- ж.-д. состав, оснащенный насосным агрегатом, запасом ОТВ и пожано-техн. вооруж. для выполнения поставленных задач по тушению пожаров объектов, расположенных вблизи ж. д., и подвижного состава ж. д.
П. п., как самостоятельная разновидность ж.-д. транспорта спец. назначения, впервые были организованы по постановлению Совета Труда и Обороны (1921). Согласно постановлению в целях обеспечения противопожарной защиты действующие ж. д. России были поделены в пределах регионов с центрами в гг. Москва, Бологое, Вологда, Екатеринбург, Курск, Самара, Смоленск, где П. п. находились в боевом дежурстве с 15 мая по 1 ноября 1921. С этого времени началось повсеместное создание П. п. Так, на Мурманской ж. д. (ныне Октябрьская ж. д.) в 1927 было введено Положение о пожарных поездах, предусматривающее разработку П. п. на базе американского вагона с оснащением его паровой машиной или мотопомпой, 2 водяными баками общей вместимостью 1500 вёдер, 1000 м пожарных рукавов. Для тушения небольших пожаров на объектах вблизи ж.-д. станций применялись пожарные автодрезины, в которых тягловый силовой агрегат (двигатель внутр. сгорания) одновременно служил для привода пожарного насоса. Совр. П. п., относящиеся к ведению ведомственной пожарной охраны, подразделяются на I и II категории.
П. п., как правило, дислоцируется на крупной ст., где имеется локомотивный парк. Участники выезда определяются временем прибытия П. п. на пункт вызова (не более 1,5 ч), расстояние до которого не должно превышать 100 км.
Формирование, содержание и использование П. п. определяется «Правилами содержания и эксплуатации пожарных поездов на железнодорожном транспорте Российской Федерации», а также ведомственными нормативными документами.