СП 122.13330.2012 ТОННЕЛИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ И АВТОДОРОЖНЫЕ

122.13330.2012

СВОД ПРАВИЛ СП 122.13330.2012

 

ТОННЕЛИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ И АВТОДОРОЖНЫЕ

 

Railways and highway tunnels

 

 

 

Дата введения 2013-01-01

Актуализированная редакция

 

СНиП 32-04-97

 

Предисловие

 

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила разработки постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке разработки и утверждения сводов правил» от 19 ноября 2008 г. 858.

 

Сведения о своде правил

 

1  ИСПОЛНИТЕЛИ: ОАО «Научно-исследовательский институт транспортного строительства» (ОАО      ЦНИИС);   ОАО   «Научно-исследовательский      проектно-изыскательский      институт

«Ленметрогипротранс»  (ОАО  «НИПИИ  «Ленметрогипротранс»);  Тоннельная  ассоциация  России, ООО «Научно-инженерный центр Тоннельной ассоциации» (ООО «НИЦ ТА»)

 

2  ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

 

3  ПОДГОТОВЛЕН к утверждению  Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики

 

4  УТВЕРЖДЕН приказом  Министерства  регионального  развития  Российской  Федерации от 30.06.2012 г. 278 и введен в действие с 01 января 2013 г.

 

5  ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

 

Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования на официальном сайте разработчика (Минрегион России) в сети Интернет

Содержание

1 Область применения ..............................................................................................................

2 Нормативные ссылки .............................................................................................................

3 Термины и определения ........................................................................................................

4 Общие положения ..................................................................................................................

5 Общие правила проектирования и строительства автодорожных

и железнодорожных тоннелей ..............................................................................................

5.1 Исходные данные для проектирования тоннелей .........................................................

5.2 Инженерные изыскания ...................................................................................................

5.3 Объемно-планировочные решения .................................................................................

5.3.1 Общие требования ...................................................................................................

5.3.2 Поперечное сечение, продольный профиль и план ..............................................

5.3.3 Расположение притоннельных сооружений .........................................................

5.4 Строительные конструкции и материалы обделок .......................................................

5.4.1 Общие требования ...................................................................................................

5.4.2 Материалы ...............................................................................................................

5.4.3 Общие конструктивные требования ......................................................................

5.4.4  Конструкции обделок тоннелей, сооружаемых открытым и полузакрытым способами ..

5.4.5  Конструкции обделок тоннелей, сооружаемых закрытым способом ................

5.4.6 Гидроизоляция обделок и защита от коррозии ....................................................

5.4.7 Конструкции притоннельных сооружений............................................................

5.5 Нагрузки и воздействия ...................................................................................................

5.5.1 Виды нагрузок и воздействий .................................................................................

5.5.2 Постоянные нагрузки...............................................................................................

5.5.3 Временные и особые нагрузки и воздействия ......................................................

5.6 Расчет конструкций подземных сооружений ................................................................

5.7 Сооружение тоннелей ......................................................................................................

5.7.1 Организация строительства тоннелей ...................................................................

5.7.2 Сооружение тоннелей открытым и полузакрытым способами ..........................

5.7.3 Сооружение тоннелей закрытым способом ..........................................................

5.7.4 Сооружение тоннелей щитовым методом ............................................................

5.7.5 Сооружение тоннелей мелкого заложения ...........................................................

5.7.6 Сооружение стволов шахт ......................................................................................

5.7.7 Специальные способы работ ..................................................................................

5.7.8 Транспортирование грунта и материалов .............................................................

5.7.9 Требования промышленной (технической) безопасности и охранные мероприятия при производстве тоннельных работ .

5.8 Геодезическо-маркшейдерское обеспечение .................................................................

5.9 Устройства и системы, обеспечивающие строительство тоннелей ............................

5.9.1 Водоснабжение и водоотведение ...........................................................................

5.9.2 Электроснабжение ..................................................................................................

5.9.3 Электрооборудование и электроосвещение ..........................................................

5.9.4 Заземление и зануление ..........................................................................................

5.9.5 Вентиляция ..............................................................................................................

5.10 Монтаж оборудования в транспортных тоннелях ......................................................

5.11 Контроль качества и приемка работ .............................................................................

5.12 Пожарная безопасность .................................................................................................

5.12.1 Общие требования .................................................................................................

5.12.2  Требования пожарной безопасности к ситуационным и генеральным

планам ....................................................................................................................

5.12.3  Требования пожарной безопасности к путям эвакуации и эвакуационным выходам ..

5.12.4  Требования пожарной безопасности к строительным конструкциям

и материалам .........................................................................................................

5.12.5 Вентиляция и противодымная защита ................................................................

5.12.6 Обнаружение и передача информации о пожаре, средства оповещения

и связи ....................................................................................................................

5.12.7 Средства тушения пожара ....................................................................................

5.12.8 Требования пожарной безопасности к электрическим сетям

и оборудованию .....................................................................................................

5.13 Инженерно-технические мероприятия по предупреждению чрезвычайной ситуации ....

5.14 Мероприятия по охране окружающей среды ..............................................................

5.15 Сохранение зданий, сооружений, памятников истории и культуры  ........................

6 Устройства и системы, обеспечивающие эксплуатацию автодорожных тоннелей ........

6.1 Конструкции дорожной одежды .....................................................................................

6.2  Эксплуатационные устройства и оборудование автодорожных тоннелей .................

6.2.1 Общие требования ...................................................................................................

6.2.2 Электроснабжение и электроустановки ................................................................

6.2.3 Электроосвещение ..................................................................................................

6.2.4 Вентиляция ..............................................................................................................

6.2.5 Водоснабжение, водоотведение .............................................................................

6.2.6  Системы, обеспечивающие организацию и безопасность дорожного движения .....

6.2.7  Системы управления комплексом инженерных систем.......................................

6.2.8  Системы связи, громкоговорящего оповещения и часофикации .......................

6.2.9 Система безопасности тоннелей ............................................................................

7 Устройства и системы, обеспечивающие эксплуатацию железнодорожных тоннелей ..

7.1 Верхнее строение пути .....................................................................................................

7.2 Эксплуатационные устройства и оборудование ...........................................................

7.2.1 Электроснабжение и электрооборудование .........................................................

7.2.2 Электроосвещение ..................................................................................................

7.2.3 Автоматика, сигнализация, связь ..........................................................................

7.2.4 Заземление и зануление ..........................................................................................

7.2.5 Вентиляция ..............................................................................................................

7.2.6 Водоснабжение и водоотведение ...........................................................................

7.2.7 Система безопасности железнодорожного тоннеля ............................................

Приложение А (обязательное) Предельные отклонения и методы операционного контроля параметров конструкции, профиля выработки

и производства отдельных видов строительно-монтажных работ ............

Библиография ........

Введение

Настоящий свод правил определяет системотехнику принятия технических решений по обеспечению комплексной безопасности тоннельных переходов на путях сообщения за счет повышения уровня надежности и эффективности тоннельных сооружений, повышения их эксплуатационной надежности в соответствии с Техническим регламентом «О безопасности зданий и сооружений» (Федеральный закон  от  30 декабря  2009 г.   384-ФЗ),  Техническим  регламентом

«О   требованиях   пожарной    безопасности»    (Федеральный    закон от 22 июля 2006 г. 123-ФЗ), Техническим  регламентом Таможенного    союза     «Безопасность     автомобильных     дорог» (ТР  ТС  014/2011),  Техническим  регламентом  Таможенного  союза

«О  безопасности  инфраструктуры  железнодорожного  транспорта» (ТР ТС 003/2011) и постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г.   №    87    «О    составе    разделов    проектной    документации и требованиях к их содержанию».

Свод правил содержит правила принятия инженерных решений при проектировании новых и реконструируемых автодорожных и железнодорожных тоннелей, в том числе устройств и систем, обеспечивающих их эксплуатацию, строительство и ввод в эксплуатацию. Требования обеспечения комплексной безопасности базируются на рассмотрении тоннельных переходов, как транспортных природно-технических систем.

 

Работа выполнена авторским коллективом: ОАО ЦНИИС (доктора техн. наук А.А. Цернант, В.А. Гарбер, Г.С. Переселенков, кандидаты  техн.   наук   Е.В.   Щекудов,   И.А.   Бегун,   Г.Г.   Орлов) с участием НИЦ Тоннельной ассоциации (д-р техн. наук В.Е. Меркин), Тоннельной ассоциации России (Г.М. Синицкий, академик  МАНЭБ Б.Г. Крохалев, канд. техн. наук С.В. Мазеин), Ленметрогипротранс (А.И. Салан, А.Н. Соловьев, доктора техн. наук  К.П.  Безродный, С.Г. Гендлер,  к.г-м.н  А.И.  Арнаутов,  В.А.  Марков,  Г.Р.   Захаров В.А. Соколов, А.И. Данилов, Н.В. Алферова), ФГБОУ ВПО  ПГУПС (д-р   техн.   наук   Д.М.   Голицынский,   кандидаты   техн.    наук В.Н. Кавказский, Т.В. Иванес).

 

1   Область применения

Настоящий свод правил распространяется на проектирование, строительство и приемку в эксплуатацию новых и реконструкцию существующих железнодорожных тоннелей на железных дорогах общей сети колеи 1520 мм и автодорожных тоннелей на автомобильных дорогах общего пользования всех категорий, в том числе городских транспортных тоннелей и коротких железнодорожных и автодорожных тоннелей путепроводов тоннельного типа.

Настоящий свод правил не распространяется на проектирование тоннелей, сооружаемых на высокоскоростных (свыше 200 км/ч) железнодорожных пассажирских линиях, на скоростных автомагистралях  расчетной  скоростью  движения  более 150 км/ч), и уникальных автодорожных тоннелей или тоннелей для совмещенного движения безрельсового и рельсового транспорта в разных уровнях. Для этих тоннелей должны на основе специальных исследований разрабатываться специальные технические условия.

 

2   Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ТР ТС 014/2011 Технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог»

ТР ТС 003/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта»

ГОСТ Р 22.1.12−2005 Безопасность   в   чрезвычайных  ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования

ГОСТ Р 51256−99 Технические    средства    организации          дорожного    движения.

Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования ГОСТ Р 53607−2009 Глобальная навигационная спутниковая система. Методы и

технологии  выполнения  геодезических  и  землеустроительных  работ.  Определение относительных координат по измерениям псевдодальностей. Основные положения

ГОСТ Р 54257−2010 Надежность     строительных     конструкций           и    оснований.

Основные положения и требования

ГОСТ 9.402−2004 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей к окрашиванию

ГОСТ 12.1.004–91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.005−88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно- гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.012−2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

ГОСТ 17.1.3.13−86 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения

ГОСТ 1412−85 Чугун с пластинчатым графитом для отливок. Марки ГОСТ 7293−85 Чугун с шаровидным графитом для отливок. Марки

ГОСТ ИСО 8041−2006 Вибрация. Воздействие вибрации на человека. Средства измерений

ГОСТ 9128−2009 Смеси      асфальтобетонные      дорожные,           аэродромные      и асфальтобетон. Технические условия

ГОСТ 9238−83 Габариты приближения строений и подвижного состава железных дорог колеи 1520 (1524) мм

ГОСТ 10060.0−95 Бетоны. Методы определения морозостойкости. Общие требования

ГОСТ 23616−79 Система  обеспечения  точности  геометрических  параметров  в строительстве. Контроль точности

ГОСТ 24451−80 Тоннели   автодорожные.   Габариты   приближения  строений   и оборудования

ГОСТ 26633−91 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

ГОСТ 27483−87 Испытания на пожароопасность. Методы испытаний. Испытания нагретой проволокой

ГОСТ 27484−87 Испытания на пожароопасность. Методы испытаний. Испытания горелкой с игольчатым пламенем

ГОСТ 31416−2009 Трубы и муфты хризотилцементные. Технические условия

СП 3.13130.2009 Система   оповещения   и   управления   эвакуацией   людей   при пожаре. Требования пожарной безопасности

СП 5.13130.2009 Установки      пожарной  сигнализации  и   пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования

СП 12.13130.2009 Определение   категорий    помещений,         зданий    и    наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности

СП 14.13330.2011 «СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах» СП 16.13330.2011 «СНиП II-23-81 Стальные конструкции»

СП 20.13330.2011 «СНиП 2.01.07-85* Нагрузки и воздействия»

СП 21.13330.2012 «СНиП 2.01.09-91 Здания  и  сооружения  на  подрабатываемых территориях и просадочных грунтах»

СП 22.13330.2012 «СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений»

СП 25.13330.2012 «СНиП 2.02.04-88 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах»

СП 28.13330.2012 «СНиП 2.03.11-85 Защита     строительных     конструкций           от коррозии»

СП 31.13330.2012 «СНиП 2.04.02-84*     Водоснабжение.     Наружные          сети     и сооружения»

СП 32.13330.2012 «СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения» СП 34.13330.2012 «СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги»

СП 35.13330.2011 «СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы»

СП 45.13330.2012 «СНиП 3.02.01-87 Земляные      сооружения,  основания  и фундаменты»

СП 47.13330.2012 «СНиП 11-02-96 Инженерные   изыскания   для   строительства.

Основные положения»

СП 48.13330.2011 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства»

СП 49.13330.2010 «СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть1.

Общие требования»

СП 51.13330.2011 «СНиП 23-03-2003 Защита от шума»

СП 52.13330.2011 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение»

СП 60.13330.2012 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование»

СП 63.13330.2012 «СНиП 52-01-2003 Бетонные  и  железобетонные  конструкции.

Основные положения»

СП 68.13330.2011 «СНиП 3.01.04-87 Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения

СП 69.13330.2011 «СНиП 3.02.03-84 Подземные горные выработки»

СП 72.13330.2011 «СНиП 3.04.03-85 Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии»

СП 85.13330.2011 «СНиП III-41-76 Контактные сети электрифицированного транспорта»

СП 112.13330.2011 «СНиП 21-01-97 Пожарная безопасность зданий и сооружений»

СП 113.13330.2012 «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей

СП 116.13330.2011 «СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения

СП 119.13330.2012 «СНиП 32-01-95 Железные дороги колеи 1520 мм»

СП 120.13330.2011 «СНиП 32-02-2003 Метрополитены

СП 124.13330.2012 «СНиП 41-02-2003 Тепловые сети»

СП 131.13330.2012 «СНиП 23-01-99* Строительная климатология»

П р и м е ч а н и е При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и сводов правил в информационной системе общего пользования на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт (свод правил) заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом (сводом правил). Если ссылочный стандарт (свод правил) отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

 

3   Термины и определения

В настоящем своде правил использованы следующие термины с соответствующими определениями:

3.1  авария: Опасное дорожно-транспортное происшествие, создающее угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к повреждению или разрушению транспортных средств, элементов строительных конструкций или оборудования, а также нарушению движения в тоннеле.

3.2  аварийное освещение: Освещение, предусматриваемое на случай нарушения или отключения питания основного (рабочего) освещения и подключаемое к источнику питания, независимому от источника питания рабочего освещения, а в случае аварии переключается на питание от третьего независимого источника электроснабжения, например на встроенную или централизованную аккумуляторную батарею.

3.3  автодорожный тоннель: Подземное (или подводное) инженерное сооружение, предназначенное для пропуска (проезда) автотранспортных средств в целях преодоления высотных или контурных препятствий.

3.4  безопасность движения в тоннеле: Комплекс инженерно-технических и организационных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности эксплуатации тоннелей с заданными параметрами.

3.5  вираж: Участок односкатного поперечного профиля проезжей части на кривых в плане с уклоном к центру кривой, служащий для компенсации центробежного ускорения автомобиля в целях повышения безопасности и удобства движения.

3.6  высота проезда (высотный габарит): Наименьшее расстояние от верха покрытия дорожной одежды до элементов конструкции или оборудования, расположенного в верхней части тоннеля, обеспечивающее или ограничивающее проезд транспортного средства.

3.7  горно-экологический мониторинг: Система постоянных и (или) непрерывных наблюдений, анализ и прогноз современного геодинамического состояния геологической среды, оценка негативного влияния горных работ на окружающую среду и безопасность при строительстве и эксплуатации транспортных тоннелей.

3.8  горный тоннель: Подземное протяженное инженерное сооружение, предназначенное для пропуска транспортных средств в целях преодоления высотных препятствий.

3.9  городской тоннель: Подземное инженерное сооружение для пропуска транспортных средств, расположенное в административных границах города.

3.10  дренажная штольня: Штольня, предназначенная для защиты тоннеля от грунтовых вод или снижения гидростатического давления.

3.11  дорожная одежда: Многослойная конструкция в пределах проезжей части, воспринимающая нагрузку от транспортных средств и передающая ее на грунт или элемент конструкции тоннеля.

3.12  железнодорожный тоннель: Подземное протяженное инженерное сооружение, предназначенное для пропуска железнодорожного транспорта в целях преодоления высотных или контурных препятствий, в том числе и в городах.

3.13  закрытый способ работ: Сооружение тоннеля без вскрытия поверхности земли.

3.14  защитная полоса: Пристенное возвышение с противоположной относительно служебного прохода стороны тоннеля, предназначенное для повышения безопасности дорожного движения, в том числе находящихся в тоннеле людей и защиты конструкций тоннеля от внешних механических воздействий.

3.15  зона безопасности: Отделенное противопожарными преградами помещение (отсек) в объеме тоннеля или притоннельное сооружение, приспособленное для временного пребывания людей во время пожара в транспортной зоне или другой части тоннеля.

3.16  интенсивность движения: Количество транспортных средств, проходящих через сечение дороги за единицу времени (за сутки авт/сут, за час – авт/ч).

3.17  класс бетона по прочности на сжатие: Установленные в нормативных документах унифицированные ряды показателей прочности бетона на сжатие, принимаемые с гарантированной обеспеченностью.

3.18  кривая переходная: Кривая переменного радиуса между участками дороги различной кривизны в плане, служащая для обеспечения плавного изменения трассы в целях повышения безопасности и удобства движения транспорта.

3.19  марка бетона по водонепроницаемости: Максимальная величина давления воды, при котором не наблюдается ее просачивание через бетонные образцы, изготовленные и испытанные на водонепроницаемость согласно требованиям действующих стандартов.

3.20  марка бетона по морозостойкости: Количество циклов попеременного замораживания и оттаивания в воде, которые выдерживают бетонные образцы, изготовленные и испытанные на морозостойкость согласно требованиям действующих стандартов.

3.21  обделка: Постоянная несущая конструкция, воспринимающая внешние нагрузки, ограждающая подземную выработку и образующая внутреннюю поверхность подземного сооружения.

3.22  остановочная полоса: Дополнительная полоса на проезжей части, предназначенная для вынужденной остановки транспортных средств.

3.23  открытый способ работ: Сооружение тоннеля в котловане с поверхности земли.

3.24  охрана окружающей среды при строительстве: Научно обоснованный регламент строительной деятельности, направленный на сохранение качественных и количественных соотношений в сложившейся экосистеме.

3.25  подводный тоннель: Капитальное подземное сооружение для обеспечения движения транспорта и (или) прокладки инженерных коммуникаций под водой.

3.26  пожарный отсек: Часть сооружения, отделенная от других его частей противопожарными преградами.

3.27  портал тоннеля: Архитектурно оформленный вход или выход из тоннеля.

3.28  притоннельное сооружение: Подземное или наземное сооружение, предназначенное для расположения технологических или эксплуатационных обустройств, обеспечивающих жизнедеятельность и обслуживание тоннеля.

3.29  проезжая часть тоннеля: Элемент автотранспортного тоннеля, предназначенный для движения транспортных средств.

3.30  путь тормозной: Путь, который проходит транспортное средство при включенной тормозной системе.

3.31  пропускная способность тоннеля: Максимальное количество автомобилей, которое может пройти через сечение тоннеля за единицу времени.

3.32  полоса безопасности: Краевая полоса проезжей части, ограничивающая приближение транспортных средств к служебному проходу или защитной полосе, расположенных у стены автодорожного тоннеля.

3.33  полоса движения: Часть проезжей части автодорожного тоннеля, имеющая ширину, достаточную для движения транспортных средств в один ряд.

3.34  полоса переходно-скоростная: Дополнительная полоса движения, устраиваемая для обеспечения разгона или торможения автомобилей, въезжающих или выезжающих с основных полос движения.

3.35  пучение морозное: Процесс деформации вследствие увеличения объема грунта при промерзании, зависящий от свойств грунта, режима промерзания и условий увлажнения.

3.36  пожарная безопасность объекта: Состояние объекта, при котором с регламентируемой вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей.

3.37  притоннельные сооружения: Подземное или наземное сооружение, предназначенное для расположения технологических или эксплуатационных обустройств, обеспечивающих жизнедеятельность и обслуживание тоннеля.

3.38  противопожарная защита: Совокупность организационных мероприятий и технических средств, направленных на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара и ограничение материального ущерба от него.

3.39  путепровод тоннельного типа: Тоннель с протяженностью перекрытой части менее 300 м, являющийся элементом транспортной развязки и предназначенный для движения транспортных средств.

3.40  рампа: Сооружение, служащее для перехода транспортных средств с проезжей части на поверхности земли в тоннель или наоборот.

3.41  разметка дорожная: Линии, надписи и другие средства зрительного ориентирования участников дорожного движения, размещаемые на проезжей части дороги, элементах дорожных сооружений и инженерного оборудования дороги.

3.42  расстояние безопасного торможения: Минимальное расстояние, требуемое для надежного приведения транспортного средства, движущегося с установленной скоростью, в состояние полной остановки.

3.43  сервисная штольня: Штольня, предназначенная для обслуживания основного тоннеля.

3.44  служебный проход: Выделенная у стены автодорожного тоннеля с некоторым возвышением над уровнем проезжей части полоса, предназначенная для прохода по тоннелю служебного персонала.

3.45  техническая зона: Зона вдоль трассы тоннеля шириной 40 м, где запрещается проводить работы без разрешения эксплуатирующей организации.

3.46  тоннельный переход: Комплекс сооружений для подземного (подводного) преодоления высотных либо контурных препятствий для движения автомобильного и железнодорожного транспорта.

3.47  тоннель: Протяженное подземное (подводное) инженерное сооружение, предназначенное для транспортных целей, пропуска воды и прокладки и инженерных коммуникаций, являющееся основным объектом тоннельного перехода.

3.48  транспортная зона: Основная часть объема тоннеля или часть комплексного подземного сооружения с расположенными в ней ездовым полотном, другими элементами строительных конструкций, а также с эксплуатационным оборудованием, необходимым для использования тоннеля в качестве транспортного сооружения.

3.49  транспортная штольня: Штольня, предназначенная для транспортирования людей, инструмента и инвентаря.

3.50  транспортный поток: Совокупность транспортных средств, движущихся по проезжей части в данном направлении.

3.51  трасса тоннеля: Линия, отображающая положение оси тоннеля в пространстве.

3.52  трещиностойкость конструкции:  Способность  конструкции сопротивляться образованию трещин под воздействием нагрузок, изменяющихся эксплуатационных воздействий и погодных условий.

3.53  улица, площадь: Территория, ограниченная красными линиями улично- дорожной сети города.

3.54  чрезвычайная ситуация; ЧС: Обстановка, сложившаяся в  результате аварии, стихийного или иного бедствия, которая может или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде или явилась причиной значительных материальных потерь.

3.55  шов деформационный: Искусственно образуемый конструктивный элемент сооружения   для   обеспечения   возможности   перемещения   отдельных   элементов конструкции без силового воздействия элементов обделки друг на друга под влиянием их осадок, изменения температуры, усадки бетона и предупреждения образования трещин.

3.56  эвакуационная штольня (штольня безопасности): Штольня, предназначенная для эвакуации людей из эксплуатируемых подземных сооружений в случае пожара или другой чрезвычайной ситуации.

 

4   Общие положения

4.1  Уровень ответственности железнодорожных и автодорожных тоннелей принимается в соответствии с ГОСТ Р 54257:

уровень 2 (нормальный уровень ответственности):  тоннели  протяженностью менее 500 м;

уровень (высокий уровень ответственности): тоннели протяженностью более или равной 500 м.

4.2  Принимаемые технические решения и применяемые конструкции и материалы должны обеспечивать срок службы тоннелей не менее 100 лет. Межремонтные сроки строительных конструкций постоянных устройств должны составлять не менее 50 лет.

4.3  Выбор вариантов трассы тоннелей и комплекса сооружений тоннельных переходов осуществляется на основе сравнения с вариантами трасс и комплексов сооружений мостовых переходов (для подводных тоннелей) и вариантов трасс обходов барьерных мест (препятствий) в плане и в профиле препятствия (для горных и городских тоннелей).

Выбор трасс тоннелей и комплексов сооружений тоннельного перехода выполняется взаимосвязанно с выбором трассы железной и автомобильной дороги в соответствии с СП 119.13330 и СП 34.13330.

4.4  Сравнение и выбор вариантов трасс тоннелей с комплексом сооружений тоннельного перехода производятся с учетом обеспечения геополитических интересов страны и соответствия функциональной надежности жизнеобеспечения транспортной коммуникацией прилегающих регионов, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций, по технико-экономическим показателям суммарных, строительных и эксплуатационных затрат, включая затраты на охрану окружающей среды за расчетный период эксплуатации.

Основные технические решения по вариантам тоннельных переходов по выбору совмещенного или раздельного положения автодорожных и железнодорожных тоннелей, а также по детальному выбору положения трассы, плана и профиля тоннелей, одно- или многопутности, типу обделки определяются при технико-экономическом сопоставлении показателей и строительных и эксплуатационных затрат за весь период жизненного цикла сооружений тоннельного перехода.

4.5  Следует избегать расположения тоннелей в зонах тектонических разломов, оползневых участков, в местах повышенного водосбора (в логах, под седловинами водоразделов и т. д.), в карстоопасных районах, а порталов и припортальных участков тоннеля в местах возможного схода снежных лавин, селевых потоков и камнепадов.

4.6  Тоннели, штольни и другие притоннельные сооружения, располагаемые в подземных выработках, должны иметь постоянную крепь-обделку, за исключением притоннельных сооружений, располагаемых в крепких невыветривающихся скальных грунтах.


Документы

122_13330_2012 Размер: 1.3 Мб
Вернуться к списку