России — Министра внутренних дел
Российской Федерации
генерала армии
КУЛИКОВА АНАТОЛИЯ СЕРГЕЕВИЧА
при завершении встречи с членами Правления
и активом Ассоциации «МВД — ЩИТ ЧЕРНОБЫЛЯ»
23 апреля 1997 г.
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
Конструктивный характер сегодняшнего обсуждения позволяет сделать некоторые необходимые, на наш взгляд, выводы.
Первое и главное, что хотелось бы отметить,— это то, что Ассоциация чернобыльцев МВД России состоялась, начала активно действовать и, что называется, набирать обороты, проводить в жизнь свои уставные цели и задачи. В ходе этого процесса представители Ассоциации заставили многие службы МВД более предметно и конкретно взглянуть на нужды и заботы ликвидаторов катастрофы, их проблемные вопросы. Думается, однако,— и сегодняшнее обсуждение еще более убеждает в этом,— что возникла необходимость поставить наше взаимодействие на качественно иной, более эффективный организационный уровень. Уважаемый Вячеслав Леонидович привел здесь пример договорного оформления главных направлений сотрудничества Общероссийского Союза чернобыльцев с МЧС России. Представляется, что и нам надо, не затягивая, подготовить аналогичный документ в части организации взаимодействия основных служб МВД с Ассоциацией «МВД — Щит Чернобыля». На прошлой встрече я предлагал подумать об этом, сегодня же целесообразность такого оформления отношений совершенно очевидна.
Сегодня, когда радиация преступности пронизывает смертоносным излучением все сферы общества, а криминальный террор стал реальной угрозой национальной безопасности, для личного состава МВД как никогда актуальны духовно-нравственные и профессиональные уроки Чернобыля.
Чему же сегодня нас учит Чернобыль?
Он учит нас необходимости ежедневно и ежечасно поддерживать постоянную мобилизационную готовность всех служб к действиям в экстремальных условиях, обеспечивать четкость, слаженность и эффективность в работе подразделений, знание каждым сотрудником и воином стоящей перед ним задачи, последовательно организовывать работу по воспитанию у каждого сотрудника, и прежде всего руководящего и командного состава, высокого профессионализма и оперативно-служебного мастерства, умению правильно ставить задачи в быстро меняющихся условиях и находить пути их решения. Ликвидация последствий аварии дала уникальный, беспрецедентный в истории опыт практического взаимодействия всех служб МВД внутренних войск, других ведомств на протяжении продолжительного срока действий в экстремальной обстановке.
Представляются весьма полезными планы Ассоциации создать в Академии управления Музей «МВД в Чернобыле», призванный не только пропагандировать духовно-нравственный подвиг ликвидаторов катастрофы, но и стать своего рода учебным полигоном для отработки ситуационных решений в условиях радиационных катастроф. В соглашении о взаимодействии необходимо предусмотреть практическую помощь служб Министерства в создании и функционировании этого музея.
Во-вторых, важнейший пласт взаимодействия — научно-исследовательская и экспертная работа. В этом плане возможности Ассоциации, среди членов которой есть эксперты экстра-класса, в полной мере еще не востребованы. Хочется пожелать, чтобы подготовленная Ассоциацией монография по управлению силами и средствами МВД и внутренних войск в период ликвидации катастрофы на ЧАЭС, адресованная руководителям МВД, ГУВД, УВД и командному составу внутренних войск, стала лишь первой ласточкой совместных исследований в научной проработке вопросов управления силами МВД при радиационных и других техногенных катастрофах.
В-третьих, необходимо интенсифицировать совместные усилия по использованию огромного духовно-нравственного потенциала ликвидаторов катастрофы в воспитательной работе с личным составом. Здесь есть еще весьма широкий спектр неиспользованных возможностей и резервов. В частности, как сегодня отмечалось, достаточно эффективной проявила себя такая форма воспитательной работы, как организованные Ассоциацией персональные Чтения, посвященные чернобыльцам, показавшим образцы верности Присяге и служебному долгу. 6
Стоит подумать, не распространить ли эту практику в регионы, в части и соединения внутренних войск. Там сегодня служат десятки и сотни ликвидаторов, чей личный вклад в преодоление катастрофы достоин того, чтобы на нем учились и воспитывались подлинные профессионалы МВД и патриоты нашего Отечества.
Особо хотел бы остановиться на работе по созданию «Книги памяти». Это — важнейший, приоритетный участок нашего взаимодействия, не только и даже не столько на уровне центрального аппарата, сколько на уровне МВД, УВД и частей внутренних войск. Долг чести каждого руководителя МВД, УВД, каждого командира сделать все возможное, чтобы ни один наш боевой товарищ,— живой или отдавший жизнь за нас, за будущие поколения в те страшные и героические дни,— не был забыт на страницах этого издания. Выход «Книги памяти», убежден, станет принципиально важной вехой в усилении потенциала нашего воспитательного инструментария.
В-четвертых, надо уже в ближайшие дни разработать план совместных мероприятий по подготовке к 40й годовщине катастрофы на Челябинском «Маяке». Сотрудникам МВД страны и внутренним войскам пришлось тогда впервые принять на себя удар вышедшей из под контроля радиации. Главному управлению кадров совместно с Ассоциацией следует внести конкретные и всесторонние предложения о награждении и иных формах морального и материального стимулирования тех, кто показал в кыштымской трагедии пример верности Присяге и служебному долгу и чей вклад, в силу бытовавшей секретности, не был по достоинству оценен на протяжении минувших десятилетий.
В-пятых, прошу представителей нашего Правового управления в кратчайший срок проработать те вопросы законодательной инициативы, о которых здесь говорил генерал-лейтенант Крупин Н. Н. Конечно, мы переживаем непростой, весьма тяжелый период, прежде всего в сфере экономики и финансов, но то, что мы можем сделать для усиления социальной защищенности ликвидаторов катастрофы,— мы сделать обязаны. Прямо скажем, не все руководители МВД, УВД на практике демонстрируют такую готовность. Об этом, в частности, говорят и жалобы ликвидаторов катастрофы на ЧАЭС об ущемлении их законных прав и интересов, поступающие из ряда регионов страны. Видимо, Валерий Иванович, мы поступим правильно, если введем практику, при которой подобного рода обращения чернобыльцев должны рассматриваться лично первыми руководителями МВД, УВД. Особую заботу следует проявить по отношению к вдовам и семьям погибших ликвидаторов, к инвалидам, потерявшим в Чернобыле и Кыштыме трудоспособность. Совместно с Ассоциацией для этих людей надо сделать максимум возможного, помочь встать на ноги детям ушедших боевых товарищей. Мне докладывали о заботе и практической помощи, которой руководство противопожарной службы столицы окружило семью героя-чернобыльца Владимира Михайловича Максимчука. Такое отношение должно стать нравственной потребностью каждого руководителя наших служб, каждого командира.
Боевые товарищи и друзья! Если в концентрированном виде суммировать итоги нашей сегодняшней встречи, по-военному лаконично обобщить главную, содержательную основу состоявшегося здесь обсуждения, то она сводится к двум задачам, одинаково важным, приоритетным и неразрывным: это, с одной стороны, оказание всемерной помощи ликвидаторам катастрофы, вдовам и семьям погибших, и, с другой, оказание содействия МВД России в использовании профессионального и духовного потенциала чернобыльцев в воспитательной работе и решении оперативно-служебных задач.
Уверен, что в рамках взаимодействия МВД Российской Федерации и Ассоциации «МВД — ЩИТ ЧЕРНОБЫЛЯ» мы добьемся позитивных сдвигов на этих важнейших направлениях приложения наших усилий.
Желаю членам Правления Ассоциации «МВД — ЩИТ ЧЕРНОБЫЛЯ», всем ликвидаторам катастрофы здоровья, благополучия, новых успехов в нашей совместной работе!