- пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и предназначенный для доставки на место пожара личного состава и пожарно-технического вооружения. В начале ХХ в. с появлением автомобилей стали создаваться автонасосы различных моделей: линейка (для перевозки пожарных), фургон и паровая машина. По компоновке насоса на шасси эти автомобили условно разделялись на З класса: с передним, ср. и задним расположением насоса. В зависимости от размещения личного состава на П. а. они делились на автонасосы с наружной и внутренней посадкой и продольным и поперечным расположением мест. до 1940-х гг. в СССР наибольшее распространение получили П.а. на шасси: ГАЗ-АА с насосом 900 л/мин; ЗИЛ (АМО-4) с насосом 2300 л/мин. Для забора воды от источника все эти автомобили имели баки «первой помощи» для заполнения насоса вместимостью соответственно 150 и по 350 л. Позже стали выпускаться автонасосы на Варгашинском заводе НПО (АНП-20 на шасси ГАЗ-69. оборудованные рукавным автоприцепом) и на Прилукском заводе противопожарного оборудования (АН-ЗО на шасси ЗИЛ-164А мод. ПМЗ-52 и АН-ЗО на шасси ЗИЛ-1ЗО мод. ПМЗ-64). П.а. последних моделей имели заднее расположение насоса ПН-30 с вместимостью пенобака 400 и 500 л. для прокладки магистральных рукавов П. а. оснащались рукавными катушками на 120 м рукавов д. 66 мм. Число мест для личного состава составляло 9 и 10. С 1951 по 1972 Прилукское ПО «Пожмашина» изготовило 2193 автонасоса. Наибольшее распространение в СССР в последние годы получил насосно-рукавный автомобиль АНР-40 на шасси ЗИЛ-130 мод. 127 производства Прилукского ПО «Пожмашина». Он имел насос ПН-40 среднего (салонного) размещения; пенный бак на 350 л; запас рукавов: д. 51 — 8 шт., д. 66 — 2 шт.. д. 77 — 9 шт. В зависимости от заказа АНР оснащались рукавами и д. 89. С началом их производства в типаже пожарных машин термин «автонасос» не использовался и был заменён термином «насосно-рукавный автомобиль». За 1970—1990 гг. Прилукское ПО «Пожмашина» изготовило 1654 таких автомобилей. В России производство насосно-рукавных автомобилей различных моделей освоено на шасси типа ЗИЛ-4331.