Работа органов внутренних дел на транспорте по обеспечению общественного порядка и безопасности

Цель РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ - предложение широкого спектра услуг по низким ценам на постоянно высоком качестве.

Работа органов внутренних дел на транспорте по обеспечению общественного порядка и безопасности

С получением информации об аварии на Чернобыльской АЭС ГУВДТ МВД СССР и органами внутренних дел на транспорте в целом были немедленно проведены следующие организационные и практические мероприятия:

—создан оперативный штаб по координации работы органов внутренних дел на транспорте;

—разработан план мероприятий по организации работы ГУВДТ и УВДТ страны в период ликвидации последствий аварии;

—установлена оперативная круглосуточная связь с Юго-Западным, Украинским, Белорусским, Московскими и другими УВДТ;

—личный состав ГУВДТ переведен на усиленный вариант несения службы, введено дежурство руководящего состава;

—организованы постоянный сбор, обобщение и представление руководству оперативных данных, характеризующих обстановку на объектах транспорта в зоне аварии и местах эвакуации населения, использование сил и средств;

—проведены мероприятия по усилению охраны общественного порядка и безопасности на объектах транспорта Украинской ССР, Белорусской ССР, г. Москвы и Московской области,— для оказания практической помощи Украинскому и Юго-Западному УВДТ в обеспечении общественного порядка и по недопущению паники на вокзале г. Киева, в аэропортах Борисполь, Жуляны и речном порту, приведения в полную готовность личного состава на случай экстренной эвакуации населения командированы заместитель начальника ГУВДТ И. А. Коннов и старший инспектор службы В. Н. Симонов. В дальнейшем для выполнения этих задач систематически направлялись представители ГУВДТ В. А. Климов, А. Т. Соколов, И. М. Иванов, А. С. Шарапов;

—совместно с МПС и МГА разработаны дополнительные мероприятия по обеспечению общественного порядка на объектах транспорта при организованном выезде граждан из городов Киева и Гомеля,— организовано сопровождение нарядами милиции поездов, установлен контроль за их прохождением по участкам;

—разработана и введена в действие система оперативных заслонов на железнодорожных станциях Вильча, Иолча, Овруч, Чернигов и других, а также на реке Припять и Киевском водохранилище с задачей не допустить в зону заражения транспортные средства и граждан;

—на случай осложнения оперативной обстановки в Юго-Западном, Украинском, Белорусском и Московском УВДТ созданы оперативные резервы по 50 сотрудников в каждом. Из числа работников Горьковского, Средне-волжского, Приволжского, Среднеуральского и Южно-уральского УВДТ подготовлены дополнительные резервы (по 50 человек) с 10часовой готовностью прибытия в район выполнения задач;

—дано указание о прикомандировании 100 сотрудников из органов внутренних дел на транспорте Украинской ССР и Юго-Западному УВДТ для выполнения специальных мероприятий по охране общественного порядка на вокзале г. Киева. По согласованию с начальником дороги резервы размещены в вагонах, обеспечены питанием, баней, достигнута полная готовность переброски их в требуемом направлении железнодорожным, водным и автомобильным транспортом;

—произведен расчет сил и средств органов внутренних дел на транспорте, дислоцирующихся в 100, 200 и 300километровых зонах для проведения мероприятий на случай осложнения аварийной обстановки;

—изучены пассажиропотоки по Киевскому, Гомельскому и Московскому транспортным узлам, внесены в связи с этим предложения в МПС и МГА о выделении дополнительных поездов и самолетов, увеличении числа кассиров для продажи билетов на железнодорожных вокзалах, в речном порту и аэропортах;

—усилен досмотр в аэропортах Борисполь, Жуляны, Гомель, г. Москвы с целью недопущения провоза веществ и предметов, запрещенных к перевозке;

—на Киевском и Гомельском направлениях организована работа оперативных групп для проведения специальных мероприятий по выявлению и пресечению злоупотреблений среди работников железнодорожного транспорта, особенно среди работников касс и поездных бригад, с целью предотвращения спекуляции билетами и спиртными напитками,— в аэропортах, речных портах, железнодорожных вокзалах, а также поездах сообщением «Киев — Москва» созданы оперативно-поисковые группы для выявления воров-гастролеров, мошенников, спекулянтов;

—обеспечена надежная охрана импортно-экспортных грузов на пограничных станциях Чоп, Брест, Выборг, Наушки, обеспечен постоянный контроль за их прохождением;

—московским органам внутренних дел на железнодорожном узле и воздушном транспорте постоянно оказывалась практическая помощь.

Для выполнения задач по охране общественного порядка и недопущению в зону радиоактивного заражения транспортных средств и граждан был произведен расчет количества необходимых сил и средств. В районе Чернобыльской АЭС на объектах транспорта выставлялось 14 постов; использовалось 23 радиостанции, 5 катеров и 1 автомашина.

На железнодорожном транспорте было выставлено 8 постов, 7 стационарных и 5 подвижных. Стационарные посты дислоцировались на станциях Молча, Вмльча и Кливины. Подвижные посты (2 на участке Чернигов — Молча и 3 на участке Овруч — Вильча) использовались при сопровождении поездов, осуществляющих перевозку рабочих, грузов и стройматериалов для Чернобыльской АЭС.

На водном транспорте (Киевское водохранилище) имелось 2 стационарных поста, расположенных на Киевской ГЭС и в речном порту Чернобыль, а также 4 патруля на катерах. Маршруты патрулей: 1) в районе пос. Теремцы (протяженность 4,8 км); 2) по фарватеру реки Днепр напротив г. Припять (протяженность 2,8 км); 3) от пос. Оташев до отдельно стоящего острова в устье реки Припять (протяженность 3,2 км); 4) в устье реки Припять от отдельно стоящего острова до порта Чернобыль и обратно (протяженность 9,8 км). Подразделениями Юго-Западного и Украинского УВДТ проводилась большая работа по обеспечению общественного порядка и безопасности на железнодорожных вокзалах, аэропортах и речных портах в период массового выезда населения из г. Киева и Киевской области. Для организации и проведения указанных мероприятий в УВДТ были созданы оперативные штабы, резервы сил и средств, организовано круглосуточное дежурство руководящего состава.

К месту постоянной службы стали возвращаться сотрудники линейных органов внутренних дел Киевского региона, находившиеся на учебе и сборах, в служебных командировках и отпусках. В распоряжение Юго-Западного УВД прикомандировано 100 сотрудников из транспортных органов внутренних дел Украины.

За период с 26 апреля по 20 июня из Киева и области выехало более 1 млн. человек, в том числе 200 тыс. детей и школьников. Кроме транспортных средств, следующих по расписанию, для перевозки пассажиров было выделено 260 дополнительных поездов, 350 речных судов и около 200 авиарейсов, которые сопровождались сквозными нарядами транспортной милиции.

Ежесуточно в обеспечении порядка и безопасности на объектах транспорта Юго-Западного УВДТ задействовалось 735 сотрудников, в том числе 100 человек из приданных сил, а также около 200 членов ДНД и других представителей общественности. Только на станции Киев-Пассажирский, через которую в сутки по расписанию проходило 410 поездов, из них 138 дальнего и местного сообщения и 372 пригородных, несли службу 230 сотрудников. Ежесуточно нарядами милиции сопровождалось 113 поездов, в том числе 46—дальнего следования, 57 — пригородных и от 10 до 15 поездов с детьми и школьниками, для чего было задействовано 123 сотрудника.

В Украинском УВДТ в проводимых мероприятиях ежесуточно принимали участие 227 сотрудников, в том числе:

—в аэропорту Борисполь — 91 человек (суточный дежурный наряд — 9 человек, две оперативно-следственные группы — 6, две оперативно-поисковые группы — 6, служба досмотра — 52, посты охраны общественного порядка — 9, резерв — 9 человек);

—в аэропорту Жуляны — 71 человек (суточный дежурный наряд — 9 человек, две оперативно-поисковые группы — 6, две оперативно-следственные группы — 6, служба досмотра — 36, посты охраны общественного порядка — 9, резерв — 5 человек);

—в речном порту Киев — 45 человек (суточный дежурный наряд — 12 человек, две оперативн-оследственные группы — 6, посты охраны общественного порядка — 9, оперативная группа на воде в районе острова Долматовский и устье реки Припять — 18 человек).

Кроме того, 70 сотрудников были задействованы в аппарате управления в созданных на это время различных группах (оперативный штаб, оперативно-следственные группы, группы дозиметрической разведки, усиления охраны особо важных объектов, резерв и др.). Комплекс организационных и практических мер, направленных на усиление общественного порядка и обеспечение безопасности на объектах транспорта г. Москвы и Московской области, был осуществлен Московским УВДТ. Ежесуточно в мероприятиях, проводимых на московских вокзалах и в аэропортах, задействовалось более 500 сотрудников милиции, использовалось 38 автомашин и 230 радиостанций.

В целях ограждения Москвы от радиоактивного заражения постоянно оказывалось содействие в проведении мероприятий, связанных с выявлением пассажиров, прибывших из зоны аварии. За период с 26 апреля по 20 июня 1986 г. в медицинские учреждения московских вокзалов и аэропортов обратилось 18,7 тыс. человек, из которых 1125 — направлено на медицинское обследование. За это же время подвергнуто дозиметрическому контролю 7275 поездов, из которых 4578 грузовых (4 из них дезактивировано) и 2697 пассажирских (28 дезактивировано), а также организована встреча 70 дополнительных и 63 рейсовых поездов, прибывших в г. Москву. Кроме того, нарядами сопровождения Московского УВДТ от станции Гомель было организовано сквозное сопровождение 85 поездов в автономные республики, края и области Российской Федерации. Проведены специальные мероприятия по подготовке к отправке и перевозке детей и школьников из городов Киева и Гомеля в различные районы страны. Для организации и проведения указанных мероприятий в Юго-Западном и Белорусском УВДТ были созданы оперативные штабы с круглосуточным режимом работы, разработаны расчеты сил и средств для обеспечения правопорядка в местах посадки и пути следования детей (с учетом выделения на каждый поезд парного наряда сопровождения и 7—10 работников в местах посадки детей в поезда). Совместно с администрацией дорог, работниками служб пути, сигнализации и связи были обследованы все железнодорожные станции, откуда планировалась отправка поездов с детьми. Совместно с территориальными органами внутренних дел были разработаны меры по недопущению происшествий на железнодорожных переездах, особенно охраняемых, разработана система обмена информацией о прохождении спецпоездов. Особое внимание было уделено вопросам взаимодействия с УВД городов Киева и Гомеля, Киевской и Гомельской областей.

Отправка спецпоездов с учащимися г. Киева и Киевской области осуществлялась с 13 станций Киевского железнодорожного узла пригородной зоны в период с 13 мая по 10 июня 1986 г. За это время 215 спецпоездами в сопровождении 15 тыс. обслуживающего персонала (врачи, воспитатели) перевезено свыше 200 тыс. детей и школьников в места отдыха, расположенные в 8 областях Украины, 6 областях Российской Федерации, а также в Грузии и Молдавии. Все поезда до места следования сопровождались сквозными нарядами милиции, обеспечивался контроль за их прохождением по участкам. В мероприятиях по обеспечению общественного порядка и безопасности при отправке детей и школьников ежесуточно принимало участие 730 работников милиции и до 150 представителей общественности.

С 25 мая по 24 июня 1986 г. отправлялись спецпоезда с детьми из г. Гомеля и Гомельской области. За этот период 133 поездами в различные районы страны вывезено 127,5 тыс.

детей и учащихся, в том числе 85 тыс. за пределы Белорусской ССР. Поезда сопровождались работниками милиции. Посадка в поезда проводилась на 15 станциях Гомельского отделения железной дороги, в среднем за сутки отправлялось 5—7 поездов наполняемостью 900—950 человек в каждом. Все мероприятия по эвакуации пассажиров проводились под руководством и контролем специально созданного в г. Гомеле на это время штаба, в тесном взаимодействии с местными советскими органами, территориальными органами внутренних дел, администрацией транспорта. Для оказания практической помощи в ЛОВД на станции Гомель были прикомандированы 107 сотрудников, в том числе из Московского УВДТ — 30, Латвийского— 11, Литовского — 8, Белорусского — 40 и 18 курсантов Могилевской средней школы транспортной милиции.

Всего из Гомеля, Киева и прилегающих к ним районов было отправлено 353 поезда с 328 тыс. детей и 21 800 сопровождающими. В период перевозки детей нарушений общественного порядка не допущено, работа органов внутренних дел в этих условиях была признана положительной.

Проблемы обеспечения общественной безопасности в условиях крупных производственных аварий и катастроф, в том числе и на объектах атомной энергетики, в настоящее время чрезвычайно актуальны. Это обусловлено не только широким использованием в XX веке всем мировым сообществом, и Россией в частности, супертехнологий и супервеществ, малейшее отклонение от установленных правил обращения с которыми чревато самыми серьезными, подчас необратимыми последствиями для отдельных территорий, стран и даже мирового сообщества. В этой связи опыт работы органов внутренних дел в условиях аварии на Чернобыльской АЭС является не только уникальным, но и бесценным с точки зрения выработки программ типовых моделей действий органов внутренних дел в подобных ситуациях.

С учетом имеющегося опыта и сегодняшних реалий представляется необходимым:

1.Заблаговременное создание специальных штабов (штаба МВД России, штабов МВД субъектов Федерации) на случай возникновения подобных аварий.

2.Определение Правительством Российской Федерации правового статуса зоны вокруг АЭС (30—50 км), который вводится в действие с момента аварии и которым установлен исчерпывающий перечень ограничений и передвижений транспорта и пешеходов, а также принудительных мер, применяемых милицией при охране общественного порядка в условиях ликвидации последствий аварий на АЭС.

3.Согласование в рамках СНГ, особенно со странами, на территории которых действуют либо строятся АЭС, порядка взаимодействия в условиях аварий на АЭС.

4.Представляется также целесообразным:

—заблаговременное оснащение подразделений органов внутренних дел специальными средствами контроля радиационной обстановки и защиты от облучения,— создание в каждом регионе специального резерва из сотрудников всех служб органов внутренних дел на случай аварий на АЭС и других техногенных катастроф;

—постоянное обучение входящих в такой резерв сотрудников навыкам и приемам работы в условиях аварий и катастроф;

—периодическое проведение соответствующих командно-штабных учений;

—включение в программы первоначальной подготовки сотрудников и программы образовательных учреждений органов внутренних дел вопросов, связанных с деятельностью органов внутренних дел в условиях аварий на АЭС;

—дополнение Устава патрульно-постовой службы милиции и Уставов внутренних войск специальным разделом, посвященным деятельности войск в условиях аварий на АЭС.