- пожарный автомобиль (ПА), оборудованный пожарным насосом с автономным двигателем и предназначенный для тушения крупных пожаров. При тушении крупных пожаров пожарные автонасосные станции (ПНС) применяются совместно с рукавными автомобилями, автомобилями пенного тушения и пожарными автоцистернами. Они эффективно используются при тушении пожаров лесных массивов, торфяников, больших складов, для обеспечения подачи воды при тушении газовых и нефтяных фонтанов с применением пожарных автомобилей газоводяного тушения и т. п. ПНС монтируется на шасси повышенной проходимости (6х6), что позволяет оперативно изменять место установки у водоисточника в условиях бездорожья. Одним из первых отечественных аналогов ППС стал автонасос НАТИ, изготовленный в ЗО-е гг. ХХ в. Московским заводом пожарных машин на шасси ЯГ-10. Два центробежных трехступенчатых насоса приводились в действие за счёт двух двигателей внутреннего сгорания, один из которых использовался и как тяговый для шасси. При параллельной работе обоих насосов обеспечивалась подача до 100 л/с при напоре 60 м вод, ст. Серийное производство ПНС в СССР освоено с 1962. С этого момента в до 1990 в СССР (Прилукское ПО «Пожмашина», Украина) произведено 2 017 шт. ПНС на шасси типа ЗИЛ-131. В 1999 ОАО «Пожтехника» (г. Торжок) впервые в России освоило производство ПНС-110 на шасси ЗИЛ-1З1 с использованием насоса ПН-110 (напор 100 м вод. ст. при подаче 110 л/с). С 2003 к производству ППС приступили и другие предприятия, которые изготавливают ПА с использованием различных полноприводных шасси КамАЗ и «Урал» и насоса НЦПН-100/100. В качестве привода в ПНС используются дизели типа 2Д12. Для забора воды в конструкциях насосных установок применялись газоструйные вакуумные аппараты, в современных конструкциях устанавливаются вакуумные шиберные насосы с приводом от электродвигателя. При необходимости ППС может оснащаться ручной или автоматической системой дозирования пенообразователя.