Отовсюду стекались красные машины. Цистерны, насосы, мех- лестницы, «газовки»... Нетрудно было догадаться: где-то горит либо крупное предприятие, либо многоэтажный дом.
Непосредственно в зоне загорания ситуацию знали лучше. Очередной руководитель тушения (РТП) объявил повышенный номер, приказывал подослать подкрепление. Уже вовсю шуровали ствольщики из десятка подразделений, разведчики успели спасти пострадавших за миг до того, как рухнули прогоревшие конструкции. Однако сил явно не хватало, и прибывали все новые и новые расчеты.
Но вот, натужно гудя, в переулок стали заползать странные и неожиданные для столицы автомобили. Обыватели взирали на них с удивлением. А РТП облегченно вздохнул:
— Наконец-то!
Ждали их с особым нетерпением. Появились они с некоторой задержкой. Лихие и верткие цистерны и насосы преодолевают городские улицы быстрее. Тяжелые махины добираются медленнее, ведь скорость далеко не «зиловская». Автокран и машина с комплектом компрессоров, потом еще одна — неповоротливая каракатица с оборудованием, которое не было понятно случайным зевакам до момента его применения.
Прибывшие экипажи могут быть отнесены к огнеборцам чисто условно: одинаковая форма, по штатам проходят в УГПС. Однако фактически они — спасатели. И служат не где-нибудь, а в аварийно-спасательной части, вроде спецназа.
Располагается она на севере Москвы. В огромном ангаре нашли приют всевозможные машины и агрегаты. Причем уникальные в своем роде. Здесь нет «дубликатов». Большинство сконструировано в одном из НИИ в единственном экземпляре.
Технику в эту часть подбирали с особым тщанием. Изучались разработки различных отечественных исследовательских институтов, зарубежных фирм, продумывались возможности применения той, которая имеется в армии, Министерстве по чрезвычайным ситуациям. В итоге появились образцы, коих не то что в Москве не сыскать днем с огнем, но и по всей России. Ну разве трудяга ЗИЛ с «начинкой» для газодымозащитников — типичен. Да и то даже в его отсеках есть редкостный инструментарий для резки. Эти творения могут превратить, например, металлическую трубу в мелкое крошево.
Рядом припарковался обычный «Урал-375» с каким-то странным ящиком вместо кузова. В нем — десятки различных устройств для ведения химической разведки, подъема тяжестей, дробления камня и бетона. Родились они неподалеку от столицы, в стенах Мытищинского машиностроительного завода, где над их созданием трудились лучшие конструкторские умы.
Несколько в стороне замер, словно изготовившийся к прыжку зверь, настоящий танк. Боевой — Т-72. Из тех, что «пропахали» в разных странах и даже покрутились на шестом континенте. Правда, собрат военных не имеет пушки, пулеметов, да и носит несколько иное имя: ИМР, что переводится так — инженерная машина для работы в завалах. Может рыть траншею и разбирать всякие нагромождения, производить в нужный момент грейдерные работы, вывозить из болотистой местности людей. Оборудован ковшом и крыльями ножа-агрегата, умеющего расчищать путь в чащобе самому себе.
К счастью, до сегодняшнего времени ИМР не пришлось часто использовать в ликвидации обрушений. Хотя пожары в городе еще нередки, они относительно легки, и здесь вполне справляются «традиционные» цистерны, насосы, мехлестницы. Но дело для танка нет- нет, да и находится. Как утверждают специалисты, подобная техника получит свое развитие, потому что город стареет. Действительно, как ни крути, 850 лет — это возраст.
Однажды случился пожар на известной косметической фабрике «Свобода». Потом произошел взрыв. Упали перекрытия, часть стены. Ствольщики и газодымозащитники оказались перед непреодолимым барьером, который не давал возможности проникнуть внутрь горевшего дома. Вот тогда и подоспел аварийный «обоз». В него входили гидроподъемник «Гулливер», цистерна, компрессор, автомобиль химразведки. Бойцы занялись знакомым делом. Да где там! Бетонные стены не поддавались ни пилению, ни дроблению. И все-таки выход нашли. Прапорщики Юрий Болгов, Владимир Шешенин, Иван Сердюк, Владимир Михалев пробивали брешь на наиболее слабом участке. Их сослуживцы Владимир Целовальников и Александр Самораков избрали иной путь. Поднявшись в ковше «Гулливера», начали работу со спецснаряжением, постепенно спускаясь вниз. Остальные ставили расширения, дробили куски камня, разрезали металлические балки.
Иной раз возникает вопрос: стоит ли сегодня тратиться на очень дорогостоящую уникальную технику, если есть давно привычная? В самом деле, ведь наши деды вполне обходились цистернами и насосами. Даже «газовок» тогда не было.
Отторгать новое нельзя хотя бы потому, что предшественники как раз мечтали о том счастливом дне, когда совершенная мощная техника придет и в службу «01». Здесь ей самое место. Как известно, первый пожарный танк был применен на Дальнем Востоке в начале семидесятых. Потом, в засушливое лето 72-го в лесах и на торфяниках в Подмосковье пришли на помощь боевые машины из военного округа — собственных, к сожалению, не было. Но все же пожарная охрана остро нуждалась в «своей» спецтехнике. Потому и шел неустанный творческий поиск в научных кругах.
Затем жизнь подкинула множество «громких» огненных бед. Столкновение бензовоза с троллейбусом на Дмитровском шоссе, шинный завод... Сколько трагедий произошло только за последние пять лет! А когда рванула цистерна на станции Люблино, только химразведчики смогли ликвидировать загорание, действуя возле нее в своей экипировке. Несладко пришлось старшему инструктору Анатолию Соснину, дозиметристу Владимиру Болгову, водителю Александру Мамневу. Лишь они трое, в ярко-зеленой защитной форме, вели схватку: другим расчетам категорически запретили приближаться к цистерне — наружу рвалось ядовитое вещество.
Как любое подразделение, это требует к себе постоянного внимания. Можно ли удовлетвориться тем, что имеется? Нет, хочется совершенства. Если кран, то непременно мощный, способный «взять» не десяток тонн, а много больше. И гидроподъемник, желательно, чтобы дотянулся до верхнего этажа любой «высотки».
Несколько лет назад была вписана первая строка в биографию этого коллектива. Его родителем можно по праву считать генерал-майора Владимира Михайловича Максимчука, безвременно ушедшего из жизни. Герой Чернобыля многое сделал для претворения существовавшего на бумаге проекта в практику. Вскоре, несмотря на жесточайший финансовый «голод», Москва приобрела оборудование из Голландии, США, Германии. Руководителем части поставили умелого специалиста Александра Дмитриевича Устинова, подбиравшего кадры в основном с инженерным образованием. Впрочем, ныне в АСЧ несут службу мотористы, газосварщики, медики... Многим профессиям нашлось применение.
Здравствуй и действуй, пожарный «спецназ»!