Значение в современных условиях опыта организации деятельности оперативно-розыскных служб при ликвидации последствий чернобыльской катастрофы

Цель РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ - предложение широкого спектра услуг по низким ценам на постоянно высоком качестве.

Значение в современных условиях опыта организации деятельности оперативно-розыскных служб при ликвидации последствий чернобыльской катастрофы

Анализ опыта организации деятельности оперативно-розыскных служб в условиях ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы дает возможность сформулировать определенные выводы, предложения и рекомендации.

1.Авария на атомной электростанции с выбросом радиоактивных продуктов за пределы ее территории является чрезвычайным обстоятельством, воздействующим на всю оперативную

обстановку на территории обслуживания многих органов внутренних дел и создающим экстремальные условия их деятельности.

Особенности оперативной обстановки в этих особых условиях определяются существенными изменениями, происходящими во внешней среде и внутренних условиях деятельности органов внутренних дел и непосредственно влияющими на оперативно-розыскную работу. К ним можно отнести следующие:

—осуществление оперативно-розыскной деятельности в новых географических границах в связи с ликвидацией старых и возникновением новых административно-территориальных единиц;

—изменение площади территории оперативного обслуживания, протяженности ее границ;

—возникновение специфических территориальных образований (30километровой зоны и ИНЫХ зон);

—появление пятен радиоактивного загрязнения на значительной площади и повышенного радиационного фона, что влечет изменения в маршрутах передвижения оперативных групп;

—создание специальных управленческих структур, осуществляющих «кризисное» управление;

—изменение временных параметров осуществления оперативно-розыскной деятельности (сокращается возможность пребывания оперативных групп (отдельных оперативных работников) в пределах опасной зоны);

—изменение фактического наличия собственных и дополнительно привлекаемых сил и средств,— применение вахтового метода при организации оперативно-розыскной работы;

—наличие опыта оперативной работы у сотрудников, направляемых в зону для осуществления оперативно-розыскных мероприятий;

—обеспечение оперативных работников средствами индивидуальной защиты от воздействия радиоактивного загрязнения и т. д.

2.Успех деятельности органов внутренних дел в условиях радиоактивного загрязнения в значительной мере зависит от уровня оперативно-розыскной работы. Ее суть заключается в комплексном и максимальном использовании оперативно-розыскных сил, средств, методов и мероприятий для получения достаточно полной и достоверной информации, обеспечивающей принятие оптимальных и своевременных решений по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений, а также розыскной деятельности.

Значение оперативно-розыскной работы обусловлено тем, что без ее осуществления практически невозможно или крайне затруднительно выявление процессов, протекающих далеко не всегда в открытой форме как в среде правонарушителей, так и среди населения. Отсутствие необходимой информации о противоправных деяниях, лицах, их замышляющих и совершающих, а также настроениях населения нередко вынуждает оперативные штабы и их руководителей действовать на основе оценки лишь гласной информации и сложившихся стереотипов по принятию решений в различных ситуациях.

Вместе с тем надлежащая организация оперативно-розыскной работы позволяет своевременно разрабатывать специальные планы, отличающиеся реальностью, вносить в них необходимые коррективы, производить перегруппировку сил и средств, т. е. принимать оптимальные управленческие решения в соответствии со складывающейся оперативной обстановкой.

3.Определенные сложности и недостатки, имевшие место в деятельности оперативно-розыскных служб, в значительной мере были связаны с отсутствием на момент аварии необходимых нормативно-правовых актов, в которых было бы предусмотрено решение основных организационных и тактических вопросов оперативно-розыскной работы в подобных условиях.

Это во многом предопределило низкую предварительную готовность ряда оперативных подразделений правильно и умело решать стоящие перед ними задачи в новых условиях.

Своевременно не решались, особенно на первоначальном этапе, некоторые важные вопросы организационно-управленческого характера, например, связанные с информационно-аналитической работой. Руководители и сотрудники оперативных подразделений не имели ясного представления о процессах и изменениях, происходящих во внешней среде функционирования, вызванных радиоактивным заражением территории. Нередко не принималась во внимание связь этих изменений с состоянием и результатами использования имеющихся в наличии сил и средств.

4.В процессе организации деятельности органов внутренних дел при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС допускались ошибки в постановке целей и задач для оперативных подразделений. Так, на первоначальном этапе сотрудники подразделений БЭП и уголовного розыска привлекались в основном к решению несвойственных для них задач и функций, связанных с организацией охраны общественного порядка и осуществлением ограничительных мероприятий.

В условиях радиоактивного заражения оперативно-розыскная деятельность должна оставаться важнейшей функцией оперативных подразделений, позволяющей эффективнее решать вопросы безопасности граждан, обеспечения сохранности их имущества, а также имущества государственных предприятий, учреждений, организаций и негосударственных структур в зоне аварии и за ее пределами.

В своей основе оперативные подразделения и при действиях органов внутренних дел в подобных условиях радиоактивного заражения должны решать задачи, сформулированные в ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и соответствующих ведомственных нормативно-правовых актах. Другими словами, они должны с учетом их компетенции заниматься выявлением, предупреждением, раскрытием преступлений и осуществлением розыскной работы.

5.Экстремальные условия, в которых находятся оперативные подразделения в связи с ликвидацией последствий радиоактивного заражения, порождают ряд особенностей в их деятельности по борьбе с преступностью.

В подобной ситуации происходит увеличение численности оперативного состава в первую очередь за счет оперативных подразделений соседних органов внутренних дел, а также оперативных аппаратов МВД, УВД.

Повышается требовательность к уровню профессиональной подготовки сотрудников, привлекаемых к решению оперативно-розыскных задач в условиях радиоактивного заражения. Необходимо соблюдать определенные требования при подборе оперативных сотрудников для работы на участках, связанных с повышенным риском для жизни и здоровья. Это прежде всего добровольность участия в работе на территории опасной зоны и состояние здоровья.

Работа в чрезвычайной ситуации требует уточнения функциональных обязанностей как у руководителей оперативных подразделений, так и у оперативных уполномоченных. Это необходимо делать с учетом местных условий функционирования оперативных подразделений, численности оперативного состава, характера опасности при работе в зоне, необходимости создания временных специализированных оперативных структур (оперативных групп и т. д.) повышенной мобильности и ряда иных обстоятельств, которые возникают в реально складывающейся ситуации.

В рассматриваемой обстановке изменяются временные параметры деятельности сотрудников оперативных подразделений. Они работают сменами от 12 до 4 часов, а в случае необходимости переходят на вахтовый метод работы. Здесь максимально проявляются такие качества оперативных сотрудников, как способность к активному взаимодействию с сотрудниками других подразделений и служб органов внутренних дел, а также иных государственных и негосударственных структур, их умение быстро восстанавливать для оперативных целей утраченные формальные и неформальные связи. Оперативные подразделения должны обеспечивать решение стоящих перед ними задач в оптимальные сроки, при минимальных затратах человеческих и материальных ресурсов.

В рассматриваемых условиях не претерпевают существенных изменений основные принципы и формы оперативно-розыскной деятельности. Вместе с тем ограничиваются возможности и усложняется характер негласной деятельности оперативных подразделений, особенно по привлечению граждан для оказания содействия в решении стоящих задач. Кроме того, значительно возрастает объем и меняется направленность комплекса мероприятий, осуществляемых в рамках таких форм оперативно-розыскной деятельности, как поиск первичных оперативно-розыскных данных и оперативно-розыскное предупреждение.

В связи с быстротой протекания и радикальными изменениями всех социальных процессов в условиях радиоактивного заражения предупредительная деятельность оперативно-розыскных подразделений приобретает особое значение и выходит на первый план. Их сотрудники должны быть нацелены на осуществление мероприятий по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений, своевременному предотвращению замышляемых преступлений и их пресечению на стадиях подготовки и покушения. От того, насколько результативна деятельность оперативных подразделений по уменьшению размера ущерба, причиненного гражданам и хозяйствующим субъектам в чрезвычайной ситуации, будет зависеть оценка ее эффективности.

6.Эффективность работы оперативных подразделений в условиях радиоактивного заражения во многом зависит от состояния их предварительной готовности к осуществлению необходимой оперативно-розыскной деятельности. Приведение таких подразделений в состояние высокой предварительной готовности к деятельности в рассматриваемых условиях является сложной организационной проблемой. Ее решение возможно при реализации в обычный период функционирования оперативных подразделений следующего комплекса мер:

—прогнозирование возможностей наступления экстремальных условий деятельности оперативных подразделений в связи с аварией на АЭС;

—моделирование их деятельности на различных этапах ликвидации последствий такой аварии;

—планирование мероприятий, связанных с их участием в ликвидации последствий аварии на АЭС. Внесение соответствующих касающихся оперативных подразделений корректив в план действий органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах;

—участие в проводимых практических занятиях, тренировках, командно-штабных и иных учениях, направленных на предварительную отработку действий служб и подразделений органов внутренних дел на случай аварии на АЭС.

В настоящее время вопросы подготовки органов внутренних дел и внутренних войск к действиям при чрезвычайных обстоятельствах регламентированы приказом МВД России от 12 января 1996 г. № 20. Им утверждены Инструкция по планированию действий МВД (ГУВД, УВД) при чрезвычайных обстоятельствах и Региональный расчет сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, привлекаемых к действиям при чрезвычайных обстоятельствах.

Согласно Инструкции в структуре плана действий органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах предусмотрен раздел 15 «Участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В нем изложены вопросы, определяющие порядок разработки расчета сил и средств, принципиальной схемы построения действий сил и средств, а также организации управления и связи.

Мероприятия данного раздела плана предусматривают необходимость создания оперативных групп численностью 9—12 человек (по 2—4 человека по линиям борьбы с уголовной, экономической и организованной преступностью). На каждый муниципальный округ (район), из которого проведена эвакуация, дополнительно должны создаваться 1—2 оперативные группы. На пунктах размещения эвакуируемых — одна группа из 3—G человек.

При определении численности группы установления личности погибших рекомендуется брать за основу опыт аналогичной задачи при ЧС. При наводнениях и техногенных чрезвычайных ситуациях численность таких групп устанавливается, как правило, до 10 человек.

В разделе 5 указанной Инструкции «Силы и средства, привлекаемые к действиям при чрезвычайных обстоятельствах» определены нормы выделения сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск для действий в чрезвычайных обстоятельствах. Согласно им в состав сил, привлекаемых к действиям при ЧО в пунктах постоянной дислокации, включается до 60% списочной численности личного состава органов внутренних дел, вне пунктов постоянной дислокации — до 50%.

При этом, как говорится в Инструкции, «...численность сил и средств определяется исходя из стоящих задач, планируемого комплекса мероприятий по их выполнению, а также с учетом прогноза развития оперативной обстановки, возможных людских и материальных потерь. Численность сотрудников милиции общественной безопасности, криминальной милиции, следствия, государственной противопожарной службы определяется руководителями МВД, ГУВД, УВД исходя из прогнозируемой оперативной обстановки в районе ЧО».

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что регламентируемые в Инструкции вопросы излагают общие положения подготовки органов внутренних дел к действиям при чрезвычайных обстоятельствах и не учитывают специфики деятельности оперативных подразделений в подобных ситуациях вообще и в условиях ликвидации последствий аварии на АЭС в частности.

В связи с этим, на наш взгляд, вопросы осуществления оперативно-розыскной деятельности оперативными подразделениями могли бы предусматриваться в специальных планах, которые должны разрабатываться как дополнение к плану действий органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах. При разработке специального плана необходимо учитывать функциональную направленность оперативных подразделений и вид особых условий. Вместе с тем в нем могут предусматриваться мероприятия общего характера, имеющие значение для всех оперативных подразделений.

Структурно такой план может состоять из трех разделов.

В первом разделе должны быть сосредоточены мероприятия, отражающие специфику подготовки оперативных подразделений к возможным действиям в особых условиях.

Во второй раздел плана следует включить мероприятия, выполнение которых позволит оперативным подразделениям устойчиво функционировать непосредственно в период возникновения и развития особых условий.

В третий раздел плана необходимо включить мероприятия, отражающие содержание и особенности оперативно-розыскной деятельности в условиях ликвидации последствий, вызванных чрезвычайными обстоятельствами.

Конкретное содержание названных разделов специального плана зависит прежде всего от вида особых условий, в которых придется действовать оперативным подразделениям органов внутренних дел.

В заключение хотелось бы отметить, что изложенные вопросы не исчерпывают всего круга проблем, касающихся организации оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел в условиях радиационного заражения. Следует помнить, что каждое оперативное подразделение должно осуществлять эту деятельность в своих, только ему присущих географических и социально-экономических условиях. Это предполагает тщательный учет разнообразных фактов и обстоятельств, вызывающих осложнение оперативной обстановки, а также своевременное внесение корректив в организацию и тактику их деятельности.