Цель РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ - предложение широкого спектра услуг по низким ценам на постоянно высоком качестве.

Память должна быть вечной

Помните, у Владимира Высоцкого:

Зарыты в нашу память

на века

И даты, и события, и лица,

А память — как колодец

глубока.

Попробуй заглянуть:

наверняка

Лицо — и то — неясно

Может только

беспристрастный суд: Осторожно с прошлым,

осторожно —

Не разбейте глиняный

сосуд!

Одни его лениво ворошат,

Другие — неохотно

вспоминают,—

А третьи даже помнить

не хотят,—

И прошлое лежит,

как старый клад.

Который никогда

не раскопают.

Пусть не станется так с памятью о пожарных Подмосковья, погибших в схватках с огнем и при исполнении других служебных обязанностей. Какие это были замечательные люди, если, не задумываясь, жертвовали собой, спасая других. Об одном из них — начальнике Орехово-Зуевского ОПО В.К. Беляцком подробно рассказано в очерке «Из боя не вернулся».

Именем Владимира Кирилловича названа улица в Орехово-Зуеве.

Судьба не баловала Беляцкого и других пожарных, чьи жизни преждевременно оборвались на боевой службе. Их около тридцати, известных за последние годы. Назовем всех поименно:

Старший лейтенант внутренней службы СТОЮШКО ВИКТОР АНТОНОВИЧ, начальник СВПЧ-3 (г.Одинцово). 25 апреля 1977 года при тушении пожара в жилом доме от быстрого подъема по внутренней маршевой лестнице, задымления и высокой температуры он почувствовал себя плохо. Приехала «скорая помощь». Но спасти Виктора Антоновича не удалось.

Лейтенант внутренней службы РОДЭ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, начальник опорного пункта СВПЧ-29 (г.Балашиха). Погиб 19 ноября 1983 года при тушении пожара в подвальном помещении строящегося культурного центра госпиталя Военно-морского флота на станции Купавна (Балашихинский район).

Младший сержант внутренней службы ВАВИЛЬЧЕНКО АНАТОЛИЙ НИКОЛАЕВИЧ, командир отделения СВПЧ-29 (г.Балашиха). Погиб 2 января 1984 года при тушении пожара в пассажирском поезде на платформе Салтыковская.

Рядовой внутренней службы ШАРОВ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ, пожарный СВПЧ-29 (Г.Балашиха) Погиб 2 января 1984 года при тушении пожара в пассажирском поезде на платформе Салтыковская.

Лейтенант внутренней службы СТЕПАНОВ АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ, начальник караула СВПЧ-45 (г.Электросталь). Погиб 14 ноября 1979 года при тушении пожара в частных гаражах.

МИХАЙЛОВ ИЛЬЯ МИХАЙЛОВИЧ, пожарный СВПЧ-73 (г.Звенигород). Погиб в ночь с 10 на 11 августа 1972 года при тушении лесного пожара близ деревни Дудино.

СМИРНОВ ВЯЧЕСЛАВ СЕРГЕЕВИЧ, пожарный ППЧ-161 (г.Пушкино). Погиб 25 сентября 1974 года при тушении пожара на чердаке административного корпуса туберкулезного санатория.

УГЛОВ АНАТОЛИЙ АНДРЕЕВИЧ, командир отделения ППЧ-118 (Коломенский район, г.Щурово). Умер 24 июня 1969 года при тушении пожара на складе Луховицкого райпотребсоюза.

ЧКАЛОВ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ, начальник ППЧ-180 (Чеховский район). Погиб 28 апреля 1987 года при взрыве бензина, переливаемого из машины в кладовую, и возникшем при этом пожаре.

АКИМОВ ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ, пожарный ПСО (г. Мытищи). Погиб 22 ноября 1972 года при тушении пожара в бытовых помещениях завода «Стройпластмасс».

Капитан внутренней службы ШУВАЛОВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ, начальник караула ВПЧ-81 (г.Электросталь). Погиб при тушении пожара в 5-этажном жилом доме (обрушилось перекрытие).

Младший сержант внутренней службы ГЛАДИЛИН АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ, старший пожарный ВПЧ-21 (г.Лыткарино). При тушении пожара в сауне спорткомплекса «Кристалл» получил тяжелые термические ожоги, скончался в ожоговом центре Москвы.

Старший лейтенант внутренней службы РАДЬКО НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ, заместитель начальника СВПЧ-40 (г.Пушкино) Погиб 9 января 1987 года при тушении пожара в 14- этажном жилом доме.

Подполковник внутренней службы БЕЛЯЦКИЙ ВЛАДИМИР КИРИЛЛОВИЧ, начальник ОПО (г.Орехово-Зуево). 9 января 1987 года получил смертельную травму при тушении пожара в актовом зале СПТУ N 108 г.Куровское.

Лейтенант внутренней службы ТРИФОНОВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ, начальник караула СВПЧ-36 (г.Егорьевск). Погиб 22 мая 1988 года при взрыве во время тушения пожара на складе кормов и селитры Егорьевского рыбокомбината.

Старший сержант внутренней службы ПЕТУХОВ АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ, командир отделения СВПЧ-36 (г.Егорьевск). Погиб 22 мая 1988 года при взрыве во время тушения пожара на складе кормов и селитры Егорьевского рыбокомбината.

Старший сержант внутренней службы ГАЛКИН АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ, старший пожарный СВПЧ-36 (г.Егорьевск). Погиб 22 мая 1988 года при взрыве по время тушения пожара на складе кормов и селитры Егорьевского рыбокомбината.

Старший сержант внутренней службы КЛЕМИН ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ, старший пожарный СВПЧ-36 (г.Егорьевск). Погиб 22 мая 1988 года при взрыве во время тушения пожара на складе кормов и селитры Егорьевского рыбокомбината.

Полковник внутренней службы БУРДА ГРИГОРИЙ ГЕРАСИМОВИЧ, начальник УПО ГУВД Мособлисполкома. Ночью 24 января 1988 года на оперативном автомобиле возвращался в УПО с проверки несения службы подразделениями пожарной охраны Химкинского района. В результате столкновения с машиной, выехавшей на полосу встречного движения, получил травму, от которой через два дня скончался в центральном госпитале МВД СССР.

Рядовой внутренней службы ЖИРКОВ ИГОРЬ АНАТОЛЬЕВИЧ, пожарный ПЧ-42 (г.Раменское). Погиб 10 апреля 1996 года при тушении пожара в частном жилом доме.

ФАДЕЕВ ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ, начальник караула ПЧ-241 (г.Электроугли).

При тушении лесоторфяных пожаров получил травму и скончался 17 сентября 1997 года.

Погибли также КРАСНОВ АНАТОЛИЙ ИВАНОВИЧ, оперативный дежурный ОППО-14, СВЕТЛОВ АЛЕКСАНДР ГЕОРГИЕВИЧ, пожарный ППЧ-114.

Читаешь список погибших пожарных и наглядно убеждаешься: служба у огнеборцев действительно боевая. Как на войне. Там бывало: один пройдет через многие сражения и не царапнет его. Другой, едва попадет в пекло и не разминется с безносой или ранит его. Так и у пожарных. Смертельная опасность ходит за ними по пятам. Погибают они, еще чаще получают травмы.

В боевой работе пожарных все, как на фронте, где пули не щадят ни командиров, ни рядовых, ни пожилых, ни молодых. Стоюшко Виктор Антонович был начальником СВПЧ, человеком в годах, отцом семейства. Шаров Михаил Иванович — рядовой. Смерть подстерегла их обоих, не различая званий. Владимир Кириллович Беляцкий готовился выйти на пенсию, когда Алексей Александрович Родэ только начинал жить, строил планы на будущее.

В огне погибали и аттестованные пожарные, имевшие звания, как, например, капитан внутренней службы Шувалов Владимир Николаевич, начальник караула ВПЧ-81, так и вольнонаемные пожарные профессиональных частей, скажем, Углов Анатолий Андреевич — командир отделения из ППЧ-118 (г.Щурово).

Да, служба пожарных боевая. На памяти трагический случай в Егорьевске. Тушили пожар на складе местного рыбокомбината. И где его не ждали, грянул взрыв, разом унесший несколько жизней, в том числе пожарных.

Автору, будучи в Егорьевске, довелось побывать на городском кладбище, в семье погибшего пожарного Владимира Алексеевича Клемина, горкоме партии, исполкоме горсовета и под впечатлением от увиденного и услышанного опубликовать в газете «На страже» «Звезды на обелисках». Не боюсь повториться, приведу начальные строки из него:

«Застыли на городском кладбище в подмосковном Егорьевске в одном ряду шесть островерхих обелисков. Венчают их алые звезды: будто прорывается изнутри пламень сердец тех, кто вечным сном покоится под могильными плитами.

На черной полированной грани чеканные слова: «22 мая 1988 года при исполнении служебного долга погибли работники пожарной охраны:

Трифонов Сергей Павлович,

Петухов Алексей Викторович,

Галкин Александр Анатольевич,

Клемин Владимир Алексеевич,

Краснов Анатолий Иванович,

Светлов Александр Георгиевич.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР награждены медалью «За отвагу на пожаре» — посмертно».

И будто заключительный аккорд — строки выдающегося педагога В.Сухомлинского: «Я восхищаюсь вашим мужеством, ваша профессия — одна из самых гуманных на земле».

Кажется, много слов начертано на безмолвном камне — граните. Но они никогда не расскажут даже малой толики того, какие это были прекрасные люди, если ради жизни других пожертвовали собой.

Хоронили огнеборцев с почестями, как и подобает погребать солдат, погибших на боевом посту. Весь город вышел на улицы, по которым медленно двигалась траурная процессия. Звучали скорбные речи, троекратно гремел салют.

За давностью уж и не помню, кто большую лепту внес в заботу о памяти погибших. Наверное, в меру сил делали это многие сослуживцы: возводили надгробия, оборудовали в комнате боевой славы части стенд, посвященный памяти погибших. Знаю, что много было сделано благодаря настойчивости заместителя начальника части Ю.Матвеева, который через горком партии и горисполком сумел решить самые сложные вопросы по увековечению памяти погибших и помощи их семьям...

Особой критики в публикации не содержалось, более, говорилось о внимании, какое проявляют к памяти погибших, тем не менее, как это и водилось в добрые старые времена, на публикацию откликнулись многие. Редакция получила также письмо из горкома партии, опубликованное 31 марта 1990 года, и которое, право, следует привести:

На статью корреспондента газеты Н.Воронина «Звезды на обелисках» сообщаем, что семьям погибших при исполнении служебного долга работников Егорьевской пожарной охраны уделяется должное внимание и забота со стороны ГУВД, УПО, ГК КПСС, исполкома горсовета и руководства ОПО. Все семьи погибших внесены в списки на продовольственное обслуживание как участники ВОВ. На квартирах вне очереди установлены телефоны. Пенсионным отделом ГУВД МО два раза в год оказывается материальная помощь. Управление пожарной охраны выделило 2,5 тыс. рублей на установку общего обелиска на могиле погибших. Семье А.Галкина бесплатно произведен ремонт квартиры. Семье С.Трифонова оказана помощь в приобретении мебели. Семья, состоящая из 4 человек и проживающая в двухкомнатной квартире, поставлена на льготную очередь на получение новой квартиры. Одновременно Егорьевским рыбокомбинатом выплачена компенсация за кооперативную квартиру в размере 800 рублей. Семье Н.Чистова, получившего инвалидность 1-й группы, выделена трехкомнатная квартира в новом благоустроенном доме.

В Егорьевском ОПО 22 мая (день гибели работников пожарной охраны) объявлено «Днем памяти». К этому дню благоустраиваются могилы, возлагаются цветы и венки, приглашаются родственники.

ГК КПСС, исполком горсовета народных депутатов и руководство ОПО и впредь будут оказывать семьям погибших заботу и внимание.

Секретарь ГК КПСС М.Лавров.

Вся печальная статистика о погибших на пожаре (или умерших от полученных травм) в УГПС ГУВД Московской области представлена очень отчетливо. Например, можно узнать не только их фамилии, отчества, звания, но и прочитать о том, как все произошло. Отдельно помечено о составе семьи погибшего, возрасте ее членов, адресе проживания. И такие данные есть о каждом погибшем.

И пусть не каждая фамилия погибшего на пожаре будет увековечена в названии городской улицы, школы и т.д. Не менее важно другое — помнить о погибших огнеборцах, помогать их семьям. И отрадно, что этой работе в Московской области уделяется серьезное внимание. Инспектор В.В.Печенкина из отдела воспитательной работы ГУВД ознакомила автора с соответствующей картотекой, где в учетных карточках особо указано, какая помощь и когда оказывалась каждой семье. Конечно, можно сказать, что дело не в учетных карточках, а в реальной помощи семьям погибших. Но четкий учет свидетельствует о планомерной, постоянной работе УГПС области в этом направлении, вселяет уверенность, что ни одна семья, нуждающаяся в помощи, не будет обойдена.

Помощь поступает и по линии благотворительных фондов — содействия милиции, «Инесса», «Уником банка». Последние два фонда еще тогда выделяли ежемесячно по 40 тыс. рублей на каждого ребенка в семьях погибших. Устраиваются и благотворительные мероприятия. Так, в доме культуры ГУВД Москвы состоялся концерт, было розданы продукты и подарки детям погибших работников органов МВД.

И еще аналогия — с прошлым, с Великой Отечественной войной. В годы сражений остались без вести пропавшими сотни тысяч воинов. Досадно. Но еще более досадно, когда в общем-то недалекая еще история не сохранила имена и фамилии пожарных, погибших на боевом посту тридцать, сорок лет тому назад и более. Чтобы не пришлось прибегать к помощи красных следопытов, как это стало с установлением погибших в период Великой Отечественной войны, может, целесообразно, пока не поздно, увековечить имена погибших пожарных на мемориальной доске, установить ее на видном месте при входе в УГПС, как это сделано, например, в ГУВД — с фамилиями работников милиции, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Память о погибших пожарных должна быть вечной. Не на войне они погибли, но каждый умер как солдат.