Цель РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ - предложение широкого спектра услуг по низким ценам на постоянно высоком качестве.

От конного обоза к пожарному автомобилю и вертолету

В течение 120 лет конный пожарный обоз являлся основной силой Московской профессиональной пожарной охраны в борьбе с пожарным бедствием. Но в 20-х гг. XX в. на смену ему приходят автомобили (правда, отдельные автомобили появились в Московской пожарной охране несколько раньше).

В памяти многих потомственных москвичей, мемуарной литературе и живописных полотнах сохранился блестящий образ конного пожарного обоза.

Его выезд был очень впечатляющим. Сверкая ослепительной медью, неудержимой лавиной неслись к месту пожара конные обозы. Улицы и площади наполнялись тревожным гулом, стуком сверкающих подков, звоном бубенчиков, храпом взмыленных лошадей, воплями фурманов.

Впереди пожарного обоза лихо скакал всадник (скачок), пронзительным звуком трубы вселяя во встречных тревогу. За ним летела запряженная парой великолепных рысаков открытая пролетка усатого брандмейстера с кучером на высоких козлах. Следом за брандмейстером четверка лошадей несла, будто по воздуху, тяжелую линейку с командой рослых топорников. А дальше, закусив удила, роняя на мостовую белые хлопья пены, могучие кони в сверкающих сбруях мчали вереницу повозок с пожарными трубами, баграми, лестницами и бочками с водой. Стук и грохот повозок на железных шинах по булыжным мостовым стоял невообразимый, в домах дрожали стекла, шкафы с посудой ходили ходуном, а обыватели бросались к окнам или опрометью устремлялись на улицу, чтобы увидеть мчащийся пожарный обоз. В старой Москве находились любители пожаров, считавшие обязательным для себя присутствовать на огненных баталиях, любуясь молодецкой работой пожарных. Каждая пожарная часть гордилась своими конями, за которыми старательно ухаживали. Эстетического совершенства конный пожарный обоз Московской пожарной команды достиг в 60-е годы XIX в.

Московским полицмейстером в то время был Огарев, старый кавалерист и страстный любитель пожарного дела. Он организовал снабжение пожарных частей города лучшими лошадьми в Москве. Ими нельзя было не залюбоваться — настолько они были красивы, упитаны и резвы. Огарев два раза в год ездил на воронежские и тамбовские конные заводы, выбирал лошадей и привозил их в Москву, где лично распределял по пожарным частям и постоянно следил за их уходом. Именно ему московская пожарная охрана обязана подбором лошадей по мастям; каждая часть имела лошадей определенного окраса, и москвичи издали узнавали, какая пожарная часть мчится на пожар: в Тверской пожарной части были желто-белые битюги, в Рогожской — вороно-пегие, в Пятницкой — вороные в белых гулках и с лысиной во весь лоб, в Городской — чисто белые без отметин, в Якиманской — серые в яблоках, в Таганской — чалые, в Арбатской — гнедые, в Сущевской — лимонно-золотистые, в Мясницкой — рыжие, в Лефортовской — караковые...

Такой порядок подбора лошадей по мастям сохранялся в Москве в несколько видоизмененном виде довольно долго.

Первая мировая война нарушила устоявшийся порядок комплектования пожарных частей лошадьми, пригодными для перевозки тяжелых пожарных повозок, линеек и паровых пожарных машин. Значительная часть конского поголовья была передана для нужд армии.

Упадок конской тяги в Московской пожарной команде приходится на годы гражданской войны, разрухи и голода. В результате бескормицы начался падеж вышколенных и натренированных лошадей. Зимой обессиленных лошадей подвешивали в депо на пожарных рукавах, поили водой и давали скудный корм, стремясь сохранить коней до весенней травы. Положение немного улучшилось после передачи в пожарную охрану лошадей из демобилизованных кавалерийских частей, но эти лошади были мало приспособлены для работы в пожарной охране. Автомобильная техника быстро вытесняла конные пожарные обозы.

В 1923 г. Московский совет принимает решение о замене конного пожарного обоза в городских частях на автомобили.

Для этой цели Московский совет выделил из городского бюджета 400 000 руб. — в годы нэпа это была довольно значительная сумма. На ассигнованные средства были приобретены 1 пожарный насос и 1 механическая лестница. В 1925 г. был сделан крупный заказ немецкой фирме «Магирус» на поставку Московской пожарной команде автомобильного пожарного обоза, средства на который также выделил Московский совет.

Выписанный из Германии пожарный обоз был доставлен в Москву в мае 1926 г. и в том же году был введен в боевой расчет. Обоз включал в себя 10 автонасосов «Магирус» и 3 механические авто-лестницы «Мерседес-Даймлер».

Если учесть, что ранее по решению Московского совета были переданы со складов 30 грузовых шасси для переоборудования под пожарные машины, то к 1926 г. Московская пожарная команда располагала уже довольно внушительным автомобильным обозом. Фирмой «Магирус» были поставлены еще один пожарный автонасос и новый грузовой автомобиль, который сразу же переделывается в мастерских Московской пожарной команды в автолинейку.

В этот период в стране приспособлением для нужд пожарной охраны грузовых машин иностранных марок занимались 2 предприятия — Автопромторг и Автотрест. В частности, Московский завод пожарных машин (Миусский авторемонтный завод) Автопромторга специализировался на изготовлении пожарных машин на шасси трехтонных грузовиков «паккард», устанавливая на них самовсасывающие коловратные насосы. Для переоборудования использовались также шасси грузовиков «фиат».

Автопромторгу и Автотресту передаются крупные заказы на изготовление механизированной пожарной техники для вооружения пожарных частей столицы, которые выполняются очень быстро. В 1925-1936 гг. Московская пожарная команда вводит в боевой расчет 15 новых автолинеек, 1 автонасос, 4 рукавных возка и еще одну автомеханическую лестницу.

Автомеханические лестницы «Магирус», позволяющие работать на зданиях высотой более 8-9 этажей, в то время были самыми высокими лестницами в Европе. Для их установки на исходные позиции требовалось 1 — 1,5 мин, и они довольно успешно использовались на пожарах.

19 сентября 1925 г. произошел крупный пожар в здании «Вхутемас» (Высшие художественно-технические мастерские) на Мясницкой улице. По вызову на пожар в 6 утра прибыла Мясницкая пожарная часть, которая считалась одной из лучших в городе. Брандмейстер, установив, что основной очаг пожара находится на 3-м этаже и что огонь проник на 4-й этаж, создав угрозу чердачному помещению, распорядился установить автонасос на гидрант и направить стволы воды в основной очаг и на защиту четвертого этажа. Особая роль была отведена автоэлектромеханической лестнице (так в то время именовались пожарные лестницы). По ней топорники поднялись на крышу и полностью блокировали распространение огня по чердачному помещению, которое, несмотря на его огромную площадь, не имело ни одного брандмауэра.   

Одновременно были введены стволы на 3-й и 4-й этажи. Однако огонь успел проникнуть в пустоты деревянных перекрытий. Брандмейстером был подан сигнал о пожаре № 2, по которому прибыли Сретенская, Сухаревская, Пятницкая, Лефортовская части, а также брандмайор города и его помощник. Едкий и удушливый дым сильно затруднял работу пожарных. В то время в каждой части по тревоге выезжали одно или два отделения топорников на автолинейках (10-20 человек), а также ствольщики, колонщики, вестовые. В здании «Вхутемас» едва ли не основную работу пришлось выполнить топорникам Лефортовской, Сухаревской и Пятницкой частей. Они сноровисто вскрывали полы, перекрытия, пресекая распространение огня по пустотам. Пожарные Мясницкой части, используя 3 ствола, локализовали, а затем ликвидировали все очаги пожара на 3-м этаже. На 4-м этаже успешно работали 2 ствола Городской пожарной части. Пожарные Сретенской пожарной части приостановили переход огня на обширные помещения библиотеки, в которой хранилась очень редкая коллекция старинных книг.

В результате пострадали только отдельные помещения на 3-м и 4-м этажах. Обращает на себя внимание экономное расходование воды ствольщиками и подлинно ювелирная работа топорников, сумевших мастерски вскрыть деревянные конструкции и предотвратить распространение огня на все обширное здание. Особенно успешными были действия Мясницкой части, благодаря которым занятия в Высшем художественном училище почти не прекращались. В донесении о пожаре брандмейстер Мясницкой пожарной части писал, что «пожар был ограничен рамками, какие им были захвачены до прибытия пожарных частей». В донесении указывается, что причиной пожара послужил брошенный горящий окурок в кладовой 3-го этажа, в которой хранились ведра, тряпки, щетина, опилки и пр. Основанием для такого заключения явилась целая груда окурков, обнаруженных на полу и под полом кладовки. После ликвидации пожара (а он продолжался почти 5 ч) пожарные оказали дирекции училища помощь в ликвидации последствий пожара.

К десятой годовщине основания пожарной охраны в распоряжении Московской пожарной охраны имелись 10 пожарных автонасосов большой производительности, 12 современных пожарных автолестниц, 27 автолинеек, 4 автовозки (рукавные ходы), несколько паровых пожарных машин и автонасосов на шасси грузовых машин первой модификации.

В 1928 г. Московская пожарная охрана стала комплектоваться пожарной техникой отечественного производства, приобретая за рубежом автомеханические лестницы большой высоты. Как известно, первый пожарный автомобиль, полностью изготовленный из отечественных деталей, был собран в июле 1926 г. на Ленинградском заводе «Промет». Основным компонентом этого пожарного автомобиля стали полуторные шасси первенца советского авто-строения — грузовика АМО Ф-15. Первая машина получила название «подстволовой» и оснащалась насосом заднего расположения производительностью 20 л/с. Боевой расчет на машину включал 8 человек, трехколенную лестницу, штурмовку, запас пожарных рукавов, разветвления, ломовой инструмент, стволы и другой инструмент. К производству пожарных автомобилей АМО Ф-15 в последующем приступили Московский завод АМО и Миусский завод пожарных машин. Спустя некоторое время пожарные машины стали монтировать не только на полуторатонном отечественном шасси, но и на двухсполовинном шасси Автокар (АМО-4).

В 1931 — 1932 гг. вступили в строй Московский и Горьковский автомобильные заводы. Пожарные автомобили стали выпускать на отечественных шасси ГАЗ-АА (автонасос ПМГ-1) и ЗИС-11 (автонасос ПМЗ-1). Эти серийные пожарные машины могли развивать скорость до 60-80 км/ч. Полуторная машина ГАЗ-АА имела бак емкостью 146 л, центробежный насос Д-20 и боевой расчет до 8 человек. В комплект автонасоса входили выкидные и всасывающие рукава, стендер, лестница и другое оснащение.

Автонасос ПМЗ-1 был оснащен двухступенчатым насосом высокого давления Д-20, открытым кузовом с продольными скамьями для боевого расчета (12 человек). На автомобиле был смонтирован бак первой помощи объемом 360 л воды. Автонасос был снабжен задней и двумя боковыми катушками пожарных рукавов, стендером, разветвлением, ломовым инструментом и другим снаряжением, размещенным в боковых ящиках. Наверху машины крепились всасывающие рукава, трех- или двухколенная лестница и одна штурмовка, иногда лестница-палка. В последующем автонасосы ПМГ-1 и ПМЗ-2 стали вывозить пеногенераторы и банки с пенопорошком.

Первой советской пожарной автоцистерной стала ПМЗ-З на шасси автомобиля ЗИС-5. Она имела бак (цистерну) на 1500 литров воды и насос Д-20. В зимнее время цистерна обогревалась выхлопными газами работающего двигателя.

Перечисленные 3 типа пожарных автомашин (ПМГ-1, ПМЗ-1, ПМЗ-2) стали основным видом вооружения профессиональной и ведомственной пожарной охраны, сохранившись на вооружении пожарных частей и дружин до конца 50-х гг.

Пожарные автонасосы и автоцистерны отечественного производства показали достаточно хорошие эксплуатационные качества. Однако сравнительно небольшая мощность их двигателей препятствовала использованию в полной мере возможностей центробежных насосов Д-20, от которых можно было получить 2-3 компактные струи литер «А» (со спрыском 19-22 мм).

Существенным недостатком автомобилей ПМГ-1 и ПМЗ-1 являлось размещение боевого расчета пожарных на боковых открытых сиденьях, как в автомобильных линейках старого типа, на которых старались разместить как можно больше топорников. В довоенный период и во время второй мировой войны автору этой книги приходилось много раз возвращаться с тушения пожара на автонасосах ПМЗ-1, имеющих открытые боковые сиденья. Холодный ветер пронизывал насквозь, промокшая брезентовая боевка становилась твердой как железо, пожарные превращались в беспомощных ледяных пленников. В то время в холодных пожарных депо не имелось сауны или теплого душа, но трудности несения службы воспринимались с оптимизмом, как явление, присущее профессии пожарного.

В 1936 г. заводы и мелкие предприятия по производству противопожарного оборудования объединяются в специализированный трест, на базе которого затем создается Главное управление по производству противопожарного оборудования. Началось серийное производство пеногенераторов, воздушно-пенных стволов, увеличился выпуск пожарных рукавов и арматуры к ним, пожарных поясов, карабинов, касок, спасательных веревок, выдвижных лестниц и штурмовок. Разрабатывается рецептура и организуется выпуск пеногенераторного порошка и пенообразователя. Создаются первые опытные образцы кислородно-изолирующих противогазов (КИП-1).

Следует пояснить, что противодымные маски в Московской пожарной команде применялись довольно успешно еще в дореволюционный период —- чаще всего это был противодымный прибор немецкой фирмы «Дрегер», состоявший из лицевой резиновой маски и гибкого шланга, по которому мехами закачивался под маску чистый воздух. В одном из отчетов Московской пожарной команды за 1926 г. указывается, что в боевом расчете частей состоит на вооружении 32 противодымных прибора, предназначенных для работ в задымленных помещениях.

В довоенный период производство пожарных автонасосов, автоцистерн, всех видов пожарно-технического вооружения возрастало из года в год. Во время войны 1941-1945 гг. пожарные машины ПМЗ-1, ПМЗ-2, ПМГ-1 получили широкое применение в борьбе с пожарами. Именно эти пожарные машины находились на вооружении военизированных пожарных команд Москвы во время бомбардировок города. Производство специализированных пожарных машин резко сократилось. Выпускались упрощенные пожарные автомобили с передним расположением насоса Д-10 и так называемые бортовые пожарные машины.

Разработка конструкций новых типов пожарных машин началась в 1946 г. На Прилукском и Новоторжском заводах противопожарного оборудования создаются специализированные конструкторские бюро, которые в сжатые сроки создают серию специализированных пожарных машин на базе ЗИС и ГАЗ, включая автонасосы, автоцистерны, машины пенного и углекислотного тушения. Серийный выпуск новых модификаций пожарных автонасосов, автоцистерн и других машин начинает осуществляться с 1950 г. Отличительными особенностями новых пожарных машин были закрытые кабины для личного состава, более мощный центробежный насос, газоструйный вакуум-аппарат и ряд других конструкторских усовершенствований. Наибольшую известность приобрели машины марки ПМГ-12, ПМГ-13, ПМГ-20, ПМГ-21, ПМЗ-9, ПМЗ-10, ПМЗ-1 Ом, ПМЗ-17, ПМЗ-18.

Отечественные автомобили — автонасосы и автоцистерны — характеризуются довольно высокой производительностью, надежностью и хорошо продуманным конструктивным решением. В частности, автоцистерны оборудованы стационарными лафетными стволами для подачи воды при движении автомобиля.

С середины 50-х гг. началось серийное производство автомеханических лестниц, которые относятся к сложнейшим машинам. Выдвижение ажурных по конструкции тетив лестниц на значительную высоту потребовало не только применения высококачественных материалов и точнейшего изготовления колен, но и устройства надежных поворотных и подъемных механизмов, создания сложных схем автоматики и блокировки. Возникла необходимость в специальной технической методике испытаний надежности колен лестниц и в целом всей лестницы в сборе, а также в разработке испытательных стендов. Все эти инженерно-технические сложности были успешно решены на высоком научном уровне. С конца 50-х гг. отечественные автомеханические лестницы АМЛ-32, а затем АМЛ-45 с высотой выдвижки соответственно 32 и 45 м поступили на вооружение пожарной охраны Москвы.

Пожарные автомобили специальных служб (рукавные, водозащитные, газодымозащитные, связи и освещения и др.) длительное время изготовлялись непосредственно на местах, в мастерских пожарной охраны. Это объяснялось сравнительно небольшой потребностью в них и тем, что заводы противопожарной техники были загружены заказами на изготовление пожарных автонасосов и авто-цистерн как основных средств борьбы с пожарами. Первые автомобили специальных служб были изготовлены в мастерских Московской пожарной охраны по инициативе начальника Управления пожарной охраны полковника И.Н. Троицкого. При Управлении пожарной охраны создается специализированное конструкторско-производственное бюро.

В конце 60-х гг. Центральный научно-исследовательский институт противопожарной обороны (ЦНИИПО) провел весьма важную работу по определению стандартного типажа пожарных автомобилей, подлежащих производству отечественными заводами в 1970— 1980 гг. Предусматривался выпуск автоцистерн тяжелого типа, особенно необходимых в безводных районах, а также для тушения пожаров, требующих большого количества воды, автоцистерн АЦ-40 на шасси «Урал-375» (емкость 4,5 куб. м), АЦ-60 на шасси ЗИЛ-135 л (емкость 8 куб. м), АЦ-60 на шасси «Краз 257» (емкость 10 куб. м).

Был создан совершенно новый насосно-рукавный пожарный автомобиль на шасси ЗИЛ-131 — комбинированный автомобиль, заменяющий одновременно и автоцистерну, и рукавный автомобиль. На автомобиле был установлен насос производительностью 40 л/с. Общая длина напорных рукавов диаметром 77 и 110мм составляла более 2000 м.

Крупным достижением в области развития пожарной техники явилось создание мощной передвижной насосной станции ПНС-100 (131) на шасси ЗИЛ-131 с насосом производительностью 100 л/с. Применительно к ней была разработана конструкция рукавного хода, на котором вывозилось 1500-1800 м рукавов диаметром 150 мм. Одну или две рукавные линии можно было прокладывать при движении рукавного хода автомобиля со скоростью 5—10 км/ч. Насосная станция хорошо зарекомендовала себя в Москве при ликвидации крупных пожаров, в частности летом 1972 г.

Всего в соответствии с планом Управления пожарной охраны страны до 1980 г. было выпущено 29 моделей пожарных автомобилей различного назначения: автомобили порошкового тушения, аэродромной службы, автомобили воздушно-пенного тушения, установки турбореактивного тушения нефтяных и газовых фонтанов, машины газодымозащитной службы, коленчатые подъемники и др.

Ввод в эксплуатацию Камского автомобильного завода создал условия для производства тяжелых пожарных машин на грузовых шасси этого завода. Прежде всего это отличная автоматическая лестница АЛ-50 на шасси КамАЗ-532/29 с максимальной высотой выдвижения 50 м. Выпускаются автоматические лестницы меньшей высоты — 37 м (АО-37 КамАЗ-53213) и 30 м (АЛ-30 КамАЗ- 34310 и АО-310 ЗИЛ-131).

Налажен выпуск пожарных автоподъемников различных модификаций. Модель автоподъемника АКП-50, смонтированная на шасси МАЗ-6923, обеспечивает подъем на высоту 50 м при максимальном вылете 20 м и способности нести груз до 400 кг. Автоподъемник на шасси Минского автозавода относится к самым надежным высотным пожарным машинам, расширяющим диапазон практических действий пожарных подразделений. В городах с малоэтажной застройкой могут применяться автоподъемники, смонтированные на шасси КамАЗ, ЗИЛ и ГАЗ.

Специальные автоподъемники значительно облегчают работу пожарных при тушении пожаров в резервуарах с нефтепродуктами, а также при ликвидации некоторых сложных пожаров, особенно там, где использование автомеханических лестниц затруднено. Среди новой пожарной техники, реализуемой АО «Пожтехника» (г. Торжок), заслуживают внимания модели трех пеноподъемников: АКП-50 и АКП-40 на шасси МАЗ и АКП-30 на шасси КамАЗ с высотой подъема соответственно 50, 40 и 30 м. На них вывозятся в комплекте пеногенераторы ГПС 600 и ГПС 200. Автоподъемникам можно предсказать большое будущее относительно их использования на пожарах, но высокая себестоимость ограничивает их внедрение в гарнизонах пожарной охраны.

Не менее удачна конструкция 50-метровой автолестницы (АЛЛО), освоенная на заводе АО «Пожтехника» (г. Торжок) и не уступающая зарубежным аналогам.

Московский конный обоз в наше время трансформировался в дежурный пожарный караул, в состав которого входят 2-3 красно-белых автомобиля, немедленно выезжающих к месту происшествия по первому тревожному сообщению. Современный пожарный обоз первой помощи включает в себя 2—3 пожарные машины — автоцистерну, автонасос, автомеханическую лестницу или другой специальный автомобиль.

Допотопный конно-бочечный ход, занимавший до строительства московского водопровода главенствующее место в борьбе с огнем, заменен пожарной автоцистерной, доставляющей к месту пожара 5-7 куб. м воды, от которой в считанные минуты подается первый ствол в очаг пожара.

В большинстве пожарных частей столицы, в боевых расчетах дежурных караулов имеются современные автоцистерны, обладающие хорошими тактико-техническими данными: АЦ П7-40, НЦП5-40, АЦПЧ-40, АВ-40, монтированные на шасси отечественного производства. В некоторых моделях автоцистерн емкости для воды выполнены из стеклопластика, не подверженного коррозии, например автоцистерна АЦП7-40 (шасси КАМаз) имеет стеклопластиковую емкость на 7 куб. м воды, отдельный бак для пенообразователя, мощный центробежный насос, комбинированный лафетный ствол и ряд других технических новшеств.

Москва традиционно занимала в России ведущее положение в развитии и освоении технических средств борьбы с пожарами. Процесс освоения новых видов пожарной техники продолжается и в настоящее время.

* * *

11 марта 1994 г. в Москве произошло знаменательное событие, которому суждено стать важной вехой в развитии пожарной техники и совершенствовании тактики борьбы с пожарами в городских условиях: участие в боевом дежурстве вертолета КА-32А, предназначенного для проведения спасательных работ и тушения пожаров, главным образом в зданиях повышенной опасности.

В течение почти 20 лет предпринимались попытки создать в столице вертолетную службу, но каждый раз они сталкивались с трудностями бюрократического характера. Может быть, так и осталась бы российская столица без пожарного вертолета, если бы не глава правительства Москвы Юрий Михайлович Лужков, который с большим пониманием воспринял идею создания в столице вертолетной пожарной службы и оказал этому смелому проекту моральную и материальную поддержку, выделив на эти цели 1,5 млрд. руб.

Специальное распоряжение правительства Москвы узаконило создание вертолетной службы на базе Управления Государственной противопожарной службы города.