Противопожарная служба в экстремальных условиях Чернобыля

Цель РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ - предложение широкого спектра услуг по низким ценам на постоянно высоком качестве.

Противопожарная служба в экстремальных условиях Чернобыля

Чернобыльской катастрофе предшествовал ряд серьезных ядерных инцидентов, в том числе крупных пожаров на атомных электростанциях.

31 декабря 1978 г. возник пожар на Белоярской АЭС, приведший к обрушению покрытия машинного зала на площади 960 м2. Для его ликвидации потребовалось почти 10 час. В тушении пожара участвовали 270 работников пожарной охраны.

15 октября 1982 г. Пожар на Армянской АЭС. В результате пожара серьезно пострадал машинный зал. В туннелях и шахте сгорело большое количество кабелей. Общий ущерб составил около 1 млн. руб. (в ценах 1982 г.). Для ликвидации пожара потребовалось почти 7 час. В тушении участвовали 110 работников пожарной охраны.

27 января 1984 г. Пожар на Запорожской АЭС. Он был настолько сложным, что даже возникла угроза уничтожения систем безопасности реактора. Огонь был потушен подразделениями пожарной охраны только через 17 час с момента обнаружения. В его тушении приняли участие 115 пожарных. Прямой ущерб от пожара составил 1 млн. 456 тыс. руб. (в ценах 1984 г.).

Этот пожар заставил посмотреть на проблему обеспечения пожарной безопасности как на одну из наиболее острых, насущных проблем безопасного развития атомной энергетики.  

Совет Министров СССР, рассмотрев на своем заседании результаты расследования пожара на Запорожской АЭС, поручил 29 февраля 1984 г. Минэнерго СССР, Госстрою СССР, Госатом энергонадзору СССР, МВД СССР, Минэлектротехпрому СССР и Минприбору СССР провести анализ проектных решений действующих и строящихся энергоблоков АЭС в части выполнения противопожарных мероприятий.

По результатам анализа были разработаны «Мероприятия по повышению пожарной безопасности атомных электростанций Минэнерго СССР». В этих мероприятиях нашли отражение около 30 предложений МВД СССР, и в частности: о замене в покрытиях главных корпусов АЭС сгораемых полимерных утеплителей (пенополистирол), сгораемых пластикатных покрытий полов, выделяющих при горении большое количество токсичных веществ, горючих масел в системах смазки и регулирования турбин, о разделении прокладок кабельных трасс различных систем безопасности и взаиморезервирующих кабельных линий, по выполнению надежной огнестойкой заделки мест прохода кабелей через строительные конструкции, о замене в системах противопожарного водоснабжения и автоматических установках водяного пожаротушения чугунной запорной арматуры на стальную, о монтаже систем дымоудаления из пожароопасных помещений и эвакуационных коридоров, а также установок подпора воздуха в лестничных клетках зданий главных корпусов и многое другое.

В принятом Правительством по этому вопросу решении были даны конкретные поручения, разработаны дополнительные мероприятия по каждой действующей АЭС и установлены сроки их реализации. Вся программа рассчитывалась на два-три года. Однако Минэнерго СССР, другими заинтересованными министерствами и ведомствами не было обеспечено выполнение этих мероприятий.

Постановлениями Совета Министров СССР от 25 сентября 1980 г. № 833283 «О мерах по дальнейшему повышению безопасности АЭС», от 14 июля 1983 г. № 665210 «О дополнительных мерах по повышению надежности и безопасности при эксплуатации АЭС» и постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 сентября 1984 г. № 999233 «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития атомной энергетики на период до 1990 года» поручалось Минэнерго СССР, Минсредмашу СССР, Минприбору СССР, Госплану СССР, ГКНТ СССР, Минхимпрому СССР, Миннефтехимпрому СССР, Минудобрений СССР, Минэлектротехпрому СССР, Минсвязи СССР, Минэнергомашу СССР, Госснабу СССР:

—разработать и поставить на АЭС системы автоматического пожаротушения и извещатели пожарной сигнализации для работы в условиях ионизационных излучений;

—обеспечить центральные пункты пожарной охраны, подразделения которой осуществляют охрану объектов атомной энергетики, междугородной телефонной связью сети «Искра»;

—провести опытно-конструкторские работы по применению огнестойкого масла в системах смазки и регулирования паровых турбин, генераторов и насосного оборудования АЭС, обеспечить производство и поставку необходимого количества этих масел;

—обеспечить разработку, производство и поставку на АЭС негорючей кабельной продукции, а также материалов для огнезащиты горючих кабелей на действующих АЭС;

—обеспечить поставку на АЭС материалов для огнезащиты несущих металлических конструкций;

—разработать и внедрить при строительстве АЭС герметизирующих составов для кабельных проходок, композиций для огнестойких наливных полимерных полов.

Сроки выполнения этих мероприятий вышеуказанными министерствами постоянно срывались. Со своей стороны МВД СССР неоднократно информировало Совет Министров СССР, соответствующие министерства и ведомства о неудовлетворительном решении вопросов обеспечения пожарной безопасности на атомных электростанциях.

Положение усугублялось тем, что строительными организациями не выполнялись или проводились с низким качеством работы, имеющие отношение к пожарной безопасности. На большинстве АЭС не обеспечивалось соблюдение производственно-технологической дисциплины и противопожарного режима, что приводило к загораниям и пожарам.

Для усиления контроля за противопожарным состоянием АЭС и боеготовностью пожарных частей по их охране в январе 1985 г. в ГУПО МВД СССР было создано отделение по охране АЭС. В этом году сотрудниками отделения совместно с представителями «Союзатомэнерго» Минэнерго СССР были проведены проверки 16 атомных электростанций, по четырем станциям проведены контрольные проверки. По недостаткам в обеспечении противопожарной защиты АЭС, выявленным в ходе обследований, были направлены информации:

—в Совет Министров СССР:

—«О применении кабелей с полиэтиленовой изоляцией на строящихся АЭС» (№ 1/344 от 21 января 1985 г.);

—«О ходе выполнения постановления Совета Министров СССР от 25 сентября 1980 г. № 833283 и от 14 июля 1983 г. № 665210» (№ 1/1822 от 28 марта 1985 г.);

—«Об усилении пожарной безопасности атомных электростанций» (№ 1/5340 от 17 сентября 1985 г.);

—в ЦК КПСС и Совет Министров СССР — «О ходе выполнения постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 сентября 1984 г. № 999—233 (№ 1/2881 от 28 марта 1985 г.).

По информации МВД СССР 9 октября 1985 г. состоялось совещание у заместителя Председателя Совета Министров СССР Б. Е. Щербины, на котором была отмечена неудовлетворительная работа министерств и ведомств по выполнению установленных ЦК КПСС и Советом Министров заданий по обеспечению безопасности АЭС. Было дано поручение указанным выше министерствам и ведомствам подготовить и утвердить детальные графики выполнения заданий ЦК КПСС и Правительства, определив в них конкретные сроки и должностных лиц, ответственных за исполнение.

Однако Минэнерго СССР, другие министерства и ведомства не обеспечили безусловное выполнение этих заданий в установленные сроки. Нельзя при этом не отметить и игнорирование ими мирового опыта в сфере безопасности в атомной энергетике. После аварии в 1979 г. на американской атомной электростанции «Три Майл Айленд» за рубежом был введен целый ряд важных изменений в подходах к проектированию и системам безопасности АЭС, но и это не послужило серьезным уроком для советской атомной энергетики.

Наряду с отмеченным материалы о ряде крупных аварий на АЭС, которые могли бы стать предметным уроком и для специалистов, и для общественности, оказались закрытыми.

Ниже приведен перечень таких аварий на АЭС Советского Союза в период 1964—1985 гг.;

1. 1966 г.— авария на ядерном реакторе в г. Мелекессе. Получили облучение начальник смены и дозиметрист.

2. 1964—1976 гг.— неоднократное разрушение тепловыделяющих сборок активной зоны реактора на 1м блоке Белоярской АЭС.

3. 7 января 1974 г.— взрыв на 1м блоке железобетонного газгольдера (стальное сооружение для выдержки газообразных радиоактивных отходов) Ленинградской АЭС.

4. 6 февраля 1974 г.— разрыв промежуточного контура на 1м блоке Ленинградской АЭС. Погибли три человека.

5. 1975 г.— частичное разрушение активной зоны реактора на 1м блоке Ленинградской АЭС. В окружающую среду было выброшено около 1,5 млн. Ки высокоактивных радионуклидов.

6. 1977 г.— расплавление 50% тепловыделяющих сборок активной зоны реактора на 2м блоке Белоярской АЭС. Ремонт, сопровождавшийся переоблучением персонала, длился около года.

7. 1982 г.— авария на 1м блоке Чернобыльской АЭС с радиоактивным выбросом (в районе станции и г. Припять)

8. 1985 г.— авария на 1м блоке Балаковской АЭС. Погибли 14 человек.

Все аварии на АЭС остались вне гласности, за исключением аварий на первых блоках Армянской и Чернобыльской АЭС в 1982 г., о которых вскользь было упомянуто в передовой «Правды». Кроме того, косвенное упоминание об аварии на 1м блоке Ленинградской АЭС имело место в марте 1976 г. на партактиве Минэнерго СССР, где выступал Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин. Он, в частности, сказал тогда, что правительства Швеции и Финляндии сделали Правительству СССР запрос относительно повышения радиоактивности над их странами.

Аварии скрывались Минэнерго СССР не только от общественности, но и от работников АЭС страны, что особенно опасно, ибо отсутствие информации о негативном опыте всегда чревато непредсказуемым.

Вместе с тем вопросы, связанные с обеспечением пожарной безопасности АЭС и повышением боевой готовности подразделений пожарной охраны, обеспечивающих безопасность станций, были в центре внимания Главного управления пожарной охраны (ГУПО) и Всесоюзного научно-исследовательского института противопожарной обороны (ВНИИПО) МВД СССР. Были проведены исследования по изучению пожарной опасности веществ и материалов, используемых на АЭС, и пожаро и взрывоопасности помещений и сооружений энергоблоков РМБК (реактор большой мощности, канальный), ВВЭР (водо-водяной энергетический реактор), БН (реактор на быстрых нейтронах). На основании выполненных исследований были разработаны методы испытаний и противопожарные требования к облицовочным материалам, пластикатам, эпоксидно-каучуковым наливным полам и другим материалам, применяемым на АЭС, а также выполнено категорирование помещений и сооружений АЭС. Были выполнены работы по исследованию пожарной опасности кабельных потоков, на основании которых были разработаны мероприятия по огнезащите кабельных линий и предотвращению развития пожара, а также разработана автоматическая система обнаружения и тушения пожаров в кабельных помещениях и др. В 1985 г. ВНИИПО МВД СССР было завершено выполнение 13 тем в области повышения пожарной безопасности АЭС.

Разрабатывались и осуществлялись мероприятия по устранению вскрытых ГУПО МВД СССР недостатков при ежегодных проверках АЭС, направлялись в заинтересованные министерства и ведомства представления. В частности, по результатам анализа хода выполнения рекомендаций Свердловской конференции (1981 г.) и Чернобыльского совещания (1983 г.) по противопожарной защите АЭС были направлены информаций в Минэнерго СССР и Минсредмаш СССР (№ 7/2/3310 от 20 сентября 1985 г. и № 7/5/536 от 9 сентября 1985 г.). По отдельным вопросам проводились совещания в МВД СССР (таких совещаний в 1985 г. было проведено девять).

Большой акцент был сделан на работу с руководителями и сотрудниками управлений и отделов пожарной охраны, а также начальниками военизированных пожарных частей, охранявших АЭС. Это сказалось на повышении качества пожарно-технических обследований и требовательности к руководителям и персоналу АЭС. В 1985 г. за нарушение правил пожарной безопасности при строительстве и эксплуатации АЭС было оштрафовано 2155 человек (в 1984 г.— 1372), приостановлена эксплуатация более 300 отдельных производств, отключено свыше 10 тыс. неисправных участков электросетей и др. Эта работа сказалась в определенной мере на улучшении обстановки с пожарами на АЭС в 1985 г. За указанный год на АЭС произошло 6 загораний и 1 пожар.

Проведены совещания-семинары (г. Сосновый Бор — август 1985 г., п. Энергодар — сентябрь 1985 г.). Регулярно проводились показательные пожарно-тактические учения и совместные тренировки личного состава пожарных частей и персонала АЭС.     :

В октябре 1983 г., всего за месяц до ввода в эксплуатацию 4го энергоблока Чернобыльской АЭС, в г. Припяти было проведено Всесоюзное научно-техническое совещание по проблеме «Противопожарная защита АЭС».

В его работе приняли участие ответственные работники Союзатомэнерго, Минэнерго СССР, ГУПО и ВНИИПО МВД СССР, а также практические работники военизированных пожарных частей (ВПЧ), охраняющих АЭС, и инженерно-технические работники энергетических и эксплуатационных служб АЭС.

В рамках совещания было проведено пожарно-тактическое учение на 4м энергоблоке. Последний раз такие учения на Чернобыльской АЭС, в которых участвовали основные и резервные подразделения ВПЧ МВД СССР, а также профессиональной пожарной охраны (ППО) МВД СССР, проводились 5 марта .1986 г., всего за полтора месяца до аварии. Нет сомнения в том, что такие тренировки поддерживали высокую боевую готовность пожарных подразделений.

Однако, несмотря на принимаемые меры, положение дел с обеспечением пожарной безопасности объектов атомной энергетики продолжало оставаться тревожным. За годы 11й пятилетки (1981—1985 гг.) на атомных электростанциях произошло 23 пожара и 28 загораний с общим ущербом 2 млн. 480 тыс. руб.

А дальше... была катастрофа на Чернобыльской АЭС.

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что серьезные ядерные аварии и крупные пожары на АЭС не послужили уроком для руководителей отрасли и атомных электростанций. Разработанные мероприятия по повышению пожарной безопасности АЭС, в соответствии с постановлениями и распоряжениями Совета Министров СССР, а также предложениями МВД СССР, не были реализованы в полном объеме.

Здесь уместно вспомнить выступление Председателя Совета Министров СССР Н. И. Рыжкова 14 июля 1986 г„ в котором он сказал, что ему кажется, что авария на Чернобыльской АЭС была не случайной, что атомная энергетика с некоторой неизбежностью шла к такому тяжелому событию.