Цель РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ - предложение широкого спектра услуг по низким ценам на постоянно высоком качестве.

Тревожный май

Весна 1918 г. в Москве выдалась ранняя. Пожарные столицы с облегчением встретили наступление теплой благодатной погоды — меньше стали досаждать пожары от свечей, коптилок и железных печей-«буржуек», дымные трубы которых выглядывали из окон многих квартир, покрывая копотью и гарью стены домов. Оттаяли замерзшие за долгую зиму гидранты, отпала необходимость при пожарах брать воду из Москвы-реки. В холодных пожарных депо открылись настежь окна, и живительный воздух весны разогнул духоту и тяжелый конский запах в казармах и караульных помещениях, где неотлучно несли вахту топорники и трубники, стволовые и стендерные, кучера (фурманы) и шоферы, телефонисты и дневальные, брандмейстеры и их помощники.

С начала 1918 г. Москва переживала тяжелые времена. Четырехлетняя изнурительная война изменила облик города. Заметно обветшали дома, исчезли вереницы лихачей, реже стали ходить трамваи, опустели и утратили блеск магазины Тверской улицы и Кузнецкого моста. По ночам многие улицы и переулки тонули в непроглядном мраке — уличные фонари давно не зажигались.

Катастрофически уменьшился подвоз хлеба в город. С раннего утра около обшарпанных лавок и булочных выстраивались очереди москвичей, чтобы получить на едока осьмушку хлеба, горсть пшена, а иногда сухую воблу. Из этого скудного пайка в пожарных частях варили жидкий суп, получивший название «карие глазки». После Октябрьской революции в Московской пожарной команде произошли изменения — прежде всего были отстранены от должностей грозные брандмейстеры и брандмайоры.

17 ноября 1917 г. на общем собрании делегатов от всех пожарных частей Москвы было принято решение безотлагательно произвести выборы командного состава в Московской пожарной команде. После этого во все пожарные части города была передана срочная депеша из канцелярии брандмайора на Пречистенке:

«Всем местным комитетам пожарной команды!

 По постановлению делегатского собрания все брандмейстера считаются отстраненными от занимаемых должностей, за исключением Лефортовской и Пресненской частей. Немедленно произвести выборы на означимую должность прямым, равным и тайным голосованием. Впредь до выборов новых брандмейстеров принять все меры, чтобы выезды на пожары совершались нормально. С сего числа местные комитеты обязаны принять в свое ведение пожарное хозяйство части. Немедленно выяснить, на сколько дней хватит фуража, и срочно сообщить в объединенную секцию пожарной ох-раны для принятия надлежащих мер. За своевременный выезд на пожары и за дальнейшее ведение хозяйства в пожарных частях ответственность несут местные комитеты».

 В соответствии с этим решением общего собрания делегатов во всех пожарных частях Москвы были избраны новые брандмейстеры — В. Семенов, М. Колобов, М. Лихарев, Т. Крапчитов, В. Нечаев, Н. Щеголев, И. Гладышев и др. Топорник Сокольнической пожарной части Роман Давыдов, один из организаторов профсоюза пожарных, был избран брандмайором Москвы.

 Вчерашние трубники и топорники, став во главе пожарных частей, содержали в боеготовном состоянии пожарные обозы, по первому сигналу немедленно оказывали помощь людям при возникновении пожаров.

 В этом немалая заслуга брандмайора А. А. Понофидина, выбранного на эту должность пожарными города. Выборы состоялись 1 апреля в Пречистенской пожарной части, куда прибыли уполномоченные выборщики от восемнадцати пожарных частей города: Арбатской, Городской, Мясницкой, Тверской, Пятницкой, Якиманской, Таганской, Хамовнической, Преснинской, Сущевской, Сокольнической, Мещанской, Басманной, Лефортовской, Рогожской, Пречистенской, Рядской, Сретенской. Понофидин, ранее работавший в канцелярии брандмайора, был последователем известного в России специалиста пожарного дела подполковника Э.Э. Лунда, занимавшего должность брандмайора в Одессе, затем в Варшаве, а впоследствии переведенного в Московскую пожарную команду на должность брандмайора. Понофидин был известен в среде пожарных неподкупностью и высоким профессионализмом в организации тушения пожаров. Уполномоченные выборщики единогласно избрали Понофидина брандмайором Москвы, наказав всемерно крепить революционную дисциплину и строгий порядок в канцелярских делах и пожарных частях города. Роман Давыдов с его согласия был переведен на должность брандмейстера в одну из пожарных частей.

Новый брандмайор, брандмейстеры и пожарные Москвы не знали, что очень скоро им предстоит труднейшее испытание...

26 мая 1918 г. около трех часов дня дежурный на каланче Лефортовской пожарной части заметил густое облако дыма в районе Казанского железнодорожного узла. Помощник брандмейстера тотчас приказал бить тревогу, справедливо посчитав, что в той стороне горит товарная станция, забитая до отказа различными грузами. Со звоном и грохотом помчался пожарный обоз к месту пожара, трубник Ерофеев на ходу стал растапливать паровую пожарную машину.

Лефортовская пожарная часть первой прибыла на пожарную станцию, где уже вовсю полыхал огонь. В то время станция Москва- Товарная Московско-Казанской железной дороги была самой крупной в столичном железнодорожном узле, здесь обрабатывались грузы с восточных и южных железнодорожных путей.

Семь широких платформ товарной станции, каждая длиной полкилометра, были почти сплошь застроены деревянными пакгаузами, навесами, в которых хранились сахар, мешки с подсолнухом, рыба, мануфактура, веревки, канаты, одежда, воинское обмундирование, консервы, баллоны с кислородом, сера, масло и масляные краски. Между деревянными пакгаузами на открытых площадках были сложены кипы хлопка и льна, каменный уголь, лес, дрова.

По чьей-то преступной халатности или по злому умыслу вместе с товарными грузами находились артиллерийские снаряды и порох, часть из которых была погружена в вагоны, а другая часть в ожидании отправки хранилась на открытой платформе в деревянных ящиках. Неимоверное скопление горючих грузов, да еще в сухую погоду, превышало все допустимые меры безопасности, создавая идеальные условия для пожара, какого Москва не знала уже многие годы.

К моменту приезда Лефортовской пожарной части пожар уже сильно развился; на открытой платформе густо дымили горящие кипы хлопка, огонь распространялся на деревянные пакгаузы. Не медля ни минуты помощник брандмейстера установил паровую пожарную машину на гидрант и организовал подачу двух водяных стволов в очаги пожара. К этому времени прибыли пожарные обозы Сокольнической и Басманной пожарных частей. Ствольщики, не дрогнув, пошли в огненное пекло. Дым был настолько густой, что их не было видно, и только разбухшие мокрые рукава указывали траекторию их пути. Быстрые действия первых трех пожарных частей и подача мощных водяных стволов от паровых пожарных машин позволили ограничить площадь пожара в пределах двух платформ, но случилось непредвиденное.

Загорелись выгоны со снарядами и начали взрываться со страшным грохотом, разбрасывая горящий хлопок на все платформы и крыши деревянных складов. Многие пожарные, находившиеся рядом с местом взрыва, получили ранения, порванные осколками снарядов рукава вышли из строя, наступление на огонь захлебнулось, потребовались перегруппировка сил и вызов дополнительных частей. С места пожара был передан вызов о сборе на товарную станцию всех частей пожарной команды Москвы.

Над товарной станцией поднялся огненный ураган. Ветер разносил тучу искр и тлеющих головней на железнодорожные постройки и соседние жилые дома, жители которых в панике убегали от смертоносного пожара. Воздух сотрясался от взрывов снарядов, с грохотом начали взрываться баллоны с кислородом, загорелись сера и керосин. Удушливый густой дым окутал платформы и пакгаузы.

Пожарные объединяются с железнодорожниками, поставив перед собой чрезвычайно сложную задачу — убрать из зоны пожара еще не взорвавшиеся вагоны с артиллерийскими снарядами и порохом. Одновременный взрыв всех снарядов и пороха неизбежно привел бы к неисчислимым бедам. В документах тех лет не указано имя машиниста, который добровольно взялся выполнить эту опасную операцию. Дружинники завода «Проводник» А.М. Скоробогатов и П.Ф. Добровольский прикрывали смельчака, направляя водяные струи, когда он вывозил вагоны с порохом и снарядами из опасной зоны. Катастрофу удалось предотвратить, но пожар продолжал бушевать.

Молва о большом пожаре на Казанской товарной станции быстро распространилась по Москве, обрастая слухами и домыслами.

Остановилось движение поездов. На Хитровом рынке и в других местах раздавались призывы скорее бежать на пожар, чтобы поживиться, поскольку в вагонах уйма продовольствия. Сотни легковерных людей устремились на пожар за даровой добычей. В сумятице пожара мародеры растащили вагон с консервами и другими продуктами.

Прибывший по указанию правительства управляющий делами Совета народных депутатов Бонч-Бруевич и военный комиссар Московского округа Муралов объявили весь район, прилегающий к Московско-Казанской железной дороге, на осадном положении.

К охране грузов и тушению пожаров были привлечены милиция и воинские части гарнизона.

Рискуя жизнью, железнодорожные служащие принимают меры к расцепке составов и вывозу паровозами и вручную вагонов с мукой, зерном и крупой из зоны огня. Буквально из огня удается вырвать более 200 вагонов, груженных хлебом, который необходим голодающей столице.

В это время на Казанской улице от теплового воздействия загорелись жилые дома. С боевых участков пришлось снять Арбатскую, Мясницкую и Таганскую пожарные части. Эту ударную группу возглавил Крапчитов, один из лучших брандмайоров Москвы. В считанные минуты пожарным удается преградить путь огню, ликвидировать загорания на фасадах жилых домов. Оставив на Казанской улице один дежурный караул, Крапчитов возвращается на товарную станцию.

Более шести часов в неимоверно трудных условиях, в сопровождении взрывов снарядов на платформе шла жестокая борьба с пожаром. Точное количество пожарных и железнодорожников, погибших от смертоносных осколков, не установлено. Достоверно известно, что во время тушения пожара пострадали 20 железнодорожников и 10 пожарных. В ближайшем к месту пожара медицинском пункте была оказана срочная помощь 11 пострадавшим, но кто эти люди и какие они имели повреждения, в медицинских архивах не указано.

Несомненно, пожар был на руку тем, кто стремился дестабилизировать обстановку в городе, нарушить нормальный ритм городской жизни. Сравнительно быстрая локализация пожара позволила нормализовать обстановку в Москве. Еще в течение многих часов пожарным пришлось поливать водой дымящиеся вагоны и станционные строения. «Зачернить» пожар удалось только через сутки.

Убытки, по оценкам железнодорожных специалистов, от этого пожара были колоссальными. В книге «Охрана стальных магистралей» не названа сумма ущерба от огня, но указано, что во время пожара сгорело 336 вагонов с грузами — в основном с продовольственными товарами (сахаром, песком, крупой, рыбой). Огонь полностью уничтожил много железнодорожных сооружений Казанского узла, в том числе паровозное депо, ремонтные мастерские, водокачку, пакгаузы, склады. Сильные повреждения получило железнодорожное полотно. Для выяснения причины катастрофы была назначена следственная комиссия, но, как это часто бывает, виновников установить не удалось.

Опустошительные пожары в городе следуют один за другим — на фабрике «Эрманс», заводе «Пресс», ткацкой фабрике Мещерина, в ряде жилых домов. Их ликвидация требует от измотанных пожарных мобилизации всех физических и моральных сил.

Сильнейший пожар возникает на крупнейшем нефтехранилище в районе Симонова монастыря. По неустановленной причине загорелся керосин в одном из резервуаров, вспыхнули два соседних резервуара с нефтепродуктами. Один из резервуаров разрушился, горящие нефтепродукты устремились потоком в Москву-реку, на поверхности воды образовался огненный вал, угрожающий береговым строениям. Жаркая погода и поднявшийся сильный ветер способствовали интенсивному горению нефтепродуктов, разрушились еще два резервуара. В районе гигантского пожара пришлось сконцентрировать все без исключения пожарные силы и весь резерв техники. Усилия пожарных были направлены на то, чтобы охладить негорящие резервуары, не допустить их воспламенения. Одновременно были поданы мощные водяные стволы от паровых машин на защиту соседних строений, в том числе продуктовых складов, подвергавшихся сильному тепловому воздействию. Большинство резервуаров с нефтепродуктами удалось сохранить. Умелая расстановка стволов спасла от огня продовольственные склады и другие строения, расположенные рядом с нефтебазой. Многочисленность пожаров наводила на мысль о злонамеренном их происхождении.

Л. Шапиро в книге «Пожарная охрана в прошлом и настоящем» свидетельствует, что в Москве за 1918 г. было 20 крупнейших пожаров — в 2 раза больше, чем за все последующее пятилетие 1919— 1923 гг. С этим бедствием боролись полуголодные, плохо экипированные пожарные, имеющие на вооружении износившуюся пожарную технику и отощавший от бескормицы конский обоз.

Опустошительные пожары отмечаются не только в Москве, но и в Петрограде, Туле, Костроме. Громадный пожар на петроградской мануфактурной фабрике Паля привел к уничтожению воинского обмундирования. Пожарные северной столицы проявили большую сноровку и умение, не допустив распространения пожара на лесобиржу и соседние жилые дома.

В связи с участившимися пожарами Народный комиссариат внутренних дел весной 1919г. обращается со специальным воззванием ко всем городам и селениям Российской Федерации. Приводим извлечение из этого воззвания:

«Всем областям, губернским, уездным, городским, станичным, волостным и сельским Советам, желающим политического и экономического процветания Родины, ясно, что наряду с задачей укрепления нового политического строя ныне перед страной во весь рост стала задача подъема народнохозяйственной жизни, в согласии с новыми условиями.

Чрезвычайные военные и политические события текущих дней, происходящие на всей территории государства, могут вызвать ряд новых бедствий в виде громадных пожаров, как это уже было 26 мая в Москве и Туле и может повториться в других городах и селениях, этот немилосердный бич хозяйственного благосостояния населения, развитие которого наблюдается в летние месяцы.

Выход из этого положения только один — охрана народного достояния от пожарных бедствий, уничтожающих ежегодно разного рода имущества на сумму от одного до двух миллиардов рублей.

Эта охрана требует сильнейшего напряжения всех сил, в особенности в данный момент, когда сторонники старого порядка, мракобесы, люди, живущие чужим трудом, так называемые реакционеры- эксплуататоры готовы на почве мести совершить еще новое гнусное дело — зажечь свои бывшие имения, усадьбы и угодия с их природными богатствами: лесами, торфяными болотами, эти ценные народные достояния, так недавно перешедшие после столь трудной борьбы за право к действительным их владельцам, каким является трудовое крестьянство и рабочий класс.

Всем исполнительным комитетам Совета рабочих и крестьянских депутатов предлагается отдать на охрану имущества все силы и средства для великого дела экономического возрождения страны как основу в борьбе с пожарами».

Подлинник воззвания подписал Народный комиссар внутренних дел Г.И. Петровский .

По существу это была правительственная оценка факта пожара на товарной станции Московско-Казанской железной дороги.

Становление и развитие пожарной охраны в первые месяцы после Октябрьской революции связано с именем Марка Тимофеевича Елизарова, родившегося в семье крепостного крестьянина, только что получившего «волю». В 1882 г. Елизаров поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, где в связи с успешной учебой был освобожден от платы за обучение.

 Работая многие годы на железной дороге, редактором газет в Сызране и Самаре, агентом в крупной страховой компании «Саламандра», Елизаров воочию увидел нищету народа, губительность пожарных бедствий для крестьянства и беднейшей части населения империи.

С первых дней Октябрьской революции Елизаров работал в Совете Народных Комиссаров (СНК) в качестве наркома путей сообщения, а затем Главного комиссара страхования, взяв на себя трудную задачу налаживания в республике вопросов страхования и пожарного дела. Он хорошо помнил пожар, возникший в 1908 г. в Сызрани, где он работал редактором местной газеты «Сызранское утро», и буквально опустошивший весь город.

 Елизаров тщательно продумывает пути и методы избавления народов России от пожарного бедствия, а также организации в интересах трудящихся страхового дела*.

Совет по делам страхования разместился в Петрограде, в одном из особняков на Фонтанке, где ранее находилось Управление по делам местного хозяйства. 6-9 апреля 1918 г. здесь было проведено первое расширенное совещание, посвященное разработке законодательного акта по борьбе с пожарами в республике.

Открывая совещание, Елизаров сказал, что СНК поручил ему подготовить проект законодательного документа о государственных мерах борьбы с пожарным бедствием, который следует внести в ближайшее время на рассмотрение советского правительства.

В подготовке и окончательной отработке указанных документов помимо М.Т. Елизарова приняли участие его помощник В.К. Скворцов, председатель правления Российского союза обществ взаимного страхования К.М. Яичков, заведующий Петроградскими курсами пожарных техников П.К. Яворский, член правления Всероссийского союза пожарных и страховых деятелей Н.Г. Федотов, редактор — издатель журнала «Борьба с огнем и страхование» профессор Д.Н. Бородин, член Комиссариата страхования А.Е. Порубин.

В проекте декрета СНК были указаны важнейшие государственные меры по борьбе с пожарами, о которых на протяжении многих лет мечтали прогрессивные деятели в царской России — граф Шереметев, князь Львов, профессор Бородин, брандмайор Лунд, брандмейстер Требезов и др. Руководители Российского пожарного общества (С.Н. Цепов, Ф.Э. Ландэзен) также приняли активное участие в работе совещания, представив свой проект законодательного акта по пожарному делу, который до этого несколько лет безрезультатно кочевал из департамента в департамент, не удостоившись внимания ни царя, ни министров Временного правительства.

 Известия ВЦИК от 2 апреля 1918 г., СУ 1918 г., № 30, ст. 397.

 Работа по оформлению документов в СНК была полностью закончена 12 апреля 1918 г. — в этот день Елизаров подписал на имя Ленина официальную докладную записку Комиссариата по делам страхования № 356 с приложением проекта декрета*.

 В докладной записке говорилось:

 «Частые и опустошительные пожары в деревянно-соломенной России издавна являются одним из величайших народных бедствий, с которым могут быть сравнимы по размеру причиняемого ущерба разве только неурожаи и пьянство.

 Размер убытков, ежегодно причиняемых пожарами в России, к сожалению, не поддается точному исчислению за отсутствием достаточно достоверных статистических сведений. По данным Центрального статистического комитета средние пожарные убытки в России за 15-летие (1895-1910) определяются в сумме около 112 млн. рублей в год».

Подчеркивалось, что по мнению Комиссариата по делам страхования истинные прямые убытки от пожаров в довоенный период составили по стране не менее 500 млн. руб. в год, а за последнее время исчисляются уже миллиардными суммами.

В записке обращалось внимание на то, что расстройство и нарушение нормальных условий работы хозяйства в результате опустошительных пожаров настоятельно требуют принятия решительных мер к усилению охраны народного достояния, чего без активной помощи советской власти добиться невозможно. Констатировалось, что подготовленный на рассмотрение СНК проект декрета преследует главную цель — «благоустройство страны в пожарном отношении, на что потребуется целый ряд лет, настолько в запущенном и хаотическом состоянии находилось пожарное дело в большинстве городов и селений». Особо подчеркивалась мысль о необходимости строгой планомерности в деле строительства охраны народного достояния Российской Федерации.

 Проект договора обсуждался на заседании СНК 16 апреля 1928 г. Было принято решение отложить его утверждение до следующего дня с тем, чтобы заинтересованные комиссариаты и Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) спешно рассмотрели этот вопрос и прислали своих представителей.

17 апреля 1918 г. в Кремле состоялось заседание СНК. В повестку дня были включены вопросы хозяйственного строительства, характерные для дней мирной передышки: работа телеграфа, деятельность периодической печати, реорганизация «Русского регистра», утверждение сметы расхода некоторых наркоматов и др. Одним из первых подлежал рассмотрению проект декрета «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Пояснения давал Елизаров. В проект были внесены поправки, в основном относительно необходимости расширения состава Пожарного совета с целью придания ему более демократической направленности, а также изыскания источников финансирования расходов по содержанию пожарной охраны.

18 апреля 1918 г. В.И. Ленин подписал декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», утвержденный СНК 17 апреля , именно 17 апреля ежегодно отмечается День пожарной охраны, организационные основы которой заложены декретом СНК .

Нельзя не признать быстроту разработки и оперативности принятия декрета Советским правительством.

Декрет от 17 апреля 1918 г. явился в истории России первым законодательным актом, в котором задаче борьбы с пожарами придавалось общегосударственное значение. Учреждался Пожарный совет под председательством Главного комиссара по делам страхования и борьбы с огнем, которому вменялось в обязанность изыскание и применение предупредительных и оборонительных мер борьбы с пожарным бедствием в стране. Декрет предусматривал осуществление комплекса противопожарных мер, от разработки правил пожарной безопасности, подготовки специалистов пожарного дела, производства пожарной техники, улучшения условий быта пожарных, издания литературы по пожарному делу и до рационального устройства пожарной охраны в стране.

По своему составу и методам работы Пожарный совет носил ярко выраженный демократический характер. Среди его участников были представители ВЦИК Совета рабочих и крестьянских депутатов, Всероссийского совета пожарных и страховых деятелей, Всероссийского профессионального пожарного союза, Всероссийского пожарного общества, акционерных страховых обществ, Общества пожарных техников, а также уполномоченные от ряда народных комиссариатов и ВСНХ.

Решения законодательного порядка принимались только на пленарных заседаниях Пожарного совета. В его состав входили три отдела по пожарным делам: общий, учебно-пожарно-инструкторский и пожарно-технический, деятельность которых ограничивалась только исполнительскими функциями.

Под председательством Елизарова было проведено три расширенных пленарных заседания Пожарного совета. На первом из них, состоявшемся 21 мая 1918 г. в Петрограде, были приняты, в частности, решения об организации Пожарно-технического института на базе курсов пожарных техников и создании пожарной испытательной станции на базе имения Ульянка, ранее принадлежавшего графу Шереметеву. Предложение о необходимости присвоения всем руководителям Всероссийского пожарного общества на местах звания комиссаров и подчинения им полностью профессиональной пожарной охраны принято не было.

Единого мнения о создании учреждений пожарной охраны на местах выработать не удалось. Елизаров предложил Совету отложить решение этого вопроса, учитывая возникшие трудности с финансированием штатного персонала: в условиях разрухи Советское правительство могло выделить на содержание пожарной охраны 400 тыс. руб. вместо запрашиваемых 2 млн. руб.

Одновременно Елизаров высказал мнение, что в дальнейшем следует ориентироваться на использование в пожарном деле «бесплатного труда пожарных деятелей, на сугубо добровольной основе, без выплаты заработной платы». Эта мысль получила практическое воплощение в Положении о местных органах противопожарного надзора, принятом на последнем пленарном заседании Пожарного совета, состоявшемся в октябре 1918 г., и согласованном с НКВД.

Объективные трудности, недостаток средств и начавшаяся гражданская война свели на нет большинство мероприятий, указанных в декрете от 17 апреля 1917 г. К тому же Комиссариат по делам страхования и борьбы с огнем 28 ноября 1918 г. был реорганизован в Пожарно-страховой отдел ВСНХ, которому вменяется в обязанность и борьба с огнем*.

С этого периода М.Т. Елизаров отходит от активной работы в области страхования и пожарного дела. В 1919 г. он скончался, заразившись сыпным тифом, и был похоронен в Петрограде на Волковой кладбище.

Пожарно-страховой отдел ВСНХ не смог проявить ни умения, ни настойчивости в преодолении трудностей, возникших в работе профессиональных пожарных частей и добровольных пожарных дружин. Его деятельность в отличие от Пожарного совета носила сугубо административный и явно бесплодный характер и в основном заключалась в издании многочисленных циркуляров.

Отдельные решения Пожарно-страхового отдела ВСНХ были непродуманными и опрометчивыми — свертывается работа Пожарно-технического института в Петрограде, прекращается производство пожарной техники, а также проведение научно-исследовательских и других работ в области совершенствования пожарного дела.

В мае 1919 г. в соответствии с решением коллегии Пожарно-страхового отдела была полностью прекращена деятельность Всероссийского пожарного общества, запрещено издание журнала «Пожарное дело», что нанесло непоправимый урон пожарному добровольчеству страны. Дело в том, что к началу первой мировой войны Российское пожарное общество объединяло в своих рядах 3600 пожарных дружин и команд, в которых насчитывалось более 400 тыс. активных участников*.

В рамках общества плодотворно функционировал в течение многих лет Технический комитет, в котором на общественных началах сотрудничали крупные русские ученые, инженеры, строители, технологи, архитекторы, осуществляющие исследования в области улучшения огнестойкого строительства, химического пожаротушения, противопожарного водоснабжения, разработки пожарной техники и пожарной профилактики. Вся работа Технического комитета с ликвидацией общества оказалась прекращенной.

В годы гражданской войны и интервенции, в обстановке неслыханных трудностей командный и рядовой состав пожарной охраны Москвы и других городов успешно борется с пожарами. Большую роль в поддержании высокого уровня боеспособности пожарных частей сыграл профсоюз работников пожарной охраны. Ветеран пожарной охраны Москвы подполковник Ф.Ф. Борзов вспоминает: «В то время профсоюзная организация пожарных Москвы выполняла несколько другие обязанности, чем сейчас. После революции к руководству пришли люди из народа. Перед профсоюзом пожарных была поставлена задача — не допустить развала пожарных частей, обеспечить их боеготовность.

Наш первый председатель Центрального профсоюза пожарных Москвы Гапоненко ушел на фронт и там погиб. Председателем избрали меня — это было в начале 1919 года.

Бородин Д.Н. Крупный и важный почин. — СПб., 1913. — С. 17.

Трудная жизнь была тогда в столице молодой республики. Из- за недостатка топлива жители перешли на времянки — железные печурки, их тогда называли «буржуйками», «пчелками». Они очень увеличили пожарную опасность жилых домов. Участились случаи поджогов и диверсий. Крепко пришлось поработать пожарным в те годы. На всю Москву тогда осталось всего пять паровых пожарных машин и три автонасоса, выручали конные ходы. А лошади, как известно, требуют овса. С кормами в те годы было очень плохо. И мы, профсоюзные работники, потратили немало сил и труда, чтобы добыть фураж для коней. Я старый кавалерист, люблю лошадей и чуть не плакал, видя, в каком состоянии находятся от бескормицы кони, их приходилось в стойлах подвешивать на рукавах.

В профсоюз пожарных люди шли с самыми различными нуждами. К тому же в те времена вопросами найма и увольнения ведали только профсоюзные комитеты. Люди работали и учились управлять. А когда профсоюз пожарных влился в союз работников городского хозяйства, я перешел на работу начальником Бауманской пожарной части» . (К сожалению, профсоюз работников пожарной охраны не сохранил своей самостоятельности.)

Трудности работы пожарной охраны осложнялись в Москве выходом из строя значительной части водопровода и дефицитом людей в пожарных частях города, где некомплект в 1919 г. достиг более 300 человек в связи с эпидемией тифа.

Наряду с острой нехваткой людей, продовольствия, техники, вооружения, фуража, сена на боеспособность боевых пожарных частей крайне негативное влияние оказывало самовольное административное вмешательство в их деятельность местных представителей власти, военных начальников, комиссаров различного рода, а также привлечение пожарных на трудовые повинности.

Пожарно-страховой отдел ВСНХ вынужден был признать, что «по требованию местных исполкомов пожарные обозы с людьми и лошадьми повседневно используются для посторонних работ, разъездов различных должностных лиц и различного рода услуг, совершенно ослабляя боеспособность пожарных команд и дружин, и без того страдающих от большого некомплекта людей и лошадей».

Положение несколько улучшилось после передачи 12 июля 1920 г. Управления пожарным делом из ведения ВСНХ в НКВД , как это было в дореволюционной России, и четкого определения круга обязанностей пожарных команд, частей с запретом использования их не по прямому назначению. Организационное соединение пожарной охраны и страхования не оправдало себя.

В период нэпа и начавшегося подъема экономики пропагандируются методы борьбы с бюрократизмом и администрированием, однако продолжали иметь место факты грубого, некомпетентного вмешательства в деятельность пожарной охраны. По представлению НКВД Совет Труда и Обороны (СТО) принимает следующий законодательный акт, который имел громадное значение для становления пожарной охраны и успешной борьбы с огнем:

«О мерах к сохранению пожарных обозов и содержанию их в боевой готовности»

В целях сохранения пожарных обозов и ввиду необходимости их содержания в боевой готовности, а также в целях планомерной борьбы с огнем Совет Труда и Обороны постановляет:

1. Воспретить под страхом предания суду использование пожарных лошадей, инвентаря и рабочих на посторонние, не относящиеся к пожарному делу работы без соглашения с пожарной командой.

2. Воспретить всем должностным лицам при тушении пожаров вмешиваться в распоряжения брандмайоров и брандмейстеров, а также в местах отсутствия профессиональных пожарных команд начальников добровольных дружин и пожарных старост.

3. Обязать пожарные п/отделы немедленно доносить о всех на-рушениях в местные губернские отделы юстиции на предмет при-влечения виновных к суду» .

Это постановление в дальнейшем сдерживало стремление местных начальников использовать пожарную технику и личный состав на хозяйственных работах, а принцип единоначалия стал основой тактики тушения пожаров.

10 июня 1921 г. постановлением ВЦИК и СНК было утверждено Положение о Народном комиссариате внутренних дел РСФСР, в соответствии с которым пожарный отдел входил в состав Главного управления коммунального хозяйства (ГУКХа), а пожарные подотделы в губерниях и уездах, в том числе и в Москве, входили в состав управления (отделов) коммунального хозяйства. На пожарный отдел ГУКХа были возложены руководство по борьбе с пожарами, разработка противопожарных мер, учет и планомерное расширение пожарной техники и имущества, руководство содержанием и управлением пожарными командами и другими пожарными организациями .

13 мая 1921 г. СТО постановил признать задания, возложенные на органы пожарной охраны, и работу пожарных организаций ударными со всеми вытекающими последствиями; предложить Наркомпроду обеспечить личный состав пожарных команд продовольственным пайком наравне с рабочими местных ударных бронированных предприятий; возвратить из рядов Красной Армии всех пожарных, прослуживших в пожарных командах до призыва в Красную Армию не менее 6 месяцев, и др.

Через несколько дней Ленин подписал еще одно постановление СТО, предписывающее в месячный срок провести мобилизацию 3000 лошадей (как из гражданских учреждений, так и из воинских частей), годных для службы в пожарных командах.

Мобилизованный конский состав был по разнарядке пожарного отдела НКВД распределен по крупным городам Российской Федерации, что значительно повысило оперативность действия пожарных команд по борьбе с пожарами .

Всего Лениным было подписано 22 правительственных документа (декреты, постановления, телеграммы), которые определяли основные принципы организации пожарной охраны в условиях национализации народного хозяйства, а также предусматривали государственные меры в области улучшения работы по профилактике и тушению пожаров.

Постановления правительства Российской Федерации, а также активная работа Московского комитета профсоюза работников пожарной охраны способствовали повышению боеготовности и улучшению условий службы личного состава пожарных частей.

Особенно разительные изменения произошли в несении повседневной службы, в частности была введена двух- и трехсменная работа.

В дореволюционный период служба в профессиональных пожарных частях была односменной. Каждый поступающий на работу в пожарную охрану Москвы заключал контракт на срок не менее одного года. Все подписывающие контракт находились на казарменном положении, отлучаться «со двора» без разрешения брандмейстера никому не разрешалось. Отпусков не предоставлялось. Единственным видом отдыха был один выходной в месяц, когда пожарный служитель мог выходить в город.

В Московской пожарной команде соблюдался 15-часовой рабочий день. После подъема в 6 ч утра пожарные становились на молитву, затем 1,5-2 ч посвящалось уходу за техникой, чистке лошадей, уборке двора и помещений. После завтрака начинались занятия по строевой подготовке, пожарному делу и словесности. Пожарные поочередно несли постовую службу на каланче, у ворот «под колоколом», на конюшне. Рабочий день заканчивался, как правило, общей молитвой в 9 ч вечера.

Суровый распорядок дня в пожарных частях в сочетании с тщательным отбором физически сильных людей при найме на работу, несомненно, способствовал воспитанию у пожарных высокого профессионализма, мужества и смелости, что они не раз доказывали при тушении пожаров.

Новые условия труда в послевоенный период не могли не вызвать трудового подъема, оживления культурно-просветительской работы в среде малограмотных пожарных, стремления к самостоятельности — что, в частности, проявилось в желании заменить конные обозы автомобилями. Технический персонал Московской пожарной команды смог внедрить пожарные автомобили во всех частях города, несмотря на трудности, вызванные гражданской войной.

Сделаем небольшое отступление и рассмотрим некоторые аспекты истории появления пожарного автомобиля. Принято считать, что первые бензиномоторные пожарные автомобили были построены в Англии и Германии в 1901 г. В дальнейшем ведущими производителями за рубежом пожарных автомобилей (автонасосов, линеек, автоцистерн, автомеханических лестниц) стали немецкая фирма «Магирус» и ряд других компаний.

История автомобилестроения пожарных машин в России начинается с 1904 г. Тогда петербургская машиностроительная фирма «Фрезе и Ко» по заказу столичной пожарной команды построила простой пожарный автомобиль-линейку, передав ее в Александро- Невскую пожарную часть, где автомобиль находился в боевом расчете до 1910 г. В том же году петербургский завод Лесснера выпустил пожарный автомобиль, оснащенный небольшим насосом, баком для воды, рукавной катушкой, лестницей, который мог перевозить 14 человек .

В Москве первый красный пожарный автомобиль появился летом 1907 г. Он не был пожарной машиной в буквальном смысле, а представлял собой линейку, на которой брандмейстер Пречистенской части, фельдшер и топорники выезжали на пожар впереди конного обоза.

В конце 1918 г. в мастерских города были выпущены 2 автонасоса на шасси автомобилей «Даймлер» и «Сейден». К 1920 г. в Москве подобным образом было оборудовано 30 боевых пожарных машин — в частности, в 1920 г. механизированная лестница «Магирус» конной тяги была установлена на трехтонное шасси «Берлиэ»; трубники, привыкшие работать на паровых машинах, установили эту мощную машину на старый автомобиль, отказавшись от лошадей.

По ходатайству брандмайора Понофидина Московский совет дает разрешение о безвозмездной передаче с городских складов и гаражей более 10 грузовых автомобильных шасси для пополнения пожарного обоза.

Появление пожарных автомобилей в Петербурге, Москве, Риге, Киеве, Саратове, Архангельске и других городах изменило тактику и методы тушения пожаров, сократило время ликвидации пожаров и оказания срочной помощи попавшим в беду людям. В России, как и в других странах, процесс замены конных пожарных обозов на бензиномоторные автомобили шел медленно — в основном в связи с дороговизной производства первых автомобилей и их малой приспособленностью для движения по дорогам в сложных погодных условиях.

Появлению автомобилей предшествовало использование самоходных паровых пожарных машин и электромобилей. Паровая двигательная машина обычно устанавливалась вертикально в центре автомобильного шасси, от нее шел цепной привод на колеса и на пожарный насос. Для топки самоходной пожарной машины применялось жидкое или твердое топливо. На разжигание паровой машины обычно уходило 10-15 мин. Боевой расчет состоял из 5-7 человек. Скорость передвижения пожарного паровика не превышала 25-35 км/ч.

Пожарные паровики строились фирмами Англии и Германии, их производство полностью прекратилось к концу первой мировой войны.

В ряде стран в конце прошлого XIX в. появилась мода на электромобили. Как и паровые самоходные машины, они были громоздкими и тяжелыми. Источниками получения электроэнергии являлись массивные аккумуляторы. Скорость пожарных электромобилей не превышала 25-30 км/ч при ограниченном радиусе выезда. Подобный пожарный автомобиль впервые был построен в Германии в 1901 г. В производстве электрических самоходных пожарных машин наиболее ощутимых результатов добилась немецкая фирма «Даймлер».

Россия счастливо избежала увлечения паровыми и электрическими пожарными самоходными машинами, предпочтя им бензино-моторные автомобили, решающая заслуга в выпуске которых принадлежала московскому заводу Густава Листа, справедливо занимавшего до революции ведущее положение в производстве самых различных видов пожарной техники. В послереволюционный период мастера и техники завода оказали помощь московским пожарным в переоборудовании грузовиков под пожарные машины.

К началу 20-х гг. пожарная охрана Москвы значительно окрепла в техническом и организационном отношении; в частях открылись курсы повышения квалификации, трубники переквалифицировались в водителей, стали работать школы ликбеза.

В самом начале 20-х гг. стране пришлось пережить неурожай, сильную засуху и голод, что не могло не сказаться на работе пожарной охраны Москвы. Об этом периоде вспоминает К.М. Яичков: «Всем нам памятны 1921-1922 гг., когда пожары резко обрушились на нас со страшной силой, уничтожая целые города, села и деревни. Лесные и торфяные пожары истребили громадное количество топлива и строевого леса, нанесли колоссальный ущерб всему народному хозяйству, лишив многие фабрики и заводы, железные дороги и суда топлива, оставив отдельные города без воды и освещения. Убытки трудно поддаются исчислению. На одних только железных дорогах в 1921-1922 гг. произошло 6478 пожаров».

В то время автор этой книги, будучи начальником одной из московских железнодорожных пожарных команд, и руководитель пожарной охраны Наркомата путей сообщения Д.М. Корельский предложили создать пожарные поезда как оперативное средство борьбы с пожарами на железнодорожном транспорте.

 Но грандиозные пожары не прекращались. Пожарным Москвы пришлось еще раз проявить стойкость и смелость на Ходынском поле.