— пожарный автомобиль, оборудованный пожарным центробежным насосом, ёмкостью для пенообразователя, комплектом пожарно-технического вооружения и пожарными рукавами. Предшественником АНР был пожарный автонасос (АН). Главное отличие АНР от АН состоит в том, что АНР вывозит в 3—4 раза больше (в зависимости от модели) напорных пожарных рукавов. АНР относится к основным пожарным автомобилям. АПР предназначен для подачи воды, ВМП, доставки личного состава пожарной охраны и пожарно-техн. вооруж. на место пожара. Подача воды или ВМП АПР может осуществляться только после установки его на водоисточник (пожарный гидрант или водоём). Предусмотрена возможность во время движения АПР осуществлять прокладку магистральных рукавных линий и их уборку. Как правило, боевой расчёт АНР состоит из 9 пожарных. Каждая модель АПР имеет условное обозначение, составленное из ряда его основных пожарно-техн. характеристик. Первые две цифры обозначают подачу насоса, л/с; следующие цифры — длину напорных пожарных рукавов, м, вывозимых на данном автомобиле; в скобках указывается тип шасси, на котором смонтирован АНР, например, АНР—40-800 (4331). Производство АНР в нашей стране началось с 1970. Последняя модель пожарного насосно-рукавного автомобиля АНР-40 (130) мод. 127 Б имеет следующие осн. характеристики: шасси — ЗИЛ 130 (ЗИЛ-431412); насос ПН4ОУВ; подача 40 л/с; напор 100 м. вод, ст.; напорные пожарные рукава — 820 м; вместимость бака для пенообразователя 490 л.; полная масса 7930 кг; габариты: 7660/2490/2790 мм. В настоящее время АПР выпускаются специализированными предприятиями «под заказ», доля АПР в общем парке осн. пожарных автомобилей относительно невелика и составляет, по состоянию на 2000, 247 ед. Незначительный спрос на АПР объясняется тем, что в его конструкции отсутствует бак для воды, поэтому насосно-рукавный автомобиль целесообразно применять лишь в крупных городах с разветвленной сетью наружного водопровода, где, как свидетельствует статистика, АПР используется в дна раза чаще, чем пожарные автоцистерны.