Цель РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ - предложение широкого спектра услуг по низким ценам на постоянно высоком качестве.

Картинки с выставки

     «Пятиклашки» шумной ватагой вырывались в коридор, спеша не упустить ни минуты перемены. От детского гвалта, топота у Валентины Бондаренко голова трещала еще сильней (все- таки пятый урок подряд), но искать сомнительного «спасения» в учительской... Нет, лучше уж оставаться в «своем» кабинете истории, хотя ни о каком отдыхе тут и речи идти не могло. На смену малышне появились девятиклассники. Завидев преподавателя, клали портфели и исчезали до звонка за дверью.
    «Чего меня понесло в школу? — с тоской думала Бондаренко. — Работала себе в связи — забот не знала. Ведь уговаривали остаться, мол, не важно, что учишься на гуманитария, закончишь — назначим инженером...»

Александр БОРИСОВ

КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ

ХОЗЯЕВА И ГОСТИ

— Привет! — в дверном проеме вдруг возникла Жарова, бывшая однокурсница по институту.

— Тамара! Какими судьбами?

— Тебя искала, узнала, что ты вернулась...

     Через час они сидели в опустевшем классе.

— Ну, как живешь, Валюшка?

Каторга,— вздохнула подруга. — Просыпаюсь утром с ужасом. В Казахстане хоть и вела кроме истории еще географию с английским, вес равно было легче — люди попались хорошие. И потом все свои — такие же, как я, жены геологов. А здесь коллектива, фактически, нет. Каждый сам по себе. На днях, вообще, заявляют: «Не хотите ли стать секретарем парторганизации?» Ушам своим не поверила: я же беспартийная. «Это ничего, — отвечают, — мы вам членство быстренько организуем». Не знала, как от них отвертеться. — Это же прекрасно!

— Издеваешься?

— Слушай, я ведь зачем пришла? Хотела тебя к нам на пожарную выставку пригласить.

— Том, да у меня уроки, а дома — тетрадки надо проверять. И так каждый день.

— Ты не поняла, я на работу к нам предлагаю. Поехали, посмотришь.

 

     Так Валентина впервые оказалась в неброском двухэтажном особнячке на улице Дурова, где в шести залах собрано прошлое и настоящее столичного пожарного дела. «Учреждение» это в разное время по-разному именовалось. Но все люди, имеющие отношение к «01», называют его вот уже сорок лет одинаково — выставкой.

     На следующее утро Бондаренко положила директору школы заявление по собственному желанию, чем вызвала шок: на дворе только март, до летних каникул еще два месяца. Кем заменить? Пробовали уговорить — бесполезно. Учителя недоумевали: чокнулась, что ли, историчка. Куда собралась? Что там может быть интересного?

     А в самом деле, что? Почему выставка включена в немецкий каталог «Маленькие музеи мира», хотя у нее даже статуса музейного нет? В Москве есть и побогаче экспозиции. Но именно она (в паре с домом Васнецова) удостоилась чести быть внесенной в «реестр» самых замечательных.

     Почему многочисленные и непохожие друг на друга экскурсанты: школьники, студенты, рабочие, управленцы из самых разных сфер, иностранцы валом валят и все после посещения уносят с собой теплое чувство к людям «горячего цеха»?

     Почему, наконец, приходят сюда трудиться и, что называется, всем сердцем привязываются? Как пришла, например, Валентина Николаевна Бондаренко больше двух десятков лет назад. И ведь звали ее не единожды на куда большую зарплату. Не согласилась.

     Должно быть, секрет кроется в духе этого дома. В духе, который создается самыми настоящими фанатами «огневой» профессии.

     Их можно поделить на две категории. Во-первых, зубры пожарной охраны, отставники. Николай Иванович Хруцкий, Абрам Александрович Рубин, Евгений Георгиевич Другое, Иван Федорович Корякин. С их именами связана почти вся сорокалетняя история выставки. Они сменяли друг друга на должности начальника. Их стараниями расширялась экспозиция, они пробивали средства на заказ и закупку новых экспонатов, фильмов, оборудования. По сей день вспоминают здесь Тамару Васильевну Егорову — тоже ветерана УПО. В шестидесятых и семидесятых водила экскурсии, вызывая изумление обширными познаниями даже у коллег-огнеборцев.

     Во-вторых, те, кто пришел «с улицы». Борис Николаевич Орлов, Виктор Владимирович Семенов — профессионалы историко-архивного поиска, закладывали под руководством Хрупкого и Рубина основу фондов. Много лет проработала и Вера Дмитриевна Савельева — супруга известного специалиста Петра Степановича Савельева, автора целого ряда книг, одна из которых стала классическим учебником для ПТУ Вера Дмитриевна пользовалась заслуженной славой блестящего рассказчика, ей с одинаковым интересом внимали и дети, и матерые «тушилы», и крупные, сановитые чиновники. К сожалению, ее уже нет в живых...

     В середине семидесятых в коллектив влилась молодежь — выпускники исторических факультетов пединститутов: Тамара Георгиевна Жарова, Валентина Николаевна Бондаренко, Галина Михайловна Щербакова. Гражданские люди, до того о службе «01» мало чего знавшие. Скажем, Щербакова до знакомства со своим мужем, Евгением, офицером учебного отряда, даже не подозревала, что пожарные носят военную форму. «На Дурова» попала случайно: гуляли с супругом поблизости, тот и «затянул». Очень уж хотелось ему показать фотографию старшего брата, Владимира Григорьевича Щербакова, известного в гарнизоне специалиста, командира части, в 1972-м удостоенного государственной награды за тушение торфяников в Шатурском районе Подмосковья. Встретила их Бондаренко, которая сама появилась здесь чуть больше года назад, повела по залам. Молодые женщины разговорились, и Валентина обмолвилась, что есть у них вакантное место экскурсовода. Вообще-то, Галина собиралась работать в Музее Вооруженных сил, но, очарованная здешней атмосферой, сказала: «Завтра приду».

     Первую группу самостоятельно приняла далеко не сразу. Казалось бы, чего проще: прочитай методичку, просмотри экспонаты — и вперед. Во многих известных музеях так и поступают. Наверное, каждому из нас хотя бы раз в жизни приходилось сталкиваться с гидами, которые, словно попугаи, твердят заученные тексты, допуская откровенные ляпы, уворачиваются от «неудобных» расспросов посетителей. Но никогда ничего подобного не происходило в стенах пожарной выставки.

     Никаких готовых методичек тут отродясь не водилось. Каждый новичок начинал с небольшого самостоятельного исследования. Изучал фонды, смотрел, как делают все опытные сотрудники. В результате буквально впитывал имеющиеся материалы, «срастался» с ними и вырабатывал свою личную манеру общения с гостями. Вроде бы выставка одна и та же, а походите с тремя ее экскурсоводами, и будто побываете на трех разных.

     Но при всех различиях задача остается общей: объяснить, как нужно вести себя, чтобы уберечься от «злого» огня. Предостеречь, научить правильно действовать, если беда все же случилась.

     Легко ли это? Каждый день приходят шесть групп по 25 человек, не считая, конечно, своих — огнеборцев: для них двери открыты всегда. У каждой группы особенное «лицо»: возрастное, социальное. К нему надо приспособиться, найти с людьми общий язык. Тут мало способностей рассказчика. Нужен талант педагога, причем универсального.

     Школьники часто бывают. Непоседливые, легко отвлекающиеся, шумные. С одной стороны, довольны: не надо сидеть за партами. С другой — испытывают досаду, что не разрешают бегать и играть. С ними особое терпение требуется. Младшим — можно сто раз повторять правильные слова, которые будут в одно ухо влетать, а в другое... Однако яркий и сочный образ непременно запомнится.

—Скажите-ка, друзья у вас есть?

—Да-а! — раздастся хор голосов.

—А что будет, если вы один раз друга обманете, во второй — договоритесь о встрече и сами не явитесь, в третий — еще как-нибудь подведете?

—Обидится, дружить перестанет.

   - Вот так и огонь. Если быть с ним заботливым, внимательным, он все для вас сделает: еду приготовит, дом обогреет, даже развлечет: у костерка в лесу посидеть — одно удовольствие! Но небрежно поступать с ним нельзя, обидится и отомстит пожаром.

     Совсем другое отношение у уверенных в своей взрослости студентов вузов: бауманского, автодорожного, текстильного и других. Любую обязаловку расценивают как покушение на неповторимость своей личности. И потому, появившись на выставке в соответствии с учебными программами, зачастую настроены сначала отстраненно-иронично. Их внимание приходится буквально завоевывать. Вовремя пошутить, поддержать остроумную реплику, высоко держать интеллектуальную марку, только без высокомерия — и они твои. Иногда, конечно, встречаются откровенные нахалы, которые, норовя сорвать экскурсию, стараются привлечь внимание к своей персоне. Таких обычно ставят на место:

—Вот что, голубчик, вы — человек взрослый, делать вам замечание неудобно. И все же вынуждена предупредить при всех: намерены так дальше продолжать — вычеркну из списка. И будете сюда приходить, пока не зачту посещение.

     Это не пустая угроза, о чем студенты «помоложе» прекрасно осведомлены от старшекурсников. Потому обычно проявляют благоразумие.

     Однако экскурсоводу, который «выкладывается» вовсю, нужно не равнодушное вежливое молчание. Главная награда для него, когда в конце какой-нибудь «технарь» произнесет фразу:

—Спасибо, мне понравилось. Знаете, чем? Что все логично.

     Бывают и сотрудники МВД: курсанты института пожарной безопасности и учебного центра, слушатели Академии, участники всевозможных конференций и симпозиумов. Их трудно чем-либо удивить. Хотя к ним тоже есть свой ключик — история пожарного дела. Редко кто в ней хорошо разбирается. А уж если попадаются знакомые лица на фотографиях, все — внимание обеспечено. Приводят зеленую «поросль» офицеры подразделений, разглядывают снимки награжденных орденами и медалями: «Надо же, с этим я служил!» Тут же начинают вспоминать былые дни.

     Работники выставки признают: во многом со старшими легче, чем с детьми. Взрослые-то чаще всего оказываются здесь в связи с работой, повышением квалификации. Важность получаемой информации им заведомо ясна. Но если уж сталкиваешься с отрицательными стереотипами, преодолеть их непросто. И все же обычно удастся договориться даже с самыми отрешенно настроенными.

     Секрет взаимопонимания прост. На экскурсии сотрудники стараются создать у гостей чувство сопричастности к теме рассказа.

     Галина Михайловна Щербакова любит ссылаться на такой пример.

—Посмотрите, —- подводит к витрине. — Французы — признанные законодатели моды. И сколько изящества, какие элегантные линии у их пожарных касок. А ведь хорошо известно, что красивая одежда, снаряжение улучшают настроение человеку. Америка гордится своим экономическим богатством. И правда, глядите, какое разнообразие головных уборов. Нет одного шаблона, но одинаковы их надежность и удобство. И так во всем. Можно не быть огнеборцем и все же, изготовляя для них именно такую, а не иную по качеству и оформлению продукцию, — серьезно влиять на эту службу.

     И еще напоминают: попробуйте-ка в случае беды позвонить по «02» или «03». Сколько времени пройдет, пока дождетесь. А красные машины будут на месте через считанные минуты после поступления сигнала.

Покидают люди выставку, унося подспудную мысль, что и в нынешнее время всеобщего безразличия есть служба, готовая всегда прийти им на помощь. Что и сегодня в ее рядах действует старый, дореволюционный девиз пожарных: «Богу хвала, ближнему защита».

 

«ПРОЙДИСЬ ПО ЭТИМ ТИХИМ ЭТАЖАМ»

     Пожалуй, первым экспонатом выставки является само здание. Построенное еще в XVIII веке, оно прекрасно помнит, как создавались в 1804-м первые профессиональные пожарные дружины. Тогда в этом помещении полицейского участка разместилась одна из них. Может быть, потому оно уцелело восемь лет спустя, когда «при Наполеоне» сгорело 6532 из 9158 городских домов.

     О тех временах повествует экспозиция Исторического зала. Пожарный топор семнадцатого века и наградные — девятнадцатого. Медные каски, первый дыхательный аппарат — маска Кеннига. Возможности у «серых героев» прошлого столетия были скромные, в чем убеждает список численности личного состава (всего-то полторы тысячи человек) и «техники»: больших и малых труб, бочек, повозок, лошадей... Но вот экскурсовод цитирует Гиляровского, который сам был борцом с огнем: «Каждый пожарный — герой, всю жизнь на войне, каждую минуту рискует головой. Топорники, каски которых сверкают сквозь клубы черного дыма, раскрывая железо крыши, постоянно рискуют провалиться в огненные тартарары. А ствольщик вслед за брандмейстером лезет в неизвестное помещение, полное дыма, и, рискуя задохнуться или быть взорванным каким-нибудь запасом керосина, ищет, где огонь, и заливает его...» Понимаешь, что служба этих людей меняется с появлением технических новшеств лишь внешне. Суть остается прежней.

     Не случайно одно из помещений так и называется — «Зал героев». Здесь можно глянуть в лица тем, кто оберегал город от страшной стихии. Бывшие фронтовики и люди, чьи имена известны любому в московском гарнизоне: Троицкий, Постевой, Наседкина, Герасимов... Здешние архивы богаты материалами по военным годам. В 70-е сотрудники изучили буквально все источники, которые могли рассказать о подвиге огнеборцев в 1941-м. Не было ветерана, чьи воспоминания остались бы не записанными. Не было газеты того времени, которую бы не прочитали. Небольшой сборник «Противопожарный щит столицы» и стенд, завершающий историческую часть экспозиции, отражают лишь малую толику этой работы.

     Рядом — материалы по событиям не таким уж и давним. Отдельно выделена чернобыльская тема. Китель, награды, скульптурный бюст генерала Максимчука. Снимки ликвидаторов аварии, мемориала на Митинском кладбище, где застыла, раскинув руки, человеческая фигура, заслоняя нас с вами от ядерного гриба.

     Тут же — стенд с фамилиями бойцов и командиров, павших уже в послевоенные годы на огненном фронте. В начале 90-х, когда мартиролог только оформляли, немало было споров. Идею Ивана Федоровича Корякина создать такой список сотрудницы встретили в штыки. Женщины беспокоились, каково будет читать его приходящим на выставку новобранцам. Но начальник настоял на своем.

     Вскоре после того вела Бондаренко группу школьников. Побывав в «Зале героев», они с учителями направились смотреть фильм. Экскурсовод осталась. Вдруг какой-то десятилетний мальчонка вернулся. Обхватил ее, прижался и тихонечко сказал:

— Здесь мой папа...

—Пойдем посмотрим, — взяла его за руку, подумав, что за ребенком отец пришел.

     А парнишка подвел ее к стенду с фамилиями и указал на надпись: Сибгатуллин, прапорщик. У Валентины Николаевны внутри все задрожало.

—Деточка, у тебя папа — герой, — только и смогла произнести, ощущая ком в горле.

     Отвела мальчика в кинозал, где уже мелькали кадры хроники. Сама бросилась в кабинет. Рассказала о случившемся. Собрали нехитрые гостинцы: открытки, значки с пожарной символикой, шоколадку - словом, что у кого нашлось. После окончания фильма группу встретили все работники выставки.

- Ребята, у одного из вас отец был пожарным, — обратился к ним Иван Федорович. — Он погиб, сражаясь с огнем. Ваш одноклассник остался сиротой. Что тут можно сказать? Не знаю. Знаю только, что имя Абдулбяра Абдулкадыровича Сибгатуллина всегда будут помнить друзья. Оно навсегда внесено в списки части, где он служил. Таким отцом можно гордиться...

     Рыдали все: учителя, дети, сотрудники. Только сам паренек не проронил ни слезинки.

     А на следующий день позвонила мать мальчика:

— Спасибо вам за память о муже. Вчера мы весь вечер проплакали. Но была и какая-то радость. Я ведь сынишке ничего не рассказывала. И получилось, что он обо всем сам узнал. Сказал мне: «Мам, папа у нас — герой».

     О нынешней пожарной «страже» рассказывают экспонаты четырех залов. Жаль только, что самое интересное — технику, машины — можно увидеть лишь на слайдах. Площади не позволяют выставить не то что автомобиль, даже половину содержащегося в запасниках. «Вживую» показаны лишь снаряжение, небольшие огнетушители.

     Гордость выставки — 14 действующих макетов.

     Здесь можно увидеть настоящий пульт дежурного 2-й части. В районе ее выезда находится и улица Дурова. Не удивительно, что дважды в год офицеры привозят сюда личный состав, проводят учения. Особенному объекту — особое внимание.

     В миниатюре воспроизведены МХАТ, ЦУМ, деревообрабатывающий комбинат, гостиничный комплекс «Измайлово», жилой дом — словом, наиболее типичные здания. На них экскурсовод имеет возможность показать, как работают современные автоматические системы пожаротушения и как нужно действовать человеку, застигнутому пламенем. Кто из москвичей не бывает в том же ЦУМе или в метро? И чувствует человек личную связь с темой экскурсии.

     Не только представители московской службы по праву гордятся выставкой. К ней всегда с любовью относилось и руководство министерского главка. В былые годы начальники ГУНО были здесь частыми гостями. Старались помочь. «Изюминками» фондов стали три генеральских дара: награды и нагрудные знаки, переданные на хранение Федором Васильевичем Обуховым, брелоки с «огневой» тематикой, собранные Виктором Михайловичем Соколовым, и «пожарные» значки, которые коллекционировал Анатолий Кузьмич Микеев.

  

 

МАРТИРОЛОГ СКОРБИ И ПАМЯТИ

 

      Еще одна, причем своеобразная, разновидность экспонатов — цифры и факты. Они стали появляться не так давно. Ведь раньше такие сведения, как число пожаров по городу, количество погибших и пострадавших, суммы убытков предавать огласке не разрешалось. А сегодня сотрудники выставки практически ежедневно получают свежие данные из УГПС. И используют их в своей работе. Конкретный случай впечатляет куда сильнее статистики.

—Буквально вчера тридцатилетняя женщина получила ожоги 70 процентов тела, находится в реанимации, — рассказывает группе экскурсовод. — А дети, двух лет и годовалый, к несчастью, задохнулись. Загорелось сначала в коридоре. Хозяйка квартиры набрала «01», сама стала заливать пламя из кастрюльки. Попала водой на электропроводку. Замкнуло, загорелось еще сильнее. Если б она после звонка ушла с детьми в дальнюю комнату, закрылась, заткнула щели, то не пострадал бы никто. Пожарные приехали уже через несколько минут. Кстати, деревянная дверь выдерживает огонь в течение 15—20 минут.

     Вот вчера же было. Семидесятилетняя старушка именно так и поступила. И осталась цела-невредима. Прибывшие бойцы увидели: стоит на подоконнике, дышит через форточку.

  ...Опыт показывает, что людям зачастую не известны самые элементарные вещи, касающиеся их безопасности. Можно только гадать, скольким из полутора миллионов человек, побывавших на выставке за все годы ее существования, полученные здесь знания помогли предотвратить трагедию, сохранить жизнь себе и окружающим. Сколько в былые времена снято с помощью сотрудников документальных и агитационных фильмов (здесь побывали, наверное, все киностудии Союза)! Только в фильмотеке их здесь более трех сотен. Не сосчитать тематических открыток, значков, марок, созданных на основе экспозиций. Все это — заслуги «дома» на улице Дурова.

     Что ждет его в будущем? Об этом рассказал заместитель начальника столичного УГПС полковник Н. Г. Абрамченков:

—Сейчас мы включили выставку на правах отделения в состав единого Центра противопожарной пропаганды, агитации и связей с общественностью, увеличили штаты, ввели там аттестованные должности. Это только первый, подготовительный шаг к большим и серьезным преобразованиям. В будущем планируем полную реконструкцию здания. Нынешнее отделение будет расширено. На его базе создадим музей пожарной охраны Москвы и при нем — выставку современной техники. Конечно, одним нам такой проект не поднять. К финансированию согласились подключиться главк и областное Управление. Вместе вытянем. Дело того стоит.