Цель РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ - предложение широкого спектра услуг по низким ценам на постоянно высоком качестве.

Знал бы Гиляровский...

Старинное, оригинальной архитектуры здание на Никольской улице известно многим. Ну кто из нас не читал у Владимира Гиляровского о шикарном ресторане «Славянский базар»?


ЗНАЛ БЫ ГИЛЯРОВСКИЙ...
     
С этим заведением связано много событий в культурной жизни России. Не зря в фойе даже установлена мемориальная доска. Бывали здесь Репин и Стасов, Чайковский и Успенский, Чехов и Римский-Корсаков. В 1897 году именно тут Станиславский и Немирович-Данченко договорились о создании Художественного театра...

     
После революции в особняке размешались штаб и столовая Красной Гвардии. В 65-м в помещении открылся музыкальный детский театр под руководством Наталии Сац и существовал целых пятнадцать лет до самого переезда на Воробьевы горы. В 1966-м «Славянский базар» вновь распахнул свои двери как ресторан, и к нему, казалось, вновь начала возвращаться былая слава. Он стал одним из любимых москвичами и гостями столицы мест отдыха.

     
И вот в эту славную историю уже в наше время была вписана печальная страница... Около двух ночи 21 декабря 1993 года в одном из располагавшихся здесь коммерческих офисов начался пожар. Охранники попытались было справиться сами, потратив почти полчаса. И лишь потом позвонили по «01».

     
Приехали пять автомобилей. Вскоре на Центральном узле связи приняли первое сообщение:

     
Прибыли. С третьего этажа идет черный дым...

     
Кто-то из персонала сказал, что задымлены второй и третий этажи театра. Бойцы быстро устанавливали технику на гидранты, прокладывали магистральные линии...

     
Из разведки вернулось звено ГДЗС. Разводят руками: об очаге горения ничего узнать не удалось — мешали с каждой минутой нараставший дым и запутанная планировка. Если быть точным, строений там целый комплекс. В него входили четырехэтажный корпус театра, примыкавшее к нему такое же здание редакции «Лесной газеты», двухэтажка самого «Славянского базара» с офисами восьми коммерческих организаций и соединенная галереей «дислокация» Федерального агентства правительственной связи и информации. Когда-то все помещения связывали общие коридоры. Потом «конторы» отгородились от соседей многочисленными перегородками, в большинстве своем сгораемыми.

     
Перекрытия — деревянные, многослойные, с пустотами различных размеров.

     
Прошло еще полчаса, а ситуация оставалась все такой же запутанной. Уже несколько звеньев «газовки» «прочесывали» помещения. И только спустя еще почти час диспетчеру пошло донесение:

— Очаг нашли. Горят стройматериалы и перекрытия ориентировочно на площади сто квадратных метров. Работают три ствола...
     
Эта лаконичная информация, конечно, ни в коей мере не отражала драматизм положения. Пока велись поиски, огонь делал свое коварное дело. Когда, наконец, бойцам удалось с неимоверным трудом пробиться к зоне горения по коридору со стороны редакции газеты, температура тут их поджидала настолько нестерпимая, что вынуждены были отойти. Сразу у нескольких человек обожгло глаза.

     
Решили искать другой путь. Вскрыли переборку между театром и офисами. И поняли: двигаться дальше здесь тоже нельзя из-за прогаров в перекрытиях.

     
Вскоре выяснилось — горит на гораздо большей площади. Огонь, скрытый вначале за дымовой завесой и незаметно пробравшийся по пустотам, вдруг вырвался наружу во многих местах. Предусмотреть это было практически невозможно. Обстановка обязывала срочно перегруппировывать силы.

     
Организовали четыре боевых участка на двух верхних этажах. По существу, решающих направлений избрали несколько. Разве угадаешь, где еще прорвется пламя? Готовиться надо было к любому повороту событий. Продолжавшие прибывать подразделения сразу же «бросали» на усиление участков.

     
Несмотря на самоотверженность личного состава, взять ситуацию под контроль не удавалось. Набравший мощь пожар продолжал развиваться. Ствольщикам мешали и жара, и петлявшие непонятно как коридоры. Да еще самого основного не хватало! Внутренний противопожарный водопровод оказался неисправным, а возможности ближайших гидрантов — ограниченными.

     
А тем временем горение разрасталось, тесня бойцов. «Славянский базар» оставался вне досягаемости стволов, и пламя там хозяйничало вовсю. Уже в шесть утра руководитель тушения, заместитель начальника штаба УГПС В. Зайцев передал на узел связи:

—Проникнуть в ресторан пока никак не можем, хотя стволы задействованы на всех направлениях.
     
Вскоре рухнуло перекрытие над всем залом ресторана, и огонь принялся исполнять свою безудержную «пляску». Объявили четвертый номер. Возле «Славянского базара» сосредоточились 28 пожарных машин, тугими струями били одиннадцать стволов. Общее руководство действиями принял бывший тогда начальником УГПС генерал-майор Владимир Михайлович Максимчук.

     
Довольно узкую Никольскую улицу целиком запрудил автотранспорт службы «01». Даже обычной в таких случаях толпе зевак негде было притулиться. Да и что увидишь? Фасад, мрачно смотревший на ночных прохожих закопченными глазницами выбитых окон? Ведь борьба со стихией в основном велась внутри.

     
С приездом подмоги дело пошло спорее. Использование автолестниц и коленчатых подъемников дало возможность подать мощные стволы снаружи. В половине десятого утра пожар, наконец, удалось локализовать, а еще через сорок минут на ЦУС ушло долгожданное сообщение:

—Ликвидация.
     
Однако еще до самого вечера продолжали проливать и разбирать конструкции.

     
Случай в «Славянском базаре», по оценкам профессионалов, — один из самых сложных в истории столичной пожарной охраны. Да и по масштабам весьма заметный, несмотря на то, что до максимального номера «не дотянул». Всего в тушении принимали участие 48 автомобилей, 238 человек. Подавалось 36 ручных и лафетных стволов. Огнеборцы предприняли все зависевшее от них. Но и они не всесильны. И не их вина, что полностью был уничтожен пламенем обеденный зал ресторана, частично обрушились перекрытия расположенных вокруг него помещений, пришли в негодность мебель и оборудование. Сильно пострадала и «внутренность» театра, который ждал открытия после реконструкции. Тем не менее смогли отстоять здания ФАПСИ и редакции «Лесной газеты». Это целиком заслуга пожарных.

     
А причина несчастья банальна — неосторожное обращение с огнем в одном из реконструируемых помещений театра.


Галерея