнится многим жителям города Чехова. Огонь возник в подвальном помещении жилого дома и быстро заполнил этажи густым удушливым дымом, отрезав путь выхода на улицу. Люди, оказавшиеся в западне, из окон просили о помощи.

Огнеборцы пожарной части 79, прибывшие на место происшествия, рискуя собой, организовали спасение людей, и прежде всего детей - по выдвижной пожарной лестнице, и потушили огонь. Отличившиеся в схватке со стихией были отмечены по свежим следам события. Позже Президент России Б.Н. Ельцин подписал указ о награждении двух наиболее отличившихся пожарных - начальника караула лейтенанта С.В. Никонова и командира отделения А.Ф. Коробкова медалью «За спасение погибавших». Это были первые кавалеры названной медали в Подмосковье и одни из первых в России.

Сознание отдельных участников открытия объекта посетила обнадеживающая мысль о том, что  если будет существовать в Мелихово пожарный сарай, построенный Антоном Павловичем Чеховым, и к нему потянутся  люди,  то  нельзя  ли  рядом  открыть  еще  и пожарно-техническую выставку? Пожалуй, следует. Игра стоит свеч, и, наверное, не откладывая идею в долгий ящик, действуя  по принципу «Куй железо, пока горячо», стоит продумать вопрос. Может, это будет филиал пожарно-технической выставки УГПС в чеховском Мелихове, может, что иное. Суть не в названии. Суть в том, что надо задействовать потенциал Государственного литературно-мемориального музея-заповедника на пожарно-профилактические цели, то есть в наше жаркое время продолжить и развить дело, начатое еще в конце прошлого века Антоном Павловичем  Чеховым. Сюда на выставку, несомненно, придет не только вся окрестная любознательная детвора, любопытные жители Мелихова и других ближних и дальних деревень, города Чехова, но, главное, многочисленные экскурсанты, посещающие музей. И в этом плане профилактическое и познавательное значение выставки трудно переоценить. По числу посетителей предполагаемая выставка скоро опередит основную, что в Реутове. Посетители, побывав на ней, разъезжаясь по местам, не только сами сохранят память, но будут делиться полученными  противопожарными  знаниями в родных местах. С этой точки зрения и надо оценивать создание противопожарной выставки в чеховском Мелихове.

После открытия пожарного сарая, речей при нем и импровизированного выступления самодеятельных артистов, исполнения музыкальных произведений духовым оркестром снова вернулись на территорию музея. Директор пригласил на горку Левитана. Здесь между ним и Ю.М. Зюковым состоялся разговор, примечательный с точки зрения продолжения и развития дальнейшего сотрудничества между пожарными и служащими  музея.

Юрий Александрович обратил внимание полковника на массивный забор - ограду 2-метровой высоты, подобный тюремному:

- Строили его в матерое застойное время.  На железобетонных опорах. Огородили так, как будто у меня зоопарк какой. И все-таки забор пришел в ветхость. Ecли мы будем выкапывать столбы и ставить их заново, то это будет стоить очень дорого. Нам известно, что у вас, пожарных, есть специальная техника. Если с ее помощью мы срезали бы столбы или удалили, то обошлось бы малой кровью и сделали забор, каким он был у Чехова, - из штакетника. Таким образом мы были бы не в зоопарке, а среди людей.

Завязывалось обоюдовыгодное сотрудничество.

После Левитанской горки пожарные побывали в основном здании музея-заповедника, с интересом осмотрели экспозицию. Пояснения давала заместительница Ю.А.Бычкова Ольга Авдеева - дочь первого директора музея и автора многочисленных публикаций о Чехове и музее.

-Скажите, пожалуйста, - спросил я Авдееву, бывала ли в Мелихове Ольга Леонардовна?

-Как же, как  же, - оживилась Авдеева.

-Непременно бывала.

Негаданное упоминание о Книппер-Чеховой задело экскурсовода за душевную струну. Авдеева заметно преобразилась, открылась с неожиданной стороны - непосредственной связью с великой актрисой - женой Чехова:

-Мой папа, Юрий Константинович Авдеев, последние годы ее жизни состоял в дружбе с Ольгой Леонардовной. Мне имя дали в связи с Ольгой Леонардовной. У меня до сих пор, как дорогая реликвия, хранятся детские игрушки, подаренные Книппер-Чеховой.

Это бьло приятное открытие для всех нас, экскурсантов  из группы  пожарных  Подмосковья. Но еще более порадовало, что автор книги «В чеховском Мелихове» Ю.К. Авдеев и отец Ольги Юрьевны - нашего гида по дому-музею А.П. Чехова - одно и то же лицо. Не скрою, до этого книгу эту я искал днем с огнем, поскольку знал: в ней, этой книге, Юрий Константинович ярко описал пожар, случившийся в деревне Мелихово, в тушении которого принимали непосред­ственное участие Антон Павлович и Александр Павлович Чеховы. Пожарный сарай, по поводу которого мы приехали, был самым прямым образом связан с ликвидацией того пожара.

Любезная Ольга Юрьевна, спасибо ей, даже подарила мне экземпляр книги отца с дарственной надписью на титульном листе: «Дорогому Николаю Михайловичу Воронину на память о Мелихове. О. Авдеева. 1 августа 1996 года». В придачу подарила еще и 18 цветных слайдов живописи отца, прекрасно изданных за рубежом в виде брошюры. На слайдах «Дом в Мелихове»,

«Цветы чеховского сада», «Мелиховская церковь», «Дом А.П. Чехова».  и другие.

Оказалось, что Юрий Константинович Авдеев всесторонне одаренный человек - художник, литератор, первый и бессменный в течение 35 лет директор музея-заповедника А.П. Чехова в Мелихове.

Очень многое узналось за день пребывания в Мелихове, как бы окунулись в события тех давних лет, свидетелем которых был сам Чехов, в том числе о зажигателях.

Так в старину и на грани XIX и ХХ веков презрительно называли людей, злонамеренно пускавших «красного петуха» ненавистным соседям или тем, кому они хотели примерно досадить. Случались зажигатели и в Мелихове и расправа с ними, если их выявляли, была скорой и жестокой, правда, вина не всегда доказанной. Была в Мелихове злополучная крестьянская семья Волковых: бабка Вера, как ее звали в округе, с сыновьями Федором и Епифаном.

Первый был бездоказательно осужден на каторгу и последующее вольное поселение в Сибирь, в Тобольскую губернию, за то, что, якобы, спалил омет соломы у местной помещицы Кувшинниковой. А было так: на масленичной неделе возвращался подгулявший Федор домой в сильном опьянении и первым увидел пожар. Когда зазвонили в набат и к омету сбежались люди, Федор уже разбрасывал горевшие снопы, топтал их, выкрикивал: «Вот тебе, вот тебе, а-а... Лиходей!». Этого и было достаточно старосте Чуфарову, вместе с толпой прибежавшему на происшествие, чтобы схватить Федора за ворот полушубка:

-Ты откудова здесь появился?

Староста не любил Волкова. Жил он от него за два двора, и ему часто приходилось разнимать драки, в которых неизменно принимал участие задиристый Федор.

Волкову стало обидно, что вместо благодарности его подозревают в зажигательстве. Он вырвался из рук старосты и набросился на обидчика. Староста истошно закричал:

-Православные, вяжите его. Это он поджег омет.

-Больше некому.

-Вестимо он, - поддержал старосту другой недоброжелатель Волкова владелец трактира и постоялого двора Егор Зязин.

Связанного Федора отвезли в Серпуховскую тюрьму. Следствие тянулось в течение года. Улик не было, но староста и помещица стояли на своем. Осудили Волкова в арестантские каторжные роты на год и три месяца. А когда срок освобождения пришел, то староста и трактирщик, убоявшись  мести,  уговорили народ воспротивиться возвращению Федора в деревню и составили общественный приговор о высылке его на вольное  поселение  в Сибирь.

Девять лет провел Федор на поселении, четырежды бежал, но каждый раз был возвращен на место. Однажды пешком - из Тобольской губернии! - дошел до Мелихова, увиделся со старушкой-матерью, но здесь опять был схвачен и выпровожен в ссылку. Так и сгнил бы Федор в Сибири, да грамотные ссыльные, знакомые с его историей, посоветовали ему обратиться к Антону Павловичу Чехову. Только тогда – при вмешательстве писателя - история наконец закончилась для «зажигателя» счастливым концом.

Напомнили гостям и про другой эпизод из чеховского Мелихова. Было это весной 1895 года. Зазвонил колокол в усадьбе Чехова. За ним в другом конце деревни загудел церковный колокол. Сбежался народ, но никто толком не знал, что делать, и только бабы метались с иконами в руках.

Из ворот чеховской усадьбы сам Антон Павлович с гостившим у него братом Александром и два работника тащили пожарную машину, мужики суетливо схватились за ручки насоса, за пожарные  шланги,  но  от них не было никакого  толку.

Александр Чехов, поставив работников у насоса, сам взялся за брандспойт. Струя воды взметнулась над толпой и, повернув к избе, пропала в  огненном столбе. Рухнула крыша и пламя, на мгновение придавленное к земле, опять поднялось к небу, рассыпая искры на сырую землю.

Александр Павлович, поблескивая стеклами очков, поливал то стены, то шипевшие на земле бревна. Вид у него был такой, словно всю жизнь он занимался тем, что тушил пожары. Огонь шел на убыль...

Кстати, Александр Павлович был первым редактором журнала «Пожарное дело», который начал издаваться в Санкт-Петербурге теперь уже более ста лет тому назад. Некоторое время в семье шутливо называли его Саша ­ пожарный. Так к брату обращался и Антон Павлович.

Так что братья Чеховы, как можно было убедиться в Мелихове, имели прямое, рабочее отношение к пожарному делу. Потому особенно хочется подчеркнуть названное, что брандмайоры ли, командиры ли дружин или просто пожарные служители были героями номер один, красавцами, ходили в медных касках - гордостью России. Девушки на них заглядывались.

- Сегодня, - говорил Ю.А. Бычков, - мы пытаемся поднять эту гордость, сделать ее явной в экспозиции нашего музея-заповедника.

Каждый из нас не единожды слышал: «Боюсь как огня» или «... пуще огня». Это знак высшего опасения, основанного. на всесилии огня. Именно такое состояние пережила сестра Антона Павловича Мария Павловна.

«Я ведь тогда в Москве учительницей работала в гимназии Ржевской, вспоминала Мария  Павловна в одном из писем Юрию Константиновичу Авдееву, и каждую пятницу ездила домой, в Мелихово, а в понедельник - обратно. Трудное это было время. Встать надо чуть свет, часа в четыре, и трястись потом на ужасной дороге. Весной у меня лошадь в речку провалилась, на Лютерке, еле вытащили. Как-то в пятницу, вечером, еду я со стороны станции Лопасня и вижу впереди, в направлении Мелихова, огненный столб полыхает. Сердце у меня оторвалось: ведь дома одни старики - отец и мать - остались. Представляете мои переживания всю дорогу? В невероятном нерв­ ном напряжении, измученная, подъезжала я к Мелихову. Огненный столб отдалился и был где-то за лесом ...».

В случае, виденном Марией Павловной, Мелихово, как говорится пронесло - горело «где-то за лесом». Но это не умаляло проблемы: не раз горело и в Мелихове, и в соседних деревнях. Огненные беды, ежегодно пускающие по миру тьму погорельцев, не могли пройти мимо внимания. В рассказе «Мужики» Чехов яркими, сочными красками, с присущим ему художественным даром нарисовал на фоне удручающего быта тогдашних крестьян один из таких пожаров - в деревне.

В Москву я возвращался электричкой. Коротая время в пути, вынул из «дипломата» брошюру со слайдами Ю.К. Авдеева - подарок Ольги Юрьевны и стал читать предисловие уже знакомого читателю нынешнего директора музея-заповедника Юрия Александровича Бычкова. Оказалось, Авдеев был не только всесторонне одаренным  человеком  - художником, литератором, исследователем, первым директором чеховского музея-заповедника в Мелихове, но и человеком,  без преувеличения,  трагической  судьбы.

«Мина, - писал Бычков, - разорвалась совсем рядом. Ослепительный свет и провал в темноту. Полную, беспросветную. Госпитали, консультации, консилиумы. Слепота. Инвалид первой группы в двадцать шесть лет. И все-таки молодость взяла свое. Спустя пять лет после тяжелейшей контузии в глазах Юры Авдеева забрезжил свет. Он, подняв глаза к небу, различил на светлом фоне черный диск - летнее солнце. Врач посоветовал: «Перебирай цветные лоскутки - хорошая тренировка для глаз».

Авдеев, который перед войной  закончил художественное училище и на фронте не расставался с фанерным планшетом, где хранились листки плотной бумаги и коробка с цветными карандашами, услышав о цветных тряпочках, грустно улыбнулся, а, вернувшись домой, стал  напряженно вглядываться в серый плотный туман, застилающий мир божий, перебирать тюбики с масляными красками. Память художника ему помогла. Он практически наощупь отличал охру от кобальта. Всякий раз, проверяя догадку, подносил крохотную палитру с выдавленной на нее краской к самым глазам. Зрение в доли процента. Притом - боковое зрение. Но жажда самовыражения, тяга к краскам делали его куда более зрячим, чем тысячу нас со стопроцентным  зрением!

Став директором мелиховского музея, Авдеев вслед за Чеховым открыл для себя, что в деревне «изумительно хорошо». Художнику-пейзажисту, разумеется. Писателю тоже, о чем свидетельствуют строки писем Антона Павловича, который в первые дни «мелиховского сидения» исходил вдоль и поперек окрестные поля и леса, пребывая в счастливейшем состоянии. Авдеевское восхищение мелиховскими видами, в том числе и делом рук своих - цветущим садом, вернувшимися на свои  места  усадебным  домом,  кухней, людской, баней, сараями и прочим, - не угасло на протяжении тридцати пяти лет жизни в чеховском Мелихове. …

Про директора соиздателя писалось и говорилось много и проникновенно. Да и без слов ясно: он - герой. Воскресил из мертвых усадьбу Антона Павловича Чехова и тем обессмертил себя...».

От Чехова остались письма и записи на пожарные темы:

«В гостях был князь Сергей Иванович Шаховской, сообщал Антон Павлович брату, который стал рубить стену. Стена не поддавалась».

Антон Павлович, человек безупречно разумный, не убаюкивает себя наличием эффективно работающей пожарной машины и обращается в страховое от огня общество с просьбой прислать устав. Ему присылают устав и он детально изучает его.

Литературные источники сохранили любопытные воспоминания мелиховского крестьянина Прокофия Андриановича Симанова. Его много лет спустя после смерти писателя  спросили:

-А вы Чехова-то хорошо помните?

-А еще бы. Мы с Антоном Павловичем друзья были. Я и при нем тут служил, при имении-то ... Бывало, сколько вечеров я просидел с ним! В разговорах да толках.

Опять воспоминания  того  самого  Прокофия - мелиховского крестьянина, который, по его словам, при нем, при имении-то Чехова жил. Про флигель, который, к счастью, сохранился в неприкосновенности. Писатель выстроил его для того, чтобы многочисленные гости, которых всегда был полон дом, меньше мешали творчеству, Прокофий сказал:

-Всю ночь, бывало, сидит. Свечи жжет.  «Что не спите, Антон Павлович?». А он: «Так, ничего,  Прокофий, я за ночь два раза водой обольюсь,  и ничего ...». Прокофий   все   вспоминает  свои  долгие   ночные беседы  с  Чеховым,  передает  о  его деятельности  как хозяина, соседа и врача. Всем помогал - и деньгами, и лекарствами, и лечением. И хозяин был рачительный. Вырыл колодец, выкопал два пруда. Крестьянам пожарный сарай построил. А когда в земстве служил - на дороги деньги вносил. Три школы открыл. Одну здесь да две в Талеже и в Новоселках. Его очень любили, помнят и теперь. Служат 2 июля панихиды. И он любил эти места. Все жалел, что доктора не позволяют жить тут, на юг гонят. Из Ялты писал часто, все о Мелихове расспрашивал.

Заметим, крестьянин о прудах и пожарном сарае упомянул. И, видно, названными объектами не ограничивалась забота писателя о пожарном деле. Известно письмо Марии Павловны из Ялты племяннику Сергею Михайловичу Чехову, приглашенному московскими областными организациями в 1944 году помочь восстановить усадьбу Антона Павловича. Письмо сестры писателя помогло прояснить всю историю появления многочисленных мелиховских построек и способствовало возрождению усадьбы в том виде, в каком она была при Чехове.

В переписке, которая установилась между племянником и сестрой писателя по случаю необходимости возрождения усадьбы, содержится упоминание и о пожарном сарае".

 


Галерея