Цель РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ - предложение широкого спектра услуг по низким ценам на постоянно высоком качестве.

Пожарная академия

Так можно сказать про учебный центр УГПС в Подольске - по аналогии с учебным центром ГУВД в Расторгуеве. Построили в Расторгуеве комплекс современных зданий, так наладили учебный процесс подготовки милицейских кадров, что министр внутренних дел Н.А. Щелоков, приехав туда, восхитился:

- Так это же академия!

С легкой руки министра и загуляло в милицейский среде - академия.

С некоторой скидкой можно и учебный центр УГПС назвать академией. Пожарной. Географически - разные места, отличный один от другого профиль подготовки кадров, но люди одинаково вложили душу в строительство и развитие центра. Так что, будем считать, - академия!

Уже нет в учебном центре его первого начальника полковника Александра Яковлевича Прокопьева - вышел в отставку. Но буквально все напоминает об его присутствии - Александр Яковлевич стал как бы частицей всего, что есть здесь, потому как вложил в свое детище всего себя, частицу сердца. Долгие 17 лет стоял он у руля и надежно управлял центром.

История сохранила рассказ Александра Яковлевича, опубликованный в газете «На страже» ГУВД 15 апреля 1993 года.

История учебного подразделения, говорил он, начинается с 1940 года. Тогда был создан в г.Орехово-Зуеве учебный отряд пожарной охраны в системе

НКВД, одним из первых руководителей которого был полковник внутренней службы Г.И. Юрченко, участник Великой Отечественной войны. В свое время там работали полковники Е.А. Карпов, К.И. Брагин, подполковники В.И. Кальницкий, В.К. Беляцкий, В.Л. Рябцев, вложившие много труда в развитие подразделения и подготовку кадров.

В 1972 году учебный отряд ВПО был переименован в межобластную школу подготовки среднего и младшего начсостава пожарной охраны. Перед коллективом встала задача обеспечить подготовку на 11месячных курсах младших офицеров, в основном, для работы в должностях инспекторов ГПН. Эта задача была успешно решена. Выпускники курсов сейчас возглавляют пожарные подразделения, как, например, В.Н. Дубовицкий, В.А. Морев, Г.А. Стулов, В.И. Мосин и многие другие. Помнятся лесоторфяные пожары 1972 года. Личный состав школы, не прерывая учебного процесса, активно участвовал в ликвидации стихии. Многие преподаватели, курсанты были поощрены за проявленные мастерство и героизм.

Важной страницей в истории подразделения является 1978 год, когда принималось решение о передислокации его в г. Подольск. Преподавательские кадры остались на месте, учебно-материальная база передана вновь созданному учебному пункту в г.Орехово-Зуеве. Практически за три месяца нужно создать на новом месте преподавательский коллектив и минимум условий для учебного процесса и быта курсантов. И эта задача была решена.

Но здание пожарного депо не соответствовало требованиям учебного процесса. Ко всему предстояло на площади в 13 га создать учебно-лабораторную базу, спортивный комплекс и ряд объектов для практического обучения курсантов. Первыми были построены спортивный комплекс, база практического обучения и общежитие. Спортивный комплекс, имеющий в своем составе стадион с искусственным покрытием беговых дорожек, учебно-тренировочную башню, закрытую 100 метровую полосу с башней, позволил уже в 1984 году провести всесоюзные соревнования по пожарно-прикладному спорту, на которых комплекс получил высокую оценку специалистов. Созданный блок практического обучения (учебная пожарная часть, посты ремонта, обслуживания пожарной техники, испытания пожарно-технического вооружения, огневая полоса психологической подготовки) дал возможность осуществлять практическую подготовку курсантов. Со сдачей в эксплуатацию общежития на 200 мест открылась возможность увеличить контингент обучающихся.

Одновременно решался вопрос о строительстве нового учебного корпуса. И этот корпус был построен. В результате получено дополнительно 20 аудиторий для занятий с личным составом. Началась работа по оборудованию предметных кабинетов учебно-наглядными пособиями и техническими средствами обучения, аудитории полностью оборудованы и активно используются в учебном процессе.

Нужно отметить, что в создании этих объектов принимали непосредственное участие командно-преподавательский состав и курсанты школы. Все это практически делалось без перерыва учебно-воспитательного процесса.

Новым этапом в совершенствовании качества подготовки выпускников стал 1985 год, когда межобластная школа переименована в учебный центр пожарной охраны. К этому времени командно-преподавательский состав приобрел определенный опыт и мы уже видели несовершенство учебных программ и свои недостатки в практической работе со слушателями.

В целях устранения этих недостатков были созданы три предметные комиссии, которые возглавили опытные старшие преподаватели подполковники внутренней службы А.П. Иванов, М.С. Абрамов (сейчас он преподаватель учебного центра в Москве), майор внутренней службы С.М. Селиванов (в настоящее время подполковник, преподаватель МИПБ). Комиссии занялись переработкой основных учебных программ, причем за основу взят принцип совершенствования практического обучения. Было обоснованно уменьшено количество теоретических занятий с увеличением практических. Одновременно проводилась работа по созданию учебно-наглядных пособий противопожарной защиты и безопасности.

В частности, создан электрифицированный полигон, позволяющий решать практические задачи по тушению пожаров на объектах народного хозяйства, что позволило прививать слушателям навыки первого руководителя тушения пожара. Появились кабинеты охранно-пожарной сигнализации, автоматических установок пожаротушения с образцами приборов, аппаратов и оборудования, применяющихся для охраны объектов, причем эти установки все действующие.

Получила свое развитие учебная пожарная часть, в распоряжении которой имеются необходимая основная и специальная пожарная техника, вооружение, позволяющие организовать стажировку слушателей в должности пожарного, командира отделения и начальника караула. Слушатели в боевых расчетах выезжают на тушение пожаров, практические занятия проводятся на объектах народного хозяйства и пожарно-тактических учениях.

Не могу не отметить плодотворный труд преподавателей майоров внутренней службы А.И. Бобрешова, И.В. Ботова, В.В. Машко, А.П. Едакова, В.И. Королева, Е.И. Манаенкова.

В центре разработана система по изучению психологических особенностей личности. Она позволяет с помощью компьютеров определить характер слушателя, его особенности и на основе этого строить индивидуальную воспитательную работу. Тому способствует и постоянная связь с подразделениями, комплектующими слушателями учебный центр.

Коллектив не остановился на достигнутом. Продолжаем строительство нового здания столовой, блока общего назначения. Совместно с ВИПТШ МВД РФ планируется построить ряд объектов для практического обучения. Ведется реконструкция казарменных помещений старого корпуса в целях улучшения быта слушателей.

Сегодня центр нуждается не просто в некоторых новых приемах работы, но и в системе мер, которая последовательно охватывала бы все основные компоненты учебно-воспитательного процесса.

Не сказал Александр Яковлевич в публикации многотиражной газеты, поскольку не позволяла ее площадь, о многом другом. О том, например, что ежегодно и многократно проводятся гарнизонные и областные соревнования по пожарно-прикладным видам спорта военизированных и профессиональных пожарных частей, ДПД и ДЮП. Но, восхищаясь стадионом, мало кто знает, какая титаническая работа выполнена при строительстве его.

За сравнительно короткий срок на пустыре, занимавшем площадь в шесть гектаров, построены стадион с рездоровым покрытием, башня на шесть окон, крытый спортивный зал с манежем. О масштабах проделанной работы говорят такие цифры: в ходе строительства перемещено 12 тысяч кубометров грунта, заасфальтировано около 20 тысяч квадратных метров территории. Помимо строительно-монтажных управлений, в создании комплекса активное участие приняли преподаватели и курсанты во главе с начальником А.Я. Прокопьевым, а также заместители начальника учебного центра В.А. Бояркин и И.Ф. Шпигун, бывший старший преподаватель Е.А. Серебренников, преподаватели А.П. Иванов, М.С. Абрамов и другие.

Главное богатство учебного центра - люди, высокие профессионалы своего дела. За мужество и героизм, проявленные при тушении лесоторфяных пожаров, четыре курсанта были награждены медалями «За отвагу на пожаре». Старший преподаватель Е.А. Серебренников долгое время работал в ГУПО МВД СССР, затем заместителем начальника УГПС области. Ныне он - начальник ГУГПС МВД РФ. Старший преподаватель М.С. Абрамов - преподаватель МИПБ МВД РФ, старшие преподаватели Ю.П. Чаусов и А.И. Жук работают в ГУГПС МВД РФ.

Ничто не вечно под луной. Вышел А.Я. Прокопьев на заслуженный отдых. Начальником учебного центра вместо него назначили В.Н. Пепелина, до того работавшего заместителем начальника регионального специализированного отряда ГУВД, также бывалого пожарного-спасателя. На счету Виктора Николаевича много эпизодов из боевой практики. В том числе оказание помощи большой группой отряда Ирану во время сильного землетрясения. Закроет Пепелин глаза и перед мысленным взором возникают сверкающие снегом первозданной белизны вершины иранских гор, перевалы, преодолеть которые нелегко и непросто. Разреженный, ледяной, рвущий легкие воздух. Натруженно гудят, захлебываются и глохнут при подъеме на высоту моторы, не повинуются тормоза. Но колонна неотступно штопором ввинчивается все выше и выше в горы, ближе к цели.

Будучи в учебном центре мы беседовали с В.Н. Пепелиным.

- Наша общая задача, - говорил Виктор Николаевич, - вдохнуть в центр вторую жизнь, памятуя, что 1997 год - год кадров. Центр готовит квалифицированных работников для пожарной охраны не только Подмосковья, но и Ленинградской, Тверской, Орловской, Тульской, Калужской, Рязанской и других областей центра России и даже для Мурманской.

Между тем непростительно затянулось строительство второй очереди спального корпуса, пищеблока.

Безденежье? Да. Но при всем том центр вправе надеяться на более внимательное отношение и помощь, прежде всего, со стороны ГУГПС и его начальника генерала Е.А. Серебренникова, тем более, что Евгений Александрович сам работал в центре и по себе знает его нужды.

«Старики» из преподавательского коллектива постепенно уходят, продолжал Пепелин, ставший по новой должности полковником, идет к нам молодежь. И это также выдвигает перед нами новые задачи.

Слушатели не только учатся, получают необходимые профессиональные знания, но и ежедневно несут дежурную службу в своей пожарной части. Дня не проходит, чтобы их не поднимали по боевой тревоге. В том числе и на недавние неординарные пожары в Щербинке.


Галерея