Хмурое утро выдалось. Из нависших свинцовых туч сыпались ледяные дождевые капли пополам с осенним снегом, превращая протоптанные по газонам микро-района Ясенево тропинки в непроходимые болота. Прохожие, как могли, уворачивались от брызг, летевших из под колес мчавшихся мимо легковушек и автобусов. Ветер пронизывал, казалось, до самых костей. Сейчас бы укрыться в теплой квартире, согреваясь крепким чайком...
А возле одной из многоэтажек на улице Паустовского, не обращая внимания на непогоду, стояли несколько десятков человек, обратив взоры вверх. Нет, не внезапное ненастье вызвало их интерес. Из окон квартиры почти под крышей вырывались серые клубы дыма. Пожар! Споро разворачивали рукава прибывшие огнеборцы, к охваченному пламенем балкону медленно поползла многометровая лестница.
Вдруг взгляды всех повернулись в другую сторону. Сперва послышался нараставший гул, не понятно только, откуда. И тут, как по волшебству, из облаков вынырнул ярко-красный вертолет с подвешенной на тросе конструкцией, напоминающей строительную люльку, в которой находился человек в синей экипировке. Алая «стрекоза» зависла над зданием, филигранно подведя раскачивавшуюся кабину к балкону, спасатель зацепил специальные захваты к ограждению, и через пару минут двое терпящих бедствие уже были вне опасности.
Свидетелей происходившего поразило не столько то, что в таких погодных условиях винтокрылая машина вообще поднялась в воздух и сумела пробраться сюда сквозь туман, а главным образом четкость и слаженность действий экипажа и спасателей, их сноровка и навыки. И лишь начальник вертолетной противопожарной службы столичного УГПС подполковник Борис Градов лукаво усмехался: обычное дело, мы и не то еще можем. Но по всему чувствовалось: приятно ему слышать столь высокое мнение.
В тот раз загорание было не настоящим, а толпа состояла вовсе не из праздных зевак. Шли учения по «шлифовке» взаимодействия различных подразделений при ликвидации пожара и эвакуации людей. Только вот для вертолетчиков между настоящей боевой работой и тренировкой — дистанция небольшая. Каждый вылет сопряжен с риском, всегда и во всем — полная самоотдача и напряжение сил.
...Это подразделение, пожалуй, одно из самых молодых в гарнизоне: ему еще и пяти лет не исполнилось. Несмотря на «младенческий» возраст, представить сегодня город без пожарного вертолета уже трудно, в московском небе он стал привычным и знакомым.
Начиналось все непросто. Еще после известной трагедии в гостинице «Россия» стали задумываться о необходимости использования подобной техники. Однако тогда все ограничилось обычной говорильней. Кто-то ссылался на отсутствие специальных машин, другой утверждал, что нет нужных профессионалов. Самым же серьезным доводом «против» был категорический запрет на появление над Москвой каких бы то ни было летательных аппаратов. К слову, давным-давно кто-то из «киношников» сетовал: чтобы снять город с высоты птичьего полета, приходилось чуть ли не год бегать по инстанциям.
Не было бы счастья, да несчастье помогло. Несколько лет назад на двадцать втором этаже дома на проспекте Маршала Жукова разгорелось пламя. Пожарные оказались бессильны спасти обитателей квартиры: путь преградили прочные металлические решетки, а автолестница дотягивалась всего-навсего до семнадцатого. Потушили, конечно, но, к сожалению, с опозданием: погибли люди.
Вот это бессилие и побудило тогдашнего начальника Управления генерал-майора Владимира Михайловича Максимчука вплотную взяться за решение проблемы. Ведь будь тогда на вооружении вертолет, вполне можно было избежать столь печальных последствий.
Понимание встретили полное. Горячо поддержал идею мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков. Короче, принципиальное согласие получили повсюду. Оставалось выбрать модель, наиболее подходящую по своим качествам поставленным целям. Перебрали много, в том числе зарубежного производства, а остановились все-таки на родном, российском Ка-32. Компактный, мощный, маневренный, с отличными летными характеристиками, он прекрасно зарекомендовал себя на флоте как палубный вертолет. Скажем, если откажет один двигатель — автоматически запускается второй.
То есть для конкретных задач машина идеальная. По спецзаказу две таких подготовили и оборудовали для необычной работы в инженерно-конструкторском бюро имени Камова. На полигоне этого предприятия в окраинном микрорайоне Жулебино выбрали площадку для стоянки. Хотели было расположить базу в Чкаловском, да вовремя сообразили: оттуда до Москвы лету — десять минут. Еще столько же, если добираться на другой ее конец. Так к «шапочному разбору» можно попасть...
Днем рождения вертолетной пожарно-спасательной службы стало 12 марта 1994 года. Но вовсе не значит, что уже назавтра она пошла в атаку на огонь. Дело-то абсолютно неизведанное, даже зарубежный опыт не мог помочь. Там одна и та же машина обслуживает и медиков, и спасателей, и огнеборцев. Соответственно, столь широкий «разброс» отражается на качестве выполнения заданий, иными словами, ждать чего-то сверхъестественного не приходится. Здесь же предстояло создать принципиально новое направление, с достаточно узкими и одновременно крайне важными задачами.
Сперва следовало набрать и обучить людей, во время долгих и утомительных тренировок «накатать» необходимую методику, добиться слаженности экипажа, состоящего из пяти человек — трех летчиков и двух представителей У1Т1С. С пилотами, штурманами, бортмеханиками проще: их приглашают по контракту. Каждый — настоящий ас, прошедший суровую школу испытателя. Недолгие занятия по спецпрограмме, знакомство со столицей с воздуха — и вперед. А где взять пожарных, способных резко изменить профиль, взяться за абсолютно незнакомое? Кроме того, требовались люди особого склада характера, если хотите, сверхсмелости. Отобрать таких даже в многотысячном гарнизоне оказалось нелегко. Потому первым и единственным воздушным «тушилой» почти полтора года оставался сам Градов.
Постепенно и эту проблему решили. Сегодня в подразделении десять сотрудников. Мало? Конечно, не хватает. Но справляются. Хоть и не назовешь их службу легкой. Понятно, не каждый день случаются боевые вылеты. Чаще сутки напролет инженер и боец сидят в помещении, чаек попивают, телевизор смотрят. Лафа, на первый взгляд. И вряд ли кто задумывался, в каком напряжении постоянно находятся эти люди. Случись тревога — ив отведенные на сборы шесть минут они поднимутся в воздух, чтобы потом с неба помочь терпящим бедствие.
Майор Андрей Матвейкин здесь немногим более двух лет, а уже считается ветераном. Раньше долго был начальником караула, оперативным дежурным. Как-то направили его на курсы повышения квалификации. Устроили для слушателей экскурсию в вертолетную «часть». Естественно, поначалу ограничилось чисто человеческим, так сказать, обывательским интересом. Позже все чаще стал задумываться об увиденном, прикидывать: смог бы сам повиснуть на тридцатиметровом тросе над бездной? Вроде бы не привыкать к разным передрягам, но тут — другое. Так постепенно созрело решение. Положительного ответа на свой рапорт пришлось ждать еще полгода. Зато теперь считает себя на своем месте.
Отец его, Анатолий Меркурьевич, полковник в отставке, сорок три года отдавший службе, бывший заместитель начальника Ивановского пожарно-технического училища, узнав о переходе сына, ругался страшно:
- Романтики захотел! Легкой жизни! А кто в огонь пойдет, пока ты сверху наблюдать будешь?
Обеспокоилась и мать, казалось бы, привыкшая к опасностям, подстерегавшим ее мужчин на работе:
— Это ж какой риск, сынок! А вдруг вертолет упадет...
Как будто на земле спокойней. Ведь дважды после тепловых ударов успел в «Склифе» побывать. Успокаивал родителей, как мог, и все же на своем стоял твердо...
Сегодня для Андрея Анатольевича секретов в деятельности этой службы, пожалуй, нет. Прекрасно разбирается в любых вопросах, охотно и доступно говорит обо всех нюансах, специфике.
На сугубо технических проблемах останавливаться, по всей видимости, нет необходимости. А вот о конкретных делах коллектива рассказать стоит.
...Помню телевизионные кадры: тушение печально знаменитого пожара на шинном заводе. Над корпусами зависает «стрекоза» с подвешенным резервуаром и «выбрасывает» воду. Признаться, особого впечатления «картинка» не произвела. На фоне бушующего на огромной площади огня «полив» выглядел, как, извините, плевок.
—Этот «плевок» весит пять тонн! — парирует Матвейкин! — Знаете, сколько времени необходимо, чтобы такое же количество воды перекачать по рукавам? А тут за один раз! Развернулись, подлетели к реке, зачерпнули новую порцию — и еще.
Тогда за три дня несколько десятков раз заходили вертолеты над клубами черного дыма. Машины нагревались — к металлу прикоснуться невозможно. А температура воздуха за бортом — минус пятнадцать.
Водосливное устройство, или на канадский манер — по родине изделия — «бемби-бакет», наиболее часто используется при оказании помощи с воздуха. Особенно в последнее время, когда многочисленные ангары, возведенные предпринимателями, из-за грубейших нарушений, по иным причинам вспыхивают с «завидным» постоянством. Сложность их тушения вот в чем. Железные конструкции выдерживают высокую температуру лишь пятнадцать-двадцать минут, да и жара такая, что с земли подобраться порой невозможно. Поливая сооружения сверху, небесные огнеборцы не только сбивают пламя, но и охлаждают их, позволяя «пехоте» завершить работу.
Однажды на складах хлебозавода вспыхнул пожар. Без вертолета победить его оказалось невозможно. Помещение арендовали бизнесмены, хранившие там разнообразные аэрозольные баллоны. Когда все это «хозяйство» начало взрываться, пожарные вынуждены были отступить. Тут с неба один за другим обрушились три «ковша» воды. Ситуация сразу изменилась, огонь вскоре укротили.
—Подлетая к объектам, — продолжил «экскурсовод», — мы обязательно передаем по рации требование: «Вывести людей из зоны сброса». Я как-то на себе испытал, что такое пять тонн воды, летящие на голову. Тушили склады концерна «ЛУКойл» вблизи Ленинградского вокзала. Вертолет стал поливать крышу и перекрытия, под которыми мы стояли. Сильнейший «душ» приняли — ощущение не из приятных. Да и конструкции могут не выдержать.
Сейчас в стадии доработки находится еще одно устройство для расширения возможностей применения вертолетов в тушении — водяная пушка, или, говоря по-научному, гидравлический импульсный аппарат. Он способен «выстрелить» струю воды на семьдесят метров со скоростью около ста метров в секунду. Опробовали новинку на полигоне, высказали замечания. В скором времени должны получить такой «ствол» на вооружение.
Нет сомнения в пользе подобной техники. Вновь сошлюсь на опыт майора Матвейкина, защитившего в специальном вузе диплом по теме: «Тушение пожаров в зданиях повышенной этажности».
— Я тогда специальный хронометраж проводил. До десятого этажа боец с двумя скатками рукавов, в КИПе, тяжелом снаряжении более-менее быстро добирается. Дальше — сил не остается. До семнадцатого поднимаются обычно за двадцать-тридцать минут. Представьте, что произойдет за такой срок.
Пока же пушка не готова, если горит «высотка», первая задача вертолетчиков — эвакуация пострадавших. Для этого и служит та самая «люлька», именуемая специалистами транспортной спасательной кабиной. Их в подразделении три — на двух, десятерых и двадцать человек. К счастью, пока в реальной обстановке применять ее довелось всего несколько раз. Но как!
...В номере гостиницы «Украина» вспыхнул телевизор. Постояльцев, двух женщин, отрезало огнем от двери. Единственный путь — через окно на стилобатный выступ. Снять несчастных предстояло экипажу Ка-32. Подлетев вплотную к зданию — от винтов до стены оставалось всего метров пять-семь — пилот ювелирно подвел «коробку» со спасателем к нужному месту. Натерпелись бедняжки, пока их опускали на землю. Потом благодарили: остались живы-здоровы.
— Точный расчет и тренированность каждого из нас многое решают, — считает Андрей Матвейкин. — А еще труднее заставить людей залезть в подвесную кабину. В доме хоть и бушует пламя, все же твердь под ногами. Здесь же — огромная высота. Приходится иногда буквально силком...
Именно такие операции объясняют слово «спасательное» в названии подразделения. Да и сами сотрудники чаще именуют себя так. Ведь при работе с «бемби-бакетом» ничего особенного от них не требуется — сиди и контролируй ситуацию, держи связь с землей. Здесь же все зависит от твоего умения, мастерства, выносливости, смелости. И впрямь, немалое мужество требуется, чтобы повиснуть под «брюхом» вертолета в хрупкой, на первый взгляд, конструкции. А уж спускаться прикрепленным за пояс к лебедке отважились бы единицы. Тут этому обучен каждый. Могут и из воды людей вытаскивать, что доводилось проделывать не только на учениях, но и в реальной обстановке.
Однажды четверо пацанов решили перейти застывшее Химкинское водохранилище. Хрупкая опора не выдержала, и льдина стала дрейфовать. Мальчишки поняли — выбраться самостоятельно не смогут, подняли вопли. Приблизиться к ним оказалось непросто. Выручили спасатели. Борис Владленович Градов спустился к ребятам на шестидесятиметровом тросе, крепко зацепил и одного за другим вызволил из беды. Медаль «За спасение погибающих» — напоминание о том случае.
Между прочим, эту функцию взяли на себя сами. Никто не заставлял, ведь их забота — пожары. Однако у Службы спасения в Москве своего вертолета нет, а тут — и обученные люди, и техника, и специальное снаряжение. Не так давно получили разрешение работать даже ночью. Кому ж как не им взяться? Любопытная деталь. Как-то демонстрировали свои возможности представителям МЧС. Те прямо признались: «Мы такого пока не делаем».
Лишней обузой дополнительные обязанности не считают. Хотя и надбавок к зарплате не имеют. Тот же Матвейкин, перейдя сюда с оперативной работы, даже потерял в окладе. И не жалеет. Такой вот народ подобрался...
То, что из всех остальных я несколько выделил Андрея Матвейкина, в общем-то, случайность. Просто именно он дежурил в день, когда я гостил у вертолетчиков. Сказанное в полной мере относится к майору Сергею Петрову, капитану Юрию Мутыке, лейтенанту Михаилу Серикову, всем другим сотрудникам.
Коллектив этот силен крепкой мужской дружбой, взаимовыручкой, любовью к профессии. Стены служебного помещения стали по- настоящему родными для каждого. Много ли найдешь подразделений, где по субботам приходят почти все? Это само собой стало традицией. Сообща обсуждают возникающие проблемы, домашние дела. А наступит какой-либо праздник — обязательно собираются вместе с семьями. К обычным торжествам, отмечаемым в службе, здесь добавилось еще одно — День воздушного флота. В таких случаях всегда заслушиваются ребята песнями в исполнении Сергея Петрова и его друга, тоже пожарного, из другой части, и тоже майора Алексея Шабурова. Да и как не заслушаться, когда под гитару поют лауреаты-дипломанты почти всех конкурсов самодеятельного творчества, проведенных в последние годы российским Министерством внутренних дел! Особой же любовью пользуется песня, посвященная пожарным-вертолетчикам, что-то вроде их гимна.
Жаль, не удалось в тот раз полетать над Москвой с этими отважными парнями. Оно и понятно: вертолеты — рабочие «лошадки», а не прогулочные коляски. Подойдя же к стоявшему в полной готовности «Камову», дружески похлопал его по обшивке, хотя бы таким образом прикасаясь к большому и важному делу, которое выполняют воздушные огнеборцы и спасатели.