Цель РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ - предложение широкого спектра услуг по низким ценам на постоянно высоком качестве.

Укротители бензинового моря

Пожары на бензохранилищах и АЗС в Москве сейчас нередки. И дело вовсе не в том, что топливо стало более «горючим». Объясняется это другим: многие подобные предприятия попали в частные руки, и контроль за соблюдением технологии подчас уже не так строг, как раньше. А ведь известно — нефтепродукты требуют к себе «деликатного» отношения...


УКРОТИТЕЛИ БЕНЗИНОВОГО МОРЯ
     
Бензохранилище на 1-й улице Ямского поля арендовала одна из таких фирм. В нескольких десятках метров от трех закопанных в землю резервуаров с большим количеством бензина расположены административное здание и семиэтажный дом, жильцов которого уже давно смущало (если не сказать больше) такое нежелательное, опасное соседство. И, как оказалось, волнения их были не напрасны.
     
Воскресным ноябрьским вечером 1997 года ужинавший с семьей один из жильцов вдруг увидел в окно кухни яркое зарево. Выглянув, он заметил высоченное пламя над бензовозами, стоявшими внизу, и над железнодорожной цистерной. Мужчина бросился к телефону...
     
На место примчались из разных частей четырнадцать пожарных машин, среди них — газодымозащитной службы и воздушно-пенного тушения.
— Мы быстро провели разведку, — говорил позднее Андрей Сотников, начальник первым прибывшего караула. — Она принесла неутешительный результат: обстановка крайне опасна. Впрочем, это и так нам было ясно...
     
Прямо у въездных ворот огромным костром полыхал пятитонный «ЗиЛ», из бочки хлестала струя горючего. Выливаясь на землю, оно мгновенно вспыхивало и огромной лужей растекалось по территории. Пламя уже охватило и восьмитонный «МАЗ», и, самое ужасное, — 120-тонную цистерну на путях, соединенную трубопроводом со сливо-наливной эстакадой. Стальные бока емкости, арматуру уже лизали жаркие языки пламени...
— Вызываю силы по третьему номеру! — объявил по радиосвязи офицер и распорядился подать все водяные стволы на охлаждение оборудования.
     
Это был единственно верный шаг, поскольку в любую секунду раскаленные стенки бензовозов и цистерны могли не выдержать температурного напора и лопнуть. И тогда — взрыв!
     
Через какие-нибудь минуты подоспела помощь из других частей, количество машин возросло до 25 (всего их участвовало 38 с общей численностью боевых расчетов 250 человек). Приехали и представители Службы спасения, с которой столичные укротители огня сотрудничают сегодня тесно. I [опробовали растащить горевшую технику, чтобы освободить место для маневра пожарных автомобилей и вести тушение вне полыхавшего пространства. Спасатели зацепили трос лебедкой... Но от первого же толчка выплеснувшаяся жидкость полыхнула так, что пришлось отступить. Попытались оттащить другой бензовоз — не тут-то было: очередная вспышка заставила отказаться и от этого намерения.
     
Тем временем был развернут оперативный штаб пожаротушения УГПС, взявший на себя «бразды правления». Поскольку дело принимало все более серьезный оборот, — объявили максимальный, пятый номер вызова сил и средств.
     
Положение действительно стало угрожающим. Огненный смерч бушевал уже над выходящей наверх оснасткой подземных резервуаров. Вторая цистерна на рельсах тоже могла вот-вот вспыхнуть...
     
Начали эвакуировать жильцов из ближайшего дома. Вывели из квартир почти 90 человек. Никто ведь не знал, чем все закончится: полыхавшее морс продолжало неудержимо растекаться, захватив более двухсот квадратных метров.
     
Спешно готовилась пенная атака, а пока бойцы продолжали охлаждение погоревших емкостей и эстакады, действуя под постоянной угрозой взрыва.
     
Прибыл пожарный поезд, потом — самосвалы с песком. Эту технику сразу пустили в ход, заметно разрядив обстановку. Удалось-таки «вывести» из зоны горения цистерну. Из подвозимого песка сооружали валы. Расползание «лавы» прекратилось. Предотвратили и попадание смываемого бензина в колодцы ливневой канализации.
     
Тут заработали четыре пенных ствола сразу с нескольких направлений. Меньше десяти минут понадобилось, чтобы толстым слоем покрыть всю охваченную пламенем территорию вместе с техникой. Огонь сбили. Однако это была еще не окончательная победа. Раскаленное железо могло вновь поджечь бензиновые пары. Вот почему полтора десятка стволов продолжали низвергать на него тугие струи воды. На полное усмирение стихии ушло около двух с половиной часов. На завершающем этапе тушением руководил начальник УГПС генерал Л. А. Коротчик.
     
Точно сказать о причине возгорания непросто. Очевидно, все началось с короткого замыкания в электропроводке бензовоза, который использовался как «перевалочная база» при перекачке топлива из железнодорожной цистерны в закопанные емкости.
     
И лишь благодаря пожарным были предотвращены надвигавшиеся катастрофические последствия.
 
ТЫ ПИШЕШЬ О ЖИЗНИ,
ТЫ ИЩЕШЬ СЮЖЕТЫ,
ГДЕ МНОГО ВОЛНЕНИЙ,
СТРАСТЕЙ И ОГНЯ.
СТИХИ О ПРЕКРАСНОМ
НЕ ВСЕ ЕЩЕ СПЕТЫ.
ПОСЛУШАЙ, ПОЭТ,
НАПИШИ ПРО МЕНЯ!
  КАК КРЕПКО ДРУЖУ Я
 С ПОЖАРНОЮ КАСКОЙ,
 КАК РИФМЫ СИРЕНОЙ
 МОЕУ ЗАГЛУШИТЬ.
КАК Я В КОЛЕСНИЦЕ
С ТРЕВОЖНОЙ ОКРАСКОЙ
ГОТОВ ПО ТРЕВОГЕ
К ПОЖАРУ СПЕШИТЬ.
  КАК ДОРОГ МНЕ ЗАПАХ
СИРЕНЕВОЙ ВЕТКИ,
КАК ЭТУ ВЕСНУ
Я БЕЗУМНО ЛЮБЛЮ,
КАК ДРУГ МОЙ ВЧЕРА
НЕ ПРИШЕЛ ИЗ РАЗВЕДКИ,
КАК СТРАШНО СТАНОВИТСЯ
  В ЖАРКОМ БОЮ,
КАК ЧАСТО БЫВАЮ
СО СВЕТОМ В РАЗЛУКЕ,
КАК ГОРДО ИДУ
ИЗ ОГНЯ И ВОДЫ,
КАК СМОТРЯТ В ГЛАЗА,
 ПОЖИМАЮТ МНЕ РУКИ
ВСЕ ТЕ, КОГО Я
УБЕРЕГ ОТ БЕДЫ.
  ТЫ ТАК НАПИШИ,
ЧТОБЫ, ЭТО ЧИТАЯ,
УСЛЫШАТЬ МОГ КАЖДЫЙ
 В НОЧНОЙ ТИШИНЕ
АККОРДЫ СИРЕНЫ
 И ГОЛОС ГИЛЯЯ:
«ПОЖАРНЫЙ — ГЕРОЙ!
ОН ВСЮ ЖИЗНЬ НА ВОЙНЕ».
 
Олег ВОЛКОВ