ГОСТ Р 53248 ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ. ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ. Номенклатура показателей





     
       

ТЕХНИКА ПОЖАРНАЯ. ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ. Номенклатура показателей

Fire fighting technics. Fire fighting vehicles. Nomenclature of indices

Дата введения — 2010—01—01 с правом досрочного применения

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает номенклатуру основных показателей пожарных автомобилей, включаемых в техническую документацию по их созданию.

2 Термины и определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 пожарные автомобили (ПА): Оперативные транспортные средства на базе автомобильных шасси, оснащенные пожарно-техническим вооружением, оборудованием, используемые при пожарно­спасательных работах.

2.2 основные пожарные автомобили (ОПА): Пожарные автомобили, предназначенные для до­ставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения спасательных работ с помощью вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников.

2.3 специальные пожарные автомобили (СПА): Пожарные автомобили, предназначенные для обеспечения выполнения специальных работ на пожаре.

2.4 пожарная автоцистерна (АЦ): Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по его тушению и аварийно-спасательных работ.

2.5 пожарная автоцистерна с лестницей (АЦЛ): Пожарный автомобиль, оборудованный по­жарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для достав­ки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по тушению пожара, использования при аварийно-спасательных работах.

2.6 пожарная автоцистерна с коленчатым подъемником (АЦПК): Пожарный автомобиль, обо­рудованный пожарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с люлькой (подъемной платформой) и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий по тушению пожара и использования при аварийно-спасательных работах.

2.7 автомобиль пожарно-спасательный (АПС): Пожарный автомобиль, оборудованный по­жарным насосом, емкостями для хранения жидких огнетушащих веществ и средствами их подачи, генератором, расширенным комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара (аварии), тушения и проведения аварийно-спасательных работ.

2.8 автомобиль пожарно-спасательный с лестницей (АПСЛ): Пожарный автомобиль, обору­дованный механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

2.9 пожарный автомобиль порошкового тушения (АП): Пожарный автомобиль, оборудованный сосудом для хранения огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожара.

2.10 пожарный автомобиль пенного тушения (АПТ): Пожарный автомобиль, оборудованный одной или несколькими емкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и проведения действий на пред­приятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов.

2.11 пожарный автомобиль комбинированного тушения (АКТ): Пожарный автомобиль, обо­рудованный насосом, емкостями для хранения огнетушащих веществ и средствами их подачи и пред­назначенный для доставки к месту пожара личного состава, средств комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих веществ и проведения действий на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, транспорте.

2.12 пожарный автомобиль газового тушения (АГТ): Пожарный автомобиль, оборудованный сосудами для хранения сжатых или сжиженных газов, устройствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожаров.

2.13 пожарный автомобиль газоводяного тушения (АГВТ): Пожарный автомобиль, оборудован­ный турбореактивным двигателем, системой подачи газовой и водяной струй и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий при тушении нефтяных и газовых фонтанов, пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий и их охлаждение.

2.14 пожарный автомобиль первой помощи (АПП): Пожарный автомобиль на шасси легкого класса, оборудованный насосной установкой, емкостями для жидких огнетушащих веществ и предна­значенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования, проведения действий при тушении пожаров в начальной стадии и первоочередных аварийно-спасательных работ.

2.15 пожарный автомобиль насосно-рукавный (АНР): Пожарный автомобиль, оборудованный насосом, комплектом пожарных рукавов и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) лич­ного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий по тушению.

2.16 пожарная автонасосная станция (ПНС): Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и предназначенный для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на по­жар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.

2.17 пожарный автомобиль с насосом высокого давления (АВД): Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом высокого давления, емкостями для жидких огнетушащих веществ, комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для проведения действий по ту­шению пожаров в высотных зданиях и сооружениях.

2.18 пожарный пеноподъемник (ППП): Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с пеногенера­торами и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и обо­рудования к месту пожара и проведения действий по тушению пожаров пеной на высоте.

2.19 пожарный аэродромный автомобиль (АА): Пожарный автомобиль, оборудованный сред­ствами тушения и специальным пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и проведе­ния аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными пожарными службами.

2.20 пожарная автолестница (АЛ): Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной меха­низированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для проведения аварийно-спа­сательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

2.21 пожарный коленчатый автоподъемник (АПК): Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой и (или) телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается платформой или люлькой, предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

2.22 пожарный телескопический автоподъемник с лестницей (ТПЛ): Пожарный автомобиль, обо­рудованный стационарной механизированной поворотной коленчато-телескопической стрелой (пакетом колен), последнее звено которой заканчивается люлькой, и имеющий лестничный марш, расположенный сбоку стрелы, предназначенный для проведения спасательных работ и тушения пожаров в много­этажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций.

2.23 пожарная автолестница с цистерной (АЛЦ): Пожарный автомобиль, имеющий не более 3 человек боевого расчета, включая водителя, оборудованный стационарной раздвижной стрелой (па­кетом колен), выполненной в виде непрерывного лестничного марша (лестницей), емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и воз­можного использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

2.24 пожарный коленчатый автоподъемник с цистерной (АПКЦ): Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой, телескопической или колен­чато-телескопической стрелой, последнее звено которой заканчивается люлькой, емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и предназначенный для проведения спасательных работ и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций.

2.25 пожарный аварийно-спасательный автомобиль (АСА): Пожарный автомобиль, обору­дованный генератором, комплектом аварийно-спасательного инструмента и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования к месту пожара (аварии) и проведения действий при аварийно-спасательных работах.

2.26 пожарный водозащитный автомобиль (АВЗ): Пожарный автомобиль, оборудованный по­жарным насосом, емкостью для воды, оборудованием для сбора воды и предназначенный для защиты материальных ценностей от воды и ее удаления при тушении пожара.

2.27 пожарный автомобиль связи и освещения (АСО): Пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором, средствами связи и освещения и предназначенный для освещения места рабо­ты пожарных подразделений на месте пожара (аварии) и обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи.

2.28 пожарный автомобиль газодымозащитной службы (АГ): Пожарный автомобиль, обору­дованный агрегатами и пожарно-техническим вооружением и предназначенный для удаления дыма из помещений, освещения места пожара, проведения аварийно-спасательных работ с помощью спе­циального инструмента и оборудования.

2.29 пожарный автомобиль дымоудаления (АД): Пожарный автомобиль, оборудованный ды­мососом и комплектом пожарно-технического вооружения для удаления дыма из помещений и пред­назначенный для удаления дыма из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений большого объема, получения воздушно-механической пены высокой кратности и подачи ее в помещение и на открытые очаги пожара, создания заградительных полос из воздушно­механической пены на пути распространения пламени.

2.30 пожарный рукавный автомобиль (АР): Пожарный автомобиль, предназначенный для транспортирования пожарных рукавов и механизированной прокладки и уборки магистральных рукав­ных линий, тушения пожаров водяными или воздушно-пенными струями с помощью стационарного или переносных лафетных стволов.

2.31 пожарный штабной автомобиль (АШ): Пожарный автомобиль, оборудованный электро­генератором, средствами связи и предназначенный для доставки и обеспечения оперативной работы штаба пожаротушения на месте пожара и обеспечения связи между штабом, подразделениями и центром противопожарной службы.

2.32 пожарная автолаборатория (АЛП): Пожарный автомобиль, оборудованный средствами ис­следования пожаров и предназначенный для проведения оперативной группой специальных анализов и измерений в зонах пожаров.

2.33 пожарный автомобиль профилактики и ремонта средств связи (АПРСС): Пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами диагностики и ремонта средств связи и пред­назначенный для доставки личного состава и оборудования к месту проведения ремонтных работ.

2.34 автомобиль диагностики пожарной техники (АДПТ): Пожарный автомобиль, оборудован­ный техническими средствами оценки технического состояния пожарной техники и предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту проведения диагностических (ремонтных) работ.

2.35 пожарный автомобиль-база ГДЗС (АБГ): Пожарный автомобиль, оборудованный техни­ческими средствами для обслуживания и зарядки средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных.

2.36 пожарный автомобиль технической службы (АПТС): Пожарный автомобиль, оборудован­ный средствами для оценки технического состояния и ремонта пожарной техники и предназначенный для обеспечения работы пожарной техники.

2.37 автомобиль отогрева пожарной техники (АОПТ): Пожарный автомобиль, оборудован­ный нагревательно-отопительными приборами и предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту пожара (аварии) и обеспечения функционирования пожарной техники при отрицательной температуре.

2.38 пожарная компрессорная станция (ПКС): Пожарный автомобиль, оборудованный компрес­сором и предназначенный для заправки кислородом (воздухом) баллонов средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных на передвижных базах газодымозащитной службы.

2.39 пожарно-технический автомобиль (АТ): Пожарный автомобиль, оборудованный устрой­ством для съема контейнеров и предназначенный для доставки к месту пожара боевого расчета и контейнеров с мобильными системами быстрого развертывания для проведения аварийно-спасатель­ных работ и тушения пожаров.

2.40 пожарный оперативно-служебный автомобиль (АОС): Пожарный автомобиль, обору­дованный комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава оперативной службы и оборудования для его работы.

2.41 полная масса ПА: Сумма снаряженной массы автомобиля и перевозимого им боевого расчета, включая водителя, огнетушащих веществ, пожарно-технического вооружения, заявленная предприятием — изготовителем пожарного автомобиля в нормативно-технической документации.

2.42 удельная мощность ПА: Отношение номинальной мощности двигателя к полной массе автомобиля.

2.43 дальность струи при подаче лафетным водяным (пенным) стволом ПА: Расстояние от насадка до крайних капель водяной (пенной) струи.

2.44 дальность струи при подаче лафетным (ручным) порошковым стволом ПА: Мак­симальное расстояние от насадка до середины специального модельного очага пожара класса В, расположенного на оси струи и потушенного при подаче огнетушащего вещества. Расстояние между очагами не менее 1 м.

2.45 дальность газоводяной струи: Расстояние от сопла турбореактивного двигателя до край­них капель газоводяной струи.

2.46 тип кабины ПА: Кабина с одинарным, двойным, тройным количеством рядов сидений.

2.47 компоновочная схема шасси ПА: Расположение кабины относительно двигателя автомо­биля (перед двигателем, над двигателем, за двигателем).

2.48 скорость максимальная ПА: Максимальная скорость ПА, установленная изготовителем при движении по горизонтальному участку шоссе с твердым покрытием.

2.49 угол опрокидывания: угол наклона опорной плоскости колес к горизонту, при котором центр тяжести ПА и линия ее опрокидывания находятся в одной вертикальной плоскости. Такое положение соответствует начальному моменту опрокидывания.

2.50 геометрическая высота всасывания: Расстояние между осью вращения рабочего вала и уровнем воды со стороны всасывания.

2.51 способ прокладки рукавов ПА: Механический или ручной.

2.52 высота подъема: Расстояние по вертикали от горизонтальной опорной поверхности до верх­ней ступени лестницы АЛ, АЦЛ, АПСЛ, АЛЦ, АСА, АПТС; до пола люльки АПК, АЦПК, АПКЦ, ТПЛ; до оси гребенки пеногенератора ППП.

2.53 вылет стрелы: Расстояние по горизонтали от оси вра щения подъемно-поворотного осно­вания до верхней ступени лестницы АЛ, АЦЛ, АПСЛ, АЛЦ, АСА; до внешнего края пола люльки АПК, АЦПК, АПКЦ, ТПЛ; до внешнего края пеногенератора ППП.

2.54 время маневра: Промежуток времени с момента пе ремещения тумблера (рычага), с по­мощью которого обеспечи вается выполнение соответствующего маневра (движения), до момента, когда исполнительный механизм, обеспечивающий его, достиг своего предельного положения или соответству ющий элемент изделия достиг требуемого положения.

2.55 угол подъема стрелы: Угол между горизонтальной опорной поверхностью и стрелой АЛ, АПК, ППП, ТПЛ, АЦЛ, АЦПК, АПСЛ, АЛЦ, АПКЦ.

2.56 люлька ПА: Устройство, обеспечивающее удобство и безопасность эвакуации людей и работы пожарных при тушении пожара на высоте, устанавливаемое на вершине стрелы.

2.57 выносные опоры ПА: Устройства, обеспечивающие устойчивость ПА при работе и предо­храняющие рессоры и шины базового шасси от воздействия дополнительных нагрузок, возникающих при работе.

2.58 длина лестницы: Расстояние от нижней до верхней ступеньки лестницы (зависит от степени выдвигания лестницы).

2.59 ширина минерализованной полосы: Расстояние, измеренное перпендикулярно оси ми­нерализованной полосы между крайними линиями смачивания поверхности земли.

2.60 расход топлива при стационарной работе на привод спецагрегатов ПА: Количество топлива, расходуемого в единицу времени при работе на привод спецагрегатов в номинальном ре­жиме.

              





Вернуться к списку