Цель РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ - предложение широкого спектра услуг по низким ценам на постоянно высоком качестве.

Противопожарная служба Москвы сегодня

По мнению начальника Управления Государственной противо­пожарной службы ГУВД Москвы генерал-майора Л.А. Коротчика, в столице России современные проблемы пожарной безопасности наиболее выражены. В то же время современная московская по­жарная охрана по уровню технической оснащенности, четкости организации тушения пожаров и состоянию профилактической работы занимает ведущее положение в стране.

Во исполнение Федерального закона «О пожарной безопаснос­ти» от 1994 г. в городе с помощью правительства Москвы осуще­ствляется комплекс противопожарных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности людей и сохранности от огня прави­тельственных зданий, промышленных и транспортных предприя­тий, уникальных исторических и культурных памятников, торговых центров, гостиниц, больниц, учебных заведений, новостроек, жилых домов, в том числе зданий повышенной этажности. Профилактиче­скую работу и организацию тушения пожаров приходится осуще­ствлять в довольно непростых условиях рыночной экономики и изменения социально-экономической обстановки.

До последнего времени в Москве служба пожаротушения и Гос­пожнадзор были искусственно разобщены, не составляя единого органа, как это предусмотрено Федеральным законом «О пожар­ной безопасности». В 1996 г. Управление Государственной проти­вопожарной службы произвело крупную структурную перестрой­ку пожарной охраны города. Во всех административных округах Москвы сформированы и активно работают управления и отделы Государственной противопожарной службы. В их состав вошли как аппараты Госпожнадзора, так и военизированные пожарные части с боевой техникой. Теперь территориальные управления и отделы противопожарной службы осуществляют деловые контакты с адми­нистрацией округов, муниципалитетов, осуществляя работу по предупреждению пожаров и эффективности их тушения, что очень важно и необходимо в современных условиях.

Генерал-майор Коротчик считает также, что для Москвы очень актуален вопрос комплектования пожарных частей прапорщиками, сержантским и рядовым составом. В ряде пожарных частей боевые расчеты укомплектованы не полностью, поэтому на многих пожарах основное бремя борьбы с огнем несет офицерский состав. Перевод пожарной охраны на профессиональную основу и отказ от призыв­ного контингента, предложенные генерал-майором Максимчуком, связаны со значительными финансовыми затратами. В 1996 г. в пожарные части на контрактной основе принято 700 человек. Пока еще пожарная охрана Москвы не может отказаться от солдат сроч­ной службы. По договоренности с Генеральным штабом Минис­терства обороны России и командованием Внутренних войск МВД России в 1996 г. на срочную службу в пожарных частях Москвы направлены 900 призывников из числа москвичей. Однако пол­ностью устранить некомплект рядового состава пока не представ­ляется возможным. Это одна из самых неотложных задач УГПС, которую необходимо решить в ближайшее время.

Все начинания Управления Государственной противопожарной службы, направленные на улучшение охраны городского хозяйства от огня, находят поддержку со стороны правительства Москвы и лично мэра Ю.М. Лужкова. Именно с помощью администрации столицы за последнее время были решены жизненно важные воп­росы пожарной охраны города: организация вертолетной пожарной службы, развернувшееся строительство новых благоустроенных пожарных депо, приобретение новейшей пожарной техники. В на­стоящее время вышел закон «О пожарной безопасности», в кото­ром определен круг правовых, организационных и финансово-хозяйственных вопросов, касающихся нормального функционирования противопожарной службы и обеспечения пожарной безопасности города. С принятием этого закона открываются новые возможнос­ти активного воздействия на физических и юридических лиц, укло­няющихся от ответственности за пожарную безопасность и не выполняющих установленных противопожарных норм и правил.

В управленческом плане современная противопожарная служба столицы является сложным системным образованием, в котором задействовано более 8000 человек офицерского состава, прапор­щиков, сержантов, солдат и других сотрудников. Для управления пожарными подразделениями, техникой и инспекцией Государст­венного пожарного надзора используется около 300 сложных ЭВМ и более 200 персональных компьютеров.

Использование вычислительной техники резко повысило опе­ративность работы противопожарной службы города. Получая свое­временно обобщенные на ЭВМ данные о пожарах, профилактической работе, технике, кадрах, дисциплине, материально-техничес­ком обеспечении, руководство УГПС столицы имеет возможность оперативно реагировать на негативные явления, незамедлительно принимать управленческие решения.

Еще 10 лет назад в Москве использование радиостанций на пожарах и тактических учениях носило эпизодический характер. Сейчас все дежурные караулы пожарных частей обеспечены радио­станциями УКВ, что значительно облегчает и ускоряет работу боевых расчетов на пожарах. В начале 1995 г. в московском гарни­зоне имелось 3673 радиостанции УКВ, в том числе 1987 пере­носных.

Современная противопожарная служба столицы, имея в своих рядах специалистов высочайшей квалификации и располагая разно­образной техникой, способна успешно бороться с любым пожаром.

Год от года усложняется сама технология тушения пожаров. Даже современная квартира по насыщенности горючими материа­лами уподобляется складу химической продукции. Мебель с поро­лоновой начинкой, предметы бытовой химии, декоративные пане­ли, пластик и паркет, телевизоры и многое другое при горении со­здают очень высокую температуру, выделяют ядовитые продукты термического разложения. Теперь на каждом пожаре приходится бороться не только с огнем, но и с ядовитым дымом, работать в тя­желых противогазах, а это требует от пожарных особой сноровки и больших физических усилий.

Газодымозащитникам чаще всего приходится спасать людей из задымленных помещений, а также осуществлять тушение пожаров в экстремальных ситуациях, как это было на Московском шинном заводе. Поэтому в гарнизоне особое внимание уделяется совершен­ствованию газодымозащитной службы. На вооружении пожарных подразделений состоит около 5000 кислородно-изолирующих про­тивогазов и 14 специальных автомобилей газодымозащитной службы. В гарнизоне создана техническая база для обучения и тре­нировки газодымозащитников.

Поддержанию в боеготовности современной пожарной техники постоянно уделяется большое внимание. Недокомплект в пожар­ной технике почти полностью ликвидирован. В 1995 г. в столичной противопожарной службе имелось 913 пожарных автомобилей, в том числе 280 автонасосов и автоцистерн.

Изменившийся характер застройки Москвы усложнил работу противопожарной службы, особенно при возникновении пожаров в высотных зданиях, подземных сооружениях и на пожароопасных предприятиях. В недалеком прошлом для ликвидации пожаров дос­таточно было иметь автоцистерну, автонасос и небольшую лестни­цу. В настоящее время противопожарная служба столицы распо­лагает 39 пожарными автоподъемниками высотой 30 м, 15 лестни­цами высотой выдвижения колен более 30 м и 136 пожарными авто­мобилями специального назначения. В боевых расчетах состоят 6 автомобилей порошкового тушения, 8 рукавных автоходов, 4 высо­копроизводительные станции (ПНС-100) и 3 автомобиля комбини­рованного пожаротушения.

В масштабе гарнизона ремонт и техническое обслуживание имеющейся пожарной техники, обеспечение ее горючим, маслами, запасными частями, пенообразователем, огнетушащим порошком, кислородными баллончиками, а также материально-техническое снабжение частей входит в обязанности службы тыла Управления, работающей с большим напряжением. На этом важнейшем участ­ке ведущая роль принадлежит отделу пожарной техники, специа­лизированному пожарному отряду и пожарно-техническому цент­ру УГПС. Не остаются в стороне от решения материально-техниче­ских вопросов и территориальные управления и отделы противо­пожарной службы.

Актуальное значение для Москвы имеет правильное и рацио­нальное использование разнообразного парка пожарных машин. С этой целью в плановом порядке сотрудники отделов службы и под­готовки, пожаротушения осуществляют инспектирование пожар­ной техники в частях, отрабатывают оперативные планы пожаро­тушения, проводят масштабные учения, в ходе которых детально прорабатываются как вопросы организации тушения пожаров, так и правильность практического применения личным составом пожар­ной техники.

Практика показывает, что пожары получают развитие, как пра­вило, в силу несвоевременного сообщения о пожаре по телефону «01». В тех случаях, когда тревожный сигнал поступает в противо­пожарную службу сразу после возникновения очага горения, по­жарная помощь прибывает незамедлительно. В Москве первый дежурный караул прибывает к месту вызова через 8-10 мин, а в отдельных районах еще быстрее.

Среднее время тушения пожаров силами пожарных частей со­ставляет не более 17,5 мин. Такая оперативность обусловлена ис­пользованием сложнейшей автоматизированной системы пожарной связи, позволяющей по первому сообщению по телефону «01» в счи­танные секунды безотказно задействовать механизм тушения пожара в любой точке громадного города. Нередко на Централь­ный узел пожарной связи столицы поступает до 450 сообщений и более в сутки об оказании пожарной помощи, на что пожарная ох­рана немедленно реагирует.

Проведенная Управлением Государственной противопожарной службы структурная реорганизация пожарной охраны города в зна­чительной мере активизировала деятельность Государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопас­ности органами местного самоуправления, предприятиями, а так­же должностными лицами и гражданами — повысилась действен­ность пожарно-технических обследований инспекторским соста­вом, более эффективным стало применение административных мер к лицам, нарушающим установленные правила пожарной безопас­ности. Новшеством в деятельности противопожарной службы города явилась выдача лицензий на право проведения противопо­жарных работ и услуг, что позволило поставить под контроль Гос­пожнадзора многочисленные организации, занимающиеся в столи­це монтажом и техническим обслуживанием пожарной автомати­ки, огнезащитой, зарядкой огнетушителей, реализацией противо­пожарного оборудования и др. Ежегодно за 1995 г. по линии УГПС выдается много лицензий на проведение противопожарных работ и услуг. Некоторым организациям и лицам было отказано в выдаче лицензий в силу наличия у них технических погрешностей и недо­работок.

Оперативная служба, отделы Госпожнадзора вплотную занима­ются подготовкой города в противопожарном отношении к празд­нованию 850-летия Москвы. Используя опыт Олимпиады-80, пред­стоит добиться максимального приведения городского хозяйства в пожаробезопасное состояние, дабы избежать нежелательных ос­ложнений в дни торжеств. Главное — не допустить возникновения чрезвычайных ситуаций на строящихся объектах, ввод в эксплуа­тацию которых намечается к 850-летию Москвы, а также в местах проведения массовых мероприятий. Необходимо задействовать все имеющиеся резервы противопожарной службы, пополнить боевые расчеты, тщательно подготовить пожарную технику, выставить дополнительные посты и наряды на спортивных аренах и в местах проведения зрелищных мероприятий, а также на предприятиях с повышенной пожарной опасностью.

Юбилей столицы создает возможность значительно усилить пропаганду мер пожарной безопасности среди населения города. В этом плане особое место отводится пожарно-техническому центру, а также отделу информации и работы с общественностью УГПС, сотрудники которого наладили творческий контакт с телевидени­ем и радио, регулярно информируя население города не только о причинах пожаров и мерах их предотвращения, но и о боевой работе пожарных частей столицы.

Однако, несмотря на проводимую работу, положение дел с по­жарами вызывает серьезную тревогу. Если количество пожаров в Москве стабилизировалось на уровне чуть более 20 000 случаев в год, то убытки от них имеют тенденцию к значительному увели­чению. В частности, в 1995 г. прямой материальный ущерб соста­вил почти 22 млрд, руб., а за первую половину 1996 г. убыток от происшедших пожаров возрос до 60 млрд, руб.; с учетом косвенных потерь от огня материальный ущерб от огня составил не менее 100 млрд. руб.

Статистика свидетельствует об увеличении в Москве общего количества пожаров и убытков от них за 10-летний период, что в значительной мере объясняется рядом негативных факторов, при­сущих современной жизни общества: пьянство в быту и на произ­водстве, поджоги, низкая трудовая дисциплина, игнорирование требований пожарной безопасности в коммерческих структурах, отсутствие средств на устройство и поддержание в работоспособ­ном состоянии систем противопожарной защиты, в том числе в зда­ниях повышенной этажности. Противопожарная служба города имеет ограниченные возможности активно воздействовать на ука­занные негативные факторы, но постоянно находится в поиске эффективных путей и методов предотвращения пожаров.

Вызывают озабоченность частые случаи гибели людей на пожарах, главным образом в жилых домах. Если в 1985 г. погиб 161 человек, то в 1995 г. жертвами огня стали 472 человека, среди них 235 находились в нетрезвом состоянии. Количество погибших на пожаре людей могло быть несравненно большим при отсутст­вии оперативности действий пожарных столицы. Боевые расчеты дежурных пожарных караулов неукоснительно выполняют запове­ди боевого устава — принимать немедленные меры по спасению людей, оказавшихся в угрожаемой зоне пожара. Всего за послед­ние 5 лет пожарные спасли от гибели около 5000 человек.

В мае 1996 г. мэр Москвы издал распоряжение «О мерах по пре­дотвращению гибели и травмирования людей на пожарах», приня­тое Государственным пожарным надзором к неуклонному руковод­ству и исполнению. Упор делается на обучение населения столицы мерам пожарной безопасности и правилам действий в случае возникновения пожара или загорания в бытовых условиях и на произ­водстве.

К профилактической работе в жилом секторе подключена мос­ковская организация Всероссийского добровольного пожарного общества; на учебных пунктах идет интенсивное обучение пожар­но-техническому минимуму лиц, ответственных за пожарную безопасность предприятий и организаций.

Однако основное бремя борьбы с пожарным бедствием в пол­ной мере несет Государственная противопожарная служба города, снабженная современной мобильной техникой и укомплектованная квалифицированным командным составом пожарных специалистов. В Управлении противопожарной службы столицы, территори­альных управлениях и отделах, пожарных частях трудятся более 400 инженеров и около 700 техников, окончивших ВИПТШ и ПТУ МВД России — именно им принадлежит решающая роль в стаби­лизации положения дела с пожарной безопасностью в Москве.

Следует остановиться также на пожарной безопасности жило­го фонда столицы.

В административных округах и муниципалитетах пожары в жилых домах составляют основную массу пожаров. В целом по Москве в течение последних 3 лет пожары в жилом секторе состав­ляют до 20 000 случаев в год. В результате пожаров погибло много людей, выведено из строя не менее 5000 квартир, уничтожено и повреждено личное имущество граждан.

Пожары с давних пор являлись бедствием для Москвы, в кото­рой в силу исторически сложившихся условий деревянных строе­ний было больше, чем каменных домов. Еще в конце XIX в. нередко происходили стихийные пожары, во время которых полностью выгорали кварталы жилой застройки.

Последней трагедией, случившейся в городе, вероятно, надо считать катастрофический пожар в Замоскворечье летом 1897 г., во время которого в одночасье сгинуло в огне более 200 домов, по­гибло много людей. В последующем таких ужасающих пожаров удалось избежать, хотя отдельные пожары причиняли Москве ко­лоссальный ущерб.

В настоящее время вместо дерева используются несгораемые строительные материалы и конструкции: бетон, железобетон, кир­пич, керамика, металлический прокат, стекло. Здания, в том числе жилые дома, стали огнестойкими, но пожары не прекратились, приняв особый характер. Если в недалеком прошлом нередко сго­рали одновременно 1—2 малоэтажных дома и более, то теперь пожар поражает в большинстве случаев 1—2 квартиры. Быстрое прибы­тие пожарной помощи по вызову «01» не дает огню развиться до больших размеров.

Из табл. 1 видно, что гибель людей от огня имеет тенденцию увеличиваться из года в год. Правительство Москвы приняло спе­циальное постановление, предусматривающее неотложные меры по предотвращению гибели людей во время пожаров, которым руко­водствуются подразделения противопожарной службы города в своей практической работе.

Но последовательная стабилизация и снижение количества пожа­ров в жилых домах Москвы, безусловно, требуют определенного времени, нейтрализации негативных факторов в жизни города и оп­ределенных материальных затрат на поддержание в исправном со­стоянии технических средств противопожарной защиты жилых домов.


Таблица 1

Сведения о пожарах и их последствиях за 1980-1995 гг.


Годы

      Количество  пожаров  

Ущерб от пожаров

    Количество   погибших      

В том числе лиц в нетрезвом состоянии

1980

1886

2 007 578 руб.

124

71

1981

1866

1 368 848 руб.

101

64

1982

1703

556 236 руб.

110

64

1983

1964

1 018 686 руб.

115

67

1984

2902

2 290 200 руб.

148

98

1985

4033

2 617 505 руб.

161

91

1986

28 056

2 428 822 руб.

89

38

1987

26 035

2 270 823 руб.

116

44

1988

22 791

6 015 371 руб.

123

54

1989

23 713

5 683 911 руб.

149

71

1990

23 076

4 417 142 руб.

144

64

1991

22 547

9 490 787 руб.

179

71

1992

25 818

261 569 000 руб.

312

148

1993

26 591

9 426 009 000 руб.

454

256

1994

25 567

12 870 261 000 руб.

527

294

1995

23 709

21 988 156 000 руб.

472

235


В 1996 г. была закончена структурная перестройка пожарной охраны Москвы, что дало возможность объединить организацию тушения пожаров и профилактическую работу, что в полной мере соответствует содержанию Федерального закона «О пожарной безопасности».

Во всех административных округах созданы и укомплектованы квалифицированными кадрами управления и отделы Государствен­ной противопожарной службы, в подчинении которых находятся городские пожарные части и региональные подразделения Госпож­надзора, проводящие профилактическую работу с префектурами муниципалитетов и в жилых домах.

Территориальные управления и отделы Государственной про­тивопожарной службы активно включились в противопожарную работу. Ощутимо поднялась действенность пожарного надзора, в том числе в области безопасности жилого сектора.

Специалистами противопожарной службы высокого класса являются полковник В.И. Шепелев (Юго-Западный административ­ный округ), полковник С.В. Аникеев (Центральный административный округ), полковник В.П. Липчак (Северо-Восточный админист­ративный округ), подполковник В.С. Родин (Южный администра­тивный округ), подполковник Н.В. Глазков (Восточный админист­ративный округ). В указанных округах наметилась ощутимая тен­денция к улучшению пожарной безопасности предприятий и жилых домов, что в значительной мере объясняется активизацией боевой профилактической работы.

Ключевая роль в обеспечении пожарной безопасности городско­го хозяйства столицы и в осуществлении контроля за работой тер­риториальных подразделений Госпожнадзора принадлежит профи­лактическому блоку Управления Государственной противопожар­ной службы, в который входят три самостоятельных отдела — Гос­пожнадзора, нормативно-технической работы и информации (воз­главляемые соответственно подполковником В.В. Фомичевым, пол­ковником В.С. Жеряковым и полковником А.В. Корюхиным).

Весь личный состав Управления противопожарной службы, под­разделений и пожарных частей подчинен в административном и служебном отношении начальнику Управления Государственной противопожарной службы ГУВД г. Москвы генерал-майору Л.А. Коротчику. Такая жесткая централизация обусловливается характе­ром задач, выполняемых противопожарной службой, а также не­обходимостью принятия экстренных управленческих решений в экстремальных ситуациях.

В целях предотвращения пожаров Управление Государственной противопожарной службы эффективно с помощью средств массо­вой информации разъясняет населению столицы правила пожар­ной безопасности в быту и на производстве. В воспитательной, лек­ционной и пропагандистской работе самое активное участие при­нимают руководители противопожарной службы Москвы — Л.А. Коротчик, В.С. Родин, В.И. Климкин, Н.Г. Абрамченков.

В УГПС Москвы создана общественная ветеранская организа­ция. Ветераны Герой Советского Союза С.И. Постевой, кавалер 3 ор­денов Славы В.П. Волков, И.Л. Антонов, И.Ф. Корякин, А.И. Косухин, В.Н. Сибилев, Н.В. Вакорин, П.Н. Никитин и многие другие передают свой профессиональный опыт молодым кадрам, помогая командованию Управления в воспитании личного состава.

Руководство Управления — Л .А. Коротчик, В.С. Родин, Е.Е. Ко­лесников, Н.Г. Абрамченков и др. — большое внимание уделяет ветеранам — участникам Великой Отечественной войны и инвалидам, оказывая им социальную помощь.

Многие заслуженные ветераны продолжают работать, внося ощутимый вклад в дело предупреждения и тушения пожаров, — это А.К. Рудаков, Ю.Н. Ковалев, В.Н. Никитенко, Е.Е. Колесни­ков, В.С. Родин, В.И. Москалев, М.М. Долгаш, А.С. Меркулов, В.П. Король и др.

Сотрудники отдела информации УГПС полковник А.В. Корюхин, подполковник Е.В. Бобылев, майор С.А. Кочетов, капитан А.В. Молозин с помощью средств массовой информации рассказывают населению о характерных случаях пожаров и причинах их возник­новения.

В информационном отделе УГПС имеется картотека различных случаев возникновения пожаров от неосторожного обращения с огнем, нарушений правил устройства и эксплуатации электроуста­новок и нагревательных приборов, несоблюдения требований безопасности при электросварочных работах и др. Эта картотека, а также статистические данные о происшедших пожарах позволя­ют Управлению противопожарной службы глубоко анализировать состояние пожарной безопасности в городе и принимать правиль­ные управленческие решения.



Таблица 2

Распределение пожаров по местам возникновения


Объекты пожаров

1991 г.

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

Производственные

помещения

375

335

310

341

685

Ущерб прямой (млн. руб.)

0,24

11,3

68

174

4429,7

Склады, базы, торговые помещения

298

488

740

541

410

Ущерб прямой (млн. руб.)

0,98

19

377,8

452,8

1220,2

Учебные учреждения

181

190

2203

191

154

Ущерб прямой (млн. руб.)

0,08

2,6

11,8

56,7

1750,4

Детские учреждения

99

106

162

111

129

Ущерб прямой (млн. руб.)

0,005

0,1

3,9

7,6

11,3

Культурно-зрелищные

учреждения

52

63

64

73

73

Ущерб прямой [млн. руб.)

0,06

0,2

10,9

68,8

9,9

Лечебные учреждения

96

87

123

117

72

Ущерб прямой (млн. руб.)

0,03

3,9

2,4

5

46,7

Административно­общественные учреждения

259

435

272

215

259

Ущерб прямой (млн. руб.)

0,38

8,3

1261,8

258,9

6257,7

Жилой сектор

16 207

18 952

21 729

20 823

19 494

Ущерб прямой (млн. руб.)

2,07

47,5

488

1902,9

5280,6

Строящиеся объекты

474

335

324

281

175

Ущерб прямой (млн. руб.)

0,46

0,7

61,6

87

46,5

Открытые территории

4068

3221

943

783

331

Ущерб прямой (млн. руб.)

0,73

5,8

81,8

132,4

51,3

Транспорт

900

1114

1294

1650

1591

Ущерб прямой (млн. руб.)

1,06

53,6

370,6

1000,2

2232,3

Прочие

208

254

259

357

277

Ущерб прямой (млн. руб.)

0,67

7,2

49,9

220,9

93,9




Таблица 3

Использование прав, предоставленных органам Госпожнадзора


Показатели

1991 г.

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

Оштрафовано лиц, всего

16 355

18 805

29 406

52 730

60 318

Сумма штрафов (тыс. руб.)

244

1072

97 494

972 926

1 324 000

Из них:

Оштрафовано должностных лиц

15 051

17 661

26 328

42 987

52 548

на сумму (тыс. руб.)

237

1044

95 982

950 908

1 243 000

Отменено штрафов судами

0

0

0

0

3

Взыскано штрафов (тыс. руб.)

195

688

67 032

762 764

1 173 000

Рассмотрено в товарищеских судах и общественными организациями переданных материалов на лиц, виновных в возникновении пожаров, нарушении ППБ

282

92

121

185

1629

Вынесено постановлений о наложении в

административном порядке предупреждений

10 875

9467

8109

9338

5664

Количество объектов, эксплуатация которых прекращена частично или полностью в порядке п. 11 Положения о Госпожнадзоре

4473

6123

3062

4683

3380

Опечатано пожароопасных участков электросетей и других агрегатов

16 529

16 016

28 269

46 845

3380

Вынесено постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел по пожарам

2270

2872

2511

2277

1949

Возбуждено уголовных дел по пожарам

230

391

473

475

314

Возбуждено уголовных дел работниками Госпожнадзора

14

32

49

16

18