СП 78.13330.2012 АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ

78.13330.2012

СВОД ПРАВИЛ СП 78.13330.2012

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ

Automobile  roads

 

Актуализированная редакция

СНиП 3.06.03-85

Дата введения 2013–01–01

Предисловие

 

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила разработки постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил»

 

 

Сведения о своде правил

 

1  ИСПОЛНИТЕЛЬ ЗАО «СоюздорНИИ»

2    ВНЕСЕН  Техническим  комитетом  по  стандартизации  ТК  465

«Строительство»

3  ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики

4   УТВЕРЖДЕН приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 30 июня 2012 г. 272 и введен в действие с 01.01.2013 г.

5   ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Пересмотр СП 78.13330.2011 «СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги»

  

Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования

на официальном сайте разработчика (Минрегион России) в сети Интернет

Содержание

 

 

1      Область применения……………………………………………………………….

2      Нормативные ссылки……………………………………………………………...

3      Термины и определения…………………………………………………………..

4      Общие положения………………………………………………………………….

5      Организация дорожно-строительных работ…………………………………….

6      Подготовительные работы………………………………………………………

7      Сооружение земляного полотна…………………………………………………..

7.1        Общие положения…………………………………………………………..

7.2        Подготовка основания земляного полотна………………………………..

7.3        Разработка выемок и возведение насыпей………………………………….

7.4        Отделочные и укрепительные работы……………………………………..

7.5        Земляные     работы     в  зимних   условиях   (при  отрицательных температурах)………………………………………………………………..

7.6        Возведение земляного полотна на болотах (слабые основания)………….

7.7         Разработка  выемок  в  скальных  грунтах  и  сооружение  насыпей  из крупнообломочных грунтов ………………………………………………...

7.8        Возведение земляного полотна на засоленных грунтах ………………….

7.9        Возведение земляного полотна в песчаных пустынях…………………….

7.10      Возведение земляного полотна в районах вечной мерзлоты……………..

7.11      Сооружение  земляного  полотна,  армированного  геосинтетическими материалами…………………………………………………………………

7.12      Контроль качества работ…………………………………………………….

8      Устройство дополнительных слоев оснований и прослоек (морозозащитных, дренирующих, изолирующих капилляропрерывающих)……………………….

9 Устройство оснований и покрытий из смесей каменных материалов и грунтов, обработанных (укрепленных) неорганическими и органическими вяжущими материалами………………………………………………………………………..

10    Устройство щебеночных, гравийных оснований, покрытий и мостовых…….

11 Устройство оснований и покрытий из черного щебня, высокопористых щебеночных асфальтобетонных смесей и щебеночных смесей по способу пропитки органическими вяжущими и смешением на дороге………………………………………………………………………………...

12    Устройство асфальтобетонных покрытий  и оснований………………………..

13    Устройство поверхностной обработки покрытий……………………………...

14    Устройство  монолитных  и  сборных   цементобетонных  покрытий  и оснований…………………………………………………………………………..

15    Устройство обстановки дороги………………………………………………..…

16    Приемка выполненных работ………………………………………………….....

Приложение А (обязательное) Оценка качества строительно-монтажных работ при строительстве автомобильных дорог……………………………………..

Приложение Б (справочное) Методика измерений при помощи дорожного профилометра………………………………........................................

Приложение В (справочное) Устройство земляного полотна, устройство основа- ний и покрытий из щебня (гравия), песка, песчано-гравийных и песчано-щебеночных смесей при армировании  геосинтетическими материалами………………………………………………………………...

Библиография………………………………………………………………………………

Введение

  

Настоящий свод правил составлен с учетом требований федеральных законов от 27 декабря 2002 г. 184-ФЗ «О техническом регулировании» [1], от 22 июня 2008 г. 123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [2], от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [3].

Актуализация выполнена авторским коллективом: ЗАО «СоюздорНИИ» (канд.техн.наук В.М. Юмашев, канд.техн.наук Р.А. Коган, докт.техн.наук, проф. В.Д. Казарновский, канд.техн.наук Е.С. Пшеничникова, канд.техн.наук Г.Н. Кирюхин, канд.техн.наук Л.М. Гохман, канд.техн.наук Е.М. Гурарий, канд.техн.наук И.Ж. Хусаинов, канд.техн.наук В.И. Коршунов, инж. И.В. Басурманова, канд.техн.наук А.А. Матросов, инж. Ф.В. Панфилов, канд.техн.наук С.Г. Фурсов, инж. О.Б. Гопин, канд.техн.наук Ю.А. Аливер, канд.техн.наук А.А. Пахомов).

 

1 Область применения

  

Настоящий свод правил устанавливает правила производства и контроля качества работ и распространяется на вновь строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги общего пользования и ведомственные автомобильные дороги.

Требования настоящего свода правил не распространяются на временные дороги, испытательные дороги промышленных предприятий и автозимники.

 

2    Нормативные ссылки

  

2.1  В  настоящем  своде  правил  использованы  ссылки  на  следующие нормативные документы:

 

СП 34.13330.2010 «СНиП 2.05.02-85*Автомобильные дороги»

СП 45.13330.2012 «СНиП 3.02.01-87 Земляные сооружения, основания и фундаменты»

СП 47.13330.2012 «СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения»

СП 48.13330.2011 «СНиП 12.01-2004 Организация строительства»

СП 70.13330.2011 «СНиП 3.03.01-87 Несущие и ограждающие конструкции»

СП 126.13330.2011 «СНиП 3.01.03-84 Геодезические работы в строительстве»

СП 130.13330.2011 «СНиП 3.09.01-85. Производство сборных железобетонных конструкций и изделий»

ГОСТ  Р  52056-2003  Вяжущие  полимерно-битумные  дорожные  на основе блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия ГОСТ Р  52128-2003   Эмульсии  битумные  дорожные.  Технические

условия.

ГОСТ Р 52129-2003 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия

ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования

ГОСТ  Р   54401-2011  Дороги  автомобильные  общего  пользования.

Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 5180-84 Грунты. Методы лабораторного  определения физических характеристик

ГОСТ 7473-94 Смеси бетонные. Технические условия

ГОСТ 7802-81 Болты с увеличенной полукруглой головкой и квадратным подголовком класса точности С. Конструкция и размеры

ГОСТ 8267-93* Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико- механических испытаний

ГОСТ 9128-2009 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия

ГОСТ  10060.0-95    Бетоны.   Методы  определения  морозостойкости.

Общие требования.

ГОСТ 10060.1-95 Бетоны. Базовый  метод  определения морозостойкости

ГОСТ 10060.2-95 Бетоны. Ускоренные методы определения морозостойкости при многократном замораживании и оттаивании

ГОСТ 10060.3 95 Бетоны. Дилатометрический метод ускоренного определения морозостойкости

ГОСТ 10180-90 Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам

ГОСТ 10181-2000 Смеси бетонные. Методы испытаний

ГОСТ 11955-82 Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия

ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний

ГОСТ 13015-2003 Изделия железобетонные и бетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения

ГОСТ Р 18105-2008 Бетоны. Правила контроля прочности

ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия

ГОСТ 22690-88 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля

ГОСТ 23558-94 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия

ГОСТ 25100-95 Грунты. Классификация

ГОСТ 25458-82 Опоры деревянные дорожных знаков. Технические условия

ГОСТ 25459-82 Опоры железобетонные дорожных знаков. Технические условия

ГОСТ 25584-90 Грунты. Методы лабораторного определения коэффициента фильтрации

ГОСТ 25607-2009 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия

ГОСТ 26633-91 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

ГОСТ 30108-94 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов

ГОСТ 30412-96 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий

ГОСТ 30413-96 Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием

ГОСТ 30491-97 Смеси органоминеральные и грунты, укреплѐнные органическими вяжущими для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия

ГОСТ 30740-2000 Материалы герметизирующие для швов аэродромных покрытий. Общие технические условия

ГОСТ 31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия

П р и м е ч а н и е При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который публикуется на 01 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

 

3  Термины и определения

 

В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1      автомобильная дорога: Комплекс конструктивных элементов, предназначенных для движения с установленными скоростями, нагрузками и габаритами автомобилей и иных наземных транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов, а также участки земель, предоставленные для их размещения.

3.2   автомобильная дорога ведомственная: Дорога, предназначенная для обслуживания производственных, технологических перевозок, подъездов к производственным объектам и дорогам общей сети.

3.3   автомобильная дорога временная: Дорога, сооружаемая на срок службы менее 5 лет и обеспечивающая движение автомобилей или строительных транспортных средств по обслуживанию грузовых и пассажирских перевозок в период сооружения новых объектов, реконструкции или ремонта (которая может переводиться в автомобильную дорогу общего пользования).

3.4            автомобильная дорога общего пользования: Дорога, обеспечивающая движение автомобилей, отвечающих требованиям государственного стандарта (по нагрузкам и габаритам).

3.5              армирующий геосинтетический материал: Рулонный геосинтетический материал (тканый геотекстиль, геосетка, плоская георешетка и их композиции) с максимальной нагрузкой при растяжении не менее 30 кН/м и удлинением не более 20 % и гибкая объемная георешетка (геоячейки) высотой не менее 10 см и размером ячейки в плане не более 40 см.

3.6      армогрунт: Армированный грунт, создаваемый путем конст- руктивного и технологического объединения грунтовых слоев и арматуры в виде металлических, пластмассовых полос, прослоек из геосинтетических материалов, расположенных горизонтально, способных выдержать значительные по сравнению с грунтом растягивающие усилия.

3.7      асфальтобетон: Битумоминеральный материал, полученный в результате уплотнения асфальтобетонной смеси, отвечающий требованиям нормативных документов.

3.8         асфальтобетонная смесь: Рационально подобранная смесь минеральных материалов с органическим вяжущим, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.

3.9     асфальтобетонный гранулят: Измельченный старый асфальто- бетон.

3.10    асфальтогранулобетон: Уплотненная асфальтогранулобетонная смесь.

3.11  асфальтогранулобетонная смесь: Смесь, состоящая из асфальто- бетонного гранулята, скелетного материала, органического и/или минерального вяжущего и воды.

3.12       безопасность дорожного движения: Состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно- транспортных происшествий и их последствий.

3.13   бетонная смесь: Готовая к применению смесь неорганического вяжущего, заполнителей и воды с добавлением или без добавления химических и минеральных добавок.

3.14     бровка: Линия пересечения плоскости откоса и поверхности земляного полотна в местах их сопряжения. По ней определяются рабочие отметки земляного полотна автомобильной дороги.

3.15       водоотвод дорожный: Комплекс сооружений и отдельных конструктивных устройств, предназначенный для предотвращения переувлажнения земляного полотна и скопления воды на дорожном покрытии.

3.16  выемка: Земляное сооружение, выполненное путем срезки грунта по заданному профилю; при этом вся поверхность земляного полотна расположена ниже поверхности земли.

3.17  выторфовывание: Удаление слабого грунта (торфа) в основании насыпи земляного полотна.

3.18   геокомпозиты: Двух -, трехслойные рулонные геосинтетические материалы, выполненные путем соединения в различных комбинациях геотекстиля, геосеток, плоских георешеток, геомембран и геоматов.

3.19         геомат: Крупнопористый однослойный рулонный геосин- тетический материал, выполненный методами экструзии и/или прессования.

3.20    геомембрана: Рулонный водонепроницаемый геосинтетический материал.

3.21      геоплита Многослойная жесткая дорожная плита на основе композиционного материала из минерально- (стекло, базальт и др.) или полимероволокнистой геоткани, пропитанной полимерным связующим.

3.22       георешетка объемная (геосотовый материал, георешетка пространственная, геоячейки): Геосинтетическое изделие, выпускаемое в виде гибкого компактного модуля из полимерных или геотекстильных лент, соединенных между собой в шахматном порядке посредством линейных швов, и образующее в растянутом положении пространственную ячеистую конструкцию.

3.23      георешетка плоская: Рулонный геосинтетический материал ячеистой структуры с жесткими узловыми точками и сквозными ячейками размером не менее 2,5 мм, получаемый:

экструзионным способом (георешетка экструзионная);

методом экструзии сплошного полотна (геомембраны) с последующим его перфорированием и вытяжкой в одном или двух взаимно перпендикулярных направлениях (георешетка тянутая);

сваркой полимерных лент (георешетка сварная).

3.24    геосетка: Рулонный геосинтетический материал в виде гибких полотен, полученный методами текстильной промышленности из волокон (филоментов, нитей, лент) с образованием ячеек размером более 2,5 мм.

3.25     геосинтетические материалы (геоматериалы, геосинтетики, ГМ): Класс искусственных строительных материалов, изготавливаемых главным образом или частично из синтетического сырья и применяемых при строительстве дорог и аэродромов и других геотехнических объектов.

3.26   геосинтетический материал рулонный: Двумерный материал в виде гибкого полотна, изготавливаемый главным образом или частично из синтетического сырья, предназначенный преимущественно для работы в грунтовой среде.

3.27  геотекстиль: Рулонный геосинтетический материал в виде гибких полотен, полученный методами текстильной промышленности из волокон (филоментов, нитей, лент)   с   образованием   пор (ячеек)  размером менее 2,5 мм.

3.28    геотекстиль нетканый: Рулонный геосинтетический материал, состоящий из хаотически расположенных в плоскости полотна филоментов (волокон), соединенных между собой механически (иглопробивным способом) или термически.

3.29     геотекстиль тканый: Рулонный геосинтетический материал, состоящий из двух переплетенных между собой волоконных систем (нитей, лент), имеющих взаимно перпендикулярное расположение и образующих поры (ячейки) размером менее 2,5 мм. Места пересечения нитей (узлы) могут быть усилены посредством третьей волоконной системы.

3.30     глубина промерзания: Расстояние от земной поверхности до нижней границы промерзшего за зимний период грунта.

3.31    гравийная смесь: Гравийный материал в виде природной или искусственно составленной смеси с содержанием зерен гравия размером более 5 мм в количестве от 50 % до 80 %.

3.32        гравийно-песчаные материалы: Разновидность карьерных гравийных материалов с массовой долей песчаных зерен более 50 % и гравийных не менее 20 %.

3.33   гранулометрический (зерновой) состав грунта: Содержание по массе групп частиц грунта различной крупности по отношению к  общей массе абсолютно сухого грунта.

3.34  грунт: Горные породы, залегающие преимущественно в пределах зоны выветривания земли и являющиеся объектом инженерно-строительной и хозяйственной деятельности человека.

3.35 грунтобетон: Уплотненная грунтобетонная смесь.

3.36   грунтобетонная смесь: Смесь, состоящая из асфальтобетонного гранулята, грунта, органического и/или минерального вяжущего и воды.

3.37  грунтовая смесь оптимальная: Смесь грунтов или естественные грунты, отличающиеся наибольшей плотностью и определенным содержанием песчаных зерен, пылеватых и глинистых частиц.

3.38   грунты вечномерзлые: Грунты, которые в условиях природного залегания находятся в мерзлом состоянии непрерывно (без оттаивания) в течение многих (трех и более) лет.

3.39    грунты пучинистые: Общее название грунтов, относительное морозное пучение которых превышает 1 %.

3.40  грунты слабые: Связные грунты, имеющие прочность на сдвиг в природном залегании менее 0,075 МПа (при испытании прибором вращательного среза)  или   модуль   осадки   при  нагрузке 0,25 МПа более

50  мм/м  (модуль  деформации  ниже  0,5  МПа);  требуют  укрепления  или замены.

3.41  грунты укрепленные: Грунты, обработанные в установке или на дороге минеральными и/или органическими вяжущими, синтетическими смолами.

3.42       дорожная деятельность: Деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

3.43       дорожная одежда: Многослойная конструкция в пределах проезжей части автомобильной дороги, воспринимающая нагрузку от автотранспортного средства и передающая ее на грунт. Дорожные одежды классифицируются по типам исходя из их капитальности.

3.44         дорожное ограждение: Устройство, предназначенное для обеспечения движения транспорта с наименьшими рисками столкновений и съездов с дорог, предотвращения переезда через разделительную полосу, столкновения с встречным транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на обочине в полосе отвода дороги, на разделительной полосе, а также для снижения риска возможности падения пешеходов с дороги или мостового сооружения и для упорядочения


движения  пешеходов  и  предотвращения  выхода  животных  на  проезжую часть.

3.45   дренаж: Геотехническая конструкция, служащая для перехвата и отвода подземных или поверхностных вод. Различают: откосный, перехватывающий и подкюветный дренажи.

3.46          жесткость бетонной смеси: Технологическое свойство, характеризующее удобоукладываемость (определяется в секундах).

3.47   задел: Полезный объем дорожных работ, определяемый планом организации работ по опережению одних видов работ перед другими.

3.48       захватка: Участок строящейся дороги с повторяющимися производственными процессами, составом и объемом работ, на котором расположены основные производственные средства, выполняющие одну или несколько совмещенных по времени рабочих операций специализированного потока.

3.49              защитный слой откоса: Конструктивный элемент, обеспечивающий защиту откоса от внешних воздействий (эрозии, воды и т.п.).

3.50   земляное полотно: Геотехническая конструкция, выполняемая в виде насыпей, выемок или полунасыпей-полувыемок, служащая для обеспечения проектного пространственного расположения проезжей части дороги и в качестве грунтового основания (подстилающего грунта) конструкции дорожной одежды.

3.51    зернистый материал: Смесь, состоящая из асфальтобетонного гранулята и скелетного материала.

3.52  интенсивность движения: Число автомобилей, проходящих через определенное сечение дороги в единицу времени (за сутки или за час).

3.53       искусственные сооружения: Сооружения, устраиваемые на дорогах при пересечении рек, оврагов, горных хребтов, дорог и других препятствий, снегозащитные, противообвальные. Основные искусственные сооружения: мосты, путепроводы, тоннели, эстакады, трубы и др.

3.54   капитальный ремонт автомобильной дороги: Комплекс работ по замене и/или восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и/или их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги. При этом затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги и ее геометрические элементы.

3.55          качество продукции: Совокупность свойств продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять определенные потребности в течение срока службы в сфере потребления. Для оценки  качества продукции и степени ее пригодности используют установленные показатели качества, приведенные в нормативных документах.

3.56    класс бетона: Гарантированное значение показателя прочности тяжелого бетона. Определяют на основе унифицированных показателей прочности, принимаемых с гарантированной обеспеченностью 95 %.

3.57    комплект дорожных машин: Совокупность дорожных машин, включающая в себя ведущую машину для выполнения основных работ и комплектующие (вспомогательные) машины, обеспечивающие совместное полное выполнение того или иного вида работ на строительстве дорог и мостовых сооружений или их эксплуатации. Рекомендуется и рассчитывается по технологическим возможностям и производительности ведущей машины при минимуме затрат и максимуме использования всех машин комплекта.

3.58  консолидация грунта: Уплотнение водонасыщенного грунтового слоя во времени, происходящее за счет выжимания воды или сближения грунтовых частиц.

3.59         конструктивный элемент: Конструкция, воспринимающая внешние и внутренние нагрузки и передающая их другим конструкциям или основанию.

3.60   контроль качества: Включает в себя входной, операционный и приемочный контроль, осуществляемые в подготовительный период, в процессе строительства и при сдаче объекта в эксплуатацию.

3.61  кромка проезжей части: Линия, отделяющая проезжую часть от обочины.

3.62  линия поверхности земли: Линия, изображающая на продольном профиле вертикальную проекцию естественной поверхности земли по оси трассы.

3.63      марка бетона: Одно из нормируемых значений показателя качества бетона, принимаемое по его среднему значению предела прочности при сжатии в возрасте 28 суток.

3.64   марка бетона по морозостойкости F: Установленное нормами минимальное число циклов замораживания и оттаивания образцов бетона, испытанных базовыми методами, при которых сохраняются первоначальные физико-механические свойства в нормируемых пределах.

3.65     механизация дорожных работ: Выполнение технологических процессов строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог с помощью машин, механизмов, оборудования и средств малой механизации.

3.66        модификаторы: Добавки, изменяющие физико-химические свойства и структуру материала (вещества).

3.67        морозостойкость: Свойство материала в водонасыщенном состоянии выдерживать требуемое число циклов попеременного замораживания и оттаивания при допустимом снижении прочности и потере в массе.

3.68  насыпь: Инженерное земляное сооружение из насыпного грунта, в пределах которого вся поверхность земляного полотна расположена выше уровня земли (подстилающего грунта).

3.69  обогащение каменных материалов: Совокупность всех способов повышения  качества  каменных  материалов  по  крупности,  прочности  и


чистоте путем отделения мелких частиц и зерен на ситах грохотов, классификации материалов, мойки материалов струями воды, а также более глубокого обогащения в тяжелых суспензиях.

3.70     обочина: Элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части и предназначенный для обеспечения устойчивости земляного полотна, повышения безопасности дорожного движения, организации движения пешеходов и велосипедистов, а также использования при чрезвычайных ситуациях.

3.71 основание выемки: Массив грунта ниже границы рабочего слоя.

3.72  основание дорожной одежды: Несущая прочная часть дорожной одежды, обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение и снижение давления на расположенные ниже дополнительные слои основания или грунт земляного полотна.

3.73  основание естественное: Массив грунта в условиях естественного залегания, используемый в качестве несущего основания насыпи.

3.74     основание насыпи: Массив грунта в условиях естественного залегания, располагающийся ниже насыпного слоя.

3.75    ось автомобильной дороги: Условная линия, проходящая по середине проезжей части или разделительной полосы.

3.76   отметка рабочая (высота насыпи, глубина выемки): Разность между проектной отметкой (бровкой земляного полотна) и отметкой земли по оси дороги.

3.77    отходы нерудной промышленности: Материалы, получаемые при добыче горной породы в виде кусков различного размера в смеси с грунтом или при переработке горной породы в виде высевок и искусственных песков.

3.78       песчано-гравийная смесь: Дорожно-строительный материал определенного гранулометрического состава, отвечающий техническим требованиям и получаемый как продукт переработки и обогащения песчано- гравийной  массы;  природный  песок  с  массовой  долей  гравийных  зерен


20 % –50 %. Песчано-гравийные смеси характеризуют: содержанием гравия и песка в смеси, наибольшей крупностью зерен гравия, а также показателями, принятыми для оценки гравия и песка.

3.79  плотность: Масса единичного объема материала; рассчитывается как отношение массы образца (вещества) к занимаемому им объему (т/м3).

3.80      поверхностно-активные вещества; ПАВ: Химические или полимерные добавки, применяемые для повышения активности сцепления вяжущего с поверхностью каменного материала, а также для регулирования технологических свойств строительных смесей и формирования требуемой поровой структуры.

3.81        поверхность земляного полотна: Поверхность земляного полотна или улучшенного верхнего слоя земляного полотна, на которых расположена дорожная одежда.

3.82       подвижность бетонной смеси: Свойство бетонных смесей, характеризующее их удобоукладываемость. Оценивается по осадке конуса (ОК) или расплыву конуса (РК), отформованного из бетонной смеси.

3.83  покрытие дорожное асфальтобетонное: Покрытие капитального типа, построенное из плотных асфальтобетонных (горячих или холодных) смесей и уплотненное.

3.84  покрытие дорожное сборное: Покрытие, состоящее из отдельных плит различной формы и размера, изготовленных из бетона, железобетона или другого композиционного материала, укладываемых на подготовленное основание и соединенных между собой каким-либо известным способом.

3.85    покрытие дорожное цементобетонное: Капитальное покрытие, монолитное, сооружаемое из цементобетонных (или полимербетонных) смесей, уплотняемых на месте работ. Различают следующие монолитные покрытия: армированные и неармированные, непрерывно армированные, предварительно напряженные и самонапрягающиеся.

3.86  полимерно-битумные вяжущие; ПБВ: Органическое вяжущее на основе вязких дорожных битумов, полимеров (блок-сополимеров типа СБС), пластификаторов и ПАВ.

3.87     порошок минеральный: Материал, полученный при помоле горных пород или твердых отходов промышленного производства.

3.88             порошок минеральный активированный: Материал, полученный при помоле горных пород или твердых отходов промышленного производства. С целью гидрофобизации поверхности его частиц вводят активирующую смесь количестве от 1,5 % до 2,5 % массы минерального порошка), состоящую из малого количества битума марок БНД 200/300, БНД 130/200, БНД 90/130, БНД 60/90 или БНД 40/60 и поверхностно-активного вещества (ПАВ) при соотношении ПАВ и битума 1:1.

3.89    почва: Верхний слой земной коры, подвергшийся длительному воздействию температуры, атмосферных факторов, влаги, микроорганизмов и растительности и содержащий в верхних горизонтах гумус.

3.90     приемка дороги в эксплуатацию: Приемка государственной комиссией законченной автомобильной дороги или участка дороги в постоянную эксплуатацию с проверкой соответствия видов и объемов работ проекту, а также с оценкой их качества выполненных работ.

3.91       приемка выполненных работ: Совокупность процедур по определению и оценке показателей соответствия принимаемого объекта (работ) проектной документации.

3.92             приемка скрытых работ: Промежуточное принятие представителями технического контроля работ, которые в дальнейшем будут полностью или частично скрыты другими частями сооружений или дополнительными и конструктивными слоями земляного полотна и дорожной одежды.

3.93                             проект организации строительства; ПОС: Разрабатывается проектной организацией на основе технико-экономических обоснований, материалов изысканий, схем снабжения и способов организации работ. ПОС определяет организационно-технологические схемы строительства и содержит сведения для определения сметной стоимости объекта. В ПОС включают календарный план строительства, ведомость объектов работ, график потребности в материалах и оборудовании, места размещения производственных предприятий и т. п.

3.94    проект производства работ; ППР: Разрабатывается проектной организацией или подрядной организацией и предназначен для повышения организационно-технического уровня строительства и обеспечения своевременного ввода дороги в эксплуатацию. ППР разрабатывается на основе ПОС и включает в себя: комплексный, сетевой или календарный график, график поступления материалов, оборудования и машин, график их потребности по неделям и месяцам и потребности в рабочих кадрах, технологические карты, указания по охране труда.

3.95    реконструкция автомобильной дороги: Комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущий к изменению класса и/или категории автомобильной дороги, либо влекущий за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.

3.96   скелетный материал: Щебень, песок, песчано-гравийная смесь, щебеночно-песчано-гравийная смесь.

3.97  средства механизации: Совокупность строительных и дорожных машин, установок, транспортных средств, комплектов оборудования производственных предприятий, механизированных инструментов и т. п., применяемых при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации автомобильных дорог и других инженерных сооружениях.

3.98        стабилизация (укрепление) грунтов: Способ увеличения прочности и водостойкости грунта основном связного) путем его обработки многокомпонентными композициями (стабилизаторами) или поверхностно-активными веществами.

3.99                  строительство автомобильной дороги: Комплекс технологических, инфраструктурных и управленческих процессов по сооружению автомобильной дороги.

3.100        строительный (производственный) контроль: Контроль соответствия выполняемых работ проектной документации и требованиям технических регламентов, проводимый в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильной дороги.

3.101      технические средства организации дорожного движения: Комплекс устройств, сооружений и изображений, применяемых на дорогах для обеспечения безопасности дорожного движения и повышения пропускной способности дороги.

3.102            технологический регламент: Документ технического регулирования, являющийся составной частью проекта производства работ (ППР), устанавливающий требования к технологическим процессам и последовательности их выполнения, способам и ресурсам для реализации этих процессов, разработанный с целью технологической обеспеченности качества с выявлением технологических особенностей конкретного объекта, содержащий методы контроля, оценки и корректировки основных параметров процессов при их выполнении и приемке.

3.103           технологические свойства: Характеристики поведения строительных материалов при их производстве и применении (дробимость, уплотняемость, устойчивость к расслоению, смачивающая способность, текучесть, вязкость и др.).

3.104 технология: Совокупность операций и режимов работы машин и оборудования для обработки, изготовления, изменения свойств исходных материалов, применяемых в процессе производства для получения готовой продукции.

3.105                                 удобоукладываемость бетонной смеси: Количественная характеристика бетонной смеси по ГОСТ 7473. Удобоукладываемость бетонной смеси оценивают показателями подвижности или жесткости. Она характеризует  соответствие  технологических  свойств  смеси  применяемым средствам распределения и уплотнения.

3.106   укатываемый бетон: Тяжелый бетон, получаемый из жесткой бетонной смеси, уплотняемой укаткой (катками).

3.107    щебеночно-мастичный асфальтобетон; ЩМА: Уплотненная щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь.

3.108       щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь; ЩМАС: Рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка из отсевов дробления и минерального порошка), дорожного битума полимерными или другими добавками или без них) и стабилизирующей добавки, взятых в определенных пропорциях и перемешанных в нагретом состоянии.

3.109   шламы: Холодные смеси для ремонтных работ, состоящие из мелкозернистых минеральных материалов, катионных битумных эмульсий или паст и замедлителя распада эмульсии.

3.110      шов деформационный: Прорезь, разделяющая монолитное (чаще всего цементобетонное) покрытие или основание на плиты, а также зазор между плитами сборных покрытий, которые обеспечивают возможность перемещений плит (удлинение или сокращение) при изменении температуры покрытия.

3.111       штыри: Стальные стержни в швах бетонного покрытия, допускающие продольные перемещения бетонной плиты и предотвращающие при этом перемещение плиты в поперечном направлении и по высоте.

3.112   щебень, обработанный вяжущим (черный): Рядовой щебень или щебень отдельных сортов по крупности, изготовленный путем обработки в установке органическим вяжущим, применяемый для сооружения покрытий и оснований.

3.113                              элементы обустройства: Комплекс зданий и сооружений обслуживания      движения,      технические      средства      и      устройства, предназначенные для организации и обеспечения безопасности дорожного движения.

 

4     Общие положения

 

 

4.1        При строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог кроме требований настоящего свода правил следует соблюдать требования, содержащиеся в проекте, а также в нормативных документах по технике безопасности и промышленной санитарии.

4.2        При строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог необходимо принимать меры по охране природной среды. Технологические решения должны предусматривать недопущение причинения ущерба окружающей природной среде и сохранение устойчивого природного баланса при выполнении работ, нарушение которых может вызвать изменение геологических или экологических условий.

Повреждение дерново-растительного покрова, проведение плани- ровочных и дренажно-осушительных работ за пределами территорий, отведенных для строительства дороги, не допускается. Повреждения, нанесенные природной среде в зоне временного отвода в результате строительства временных сооружений и дорог, проезда строительного транспорта, стоянки машин, складирования материалов и т.п., должны быть устранены к моменту сдачи дороги в эксплуатацию. При выборе методов производства работ и средств механизации следует учитывать необходимость соблюдения соответствующих санитарных норм, норм предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты и устранения или максимального уменьшения других видов вредных воздействий на природную среду и человека, а также на прилегающие земельные угодья.

4.3                                На площадках складирования минеральных материалов на территории    асфальто-    и    цементобетонных    заводов    (АБЗ    и    ЦБЗ), смесительных  установок,  прирельсовых  и  припирсовых  баз  необходимо устраивать твердое покрытие с водоотводом.

4.4   Работу по устройству слоев дорожной одежды следует проводить только на готовом и принятом в установленном порядке земляном полотне.

Покрытие и основание с использованием вяжущих материалов следует устраивать на сухом, чистом и непромерзшем нижележащем слое.

4.5   До начала устройства каждого слоя основания и покрытия следует проводить разбивочные работы по закреплению положения бровок и высотных отметок слоев. Разбивочные работы и их контроль следует проводить с использованием поверенных в установленном порядке геодезических инструментов.

4.6    Устройство слоев дорожной одежды в зимнее время разрешается только по земляному полотну, полностью законченному и принятому до наступления отрицательных температур, за исключением строительства в условиях вечной мерзлоты и при строительстве в две стадии.

4.7     Перед началом работ по устройству слоев дорожной одежды в зимнее время земляное полотно или нижележащий слой должны быть очищены от снега и льда на участке сменной захватки. В снегопад и метель работы по устройству дорожной одежды не допускаются.

4.8     Подбор составов смесей для устройства оснований и покрытий следует проводить в соответствии с требованиями соответствующих нормативных документов к этим материалам.

4.9          Используемые геосинтетические материалы (ГМ) должны соответствовать указанным в проекте характеристикам, а их укладка должна быть проведена согласно технологическим регламентам.

4.10            Входной контроль строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования необходимо проводить в соответствии с требованиями СП 48.133.30 и соответствующих стандартов.

4.11      При операционном контроле качества работ по устройству дорожной одежды следует контролировать по каждому укладываемому слою не реже чем через каждые 100 м:

-         высотные отметки по оси дороги;

-         ширину;

-         толщину слоя неуплотненного материала по его оси;

-         поперечный уклон;

-         ровность (просвет под рейкой длиной 3 м на расстоянии 0,75-1 м от каждой кромки покрытия (основания) в пяти контрольных точках, расположенных на расстоянии 0,5 м от концов рейки и друг от друга).

Перечень других контролируемых параметров и порядок их контроля приведены в соответствующих разделах настоящего свода правил.

 

5  Организация дорожно-строительных работ

 

 

5.1   Организация дорожно-строительных работ должна соответствовать требованиям СП 48.13330, требованиям соответствующих разделов проекта, проекта организации строительства (ПОС) и проекта производства работ (ППР).

Мероприятия по организационно-технической подготовке строительства автомобильных дорог, а также мероприятия по охране природной среды следует проводить по участкам дороги с учетом предусмотренных проектом очередности и сроков выполнения строительно- монтажных работ на каждом отдельном участке. Строительные работы должны выполняться в соответствии с проектом.

5.2. При строительстве дорог с пересечением железнодорожных путей в одном уровне сооружение дорожной одежды следует выполнять после завершения устройства постоянных переездов через железнодорожные пути.

5.3                             При строительстве внутрихозяйственных автомобильных дорог сельскохозяйственных     предприятий     необходимо     предусматривать     вобоснованных случаях строительство указанных дорог в две стадии, обеспечивая на первой стадии возможность открытия временного движения по земляному полотну или по одной из двух полос дорожной одежды ограничением вида и времени движения транспортных средств), а также улучшение, в первую очередь, труднопроезжих участков дороги.

5.4    При строительстве дорожных одежд для временного движения в случае, когда в проекте предусматривается применение геосинтетических материалов, следует использовать рулонные армирующие геоматериалы и геосинтетические изделия: конструкции мобильные дорожные (МДП) и объемные георешетки.

 

6     Подготовительные работы

 

 

6.1      Состав и объем геодезической разбивочной основы, а также фактические отклонения при выполнении геодезических работ в процессе строительства должны соответствовать требованиям CП 126.13330.

6.2    В районах вечной мерзлоты при строительстве дорог по методу сохранения грунтов в основании насыпи в мерзлом состоянии расчистку дорожной полосы от леса и кустарника следует проводить на ширину основания насыпи и только в зимний период.

Устройство просеки и корчевка пней «в задел», а также нарушение растительного покрова в пределах полосы отвода запрещаются.

При строительстве дорог, спроектированных по принципу использования при эксплуатации в основании земляного полотна оттаивающих грунтов, расчистка дорожной полосы может проводиться круглогодично и на всю ее ширину.

6.3    Допускается оставлять пни высотой не более 10 см в основании насыпей высотой не менее 1,5 м при устройстве одежд с облегченными, переходными и низшими типами покрытий. Отходы расчистки должны быть полностью вывезены до начала земляных работ. Не допускается оставлять отходы расчистки на границе полосы отвода.

6.4      При подготовке к разработке грунтовых карьеров и резервов следует выполнить работы по закреплению на местности границ отведенного земельного участка, расчистке территории и устройству землевозных дорог.

6.5   По завершении строительных работ все земли временного отвода должны быть рекультивированы в соответствии с требованиями проекта и переданы землепользователям.

 

7     Сооружение земляного полотна

7.1  Общие положения

 

7.1.1          Процесс сооружения земляного полотна должен быть непрерывным. Перерывы в возводимом земляном полотне допускаются на участках сосредоточенных работ или расположения искусственных сооружений и на участках с особыми грунтовыми условиями, где работы выполняют по проекту, предусматривающему технологические  или сезонные перерывы (глубокие болота, оползневые участки, глубокие скальные выемки и т.п.).

7.1.2            Земляное полотно, кроме случаев строительства на спланированных территориях промышленных и сельскохозяйственных предприятий, следует возводить с опережением (заделом) последующих работ, который должен определяться в проекте организации строительства (ПОС) и обеспечивать непрерывное и равномерное устройство слоев дорожной одежды.

7.1.3  На участках задела земляное полотно должно быть выполнено до проектной отметки, поверхность его, включая откосы, спланирована, откосы укреплены и обеспечена надежная работа водоотводных сооружений.

7.1.4   Устройство насыпи высотой более 3 м из пылеватых и тяжелых глинистых грунтов должно быть закончено, как правило, за год  до устройства слоев дорожной одежды из асфальто- и цементобетона и слоев из каменных материалов и грунтов, обработанных органическими и неорганическими вяжущими.

7.1.5        При строительстве насыпей на слабых основаниях при использовании в земляном полотне грунтов повышенной влажности, заторфованных грунтов, оттаивающих мерзлых грунтов, а также при сооружении земляного полотна полностью в зимнее время до устройства слоев дорожной одежды, перечисленных в 7.1.4, должен быть установлен технологический перерыв для завершения процессов консолидации грунтов земляного полотна.

Во время технологического перерыва допускается организация движения построечного транспорта с установлением необходимых ограничений по скорости и величине нагрузки.

После окончания технологического перерыва должно быть установлено соответствие качества земляного полотна требованиям проекта и строительных норм.

 

7.2.  Подготовка основания земляного полотна

 

 

7.2.1     Разбивку земляного полотна следует проводить в соответствии с СП126.133330. При разбивке должны быть вынесены в натуру и закреплены все пикеты и плюсовые точки, вершины углов поворотов, главные и промежуточные точки кривых и установлены дополнительные реперы у высоких (свыше 3 м) насыпей и глубоких (более 3 м) выемок вблизи искусственных сооружений, через 500 м на пересеченной местности, а также на участках комплексов зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб. Разбивочные знаки дублируются за пределами полосы производства работ.

Рабочая разбивка контуров насыпей и выемок, других сооружений, высотных отметок, линий уклонов поверхности откосов и т.д. проводится от установленных знаков пикетов и реперов не реже чем через 50 м на прямых и 10-20 м на кривых непосредственно перед выполнением соответствующих технологических операций.

7.2.2       Плодородный грунт должен быть снят на установленную проектом толщину со всей поверхности, занимаемой земляным полотном, резервами и другими сооружениями и сложен в валы вдоль границ дорожной полосы или в штабели в специально отведенных местах.

7.2.3      Работы по устройству нагорных канав, валов, водосборных колодцев и других сооружений, предназначенных для перехвата и отвода от дорожной полосы ливневых, паводковых и талых вод, необходимо проводить до начала основных работ по сооружению земляного полотна.

7.2.4       Работы по устройству дренажей и прокладке различных коммуникаций в основании земляного полотна следует выполнять, как правило, до начала возведения насыпей. Плотность грунта при обратной засыпке траншей с уложенными коммуникациями должна быть не ниже требуемой для земляного полотна на соответствующей глубине.

7.2.5        Поверхность основания насыпи должна быть полностью освобождена от камней и комьев, диаметр которых превышает 2/3 толщины устраиваемого слоя, а также от посторонних предметов.

Поверхность основания должна быть выровнена. В недренирующих грунтах поверхности придается двускатный или односкатный поперечный уклон. Ямы, траншеи, котлованы и другие местные понижения, в которых может застаиваться вода, в процессе выравнивания поверхности засыпают недренирующим грунтом с его уплотнением.

7.2.6                          Уплотнение основания насыпей и выемок на требуемую глубину следует проводить непосредственно перед устройством вышележащих слоев. Если требуемая глубина уплотнения превышает толщину слоя, эффективно уплотняемого  имеющимися  средствами,  лишний  слой  грунта  снимают, перемещают на другую захватку или во временный кавальер и уплотняют нижний слой, затем удаленный грунт возвращают на уплотненный нижний слой основания и уплотняют до требуемой плотности.

7.2.7 При уширении существующих насыпей в процессе реконструкции дороги на откосах насыпей высотой более 1,0 м должны быть устроены уступы шириной до 2,0 м.

 

7.3    Разработка выемок и возведение насыпей

 

7.3.1   Разработку выемок и резервов следует начинать, как правило, с пониженных мест рельефа. В процессе строительства должен быть обеспечен постоянный отвод поверхностных вод из всей зоны производства работ. Временные устройства для сбора поверхностного стока и водоотвода выполняют в соответствии с требованиями СП 45.13330.

7.3.2  Разработку выемок и отсыпку насыпей на косогорах круче 1:3 или оползневых склонах допускается проводить только после строительства специальных защитных устройств, предусмотренных проектом, при проведении мониторинга устойчивости склона соответствии с СП 47.13330 и СП 126.13330).

7.3.3        В нескальных грунтах выемки следует разрабатывать в соответствии с требованиями СП 47.13330. Недобор следует ликвидировать при проведении планировочных работ непосредственно перед устройством слоев дорожной одежды.

7.3.4   Использование в одном слое насыпи разных видов грунтов не допускается, за исключением случаев, когда такое решение специально предусмотрено проектом. При изменении вида грунта в месте его разработки слои разных видов следует сопрягать по типу выклинивания.

7.3.5  Отсыпку грунта в насыпь следует проводить от краев к середине слоями на всю ширину земляного полотна, включая откосные части. Последующая подсыпка краевых или откосных частей не допускается.

В случае, когда не предусмотрено уплотнение откосов специальными средствами, допускается в целях уплотнения грунта в краевых частях, прилегающих к откосу, отсыпать слой на 0,3-0,5 м шире проектного очертания насыпи. Расширение не требуется при устройстве насыпей из крупнообломочных и песчаных грунтов и при высоте насыпи менее 2,0 м с откосами 1:2 и более пологих.

Лишний грунт убирают при планировке откосов на завершающем этапе возведения насыпи и используют для досыпки обочин, устройства съездов, рекультивации и т.п.

Каждый слой следует разравнивать, соблюдая проектный продольный уклон. Перед уплотнением поверхность отсыпаемого слоя должна быть спланирована под двускатный или односкатный поперечный профиль с уклоном 20-40 к бровкам земляного полотна.

Движение транспортных средств, отсыпающих на насыпи очередной слой, необходимо регулировать по всей его ширине.

7.3.6   Плотность грунта после уплотнения слоя не должна быть менее установленной требованиями СП 34.13330.

7.3.7        Уплотнение грунта в стесненных условиях при засыпке водопропускных труб, опор и в конусах мостов следует проводить с применением уплотняющих средств вибрационного, виброударного или ударного действия. Уплотнение трамбующими плитами на расстоянии менее 3 м от искусственных сооружений  и при высоте  засыпки над трубой менее 2 м не допускается.

Разрешается у труб проводить отсыпку и послойное уплотнение грунта продольными (по отношению к трубе) проходами бульдозера, катков, специальных уплотняющих средств. При этом отсыпку и уплотнение грунта следует вести с обеих сторон трубы слоями одинаковой толщины.

7.3.8  Уплотнение грунтов следует проводить при влажности, близкой к оптимальной. Выбор рациональной технологии уплотнения (толщина слоя,


Документы

78_13330_2012 Размер: 1.1 Мб
Вернуться к списку