Цель РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ - предложение широкого спектра услуг по низким ценам на постоянно высоком качестве.

Надежный "дозор"

Пожарная охрана слушает! — оператор службы «01» привычным движением руки сняла телефонную трубку... «Колесо» закрутилось. Заявитель еще не успел рассказать о своем несчастье, а из здания на Пречистенке уже летят распоряжения в ближайшие к месту трагедии части, определяется сложность пожара, в соответствии с которой моментально направляется необходимое количество автотехники. И спустя всего несколько минут люди в защитных боевках оказываются возле дома, где случилось происшествие.


«НАДЕЖНЫЙ ДОЗОР»
     
Центр управления силами без малейшего преувеличения можно назвать мозгом столичного УГПС. Именно здесь решаются многие вопросы по утихомириванию разбушевавшейся стихии. Сюда стекается информация о наличии в боевом расчете пожарных машин, сколько из них в данный момент уже задействовано. Тут принимаются сообщения о возгораниях и контролируются меры по их локализации. Делается все централизованно. Без разрешения ЦУСа даже единица техники не покинет бокс. Если, скажем, погорелец сам примчался в соседнюю часть за помощью, дежурный караул, конечно, должен выехать, но моментально докладывает об этом на «01».

     
Помогает справляться со всем этим автоматизированная система связи и управления пожарными подразделениями — АСУ ПО «Дозор», введенная с декабря 1995 года.

     
Вкратце о том, что она из себя представляет. По организационной и функциональной структуре, программному и техническому обеспечению это сложная двухуровневая система. Верхний, размещенный в трехэтажном корпусе на Пречистенке, включает в себя управляющий вычислительный комплекс, состоящий из пяти мощных ЭВМ типа «Беста-88», станцию оперативно-диспетчерской связи на 512 номеров, обеспечивающих прием сообщений о происшествиях по 75 линиям «01» с равномерным распределением на двадцать рабочих мест операторов, а также прямую связь со всеми частями столицы, двумястами особо важными объектами, различными службами — Мосгаз, Мосводопровод, «Скорая помощь», милиция, ФСБ. Входит сюда и система отображения оперативной информации, состоящая из электронного светоплана города и двух графических информационных табло.

     
Нижний уровень оборудования системы смонтирован в 65 подразделениях и обеспечивает двусторонний обмен информацией с Центром, автоматическое включение тревоги, отображение данных и прием сообщений от руководителей тушения.

     
В память ЭВМ заложены более шести тысяч записей всех магистралей, улиц, площадей, свыше семи тысяч — по объектам города, множество различной справочной информации.

     
Благодаря «Дозору» за считанные секунды решается оперативная задача по выбору пожарной техники, в среднем за 10-15 секунд передается приказ в напечатанном виде в территориальные части.

     
Но что может сделать машина, даже самая мощная, без человека? Поэтому главная ценность ЦУСа — люди.

      
Приходят сюда чаще всего, что называется, «с улицы». Однако это вовсе не означает, что работа легкая и особых способностей не требует. Далеко не каждому она по зубам. Умение быстро реагировать на изменение ситуации, правильно построить беседу с заявителем, сохранять спокойствие и выдержку в ответ на зачастую грубые высказывания по телефону — еще полдела. Помимо приема сообщений о возгораниях есть и вторая, пожалуй, самая сложная часть обязанностей операторов — высылка боевых расчетов. Весь процесс контролируется до тех пор, пока пламя не будет потушено. В случае же ухудшения обстановки — туда «бросают» дополнительные силы. Для этого необходимо прекрасно ориентироваться в улицах и переулках Москвы, знать гарнизон, сколько где техники, личного состава, вдобавок изучить массу нормативных документов.

     
Кстати, правильно построить беседу с заявителем тоже не так-то просто. 11ужно уточнить все детали, не упуская ни одной, как на первый взгляд может показаться, мелочи. Человек, у которого стряслась беда, порой перепутает все на свете.

     
Онажды поступил сигнал о загорании в доме на Ленинском проспекте. Караул прибыл — ничего. Все ясно: ложная тревога. А следующим утром произошел скандал. Заявитель сам примчался в Управление вне себя от гнева:

—Я вчера звонил, никто не приехал...
—Такого не может быть, — пытались его урезонить.
     
Поднялись в комнату, где хранятся магнитофонные пленки — все разговоры ведь записываются. Прокрутили на нужное время, стали слушать.

     
И тут бедолага чуть со стула не упал:

—Е-мое! Я же старый адрес назвал, с месяц назад поменялся...
     
Уточнять приходится практически все: корпус дома, этаж, квартиру... Иначе прибывшее подразделение потеряет драгоценное время на поиски.

     
Порой случаются довольно забавные ситуации. Как-то обратился старичок: мол, рядом с вестибюлем метро «Беляево» пожар.

—Где именно? — переспросила оператор.
—Да тут рядом, из моего окна видно.
     
Не добившись ничего путного, диспетчер «запустила» заявление в оборот. Расчет вскоре прибыл. Осмотрели все кругом — ни дымка. Зашли к звонившему в квартиру:

—Где вы увидели огонь?
- Как где? — удивился тот и провел на балкон. — Вот же!
     
И указал на мерцающий вдалеке огонек. Уж как углядел дедуля едва заметное зарево из... Капотни, одному Богу известно.

     
Таких, ложных, вызовов довольно много. В среднем двадцать процентов от общего количества выездов. И далеко не всегда, как в этом случае, неумышленных. Право, любят у нас похулиганить.

     
Кроме подобных «шутников» есть масса всевозможных любителей развлечений. У одного отставника, например, проснулся поэтический дар. Да, видно, обделен вниманием, потому в поисках поклонников пробудившегося таланта постоянно накручивал «01» и читал диспетчерам свои стихи. А им-то посторонние разговоры вести запрещено, как можно вежливее его обрывали. Не проходило и минуты, «поэт» объявлялся как ни в чем не бывало:

—Девушка, а вот второе четверостишие послушайте...
     
Это еще добродушный болтун. А то и матерные «оды» приходится операторам внимать. Или того хлеще — какой-нибудь чересчур «озабоченный» начинает надоедать. Очень хочется, видать, женской ласки.

     
И уж совсем не пересчитать уймы обращений по самым различным поводам, типа:

—Девушка, какой сегодня день?
     
Услышав ответ, кладет трубку. И тут же вновь:

—А месяц?..
     
В основном таких болтунов ночью разбирает:

—Знаете, что я вам скажу? Нынешнее положение в стране меня очень не устраивает...
—Милая, собака пропала, помогите...
—У меня в квартире что-то пищит. Наверное, радиация. Пришлите дозиметриста.
      
На некоторые же звонки, не имеющие никакого отношения к делу, все же вынуждены реагировать. Скажем, кошку снять с дерева или (и такое бывало) сбежавшую из цирка обезьяну. А однажды и вовсе ворону выручали. Несчастная запуталась в каких-то веревках на верхушке тополя и дико орала на всю округу. Эпизод спасения, кстати, в телепередаче «Спокойной ночи, малыши!» показывали.

     
Всего за сутки на пульты поступает около шести тысяч звонков. Имеющих же непосредственное отношение к пожарной охране — 250-300. Весной город просыпается после зимней спячки, пробуждается и огненная стихия — количество выездов достигает шестисотсемисот.

     
Конечно, нагрузка на диспетчеров ложится неимоверная. Особенно трудно приходится поначалу. По словам одной из них, первый год — «сплошной ад». Потом осваиваешься, привыкаешь. И многие «находят себя» здесь. Недаром в ЦУСе немало людей, имеющих за плечами по десятку лет, а то и по два, выслуги. Как Елена Николаевна Шумак, проработавшая уже почти четверть века. Пришла еще совсем молоденькой девушкой, да так и осталась. Память у нее феноменальная, знает все улицы наперечет, пожарную технику, ориентируется во всех нюансах ее высылки. Одно время, когда на «01» были должности начальников караула, занимала этот пост, став фактически заместителем начальника смены.

     
Ко всему прочему Елена Николаевна — основатель династии огнеборцсв. Супруг у нее управлял пожарной машиной. Дочь устроилась диспетчером в одну из московских частей и тоже вышла замуж за «тушилу»-водителя.

     
Легенда коллектива — Валентина Гавриловна Леонова. Начинала службу еще в тридцатых, во время войны была начальником женской пожарной части. После Отечественной приняли на Центральный пункт пожарной связи. В общей сложности без малого сорок пять лет трудилась. Уволилась майором, с должности руководителя дежурной смены.

     
Начальник ЦУСа полковник Юрий Николаевич Ковалев — человек интересной судьбы. В гарнизоне — с 1968 года. Возглавлял караул. Постепенно поднимался по служебной лестнице. Был оперативным дежурным по отряду, «ведал» штабом пожаротушения УПО, затем стал дежурным по городу.

     
В 1976-м произошел пожар в австралийском посольстве. Собственно, особо сложным он не был, однако сотрудники там наотрез отказались открывать двери в комнаты, несмотря на разрешение посла. В конце концов с пламенем справились, но досталась эта победа Юрию Николаевичу дорогой ценой — получил термические ожоги глаз.

     
Не прошло и года, как стряслась беда в гостинице «Россия». Капитан Ковалев, бывший тогда заместителем начальника штаба пожаротушения, со своей группой устремился по центральной лестнице. Поднимались вверх, заливая пламя. Входили в номера, выводили людей. Порой находили уже погибших. Стихия сдавалась медленно. Несколько раз только заканчивали «обработку» этажа, вдруг — хлопок, и опять все охвачено огнем. Снова тушили...

     
За самоотверженные действия наградили капитана орденом Красной Звезды. Но не радостно было на душе у Юрия Николаевича: вновь не уберег глаза. Два почти подряд термических ожога — уже очень серьезно, и врачебная комиссия настойчиво порекомендовала уйти с оперативной работы.

     
Тут как раз освободилось место начальника дежурной части службы «01», его и предложили Ковалеву. Так в октябре 1977-го года стал «вторым человеком» в Центре управления силами. А спустя шесть лет возглавил его.

     
С тех пор много воды утекло. Построено здание для ЦУСа с просторным залом, которому, говорят, нет равных в Европе, создана и запущена в действие АСУ «Дозор».

     
Есть чем гордиться Юрию Николаевичу. Но есть и еще одна сторона жизни полковника, не менее примечательная: он стал основателем пожарной династии.

     
Началось все с возгорания торфяников в Подмосковье. Ковалев, тогда еще лейтенант, наряду со всеми потрудился на славу, и начальство поощрило десятидневным отпуском. Поехал на родину — в Свердловск. Вернулся оттуда уже не один, с женой. Они дружили со школы и вот решили соединить судьбы. Светлана Николаевна — старший прапорщик, заведует архивом в одном из столичных подразделений. Служит она ни много ни мало почти три десятка лет.

     
Дочь Марина в чем-то «повторила» родителей. Отучилась в Плехановском институте, однако устроилась тоже в пожарную охрану. Было это десять лет назад. Теперь она — начальник финотдела в Управлении по охране правительственных зданий ГУГПС Министерства. А ее муж, Павел Водяков, выпускник Ивановского училища, сейчас инспектор в объектовой части Выставочного комплекса на Пресне.

     
И это еще не все. Сын Ковалевых, Виталий, заканчивает Московский институт пожарной безопасности. Поступил туда сразу после школы. Причем никто и не советовал •— сам решил.

- Получит диплом, а я — в запас, — шутит Юрий Николаевич. — Смену себе обеспечил.
...Что же касается системы «Дозор» Центра управления силами — теперь на очереди: усовершенствовать ее, добавить новые функции. Тем более, что заместитель начальника Николай Михайлович Милюков — также высококвалифицированный специалист.
     
Задумок у «технарей» много. Однажды мэр Лужков, вернувшись из зарубежной поездки, подкинул идею:

— Заходил я в их «пожарку», так там в памяти машины заложены сведения обо всех инвалидах, которые не могут сами передвигаться...
     
Мысль-то действительно здравая: если пожар в доме, то, хоть и горит лишь одна комната, дым идет по всей лестнице, проникает в другие квартиры. Соответственно, людей надо эвакуировать, в первую очередь инвалидов.

     
Не помешало бы ввести в компьютер и иные данные. Например, графические или даже видеоизображения наиболее важных объектов Москвы с их поэтажной планировкой, указанием наличия легко-воспламеняющихся веществ, общими рекомендациями по тушению. На крупные пожары выезжают сотрудники испытательной лаборатории, фотографируют, снимают на видео. Если бы эти «кадры» тут же «перекачивались» в Центр, чтобы смена видела, как складывается ситуация...

     
Планов много. Найдены даже фирмы, готовые провести необходимые работы. Перво-наперво нужна гораздо более мощная ЭВМ. Нынешняя уже ни к каким модификациям не способна — память забита на сто процентов.

     
Но все это лишь вопрос времени. Главное, что система действует вполне успешно. И по своим возможностям превосходит аналогичные в столичных службах «02» и «03».