устройство для торможения различных объектов, движущихся в воздушной (газовой) среде. Применяется для замедления скорости падения (снижения) и обеспечения безопасного приземления покинувшего летательный аппарат человека, сброшенного с летательного аппарата объекта (боевой техники и грузов), спускаемого отсека космического аппарата, факела светящей авиабомбы и т.п., а также торможения самолёта при посадке, ориентации по направлению ветра объекта при приводнении и др. По назначению П. подразделяются на людские, грузовые и специальные. К людским П. относятся спасательные, тренировочные, спортивные и десантные. Грузовые П. позволяют десантировать технику и грузы до 20 т и могут иметь один купол или многокупольную систему, состоящую из 4–5 и более куполов. Грузы сбрасываются в контейнере или на платформе. К специальным П. относятся противоштопорные, стабилизирующие, вытяжные и тормозные. Противоштопорный П. применяется для аварийного вывода самолёта или планёра из штопора во время лётных испытаний. Стабилизирующий и вытяжной П. предназначены для стабилизации объектов при извлечении из летательных аппаратов и при свободном падении. Используются в качестве промежуточных устройств для ввода в работу основных парашютных систем, включающих комплекс П. Тормозной П. служит для предотвращения разгона десантируемого объекта, а также сокращения длины пробега самолёта при посадке. Для обеспечения безопасности посадки космического аппарата в атмосфере Земли (планет) применяются парашютные системы, состоящие из парашютных куполов.