СП 138.13330.2012 ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ, ДОСТУПНЫЕ МАЛОМОБИЛЬНЫМ ГРУППАМ НАСЕЛЕНИЯ ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

СП 138.13330.2012 Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным группам населения. Правила проектирования

 

СВОД ПРАВИЛ СП 138.13330.2012

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ,

ДОСТУПНЫЕ МАЛОМОБИЛЬНЫМ ГРУППАМ НАСЕЛЕНИЯ

 

ПРАВИЛА ПРОЕКТИРОВАНИЯ

 

PUBLIC BUILDINGS AND STRUCTURES

ACCESSIBLE FOR PHYSICALLY HANDICAPPED VISITORS RULES OF ARCHITECTURAL DESIGN

 

Дата введения 2013-07-01ПРЕДИСЛОВИЕ

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. 184-ФЗ Федеральный закон РФ техническом регулировании", а правила разработки сводов правил - постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. 858 порядке разработки и утверждения сводов правил".

 

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛЬ ООО "Институт общественных зданий" и ОАО "ЦНИИЭП жилища" 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

3  ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Управлением градостроительной политики

4  УТВЕРЖДЕН приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.12.2012 г. 124/ГС и введен в действие с 1 июля 2013 г.

5  ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

 

Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе Национальные стандарты, а текст изменений и поправок в ежемесячно издаваемых информационных указателях Национальные стандарты. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе Национальные стандарты. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Росстандарта в сети Интернет

 

Введение

Настоящий нормативный документ разработан в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2009 г. 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Настоящий свод правил детализирует требования СП 59.13330 и должен применяться совместно с СП 138.13330.2012.

Научный руководитель работы и отв. исполнитель канд. архитектуры A.M.Гарнец, компьютерная графика к.т.н. А.И.Цыганов, при участии арх. Н.П.Малиночки (ООО "Институт общественных зданий") инж. В.Б.Осиновской (ГКУ "Дирекция по ремонту и техническому обслуживанию учреждений ДСЗН г.Москвы), канд. архитектуры А.А.Магая, канд. архитектуры Н.В.Дубынина (ОАО "ЦНИИЭП жилища").

 

1  ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1  Положения свода правил распространяются на проектирование общественных зданий и сооружений, выполняющих функции общественного обслуживания и доступных для маломобильных групп населения (далее - МГН).

1.2  Положения настоящего документа распространяются на проектирование и реконструкцию зданий учреждений различных форм собственности и различных организационно-правовых форм.

1.3  Требования настоящего документа не распространяются на части общественных зданий, сооружений и участки, куда не предусмотрен допуск посетителей. Если в этих зонах предусматриваются рабочие места для инвалидов, то их следует проектировать в соответствии с СП 139.13330, а при их отсутствии - по заданию на проектирование.

1.4  Требования настоящего Свода правил направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей необходимый уровень доступности общественных зданий, в развитие СП 59.13330, составляющих систему учреждений обслуживания для всех категорий населения и беспрепятственное пользование ими предоставляемыми ими услугами. Требования документа распространяются на все элементы общественных зданий и сооружений или их части дальнейшем - здания), а также участки общественных зданий, доступные для посетителей.

Архитектурные решения общественных зданий и сооружений следует ориентировать одновременно на компенсацию нарушений здоровья в области опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, сердечно-сосудистой системы, психики.

Основные решения в части инженерного и информационного обустройства общественных зданий и сооружений, установки и размещения специализированного оборудования, следует ориентировать на компенсацию конкретных нарушений здоровья, различных маломобильных групп населения.

1.5  В документе приведен набор правил и проектных мероприятий, которые рекомендуется предусматривать в проекте. Выбор применяемого состава мероприятий, конкретизация требований и определение этапов их реализации устанавливается заданием на проектирование, а также в процессе проектирования.

1.6  К объектам нормирования архитектурной среды для маломобильных лиц в общественных зданиях и сооружениях следует относить:

благоустройство и озеленение участка здания; объемные элементы входов и выступающих частей;

планировочное решение коммуникационных путей, в том числе горизонтальных и вертикальных;

планировку групп помещений и отдельных помещений; устройство мест обслуживания и мест отдыха;

устройство и планировку мест сопутствующего обслуживания; пути эвакуации.

1.7  Основным принципом формирования архитектурной среды, является создание беспрепятственного доступа к месту получения услуги (обслуживания), всех категорий маломобильных групп населения (МГН).

При этом препятствие может иметь не только физическую или пространственную форму, но и информационную или психологическую, что может вызвать у МГН недопустимую потерю времени или стресс.

В случае, когда функциональное назначение зданий выходит за рамки данного нормативного документа и нуждается в их уточнении, развитии и расширения, следует дополнительно пользоваться сводами правил СП 137.13330 и СП 139.13330.

1.8  Набор нормативных положений Свода правил допускает возможность выбора вариантов проектных решений исходя из требований, предъявляемых к объекту с целью обеспечения доступа к нему и использования его маломобильными посетителями.

В зависимости от расчетной доли маломобильных посетителей, от финансовых возможностей заказчика и функциональной структуры учреждения  обслуживания рекомендуется   применять   один   из   двух   вариантов   форм   обслуживания   (не   учитывая обслуживания на дому).

-   При новом строительстве применим только вариант "А" - доступность любого места обслуживания для инвалидов; при котором следует предусматривать устройство общих универсальных путей движения, предназначенных для использования всеми категориями населения (здоровыми, инвалидами и маломобильными лицами) и приспособление для нужд лиц с нарушением здоровья, специальных мест обслуживания из состава общего числа таких мест;

-  При конструктивной и технической невозможности приспособления здания для полной доступности, применим вариант "Б" - выделение в уровне входной площадки специальных помещений, зон или блоков, приспособленных для обслуживания инвалидов; при котором следует предусматривать устройство специальных входов, специально обустроенных параллельных путей движения и мест обслуживания для лиц с нарушениями здоровья.

Если к объекту проектирования могут быть применены, в зависимости от принятого варианта формы обслуживания различные требования, то после указания номера и перед текстом нормативного положения указывается индекс варианта проектного решения "А" или "Б".

 

2  НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем документе даны ссылки на следующие документы:

ГОСТ Р  52875-2007  "Указатели  тактильные  наземные  для  инвалидов  по  зрению.

Технические требования"

ГОСТ 12.4.026-2001* "Цвета сигнальные, знаки, условия безопасности и разметка сигнальная"

 

* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 12.4.026-2001, здесь и далее по

тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

 

СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"

СП 136.13330.2012 "Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения"

СП 138.13330.2012 "Здания и помещения с местами труда для инвалидов. Правила проектирования"

СП 139.13330.2012 "Здания и помещения с местами труда для инвалидов. Правила проектирования"

СП 148.13330.2012 "Помещения в учреждениях социального и медицинского обслуживания. Правила проектирования"

СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность"

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национальных органов Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающий эту ссылку.

 

3  ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

Термины, определения и сокращения приняты по СП 59.13330 и СП 136.13330.

ЗДАНИЯ И ПОМЕЩЕНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

3.1  Здания учреждений общего и профессионального образования, доступные для учащихся-инвалидов, должны обеспечивать:

-  полноценную среду, позволяющую наравне с общим контингентом учащихся получить образование в соответствии с объемом и качеством, определяемыми программами обучения;

-  возможность максимально полной социальной адаптации без ущемления прав и свобод учащихся-инвалидов в общей среде со здоровыми учащимися;

-  меры, не нарушающие общие нормативные требования и уровень комфорта здоровых учащихся, а также архитектурное качество здания образовательного учреждения.

3.2    Учащиеся-инвалиды могут обучаться в учреждениях общего образования (школы, гимназии, лицеи) и учреждениях профессионального образования (профессионально- технические училища, колледжи, техникумы, высшие учебные заведения, а также учебные центры повышения квалификации), за исключением образовательных учреждений или их отделений, факультетов, имеющих ограничения по приему на обучение по ряду специальностей со стороны органов образования, здравоохранения или соответствующих отраслевых ведомств.

Требования доступности для инвалидов распространяются также на Центры профессиональной ориентации и переподготовки.

3.3  Общие требования к зданиям учебных заведений приведены в таблице А.1 приложения А.

3.4  Здания образовательных учреждений рекомендуется делать доступными для всех категорий обучаемых с нарушениями здоровья. Исключение составляют специальные реабилитационно-образовательные учреждения, сочетающие обучение с коррекцией и компенсацией недостатков развития по определенному виду заболевания.

 

Учебные помещения

3.5  Если в задании на проектирование не установлены ограничения, следует обеспечить возможность учащемуся-инвалиду учиться в составе любой учебной группы (ученического класса). Поэтому требованиям доступности должны отвечать все учебные помещения (рисунки 4.1-4.5). Категории учащихся-инвалидов (по видам заболеваний) и количество мест следует устанавливать заданием на проектирование в соответствии со спецификой учебного заведения. При отсутствии этих требований в каждом учебном помещении на один ученический класс или группу учащихся следует в среднем предусматривать возможность оборудовать по 1-2 места для учащихся-инвалидов по каждому виду нарушений здоровья - опорно-двигательного аппарата (ОДА), слуха и зрения.

По отдельным предметам, в случае несовместимости педагогических программ с ограниченными возможностями учащихся-инвалидов (занятия физкультурой, военная подготовка, занятия по труду и т.п.) места для инвалидов в учебных кабинетах не предусматриваются.

3.6  Требования доступности при проектировании относятся к:

-      габаритам дверных проемов входов в помещения, к организации безбарьерного маршрута учетом проезда, разъезда и разворота кресла-коляски), соединяющего вход в учебное помещение, безбарьерную зону специальных ученических мест (рис.4.6), место у доски или кафедры, зону у демонстрационных стендов, стеллажей с наглядными пособиями и методическими материалами;

-  специальному (компенсирующему) оборудованию специальных ученических мест;

-   системам индивидуального вспоможения при передвижении и фиксировании тела при сидении;

-        дополнительному инженерному оборудованию и возможности управления им (естественное и искусственное освещение, системы информации и связи и системы радиоинформирования).

3.7  Минимальный размер зоны на одно место с учетом подъезда и разворота коляски равен 1,8х1,8 м.

Ширина прохода между рядами столов для учащихся, передвигающихся в креслах-колясках и на опорах - не менее 0,9 м от спинки стула до следующего стола, а у места учащегося на кресле-коляске вдоль прохода не менее 1,4 м.

Другие размеры, где не проезжают на кресле-коляске - между рядом столов и стеной с оконными проемами - не менее 0,5 м; между рядами столов и стенами без оконных проемов - не менее 1,0 м. Расстояние между столами в ряду - не менее 0,85 м.

В учебных мастерских, используемых инвалидами на креслах-колясках, ширина основного прохода, а также расстояние между станками должны быть не менее 1,6 м (рисунок 4.7).

3.8  При планировке ученических мест для учащихся с недостатками зрения и нарушением слуха, а также с нарушением психического развития в специализированных учебных заведениях расстояние между рядами столов - не менее 0,6 м; между столами в ряду - не менее 0,5 м; между рядами столов и стенами без оконных проемов - не менее 0,7 м; между рядом столов и стеной с оконными проемами - не менее 0,5 м.

Площадь ученического стола для инвалида по зрению в специализированных школах или классах должна быть не менее метра ширины и 0,6 м глубины для размещения браилевской литературы и тифлосредств.

3.9  В общем случае, в классном помещении достаточно первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотреть для учащихся с недостатками зрения и нарушением слуха, а для учащихся, передвигающихся в кресле-коляске - выделить 1-2 первых стола в ряду у дверного проема. При замене двухместных столов на одноместные уже будут соблюдены требуемые параметры проходов между столами для инвалидов в креслах-колясках, между столами и стеной, проходы к входной двери и доске.

3.10  Площадь зоны на 1 учащегося с недостатками слуха и нарушением интеллекта в учебных кабинетах следует принимать не менее 2,5 м2; для детей с недостатками зрения и поражением опорно-двигательного аппарата - более 3 м2. При кабинетах должны предусматриваться лаборантские площадью не менее 16 м2.

3.11  Площади учебных кабинетов информатики, электроники и радиотехники следует принимать из расчета не менее 4,5 м2 на одного учащегося с дефектами слуха и нарушением интеллекта и не менее 5 м2 на одного учащегося с поражением опорно-двигательного аппарата. При кабинетах должны предусматриваться лаборантские площадью не менее 18 м2.

3.12  Для учащихся с легким нарушением психического развития, с сердечно-сосудистой недостаточностью в учебных помещениях, читальных залах библиотек, в зоне приготовления уроков в группе продленного дня рекомендуется предусматривать полузамкнутые рабочие места-кабины боковыми бортиками и экранами у стола, высокими спинками сидений, с бортиками-ограждениями по бокам и сзади и т.п.). Это создает для этих учащихся более спокойную обстановку, помогает регулировать психологическую дистанцию с окружающими.

 

Прочие помещения

3.13  В актовых залах образовательных учреждений следует предусматривать места для инвалидов на креслах-колясках в соответствии с СП 59.13330.

Места для учащихся-инвалидов с поражением ОДА следует предусматривать на горизонтальных участках пола, в рядах, непосредственно примыкающих к проходам и в одном уровне с входом в актовый зал. Для учащихся начальных классов, передвигающихся в инвалидных креслах-колясках, места в актовых залах следует предусматривать в первом ряду перед сценой (подиумом и т.п.), если имеется допустимый вертикальный угол зрения с этих мест.

3.14  Часть обычных кресел в зале рекомендуется предусмотреть возможность установки при необходимости фиксирующих и опорных приспособлений.

3.15  В зрительных залах и лекционных аудиториях учебных заведений следует оборудовать зоны дополнительного озвучивания - индукционные системы, а учебные помещения - оборудовать полностью.

3.16  Для подъема на сцену, кроме лестниц, должен быть предусмотрен стационарный или приставной пандус шириной не менее 0,9 м с уклоном 8% и бортиками по бокам. Лестницы и пандусы должны иметь ограждения с двойными поручнями на высоте 0,5/0,7/0,9 м.

3.17   На путях эвакуации зрителей из зала необходимо устраивать вдоль стены опорные поручни-перила на высоте 0,7 м и 0,9 м от уровня пола. За 1,5 м до дверного проема фактура поверхности поручня должна меняться.

3.18  В фойе перед актовым залом следует предусматривать непроходную зону отдыха и ожидания для учащихся-инвалидов. Дополнительная площадь зоны отдыха - в учреждениях общего образования не менее чем на 3 учащихся (зона на 1 учащегося -1,2x1,8 м); в профессиональных учебных заведениях - на 50% специализированных мест для учащихся-инвалидов в актовом зале.

3.19  В читальном зале библиотеки следует предусматривать обособленные, но рядом с проходом зоны для размещения специальных мест: для учащихся-инвалидов, передвигающихся в креслах-колясках и использующих иные индивидуальные средства реабилитации при ходьбе и отдельно - для учащихся с недостатками зрения. Рабочее место для инвалидов по зрению должно иметь дополнительное периметральное освещение, а также дополнительное место для чтеца и предусматривать возможность размещения тифлотехнических средств.

3.20  Места в читальном зале для учащихся-инвалидов рекомендуется предусматривать в виде индивидуальных полукабин, изолированных барьерами.

Габариты зоны рабочего места на одного ребенка-инвалида на кресле-коляске составляют не менее 1,8х0,9 м. Проход между рабочими столами для свободного проезда и подъезда к столу должен быть не менее 0,9 м, т.е. габариты рабочей зоны вместе с проходом - 1,8х1,8 м.

3.21  Часть стойки-барьера выдачи книг в абонементе в общеобразовательных учреждениях рекомендуется устраивать высотой не более 0,7 м.

3.22  Книги, находящиеся в открытом доступе, и картотеку желательно, по возможности, располагать в пределах зоны досягаемости (вытянутой руки) учащегося-инвалида на кресле-коляске, т.е. не выше 1,2 м при ширине прохода у стеллажей или у картотеки не менее 1,2 м.

3.23  В обеденных залах общеобразовательных учреждений в зонах для учащихся-инвалидов стулья рекомендуется крепить стационарно.

3.24  В столовой должна быть предусмотрена непроходная зона, оборудование и планировочные габариты которой должны учитывать возможность пользования детьми и на креслах-колясках.

3.25  В общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования, осуществляющих обучение детей-инвалидов, в составе медицинских помещений кроме медицинского и процедурного кабинетов рекомендуется предусматривать: кабинет психоневролога, кабинеты окулиста и отоларинголога, залы или комнаты лечебной физкультуры, а также физиотерапевтический кабинет, кабинет массажа (гидромассажа), кабинет механотерапии. Набор перечисленных дополнительных помещений устанавливается заказчиком в здании на проектирование.

 

4 ЗДАНИЯ И ПОМЕЩЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

4.1  Доступными для маломобильных групп населения должны быть здания лечебно-профилактических учреждений, в которых непосредственно оказывается медицинская помощь. К ним относятся учреждения, которые посещаются населением, в том числе инвалидами: амбулаторно-поликлинические учреждения (поликлиники, диспансеры и центры) различного уровня обслуживания, различного профиля (многопрофильные, стоматологические, физиотерапевтические, семейные и др.) и различного назначения - далее ЛПУ.

4.2  Требования к медицинским подразделениям санаториев и домов отдыха аналогичны требованиям к амбулаторно-поликлиническим учреждениям, а также к лечебно-диагностическим и восстановительным подразделениям стационаров.

4.3  На участках лечебно-профилактических учреждений вдоль пешеходных путей следует устраивать через каждые 50 м площадки отдыха с местами для сидения, в том числе для инвалидов на креслах-колясках.

4.4   Для удобства самообслуживания инвалидов в вестибюле, в том числе переодевания, следует предусматривать свободную от напольного оборудования и мебели зону, при этом на высоте 0,8-1,2 м от уровня пола рекомендуется разместить настенные полки-столы, крючки и опорные поручни.

4.5  При наличии в ЛПУ только подразделений 1-го типа специально оборудованные для инвалидов на креслах-колясках санитарные помещения (уборные, раздевальные и др.) должны входить в общее расчетное число помещений данного назначения и размещаться при центральном вестибюле, а также в составе помещений оздоровительных и лечебных бассейнов, отделений водолечения и т.п., откуда пациент не может выйти в вестибюль не переодеваясь в сухую одежду.

Для подразделений 2-го типа специализированные уборные и раздевальные следует размещать в структуре этих отделений или в непосредственной близости.

Помещения, специально оборудованные для инвалидов на креслах-колясках: санузлы, раздевальные, ванные и др. должны входить в общее расчетное число помещений данного назначения.

4.6  Габариты врачебных и лечебных кабинетов не должны препятствовать их посещению пациентами на креслах-колясках. Расстановка в них оборудования должны обеспечить возможность свободного подъезда к столу врача шириной 1,2 м и разворота кресла-коляски диаметром не менее 1,4 м в соответствии с СП 148.13330 и требованиями СанПиН 2.1.3.2630.

4.7  Глубина ванны в кабинете подводного массажа должна быть не менее 0,4-0,6 м. По периметру ванна снабжается опорными поручнями. Вокруг ванны предусматривается пространство не менее 1,5-1,6 м для проезда инвалидной коляски. Пол вокруг ванны покрывается резиновым или другим нескользким покрытием.

4.8  В помещении подводного массажа и в кабинах душевого зала поликлиники рекомендуется устройство специального оборудования для перемещения инвалида с поражением ОДА из коляски в ванную или кабину, а также специальные поручни и упоры для коленей с целью опоры инвалида во время приема процедуры.

4.9  При проектировании ЛПУ следует учитывать требования приспособления архитектурной среды для инвалидов, продиктованные функциональными особенностями этих учреждений (Таблица А.2 приложения А, рисунок 5.1).

Набор и насыщенность специальным оборудованием для инвалидов различных категорий помещений принимается в зависимости от того, к какой группе относится это помещение.

4.10  При помещениях лечебной физкультуры, а также при душевом зале должны быть предусмотрены раздевальные с учетом возможности их использования инвалидами, в том числе на креслах-колясках (иметь: минимальные размеры помещения - 3,0x6,0 м; свободные от напольного оборудования зоны диаметром не менее 1,5 м; пристенные поручни у скамей для раздевания). Нумерация на шкафах в гардеробных/раздевальных и душевых должна быть рельефной и на контрастном фоне.

4.11  Для торговых залов аптек и раздаточных пунктов молочных кухонь действительны те же требования, что и для торговых залов учреждений торговли.

4.12  Аптечные прилавки должны быть доступными для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках. Товар на прилавках следует располагать в поле зрения людей, сидящих в инвалидных колясках.

Пример устройства аптечного прилавка, состоящего из трех частей, приведен на рисунке

5.2. Стеклянная витрина позволяет расположить товар на полках в несколько ярусов. Низкий прилавок, состоящий из откидной доски, служит местом обслуживания инвалида, а в нерабочем положении является проходом для продавца. Место для продавца с кассовым аппаратом - стандартное решение торгового оборудования.

4.13  Места ожидания и приема пациентов оборудуются специализированными техническими и информационными средствами (индукционными и другими системами дополнительного озвучивания, тактильными указателями, радиоинформаторами и пр.).

4.14   

6  ЗДАНИЯ И ПОМЕЩЕНИЯ СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Общие положения

6.1  Предприятия розничной торговли, открытой сети общественного питания и бытового обслуживания населения дальнейшем - предприятия сервиса) являются наиболее массовой группой общественных зданий, где необходимо создание условий доступности для маломобильных групп населения.

Предприятие сервиса должно обеспечить маломобильным категориям пользователей полноценные условия получения (реализации) услуги наравне с другими категориями населения.

6.2  В предприятиях сервиса рекомендуется предусматривать для обеспечения обслуживания маломобильных групп населения на дому дополнительные помещения для обслуживающего его персонала, специализированный блок для оформления и получения заказа, помещения для комплектации заказов, хранения заказов и сдаваемых в ремонт, стирку или химчистку вещей.

6.3  При проектировании предприятий, доступных для маломобильных категорий пользователей (посетителей, потребителей) следует учитывать общие требования к формированию архитектурной среды, изложенные в сводах правил СП 59.13330 и СП 35.136*. Дополнительно следует учитывать специфические требования к отдельным типам учреждений, приведенные ниже.

 

Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

  

Предприятия розничной торговли

6.4  Для личного транспорта инвалидов на автостоянках посетителей при предприятиях розничной торговли следует выделять места для транспортных средств инвалидов. Они должны размещаться не далее 50 м от входов, доступных для маломобильных покупателей. При многоуровневой автостоянке, встроенной или пристроенной к основному зданию, места для автомашин инвалидов на кресле-коляске следует предусматривать на уровне основного входа в здание.

6.5  В зависимости от принятого в задании на проектирование приема организации обслуживания маломобильных покупателей возможны два варианта проектирования внутренней архитектурной среды:

-Вариант "А" - по пункту 1.8.

-Вариант "Б". Создание условий для покупки товаров полного ассортимента в специально выделенном помещении для маломобильных покупателей. Дополнительные помещения или специальные зоны для обслуживания данного контингента должны размещаться в удобной связи с наружными входами.

6.6  Торговое оборудование должно обеспечивать доступность всем контингентам покупателей, в том числе лицам на креслах-колясках для выбора товара (рисунки 6.1 и 6.2).

6.7  Комплектация и расстановка оборудования в торговых залах, должна быть рассчитана на обслуживание лиц, передвигающихся на креслах-колясках самостоятельно и с сопровождающими, инвалидов на костылях, а также инвалидов по зрению. Столы, прилавки, расчетные плоскости кассовых кабин следует располагать на высоте, не превышающей 0,8 м от уровня пола. Максимальная глубина полок (при подъезде вплотную) не должна быть более

0,5 м.

В тех торговых залах, где для покупателей предусмотрены полки высотой более 0,9 м, следует обеспечить дополнительные полки или часть основного прилавка пониженной высоты от 0,7 до 0,8 м от пола.

6.8  Все размеры проходов (кроме одностороннего) должны обеспечивать возможность полного разворота на 360°, а также фронтального обслуживания инвалидов на кресле-коляске вместе с сопровождающими.

Ширина прохода для универсамов, супермаркетов и оптовых рынков (торговая площадь свыше 650 м2) должна быть не менее 2 м.


Документы

СП 138.13330.2012 Размер: 2.6 Мб
Вернуться к списку