В ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы принимали активное участие все службы органов внутренних дел. Однако роль в ней следственного аппарата МВД отражена в мемуарной, научно-исследовательской и учебно-методической литературе, на наш взгляд, явно недостаточно. Авторы стремились восполнить этот пробел в условиях, когда многие источники фактических данных, отражающих чернобыльский опыт работы следователей органов внутренних дел, оказались утраченными, забытыми, погибли «в связи с истечением сроков хранения». Не претендуя на исчерпывающее освещение темы, остановимся на трех ее аспектах, касающихся состояния работы следственного аппарата МВД, достигнутого к середине 90х годов, вклада следователей в решение задач обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью непосредственно на месте происшествия и в регионах его окружения, а также выводов, которые необходимо сделать из уроков Чернобыля по линии следствия.
1. Степень готовности. В завершающие годы XX столетия, которые совпадают с окончанием второго тысячелетия новой эры, естественно стремление людей осмыслить уроки истории, подвести итоги пройденного пути, сделать выводы на будущее.
Это особенно важно, когда мировое сообщество столкнулось с беспрецедентным нарастанием числа экологических и технологических катастроф, экономических, социально-политических, межнациональных кризисов, ростом преступности, угрожающим основам человеческой цивилизации. Взгляд в прошлое, использование возможностей исторического анализа, выявление с его помощью закономерностей в противоречивых тенденциях общественной жизни, в том числе и борьбе с преступностью, позволяют всесторонне оценить достигнутые результаты, оценить перспективы устранения негативных процессов. Известно, что исторический анализ в любой сфере социальной практики не только содержит познавательные и прикладные аспекты, но является средством воспитания новых поколений, их адаптации к новым условиям бытия.
Оценивая с этих позиций роль следственного аппарата МВД в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, необходимо прежде всего рассмотреть путь его становления. Созданный в 1963 г. в целях укрепления законности и правопорядка, усиления борьбы с преступностью и расширения демократических начал уголовного судопроизводства, он к середине 90х годов доказал свою жизнеспособность в качестве крупнейшей структуры органов предварительного следствия страны. За четверть века своего развития следственный аппарат МВД сформировался и окреп организационно, определились его структура, методы и стиль работы, сложились традиции, воспринявшие в себя лучшие черты отечественной школы расследования преступлений, в том числе накопленные следователями прокуратуры, наладилось взаимодействие с другими службами и подразделениями органов внутренних дел.
Можно выделить основные этапы, которые прошел следственный аппарат МВД:
1963—1963 гг. — период организационного становления. Следственные кадры сложились в основном из опытных сотрудников прокуратуры, квалифицированных юристов, работавших в системе органов внутренних дел. Новый аппарат уже с первых шагов заявил о себе, получив в подследственность наиболее сложные и трудоемкие дела тех лет — о хозяйственных преступлениях и хищениях в особо крупных размерах.
1965—1978 гг. — на основе решений Правительства были приняты меры по дальнейшему укреплению личного состава, создана система подготовки и переподготовки следственных кадров (открыты Высшая следственная школа в Волгограде, Ленинградский институт усовершенствования следственных работников). Проведена первая научно-практическая конференция лучших следователей МВД. Начальникам следственных отделов были предоставлены процессуальные полномочия по контролю за расследованием преступлений, дополнившие прокурорский надзор и. судебный контроль.
В этот период насущная потребность объединения усилий следственного аппарата, оперативно-розыскных и других служб МВД определила наиболее эффективную организационную форму их совместной работы по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений. Такой формой стала следственно-оперативная группа. Именно она позволила добиться реального взаимодействия следователей, оперативных работников, экспертов-криминалистов, участковых инспекторов, сотрудников ГАИ, пожарной и вневедомственной охраны, дежурных частей органов внутренних дел. Следователи МВД все чаще стали принимать участие в работе следственных бригад, создаваемых органами прокуратуры для расследования наиболее сложных и многоэпизодных уголовных дел.
Задачи следственного аппарата были изложены в приказе МВД СССР от 21 апреля 1976 г. «О дальнейшем совершенствовании деятельности следственного аппарата органов внутренних дел»:
—повысить ответственность работников следственного аппарата за более качественное проведение следствия;
—обеспечить на основе строгого соблюдения уголовно-процессуального законодательства эффективное взаимодействие с оперативно-розыскными службами органов внутренних дел, широкое использование научных методов и криминалистической техники, установление всех эпизодов преступной деятельности и их соучастников, раскрытие всех преступлений;
—продолжать совершенствование профилактической деятельности следственных аппаратов;
—искоренять факты необоснованного привлечения граждан к уголовной ответственности, задержаний и арестов;
—предоставить исключительное право руководителям следственных аппаратов и действующим по их поручению лицам давать оценку процессуальной деятельности следователей и проверять уголовные дела;
—особое внимание уделять подбору кадров, их расстановке и воспитанию;
—рационально использовать рабочее время следователей и запретить привлекать их к работе, не связанной с расследованием преступлений;
—вести борьбу с антигосударственной практикой сокрытия преступлений, усилить борьбу с хищениями.
В последующие годы значительно возросла персональная ответственность за состояние следственной работы руководителей следственных подразделений всех уровней. Обращено внимание на повышение роли следователя, обеспечение эффективности его деятельности, развитие таких качеств, как инициатива и находчивость, реальное обеспечение процессуальной самостоятельности следователя.
1978—1986 гг. — дальнейшее упрочение правовой, организационной и научно-методической основы деятельности следственного аппарата МВД, позволившее отнести к компетенции следователей МВД уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних, требующих, как известно, высокого уровня профессионального мастерства и умелой реализации воспитательной функции предварительного следствия.
Сложившаяся в указанный период организационная структура следственного аппарата МВД в центре и на местах позволила обеспечить единство управления его подразделениями на основе перспективного и текущего планирования, всесторонней оценки статистической и иной информации о результатах деятельности следователей, анализа следственной практики, обеспечения ведомственного контроля и оказания необходимой помощи тем органам внутренних дел, которые в ней нуждались.
В этой связи рассмотрим основные показатели следственной работы, достигнутые к середине 90х годов. Количество уголовных дел, находившихся в производстве, увеличилось с 334 тыс. (1964 г.) до 1159 тыс. (1985 г.). Нагрузку на одного следователя удалось понизить за счет увеличения штатной численности до 48,9 (в 1975 г.— 66,2; 1992 г.— 96,3). В суд в 1964 г. было направлено 170 тыс. дел, в 1985 г.— 458 тыс. (1992 г.— 450 тыс. дел). При этом на доследование было возвращено 4,5% дел (в 1992 г.— 7%), прекращено соответственно 25,5 и 32,6%. Число оправданных и лиц, в отношении которых дела прекращены следствием и судом по реабилитирующим основаниям, составило 657 человек (1,1% уд. вес на 1 тыс. оконченных), в 1992 г.— 1556 (3,1%). Содержалось под стражей из числа указанной категории лиц: 1985 г.— 266 (0,4%), 1992 г.— 2225 человек (3,3%). Данные говорят сами за себя. Такие результаты во многом объясняются умелым подбором, расстановкой и воспитанием следственных кадров, в составе которых преобладали опытные сотрудники: в 1986 г. следственных работников со стажем службы по специальности до трех лет было 29,3 % (в 1992 г. более половины — 50,3%). Высшее юридическое образование имели 86% следователей (в 1969 г.— 45%; в 1992 г.— 68,2%). Молодым специалистам было у кого поучиться овладеть профессиональным мастерством и просто житейской мудрости, столь необходимой при расследовании преступлений.
Подведем некоторые итоги. К 1986 г. следственный аппарат МВД упрочил свою репутацию в качестве одной из ведущих служб органов внутренних дел, располагавшей квалифицированным личным составом, способным решать в пределах своей компетенции задачи по укреплению законности и правопорядка, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений.
Исследования показывают, что эффективность реагирования правоохранительной системы на возникающие чрезвычайные обстоятельства, включая природные и технологические катастрофы, во многом определяется общим уровнем ее деятельности, слагаемым из результатов работы органов, ее составляющих (прокуратуры, суда, юстиции, внутренних дел и др.). Следственный аппарат МВД, как подтверждают приведенные данные, располагал силами и средствами, способными противостоять резкому обострению оперативной обстановки, связанной с чрезвычайными обстоятельствами, вызванными катастрофой на Чернобыльской АЭС.
Особый интерес с научно-исследовательской точки зрения представляют материалы, опубликованные в Информационном бюллетене ГСУ МВД СССР в 1982—1986 гг. Не вызывает сомнения, что их направленность ориентировала следственный аппарат МВД на всемерное повышение качества работы, строгое соблюдение законности, более активное участие в раскрытии преступлений, улучшение работы со следственными кадрами.
Так, в Информационных бюллетенях ГСУ МВД СССР, в частности, отмечалось, что «всю нашу служебную деятельность определяет глубокое уважение к законам, выражающим волю народа, неуклонное следование их духу и букве. Не могут быть терпимы малейшие отступления от норм закона, случаи необоснованного применения мер принуждения, попытки приукрасить результаты работы, в чем бы они ни выражались и от кого бы ни исходили.
Развитое чувство справедливости и объективности, стремление в каждом случае добиваться установления истины, всесторонняя взвешенность и мотивированность решений, их строгое соответствие нормам права и морали — непременное условие работы на благородном и сложном поприще следствия. Принципиальность и чувство ответственности, безупречность личного поведения, честность и неподкупность должны отличать представителей следственного аппарата, так как именно по нашей деятельности население нередко судит о работе органов внутренних дел».
«...Профессиональное мастерство следователя — это результат активного накопления передового опыта, творческого использования юридических и иных знаний, современных методов и тактики расследования преступлений, помноженных на гражданское мужество и самоотверженность, нетерпимость к фактам правонарушений, неуклонное выполнение своего партийного и служебного долга. К этому каждый из нас должен постоянно стремиться, не отступая перед трудностями».
«...Все следователи должны всесторонне владеть умением раскрывать и квалифицированно расследовать любое преступление. Такому умению необходимо повседневно и кропотливо учиться, не останавливаясь на достигнутом, самокритично оценивая результаты своей работы, отыскивая пути ее совершенствования».
Как видно из материалов, опубликованных в Информационных бюллетенях, большое внимание уделялось оказанию практической помощи следователям горрайорганов внутренних дел. Подчеркивалось, что «широко применяется такая форма, как оказание на месте помощи в раскрытии преступлений. С этой целью формируются группы из работников следствия, уголовного розыска, экспертно-криминалистических аппаратов, которые вместе с местными следователями и работниками милиции непосредственно проводят следственные и оперативно-розыскные мероприятия, учат на этом местных сотрудников.
В периоды перегрузки следователей командируются опытные следователи следственных отделов, которые на месте принимают дела к своему производству и личным примером показывают, как надо организовать работу».
Эта форма работы оказалась особенно ценной, когда произошла авария на Чернобыльской АЭС. Чаще всего таким образом использовались опыт и знания наиболее квалифицированных следователей, которыми были укомплектованы следственные управления (отделы) МВД, УВД и их следственные части.
Следственный аппарат МВД Украины располагал значительными силами таких специалистов. В 1986 г. отмечалось, что «в прошедшем году следственная часть СУ МВД Украинской ССР (В. Н. Негеля) обеспечила качественное расследование сложных, многоэпизодных дел о тяжких преступлениях, при этом все они направлены с обвинительным заключением в суд и ни одно из них не возвращено для дополнительного расследования. Особое внимание уделено строгому соблюдению социалистической законности при производстве предварительного следствия. В 1985 г. не было допущено случаев необоснованных задержаний, арестов и привлечения граждан к уголовной ответственности. Об улучшении деятельности следственной части СУ МВД Украины свидетельствует и отсутствие представлений прокуроров и частных определений судов».
Совершенствовалась система специализации следователей, что позволяло повышать их квалификацию, внедрять прогрессивные формы организации работы.
«...Наиболее эффективных результатов в раскрытии преступлений добиваются аппараты, где уделяется большое значение поиску новых, прогрессивных форм организации труда следователей по уголовным делам о нераскрытых преступлениях, их взаимодействию с другими службами органов внутренних дел. Наряду с организацией дежурства следователей как одной из форм их участия в раскрытии преступлений по горячим следам МВД Украинской ССР, Марийской, Чувашской АССР, УВД Алтайского, Красноярского, Иркутского, Кировского, Мурманского и Омского крайоблисполкомов создали в наиболее крупных следственных подразделениях специализированные группы следователей во главе с заместителями начальников следственных отделений для расследования преступлений, совершенных в условиях неочевидности. В малочисленных подразделениях для такой работы выделены отдельные следователи» (Бюллетень, 1973. № 10).
В те годы значительное внимание уделялось конкретизации понятия передового опыта применительно к деятельности следственного аппарата МВД. Оно нашло отражение и в нормативных материалах, и методических рекомендациях: «Обобщение 344 и распространение передового опыта следственной работы осуществляется в целях повышения профессионального уровня и производительности труда следователей, решения поставленных перед ними задач и возникающих проблем, устранения недостатков в деятельности следственного аппарата и повышения его роли в борьбе с преступностью» (Инструкция по организации деятельности следственного аппарата органов внутренних дел. П. 41).
Настольным методическим руководством стала Памятка следователю о первоначальных следственных действиях по раскрытию преступлений по горячим следам (1982 г.), которую использовали следователи, работавшие в зоне Чернобыльской катастрофы. Данный документ не потерял своего значения и в наши дни.
Перечисленное выше — лишь незначительная часть того потенциала руководящих указаний, с которыми встретил следственный аппарат МВД события в Чернобыле.
Конечно, в деятельности следственного аппарата МВД тех лет имелось немало недостатков и нерешенных вопросов. О них свидетельствуют многие ведомственные документы, материалы прокурорских проверок, выступления средств массовой информации. До конца осталась нерешенной проблема разделения следственной и оперативно-розыскной функций органов внутренних дел. Не всегда обеспечивалась процессуальная самостоятельность следователей, чрезмерной была нагрузка на следователей в ряде регионов страны, допускались нарушения законности, укрытия преступлений от учета. Отмечались невысокая роль следователей МВД в раскрытии преступлений, особенно по делам прошлых лет, низкий уровень оснащенности следователей криминалистической и иной техникой. Однако по этим и другим недостаткам принимались меры, они широко обсуждались в ГСУ МВД СССР, следственных управлениях (отделах) МВД, УВД, докладывались руководству Министерства и директивным органам государства.
Объективно оценивая положительные и негативные стороны деятельности следственного аппарата МВД, нельзя не отметить, что многие годы его возглавляли видные юристы, немало сделавшие для укрепления его авторитета и воспитания высококвалифицированных следователей: Б. А. Викторов, П. А. Олейник, С. В. Мурашов, Б. В. Ворогушин, И. С. Галкин, В. Ф. Статкус, И. М. Поташов (Москва), А. М. Сербулов (Украина), М. И. Джапаридзе (Грузия), А. Мацкявичус (Литва), К. Баялин (Казахстан) и многие другие.
В период Чернобыльской эпопеи у руководства следствием в системе органов внутренних дел стояли многоопытные и знающие профессионалы — генералы Б. В. Заботин, В. Г. Новиков, Ю. А. Кукушкин. Именно они наметили и реализовали с помощью сотрудников следственного аппарата МВД план задействования сил и средств, определили совместно с коллегами на Украине, в Белоруссии и сопредельных областях Российской Федерации тот комплекс организационных и практических мероприятий, который позволил успешно решить нелегкие задачи, вставшие перед страной в те тревожные дни по линии следственной работы.
2. На месте происшествия. Вспоминает Б. В. Заботин : «...День 26 апреля 1986 г. выдался тяжелым. Ранним утром, еще не рассвело, раздался телефонный звонок. Министр собрал своих заместителей на экстренное совещание. Так мы узнали о событиях, произошедших ночью в Чернобыле. Вскоре один из заместителей Министра — В. И. Другов — срочно вылетел на место происшествия. Началась запомнившаяся на всю жизнь Чернобыльская эпопея. По утвержденному графику я сменил В. И. Другова, затем настала очередь других заместителей. Выезды неоднократно повторялись, вплоть до декабря 1986 г.
Но в тот памятный апрельский день я, курировавший работу следственного аппарата МВД и ряда других служб, встретился с их руководителями. Начальник Главного следственного управления МВД СССР генерал-лейтенант юстиции ныне покойный В. Г. Новиков и первый заместитель начальника ГСУ генерал-лейтенант милиции Ю. А. Кукушкин (впоследствии заместитель Министра внутренних дел СССР) доложили о готовности следователей к работе в зоне Чернобыля и ее окружения, обсудили перечень неотложных мер мобилизации сотрудников, договорились о порядке получения и оценки поступающей информации, о подготовке управленческих и иных документов, взаимодействии с другими главками. В тот же день вместе с заместителем Генерального прокурора СССР О. В. Сорокой мы условились о форме координации усилий наших ведомств, об оказании помощи и поддержки тем сотрудникам следствия, которые приступят к выполнению своего служебного долга непосредственно в зоне аварии.
Естественно, что основная тяжесть легла на следственный аппарат МВД Украины, который срочно укомплектовал следственно-оперативные группы наиболее опытными следователями, одновременно оказывая помощь работникам прокуратуры, приступившим к расследованию причин случившейся на ЧЛЭС аварии. Находясь в Киеве и районе отчуждения, т. е. непосредственно на месте происшествия, я знакомился с ходом расследования возбужденных уголовных дел, раскрытием преступлений, обеспечением строгого соблюдения законности. По моим наблюдениям, следователи МВД в зоне катастрофы и за ее пределами работали с той же самоотдачей и энтузиазмом, как и сотрудники других служб органов внутренних дел...»
Имеющиеся материалы показывают, что в Главном следственном управлении МВД СССР была создана специальная оперативная группа, в задачу которой входила координация работы подразделений следственного аппарата, принимавших участие в обеспечении общественного порядка и расследовании преступлений, совершаемых в зоне Чернобыльского бедствия и за ее границами, в Белоруссии, Брянской и других сопредельных областях Российской Федерации. Был разработан план мероприятий, предусматривавший решение основных организационных вопросов, связанных с задействованием сил и средств следственного аппарата, сроки и методы их проверки. Создан оперативный резерв, включавший более 100 следователей, в том числе сотрудников ГСУ МВД СССР. Обобщением поступающей информации занимались наиболее опытные сотрудники ГСУ МВД СССР, поддерживавшие постоянную связь с коллегами в Следственном управлении МВД Украины, где так же, как в МВД Белоруссии, УВД Киевской и Гомельской областей, были созданы специализированные следственно-оперативные группы для работы в чрезвычайных условиях, вызванных аварией на ЧАЭС.
Генерал Ю. А. Кукушкин считает, что в те дни наиболее продуктивными были деловые контакты Главного следственного управления МВД СССР с ГУПО и Главным управлением уголовного розыска, связанными с оценкой положения дел в районе Чернобыля и разработкой необходимых предложений для Оперативного штаба МВД СССР. Осуществлялись совместные выезды сотрудников центрального аппарата Министерства в зону Чернобыльского бедствия.
Вспоминает заместитель начальника Следственного управления МВД Украины полковник Виталий Никифорович Негеля : «...Утром 26 апреля 1986 г. по органам внутренних дел была объявлена тревога. В соответствии с намеченным планом сбора личного состава мы — сотрудники Следственного управления — прибыли в распоряжение начальника этого управления Михаила Михайловича Бурлакова. В тот же день из числа сотрудников Следственного управления было создано четыре группы, которые в составе сводных отрядов МВД Украины выполняли поручения руководства Министерства по охране общественного порядка и ликвидации последствий аварии...»
Так, группа работников в составе старшего следователя по особо важным делам полковника милиции Б. И. Бутенко, старших следователей подполковников милиции П. И. Мороза и В. И. Вакуловича в составе отряда Министерства под руководством заместителя начальника Управления общественного порядка полковника милиции В. К. Ткаченко около 23 ч выехала к месту назначения в г. Полесское.
Утром 27 апреля 1986 г. отряд был размещен по селам Полесского района, для того чтобы подготовить места для приема эвакуированных граждан из городов Припять и Чернобыль. Этой работой Б. И. Бутенко занимался в селе Бобер, а П. И. Мороз и В. И. Вакулович в селе Варовичи.
В течение дня Б. И. Бутенко совместно с председателем местного колхоза имени Щорса М. П. Семенченко, работниками сельского Совета народных депутатов и приданными работниками милиции приняли 40 автобусов с эвакуированными и расселили их в домах местных жителей. Всего было расселено около 1400 человек. Приблизительно столько же было расселено в селе Варовичи. Работа в этом направлении продолжалась 28 и 29 апреля.
Одновременно с расселением эвакуированных работникам Следственного управления Б. И. Бутенко, П. И. Морозу и В. И. Вакуловичу приходилось делать также и иную работу — оказывать помощь администрации Чернобыльской АЭС найти среди эвакуированных необходимых специалистов и направить их на смену, поддерживать общественный порядок, выдавать денежную помощь эвакуированным и др.
Другая группа работников Следственного управления в составе начальника отдела полковника внутренней службы И. И. Нечипоренко, помощника начальника управления по кадрам капитана милиции М. М. Курко и заместителя начальника отдела подполковника милиции В. А. Никулыпина в составе сводного отряда Министерства под руководством начальника отдела Управления кадров МВД Украины полковника внутренней службы А. И. Хурсина 26 апреля 1986 г. около 24 ч автобусами отбыла в г. Припять и расположилась около городского отдела внутренних дел. Работники Министерства знали про аварию. Они были обеспечены индивидуальными средствами противорадиационной защиты. Но увидев, что жители города (в т. ч. и дети) ничем не защищены от радиации, они также не стали ими пользоваться, чтобы не порождать панику.
Около 10—11 ч 27 апреля 1986 г. от руководителя отряда поступило указание приступить к эвакуации граждан. За И. И. Нечипоренко, М. Н. Курко и В. А. Никульшиным был закреплен дом № 5 по улице Ленина г. Припяти. Указанные работники, прибыв к нему, обошли все квартиры и разъяснили проживавшим в нем о необходимости эвакуации. Были составлены списки ответственных квартиросъемщиков и проживавших с ними лиц. Когда к каждому подъезду были поданы автобусы, все жители дома оставили свое жилье и зашли в них. Работники милиции, сверив присутствовавших по спискам, совершив контрольный поквартирный обход, в присутствии квартиросъемщиков опечатали все квартиры, а работники Следственного управления остались их охранять до 21 ч. После смены другими работниками милиции их автобусом отвезли в общежитие СПТУ г. Чернобыля, в резерв до 30 мая 1994 г.
Третья группа в составе старших следователей майора милиции Науменко, подполковников милиции В. И. Ягодинского и В. К. Дрыги в составе сводного отряда МВД Украины с 29 апреля 1986 г. вахтовым методом осуществляли охрану общественного порядка в г. Припяти.
Четвертая группа в составе старших следователей подполковников милиции В. И. Савченко и И. Ф. Юркова, заместителя начальника отдела подполковника милиции Дуды также в составе сводного отряда МВД Украины автобусами была доставлена 29 апреля 1986 г. в 12 ч в г. Припять, где до 20 ч несла службу по охране общественного порядка. После этого она была заменена и отправлена в г. Киев.
Всего в эвакуации населения г. Припяти и охране общественного порядка в местах временного проживания эвакуированных было задействовано 12 сотрудников Следственного управления МВД Украины и 68 из следственных подразделений органов внутренних дел Киевской области.
На этом первоочередное участие следователей в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС завершилось. Потом наступила очередь по налаживанию работы следственных подразделений в зараженной зоне.
Был разработан и 14 мая 1986 г. утвержден план основных организационно-политических мероприятий Следственного управления МВД Украины относительно оказания помощи следственным подразделениям органов внутренних дел республики и Киевской области в период ликвидации последствий аварии.
В него, в частности, были включены решения следующих вопросов:
—создание в следственном управлении МВД УССР рабочей группы по сбору, накоплению и обработке информации, связанной с деятельностью следственных подразделений ОВД республики и Киевской области в период ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
—составление по отчетам следователей списков действующих и приостановленных уголовных дел, которые находились в следственных подразделениях Припятского ГОВД и Чернобыльского РОВД. Решение вопросов по проведению инвентаризации уголовных дел, их дальнейшему движению;
—оказание практической помощи следственному отделу УВД Киевского облисполкома в организации работы следственного подразделения Припятско-Чернобыльского ГОРОВД по раскрытию и расследованию преступлений, в расследовании сложных многоэпизодных конкретных уголовных дел относительно краж государственного и общественного имущества, других умышленных преступлений, в осуществлении контроля за работой следователей по раскрытию, расследованию и профилактике преступлений, поддержанию законности и служебной ДИСЦИПЛИНЫ;
—оказание практической помощи в организации работы по раскрытию и расследованию преступлений начальникам следственных управлений (отделов) УВД областей, следственных отделов ГОРОВД на территории, где размещены граждане, которые эвакуированы из 30километровой зоны;
— совместно с Медицинским управлением МВД УССР решение вопросов, связанных с оздоровлением сотрудников управления (их семей), которые принимали участие в охране общественного порядка в г. Припяти и прилегающей местности.
Учитывая то, что в Иванковский район было эвакуировано более 4 тыс. граждан, оказывалась практическая помощь в организации работы следственного подразделения и этого органа внутренних дел.
Командированным на место заместителя начальника управления майором милиции О. О. Якшиным были составлены списки находящихся в производстве и приостановленных уголовных дел. Из Припятского ГОВД и Чернобыльского РОВД в первые дни мая были вывезены все уголовные дела к месту новой дислокации указанных органов. Решены вопросы инвентаризации уголовных дел и их дальнейшего хранения.
По согласованию с прокуратурой по находящимся в производстве уголовным делам в сжатые сроки приняты решения в соответствии с законом.
Кроме того, чтобы уменьшить нагрузку на следственные органы внутренних дел Киевской области, ряд уголовных дел по сложным и многоэпизодным преступлениям был принят к производству следственной частью Следственного управления МВД Украины.
В то же время соответствующая помощь оказывалась органам внутренних дел Житомирской и Черниговской областей, которые работали в зоне повышенного радиоактивного заражения.
Но в октябре 1986 г. стало ясно, что работники следственных подразделений органов внутренних дел Киевской области не смогут обеспечить надлежащую следственную работу в 30километровой зоне, поскольку почти 90% от их общей численности побывали в зоне и получили большую дозу радиоактивного облучения.
Поэтому руководством МВД Украины с целью дальнейшего усиления охраны общественного порядка в 30километровой зоне Чернобыльской АЭС, улучшения подбора работников для несения службы в этой зоне, их своевременной замены и трудоустройства при возвращении к бывшему месту службы приказом от 30 ноября 1986 г. «О порядке несения службы работниками органов и подразделений внутренних дел республики в зоне Чернобыльской АЭС» была введена система охраны общественного порядка за счет работников органов внутренних
дел Украины, командируемых в зону не менее чем на три месяца.
В соответствии с этим решением в зону Чернобыльской АЭС было командировано по одному следователю из Волынской, Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Крымской, Николаевской, Одесской, Ровенской, Харьковской и Хмельницкой областей.
После относительной стабилизации радиационной обстановки в органах внутренних дел зоны были созданы следственно-оперативные группы, работа которых была организована вахтовым методом.
С целью решения задач по борьбе с преступностью в местах расположения эвакуированного населения в штаты Полесского, Иванковского, Бородянского и Макаровского РОВД дополнительно введены по одной должности следователя.
Всего в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС приняли участие около 300 работников следственных органов внутренних дел Украины. В том числе:
— От УВД Волынской области:
О. И. Денис, С. Ф. Момот, О. В. Карась, О. Ф. Давидюк, В. В. Макарчук, В. В. Колена.
— От УВД Донецкой области:
B.О. Щиров, В. В. Самсонович, Л. И. Левашов, В. В. Трубицын, И. Л. Сканилов, Ю. О. Кузнецов.
—От УВД Запорожской области:
М. И. Бондаренко, С. И. Коробка, Г. Л. Крутиков, С. Ф. Кузнецов, С. Л. Селенов, С. И. Корниенко, В. Л. Марыко, В. И. Цыбуля, М. Ф. Ярошенко, В. С. Вовк, М. В. Смолягценко.
— От УВД Ивано-Франковской области:
Ю. В. Лисовой, П. Я. Макуляк.
— От УВД Николаевской области:
Г. Е. Гусаров, В. О. Вишневский, Ю. И. Тоичев.
—От УВД Полтавской области:
C. М. Бражник, Ю. М. Игольник, С. Л. Бельченко, О. И. Лащенко, М. X. Ткаченко, И. Ф. Гура, С. В. Порублевый, Г. Г. Радько.
—От УВД Сумской области:
Л. О. Тарасенко, О. О. Завацкий, О. М. Лях, О. С. Осипов, В. О. Борка.
—От Западноукраинского УВДТ:
М. Ю. Лазорик.
—От Днепровского УВДТ:
В. Л. Зубченко, В. М. Киселев.
—От Одесского УВДТ:
В. Ю. Гращенко.
—От Донбасского УВДТ:
В. В. Шидковский.
—От УВД Киевской области — 106 сотрудников следственных подразделений, или 61,2% их штатной численности.
За безупречное выполнение служебных обязанностей по обеспечению общественного порядка, дорожной и пожарной безопасности в зоне ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, проявленные при этом смелость, инициативу, профессиональное мастерство и высокую исполнительскую дисциплину много работников следственных аппаратов органов внутренних дел были поощрены приказами МВД Украины.
Так, приказом МВД Украины № 315—1987 г. были поощрены капитан милиции Кузнецов, следователь следственного отдела Куйбышевского РОВД г. Донецка, начальник следственного отдела УВД Киевской области подполковник милиции О. С. Демченюк.
Почти все руководители Следственного управления МВД Украины находились в составе оперативной группы Министерства, на которую возлагались обязанности по контролю и оказанию практической помощи опергруппе УВД Киевской области, органов и подразделений внутренних дел в 30километровой зоне, а также координации работы с другими ведомствами и организациями.
В созданную в соответствии с приказом МВД Украины от 3 июня 1986 г. оперативную группу МВД Украины включен заместитель начальника Следственного управления Министерства (впоследствии начальник отдела дознания УВД Киевской области) майор милиции О.О. Якшин.
В соответствии с приказами МВД Украины № 294—1986 г. и № 317—1986 г. руководителем оперативной группы МВД Украины в 30километровой зоне был назначен начальник Следственного управления Министерства полковник милиции М. М. Бурлаков. В ее состав также вошли заместитель начальника ГУВД подполковник милиции В. С. Осьмушников, начальник оргинспекторского отдела УВД Винницкой области полковник милиции В. О. Сидякин и другие работники.
В соответствии с приказом МВД Украины № 125—1987 г. «О замене оперативной группы МВД Украины» руководителем группы был назначен заместитель начальника Следственного управления Министерства полковник милиции В. Н. Негеля. Кроме него туда вошли старший инспектор Оргинспекторского управления Министерства капитан милиции М. П. Ефименко, госавтоинспектор УГАИ Министерства майор милиции И. М. Коваль, старший инспектор УООП Министерства капитан милиции Е. М. Петров и инженер УПО Министерства капитан внутренней службы В. В. Мирончик.
Процессуальная деятельность следователей в период ликвидации последствий аварии на ЧАЭС регламентировалась нормами уголовного и уголовно-процессуального законов УССР. Специальных нормативных актов, с учетом специфики работы в зоне, не издавалось.
Опыт расследования нарушений правил пожарной и производственно-технической безопасности на Чернобыльской АЭС показал, что следователи прокуратуры и органов внутренних дел не владеют специальными знаниями, касающимися здания и работы атомных электростанций, не знакомы с нормативной документацией и системами контроля радиационной и пожарной безопасности, а также не владеют методикой производства осмотра мест происшествий в условиях экстремальной обстановки.
В 1992 г. на 5 атомных электростанциях Украины эксплуатировалось 14 энергоблоков. Решался вопрос относительно ввода дополнительно трех «замороженных» энергоблоков. В то же время на атомных электростанциях систематически возникали пожары, которые могли привести к большим авариям.
Так, в 1990 г. на всех АЭС было 11 пожаров, в 1991 г. — 10, в 1992 г. — 7, в том числе 3 пожара на Чернобыльской АЭС, 2 — на Запорожской и по одному на Хмельницкой и Ровенской АЭС. В январе 1993 г. на Чернобыльской АЭС снова возникло 2 пожара.
Согласно выводам ведомственных комиссий причинами этой беды явились нарушения техническим персоналом технологических инструкций и регламентов планово-предупредительных ремонтов, а также некачественное техническое обслуживание оборудования и выполнение правил пожарной безопасности.
С целью обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования нарушений правил пожарной и производственно-технической безопасности, которые происходят на атомных электростанциях, указанием МВД и Генеральной прокуратуры № 16/96/15/2—2675 от 26 октября 1991 г. прокурорам и начальникам УВД Киевской, Запорожской, Ровенской, Николаевской и Хмельницкой областей было рекомендовано до 01.12.91 г. создать совместные специализированные следственно-оперативные группы для расследования этих преступлений. Кроме того, предполагалось:
—определить состав следственно-оперативной группы в таком количестве, чтобы с учетом отпусков, командировок и других обстоятельств гарантировалось представительство следователей прокуратуры и УВД области, прокуратуры и органа внутренних дел района, на территории которого расположена станция;
— осуществить подбор специалистов из числа инженеров, строителей, ядерщиков, которые имеют опыт работы в области эксплуатации атомных электростанций, для привлечения к осмотру места происшествия. Их списки, адреса и номера телефонов хранить в дежурной части органа внутренних дел, который обслуживает территорию АЭС;
—изучить материалы служебных расследований, относящихся к незначительным отклонениям в работе атомных станций, с целью овладения специальной терминологией, ознакомления с технологическими процессами, согласования опасных в противопожарном и производственно-техническом отношении мест;
—изготовить схему помещений и узлов станции. Нанести на нее опасные в противопожарном и производственно-техническом отношении места. Изучить их размещение в помещениях и режим работы в чрезвычайных обстоятельствах,— проводить совместные занятия по обучению членов группы практическим навыкам работы на месте аварии или пожара, тактике и методике осмотра, а также расследования уголовных дел этой категории не менее двух раз в год. Практиковать объединение занятий с учениями, проводимыми пожарной охраной, непосредственно на атомных электростанциях или соответствующих учебных полигонах.
Этим же указанием предполагалось принять ряд других организационных и практических мер по обеспечению членов специализированных следственно-оперативных групп средствами индивидуальной защиты, овладению ими специальной терминологией и др.
В соответствии с требованиями этого документа были разработаны функциональные обязанности членов специализированной следственно-оперативной группы и приблизительная программа ее служебной подготовки.
Поскольку проблема специфики расследования аварии и пожаров оставалась актуальной, по решению руководства Генеральной прокуратуры и МВД Украины в марте 1993 г. Был 355 проведен на базе Киевского энергетического техникума учебно-методический семинар членов специализированных следственно-оперативных групп органов внутренних дел и прокуратур Запорожской, Киевской, Николаевской, Ровенской, Хмельницкой областей. В его работе принимали участие преподаватели учебных заведений г. Киева, специалисты Госатомнадзора, Укратомэнерго и других ведомств. На занятиях обменивались опытом расследования уголовных дел по аварии на Чернобыльской АЭС следователи Киевской области и Генеральной прокуратуры Украины. Это дало возможность следователям органов внутренних дел и прокуратуры указанных областей значительно повысить свои знания и овладеть методикой расследования аварий и пожаров на атомных электростанциях.
Известно, что район Чернобыля, в котором проживало около 100 тыс. человек, не отличался сложной оперативной обстановкой. За год регистрировалось около 150 преступлений по линии уголовного розыска, БХСС, дорожно-транспортных происшествий. В основном кражи личного, общественного и государственного имущества, 3—4 пожара, в основном в жилом секторе. Практика показывает, что в экстремальных условиях народного бедствия, срочной эвакуации населения нередко наблюдается «всплеск» криминальных проявлений, рост насильственно-имущественных преступлений, разбоев и грабежей, мародерства. Профилактическими усилиями правоохранительных органов, в том числе следственного аппарата МВД, было в значительной мере достигнуто, что в зоне аварии на ЧАЭС и окружающих регионах не было допущено убийств, разбойных нападений и других тяжких преступлений (зарегистрировано с апреля по декабрь 1986 г. — 95 преступлений по линии уголовного розыска, включая 75 краж, из которых остались нераскрытыми 9, а также 2 угона автотранспорта).
Десятилетие спустя каждое свидетельство тех, кто работал в зоне Чернобыля с апреля по декабрь 1986 г., является важным источником сведений о случившемся, оценку очевидца тех драматических событий не могут заменить никакие другие источники информации, в том числе материалы уголовных дел, справки и докладные записки, кинофотосъемка.
Вспоминает старший следователь по особо важным делам Следственного комитета МВД России подполковник юстиции Сергей Михайлович Задорожко, в числе первых прибывший на место происшествия, награжденный приказом Министра внутренних дел России № 444 л/с—1996 г. за самоотверженный труд и личный вклад в дело ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и успех в несении службы.
«... В ночь на 26 апреля 1986 г. приблизительно в 2 часа, в моей квартире раздался телефонный звонок, звонили с центрального пункта пожарной связи Управления пожарной охраны УВД Киевской области с сообщением о сборе по тревоге личного состава управления. На вопрос о том, что произошло, диспетчер ответила, что на Чернобыльской атомной станции взорвался атомный реактор четвертого энергоблока и возник пожар. К моменту моего прибытия на службу на станцию уже была направлена оперативная группа, дежурившая в тот день по управлению. Сотрудники, не вошедшие в состав первой выехавшей к месту аварии группы, остались в управлении. Информацию об обстановке на месте аварии все ждали с нетерпением, обсуждали происшедшее, делали возможные прогнозы, подавляющее большинство находившихся в управлении офицеров стремились как можно скорее выехать непосредственно к месту аварии. Домой разрешили съездить только один раз, чтобы переодеться в повседневную форму и взять кое-что из продуктов, разговарить с кем-либо о происшедшем не рекомендовалось.
Утром 27 апреля была сформирована и выехала на место катастрофы вторая оперативная группа, в которую попал и я. Желающих попасть в эту группу было достаточно, но отбирали в основном лиц, умеющих работать с приборами дозиметрического контроля и знающих, как проводить дозиметрическую разведку. Возглавил выезд группы начальник отдела ГО и BMP УПО УВД области майор С. М. Самойленко.
Первые замеры уровней радиации мы стали проводить уже в Иванковском районе Киевской области, величины были относительно небольшие, но уже превышали допустимые значения, далее замеры делались каждые 10 км, полученные данные заносились в специальный журнал. Миновав г. Чернобыль, мы увидели картину, напомнившую кадры хроники времен Великой Отечественной войны. Сотни, тысячи людей и десятки автобусов, растянувшись в многокилометровую колонну, направлялись в сторону г. Киева, везя или неся то, что смогли взять с собой. Никто из них тогда не мог и предполагать, что уже никогда не вернется назад в свой город, в свои обжитые дома и квартиры.
Приехав в г. Припять, наша группа направилась в СВПЧ6 по охране города, к месту дислокации подразделений пожарной охраны, прибывших для ликвидации аварии. Там также расположились штаб пожаротушения, руководство УПО МВД Украины и УПО Киевской области, руководство и представители ГУПО МВД СССР, личный состав, задействованный в ликвидации последствий аварии на станции. Те первые, кто принял на себя всю главную тяжесть борьбы с пожаром, получили опасные дозы облучения и были доставлены в Москву, в клиническую больницу № 6, и лечебные учреждения г. Киева. К сожалению, шестерых из них спасти не удалось, ими были лейтенанты В. Н. Кибенок, В. П. Правик, сержанты В. И. Игнатенко, В. И. Тишура, Н. И. Титенок и Н. В. Ващук, все они похоронены на Митинском кладбище в г. Москве.
Произведя необходимые замеры уровней радиации на местности, прилегающей к месту дислокации подразделений, отметили, что они значительно превышают допустимые пределы, а значит — находиться здесь людям крайне небезопасно, о чем было немедленно доложено руководству штаба. Погода на улице в то время была сухая и жаркая, ветерком и большим количеством автотранспорта было поднято большое количество пыли, не просто пыли, а радиоактивной пыли, которую вдыхали все — и люди в погонах, и гражданское население. Однако во избежание возможной паники среди горожан было решено до окончания эвакуации людей из города никакого защитного снаряжения не надевать. Пообедав в кафе «Олимп», наша группа вернулась в расположение СВПЧ6, где вскоре должен был состояться сбор всего личного состава прибывших подразделений.
Совещание с личным составом, задействованным на ликвидации аварии, проводили заместители начальника УПО МВД УССР полковники В. М. Гурин и С. А. Грипас, впоследствии он умер от болезней, полученных в ходе работы по ликвидации последствий аварии. О нем и его вкладе в ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы можно сказать очень много добрых слов. В критических ситуациях, когда счет идет на минуты и секунды, исключительно важное значение играют личный пример старшего начальника, его оперативные и грамотные решения. На мой взгляд, хотя я и не так хорошо знал этого мужественного человека, его уверенные действия по управлению подчиненными подразделениями основывались на детальном знании обстановки, а вопросы обеспечения безопасности людей и забота о них ставились превыше всего.
На совещании было принято решение о передислокации всего личного состава и техники на более безопасное расстояние от станции в г. Чернобыль, там же разместились штаб сводного отряда и другие вспомогательные службы. В СВПЧG по охране г. Припять оставили группу дозиметрического контроля из трех человек и дежурный караул. Главной задачей нашей группы была регулярная, через каждые два часа, радиационная разведка местности приблизительно по 30 точкам, из которых около десяти находились непосредственно на территории самой АЭС. Результаты измерений заносились в специальные таблицы, на картосхемы и передавались по связи в штаб сводного отряда.
Сразу же после совещания группа выехала непосредственно к месту аварии. Совместно с нами для ознакомления с положением дел неоднократно выезжали заместитель Министра внутренних дел УССР генерал Бердов, заместитель начальника ГУПО МВД СССР полковник В. Ф. Рубцов и заместитель начальника УПО МВД УССР полковник С. А. Грипас. Первые замеры уровней радиации нами были произведены на выезде из г. Припять, особенно большими (до 80 Р/ч): они были в районе автомобильного моста на выезде из города и на повороте с основной дороги к ЧАЭС. Въехав на территорию станции, мы поразились масштабами этого грандиозного комплекса всевозможных технологических сооружений и царящей вокруг тишиной. Уже позднее, в начале мая, на станции начнутся интенсивные работы по расчистке территории от разбросанных, особенно возле здания 4го энергоблока и машинного зала, осколков графита и всевозможных строительных конструкций. Подъехав к одному из зданий комплекса административных сооружений, нас остановили и поинтересовались, кто мы и с какой целью приехали. После того как мы представились, нас проверили на «загрязненность», попросили одеться в специальную одежду, выдали респираторы (так называемые «лепестки») и разрешили войти в здание.
После наша группа направилась непосредственно к поврежденному энергоблоку для замеров там уровней радиации и непосредственного ознакомления с обстановкой на месте аварии, результаты были ошеломляющими. Так, уровень радиации в районе разрушенного энергоблока, напротив мест, где имелись разломы в железобетонных стенах, составил более 2500 Р/ч. Далее нами были установлены наиболее благоприятные и неблагоприятные пути подъездов к 4му энергоблоку. Наиболее опасными оказались пути с южной и западной стороны, где уровни достигали значений от 250 до 2500 Р/ч, с севера и востока они составили примерно от 10 до 150 Р/|ч и соответственно до 8 Р/ч. Таким образом, первый шаг по осознанию грозящей опасности был сделан. Кроме того, от работников военизированной пожарной охраны по охране станции и военнослужащих, охранявших станцию, была получена информация о разбросе в результате взрыва по территории АЭС ТВЭЛов (тепловыделяющих элементов), что через некоторое время, к сожалению, подтвердилось. Чуть позже была достигнута договоренность с вертолетчиками, сбрасывавшими в активную зону реактора мешки с песком, о периодических совместных вылетах наших представителей на борту вертолетов для уточнения пожарной и радиационной обстановки на станции и прилегающей к ней территории.
Радиационная обстановка в г. Припяти продолжала оставаться сложной. Практически все жители города были эвакуированы, но кое-где по вечерам в окнах жилых домов светились окна, милиция принимала экстренные меры по выявлению таких «островков жизни» и эвакуации людей в безопасные места, вневедомственная охрана в срочном порядке оборудовала сигнализацией нижние этажи зданий города и брала их под охрану, велась борьба с начавшимся мародерством. Одним словом, все службы органов внутренних дел работали, что называется, не за страх, а на совесть.
Утром 30 апреля после очередного выезда нашей группы на маршрут мы обратили внимание, что показания в разных точках замеров изменились так, что там, где раньше отмечались более низкие уровни, они заметно повысились и наоборот. Нами было установлено, что в первую очередь это связано с изменением направления ветра, который стал устойчиво дуть в сторону г. Чернобыля, заражая все большую площадь. Срочно были переданы отмеченные изменения на пункт связи сводного отряда. В тот же день руководством было принято решение о передислокации всех оставшихся в городах Припяти и Чернобыле подразделений органов внутренних дел за пределы 30километровой зоны (я, конечно, далек от мысли, что принятое решение связано только с нашими наблюдениями).
Получив сообщение об эвакуации, я принял меры для первоочередной отправки в распоряжение сводного отряда всех членов группы и дежурного караула пожарной части, а сам до особого распоряжения остался на месте.
Попал в расположение сводного отряда я только поздно ночью, наскоро перекусив, устроился на ночлег в одном из штабных автомобилей. Утром 1 мая мне сообщили, что меня и еще группу сотрудников, которые работали непосредственно в зоне повышенной радиации, срочным порядком отправляют 360
в г. Киев. На сборы дали час, выдали какую-то темно-синюю форму, а ту, что была на нас, попросили сжечь. По дороге в Киев нас завезли в Иванковскую районную больницу, где взяли кровь на анализ, результаты у всех без исключения были плохими.
Сразу после первомайских праздников по распоряжению руководства УВД всех, кто в первые дни находился в зоне повышенной радиации, направили в больницу УВД для сдачи анализов крови. После получения результатов анализов меня в тот же день госпитализировали, в больнице я находился на излечении более трех месяцев. 31 декабря 1986 г. за работу по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС меня наградили орденом «Красной Звезды».
Все дни работы в зоне Чернобыля рядом со мной, плечо к плечу, работали следователи, сотрудники уголовного розыска, БХСС, ГАИ, эксперты-криминалисты, представители других служб органов внутренних дел и, конечно, следователи...»
Именно они в составе следственно-оперативных групп выезжали на места происшествий, допрашивали свидетелей, потерпевших, предъявляли обвинения, при необходимости проводили очные ставки, избирали меры пресечения, назначали экспертизы, готовили процессуальные документы, вносили представления по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и в то же время, как сотрудники органов внутренних дел, принимали участие в патрулировании, дежурствах, привлекали население к участию в охране общественного порядка и профилактике правонарушений. Этот краткий перечень — лишь малая доля того вклада, который внесли следователи МВД в ликвидацию последствий Чернобыля.
3. Задание на будущее. Трагедия Чернобыля открыла новую страницу истории. На рубеже третьего тысячелетия новой эры участились природные катаклизмы. Все более опасными становятся технологические катастрофы, крупные аварии и пожары, взрывы, выбросы радиоактивных и химических веществ, эпидемии и эпизоотии. Развивается система знаний, направленная на прогнозирование таких явлений, с тем чтобы подготовить реакцию государственных органов, общественности, всего населения к адекватному ответу на возникающие чрезвычайные обстоятельства;
По данным МЧС России, сохраняется прогноз о возможном катастрофическом землетрясении под Петропавловском-Камчатским, о сильном землетрясении на Северном Кавказе, ожидаются лавины на Сахалине, в Туве и на горных курортах Северного Кавказа. Вероятно увеличение лесных пожаров в Поволжье и Центральном регионе. Не исключены аварийные ситуации на амиакопроводе Тольятти — Одесса из-за постепенного старения объекта, существует опасность загрязнения диоксинами в Уфе, Архангельске, Чапаевске, Новокузнецке. Возможны ЧП на гидросооружениях Саяно-Шушенской ГЭС, на Боткинском водохранилище и на канале Волга — Дон и др.
В нашей стране и за рубежом вызывают тревогу общественности неполадки и нарушения штатной деятельности некоторых АЭС, остаются нерешенными многие вопросы обеспечения безопасности в зоне Чернобыльской катастрофы, ныне осуществляется международный проект поэтапной ликвидации ЧАЭС.
В качестве ведущей организации Следственный комитет МВД России возглавил научно-исследовательское обобщение проблем предварительного следствия в чрезвычайных условиях с учетом, разумеется, и Чернобыльского опыта. Проведенная научно-исследовательская работа позволила выйти на следующие обобщения:
—о чрезвычайных условиях как факторе, определяющем специфические закономерности расследования преступлений, послуживших причиной, создавших условия или иным образом связанных с чрезвычайными обстоятельствами;
—о концепции расследования преступлений в чрезвычайных условиях, ее возникновении, развитии, содержании и значении в современный период;
—о системе правового обеспечения расследования преступлений в чрезвычайных условиях, складывающегося из дополнительных нормативных предпосылок расследования, особого правового режима деятельности и некоторых особенностей уголовно-процессуального порядка предварительного следствия;
—о специальных следственных подразделениях оперативного реагирования, предназначенных для работы в чрезвычайных условиях, предпосылках их создания, месте в системе правоохранительных органов, структуре, функциях и задачах, путях дальнейшего организационного совершенствования;
—о специализированных следственных группах, направляемых для расследования конкретных чрезвычайных обстоятельств, порядке их создания и комплектования, ресурсного обеспечения, привлечения необходимых участников процесса и технического персонала;
— о взаимодействии следственной группы с системой правоохранительных органов, действующих в регионе с чрезвычайными условиями, среди которых: местные органы внутренних дел, специальная оперативная группа центрального подчинения, войсковые подразделения, органы государственной безопасности; о системе надзора за расследованием преступлений в чрезвычайных условиях;
—об особенностях доказывания обстоятельств преступлений, совершенных в чрезвычайных условиях, проистекающих из необходимости устанавливать наряду с самими преступными действиями также те условия, в которых они были выполнены;
—об особенностях возбуждения уголовных дел по фактам преступлений, которые послужили причиной, создали условия или иным образом связаны с чрезвычайными обстоятельствами, и системе сбора первичных сведений об этих преступлениях,
—об организации и тактике первоначальных действий следственных групп, включая характеристику следственных ситуаций и основных направлений расследования на первоначальном этапе, неотложных следственных действий, действий следователей при проведении войсковых операций, поисковых мероприятий, организации работы по конкретным фактам преступлений;
—об особенностях производства по уголовным делам на последующих этапах, касающихся ревизии материалов неотложных следственных действий и дальнейшего планирования расследования, организации и тактики следственных действий, связанных с выходом на место, порядка направления уголовных дел в суд, деятельности по обеспечению рассмотрения дел в судах. Предложен комплекс организационных и методических положений о расследовании преступлений в чрезвычайных условиях в виде проекта инструкции об организации работы по расследованию преступлений в чрезвычайных условиях.
Проблему повышения готовности следственного аппарата МВД к действиям в экстремальных условиях необходимо рассматривать с позиций претворения в жизнь требований приказа МВД России № 20—1996 г. «О совершенствовании подготовки органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, привлекаемых к действиям при чрезвычайных обстоятельствах». Важно тщательно отработать вопросы организационного и процессуального этапа формирования таких групп, принятия решений об их создании, сбора и инструктирования следователей, определения направления их работы, тактики и методики производства следственных действий, материально-технического обеспечения следственной группы, каналов связи с другими подразделениями, задействованными в специальной операции.
Опыт Чернобыля показывает, что чрезвычайные обстоятельства могут возникнуть в сопредельных государствах, что потребует тесной координации усилий их правоохранительных органов, вызовет необходимость оказания взаимной правовой помощи, в том числе и при расследовании уголовных дел. Поэтому вопросы международного сотрудничества органов предварительного расследования преступлений должны учитывать и этот аспект, основываясь на тщательно разработанной правовой основе двухсторонних и многосторонних договоров и соглашений. Здесь важное значение имеют положения Федерального закона «О ратификации Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам». Соглашения о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью, в котором, в частности, названа необходимость сотрудничества в обеспечении безопасности при «ликвидации пожаров, устранении последствий стихийных бедствий, катастроф, эпидемий, эпизоотий» (ст. 1). Практически отработка путей реализации достигнутых соглашений становится все более важным направлением деятельности следственного аппарата МВД в рамках международно-правовых обязательств Российской Федерации.
Как отмечалось, действия при чрезвычайных обстоятельствах зависят от общего состояния деятельности следственного аппарата МВД, здесь просматривается прямая зависимость от факторов, определяющих уровень его работы. А их немало: изменение уголовной политики, ужесточение или, наоборот, либерализация уголовно-правовой и административно-правовой репрессии, криминализация и декриминализация тех или иных деяний, изменение подследственности, что сказывается на интенсивности и качестве расследования, нагрузке на работников следственных подразделений.. Согласно ведомственным нормативным актам МВД нагрузка на одного следователя в год составляет 30—40 дел, находящихся в производстве, и 364
20—25 — оконченных производством. По этим нормативам штатная численность следственного аппарата МВД РФ по находившимся в производстве уголовным делам в 2,6 раза была ниже оптимальной. Такой разрыв между нормативной и фактической численностью приводит к стабильному увеличению реальной нагрузки на следственных работников и затрудняет формирование специальных следственных групп для действий при чрезвычайных обстоятельствах. Остаются нерешенными многие вопросы ресурсного, финансового, материально-технического обеспечения следственных подразделений (по автотранспорту— 46%, по традиционным технико-криминалистическим средствам— 42%; по новым техническим средствам ПЭВМ, множительной технике, видеомагнитофонам, диктофонам — около 7% от требуемого). Таким образом, можно констатировать, что следственный аппарат обеспечен техническими средствами на одну треть, т. е. осталась в значительной степени не выполненной Государственная программа материально-технического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. С особой остротой стоит вопрос о следственных кадрах. В 1996 г. из органов внутренних дел уволилось 4593 (9,7%) следователей да еще примерно столько же перевелось в другие службы. В основной своей массе это высококвалифицированные юристы, обладающие большим опытом практической работы. В результате каждый второй следователь сейчас имеет стаж работы на следствии до трех лет. За последние годы доля следователей с высшим юридическим образованием снизилась до 43,6% и достигла самого низкого уровня за последние 10 лет. Надо прямо сказать, что работа в этом направлении в ряде следственных аппаратов должным образом не организована. Дело дошло до того, что кое-где на следственную работу помимо юристов стали принимать педагогов, агрономов, ветеринаров, вчерашних школьников. Снижение качественного состава следственных кадров при возросшем профессионализме криминальной среды чревато самыми негативными последствиями для борьбы с преступностью.
Разумеется, это далеко не полный перечень вопросов, который предстоит решать Следственному комитету МВД России. Опыт ликвидации последствий Чернобыльского взрыва со всей убедительностью показал, что реальной силой противодействия были и остаются люди — специалисты высокого уровня, способные в чрезвычайных обстоятельствах показывать образцы профессиональной следственной деятельности, не боящиеся трудностей и опасности пребывания в районе бедствия, способные обеспечить дружную, слаженную работу с оперативно-розыскными и другими службами органов внутренних дел, те, кто вынес на своих плечах обеспечение законности и правопорядка, предупреждение преступных проявлений в дни Чернобыльской эпопеи, кто ушел из жизни, сраженный лучевой болезнью, и кто здравствует поныне, являясь живым примером верности своему служебному, гражданскому и человеческому долгу.