Цель РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ - предложение широкого спектра услуг по низким ценам на постоянно высоком качестве.

Сердце и пламенный мотор

Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем...» Но как строить, если не хватает сразу всего? А самая главная головная боль для пожарной охраны — нехватка грамотных командиров. И до революции-то большинство брандмейстеров специальным образованием не могли похвастаться. А тут и вовсе — опытных почти не осталось. На руководящих должностях в Москве оказались сплошь да рядом вчерашние рядовые: сообразительные, бесстрашные, идейные, с организаторской жилкой. Одна беда: «жалко — слаб в теории...» И хоть декрет Совнаркома «Об организации государственных мер борьбы с огнем» среди прочего ставил задачи по подготовке специалистов, открытию пожарно-технических училищ, школ, разработке программ занятий, но руки до этого дошли далеко не сразу.


 


КОЛЫБЕЛЬ ДЛЯ КОМАНДИРОВ
     
Первые краткосрочные курсы в столице открылись 5 мая 1921 года. Почти полтора года они работали в ударном режиме, занимаясь техническим и методическим «ликбезом» среди начсостава. «Прогнав» пять групп, в которых 41 человек повысил квалификацию, курсы реорганизовали. Стали готовить рядовых для командных должностей.
     
Осенью 1922-го шестнадцать курсантов (по одному от каждой части) приступили к занятиям. В течение шести месяцев они осваивали 600-часовую программу, в которую входили профильные предметы: противопожарные мероприятия, электротехника, сигнализация, пожарная механика, тактика, водоснабжение и так далее, а также: подача скорой помощи, счетное дело, политграмота, делопроизводство. Малограмотных дополнительно «натаскивали» в чтении и письме. Учили их специалисты МУПО и городских команд. Некоторые дисциплины читали приглашаемые гражданские преподаватели.

     
Следствием успешного выпуска группы стало расширение учебной базы, обосновавшейся уже в Мясницкой части. Росла численность курсантов, увеличивалось количество академических часов. Осенью 1924 года туда откомандировано уже 42 человека (по два представителя от каждой команды и впервые — несколько работников фабрично-заводских пожарных организаций). После девяти месяцев обучения они были направлены в подмосковные уезды на практику по линии профилактики. Занимались агитацией, созданием и обучением добровольных сельских дружин.

     
Кстати, противопожарная пропаганда велась и в самом городе. Ее основой стал музей при курсах, насчитывавший до полутора тысяч экспонатов. Тогда же он открылся и для доступа населения.

     
В конце двадцатых годов курсы преобразовали в учебное подразделение. Сохранилось описание образцовых учений, завершавших практические занятия и являвшихся своеобразным выпускным экзаменом. На них использовались лучшие тогдашние технические средства: машины различного назначения и автоэлектромеханическая лестница.

     
Выпускники под командованием «брандмейстера», назначенного из их числа, на двух автоходах подкатили к учебному городку. По штурмовкам лихо взобрались на третий этаж, обследуя здание, обнаружили «оставшихся» там людей и эвакуировали в спасательных креслах.      

       
Затем проложили линию на два ствола: один направили на очаг возгорания на втором этаже, другой, с целью не допустить распространения пламени — на третий. По сигналу об опасности, используя штурмовые и внутреннюю лестницы, команда организованно отступила. Двоих замешкавшихся товарищей, которым якобы дым отрезал пути, спасли при помощи подхватывающего полотнища. Дальше наступление на условный огонь возобновилось. И он был успешно «ликвидирован».

     
Слаженные, грамотные, стремительные действия курсантов вызвали восхищение помощника московского брандмайора В. К. Банке, присутствовавшего на учениях.

     
Тридцатые годы стали новой страницей в подготовке кадров для столичной «огневой» службы. Она начала пополняться специалистами со средним профильным образованием. В конце 1931-го создается пожарный техникум имени Моссовета, где постигали науки 90 человек, восемь из которых — женщины. Правда, он вскоре был закрыт, а учащиеся и часть материальной базы передали в такое же заведение в Ленинграде. Однако количественные характеристики последнего не отвечали потребностям Москвы в кадрах, поэтому здесь в предвоенное время образовали двухгодичную школу среднего начсостава. Окончившим ее присваивалось специальное звание «командир первого разряда».

     
В начале этого десятилетия появилась школа младшего начальствующего состава, организованная по образу и подобию армейских, готовившая командиров отделений для объектовых частей. Не обошли веяния времени и учебный отряд, который преобразовали в аналогичную школу на 30—35 курсантов для городских команд.

      
Вот что вспоминал бывший начальник 6-го отряда Ф. С. Громов, получивший здесь образование в 1935 году:

— Комплектовалась она лучшими бойцами. Все поступавшие сдавали экзамены не только по русскому языку и математике в объеме четырех классов, но и по профессиональным темам: основные понятия профилактики, основы пожарно-технического вооружения.
     
Поначалу своего помещения не имели. Кочевали из части в часть. Жили мы не в казарме, а дома. Любопытно, что и денежно-вещевое довольствие выплачивалось нам по прежнему месту службы. Штатных преподавателей не было. Командир подразделения, где в данный момент «гостило» учебное заведение, исполнял обязанности и начальника школы. Предметы вели сотрудники УПО по совместительству.

     
Вопреки таким, казалось бы, неблагоприятным условиям, подготовка была очень серьезной. Много внимания уделялось изучению профилактики. Необходимость этого диктовалась тем, что пожнадзор в ту пору был еще слабо развит. На многих объектах его функцию выполняли сотрудники ПЧ. Кстати, такой подход позволил выпускать некоторых отличников инспекторами ГПН.

     
Но, конечно, главный упор делался на тактику тушения. Несмотря на сжатые сроки обучения — всего семь месяцев — она преподавалась нам в объеме знаний начальника караула. Поэтому выпускники- отличники назначались на эту должность.

     
Разумеется, освоение программы при ураганных темпах требовало немалых усилий. Занимались мы ежедневно по 10 часов! Наглядных пособий — раз, два и обчелся. Были только учебники. Однако и этот недостаток наши наставники умели превратить в плюс: слушатели больше времени выходили на местность. Например, осваиваем тему «Профилактика в жилом доме». Сначала лекция, а затем направляемся к зданию, выбранному преподавателем, под его руководством составляем акт, разбираем ситуацию. То же самое — с промышленными и культурно-досуговыми объектами. «Облазили» «Мосфильм», многие заводы и кинотеатры. Так и учились, и опыт приобретали, и оказывали немалую помощь практическим работникам.

     
Не могу не назвать хотя бы некоторых наших замечательных педагогов, настоящих специалистов. Пожарную тактику вел Дмитриевский. Профилактику — Доброумов. Технику и машиноведение —- Андреев. Водоснабжение — Биржаков. Даже для политзанятий к нам был приставлен сотрудник, грамотный не только идеологически, но и профессионально. Фамилия его Королев. Позже, в шестидесятые годы, он руководил инспекцией Ленинского района...

     
...Лишь незадолго до войны школа МПС получила собственное, специально для нее построенное помещение в Малом Полуярославском переулке. Сюда же перевели в апреле 1941-го и «объектовую», объединив обе.

     
Грозные события осени того же года внесли свои коррективы. Школы среднего и высшего начсостава свели в одно подразделение, размещавшееся недалеко от ВДНХ. До конца лета сорок второго курсанты готовились не с огнем воевать, а к огневому контакту с противником на улицах города. Только когда канонада загремела в сталинградских степях и стало ясно, что к Москве немцы больше не сунутся, все вернулось на круги своя. Обучение возобновилось.

     
С тех пор до нынешнего дня уже больше полувека без перерыва выпуск за выпуском покидают стены офицерской alma mater на улице Бориса Галушкина — нынешнего Московского института пожарной безопасности.

     
И так же, как в те времена, служат им верной опорой, ведут боевые расчеты в наступление на пламя, угрожающее городу, питомцы бывшей школы младшего начсостава, которая теперь именуется Учебным центром УГПС.

     
Он сравнительно молод. Всего лишь пять лет назад комплекс в Теплом Стане распахнул двери перед слушателями. Учебная пожарная часть, тренировочные полигоны, теплодымокамера, огневая полоса психологической подготовки, спортивный и тренажерный залы, тир, библиотека, кинозал, комната отдыха, кабинет истории, оснащенные компьютерами аудитории — все это оборудование уже само по себе обеспечивает качественно иную подготовку. О такой не то что в довоенное время — еще недавно мечтать не приходилось.

     
Однако не одна современная «начинка» делает центр новым «словом» в истории образовательных учреждений столичной противопожарной службы. Новое появилось в содержании обучения. Здесь готовят командиров отделений, связистов, газодымозащитников, диспетчеров, профилактиков, водителей. В УЦ также повышают квалификацию офицеры и прапорщики. А первыми выпускниками в 1994 году стали пятьдесят младших лейтенантов, получивших в течение 11 месяцев знания в объеме должности начальника караула.

     
Словом, Учебный центр не просто достойный преемник своих предшественников. Он — колыбель профессионалов нынешней московской «огненной стражи».

       

ОТ ЛИНЕЙКИ ДО ВЕРТОЛЕТА

     
В 1907 году горожане стали свидетелями события, которое долго служило предметом пересудов. И не удивительно: в те времена машины были явлением не частым, а тут — форменная диковинка — по улице на боевой выезд промчался автонасос-линейка Мясницкой части. Рядом с шофером важно восседал брандмейстер. На платформе примостились пожарные, один из них бил в начищенный колокол.

     
Сбоку красовалась надпись: «Завод Густава Листа». Правда, в Москве был изготовлен лишь кузов. Двигатель и ходовую часть для первого автомобиля столичной команды фабрикант выписал из Германии.

     
Следом в клубах синего дыма бежали восхищенные мальчишки. На пожаре обыватели не столько тушение наблюдали, сколько глазели на необычный экипаж.

—На постном масле работает, — утверждали «знатоки».
—Да куда ему против красавцев-коней! Не потянет.
     
Однако пренебрежительные прогнозы не оправдались. Автомобиль «потянул». Число «стальных лошадок» все росло. Хотя и медленно — на всю Россию в ту пору был единственный автозавод: «Рус- со-Балт», приходилось покупать за границей. К шестнадцатому году огнеборцы Москвы располагали тринадцатью машинами. Из них лишь три имели на вооружении насосы небольшой мощности. Остальные представляли собою механизированные выездные линейки.

     
...Конец 1917-го ознаменовался небывалым разгулом «красного петуха». Тяжелый удушливый дым поднимался над нефтяными баками Симоновской слободы, пылали пакгаузы с хлопком на товарной станции Московско-Казанской железной дороги, оглушительные взрывы сотрясали окрестности артиллерийских складов на Ходынском поле.

     
Перед огнеборцами с драматической остротой встала проблема средств передвижения и тушения. Теперь уже под вопросом оказалась эффективность конской тяги. С конца восемнадцатого года в мастерских Московской пожарной команды началось переоборудование старых грузовиков, выделенных военным ведомством. Но только по окончании военных действий стало возможным серьезно рассчитывать на полное переоснащение всей службы.

     
К 1922 г. было около тридцати машин. Однако большинство из них не имели насосов и предназначались для доставки личного состава. 8 августа того же года автомобильный обоз впервые участвовал в параде частей МПК на Красной площади. Восторженное внимание зрителей привлек «предок» современных ГВП — «автопеногон» с коловратным насосом и баками с щелочным и кислотным растворами. Созданный в 1925 году на Миусской площади специальный завод фирмы «Автопромторг» значительно ускорил дело «моторизации». Через короткое время на вооружении состояли 85 автоходов, в том числе: 26 линеек, 32 насоса, 12 механических лестниц. В середине десятилетия для боевых расчетов конная тяга превратилась в историю.

     
Появилась следующая задача: перейти на отечественную технику. «Первой ласточкой» стал в 1928-м серийный АМО-Ф-15, оснащенный коловратным насосом производительностью 1200 литров в минуту. По традиции он был снабжен медным колоколом, а трубач сигналил с подножки, требуя уступить дорогу команде, мчащейся на помощь терпящим бедствие от огня. В 1931 г. в депо появились машины АМО-4 с центробежными насосами. Но промышленность развивалась столь бурно, что и они вскоре отошли в прошлое.

     
Уже в 1933—35 годах московские огнеборцы полностью обновили парк машин. Были закуплены импортные мехлестницы. Серьезным подспорьем стали первые отечественные автоцистерны ПМЗ-2 емкостью полторы тысячи литров на базе ЗИС-5. Под пару им были и ПМЗ-1: насосы «Д-20», монтировавшиеся на шасси мощных ЗИС-11. С 1937 года МУПО начало получать и серийные спецмашины: газодымозащитной службы, прожекторные, средств связи, углекислотного тушения. Техника сделала пожарную охрану мобильной и мощной. Большинство загораний ликвидировалось в самом начале. Это поколение автоходов без преувеличения можно назвать боевым: с честью прошло оно «испытание на прочность» во время Отечественной войны.

     
...Страна еще не закончила восстанавливать разрушенное в период сражений, а «отцы города» уже думали, как лучше защитить столицу от огненной напасти. В 1948 г. исполком Моссовета повелел отделу техники и связи УПО приступить к разработке новых образцов пожарных автомашин, на которые боевым расчетам предстояло пересесть в течение 1950—1952 гг.

     
И по сей день красно-белые ЗИЛы остаются в глазах горожан символом службы «01». Их внешний облик мало изменился. А вот «внутренности» — сильно. Развитие техники не стоит на месте. В наши дни насчитываются десятки разновидностей автомобилей — всех модификаций не перечислить. Жизнь к тому же ставит все новые задачи: ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий. Чтобы их успешно решать, требуется соответствующее снаряжение. Скажем, в аварийно-спасательной части, помимо традиционных пожарных машин, есть дорожные, строительные, инженерные, химической разведки...

     
Изменилось и отношение к зарубежным разработкам. Если раньше считалось необходимым обеспечение службы за счет исключительно «советской» продукции, то в конце семидесятых стала очевидной потребность в закупках иностранного оборудования. В результате появились такие «симбиозы», как финский коленчатый гидроподъемник

     
«Бронхо» на базе родных КАМАЗов. Впрочем, доля «импорта» в вооружении пожарных не так уж велика, а отечественные производители стараются не отставать от западных конкурентов.

     
...Город не только расползается вширь, но и тянется ввысь. Сегодня для успешного проникновения на верхние этажи «башен» малы оказываются даже новейшие автолестницы. Тогда помощь приходит... с воздуха — в дело вступают вертолеты. Но все же летающие «цистерны» пока скорее экзотическая диковинка. Главной техникой по-прежнему остаются «железные кони».

                     

БОМБАРДИРОВЩИК В ПЕРЕКРЕСТЬЕ ТРАСС,

ЛЕТЯТ К ЗЕМЛЕ ЗЕНИТНЫЕ ОСКОЛКИ,
А НА ПОСТУ ПРИКРЫЛ СОБОЮ НАС
ПОЖАРНЫЙ В ПОЛИНЯЛОЙ ГИМНАСТЕРКЕ.
  НЕТ КРЫШИ БЕЗ ДОЗОРНЫХ НИ ОДНОЙ,
ПОТЕРИ В КАЖДОМ МАЛЕНЬКОМ РАСЧЕТЕ,
НО, СПАЯННЫЕ ОБЩЕЮ СУДЬБОЙ,
БОЙЦЫ НЕ ЗНАЛИ ОТДЫХА В РАБОТЕ.
  ГОРБУШКА, ПО ЗАТЯЖКЕ НА ТРОИХ,
ЩИПЦЫ ДЛЯ БОМБЫ, ВАТНИКИ В ЗАПЛАТАХ...
ШЛЕМ ВАМ, ПОГИБШИМ ТАМ, В СОРОКОВЫХ,
ПОКЛОН ОТ НАС, РОДИВШИХСЯ В ТРИДЦАТЫХ.
  ПУСТЬ ГОДЫ ВСЕ БЫСТРЕЙ ЛЕТЯТ.
ДЛЯ НАС ВАШ ПОДВИГ ОЧЕНЬ МНОГО ЗНАЧИТ:
ПОД МИРНЫМ НЕБОМ НАШИ ДЕТИ СПЯТ.
А ЗВЕЗДЫ НЕ МЕРЦАЮТ — ЗВЕЗДЫ ПЛАЧУТ.
   
Юрий РУСАКОВ

                 

СТРАНА ДОЛЖНА ЗНАТЬ СВОИХ ГЕРОЕВ.

ЕСЛИ МЫ ОПИСЫВАЕМ ПОДРОБНО ПОДВИГИ,
СОВЕРШЕННЫЕ НА ПОЛЕ СРАЖЕНИЯ,
В ВОЗДУХЕ ИЛИ В МОРЕ,
ТО ЧЕМ ХУЖЕ СКРОМНЫЕ ГЕРОИ ОГНЕННЫХ БИТВ,
КОТОРЫЕ ПОД БОМБАМИ И СНАРЯДАМИ,
НЕ ЖАЛЕЯ ЖИЗНИ,
ОТСТАИВАЛИ НАРОДНОЕ ДОСТОЯНИЕ,
ПАДАЯ УБИТЫМИ И РАНЕНЫМИ.

Николай ТИХОНОВ

                                   

ПОМНИМ ИХ ПОИМЕННО
1941-42 годы

БОЙКО Николай Пименович
ГРАДОВ Алексей Сергеевич
ДЕМИДОВ Савелий Иванович
ЕСКИН Самуил Эдуардович
ЖУКОВ Илья Никитович
ИВАНОВА Ольга Константиновна
КОНОНОВ Алексей Перфирьевич
КИСЕЛЕВ Николай Спиридонович
НАУМОВА Анна Михайловна
ПЕТРОВ Георгий Алексеевич
ПУТИЛОВ Лука Абрамович
САВИНОВ Иван Фомич
САДОВСКИЙ Наум Яковлевич
ТКАЧЕНКО Филипп Семенович
 ЦАРЕВ Иван Иванович


Галерея