- пожарный автомобиль для транспортирования пожарных рукавов и прокладки рукавных магистральных линий. Первые рукавные пожарные автомобили (АР) были созданы в начале ХХ в. на базе пожарных фургонов, в центр. часть которых устанавливались съёмнОперевознь1е катушки с рукавами; вдоль бортов укладывались в отдельные отсеки скатки резервных рукавов. АР применяются при тушении крупных пожаров для прокладки магистральных рукавных линий от водоисточника с насосной станцией. В комплектацию АР входят стационарные и переносные лафетные стволы, которые могут быть использованы для подачи водяных или пенных струй на большие расстояния, комплект рукавных мостиков и другое пожарно- техническое вооружение. Одним из первых серийных образцов АР стал АРП-2,2 мод. ПРМ-43М на шасси ЗИЛ-157 производства Прилукского завода противопожарного оборудования. Автомобиль Оснащался Комплектом рукавов — 77 мм длиной 2200 м. Затем предприятие освоило производство АР-2 на шасси ЗИЛ-131 и КамАЗ-4З1О5. Автомобиль последней модели имел возможность перевозить пожарные рукава в кол-ве: 140 ед. — 77 и 95 ед. — 150. С 1959 по 1990 г. Прилукское ПО «Пожмашина» выпустило 2043 рукавных автомобилей. В 1997 к производству АР приступило впервые в России Торжокское ОАО «Пожтехника», освоив выпуск АР-2 (43101) с запасом рукавов: 60 ед. —77 и 40 ед. — 150. Затем АР на шасси КамАЗ и Урал стали производить и др. предприятия. В последних моделях прокладка рукавов осуществлялась путём механического самопроизвольного вытягивания их по ходу автомобиля. Скатка рукавов осуществлялась с помощью спец. наматывающего устройства с гидроприводом.