Цель РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ - предложение широкого спектра услуг по низким ценам на постоянно высоком качестве.


Пожары на Руси издавна были одним из самых тяжких бедствий. По неск. раз выгорали гг. Юрьев, Владимир, Суздаль, Новгород. В 1194 отмечены обширные пожары в гг. Ладога и Русса. С ростом городов росли и масштабы пожаров. В 1212 огонь уничтожил в Новгороде 4 300 дворов из имевшихся 5 000. Пожар в 1356 за 2 ч практически уничтожил всю Москву. По мере развития и укрепления государственности предпринимаются попытки влияния на пожароопасную обстановку. Вышедший в ХI в. сб. законов «Русская правда» устанавливал след. наказание за поджоги: поджигатель и его семья обращались в рабство, а их имущество передавалось в казну. Судебник 1497 предусматривал за поджог смертную казнь. Организация пожарной службы связана с именем Великого князя Московского и всея Руси Ивана III. В нач. ХVI в. по его указу создаётся пожарно-сторожевая охрана, основу которой составляло население. Осн. средства борьбы с огнём — топоры, ломы, бердыши, крючья, вёдра, лестницы. В 1504 издаётся первый на Руси нормативный акт по пожарной безопасности, запрещавший топку бань и изб летом без крайней необходимости, использование для освещения в вечернее время свечей. Ремесленники должны были устраивать свои мастерские вдали от жилищ. С сер. ХVI в. началось преобразование пожарной службы. На тушение пожаров в Москве посылались стрельцы. Впервые в мире для борьбы с огнём стали использовать воинские подразделения. В 1582 ППБ, действовавшие на терр. Москвы, были распространены и за её пределы. В 1603 Борис Годунов для контроля за соблюдением этих правил разделил столицу на 11 окр., назначив в каждом из них ответственным «за береженье от огня» чл. Боярской думы. Первая пожарная команда в Москве была создана в 20-х гг. ХVII в. Первоначально в её состав входило 100 чел., затем численность была увеличена до 200 чел. На их вооруж. имелись простейшие насосы, бочки, вёдра, щиты из луба и др. имущество, выделяемое казной. Ответственный за тушение пожаров Земский приказ собирал на содержание команды подати с населения. В 1649 на Руси были приняты два документа, относящихся к П. д.: Наказ о градском благочинии и Уложение царя Алексея Михайловича. Первый предписывал всем состоятельным людям держать ао дворах медные водоливные трубы и деревянные вёдра. Жителям со ср. и малым достатком полагалось держать одну такую трубу на 5 дворов. За невыполнение противопожарных мер, неявку на тушение пожаров предусматривались наказания. Контроль за выполнением правил отопления возлагался на десятских и сторожей, которых, в свою очередь, контролировали решёточные приказчики. Вторым документом вводилась уголовная ответственность за поджоги и устанавливалось различие между неосторожным обращением с огнём и поджогом. При пожарах решёточные приказчики, стрельцы, уличные сторожа с инструментом и запасом воды д. б. прибывать «тотчаси и действовать неоплошно, чтобы пожар утушить и дворы, хоромы от огня отнять». Руководили тушением объезжие головы. Важным моментом в профилактике пожаров явилась обязательная чистка дымоходов, с 1675 это правило распространялось на Москву и ряд др. городов. Новое развитие борьба с пожарами получила при Петре 1. Первоначально охрана от пожаров С.-Петербурга была возложена на жителей города. Пожарную повинность несло и духовенство. Устанавливая порядок ночного караула, Петр 1 предписывал для пожаров иметь: вёдра, топоры, войлочные щиты, деревянные трубы (насосы), а в некоторых местах сбора — крюки, парусы и большие водоливные трубы. В 1711 взамен стрелецкого войска созданы регулярные полки, которые стали привлекаться в помощь населению при тушении пожаров. Эта мера законодательно закреплена указом «О неукоснительном прибытии войск на пожары», Для оснащения гарнизонов выделялись необходимые пожарные инструменты. Рук. тушением возлагалось на воинского начальника. Петр 1 лично принимал участие в борьбе с огнём. Рук. всей пожарной охраны был князь Троекуров. Централизованное управление пожарной охраной связано с образованием в России гос. учреждений. Адм. полицейские функции в Москве в кон. ХУI — нач. ХVII вв. выполняет Земский приказ, при котором создаётся первая пожарная команда. В 1718 в С.-Петербурге учреждена должность генерал- полицмейстера, в подчинение которого вошла канцелярия, ведающая противопожарными мероприятиями. В Москве подобная канцелярия была создана в 1722. Гл. органом уездной администрации и полиции в то время был Нижний земский суд, одной из задач которого было принятие противопожарных мер. Канцелярии назывались по-разному — пожарная контора, пожарная экспедиция. При Адмиралтействе в 1722 была учреждена особая пожарная команда, работавшая в 2 смены. Основу её составляли рабочие. После крупных пожаров в Переславле, Волхове, Москве в 1737 в городах создаются особые патрули и караулы из воинских подразделений. Там, где военные гарнизоны отсутствовали, подобные патрули создавались из чиновников. С 1772 структура пожарных формирований стала меняться. При всех полицейских властях С.-Петербурга был утверждён штат чинов «при пожарных инструментах», состоявший из брандмейстера, 106 служащих и 10 извозчиков. Команды содержались подрядчиками из числа воен. чиновников (с 1792 пожарные команды полностью перешли в ведение полиции). В 1784 Москва была разделена на 20 частей по числу пожарных команд. К тушению пожаров привлекалось и население. Эта структура оказалась недееспособной. Принятый в последнем десятилетии ХVIII в. «Устав города Москвы» предусматривал образование при обер-  полицмейстере пожарной экспедиции во главе с брандмайором. В штате экспедиции числились 20 брандмейстеров и 61 мастеровой. К каждой ПЧ по месту жительства приписывалось 75 чел., 25 — на одну смену. При возникновении пожара в зону обслуживания части выезжала первая смена, затем к ней присоединялась вторая. Третья смена прибывала на съезжий двор для дежурства. На большие пожары выезжали брандмайор и все брандмейстеры, вместе с ними — по две смены пожарных с инструментами. На таких пожарах действовала тыс, пожарных, имевших св. 20 насосов, 60 бочек с водой, 330 лошадей. При угрозе разрастания пожара прибывала и третья смена всех частей. спустя б лет подобная структура была создана и в С.-Петербурге. Число жителей, выделяемых каждой частью на пожар, определялось кол-вом жилых комнат домовладения. На воротах каждого дома изображались инструменты, с которыми жители д. б. являться на пожар. Каждая ПЧ С.-Петербурга имела в штате 48 пожарных служителей, 12 кучеров (фурманов), 20 лошадей. На тушение огня пожарные выезжали в спец. одежде: летом в шинелях из парусины, подпоясанных кожаным ремнём, и в рукавицах, зимой — в овчинных полушубках и тёплых варежках с рукавицами. Во время работы на пожаре использовались суконные двупалые перчатки и рубашки, пропитанные огнезащитным составом, надеваемые поверх обычной одежды. ПЧ размещались в казарме съезжего дома, где они и проживали. Распорядок дня определялся уставом в/с. Рабочий день начинался в б ч утра и длился 15—16 ч. Нач. ХIХ в. явилось поворотным моментом в организации строительства пожарной охраны. Манифестом от 8 сентября 1802 в России было создано МВД, в котором первоначально имелось 4 осн. структурных подразделения, т. н. экспедиции. Управление полицией, находившееся в компетенции второй экспедиции, руководило и пожарными командами. 29 ноября 1802 был принят Указ об организации в С. -Петербурге при съезжих дворах пост. пожарной команды из 786 солдат внутр. стражи. Население столицы освобождалось от выделения ночных сторожей, содержания пожарных работников, освещения улиц. Штат команды возглавлял Первый брандмейстер. 31 мая 1804 проф. пожарная команда была создана и в Москве. В др. городах организация таких команд осуществлялась на основе Положения о составе пожарной охраны с.-Петербурга и Москвы. К нач. 1812 общая численность пожарной охраны Москвы составляла ок. 1 500 чел., располагавших 96 большими и малыми насосами. Для комплектования пожарных команд техникой 13 апреля 1812 в С.-Петербурге и Москве были созданы пожарные депо с мастерскими. Губ. города направляли в них людей для обучения; по возвращении они налаживали изготовление подобных инструментов в своих городах. Несение службы в пожарных командах регламентировалось Уставом пожарным 1832. Сер. ХIХ в. явилась заметным рубежом развития пожарной охраны в России. 17 марта 1853 утв. Нормальная табель состава пожарной части в городах. Впервые штатный состав стал определяться не по «высочайшему разрешению», а в зависимости от численности населения. Все города делились на 7 разрядов. К первому относились города с населением до 2 тыс, жителей, к седьмому от 25 до 30 тыс. Число пожарных в каждом разряде возрастало, группы возглавляли брандмейстеры. Проекты штатов утв. в МВД. В 1853 штатное расписание было утв. в 461 городе. В соответствии со штатами для каждого разряда определялись кол-во пожарной техники и сумма средств на её ремонт. В отличие от Указа Екатерины II (1782), по которому команды комплектовались гражданскими лицами, новое положение предусматривало подбор людей из военного ведомства. 4 июля 1873 вышел Указ Александра II о прекращении комплектования пожарных команд военным ведомством (в связи с введением в России всеобщей воинской обязанности). Пожарных стали принимать на работу по вольному найму, освобождая от службы в армии. Пожарные команды содержались за счёт городской казны, но рук. их действиями по-прежнему оставалось в ведении полиции. Наряду с проф. командами, подчиненными полиции, создавались вольнонаёмные команды, принадлежащие городу, общественные команды и ДПД. Большую роль в развитии добровольчества сыграло создание Рос. пожарного общества (с 1901 — Императорское Рос. пожарное общество). В 1873 решением Гос. совета земским учреждениям предоставлялось право издавать обязательные правила по мерам предосторожности от пожаров и их тушению в сельской местности. В 1892 в России насчитывалось 590 проф. пожарных команд, 250 добровольных городских, 2 026 сельских, 127 заводских, 13 военных, 12 частных и 2 ж.-д. с общей численностью личного состава 84 241 чел. На вооружении пожарных формирований имелось 4970 линеек, 169 паровых насосов, 10 118 больших насосов, 3 758 ручных насосов и гидропультов, 35 390 бочек, 4 718 багровых ходов, 19 лазаретных фургонов. Кроме столичных городов и Варшавы, команды которых обладали совр. оснащением, все остальные испытывали финансовые трудности. Так, в 1893 в 63 из 687 городов средства на содержание пожарных не выделялись. 14 в городах, и в сельской местности характерным было отсутствие комплексного подхода к проблемам тушения пожаров. Выделяемые земскими управами пожарные насосы комплектовались ограниченным кол-вом рукавов, что делало невозможным их использование при удалённости водоисточника. На IV съезде пожарных деятелей отмечалось, что ежегодно в России сгорает застрахованного имущества на 200 млн руб. Пожарные полагали, что незастрахованного имущества сгорает, по крайней мере, на ту же сумму. По их мнению, горимость в России, повторяющаяся из года в год, страшнее и убыточнее всякой войны, неурожая и болезней. Для выяснения причин пожаров и принятия надлежащих мер Гос. дума в марте 1910 признала необходимым образовать в своей структуре комиссию по борьбе с пожарами. депутаты установили, что гл. причинами пожаров являются отсутствие в законе опред. требований о принятии со стороны земства и городов противопожарных мер; неудовлетворительное состояние градостроительства; незначительные ассигнования на борьбу с пожарами. Ежегодный расход на эти меры составлял 5 млн руб., из которых половина приходилась на С.-Петербург, Москву и некоторые крупные города, а другая половина — на 1 000 городов и сельские населённые пункты. В связи с начавшейся 1 мировой войной комиссия не смогла реализовать свои предложения. 6 августа 1914 в России был принят закон «О противопожарной охране фабрик и заводов, изготовляющих предметы для действующей армии». Министру внутр. дел предоставлялось право издавать общие правила по противопожарной защите предприятий, работающих на оборону. В состав комиссий для надзора за соблюдением мер пожарной безопасности впервые в истории были включены специалисты пожарной охраны. России принадлежит приоритет в создании целого ряда новых ОТВ и пожарной техники. В 1770 горным офицером К.Д. Фроловым был разработан принцип защиты промышленных предприятий АУП (типа спринклерных), который успешно используется и в совр. условиях. В кон. ХIХ — нач. ХХ вв. С.П. Власов разработал принципиально новые огнетушащие составы, намного превосходящие по эффективности воду. Сернистые соли железа и щелочных металлов, предложенные учёным, до сих пор используются при тушении пожаров в качестве составных частей огнетушащих смесей. Хоз. водоснабжение России в ХIХ в. не могло обеспечить необходимое кол-во воды для тушения пожаров. Эта проблема была блестяще решена инж. Н.П. Зиминым. Оригинальность его водопроводной системы заключалась в использовании спец. вентилей, посредством которых при повышении давления в водопроводной сети отключалось хоз. водопотребление. В Самаре за период 1877—1886, когда вода доставлялась бочками, каждый пожар приносил ущерб в сумме 4 105 руб. При введении в 1886 системы Зимина ущерб от одного пожара составлял в ср. 1 827 руб. Подобные водопроводы были сооружены в Царицыне, Москве, Тобольске, Рыбинске и ряде др. городов, а их автор получил всемирное признание. В 1819 П. Шумлянский впервые формулирует идею тушения огня с помощью инертных газов. Спустя 70 лет после его опытов русский учёный М. Колесник- Кулевич дает науч. обоснование этого метода. С его именем связано и науч. обоснование применения порошковых составов. В 1904 наш соотечественник А.Г. Лоран предложил использовать для тушения нефтепродуктов пену, что имело огромное мировое значение. В 1777 П. Дальгерен изобрёл первую в мире механическую выдвижную лестницу с напорным рукавом, с помощью которой можно было подняться на высоту до 20 м и подавать воду на очаг пожара. Петербургская АН присудила автору медаль Академии (единственный случай в истории России, когда изобретатель пожарной техники удостоился столь почётной и высокой награды). Крепостной механик К. Соболев в 1804 в С.-Петербурге продемонстрировал в действии выдвижную трёхколенную пожарную лестницу. Идея выдвижения колен реализована во мн. конструкциях, а её автор был удостоен медали «За полезное». Это была первая в мире поворотная лестница. Лучшие конструкции гидрантов и стендеров разработаны в России. Стендер Мартынова позволял одновременно подавать воду в пожарный рукав и наполнять бочки. В 1867 весь мир облетела весть о создании первой форсунки. Разработал это устройство и довёл его до практической реализации А. Шпаковский. Если раньше для поднятия давления, необходимого для работы парового насоса, затрачивалось 10—15 мин, то благодаря форсунке макс. производительность достигалась через 3—4 мин. Пожарные насосы с пульверизацией показали хорошие результаты при тушении крупного пожара в С.-Петербурге в 1868, когда двумя насосами в течение трёх суток было доставлено св. 1 млн вёдер воды. После Февральской революции 1917 разработка мер по тушению и предупреждению пожаров была возложена на городские и земские органы общественного самоуправления. Позднее в них были образованы пожарные комиссии. деятельность этих органов ограничивалась текущими делами и была направлена на поддержание элементарной пожарной безопасности. Ввиду малочисленности и слабого техн. оснащения проф. пожарная охрана была не в состоянии противостоять захлестнувшим страну пожарам. В ПЧ насчитывалось всего 10 автомобилей, всюду сменился командный состав. Осн. тяжесть борьбы с огнём легла на плечи ДПД (команд). Результат гос. преобразований сказался и на управлении пожарной охраной — единого рук. не было. Считая, что борьба с пожарами должна оставаться вне политики, Совет Всерос. пожарного общества заявил о готовности взять на себя организацию борьбы с пожарами и подготовил проект реорганизации П. д. в России. 17 апреля 1918 СНК принял декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнём». Этим документом было положено начало созданию системы обеспечения пожарной безопасности в России — учреждался Пожарный совет под предс. гл. комиссара по делам страхования и борьбы с огнем М. Т Елизарова. В декабре 1918 Комиссариат по делам страхования и борьбы с огнём был преобразован в страховой отдел ВСНХ. Рук. этим отделом возглавила коллегия под пред. М. Семёнова. Организация и управление П. д. на местах возлагались на пожарно-страховые отделы губ. советов народного хозяйства. В пределах губерний были образованы районные отделы, в городах и уездах — городские и усэдные отделы, в волостях — пожарно-страховые отделения. Затраты на их содержание и проведение противопожарных мероприятий покрывались из местного бюджета. На фабриках и заводах вопросы организации пожарных команд, проведения противопожарных мероприятий были переданы в ведение фабричных и заводских комитетов. 12 июля 1920 постановлением СНК пожарная охрана была передана в ведение НКВД. Этим документом пожарное дело отделялось от страхового. В составе Гл. управления коммунального хозяйства был создан Центр. пожарный отдел (ЦПО) с межведомственным советом (зав. отделом А.Е Кривошеев). Отдел руководил борьбой с пожарами, разрабатывал противопожарные меры, учитывал и распределял пожарную технику, осуществлял рук. пожарными командами и др. пожарными формированиями. В губ. и городских отделах коммунального хозяйства НКВд пожарной охраной ведали соответствующие подотделы. В целях предупреждения массового возникновения пожаров 23 апреля 1921 при НКВД создаются комиссии в составе представителей Наркомата труда, ВЧК и НКВД. Аналогичные комиссии (т. н. пожарные тройки) были созданы и на местах. Им предоставлялось право через отделы труда привлекать к борьбе с огнём население в порядке трудовой повинности. Наркомату почт и телеграфов и Наркомату путей сообщения предписывалось передавать сообщения о пожарах вне всякой очереди. Также без всякой очереди предоставлялись поезда для перевозок противопожарных грузов. для комплектования команд пожарной техникой в 1921 был проведён учёт всего пожарного имущества на терр. России. Правительство выделило 50 тыс. руб. золотом для закупки новейшего оборудования за рубежом. Для укрепления и поддержания пожарной охраны гос. структуры в конце 1921 приняли документ, согласно которому на содержание местной пожарной охраны страховые учреждения в обязательном порядке отчисляли 20% прибыли, полученной от операций по страхованию от огня. Для учёта кол-ва пожаров в кон. декабря 1923 Гл. управление гос. страхования ввело на всей терр. СССР единую гос. систему статистического учёта пожаров. Несмотря на острую нехватку техники, пожарные героически боролись с огнём, спасая людей и народное имущество. За мужество и самоотверженность пожарные команды Борисоглебска, Краснодара и Москвы в 1923—1925 были награждены орд. Трудового Красного Знамени. В феврале 1924 на должность нач. Центр. пожарного отдела (ЦПО) Гл. управления коммунального хозяйства НКВД РСФСР был назначен К.М. Яичков. С его именем связано развитие добровольчества, восстановление заводов и мастерских по выпуску пожарной техники, подготовка специалистов. Утверждение в июле 1924 устава добровольных пожарных организаций позволило на правовой основе развернуть создание добровольных пожарных команд. Уже через 5 лет в России насчитывалось 19 930 дружин. При поддержке Госстраха и др. заинтересованных организаций в декабре 1924 в Ленинграде был открыт пожарный техникум, развернута подготовка пожарных на разл. курсах. К кон. 1925 структура управления пожарной охраной выглядела след. образом. В центре — ЦПО, в губ., обл. и авт. республиках — управления пожарной охраны (УПО), в окр. и у. — пожарные инструкторы, в р-нах — районные пожарные старосты, в сельсоветах — сельские. В мае 1926 Всерос. совещанием пожарных был разработан и представлен Правительству проект Положения об органах ГПН в РСФСР, утв. 18 июля 1927 С созданием ГПН началось планомерное осуществление профилактических мероприятий. На всех крупных промыслах и предприятиях введены пожарно-техн. обследования. Вопросы пожарной безопасности стали предметом широкой противопожарной пропаганды. Устанавливалось, что в городах с населением св. 25 тыс. чел. пожарные формирования должны иметь не менее 2 автонасосов, с населением 10—15 тыс. — автонасос и помпу, в рабочих поселках — мотопомпу. для объединения широких масс пожарных, науч. кадров, студенчества в 1930 создано Всесоюзное науч. пожарнотехн. общество. Его задачи — рассмотрение вопросов, связанных с ускорением темпов внедрения науч.-техн. достижений в П. д. В июле 1931 пожарная охрана передаётся в ведение Народного комиссариата коммунального хозяйства. Однако в 1934 в составе созданного НКВд СССР вновь образуется Гл. управление пожарной охраны (ГУПО). Новый этап централизации был вызван необходимостью обеспечения надёжной защиты от огня, потребностью в специализированных кадрах, отставанием разработки и снабжения пожарных команд новой техникой, отсутствием централизованного рук. при возникновении крупных пожаров и аварий. Возглавил ГУПО НКВД комбриг М.Е. Хряпенков. Важным шагом в развитии пожарной профилактики стало принятие 7 апреля 1936 Положения о ГПН. В профилактической работе упор был сделан на привлечение к П. д. населения. В цехах, на предприятиях, в жилом секторе создаются спец. ячейки по предупреждению пожаров и борьбе с ними. В ноябре 1939 (постановление Правительства) во всех сельских населённых пунктах начато создание ДПД. Для техн. перевооруж. пожарной охраны создан спец. главк, где сосредоточилось производство пожарной техники. Для подготовки кадров в структуре НКВД в этот период были открыты 20 школ для высш., ср. и ст. начсостава, 46 школ готовили мл. командиров. В Ленинграде на базе ин-та инж. коммунального строительства был образован ф-т инж. противопожарной обороны. 5 июля 1937 был создан ЦНИИПО НКВд СССР В 1940 были введены в действие Боевой устав пожарной охраны, Устав внутренней службы и ряд др. документов, регулирующих деятельность пожарной охраны. Предвоенный период характеризуется значительной организаторской работой ГУПО, в составе которого трудились патриоты П. д. Д.М. Корельский, М.И. Земский, Н.А. Тарасов-Агалаков, А.И. Королёв, ЕМ. Мамиконянц, С.Г Соловьёв и др. С первых дней Вел. Отеч. войны 1941—1945 органы управления пожарной охраны, отряды и пожарные команды НКВД вошли в систему МПВО, но оперативно были подчинены ГУПО. При ликвидации пожаров, возникавших в результате бомбардировок, они действовали самостоятельно. Именно военизированные и проф. пожарные команды НКВД Москвы, Ленинграда, Сталинграда, Смоленска, Новороссийска, Мурманска, Тулы, Воронежа, Астрахани, Туапсе, Ростова-на-Дону, Ярославля и др. городов, находившихся в зоне действия вражеской авиации, приняли на себя всю тяжесть тушения таких пожаров. В послевоенные годы усилия ГУПО были направлены на совершенствование боевой подготовки, восстановление и развитие материально-техн. базы. В 1953 на пром. предприятиях создаются пожарно-производственные команды. В 1956 в крупных городах страны реорганизуется пожарная охрана (функции предупреждения и тушения пожаров объединяются в одном подразделении). Новый этап развития и укрепления пожарной охраны начался в 1966. С воссозданием союзно-республиканского Министерства охраны общественного порядка (МООП СССР) было восстановлено централизованное управление пожарной охраной. В систему министерства были переданы проф. пожарная охрана городов, др. населённых, пунктов, объектовые ПЧ. В 1977 СМ СССР принял важные документы, определившие осн. направления работы пожарной охраны (повышение техн. оснащённости ПЧ, улучшение тактической отработки и организации тушения крупных пожаров, усиление контроля за соблюдением мер пожарной безопасности). В ночь с 25 на 26 апреля 1986 на 4-м блоке Чернобыльской АЭС про- гремел взрыв. Прибывшие по тревоге пожарные (их было 28) выполнили свой долг до конца, трем из них — Л.П. Телятникову (нач. ПЧ), В.П. Правику (посм.), В.Н. Кибенку (посм.) присвоено звание Героя Советского Союза. Чернобыльская катастрофа, др. крупные пожары и аварии, приводившие к многочисленным жертвам и огромным материальным потерям, выдвинули на первый план задачу по координации и взаимодействию всех спец. служб в экстремальных условиях. Приказом МВД СССР в 1989 создано 8 региональных специализированных отрядов военизированной пожарной охраны МВД России по проведению аварийно-спасательных работ, осн. задачей которых стало участие в тушении крупных пожаров и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера. В республиканских и обл. центрах созданы специализированные части с аналогичными задачами. В нач. 90-х в результате распада СССР и образования МВД России ряд вопросов по организации, совершенствованию структуры подразделений пожарной охраны передан на места в компетенцию МВД ант. республик, ГУВД, УВД краёв и обл. За центр. рук. пожарной охраны были оставлены функции по осуществлению организационной и науч.-техн. политики. Сознавая глобальность проблем обеспечения пожарной безопасности, рук. страны в 1991 преобразует пожарную охрану в службу противопожарных и аварийно-спасательных работ (СПАСР) в составе МВД РСФСР, а с 1992 — в составе МВД России. 23 августа 1993 Совет Министров РФ преобразовал СПАСР МВД России в ГПС МВД России. Перед ГПС был поставлен ряд принципиально новых задач, в т. ч. разработка гос. мер нормативного правового регулирования в области пожарной безопасности, разработка единой науч.-техн. политики, координация противопожарной деятельности министерств и ведомств. 21 декабря 1994 Президентом РФ был подписан ФЗ «О пожарной безопасности» . С этого момента проблема пожарной безопасности перестала быть проблемой только противопожарной службы. По закону- это одна из важнейших функций государства. В Законе комплексно рассмотрены вопросы обеспечения пожарной безопасности; определён статус ГПС МВД России как осн. вида пожарной охраны; определены полномочия органов гос. власти, предприятий, должностных лиц, граждан. Указом Президента РФ от 9 ноября 2001 ГПС МВД России преобразована в ГПС МЧС России. В наст. время политика государства в обл. обеспечения пожарной безопасности основана на разграничении функций и полномочий федерального центра, субъектов РФ и органов местного самоуправления. Подобное разграничение позволит разгрузить федеральный центр и повысить ответственность местных властей. Во исполнение распоряжения Правительства РФ от 30.09.2002 был выполнен комплекс организационных мер, направленных на разработку механизма передачи функций пожаротушения с федерального уровня на уровень субъектов РФ.