Цель РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ - предложение широкого спектра услуг по низким ценам на постоянно высоком качестве.

Его знала Россия

Богата огненная биография Анатолия Алексеевича Кулаковского боевыми подвигами при тушении пожаров, в том числе лесоторфяных. И особенно в жаркое лето памятного 1972 года. Будучи членом Шатурского районного штаба пожаротушения, Кулаковский более двух месяцев находился на самых сложных участках борьбы с огнем - в Майском и Рошальском лесничествах, на Ореховском, Рязановском и Радовицком торфопредприятиях. Производил разведку пожаров, руководил действиями подразделений, нередко сам вступал в неравные схватки с огнем. Свидетельством тому летопись его боевых действий.

...26 июля, проезжая мимо пионерского лагеря Шатурской ГРЭС, Кулаковский стал свидетелем очага пожара, по рации вызвал пожарное подразделение, сам вместе с заместителем председателя Шатурского горсовета Б.А. Фокиным и шофером Л. Голдоевским, которые находились с ним, стал тушить огонь.

Загорание у пионерского лагеря, где находилось много детей, было ликвидировано до прибытия пожарного подразделения.

...31 июля от пожара в Костеревском лесничестве создалась угроза распространения огня на производственные поля и штабеля добытого торфа на Петровском торфопредприятии. Кулаковский организовал проведение противопожарных мероприятий. В течение суток по фронту костеревского пожара протяженностью восемь километров была сделана минерализованная полоса шириной до 30 метров. В горящем лесу на границе с лесничеством работало 13 агрегатов. Благодаря своевременно принятым мерам угроза перебрасывания огня на торфопредприятие была ликвидирована.

...13 августа от Тюковского лесничества огонь стал распространяться в сторону Радовицкого торфопред приятия. Под угрозой оказались поля добычи торфа. Прибыв к месту пожара и разобравшись в сложной обстановке, Кулаковский рационально расставил силы и средства пожарных подразделений, в течение нескольких суток возглавлял тушение пожара. Поля добычи торфа и находившийся в опасной зоне деревообрабатывающий завод были спасены.

...В ночь с 26 на 27 августа Кулаковский руководил эвакуацией жителей поселка Озерецкий. Поселок был окружен огнем, задымлен. В первую очередь вывезли детей, больных, стариков. Одновременно создали охранную полосу вокруг поселка. Благодаря оперативности, умению и мужеству пожарных поселок был защищен от огня.

Такова краткая летопись боевых действий Кулаковского и пожарных под его руководством, далеко не полная, но и за ней - мужество, высокий профессионализм видного огнеборца.

Удивительный был человек Анатолий Алексеевич Кулаковский. Небольшого роста, но великой жизненной и профессиональной силы. К голосу его неизменно прислушивались не только подчиненные, но и сотрудники ГУПО МВД страны. Ходил он, слегка наклонив голову, из-за травмы, полученной на пожаре. С хитроватым прищуром умных глаз. Когда по делам службы он ехал в тот или иной район, молва бежала впереди его. В пожарных частях скребли и драили все, что можно. Говорят, что мыли дороги на ближних подступах к частям, хотя сам он такие действия пожарных не одобрял. Даже ругал за показушный марафет. Как специалист-пожарный Анатолий Алексеевич был непревзойденный и разумной смелостью равных не имел. В числе неполной дюжины подмосковных огнеборцев трижды был удостоен медали «За отвагу на пожаре».

...Стать пожарными было написано на роду не только Анатолия Алексеевича, но и его супруги Валентины Филипповны, подевичьи Серовой. Цепкой памятью она на всю жизнь запомнила отца. Точнее, его похороны. Ей в ту пору было всего пять лет. Гроб отца стоял в караульном помещении. Прощаться с Филиппом Серовым пришло много людей. После колонна пожарных машин медленно двигалась к местному кладбищу. На передней - сверху - гроб с телом отца. У раскрытой могилы люди долго говорили, сменяя друг друга, а она возле мамы плакала от страха. И долгие годы не могла освободиться от того впечатления - много людей, слезы, траурная музыка. И глухой стук комьев земли о крышку спущенного в яму гроба...

Потом - война, школьные годы, голод, стылые классы, замотанная работой мать. И - День Победы. Жизнь налаживалась. Мама растила их одна. Жилось трудно, как всем в те годы.

...Рабочий поселок, где они жили, вырос в город Красноармейск, что в Пушкинском районе. Приехали гуда четыре молоденьких лейтенанта - выпускники пожарно-технических училищ - формировать военизированную пожарную часть. Один из них - Анатолий Кулаковский через несколько месяцев стал мужем Валентины Филипповны. Она тогда была студенткой последнего курса института - диплом получила уже на фамилию мужа.

О том, что она дочь пожарного, Кулаковский узнал позже, когда стали разбирать фотографии в семейном альбоме - попалось фото отца. Родилась дочь - Марина. Через пять с половиной лет, уже в городе

Красногорске, куда Анатолия перевели работать начальником части, родилась вторая дочь - Евгения. Потом - город Жуковский, где муж стал начальником отряда. И последний этап - Управление пожарной охраны области. До конца жизни он работал в управлении, начав с должности сотрудника отдела службы и подготовки. Любил свою работу, отдавал ей все свое время, все силы, всю душу. И до такой степени эта работа стала его судьбой, что даже похороны его пришлись на день пожарной охраны - его хоронили 17 апреля 1982 года.

...Дочки подрастали. У Марины появился очень серьезный претендент на руку и сердце - Николай Шевченко. Анатолий Алексеевич посоветовал ему поступить в пожарное училище г. Ленинграда. Он согласился. На предпоследнем курсе Николай стал членом семьи Кулаковских. Так у них стало одним офицером больше. Родился внук - Сережа. Сколько было радости у отца и деда - первый мальчик. Кулаковские не сомневались - быть в семье еще одному офицеру. Но какой же недолгой оказалась эта радость для деда Толи. Шесть лет спустя стоял внук у могилы деда, не понимая, что происходит, почему дедушку опускают в глубокую яму. А было деду-полковнику пятьдесят четыре года. Разве это возраст для мужчины? И если когда-нибудь кто-либо с пренебрежением отзовется о работе в пожарной охране - не верьте! Работа там очень почетная, ответственная, нужная и опасная - сгорают люди на ней в прямом и переносном смысле гораздо чаще, чем на какой-либо другой работе. Яркий пример тому - Кулакове кий. Не менее яркий пример - Григорий Бурда, погибший тоже в расцвете лет. Они были не только сотрудниками, но и друзьями. Да мало ли их - зрелых, полных сил и совсем мальчишек, сложивших головы во имя служения людям. «Солдаты огненного фронта» - не зря их так называют, всю жизнь они встречают опасность лицом к лицу с огнем.

...Нелегок и нередко горек хлеб Николая Ивановича

Шевченко, впрочем, как и других начальников отделов УГПС. У него - в связи с «голодом» на средства и запчасти для автомобилей, часто выслуживших все допустимые сроки. Заводы-поставщики после распада СССР оказались на территории самостийной Украины. Но от Шевченко - вынь да положь.

На совещании руководящих работников пожарной охраны восточных районов области по итогам за первый квартал 1997 года, состоявшемся 14 апреля, в адрес отдела пожарной техники из уст докладчика С.С. Захарова прозвучала резкая критика за неудовлетворительную готовность огнетушащей техники к весенне-летнему пожароопасному периоду на лесоторфяниках. Начальник управления генерал В.Ф. Рубцов, который вел совещание, поднял Шевченко, жестко потребовал':

- Разберитесь, кто виноват. Ваш заместитель? Работники отдела? Вы сами? На очередной оперативке в понедельник доложите об этом, равно как и о мерах, которые принимаете для того, чтобы выправить положение.

Спросил строго, принародно, на глазах у всех присутствующих. Может, хотел показать, что требовательность предъявляется одинаково как к руководителям ОГПС районов и городов, так и к начальникам отделов управления. Может, что еще более вероятно, не мог потерпеть недопустимой раскачки при подготовке к возможным лесоторфяным пожарам, на которые гораздо Подмосковье и которые случаются в области с определенной цикличностью.

И, развивая сказанное, не менее требовательно продолжал:

- Напоминаю всем, что раскачка и промедление с подготовкой к пожароопасному периоду на лесоторфяниках недопустимы. Вы по себе знаете, к каким последствиям это приводит.

И еще о династии Кулаковских. Дочери Анатолия Алексеевича обе стали работниками пожарной охраны.

Вторая дочь - Евгения - тоже вышла замуж за офицера, она стала, кроме того, и невесткой сотрудника пожарной охраны. Старший Кучер - Василий Максимович, полковник, с 1954 года работает и до сего дня во ВНИИПО, младший Кучер - Сергей, ее муж, подполковник, начал работу в управлении в том же отделе, в каком начинал работать и его тесть,- Кулакове кий - в отделе службы и подготовки.

Николай Шевченко - старший зять Кулаковского в 40 лет - полковник, такой же одержимый, увлеченный своим делом, также все силы, душу, время отдает работе. А время неумолимо идет, и уже подрастают внуки. Сереже Шевченко 18 лет - готово вступить в жизнь четвертое поколение - он курсант МИПБ МВД РФ.

Два маленьких Кучера, дети Сергея и Жени, внуки двух дедов-полковников, Леночка и Максим растут в атмосфере интересов и уважения к работе старших. Максим увлечен машинами и мечтает о работе водителя пожарной машины. Они большие друзья с дедушкой Василием Максимовичем, сражаются в шахматы, чинят и переделывают машины, которых у Максима большое количество. А Лену привлекает работа мамы - она в Балашихе работала инспектором пожарной охраны (Марина в том же качестве работала в Люберцах).

В обязанности мамы Жени, кроме всего прочего, входили и вопросы пропаганды, она регулярно публиковалась в местной газете, вела рубрику «Сообщает служба 01», выступала по местному радио на эти же темы. Год назад девочка лежала в Морозове кой клинике в Москве. Бабушку Валентину Филипповну положили вместе с ней. В один из дней у нее резко подскочила температура. Бабушка поспешила за дежурным врачом. Врач, чтобы отвлечь ее от укола, спросил: «Кем ты хочешь стать, Леночка, когда вырастешь?» И она, не открывая глаз, пробормотала: «Инспектором пожарной охраны». Врач в изумлении опустился на край кровати: как, как? «Как мама». Значит, есть надежда и очень реальная, что династия пожарных Кулаковских будет иметь продолжение.