После многолюдного Гамбурга и шумной портовой суеты Атлантика встретила пассажиров большого немецкого парохода крутой волной и пронзительным нордостовым ветром.
Николай Петрович Зимин, впервые увидевший мощь и величие пустынного океанского простора, часами простаивал на верхней палубе, не в силах оторвать глаз от безбрежной водяной стихии. Чопорные господа и важные бюргеры, попрятавшиеся в теплых комфортабельных каютах, искреннее недоумевали: что этот странный русский путешественник находит приятного, часами торча на палубе и рассматривая беспокойную морскую пучину, от которой только и жди какой-либо беды?
А Зимина океанская безбрежная ширь магически завораживала, чем-то напоминая ему далекое Сиверское озеро, на берегах которого в г. Кириллове прошло его детство.
Закончив в 1873 г. с золотой моделью Московское ремесленное училище (позже преобразованное в вуз — Императорское Московское техническое училище) и получив звание инженера-механика, Зимин решает посвятить свою дальнейшую деятельность вопросам водоснабжения Москвы и других городов России, что имело первостепенное значение для борьбы с пожарами.
Он переводит с немецкого и издает фундаментальный труд Релло «Конструктор», а затем по заказу одной из частных компаний самостоятельно разрабатывает обширный проект улучшения водоснабжения Москвы.
В 1875 г. его принимают на постоянную работу в Московский водопровод, где будущий основоположник противопожарного водоснабжения пока занимает скромную должность младшего техника. Через непродолжительное время Зимину поручают заведовать всеми скважинами и насосными станциями, а затем он становится главным инженером всего Московского водопровода, в полном объеме проявляя свои новаторские способности и организаторский талант по развитию водоснабжения Москвы.
Несмотря на то что материальный достаток вполне позволял главному инженеру поселиться в богатых домах центра Москвы, он предпочитал жить в небольшой квартире на Алексеевской насосной станции. Рабочие и служащие ценили его как хорошо знающего свое дело специалиста, справедливого, доброжелательного и мягкого в обращении с ними, стремящегося не обидеть и не унизить подчиненного, но не терпящего невежества.
...Теперь, в возрасте 48 лет, будучи уже признанным в России авторитетом в области водопроводного дела, Зимин решил осуществить свою давнюю мечту — увидеть Новый Свет, чтобы потом внедрить в России технические достижения заокеанских специалистов водопроводного дела.
В Москве в конце 70-х гг. XIX в. ощущался большой недостаток питьевой чистой воды. В Городской думе господствует твердое убеждение, что постройку нового водопровода можно осуществить только концессионным способом, силами частных компаний, предпочтительнее зарубежных. Молодой Зимин придерживался противоположного мнения, считая, что сооружение водопровода надо вести хозяйственным способом, силами рабочих и специалистов самих городских коммунальных служб. Проводя в 1876-1878 гг. обширные гидрографические изыскания в окрестностях Мытищ, Николай Петрович твердо отстаивал идею снабдить Москву водой из мытищинских водоисточников. С этой целью он представил в городскую управу детально проработанный проект «Снабжение Москвы водою и охрана ее от пожаров». Но строительство нового водопровода тормозилось, борьба за его сооружение хозяйственным способом стала для Зимина делом инженерной чести и потребовала 15 лет жизни. Его сослуживец инженер Карельских горько шутил, что Николай Петрович уподобляется Дон-Кихоту. Только бороться ему приходится не с ветряными мельницами, а с именитыми членами Городской думы, прожженными концессионерами, ловкими дельцами, которые не брезгуют никакими средствами, дабы опорочить проект Зимина.
Только с избранием Н.А. Алексеева на должность городского головы сооружение нового водопровода сдвинулось с мертвой точки. Новый мытищинский водопровод протяженностью в 108 верст был введен в эксплуатацию в октябре 1892 г., обеспечив доставку москвичам 1,5 млн. ведер чистейшей воды в сутки. Установленные на трубопроводах пожарные краны конструкции Зимина сразу же повысили эффективность тушения пожаров. Следует пояснить, что в прежнее время городскую сеть водопровода рассчитывали по наибольшему часовому расходу воды на хозяйственные нужды, не учитывая при этом увеличение ее расхода во время тушения пожаров. Зимин первый обратил внимание на эту несообразность и сумел устранить ее.
На I съезде пожарных деятелей России в 1892 г. Зимин так сформулировал свое кредо в области противопожарного водоснабжения: водопроводы в городах должны во всякое время дня и ночи доставлять во время пожаров определенное количество воды и под напором использоваться для тушения пожаров без помощи пожарных труб. Эту прогрессивную идею он блестяще осуществил при строительстве водопровода в Самаре. Водопровод протяженностью в 27 верст имел 247 пожарных кранов, от которых можно было получить в любое время суток более 200 ведер воды в минуту при напоре в сети до 9 атм., что в условиях малоэтажной застройки города позволяло тушить пожары прямо от уличных гидрантов.
Оригинальность водопроводов системы Зимина заключалась в использовании специальных вентилей (клапанов), посредством которых при повышении давления в сети автоматически отключалось хозяйственное водопотребление (жилые дома, фонтаны и др.) и весь дебит воды можно было направить на тушение пожаров. После пожаротушения, как только напор воды уменьшался, все запорные вентили на ответвлениях водопровода автоматически открывались и воду при напоре 3—4 атм. можно было использовать на хозяйственные нужды.
В водопроводах, построенных по проекту и под наблюдением Зимина в Самаре, Царицыне, Рыбинске, Тобольске и на территории Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, применен ряд других новшеств, повысивших надежность действия водопроводов в условиях возможных пожаров: установка в насосных станциях резервных водоподъемных машин (насосов), укладка всасывающих труб в два ряда, обязательное кольцевание водопроводной сети, установка на водопроводе задвижек, посредством которых возможно отключение отдельных участков сети, и др.
Поражает кипучая энергия и работоспособность Зимина, умение воплощать глубокие теоретические исследования и опыт в конкретные дела, проекты, чертежи. Предложенные им конструкции гидранта и стендера оказались столь удачными, что с успехом применяются вот уже более 100 лет. Проведенные расчеты по потере напора при движении воды в пеньковых рукавах дали возможность нормировать оптимальные диаметры и длину пожарных рукавов, а на отечественных заводах освоить их изготовление с прорезиненным слоем.
В конце XIX в. Н.П. Зимин становится широко признанным лидером в области разработки систем и способов водоснабжения. К нему часто обращаются со всех концов России городские управы, казенные заводы, земства, промышленники по вопросам строительства и эксплуатации водопроводов. В 1892 г. он основывает в Москве техническую контору «Нептун», которая начинает заниматься устройством водопроводов и канализации, улучшением охраны от пожаров городов, заводов, фабрик, частных владений. В стенах «Нептуна» рождаются конструкция первого внутреннего противопожарного водопровода, технические разработки для увлажнения прядильных и ткацких фабрик.
С ростом населения Москвы и других городов России и с увеличением водопотребления Зимин выдвигает идею использования рек как источников водоснабжения, но решение этой задачи было затруднено из-за сложности фильтрования вод открытых водоисточников, так как в стране не имелось соответствующего технического опыта.
Проблема очистки воды от болезнетворных бактерий и привела Зимина на немецкий пароход, следующий через Атлантику в Соединенные Штаты Америки. Уже давно он поддерживал деловые связи со многими американскими специалистами водоснабжения, а с инженером Фаннингом дружественная переписка шла уже более 12 лет. И вот в Миннеаполисе два выдающихся инженера совместно составляют план ознакомительной поездки по 45 городам Соединенных Штатов, на что у Зимина уходит 3 месяца. Хорошее знание английского языка позволяет ему свободно беседовать со специалистами водопроводных служб, рядовыми американцами, искренне приветствующими русского гостя.
Как выяснил Зимин, в 688 городах США водопроводы были приспособлены для тушения пожаров методами прямого давления, а в 101 городе в водопроводах поддерживался при пожарах напор силой 10-14 атм., причем в ряде городов на вооружении пожарных отсутствовали паровые машины и ручные трубы: пожарные рукава прокладывались ими прямо от уличных колонок. В Детройте он впервые ознакомился с установками Гринеля, решив найти им применение на заводах и фабриках России.
Много времени русский путешественник уделил детальному изучению американских методов очищения речных вод механическими фильтрами, воздействия на фильтруемую воду химических веществ (коагулянтов), требующих сравнительно небольших затрат на их устройство. В конце пребывания Зимина в Соединенных Штатах Америки он принял участие в работе федерального водопроводного съезда.
Поездка в Америку оказала большое влияние на практическую деятельность Зимина как в области противопожарного водоснабжения, так и в области внедрения нового метода фильтрации речной воды. С его помощью улучшается противопожарное водоснабжение в Томске, Уфе, Перми, Тамбове, Вологде, на многих заводах и фабриках России. За короткое время устраиваются фильтровальные станции американского типа во Владимире, Сормове, Астрахани, Харбине, Тифлисе, Баку, Новочеркасске, Сарапуле, жители которых получили чистую, не загрязненную микробами воду.
Но главное внимание Зимин уделяет обеспечению чистой водой Москвы и улучшению использования городского водопровода для тушения пожаров. Он представляет в Правительственную комиссию и в городскую Управу ряд конкретных предложений: «Об использовании в Москве американских фильтров», «Об устройствах на Москве-реке насосной станции», «Об устройстве опытной насосной станции озонирования воды на Рублевской водонасосной станции» и др. В 1899 г. по предложению Зимина на берегу р. Москвы, в Саввинском переулке, была устроена первая опытная фильтровальная станция воды, оборудованная фильтрами американского образца. Особенно настойчиво он пропагандирует озонирование воды как средство устранения недостатков при фильтровании воды с открытых водоемов.
Начиная с 1893 г. в России периодически проводятся водопроводные съезды, председателем которых до конца своей жизни оставался Зимин. На первом же съезде он делает аргументированный доклад по вопросу использования городских водопроводов для непосредственного тушения пожаров. Тема борьбы с пожарами остается одной из главных и на последующих съездах. На съездах Всероссийского пожарного общества он настойчиво отстаивает идею развития и совершенствования пожарного водоснабжения в городах, населенных пунктах, на заводах и фабриках.
Большое значение основоположник пожарного водоснабжения придавал печатному слову, пропаганде применения городских водопроводов, а также водопроводов заводов, фабрик, железнодорожных узлов, театров для тушения пожаров методом прямого давления, так как на вооружении тогдашних команд и дружин еще не имелось пожарных автомобилей, а доставка воды к месту пожара, как правило, осуществлялась бочками конной тяги. В своих книгах, брошюрах, статьях, опубликованных в журнале «Пожарное дело»,
Зимин широко и доступно освещал все аспекты и достижения в области противопожарного водоснабжения. Умер Николай Петрович Зимин 17 июля 1909 г. в Москве.
* * *
В главе «Под звон набата» уже говорилось о состоянии водоснабжения Москвы в царствование Алексея Михайловича и сооружении в Кремле водопровода (1640 г.), в котором впервые использовались металлические трубы и довольно сложная водоподъемная машина.
Однако сооружение водозаборных устройств в Москве для бытовых и пожарных целей восходит в далекое прошлое. Если допустить, что древнее поселение на Боровицком холме было защищено оборонительным валом, то для получения воды во время осады требовалось наличие выходов (калиток) к воде или устройство специальных тайников. Такие тайники, наиболее вероятно, сооружались у места впадения р. Неглинной в Москву-реку.
При постройке князем Дмитрием Донским каменного Кремля, как можно предположить, было осуществлено и сооружение надежного тайника для забора воды. Во время осады Москвы в 1382 г. татарами Тохтамыша — «граждане же воду в котлах варяще и кипятнею лияхуть на басурманов» — несомненно эту воду брали из тайников.
В последующих летописных источниках сообщается о строительстве водозаборных тайников под Свибловой башней. В этот период кроме тайников, по-видимому, происходит и сооружение в Кремле самотечного водопровода, которым можно было воспользоваться и для тушения пожара.
Принято считать, что первый водопровод в Москве был сооружен в 1600-1601 гг., когда вода из Москвы-реки подавалась в Свиблову башню, которая стала называться Водовзводной.
Надо сказать, что воды для живших в Кремле членов царской семьи, служб Патриарха, приближенных и охраны требовалось очень много. В стенах Кремля находились многочисленные царские хозяйственные службы: огромные поварни, квасоварни, пивоварни, хлебный дворец, в котором пекли хлеб, делали печение, конфеты, а также прачечные, бани, аптека, мастерские золотых и ювелирных изделий, которые не могли обходиться без чистой воды. Жители Китай-города, Белого дома и Скородома, многолюдные посады и слободы брали воду из рек, прудов и колодцев, которые использовались и при тушении пожаров. В тихую безветренную погоду, когда загорались 1-2 дома, «пожиточные» люди могли обходиться без воды, быстро разбирая соседние деревянные строения, не давая огню развиваться до больших размеров. В засушливую и ветреную погоду в деревянном городе пожары часто принимали ужасающие размеры, при которых вода и снос строений оказывались бесполезными.
Борьба с пожарами в Москве стала более эффективной в 1804 г., с окончанием строительства Мытищинского водопровода, начатого еще в 1779 г. Водозаборные колонки (бассейны), устроенные на Театральной, Сухаревской площадях и других местах, позволяли забирать из них воду в конные пожарные бочки и доставлять к месту пожара — естественно, на это уходило много времени.
Противопожарное водоснабжение радикально изменилось с вводом в эксплуатацию водопровода, сооруженного по проекту Н.П. Зимина, протяженностью 108 верст с пожарными кранами. Идеи Зимина по использованию воды для тушения пожаров нашли дальнейшее развитие в наше время. Над проблемой противопожарного водоснабжения и использования воды в стационарных установках пожаротушения плодотворно трудились проф. В.Г. Лобачев, кандидаты технических наук Н.А. Тарасов-Агалаков, О.М. Курбатский, Е.Н. Иванов, инженер С.П. Казаков и другие ученые и пожарные специалисты.
Стендер (колонка) и гидрант системы Зимина претерпели некоторое конструктивное изменение, но техническая суть идей осталась прежней.
Управление Государственной противопожарной службы (УГПС) Москвы уделяет самое пристальное внимание поддержанию в работоспособном состоянии сети противопожарного водоснабжения города, куда входят пожарные гидранты, резервуары, подъезды к естественным водоисточникам, стационарные насосные станции и другие средства наружного водоснабжения, которые используются в случаях возникновения пожара.
В районах выезда московских пожарных частей в настоящее время насчитывается 53 168 пожарных гидрантов, 8553 из них находятся на территориях промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов, складских хозяйств, автобаз и других объектов городского хозяйства.
Штаб УГПС постоянно поддерживает контакт с Горводоканалом и другими организациями города, решая вопросы развития, ремонта и технического содержания сложной системы противопожарного водоснабжения Москвы. Отдел пожаротушения и оперативная служба четко отработали вопросы взаимодействия с городской службой водоснабжения на случаи экстремальных ситуаций, нередко возникающих при ликвидации крупных пожаров.
Регулярно проводятся проверки состояния наружного противопожарного водоснабжения столицы. В частности, в 1996 г. по окончании зимнего сезона были проверены все без исключения пожарные гидранты, расположенные на городской и объектовой водопроводных сетях. В ходе проверки были устранены технические неисправности в 1175 гидрантах. В целом усилиями сотрудников штаба УГПС противопожарное водоснабжение Москвы поддерживается на достаточно высоком оперативном и техническом уровне.