ГОСТ Р 12.2.143 - 2009 СИСТЕМЫ ФОТОЛЮМИНЕСЦЕНТНЫЕ ЭВАКУАЦИОННЫЕ Требования и методы контроля

Н А Ц И О Н А Л Ь Н Ы Й   С Т А Н Д А Р Т   Р О С С И Й С К О Й   Ф Е Д Е Р А Ц И И

 

 

ГОСТ Р 12.2.143— 2009

 

Система стандартов безопасности труда СИСТЕМЫ ФОТОЛЮМИНЕСЦЕНТНЫЕ ЭВАКУАЦИОННЫЕ

Требования и методы контроля

 

Occupational safety standards system. Photoluminescent evacuation systems.

Requirements and methods of test

 

Дата введения 2010 07 01

 

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на фотолюминесцентные эвакуационные системы (далее

ФЭС) и элементы системы, в том числе планы эвакуации, которые применяются:

-  в зданиях;

-  в наземных и подземных сооружениях;

- на наземных, подземных, плавучих и воздушных транспортных средствах (например, в железнодо- рожных пассажирских вагонах, автобусах, поездах метрополитенов, на морских и речных судах, самоле- тах и т.п.);

- на морских (речных) объектах в целях обеспечения эвакуации и информации о правилах поведе- ния в условиях ограниченной видимости (сумерек, задымления, тумана и т.п.) или полной темноты (аварий- ного отключения освещения), при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации (пожара, аварии, стихий- ного бедствия, катастрофы, угрозы совершения террористического акта и т.п.), вызывающей необходи- мость эвакуации и спасения людей.

Настоящий стандарт не распространяется на:

- системы аварийного освещения;

- электротехнические элементами, потребляющими электрическую энергию) системы освещения и обозначения путей эвакуации;

- специальную сигнальную одежду и снаряжение повышенной видимости;

- визуально-знаковые средства обеспечения безопасности движения всех видов транспорта. Настоящий стандарт устанавливает:

- принципы проектирования и применения визуальных элементов (компонентов), используемых для создания систем;

- классификацию элементов ФЭС и знаков безопасности;

- требования к размещению ФЭС и элементов ФЭС;

- общие технические требования к элементам ФЭС, в том числе планам эвакуации;

-  требования к основным материалам и их фотометрическим свойствам, к средствам освещения, способам закрепления, а также критерии эксплуатации и методы определения их долговечности и ожидае- мого срока службы для потребителя;

- методы контроля ФЭС и элементов ФЭС на стадиях изготовления и эксплуатации. Требования безопасности установлены в разделе 8.6.

 

2  Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 12.4.026—2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасно- сти и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характе- ристики. Методы испытаний

 

 

ГОСТ 9.302—88 Единая система защиты от коррозии и старения материалов. Покрытия анодно-окис- ных полуфабрикатов из алюминия и его сплавов. Общие требования и методы контроля

ГОСТ 12.1.004—91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требо- вания

ГОСТ 12.1.007—76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие технические требования безопасности

ГОСТ 12.1.018—93 Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывобезопасность статическо- го электричества. Общие требования

ГОСТ 12.1.044—89 (ИСО 4589-84) Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения

ГОСТ 427––75 Линейки измерительные металлические. Технические условия ГОСТ 14192—96 Маркировка грузов

ГОСТ 15140—78 Материалы лакокрасочные. Методы определения адгезии

ГОСТ 15150—69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных клима- тических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 19822—88 Тара производственная. Технические условия

ГОСТ 20477—86 Лента полиэтиленовая с липким слоем. Технические условия ГОСТ 25779—90 Игрушки. Общие требования к безопасности и методы контроля

ГОСТ 28130—89 Пожарная техника. Огнетушители, установки пожаротушения и пожарной сигнализа- ции. Обозначения условные графические

ГОСТ 30402—96 Материалы строительные. Метод испытаний на воспламеняемость

П р и м е ч а н и е — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылоч- ных стандартов в информационной системе общего пользования на официальном сайте Федерального аген- ства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информацион- ному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководство- ваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

 

3  Термины и определения

 

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 аварийный выход: Выход, не отвечающий требованиям, предъявляемым к эвакуационным вы- ходам, но который может быть использован для спасания и эвакуации людей в условиях чрезвычайной ситуации.

3.2  дальность зрительного восприятия, дальность восприятия: Расстояние от наблюдателя до поверхности элемента ФЭС, с которого данный элемент может быть воспринят с достаточной видимостью, разборчиво и опознан по смысловому значению (функциональному назначению).

3.3 длительность послесвечения: Время, в течение которого яркость свечения фотолюминесцент- ных знаков безопасности, сигнальной разметки и материалов после отключения источников света снижает- ся до 0,3 мкд/м2 (значение, превышающее порог чувствительности органа зрения в 100 раз).

3.4 дополнительный знак: Знак, поясняющий какой-то другой знак и имеющий главной целью обес- печение дополнительного разъяснения.

 

3.5 знак безопасности: Цветографическое изображение определенной геометрической формы с использованием сигнальных и контрастных цветов, графических символов и (или) поясняющих надпи- сей, предназначенное для предупреждения людей о непосредственной или возможной опасности, зап- рещения, предписания или разрешения определенных действий, а также для информации о расположе- нии объектов и средств, использование которых исключает или снижает воздействие опасных и (или) вредных факторов

[ГОСТ Р 12.4.026—2001, статья 3.3].

Подпись: 3.5 знак безопасности: Цветографическое изображение определенной геометрической формы с использованием сигнальных и контрастных цветов, графических символов и (или) поясняющих надпи- сей, предназначенное для предупреждения людей о непосредственной или возможной опасности, зап- рещения, предписания или разрешения определенных действий, а также для информации о расположе- нии объектов и средств, использование которых исключает или снижает воздействие опасных и (или) вредных факторов
[ГОСТ Р 12.4.026—2001, статья 3.3].

 

3.6 морской (речной) объект: Морское или речное сооружение, способное плавать или переме- щаться на воде и под водой

[ГОСТ Р 22.0.09—95, статья 3.1.15].

Подпись: 3.6 морской (речной) объект: Морское или речное сооружение, способное плавать или переме- щаться на воде и под водой
[ГОСТ Р 22.0.09—95, статья 3.1.15].


 

П р и м е ч а н и е К морским (речным) объектам относят: морские и речные надводные корабли или суда, катера, подводные лодки и специальные аппараты, базирующиеся на воде летательные аппараты, морские буровые установки и специальные плавучие средства различного назначения.

3.7  направляющая линия (полоса): Элемент ФЭС в виде линии (полосы), обозначающей путь эвакуации.

П р и м е ч а н и е При распространении ФЭС на плавучие транспортные средства и морские (речные) объекты следует использовать термины и определения в соответствии с положениями документов ИМО1 и отрас- левых стандартов, норм, правил по морскому и внутреннему водному судоходству.

При распространении ФЭС на воздушные транспортные средства и летательные объекты следует исполь- зовать термины и определения в соответствии с положениями документов ИКАО2, ИАТА3 и отраслевых стандар- тов, норм, правил по воздушному судоходству.

3.8 нижнее расположение: Расположение элемента ФЭС на уровне пола или на малом расстоянии над уровнем пола для предупреждающих знаков и других элементов ФЭС.

3.9 ожидаемый срок службы: Промежуток времени, обозначенный изготовителем/поставщиком, в течение которого знак безопасности, как ожидается, сохранит свои классифицированные и описанные свой- ства.

3.10  освещение накачки: Время освещения поверхности элементов ФЭС, необходимое для воз- буждения фотолюминесцентного свечения.

3.11 план эвакуации: План (схема), в котором указаны пути эвакуации, эвакуационные и аварийные выходы, установлены правила поведения людей, порядок и последовательность действий в условиях чрез- вычайной ситуации.

3.12  площадка сбора: Безопасная площадка вне помещений, где планируется сбор людей.

 

З.13 потенциально опасный морской (речной) объект, опасный морской (речной) объект: Мор- ской (речной) объект, на котором используют, производят или добывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро- и взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие угрозу возникновения чрезвычайной ситуации на акватории.

[ГОСТ Р 22.0.09—95, статья 3.1.16]

Подпись: З.13 потенциально опасный морской (речной) объект, опасный морской (речной) объект: Мор- ской (речной) объект, на котором используют, производят или добывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро- и взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие угрозу возникновения чрезвычайной ситуации на акватории.
[ГОСТ Р 22.0.09—95, статья 3.1.16]

 

3.14 потенциально опасный объект: Объект, на котором используют, производят, перерабаты- вают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро- и взрывоопасные, опасные химические и био- логические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.

[ГОСТ Р 22.0.02—94, статья 2.1.14]

Подпись: 3.14 потенциально опасный объект: Объект, на котором используют, производят, перерабаты- вают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаро- и взрывоопасные, опасные химические и био- логические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.
[ГОСТ Р 22.0.02—94, статья 2.1.14]

3.15  предупреждающий знак: Знак, который символизирует безопасность, выраженную сочетани- ем цвета и геометрического размера и который при добавлении графического символа дает конкретное указание на безопасность.

3.16  путь эвакуации: Безопасный при эвакуации людей путь к эвакуационному выходу или месту размещения спасательных средств.

 

3.17 сигнальная разметка: Цветографическое изображение с использованием сигнальных и кон- трастных цветов, нанесенное на поверхности, конструкции, стены, перила, оборудование, машины, ме- ханизмы (или их элементы), ленты, цепи, столбики, стойки, заградительные барьеры, щиты и т.п., в целях обозначения опасности, а также для указания и информации.

[ГОСТР 12.4.026—2001, раздел 3]

Подпись: 3.17 сигнальная разметка: Цветографическое изображение с использованием сигнальных и кон- трастных цветов, нанесенное на поверхности, конструкции, стены, перила, оборудование, машины, ме- ханизмы (или их элементы), ленты, цепи, столбики, стойки, заградительные барьеры, щиты и т.п., в целях обозначения опасности, а также для указания и информации.
[ГОСТР 12.4.026—2001, раздел 3]

3.18  среднее расположение: Расположение элемента ФЭС на среднем уровне, между нижним расположением и верхним, особенно на уровне глаз, для предупреждающих знаков и других элементов ФЭС.

3.19  тупик: Путь, который не заканчивается эвакуационным выходом и не ведет к эвакуационному выходу или месту размещения спасательных средств.

3.20 фотолюминесценция: Свойство материалов светиться после возбуждения благодаря накопле- нию энергии на промежуточном энергетическом уровне.

 

1 ИМО Международная морская организация.

2 ИКАО Международня организация гражданской авиации.

3 ИАТА Международная ассоциация воздушного транспорта.


 

3.21  фотолюминесцентная эвакуационная система, ФЭС: Совокупность фотолюминесцентных элементов, обеспечивающая заметную и четкую информацию и достаточные визуальные указатели, пред- назначенная для обеспечения эвакуации людей в случае возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе при аварийном отключении освещения, а также для обеспечения ликвидации чрезвычайной ситуа- ции.

3.22  фотолюминесцентный материал: Материал, обладающий свойством фотолюминесценции, которая может проявляться как во время возбуждения, так и в течение некоторого времени после оконча- ния возбуждения светом естественного или искусственного происхождения.

 

3.23 цвет послесвечения: Цвет фотолюминесцентных знаков безопасности, сигнальной разметки и материалов после отключения источников света.

[ГОСТ Р 12.4.026—2001, статья 3.13 ]

Подпись: 3.23 цвет послесвечения: Цвет фотолюминесцентных знаков безопасности, сигнальной разметки и материалов после отключения источников света.
[ГОСТ Р 12.4.026—2001, статья 3.13 ]

3.24 эвакуационный выход: Выход, используемый для эвакуации людей и ведущий наружу или в безопасную зону.

П р и м е ч а н и е Эвакуационные выходы могут быть как основными, постоянно функционирующими для входа и выхода людей в обычной (штатной) ситуации, так и запасными, используемыми в условиях чрезвычайной ситуации.

 

4    Проектирование фотолюминесцентной эвакуационной системы

 

4.1 ФЭС должна обеспечивать соответствующей понятной информацией находящимся в здании лю- дям с тем, чтобы они могли организованно эвакуироваться из любого места.

П р и м е ч а н и е ФЭС рассчитана на установку по всему зданию, но может ограничиваться определен- ными частями путей аварийного выхода, где это обосновано анализом риска.

Фотолюминесцентные эвакуационные системы могут состоять из разных сочетаний возможных ком- понентов (знаков безопасности, символов ИМО, разметки дверей эвакуационных и аварийных выходов, сигнальной разметки обозначения опасных мест, планов эвакуации); требуемая конфигурация определяет- ся при проектировании. В техническом задании на разработку ФЭС следует указать:

- ожидаемое количество людей, которые будут использовать этот маршрут эвакуации;

- тип деятельности, осуществляемой в данном здании;

- ожидаемое время задержки перед началом эвакуации;

- сложность маршрутов эвакуации и возможность потери ориентации при изменениях направления и перемещении на лестницах;

- конкретные опасности, которые могут возникнуть при эвакуации;

- наличие поэтажных планов или планов эвакуации на пути маршрутов эвакуации.

Визуальные элементы в дыму будут видны с бóльшего расстояния видимости, если выше яркость или интенсивность элементов ФЭС.

В условиях яркого нормального освещения фотолюминесцентные знаки следует проектировать с расчетом удовлетворения требований к их фотометрическим и колориметрическим характеристикам.

П р и м е ч а н и я

1 Когда отсутствует всякое другое внешнее освещение, эти знаки и разметки перестают отличаться цветом по мере того, как яркость падает ниже 2 кд/м2, однако контраст и адаптация человеческого глаза к темноте позволяют достаточно хорошо видеть знаки и разметку с предусмотренных расстояний.

2 ФЭС состоит из целого ряда фотолюминесцентных компонентов, включающих направляющие линии, пре- дупреждающие знаки и указатели направления. При ярком освещении или в условиях аварийного освещения эти компоненты заметны по контрасту с поверхностью подложки или по контрасту фотолюминесцентных границ с цветами безопасности. Когда нет никакого другого внешнего освещения, все компоненты заметны благодаря своим яркостным свойствам и характерному желтовато-зеленому фосфоресцирующему цвету.

3  Частота и количество фотолюминесцентных компонентов, установленных в ФЭС, зависят от сложности маршрута эвакуации. Все дополнительные знаки являются визуальными подсказками в пространстве путей эва- куации, и поэтому создают дополнительный комфорт и уверенность в спасении.

4.2 ФЭС включает в себя (визуализацию) элементы, обозначающие:

- пути эвакуации;

- эвакуационные двери (аварийные выходы);

- опасные места, расположенные вдоль путей эвакуации;


 

- места размещения спасательных средств, средств противопожарной и противоаварийной защиты, средств связи;

- объекты оперативного опознания.

4.2.1 ФЭС разрабатывают для:

- зданий, сооружений, а также их отдельных частей, у которых площадь, вместимость и количество находящихся в них людей соответствуют нормативным показателям, установленным в нормах пожарной безопасности по проектированию систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях.

ФЭС и элементы ФЭС допускается использовать в составе смонтированных систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях по НПБ104 [1], кроме 5-го типа, для которого необходимо устано- вить специальные требования (условия) применения ФЭС;

- потенциально опасных объектов (их отдельных частей), в том числе морских (речных) объектов;

- зданий, сооружений и объектов без естественного освещения, но при наличии искусственного осве- щения том числе подземных сооружений и объектов) площадью более 100 м2;

- особо опасных помещений и помещений с повышенной опасностью, соответствующих требовани- ям правил устройства электроустановок;

- транспортных средств, перевозящих более 36 пассажиров;

- специальных транспортных средств, имеющих на борту более 200 человек персонала.

4.2.2  Отдельные элементы ФЭС применяют во всех остальных случаях с учетом требований раздела 1.

4.3 ФЭС или элементы ФЭС применяют:

- в случаях, если установка аварийного освещения не предусмотрена;

- в дополнение к установленному аварийному освещению для повышения безопасности людей.

4.4 В местах размещения ФЭС должно быть предусмотрено общее искусственное или естественное освещение, соответствующее требованиям 7.1.

Примеры обустройства элементами ФЭС интерьера зданий, сооружений приведены в приложе- нии А.

4.5 Планы эвакуации следует разрабатывать для всех зданий, сооружений, транспортных средств и объектов в соответствии с требованиями 6.2 настоящего стандарта, ГОСТ 12.1.004 части организацион- но-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности по 3.3 и разделу 4), Правил пожар- ной безопасности федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, Правил и Руководств по обеспечению безопасности на море [2], [3], [4] и других нормативных документов, уста- навливающих требования по защите человеческой жизни и обеспечению эвакуации.

4.5.1 Разработанные планы эвакуации согласовываются с территориальным подразделением феде- ральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности, утверждаются руководителем организации и являются основанием для их воспроизведения, в том числе в фотолюминесцентном испол- нении, и вывешивания на видных местах.

4.5.2 Планы эвакуации следует использовать для:

- систематического обучения и инструктажа персонала правилам поведения на случай возможной эвакуации;

- привлечения внимания к путям эвакуации и ориентации людей, находящихся в здании, сооружении, транспортном средстве или объекте общежитиях, гостиницах, больницах, пассажирских вагонах, морс- ких (речных) судах и т.п.], в целях организации эвакуации и спасания при возникновении чрезвычайной ситуации;

- проведения аварийно-спасательных работ в процессе ликвидации чрезвычайной ситуации.

 

5 Классификация элементов фотолюминесцентной эвакуационной системы и знаков безопасности

 

5.1 В зависимости от условий эксплуатации, материала изготовления, метода фиксации фотолюми- несцентных материалов и состояния поверхности знаки безопасности и элементы ФЭС классифицируют согласно таблице 1.

Знаки безопасности и элементов ФЭС снабжают описанием материала, используемого для их изго- товления с подробным описанием условий эксплуатации.


 

Т а б л и ц а 1 — Классификация  знаков  безопасности  и  элементов ФЭС

 

Спецификация

Классификация

Рабочая среда

I внутренняя

E внешняя

S особая

Основной материал:

-  R твердый

-  F гибкий

P пластмасса

M металл

О другое

Метод фиксации

M механический, P клей, склеивающий при на- давливании

A альтернативный

 

5.2 Рабочую среду подразделяют на:

- внутреннюю (I): применимую обычно к среде, где температура окружающей среды от 10 °C до 30 °C, и которая подвержена ограниченным изнашивающим условиям в результате, например, удара, сти- рания, коротких периодов колебаний температур вне вышеупомянутого диапазона, УФ-воздействия или в результате воздействия агрессивных атмосфер. При этом необходимо регулярно очищать элементы ФЭС и знаки безопасности неагрессивными продуктами очистки;

- внешнюю (E): применимую к климатическим условиям, которые включают в себя сезонные и ежед- невные изменения температур и влажности, а также подверженность солнечному свету, ветру и влажности. Климатические условия могут быть определены точнее, например «Северное полушарие», «Тропическое», и могут быть дополнены описанием разработанной устойчивости к особым условиям;

- особую (S): применимую обычно к рабочим средам, отличным от обозначенных в соответствии с классификациями «I» или «E», или к условиям, обозначенным «I» или «E», которые отдельно описаны, чтобы подчеркнуть специальные эксплуатационные свойства знака безопасности или элемента ФЭС.

5.3  Основные типы элементов фотолюминесцентной эвакуационной системы

5.3.1 Элементы ФЭС подразделяют на знаки, разметку и преобразователи света. К знакам относят:

- знаки безопасности по ГОСТ Р 12.4.026;

- символы ИМО в соответствии с Резолюциями ИМО А. 760 (18) и А.654 (16) [3],[4];

- стрелки;

- планы эвакуации;

- этикетки, ярлыки, таблички с надписями и (или) графическими изображениями;

- маркировку.

К разметке в составе ФЭС относят линейные, плоские и объемные изделия (фигуры), выполненные с применением фотолюминесцентных материалов и предназначенные для обеспечения визуализации путей эвакуации.

К преобразователям света в составе ФЭС относят экраны светового фона плоские и объемные изделия с фотолюминесцентной поверхностью.

5.3.2 Элементы ФЭС по смысловому значению (функциональному назначению) подразделяют на запрещающие, предупреждающие, предписывающие и указательные.

5.3.3 Элементы ФЭС могут быть сборными и составными.

Сборные элементы могут быть плоскими изделиями различной геометрической формы: круга, треугольника, квадрата, прямоугольника, шестиугольника, а также лентами, полосами и объемными изделиями.

Составные элементы ФЭС набирают из сборных элементов, как правило, при монтаже.

5.3.4 Линейная разметка может быть сплошной (сплошные линии), прерывистой (штриховые линии) или точечной (пунктирные линии или разметка в виде дискретных элементов).

5.3.5 Плоская разметка может быть различной формы: круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, в виде оттиска ступни ноги или подошвы обуви и т.п.

5.3.6 Объемную разметку выполняют на поверхности объемных изделий.

5.3.7 Разметка может быть одноцветной желтовато-белого или белого цвета или многоцветной. К пос- ледней относят:

- сигнальную разметку по ГОСТ Р 12.4.026;

- разметку с надписями и (или) графическими изображениями.


 

5.3.8 Сигнальную разметку с чередующимися полосами черного и желтовато-белого (белого) цветов, расположенными прямо (вертикально или горизонтально) или наклонно под углом 45° 60°, применяют для обозначения постоянно существующих препятствий, опасных мест, участков, зон, встречающихся на путях эвакуации.

5.3.9 Сигнальную разметку с чередующимися и зигзагообразными полосами («елочка») зеленого и желтовато-белого (белого) цветов применяют для обозначения границ безопасного движения и в составе направляющих линий (полос) для дополнительного указания направления к выходу.

5.4 К запрещающим элементам ФЭС относят:

- запрещающие знаки безопасности по ГОСТ Р 12.4.026;

- таблички с надписями и символами, запрещающими опасное поведение или действие.

П р и м е ч а н и е — Таблички (здесь и далее по тексту) следует выполнять в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.4.026 к дополнительным знакам.

5.5 К предупреждающим элементам ФЭС относят:

- предупреждающие знаки безопасности по ГОСТ Р 12.4.026;

- таблички с надписями и символами, предупреждающими об опасности;

- сигнальную разметку с чередующимися полосами черного и желтовато-белого (белого) цветов, рас- положенными прямо (вертикально или горизонтально) или наклонно под углом 45°—60°.

5.6 К предписывающим элементам ФЭС относят:

- предписывающие знаки безопасности по ГОСТ Р 12.4.026;

- символы ИМО в соответствии с Резолюцией ИМО А. 760 (18) [3], регламентирующие последователь- ность действий при использовании спасательных средств;

- таблички с инструктивными указаниями (надписями) и (или) графическими изображениями о порядке приведения в действие спасательных средств, средств противопожарной защиты, виде огнетушащего или нейтрализующего вещества, возможности использования для тушения электроустановок под напряжени- ем, локализации опасных химических веществ и т.п.

5.7 К указательным элементам ФЭС относят:

- эвакуационные знаки безопасности и знаки безопасности медицинского и санитарного назначения по ГОСТ Р 12.4.026;

- знаки пожарной безопасности по ГОСТ Р 12.4.026;

-  символы ИМО, относящиеся к схемам противопожарной защиты в соотвествии с Резолюцией ИМО А.654 (16) [4];

- символы ИМО, относящиеся к спасательным средствам и устройствам, в соответствии с Резолюци- ей ИМО А.760 (18) [3];

- планы эвакуации;

- стрелки;

- таблички с поясняющими надписями и (или) графическими изображениями;

- линии (полосы) направляющие, контурные и ограничительные;

-  плоские фигуры (экраны светового фона, подложки и т.п.), предназначенные для визуализации в темноте различных объектов оперативного опознания;

-  объемные изделия (трубопроводную арматуру, телефоны, пеналы, кнопки, накладки, рукоятки, выключатели, дверные ручки, профиль различной формы и сечения, полимерные и керамические плиты и т.п.), предназначенные для визуализации в темноте различных объектов оперативного опознания;

- сигнальную разметку с чередующимися зигзагообразными полосами («елочка») зеленого и желто- вато-белого (белого) цветов для обозначения границ безопасного движения пути эвакуации и в составе направляющих линий (полос) для дополнительного указания направления к выходу.

 

6  Требования к размещению элементов фотолюминесцентной эвакуационной системы

 

6.1 Выбор элементов

На окончательный выбор элементов для ФЭС оказывает влияние:

- высоко- и низкорасположенные компоненты, которые являются основными визуальными компонен- тами ФЭС.

П р и м е ч а н и я

1 Общий принцип проектирования состоит в том, что элементы указания маршрута эвакуации лучше обнару- живаются периферическим зрением и что знаки и информация легче читаются и понимаются в прямом поле


 

зрения, когда освещенность, контраст освещенности и размер увеличены, а значения минимального фотометри- ческого свойства и размеры для компонентов соответствуют значениям настоящего стандарта.

2  Восприятие, распознаваемость и узнаваемость увеличиваются с размерами, освещенностью или интен- сивностью и частотой установки компонентов.

- предварительного облучения фотолюминесцентных элементов для их дальнейшего свечения;

- продолжительного и яркого свечения высокорасположенных фотолюминесцентных знаков аварий- ного выхода на все время нахождения людей в помещении в случае отказа обычного электропитания;

- минимальных требований к свечению низко- и среднерасположенных фотолюминесцентных знаков маршрутов эвакуации и направляющих линий в темноте в период их использования после отключения освещения.

6.2  Требования к планам эвакуации

6.2.1 Планы эвакуации могут быть этажными, секционными, локальными и сводными (общими).

Этажные планы эвакуации разрабатывают для этажа в целом. Секционные планы эвакуации следует разрабатывать:

- если площадь этажа более 1000 м2;

-  при наличии на этаже нескольких обособленных эвакуационных выходов, отделенных от других частей этажа стеной, перегородкой;

- при наличии на этаже раздвижных, подъемно-опускных и вращающихся дверей, турникетов;

- при сложных (запутанных или протяженных) путях эвакуации.

Вторые экземпляры этажных (секционных) планов эвакуации, относящихся к одному зданию, соору- жению, транспортному средству или объекту, включают в сводный (общий) план эвакуации для здания, сооружения, транспортного средства или объекта в целом.

Сводные планы эвакуации следует хранить у дежурного и выдавать по первому требованию руково- дителя ликвидации чрезвычайной ситуации.

Локальные планы эвакуации следует разрабатывать для отдельных помещений (номеров гостиниц, общежитий, больничных палат, кают пассажирских судов и т.п.).

6.2.2 При проведении работ по реконструкции или перепланировке здания, сооружения, транспортно- го средства, объекта в план эвакуации должны быть внесены соответствующие изменения.

6.2.3 Планы эвакуации должны состоять из графической и текстовой частей. Графическая часть дол- жна включать в себя этажную (секционную) планировку здания, сооружения, транспортного средства, объекта с указанием:

а) путей эвакуации;

б) эвакуационных выходов и (или) мест размещения спасательных средств;

в) аварийных выходов, незадымляемых лестничных клеток, наружных открытых лестниц и т.п.;

г) места размещения самого плана эвакуации в здании, сооружении, транспортном средстве, объекте;

д) мест размещения спасательных средств, обозначаемых знаками безопасности и символами ИМО; е) мест размещения средств противопожарной защиты, обозначаемых знаками пожарной безопасно-

сти и символами ИМО.

Цветографические изображения знаков безопасности, символов ИМО и знаков безопасности (симво- лов) отраслевого назначения на планах эвакуации должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 12.4.026, Резолюций ИМО А.654 (16) [4], А.760 (18) [3] и нормативным документам отраслевого назначения.

Знаки безопасности и символы допускается дополнять цифровыми, буквенными или буквенно-циф- ровыми обозначениями.

Высота знаков безопасности и символов на плане эвакуации должна быть от 8 до 15 мм, на одном плане эвакуации они должны быть выполнены в едином масштабе.

При необходимости конкретизации признаков (технических характеристик) средств противопожарной защиты, обозначаемых на планах эвакуации, допускается применять условные графические обозначения по ГОСТ 28130.

Для знаков безопасности, символов и условных графических обозначений должны быть даны поясне- ния их смыслового значения в текстовой части плана эвакуации.

На этажных планах эвакуации в графической части должен быть указан номер этажа. В текстовой части следует излагать:

- способы оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации (пожара, аварии и др.);

- порядок и последовательность эвакуации людей;


 

- обязанности и действия людей, в том числе порядок вызова пожарных или аварийно-спасательных подразделений, экстренной медицинской помощи и др.;

- порядок аварийной остановки оборудования, механизмов, отключения электропитания и т.п.

- порядок ручного (дублирующею) включения систем (установок) пожарной и противоаварийной авто- матики.

Текстовая часть планов эвакуации должна содержать инструкции о действиях в условиях чрезвычай- ной ситуации (при пожаре, аварии и т.п.), дополненные для наглядности знаками безопасности и симво- лами.

6.2.4 Размеры планов эвакуации выбирают в зависимости от его назначения, площади помещения, количества эвакуационных и аварийных выходов:

600 × 400 мм для этажных и секционных планов эвакуации; 400 × 300 мм для локальных планов эвакуации.

6.2.5 Пути эвакуации, ведущие к основным эвакуационным выходам, следует обозначать сплошной линией зеленого цвета с указанием направления движения.

6.2.6 Пути эвакуации, ведущие к запасным эвакуационным выходам, следует обозначать штриховой линией зеленого цвета с указанием направления движения.

6.2.7 Планы эвакуации следует выполнять на основе фотолюминесцентных материалов.

6.2.8 Фон плана эвакуации должен быть желтовато-белым или белым для фотолюминесцентных мате- риалов.

6.2.9 Надписи и графические изображения на плане эвакуации (кроме знаков безопасности и симво- лов) должны быть черного цвета независимо от фона.

Шрифт надписей на плане эвакуации по ГОСТ Р 12.4.026. Высота шрифта не менее 5 мм.

6.2.10  Планы эвакуации следует вывешивать на стенах помещений и коридоров, на колоннах и в строгом соответствии с местом размещения, указанным на самом плане эвакуации.

6.3  Размещение элементов фотолюминесцентной эвакуационной системы на объектах метрополитена и транспортных средствах

6.3.1 Углы стен, колонны и ограничительную линию вдоль края платформ на станциях метрополитена следует обозначать сигнальной разметкой с чередующимися полосами черного и желтовато-белого (бело- го) цветов, расположенными прямо (вертикально или горизонтально) или наклонно под углом 45°— 60°, или линиями.

6.3.2 Обозначение элементами ФЭС переходов между станциями метрополитена следует выполнять так же, как обозначения коридоров и лестниц.

6.3.3 Эскалаторы следует обозначать элементами ФЭС так же, как лестницы в соответствии с требо- ваниями.

Металлические турникеты при входе на лестницу эскалатора обозначают сигнальной разметкой с чередующимися полосами черного и желтовато-белого (белого) цветов, расположенными прямо (верти- кально или горизонтально) или наклонно под углом 45° 60°.

6.3.4 Цветографические изображения и надписи на объемных знаках безопасности с внутренним или внешним электрическим освещением, размещаемые на объектах метрополитена и в подземных сооруже- ниях, рекомендуется выполнять с применением фотолюминесцентных материалов.

6.3.5 Вагоны электропоездов и пассажирские вагоны поездов должны быть обустроены элементами ФЭС таким образом, чтобы пассажиры имели возможность:

- ориентироваться в темном вагоне при аварийном отключении освещения;

-  читать вывешенные в вагоне инструкции о действиях в случае возникновения чрезвычайной ситуации;

- определять при необходимости места размещения средств противопожарной защиты, переговор- ных устройств, средств индивидуальной защиты и т.п.;

- передвигаться по составу к головному или хвостовому вагону.

6.4  Визуальное усиление

Предупреждающие знаки и указатели направления следует размещать через промежутки, достаточ- ные для обеспечения постоянства и непрерывности информации.

Частота размещения и визуальное усиление указателей направления на верхнем, среднем и нижнем уровнях должны определяться анализом риска.

Указатели направления, при их низком расположении, должны быть включены или находиться рядом с направляющими линиями. Там, где осуществимо, знаки направления, находящиеся на верхнем и сред- нем уровнях, должны дублироваться на нижнем уровне.


 

6.4.1 Нижнее размещение должно быть главным для направляющих линий, дающих перспективный обзор до 30 м так же, как и указатели направления до расстояний наблюдения в 5 м.

Дополнительную разметку маршрута эвакуации и направляющие линии допускается размещать на высоте до 1,20 м от пола, давая визуальное усиление и помогая в распознавании направляющих рельсов, перил или других архитектурных элементов вдоль маршрута эвакуации. Это увеличивает видимость марш- рута эвакуации при средних расстояниях наблюдения приблизительно на 10 20 м.

Высокорасположенные предупреждающие знаки и указатели направления следует располагать так, чтобы обеспечивать визуальное усиление на средних и дальних расстояниях наблюдения между 10 30 м и чтобы указывать на изменение направления маршрута эвакуации или на промежуточные и конечные пункты сбора маршрута эвакуации, и они должны быть установлены на всех дверях аварийных выходов на маршруте эвакуации и на конечном выходе.

Визуальное поле между 1,20 и 1,80 м на стенах вдоль маршрута эвакуации можно использовать для визуального усиления информации о направлении при средних расстояниях наблюдения приблизительно 10 20 м.

6.4.2 Цвет, форма и графические символы предупреждающих знаков должны отвечать требованиям ГОСТ Р 12.4.026. Все компоненты активированной ФЭС должны иметь контраст яркости по отношению к окружению не менее трех при всех запланированных условиях работы.

6.4.3 Конечные и промежуточные пункты назначения на маршруте эвакуации, такие как эвакуацион- ные и аварийные выходы по дороге и площадки сбора (убежища), должны быть особенно четко выделены с помощью компонентов ФЭС.

6.4.4 ФЭС должна исключать предоставление альтернативных путей следования, могущих вызывать неопределенность и неуверенность при эвакуации. Если расстояния у альтернативных маршрутов равные, следует помещать указания (призывы) использовать оба пути, размещая направляющие знаки на некото- ром расстоянии от точки расхождения равных путей.

6.4.5 Частота размещения указателей направления на верхнем, среднем и нижнем уровнях должна быть увеличена в тупиковых участках, чтобы не допускать людей в тупик по маршруту эвакуации.

6.4.6 Общая информация для публики и знаки, относящиеся к внутренней организации здания, долж- ны быть второстепенными и заметно отличаться по цвету от компонентов ФЭС на протяжении всего марш- рута эвакуации.

П р и м е ч а н и е Это достигается увеличением размера, частоты размещения и яркости у компонентов ФЭС или уменьшением размеров и яркости потенциально конкурирующей информации.

6.4.7 В многоэтажных зданиях ФЭС должна включать в себя систему обозначения нумерации эта- жей на всех лестничных клетках. На каждом этаже или в главном коридоре, ведущем к эвакуационным выходам, должен быть план этажа, помогающий ориентироваться.

6.4.8 Местонахождение пожарного и аварийного оборудования вдоль или рядом с маршрутами эва- куации должно быть обозначено соответствующими знаками согласно ГОСТ Р 12.4.026.

6.5  Последовательное и четкое применение знаков маршрутов эвакуации и указателей направления

6.5.1 В соответствии с настоящим стандартом ФЭС должна использовать знаки безопасности, приве- денные для эвакуационных и аварийных выходов, и применять соответствующие дополнительные знаки стрелки для указания направления. Все знаки выхода на дверях эвакуационных выходов на маршрутах эвакуации должны использовать знак направленной вверх стрелки, означающий «Отсюда дальше и впе- ред» (см. рисунок 1).

 

 

Рисунок 1

 

6.5.2 Направление, указываемое стрелкой, используют исключительно для обозначения направления движения при эвакуации. Знаки маршрута эвакуации, указывающие направление движения (см. рисун- ки 2 и 3), следует применять исключительно для обозначения направлений, по которым должны следовать


 

люди. Графический символ в знаке направления на верхнем, среднем и нижнем уровнях следует всегда использовать в сочетании с соответствующей стрелкой.

 

 

Рисунок 2 Примеры знаков маршрутов эвакуации или указателей направления, которые допускается

использовать вместе с текстом

 

 

 

Рисунок 3 Пример указателя направления к обозначению этажа и напольной разметке

 

6.5.3 Точное значение указателя направления всегда зависит от места установки. Особое внимание должно быть обращено на изменение направления движения, на обозначение промежуточных дверей, через которые люди проходят вдоль маршрута эвакуации и на маршруте эвакуации, требующие перехода на верхний уровень в здании.

6.6  Знаки маршрута эвакуации и указателей направления к ближайшему выходу или площадке безопасности

6.6.1 За ожидаемый период эксплуатации знаки маршрута эвакуации и указателей направления дол- жны давать четкую, заметную и однозначную информацию о направлениях, видную со всех возможных мест маршрута эвакуации и с прилегающих участков. Эти знаки маршрута эвакуации и указателей направ- ления должны следовать вплоть до безопасных участков или площадок сбора. Чтобы исключить замеша- тельство и неуверенность, визуальная презентация направляющих линий должна быть как можно более непрерывной, а количество мест разрыва минимальным.

6.6.2 Компоненты системы указания направления должны быть расположены так, чтобы помочь избе- жать возможных рисков для людей.

6.6.3 Высокорасположенные знаки выхода должны быть установлены на всех выходах, предназна- ченных для использования в чрезвычайных ситуациях, а также там, где необходимо, вдоль маршрута эвакуации, для указания направления к следующему выходу, безопасному участку, площадке сбора, а также, чтобы указывать положение маршрута эвакуации для людей в прилегающих участках. Там, где в пределах видимости невозможно прямое наблюдение знака эвакуационного выхода, должны быть указате- ли направления к выходу, чтобы помогать движению к эвакуационному выходу. Максимальное расстояние между знаками маршрута эвакуации должно быть 5 м.

Указатели направления могут быть укреплены на стене или подвешены для обеспечения точной ин- формации о направлении. Напольные указатели направления должны быть такими, как на рисунке 3.

Дополнительная информация, такая как расстояние до выходов и разметка второстепенного пути, может быть включена в направляющие линии.

Размер указателей направления на низкорасположенных направляющих линиях должен быть таким же, что и направляющие линии пути, не менее 50 мм.


 

6.6.4 Низкорасположенные направляющие линии с информацией о направлении должны быть разме- щены в дополнение к высокорасположенным знакам вдоль всего пути для его четкого обозначения. Разры- вы не должны превышать 0,2 м, если только вдоль маршрута эвакуации нет дверей; в противном случае напольная или настенная направляющая линия может быть прервана с максимальным разрывом 1 м, или эти линии должны быть продолжены обводом на полу перед дверью. Створки дверей никогда не должны помечаться направляющей линией.

Максимальная высота низкорасположенных знаков должна быть выше уровня пола на 0,4 м. Если низкорасположенная направляющая линия прерывается, ее можно продолжить на полу на протяжении этого разрыва.

Указатели направления, как показано на рисунках 1 и 2, должны быть расположены с максимальными интервалами через каждые 5 м, а в критических точках, как перекрестки и изменения направления, и чаще вдоль всей длины направляющей линии.

Указатели направления могут находиться прямо на стене,