Цель РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ - предложение широкого спектра услуг по низким ценам на постоянно высоком качестве.

Мужество патриота-исследователя

Работники управления традиционно привыкли видеть его на торжественных мероприятиях, Петра Петровича Гусева - в президиумах. Высокий, плотного телосложения, не по годам молодцеватый, в строгом черном костюме, с колодочками наград - во много рядов. Он участник Великой Отечественной войны, полковник в отставке, председатель совета ветеранов УГПС. На этом посту многое делает, чтобы ветераны не оставались ломтями, отрезанными от коллектива работников управления.

Когда отмечалось 50-летие Победы СССР в Великой Отечественной войне, Петр Петрович потерял покой, задавшись целью, как можно лучше чествовать участников грозных сражений 1941-45 годов и пожарных - тружеников тыла. Надо сказать - при помощи руководителей УГПС - это ему удалось. Заключительное торжество проводили в Павловском Посаде, приурочили к областным соревнованиям по пожарным видам спорта, при стечении большого количества людей. Чествование получилось приятным, запоминающимся, с традиционными угощением и подарками.

К тому же несколькими днями раньше ветераны побывали в Московской высшей инженерной пожарно-технической школе, где торжественно проводилась научно-практическая конференция, посвященная знаменательной дате Победы. Перед открытием конференции участники войны встречались со слушателями, выступали в аудиториях. Петр Петрович также держал речь:

- Вы спросите меня, как я стал военным, - обратился он к аудитории. - Наверное, под влиянием отца - участника первой мировой войны, лихого артиллериста-наводчика. Я подражал ему в детстве, гордился им.

Когда началась война, на призывной комиссии в военкомате меня спросили, кем бы я хотел быть? Конечно, артиллеристом! Так меня и направили в 1е ленинградское артиллерийское училище имени 25-летия Октября.

Окончил его в городе Энгельсе в октябре 1942 года и в звании лейтенанта направлен на фронт. Был назначен командиром огневого взвода 127-го артполка 54й стрелковой дивизии на Юго-Западном фронте. А 7 ноября состоялось боевое крещение. Знаете, в артиллерии был такой термин - артдуэль: кто - кого. Нам и противнику были известны цели, то есть место нахождения батарей. Исход боя зависел от выдержки и точности стрельбы с закрытых позиций. Для меня, новичка, это был сущий ад. Перестал слышать, из уха пошла кровь, видимо, боком стал к залповой волне. Первыми перестали стрелять немцы, значит, мы били точнее.

Месяца через три после этого боя я был назначен начальником дивизионной разведки. Ходил с группой в тыл противника для поиска огневых артиллерийских точек.

Однажды нас обнаружили и окружили. Пришлось вызывать огонь на себя. Был тяжело ранен, награжден. На этом мои боевые действия закончились. Отправили в госпиталь в Бухару, а потом назначили пенсию как инвалиду.

Совсем я не смог выздороветь, не было локтевого сустава на правой руке. В армию уже не брали. В УНКВД г.Москвы и Московской области предложили работать в кадровом аппарате. Более 10 лет работал и учился. Трудно было: служба, семья, дети. Вечерняя учеба потребовала много сил и времени. Жилья практически не было. Но все же закончил высшую школу. Получил специальность юриста.

Тушить пожары я, конечно, не мог. В боевые части УПО брали крепких ребят. Где с ними тягаться. Но мои знания пригодились на других участках пожарной службы, а именно на кадровой работе. И считаю себя не без оснований работником пожарной охраны, поскольку более 30 лет комплектовал ее личным составом. Принимал на работу, направлял на учебу, готовил документы на присвоение званий, наград) заключения на продвижение по службе.

В пожарной охране Подмосковья сложился замечательный коллектив. Качественный состав кадров с каждым годом улучшался.

Много работников из пожарной охраны области продвинуты по службе на руководящие должности в МВД, ГУВД, ГУПО, ВНИИПО и другие органы, удостоены высоких генеральских званий, как, например, Вячеслав Федорович Рубцов, Александр Иванович Иванов. Они начали свою службу в мою бытность в пожарной охране еще молодыми лейтенантами. В пожарной охране Подмосковья было хорошее правило: руководящие должности замещать своими, выросшими у нас работниками. Вот, к примеру, ушедший на заслуженный отдых полковник Боронин Владимир Федорович. Начал службу рядовым бойцом Химкинской пожарной команды, закончил заместителем начальника управления. Таких примеров множество.

Я очень полюбил работников этой опасной профессии. Ценил их и ценю сейчас: Много делал для защиты их прав, четкого исполнениями ими обязанностей, распространения положительного опыта в работе. С этой целью мною была написана книга по нормативно-правовым вопросам работников пожарной охраны, издан ряд обзоров, лекций, докладов, разъяснений. Подготовил книгу ко второму изданию, дополнив ее материалами прошедшего времени.

Так что меня вправе называют ветераном пожарной охраны и я очень горжусь своим нагрудным знаком «Лучшему работнику пожарной охраны».

Очерк начат словами о том, что работники управления привыкли видеть Петра Петровича на торжественных мероприятиях в президиумах. А мне впервые довелось увидеть его в редакции газеты «На страже» ГУВД. Он часто приходил к редактору Борису Ивановичу Соколову, талантливому журналисту, всецело посвятившему себя работе в многотиражной печати органов внутренних дел, душевному человеку, терпеливо пестующему пишущих людей, имеющих искорку Божью. Так заходил к нему и полковник Гусев.

Было известно, что Петр Петрович настойчиво изучает архивы пожарной охраны, ездит с этой целью в районы, знает много эпизодов боевых действий пожарных в годы Великой Отечественной войны. Он мог часами с увлечением рассказывать про огнеборцев. В частности, о том, что в октябре 1941 года, когда враг стоял под Москвой, 750 пожарных были направлены в истребительные батальоны НКВД и 300 человек в действующую армию, с честью выполняли боевые задания. В ожесточенных боях многие пожарные пали смертью храбрых, многие за образцовое выполнение заданий командования в тылу врага были удостоены правительственных наград.

В письме информации от 23 июля 1941 года сообщалось, что на один из объектов оборонного значения области было сброшено 200 зажигательных бомб. Но благодаря хорошей организации тушения и смелости бойцов загорания были ликвидированы, завод не пострадал.

12 июля 1941 года при налете вражеской авиации на железнодорожную станцию города Волоколамска от осколков бомб произошел взрыв в пакгаузе, а из пробитой осколками цистерны выливался на землю бензин. Создалось крайне взрывоопасное положение. Прибывший к месту происшествия командир отделения Волоколамской пожарной команды Андрианов не растерялся, Правильно оценив обстановку, под прикрытием вводных струй, вместе с личным составом своего отделения быстро ликвидировал растекание бензина, а цистерну откатили в безопасное место.

Были случаи, когда при одном налете вражеской авиации сбрасывалось до четырех тысяч зажигательных авиабомб. В частности, такое количество было сброшено с 5 на 6 августа 1941 года на город Люблино Московской области. В этот же день на поселок Бирюлево их было сброшено более тысячи, от которых загорелось 36 домов. Все пожары ликвидированы нашими работниками при помощи населения.

В июле 1941 года на станции Томилино от бомбежки загорелся вагон с боеприпасами. Благодаря самоотверженной работе командира отделения Пантелеева и бойца Волович пожар ликвидирован, взрыв боеприпасов предотвращен.

Особенно тяжелая обстановка под Москвой сложилась в октябре-ноябре 1941 года. Москва и города области подвергались массированным бомбежкам. 29 октября на Клин было сброшено около 60 фугасных авиационных бомб, в результате чего в разных концах города возникли пожары - разрушено 25 домов. От бомбежки пострадало более 250 человек. Начальник пожарной команды Смирнов и политрук Бусаров быстро и правильно организовали работу личного состава пожарной команды и в короткий срок ликвидировали очаги пожаров.

29 октября 1941 года совершен налет авиации противника на Серпухов. От сброшенных бомб возникли пожары на складе, где находилось военное имущество. Пожар получил быстрое распространение, угрожая соседним складским помещениям, но благодаря принятым энергичным мерам начальника пожарной команды Астафьева и начальника караула Азарочкина пожар был ликвидирован.

В начале декабря 1941 года Серпуховская, Подольская, Звенигородская и другие пожарные команды принимали непосредственное участие в строительстве укреплений, делали искусственное обледенение противотанковых препятствий и другие работы. Несмотря на близость фронта, Серпуховская, Лопаснинская и Звенигородская команды оставались на своих местах. Личный состав принимал участие в ликвидации последствий артиллерийских обстрелов и бомбежек, проявляя при этом отвагу и беззаветную преданность своему делу.

В ноябре на Серпуховскую пожарную команду командованием войск была возложена ответственная задача по откачке воды из поврежденного бомбежкой понтонного моста через реку Оку. Поставленная задача при сложных условиях зимы была успешно выполнена и обеспечена своевременная переправа наших войск в этом районе. В декабре 1941 года этой же команде было поручено навести переправу для танков через реку Протву путем настила хвороста и замораживания его водой. Личный состав команды при сильном морозе эту боевую задачу также выполнил. Наши танки и другая техника успешно переправились на другой берег.

Волоколамской команде в декабре 1941 года приходилось дважды выкачивать воду из прудов, в которые проваливались наши тяжелые танки. Освободившиеся из прудов боевые машины последовали в наступление.

В Наро-Фоминске во время бомбежки 17 октября 1941 года вышел из строя водопровод. Остановилось производство хлебозавода, работающего на нужды фронта. Городская пожарная команда своевременно обеспечила предприятие водой.

Работники этой же команды, рискуя жизнью, в сложных условиях зимы спасали людей из завалов, тушили пожары, заправляли паровозы воинских эшелонов водой и помогали в отправке их на фронт.

При налете вражеской авиации было разрушено в Наро-Фоминске здание пожарной части, выведена из строя пожарная техника, погиб начальник караула Сафонов, несколько бойцов получили ранения. Когда гитлеровцы подошли к городу, оставшиеся бойцы и командиры во главе со старшим райпожинспектором Тюричевым вступили в партизанский отряд и громили врага с оружием в руках.

В дни тяжелых испытаний пожарные Подмосковья оказывали помощь пожарной техникой Смоленской, Калининской, Ленинградской областям. В архивах сохранились письма братской солидарности пожарных Московской области и города Ленинграда.

«Мы всегда помним о вас, ленинградцы, - говорилось в письме пожарных Подмосковья. - В эти дни мы работаем, не покладая рук, изо дня в день совершенствуем боевую технику, изучаем пожарное дело. Чем лучше будет организована подготовка всех трудящихся к обороне, тем скорее и сильнее почувствует это на себе наш враг. Мы с вами, товарищи ленинградцы! Пусть подступы к славному городу, колыбели Октябрьской революции станут могилой фашизма».

Рассказанное Петром Петровичем было логическим продолжением его публикаций в газете главка - об активном участии пожарных Подмосковья в Великой Отечественной войне. Работники редакции советовали Гусеву обобщить собранные материалы и издать отдельной книгой. Они, журналисты, по себе знали, насколько это трудно, тем не менее Петр Петрович при содействии Г.С. Лойтера выполнил и эту задачу. К 50-летию Победы СССР в Великой Отечественной войне читатели имели возможность получить обстоятельный его труд на эту тему.

Петр Петрович, имея мужество исследователя, горячо взялся за благодатную тему и неотступно ведет ее до сих пор, что вполне оправданно. Многострадальная подмосковная земля не раз становилась ареной героических сражений с иноземными захватчиками. Что ни район, то сказанному подтверждение. На память приходит, например, Руза.

В грозном 1941м здесь советские войска, поддерживаемые местными партизанами, разгромили гитлеровцев - правда, дорогой ценой. У деревни Палашкино 19 декабря погиб генерал-майор Л.М. Доватор, но его гвардейцы-конники в жестокой схватке разбили этот важный для врага узел обороны. Или другой здешний эпизод. Комиссар и начальник разведки партизанского отряда С.И. Солнцев, уроженец города Раменское, в бою близ деревни Андреевское был дважды ранен, в бессознательном состоянии захвачен немцами в плен. Гитлеровцы подвергли его нечеловеческим пыткам. Сергею Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Он похоронен на площади партизан в городе Рузе вместе со своими боевыми товарищами.

Героическая жизнь и борьба тех, кто сложил головы за свободу Отечества, бережно хранится в памяти нынешнего поколения, благодаря стараниям таких людей как П.П. Гусев, и надо надеяться, память будет вечной. В том числе о жизни и подвигах пожарных. Они заступили на боевой пост с первых часов Великой Отечественной войны. Недавно начальник Ступинского ОГПС подполковник В.Н. Дубовицкий передал документы - приказы по СВПК комбината 150 Ступинского района. Первый - № 33 - датирован первым днем войны 22 июня 1941 года.

ПРИКАЗ № 33

По СВПК кта 150 от 22 июня 1941 г.

Параграф 1

С 12 часов 22 июня 1941 года перевести весь личный состав СВПК кта 150 на усиленное несение службы (Вариант № 2).

Основание - распоряжение начальника УПО УНКВД МО от 22 июня 1941 г.

Параграф 2

Для пополнения караулов № 1 и № 2 разбивается караул N° 3, из которого ввести в караул 2 следующих бойцов и младших командиров:

1. Младший командир Корпусенко.

2. Младший командир Шамарин.

3. Евграфов.

4. Борисов.

5. Жидков.

6. Каширский.

7. Сухов.

8. Макаров.

9. Бураев.

10.Коняев.

 11. Сляднев.

 12. Митрошкин.

13. Зиновьев.

14.Тарелкин.

В караул № 1. Младший командир Гаврилик.

2.Шофер Носонов.

3. Младший командир Прохоренко.

4.Младший командир Быков.

5. Сафонов.

6. Гауе.

7. Петров.

8. Плаксин.

9. Александров.

10. Копылов.

11. Скиба.

12. Черняков.

13. Калиничев.

14. Черешнев.

15.Бурков.

16. Карнюхин.

 17. Каратаев.

Параграф 3

Выставить дополнительные посты: 1. Склад ЛВЖ. 2. Автогараж. 3. 3 Стройучасток. 4. Один дополнительный дозор по маршруту паровозное депо, склад строительства.

Параграф 4

Всему личному составу СВПК с 12 часов 22 июня 1941 года без разрешения ответственного дежурного по СВПК отлучка из расположения части запрещается.

Параграф 5

Начальникам дежурных караулов постоянно держать полный боевой расчет на все 4 автонасоса.

Параграф 6

Связисты несут службу без изменений.

Параграф 7

На время несения службы по усиленному варианту назначаю дежурных из лиц начсостава, не входящих в состав дежурного караула, с 20 часов 22 июня 1941 года. 1. Инструктор по профилактике Платонов. 2. 23 июня 1941 года пом.начальника воентехник 2 ранга Плотников. 3. 24 июня 1941 года политрук Петрушин. Начальник СВПК кта 150 в/тех 2 ранга Можин Фронт неумолимо подкатывался к Москве. Жестокие сражения развертывались на ближних подступах к столице. И пожарные становились в ряды защитников сердца нашей Родины.

Опять волнующий, строгий документ из октября 1941 года.

ПРИКАЗ № 49

По СВПК кта 150 от 23 октября 1941 г.

Параграф 1

На основании распоряжения начальника УПО УНКВД МО ст.лейтенанта госбезопасности т. Казакова от 22 октября 1941 года командирую в распоряжение командира истребительного батальона г. Ступино лейтенанта погранохраны т.Лудешенко следующих бойцов и младших командиров СВПК кта 150:

1. мл.ком. Корпусенко               16. р/б Гацко

2.мл.ком. Летов

3.пом.ком.Старченко

4.пом.ком.Семенюк

5.пом.ком.Шамарин

6.р/б Ананьев

7.р/б Быков

8.р/б Бандура

9.р/б Сафонов

10.р/б Куст

11.р/б Плакшин

12.р/б Жидков

13.р/б Бабуркин

14.р/б Копылов

15.р/б Сутормин

Вышеуказанных бойцов и младших командиров с сего числа снять с вещевого и продовольственного довольствия СВПК кта 150.

Параграф 2

Рядового бойца СВПК кта 150 Прохоренко, умершего 21 октября, исключить из списков СВПК.

Параграф 3

Бойцапрактиканта Осадчего с 21 октября 1941 года считать как дезертира. По делу дезертирства пом. по с/ч т.Плотникову приступить к оформлению следственных документов. Для выполнения настоящего параграфа иметь тесную связь с органами РКМ г.Ступина.

Параграф 4

Ввиду сокращения штата СВПК кта 150 приказываю пом. по с/ч Плотникову совместно с нач.караулов Гавриловым и Гомаренко весь наличный состав на 21 октября 194Д года разбить на два караула. О выполнении настоящего приказа не позднее 24 октября 1941 года доложить мне.

Параграф 5

Ввиду освобождения общежития ушедшими в истребительный батальон товарищами (количество 30 коек) всех бойцов и средних командиров, проживающих в аварийном доме, перевести в общежитие СВПК. Срок 24 октября 1941 года.

Начальник СВПК кта 150 воентехник 2 ранта подпись.

Стремительна и неумолима наша жизнь. Все меньше остается среди нас участников войны - фронтовиков. Один из них Владимир Григорьевич Егоров. Почти полвека отдал он пожарной охране. Мальчишкой был, когда к дому его в Дмитровском районе подкатила война. В семнадцать лет стал фронтовиком. Времени на серьезную подготовку, подобно сверстникам, не имел. Винтовку, гранату, бутылки с зажигательной смесью, как ими пользоваться, изучал на практике в окопах под Москвой. Вместе с другими и оборону держал, и в атаки ходил, мерз и голодал. На восемнадцатом году ранило да так, что из госпиталя списали по чистой. Другой бы, может, и смирился, нашел пристань потише. А он - из огня да опять в полымя. В переносном и в прямом смысле, подался в пожарную охрану. Возрождал ее в сожженном оккупантами Шаховском районе. Так и пошло. Перевели в Электросталь. Там формировал новую пожарную часть. Навсегда бросил якорь в Ногинске. Двадцать один год возглавлял здесь районное отделение пожарной охраны. Затем еще одиннадцать лет - президиум районного совета ВДПО.

На смену отцу пришел сын - Сергей Владимирович Егоров. Сейчас Сергей Владимирович - заместитель начальника отряда государственной противопожарной службы в родном Ногинске.

Вот за какую тему взялся Петр Петрович Гусев и какие мысли у читателей неизменно будит он о работниках пожарной охраны - ветеранах. Впереди у Гусева необозримый край дел. Пожелаем ему дальнейших творческих успехов и жизненного счастья.