Цель РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ - предложение широкого спектра услуг по низким ценам на постоянно высоком качестве.

Задачи и ассоциации «МВД — щит Чернобыля»

В контексте уроков и выводов, вытекающих из Чернобыльской катастрофы и мер по ликвидации ее последствий, следует рассматривать цели и задачи Ассоциации «МВД — ЩИТ ЧЕРНОБЫЛЯ».

Несколько слов об истории ее создания. Предложения об образовании такой организации поступали давно, особенно после создания аналогичных Ассоциаций в Беларуси и на Украине, однако в силу различных причин, прежде всего чиновничьего равнодушия и безразличия, огромный моральный, нравственный, воспитательный и научный потенциал ликвидаторов катастрофы в МВД России все эти годы оставался невостребованным. В отдельных регионах, например в Твери, сотрудники УВД по собственной инициативе создали местные фонды «МВД — Чернобыль» и в течение ряда лет вели благородную работу по оказанию помощи ликвидаторам аварии. Их опыт лишь подтверждал необходимость скорейшего объединения усилий всех чернобыльцев МВД России в этом вопросе.

Инициативу создания Оргкомитета по созыву Учредительной конференции Ассоциации «МВД — ЩИТ ЧЕРНОБЫЛЯ» по просьбам многих ветеранов взяли на себя два бывших руководителя Оперативной группы МВД СССР в Чернобыле — генерал-лейтенант внутренней службы профессор Академии МВД России Анатолий Кузьмич Микеев и автор этих строк. 12 октября 1995 г. они направили Министру внутренних дел Российской Федерации генералу армии Анатолию Сергеевичу Куликову следующее обращение:

«УВАЖАЕМЫЙ АНАТОЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ!

Правительство Российской Федерации в августе 1995 г. образовало Оргкомитет по подготовке мероприятий в связи с приближающимся 10-летием аварии на Чернобыльской АЭС.

Как известно, огромный вклад в ликвидацию последствий этой самой тяжелой в истории человеческой цивилизации техногенной катастрофы внесли сотрудники МВД и военнослужащие внутренних войск. По состоянию на 1 января с. г., согласно Регистру Медуправления МВД России, их насчитывалось 2647 человек, в том числе 1254 пенсионера Министерства.

Ветераны — участники ликвидации последствий трагедии обладают огромным нравственным и профессиональным потенциалом, который может и должен быть задействован в работе по воспитанию личного состава МВД. Однако используется этот потенциал крайне редко, нецеленаправленно. Требует решительного улучшения и работа по анализу и обобщению воспоминаний этой категории сотрудников МВД, усилению их социальной защищенности.

К нам, представлявшим на месте аварии руководство МВД страны в начальный период трагедии, в последнее время все чаще обращаются наши коллеги по совместной работе в Чернобыле из органов внутренних дел и внутренних войск с предложениями о создании специализированной Ассоциации, объединяющей в своих рядах ликвидаторов аварии на ЧАЭС — сотрудников и военнослужащих МВД. При этом нередко ссылаются на пример коллег из МВД Украины и Республики Беларусь, уже создавших такие специализированные добровольные общественные объединения.

Нам представляется, что это предложение заслуживает внимания. Основными целями Ассоциации могли бы быть:

—воспитание личного состава МВД на примере верности служебному долгу ликвидаторов аварии;

—оказание содействия участникам ликвидации аварии на ЧАЭС в решении социальных вопросов;

—осмысление опыта ликвидаторов аварии и выработка рекомендаций по действиям личного состава МВД при техногенных катастрофах;

—увековечение памяти погибших и умерших ликвидаторов аварии, подготовка сборников документов и воспоминаний, «Книги памяти» со списками всех участников беспримерного в истории подвига;

—организация добровольного Фонда содействия и помощи сотрудникам МВД и военнослужащим ВВ — участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, вдовам и семьям умерших и погибших ликвидаторов».

Следует отметить, что к этому времени Ассоциации чернобыльцев МВД Украины и Белоруссии работали уже в интенсивном режиме. Более того, в МВД Украины был образован Музей Чернобыля, получивший статус Национального музея, а его руководителем стал бывший Министр внутренних дел республики генерал-полковник Иван Дмитриевич Гладуш.

Инициатива создания Ассоциации чернобыльцев МВД России была поддержана Министром внутренних дел России А. С. Куликовым. Сам активный чернобылец, генерал армии А. С. Куликов не ограничился простым одобрением идеи формирования добровольного объединения ликвидаторов катастрофы. Он счел необходимым на расширенном заседании коллегии МВД Российской Федерации 24 ноября 1995 г. в присутствии всех министров и начальников ГУВД, УВД, командующих военными округами внутренних войск остановиться на принципиальных вопросах отношения к ликвидаторам катастрофы, использования их морально-нравственного потенциала. Вот фрагмент из его выступления:

«Пять месяцев осталось до 10-летия крупнейшей техногенной катастрофы тысячелетия — аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Принято постановление Правительства о подготовке к этой дате. Весь мир отдает должное вкладу МВД в спасение от радиоактивной смерти. Глава британского кабинета Маргарет Тетчер тогда приняла в Лондоне начальника нашего пожарного главка, чтобы выразить признательность английского народа чернобыльцам — офицерам МВД. Напомню, что и сегодня в МВД России продолжают службу сотни ликвидаторов аварии, многие находятся на пенсии.

Очевидно, что ветераны-чернобыльцы обладают уникальным нравственным и профессиональным потенциалом, который должен быть целиком задействован в воспитательной работе, а сами они — окружены элементарным человеческим вниманием. Однако, хотя на каждого работающего и ушедшего на отдых чернобыльца приходится несколько десятков кадровых работников, на избыток внимания ликвидаторы пожаловаться не могут. Лишь чиновничьим равнодушием, нравственной глухотой можно объяснить, что за все годы и даже в преддверии 10-летия их подвига руководители ГУК не нашли времени встретиться хотя бы с работающими и проживающими в Москве ликвидаторами, расспросить их о наболевших проблемах, выслушать предложения. В результате сами ветераны-ликвидаторы аварии обратились с этой просьбой к Министру. Они хотят для решения собственных социальных и медицинских проблем, для участия в воспитательной работе создать свое объединение. Это тот случай, когда не нужно ни дополнительных ресурсов, ни денег, ни капвложений, а требуется лишь одно: ответственное отношение к делу, исполнение служебного долга. И не в экстремальных условиях Чернобыля, а на своем рабочем месте. Думается, требование более чем законное».

Столь активная поддержка Министра значительно ускорила процесс созыва Учредительного съезда. В Оргкомитет по его подготовке вошли чернобыльцы—ликвидаторы катастрофы: Владимир Андреевич Дурбажев, Владимир Васильевич Калашников, Александр Георгиевич Горлов, Игорь Евлампиевич Ложкин, Юрий Сергеевич Ямщиков, Станислав Федорович Кавун, Дмитрий Иванович Юрченко и инициаторы обращения к Министру. Был разработан проект Устава Ассоциации, направлены письма во все регионы России и военные округа внутренних войск с призывом поддержать инициативу создания добровольного объединения ликвидаторов катастрофы в МВД. Надо особо подчеркнуть, что с самого начального этапа мы встретили активную поддержку и помощь со стороны Президента Союза «Чернобыль» Российской Федерации Вячеслава Леонидовича Гришина, члена Президиума Союза «Чернобыль» академика РАН, Лауреата Ленинской премии Льва Михайловича Хитрова, многих деятелей науки и культуры. Их заинтересованная помощь и поддержка существенно помогли нам в подготовке Учредительной конференции и Устава Ассоциации.

9 февраля 1996 г. в Академии МВД России состоялась Учредительная конференция Ассоциации «МВД — ЩИТ ЧЕРНОБЫЛЯ». Ее делегаты единодушно поддержали предложения Оргкомитета о статусе Ассоциации, проекте ее Устава, составе руководящих органов и приняли Обращение к личному составу органов внутренних дел и внутренних войск Российской Федерации.

Принципиально важным был вопрос о статусе Ассоциации.

Действующее законодательство, в частности Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях», подписанный Президентом России 19 мая 1995 г., предусматривает три категории Ассоциаций: всероссийские, межрегиональные и региональные. Сразу оговорюсь, что в соответствии с Законом все три вида добровольных объединений пользуются равными правами. Но для получения статуса «Всероссийской» необходимо наличие первичных организаций Ассоциации не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, то есть как минимум в 45 республиках, краях и областях. Создание их требует значительной организаторской работы, определенного временного периода и, самое главное, определенных финансовых затрат, весьма проблемных в условиях переживаемого периода. Поэтому Оргкомитет после тщательных консультаций в Министерстве юстиции России и изучения опыта организационного строительства других общественных объединений избрал наиболее оптимальный двухэтапный вариант, предусматривающий на первом этапе формирование Межрегиональной Ассоциации, в которую на момент создания в качестве учредительной войдут организации ликвидаторов МВД из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Твери, Московского округа внутренних войск, двух линейных УВД на транспорте, зона ответственности которых распространяется на несколько областей, и двух регионов, в наибольшей степени пострадавших от последствий аварии на ЧАЭС,— Брянской и Тульской областей. Этот вариант давал возможность минимизировать материальные и финансовые затраты на организацию Ассоциации и в то же время более тщательно отработать ее правовую нормативную базу. При этом имелось в виду, что в дальнейшем первичные ячейки Ассоциации будут последовательно организовываться в других регионах страны и, когда их число превысит 45, будут направлены необходимые документы для перерегистрации статуса Ассоциации на «Всероссийскую».

Все выступившие делегаты одобрили такой подход. При этом подчеркивалось, что, несмотря на межрегиональный статус Ассоциации, она по целям и задачам своего Устава будет выражать интересы всех чернобыльцев Министерства, в каком бы регионе они ни проходили службу. Приведу точку зрения Оргкомитета, вызвавшую одобрение делегатов:

«В этом смысле наша Ассоциация, по сути, будет БРАТСТВОМ СОТРУДНИКОВ МВД РОССИИ, ПОБЕДИВШИХ СМЕРТЬ. Многие из ликвидаторов заплатили за эту победу самым дорогим — собственной жизнью. И до сих пор еще не поставлена точка в списке жертв этой беспримерной схватки, каждый год мы теряем своих боевых товарищей, тяжело пораженных чернобыльским радиоактивным излучением. Но там, где бессильна медицина, всесильна память, благородная память народа, который запечатлевает в веках имена лучших своих сынов. Ассоциация «МВД — ЩИТ ЧЕРНОБЫЛЯ» сделает все от нее зависящее, чтобы защитить права всех чернобыльцев системы МВД России, чтобы новая, возрождающаяся Россия вместе с братскими славянскими республиками Беларусь и Украина никогда не забыли подвига сотрудников МВД и военно-служащих внутренних войск».

В результате длительной, заинтересованной и горячей дискуссии был принят Устав Ассоциации. Отметим его принципиальные положения.

Ассоциация работников органов внутренних дел и военно-служащих внутренних войск, участвовавших в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (сокращенно «МВД — ЩИТ ЧЕРНОБЫЛЯ»), является межрегиональной общественной организацией, созданной на принципах добровольности и самоуправления, действующей на основе Конституции и законодательства Российской Федерации.

Основными целями деятельности Ассоциации являются: оказание содействия участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в решении их социальных и материальных проблем,- увековечение памяти погибших; содействие в реализации экологического законодательства Российской Федерации и проведение связанных с этим мероприятий.

Для достижения указанных целей Ассоциация выполняет следующие задачи:

—отстаивает социально-экономические и другие конституционные права и свободы своих членов, ходатайствует об этом перед органами государственной власти, министерствами и ведомствами, региональными органами власти и управления;

—разрабатывает и реализует программы и проекты,- организует совместно с заинтересованными организациями конференции, семинары, симпозиумы, осуществляет международные связи в пределах своей компетенции,— пропагандирует свою деятельность в средствах массовой информации, изучает и распространяет положительный опыт работы с сотрудниками органов внутренних дел и военнослужащими внутренних войск — ликвидаторами катастрофы, организует издательскую деятельность;

—изучает обеспеченность ликвидаторов катастрофы жильем, оказывает содействие в решении этой проблемы, организует льготное кредитование членов Ассоциации;

—способствует обеспечению трудовой занятостью членов Ассоциации после их увольнения из органов внутренних дел и внутренних войск МВД на пенсию, по сокращению штатов или ПО СОСТОЯНИЮ здоровья;

—организует акции милосердия и благотворительности, принимает участие в создании объединений, кружков, секций, клубов по интересам, в обеспечении льготными бытовыми ус-лугами членов Ассоциации,— участвует в установленном порядке в создании Фонда

содействия и помощи сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск — участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, вдовам и семьям ликвидаторов, погибших и умерших от последствий аварии;

—организует отдых членов Ассоциации, конкурсы, смотры профессионального мастерства,— способствует подготовке и переподготовке специалистов, работающих по направлениям деятельности Ассоциации,— организует производственную, предпринимательскую и другую хозяйственную деятельность.

Делегаты конференции не случайно поставили пункт о предпринимательской и коммерческой деятельности среди основных направлений работы создаваемого общественного объединения на последнее место. Да, эта составляющая деятельности Ассоциации предусмотрена законодательством и в этом смысле имеет право на свое развитие, но лишь как одно из средств обеспечения главных целей создаваемого объединения — социальной защиты ликвидаторов катастрофы и укрепления воспитательной работы в органах внутренних дел и внутренних войсках. Ни в коем случае, подчеркивалось на конференции, нельзя допустить, чтобы коммерческая сторона в деятельности Ассоциации получила бы хоть малейший приоритет перед ее основными, глубоко гуманными и непреходящими ценностями, как это, к сожалению, случилось с некоторыми общественными объединениями.

Для осуществления уставных целей Ассоциация получила широкие права:

—свободно распространять информацию о своей деятельности,-

—участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных Федеральным законом об общественных объединениях и другими законами;

—проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;

—учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

—представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

—осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

—выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

—участвовать в избирательных кампаниях.

Весьма категорически определили делегаты точку зрения на проблему деполитизации создаваемого общественного объединения. Сама специфика Ассоциации, подчеркивали они, предполагает объединение всех участников тех героических и трагических событий, исключая при этом какую-либо дискриминацию кого-либо из-за партийной или политической принадлежности. Таким образом, уже на этапе создания Ассоциации был четко и однозначно зафиксирован ее сугубо деполитизированный характер, исключающий возможность участия в любых политических акциях или партийно-идеологизированных мероприятиях.

Выступивший на конференции по поручению руководства МВД страны заместитель Министра генерал-лейтенант милиции Валерий Иванович Федоров в концентрированной форме определил характер будущих отношений МВД Российской Федерации и нового добровольного общественного объединения:

«Отношения между Министерством внутренних дел России и Ассоциацией «МВД — ЩИТ ЧЕРНОБЫЛЯ», думаю, будут самыми добрыми. Я вам гарантирую, что его руководство, Главное управление кадров сделают все возможное, чтобы уменьшить страдания участников ликвидации последствий Чернобыльской аварии. Сегодня, когда много говорится о необходимости вернуть милиции уважение народа, мы должны вновь и вновь задуматься над тем, почему опыт морально-психологи-ческой подготовки личного состава в таких сверхэкстремальных условиях не был достаточно осмыслен и не внедрен в практику. Ведь тогда при всем различии жизненных судеб, опыта, должностного положения, характера спасателей было одно непременное качество, объединяющее их в единый коллектив,— это чувство личной ответственности за судьбы людей, за исход операции, за честь и доброе имя работников МВД, верность Присяге. А это значит, что у нас есть и всегда будут сотрудники, которыми можно гордиться. Сохранить и передать последующим поколениям эти традиции — наша задача».

В завершение работы конференция приняла Обращение к личному составу органов внутренних дел и внутренних войск МВД Российской Федерации.

Конференция избрала Правление Ассоциации «МВД — ЩИТ ЧЕРНОБЫЛЯ» и Ревизионную комиссию. Президентом Ассоциации был избран начальник Академии МВД России генерал-лейтенант внутренней службы Н. И. Демидов, Вице-президентом заместитель командующего внутренними войсками МВД страны генерал-лейтенант С. Ф. Кавун. В состав Правления вошли: генерал армии И. К. Яковлев, генералы В. А. Дурбажев, Н. Н. Крупин, В. В. Калашников, А. К. Микеев, Н. П. Водько, В. Н. Шашков, Ю. С. Ямщиков, В. М. Морозов, Е. Е. Кирюханцев, Д. И. Юрченко, В. Ф. Рубцов, заместитель руководителя Аппарата Министра В. А. Майданов, главный редактор Объединенной редакции МВД России полковник А. Г. Горлов, руководители региональных организаций чернобыльцев В.П. Пеньков, А. А. Клочков, В. А. Кириллов, Г. П. Кулик, В.В. Медведь.

22 апреля 1996 г. Ассоциация была зарегистрирована в органах Минюста Российской Федерации. 25 апреля, в преддверии 10-й годовщины трагических событий на ЧАЭС, членов Правления Ассоциации принял Министр внутренних дел Российской Федерации генерал армии А. С. Куликов. В своем выступлении перед чернобыльцами он отметил необходимость установления тесного взаимодействия МВД России и его органов на местах с вновь созданной Ассоциацией прежде всего в вопросах оказания содействия участникам ликвидации последствий катастрофы в решении их социальных и материальных проблем, в увековечении памяти и подвига чернобыльцев МВД и в использовании огромного духовно-нравственного потенциала ликвидаторов для воспитания личного состава. Основные направления взаимного приложения усилий, подчеркнул Министр, можно было бы в дальнейшем закрепить в специальном договоре о взаимодействии и сотрудничестве МВД Российской Федерации с Ассоциацией «МВД—-ЩИТ ЧЕРНОБЫЛЯ».

За время, прошедшее с момента создания Ассоциации, уже немало сделано в решении этих задач. 19 декабря 1996 г. был заключен Договор о взаимодействии с Общероссийским союзом «Чернобыль». В нем предусмотрены основные направления взаимодействия двух общественных объединений чернобыльцев. Среди важнейших из них:

—анализ и обобщение практики применения законодательной и нормативной базы в вопросах социальной защиты граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий и катастроф, семей погибших и умерших от последствий катастроф и разработка предложений по ее совершенствованию. Изучение с этой целью законодательной и правоприменительной практики по данной проблеме, накопленной в других государствах ;

—организация подготовки комплексных мероприятий и программ по реализации Закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. № 179-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и обеспечение их выполнения,-

—объединение усилий по созданию устойчивой системы медицинского обеспечения и реабилитационного оздоровления ликвидаторов катастрофы на ЧАЭС путем организации специализированных медицинских учреждений санаторно-курортного и диспансерного типа, объединение усилий в привлечении государственных субсидий и спонсорской помощи для практической реализации указанных направлений совместной деятельности,-

—разработка и осуществление благотворительных программ и мероприятий (в том числе региональных), направленных на последовательное улучшение социальной и медицинской защиты ликвидаторов катастрофы на ЧАЭС, семей погибших ликвидаторов;

—осуществление совместно с органами государственной власти и местного самоуправления реализации Государственных и ведомственных (МВД России) программ по социальной защите и реабилитации участников ликвидации последствий чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;

—объединение усилий в подготовке и издании «Книги памяти» с именами всех ликвидаторов катастрофы на ЧАЭС — сотрудников российских органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России как неотъемлемой составной части будущей «Книги памяти» с именами всех россиян— участников ликвидации катастрофы на ЧАЭС;

—разработка и создание единого информационно-программного комплекса Союза «Чернобыль» России с целью организации в его региональных структурах совместных с Ассоциацией «МВД — ЩИТ ЧЕРНОБЫЛЯ» информационно-консультативных и патронажных центров, а также правовых консультаций для ликвидаторов радиационных катастроф;

—обеспечение взаимодействия со средствами массовой информации, общественными объединениями с целью формирования общественного мнения в вопросах чернобыльской темы, направленного на создание в российском обществе условий, способствующих успешной реализации принятых программ ликвидации последствий Чернобыльской и других радиационных катастроф и экологического законодательства Российской Федерации;

—организация подготовки и проведения мероприятий, связанных с Днем памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах (26 апреля);

—разработка и осуществление комплекса мер по международному сотрудничеству в рамках уставных задач;

—согласование усилий (в соответствии с уставными задачами обоих общественных объединений) в реализации государственной целевой программы «Жилье — ликвидаторам» и контроле за ходом ее выполнения. Участие в разработке и реализации региональных целевых программ «Жилье — ликвидаторам». Объединение усилий в привлечении государственной и спонсорской помощи для льготного кридитования ликвидаторов катастрофы на ЧАЭС с целью их индивидуального жилого строительства;

—объединение усилий в поиске и реализации дополнительных мер по социальной защите граждан, принимавших участие в ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, в первую очередь инвалидов, семей, потерявших кормильцев — ликвидаторов катастрофы, и их детей за счет внебюджетных источников (в том числе оказание им экстренной материальной помощи);

—разработка и осуществление долговременных проектов, имеющих целью увековечение памяти россиян — ликвидаторов Чернобыльской катастрофы; создание общероссийского Музея «Чернобыль»; организация общероссийской и региональной художественных выставок по чернобыльской тематике,- создание специализированного книгохранилища, концентрирующего всю печатную продукцию (как научно-техническую, так и художественно-публицистическую) по тематике радиационных катастроф. Объединение усилий в привлечении государственной и спонсорской помощи для реализации этих задач.

В соглашении определен и практический механизм организации взаимодействия двух объединений, предусмотрено проведение совместных заседаний Президиума Центрального Совета Союза «Чернобыль» и Правления Ассоциации «МВД — ЩИТ ЧЕРНОБЫЛЯ», создание совместных комиссий, экспертных групп для контроля и оценки состояния дел. Важное значение имеет договоренность о взаимном информировании членов обоих объединений и широкой общественности о проделанной работе и нерешенных вопросах через газету «Российский Чернобыль» и еженедельник МВД России «Щит и меч».

Видимо, одной из важнейших задач Ассоциации на ближайшие годы станет сбор экспонатов, документов, воспоминаний для будущего Музея «МВД в Чернобыле». В этом вопросе мы рассчитываем на активную помощь и поддержку всех ликвидаторов катастрофы, родственников погибших героев. Некоторые экспонаты будущего Музея бессмертия героев МВД уже поступили в Ассоциацию.

Как уже отмечалось, среди перспективных задач Ассоциации — подготовка «Книги памяти» с именами всех ликвидаторов катастрофы на ЧАЭС из системы МВД России — живых и мертвых. В целях пропаганды их профессионального и духовно-нравственного подвига готовятся специальные бюллетени «Их имена — в истории России» для рассылки во все подразделения ОВД и внутренних войск страны. Ассоциация развернула большую работу и в рамках научного осмысления и анализа действий ликвидаторов катастрофы на ЧАЭС, составной частью которой является подготовка и издание этой монографии. За время, прошедшее с момента создания Ассоциации, организованы десятки выступлений ликвидаторов катастрофы на ЧАЭС в подразделениях органов внутренних дел и внутренних войск, в трудовых коллективах, в средствах массовой информации. Налажены плодотворные контакты с иерархами Русской Православной церкви, активно участвующими в увековечении памяти павших героев-чернобыльцев МВД. Ведется работа по представлению ряда ликвидаторов катастрофы к государственным наградам. В ближайших планах Правления — усиление интеграции с родственными Ассоциациями ликвидаторов катастрофы из МВД Украины и Белоруссии, создание семейного кафе для чернобыльцев в г. Москве, где можно было бы в непринужденной обстановке получить консультации специалистов — медиков, психологов, юристов, и ряд других мероприятий.

В то же время первые месяцы работы Ассоциации показали, что усилиями только самих ликвидаторов, даже при самой действенной поддержке руководства МВД страны, многие их болевые узлы развязать трудно, а то и совсем невозможно.

Прежде всего Ассоциации нужны финансовые средства, требуются честные и достойные спонсоры. При этом речь не идет о традиционном «меценатстве» или очередной благотворительной акции. Пора понять: и страна в целом, и каждый ее гражданин, в том числе журналист или бизнесмен, писатель или банкир, в неоплатном, неизбывном долгу перед чернобыльцами, заплатившими жизнью, здоровьем за то, чтобы нынешнее и грядущие поколения могли жить на нашей планете. Надо спешить. Ведь за минувшие 10 лет многие из них ушли из жизни, так и не пожив ни дня в благоустроенной квартире на спасенной ими земле, не побывав в санатории, не получив нужного лекарства, не встретившись из-за отсутствия средств с иногородними боевыми чернобыльскими друзьями.

При этом самое страшное, что этот процесс неотвратимо набирает силу. Вот что свидетельствует в только что изданном двухтомнике «Последствия Чернобыльской катастрофы» член--корреспондент Российской Академии наук А. В. Яблоков, обобщивший результаты лабораторных исследований и много летних наблюдений за состоянием здоровья ликвидаторов и жителей загрязненных зон, «...В несколько десятков раз больше (!), чем 'пред-полагалось официальной медициной, обнаруживается случаев заболевания раком щитовидной железы среди детей и подростков. В последние годы начался, по-видимому, рост и других раковых заболеваний. Более чем у половины детей, родившихся на радиационно загрязненных территориях (сравнительно с точно такими же по социально-экономическим характеристикам, но радиационно чистыми территориями) обнаруживается задержка умственного (психоречевого и других форм) развития. Глубоки и обширны иммунологические и цитогенетические нарушения в организме людей, обитающих на радиоактивно загрязненных территориях или принимавших участие в работах на ЧАЭС после взрыва 4-го блока. Увеличивается число случаев катаракт, сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний желудочно-кишечного тракта, органов дыхания и мочеполовой системы.

О чем может говорить такое очевидное несоответствие реального состояния здоровья населения пораженных территорий с предсказанными в 1986—1987 гг. значительно менее масштабными последствиями. Возможны только два ответа. Либо чернобыльский выброс был в несколько раз более значительный (и такие расчеты существуют), либо наши знания о воздействии радиации на организм человека недостаточны и требуют пересмотра».

В любом случае чернобыльцы МВД нуждаются в экстренной финансовой помощи и поддержке.

Нужны средства для помощи вдовам и детям погибших для установки достойных их памяти надгробий. Без взаимодействия и помощи банкиров нам не решить, например, задачу организации льготного кредитования членов Ассоциации в строительстве жилья. Здесь перечислены лишь самые неотложные, кровоточащие проблемы чернобыльцев. Спектр их, разумеется, куда более масштабен.

До сих пор не дано государственно правовой оценки Чернобыльской катастрофы. Значительная часть льгот и прав ликвидаторов, зафиксированных в Законе Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», являются, к сожалению, голой декларацией, не подкрепленной необходимыми материальными и финансовыми ресурсами. А в ряде случаев, к сожалению, не подкрепленной и политической волей законодателей, оставивших на произвол судьбы контроль за практической реализацией собственных законодательных актов.

На сегодня, таким образом, одна из главных задач Ассоциации — добиваться того, чтобы чернобыльцы МВД России смогли реально получить уже давно установленные законом льготы и права.

В мае 1986 г. один из скандинавских журналистов, безуспешно пытавшийся добиться у высоких чиновников информации о том, что происходит в зоне катастрофы, писал: «По всем телефонам мне отказывали во встрече, ссылаясь на важные государственные дела. Похоже, никто из этих бонз не сознавал, что если кто и вспомнит о них через век-другой, то только в связи с этой катастрофой планетарного масштаба». Бог с ними, с бонзами. Сегодня, когда еще живы большинство героев Чернобыля, мы не имеем права ждать век-другой. От каждого из нас зависит, чтобы людям, спасшим саму Жизнь на планете Земля, государство и общество воздали по совести и чести уже сегодня, при жизни ликвидаторов, точнее, хотя бы тем из них, кто дошел до этого дня.