Цель РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ - предложение широкого спектра услуг по низким ценам на постоянно высоком качестве.

Под звон набата

Начало тридцатилетнего (1645-1676) царствования Алексея Михайловича Романова ознаменовалось кровавым народным бун­том и опустошительным пожаром Москвы.

В один из жарких майских дней 1648 г. горожане, доведенные до отчаяния несправедливыми поборами и повинностями, беспорядочными толпами устремились в Кремль искать защиты у царя от своих мучителей. Молодой царь, стремясь утихомирить разъяренных людей, выдал им на самосуд своих ближайших приближенных — Леонтия Плещеева, Петра Траханиотова и некоторых других угодников, особенно ненавистных народу по причине их корыстолюбия, лихоимства, неправедного судейства и безудерж­ного казнокрадства.

Неизвестно, как бы в дальнейшем развивался бунт московских жителей, если бы не грянул набат Спасской башни, сигнализируя о пожаре. Загорелись дома по улице Дмитровке, огонь быстро распространился до р. Неглинной. Буйно и жарко горели хоромы бояр, дома «черных людей», свечами вспыхивали церкви, лабазы, лавки, конюшни, скотные дворы. Тушить пожар было некому. Огонь добрался до большого кружечного казенного двора (кабака). Толпа в неистовстве бросилась на даровую водку, разбивались бочки с вином, хмельное зелье черпалось шапками, рукавицами, сапогами, люди перепились до того, что многие тут же сгорели заживо. Пожар прекратился только к вечеру, но суеверные москвичи считали, что он утих только после того, как в огонь бросили обезображенный труп ненавистного Плещеева.

Бурные события мая 1648 г. показали царю Алексею Михайло­вичу, что главным злом русской жизни является отсутствие в госу­дарстве твердых и ясных законов, порождающее многочисленные злоупотребления, произвол властей, недовольство простых людей и что неустроенность пожарного дела приводит к частым пожар­ным бедствиям. Сразу после майского бунта и опустошительного пожара в Москве царь поручает князю Одоевскому собрать в пер­вопрестольной «людей добрых и смышленых» на общерусский Зем­ский собор для разработки нового судебника, в котором, по мысли царя, все люди от большого до самого малого были бы равны и от­ветственны перед законом, в том числе и за учинение пожаров.

В начале 1649 г. все 25 глав нового общерусского закона, полу­чившего название «Уложение царя Алексея Михайловича», были написаны и срочно разосланы по всей России. Среди тысячи объ­емных статей Уложения первостепенное значение имеют квалифи­кация умышленных пожаров и меры наказания виновников, вклю­чая статьи о пожарах в жилых домах, хозяйственных постройках, на полях, нивах и в лесах. В Уложении имеется даже специальная статья, карающая за кражи имущества во время пожара. Согласно Уложению поджоги были приравнены к тягчайшим государствен­ным преступлениям, а лица, совершившие их, подлежали немед­ленной смертной казни.

Следующим шагом Алексея Михайловича в области борьбы с пожарным бедствием явилось упорядочение тушения пожаров и установление обязательных для жителей «предостережений от огня», как в то время назывались меры пожарной профилактики.

Первый царский наказ «О градском благочинии» от 6 апреля 1649 г. предписывает некоему Ивану Андреевичу Новикову и подь­ячему Викуле Панову «быть в объезде в Белом городе для бережения от огня и всякого воровства». В их распоряжение выделялись 5 решеточных приказчиков да с десяти дворов по человеку с топора­ми, бердышами и водоливными трубами. Наказывалось «пожиточным людям» (жителям) обязательно иметь на каждые 5 дворов мед­ную водоливную трубу.

В истории пожарного дела это первое упоминание в официаль­ном документе о механизированных средствах, применяемых для борьбы с огнем на Руси. Именно с этого периода водоливная, а за­тем заливная пожарные трубы входят в обиход борьбы с пожарами в Москве и других городах Русского государства. Первые водолив­ные пожарные механизмы, видимо, состояли из металлической трубы с наконечником, в которой свободно двигался поршень. Под давлением поршня вода выбрасывалась из наконечника трубы. (В период царствования Петра I этот примитивный насос будет за­менен заливной трубой — двухцилиндровым пожарным насосом, но об этом более подробно будет рассказано в дальнейшем.)

В последующем царские наказы о борьбе с пожарным бедстви­ем издавались в 1667 и 1675 гг. В них детализировались и расширя­лись меры по тушению пожаров и их предотвращению. Московски­ми объезжими головами, в обязанности которых входило и руко­водство тушением пожаров, были уже не безродные служители, а лица, приближенные к самому царю: князь Анастас Македонский, стольник князя Василий Хилков. У них имеется целый штат помощ­ников для «письма»: дьяки, подьячие, в обязанности которых входят составление повинностных списков для обязательной явки жите­лей на пожары, регистрация наложения печатей на печи и выдача разрешений на их топку, если в доме есть больные или роженицы.

Государевы наказы «О градском благочинии» строги и обязательны к выполнению: «А которые люди будут непослушны и учи­нять избы и мыльни топить самовольством, и с вечеру поздно с огнем сидеть, или которые для уличных страж людей давать не учнут, то черных и всяких обычных людей за непослушание бить бато­гами, отсылать на небольшое время в тюрьму, а на служивых и на всяких знатных людей сказывать и письмо на них приносить в Зем­ский приказ». Предписывается «во всех дворах, для бережения от пожарного времени, держать мерники и кади большие с водою, и помелы, веники. А ведра во всех дворах были бы наготове, а объез­жим учинить всему этому роспись».

В 1675 г. в Москве и других городах вводится такая предупредительная мера, как обязательная чистка дымоходов: «В белых избах трубы вычищать по часту, чтоб отнюдь от них руда (сажа) не множилась». И далее автор наказа поясняет: «Руда в трубах заго­рается, и бывают летучие искры, многие от того опасны летом по­жару».

Бытовые печи и огневые работы ремесленников как наиболее опасные в пожарном отношении находятся под пристальным вни­манием пожарного законодательства и недремлющего ока объез­жей пожарной охраны. Строго предписывается устраивать печи, поварни, мыльни, портомойни на огородах, подальше от домов, «а хлеба печь и есть варить в печах обязательно в великом бережении и в нежаркие дни с первого часа до четвертого часа дня». Не за­быты и курильщики: «Чтоб на улицах не курили табачного зелья...»

Из поля зрения Тишайшего не выпадает строительство прудов, колодцев как для бытовых нужд, так и для тушения пожаров. В Москве и некоторых других городах устанавливается обязательная норма строительства колодцев от каждых Юдворов. ВПушкарском приказе вводится штат колодезников из 14 человек, причем их труд правительство оценивает очень высоко. В царском грамоте пред­писывается: «Чтобы колодезники работали исправно, вода в колодцах была свежа и чиста, а в осадное время и при пожарах вся­ким людям водою было нескудно». Подъем воды из глубоких ко­лодцев обычно осуществлялся журавлем или воротом. В монастырях, боярских усадьбах и царских поместьях нашли примене­ние более сложные водоподъемники. В частности, мастер часового и водяного взвода Христофор Галовей в 1633 г. соорудил для Кремля напорный водопровод с забором воды из Москвы-реки, использовав металлические трубы, что являлось большим техническим новше­ством.

Осуществляется строительство довольно крупных заводов по производству железных изделий и кирпича; последнее имеет боль­шое значение для увеличения строительства из камня, что очень актуально для деревянной Москвы.

Издавна звон колокола на Руси оповещал народ о надвигаю­щейся опасности пожара, набега врагов или призывал к мятежам. При возникновении пожара беспорядочный звон колоколов вносил сумятицу, люди выбегали на улицу, не ведая, откуда идет огненная напасть, куда бежать с противопожарными инструментами, выполняя пожарную повинность. Вероятно, именно эти обстоя­тельства побудили Алексея Михайловича лично составить звуко­вую набатную сигнализацию, подлинный список которой нашел в архивах историк Белокуров. Царская грамота гласит: «...будет за- горатца в Кремле городе и в ту пору бить во все три набата. А заго- ритца в Китае бить один край скоро же. А будет загоратца в Белом городе в ту пору бить в Спасский набат...»

Несмотря на принимаемые меры, пожары в Москве не прекра­щались, хотя и стали не столь опустошительными, как прежде.

Тушение пожаров в Москве было делом настолько сложным и ответственным, что на них выезжали «большие бояре». «Так, на пожаре за Пречистенскими воротами 12 июня 1675 г. были: околь­ничий князь И.П. Барятинский, думный дворянин И.А. Прончищев, думный стрелецкий дьяк И.Л. Иванов, стольник А.П. Елизаров, дьяки, прикащики, земские, голова и полуголова московских стрель­цов, земского приказу решеточные прикащики, земские ярышки с трубами и с парусы, и с крюки, и с щитами». Это обусловливалось • главным образом опасностью пожаров для города и необходимостью привлечения для борьбы с огнем очень большого количества народа. «В тушении пожара 1652 г. приняло участие 25 тысяч стрельцов и другого народа, и все же сгорело 400 домов. Несомненно, пожар мог получить гораздо большее развитие, если бы ему не противо­стояла столь мощная и организованная сила».

Надо сказать, что от огня страдали не только города Руси, но и сельская местность. В 1657 г. грабежи, убийства и особенно поджо­ги помещичьих и крестьянских дворов повсеместно усилились до такой степени, что правительство было вынуждено прибегнуть к жесточайшим мерам по отношению к татям и поджигателям. Стре­мясь нейтрализовать нарастающую лавину пожарного бедствия, из­дается еще один царский указ от 17 апреля 1670 г., который дослов­но гласит: «Стольники, стряпчие, дворяне, жильцы и иные чины! Великий Государь велел Вам сказать, чтобы в их домах весною и ле­том до самых заморозков строго держали бережение большое от огня. Людям своим, которые у Вас живут на дворах или в своих домах, приказать накрепко, чтобы они жили в постоянстве с великим бере- жением, изб своих и людских бань не топили, а по вечерам поздно с огнем не сидели». И опять в указе государево грозное предупрежде­ние: «Кто нарушит этот указ тому быть в опале великой, а иным — в вечном разорении и жестоком наказании смертной казнью».

Обращает на себя внимание знаменательный факт: более 300 лет назад уже учитывалась сезонность возникновения пожаров. Все государевы указы, наказы и распоряжения, как правило, издава­лись в апреле, дабы предотвратить вспышку пожаров в весенне­летний период.

Предметом особого внимания царя Алексея Михайловича были механизированные средства тушения пожаров. Когда в селе Коло­менском заканчивалось строительство грандиозного деревянного царского дворца, который, по свидетельству современников, был «вельми чуден красотой и великолепием», царь распорядился изго­товить для него «пять труб заливных медных и железных». Вероят­но, их изготовление русскими умельцами было освоено уже в кон­це XVI или в самом начале XVII в.

Так, судя по расходным книгам, Московский печатный двор в 1626 г. заплатил «Василию Протопопову за четыре трубы медные водолейные: за две немецкие по 2 рубля 25 алтын, за две здешнего дела по 3 рубля». Для казенных зданий и для вооружения повинно­стной пожарной охраны водоливных труб требовалось немало. Это обстоятельство дает возможность предполагать, что в царствова­ние Алексея Михайловича их изготовление производилось на од­ном из заводов.

На самом большом железоделательном заводе России, принадлежащем голландцу Петру Марселиусу, из отечественных меди и железа изготовливались довольно сложные металлические изделия: пушки, ядра, мельничные жернова, якоры, гвозди, скобы, — и про­изводство пожарных труб не представляло технических труднос­тей. К сожалению, конструкция пожарных водолейных труб отече­ственного производства не сохранилась.

Итак, следует признать, что преобразования Алексея Михай­ловича в области пожарного законодательства и усиления борьбы с пожарами заслуживают самой высокой оценки, ибо до него ни один правитель России не сделал столь много для ограждения народа от огненной стихии.

Активные противопожарные меры в царствование Тишайшего носили устойчивый характер, в связи с чем в Москве не возникало катастрофических пожаров, хотя полностью избавиться от пожа­ров в городе с деревянной застройкой не представлялось возмож­ным. Однако принятие противопожарных мер — только часть об­щегосударственных задач, которые пришлось решать Алексею Михайловичу за годы царствования.

Представляет интерес сам его образ как полновластного само­держца, обладающего чисто русским характером, незлобивого и вспыльчивого к тем вельможным людям, которые замечались в хвастовстве и чопорной надменности. Историк В.О. Ключевский приводит случай, когда нескромная похвальба вызвала царский гнев и скорое наказание виновного. «В 1660 году князь Хованский был разбит в Литве и потерял почти всю свою двадцатитысячную армию. Царь спрашивал в думе бояр, что делать. Боярин Милославский, тесть царя, не бывший в походах, неожиданно заявил, что если государь пожалует его, даст ему начальство над войском, то он ско­ро приведет пленником самого короля польского. «Как ты сме­ешь, — закричал на него царь, — ты, страдник, худой человечишка, хвастаться своим искусством в деле ратном! Когда ты ходил с пол­ками, какие победы показал над неприятелем?» Говоря это, царь вскочил, дал старику пощечину, надрал ему бороду и пинком вытолкнул его из палаты, с силой захлопнув за ним дверь».

Однако Алексей Михайлович был отходчив, его гнев был ми­нутной вспышкой, не простираясь дальше угроз и пинков, и царь первый искал примерения, стараясь приласкать обиженного. Уме­ние понимать и принимать к сердцу горе и радость других, вероят­но, было одной из лучших черт в характере Тишайшего.

Он любил и умел складно писать — гораздо более складно, чем кто-либо из древнерусских великих князей и царей; был образцом набожности, знатоком канонов православной церкви, которые стро­го соблюдал. Набожность Тишайшего оказывала большое влияние на нравственное воспитание русского народа, житейские основы москвичей. Царь прошел полный курс древнерусского образования, познал таинственную область эллинской и латинской мудрости, имел сильную склонность к новшествам. Среди его окружения было много выдающихся лиц, деятельность которых способствовала возвеличиванию российского государства, — Н. Одоевский, Н. Рти­щев, А . Ордин-Нащокин и др.

В период царствования Алексея Михайловича произошло мно­го важнейших внутренних и внешних событий: воссоединение Рос­сии с Украиной, восстание Степана Разина, раскол в русской пра­вославной церкви, войны с Польшей и Швецией.

Алексей Михайлович Романов был не только крупным деяте­лем России XVII в., но и человеком большой души, принявшим близ­ко к сердцу народные беды и страдания от пожаров, стараниями которого в Москве была официально учреждена повинностная по­жарная охрана, просуществовавшая более 150 лет.