Организация деятельности служб общественной безопасности в условиях ликвидации последствий чернобыльской катастрофы

Цель РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ - предложение широкого спектра услуг по низким ценам на постоянно высоком качестве.

Организация деятельности служб общественной безопасности в условиях ликвидации последствий чернобыльской катастрофы

Авария на Чернобыльской АЭС и ликвидация ее последствий потребовали от органов внутренних дел огромных усилий в сфере организации и деятельности по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, прежде всего действий патрульно-постовой службы милиции, участковых инспекторов, сотрудников паспортных аппаратов, подразделений и аппаратов ГАИ. В обеспечении правопорядка, организации контроля и пропускного режима активное участие принимали также сотрудники транспортной милиции. Наконец, службы общественного порядка и безопасности тесно взаимодействовали с частями и подразделениями внутренних войск. В связи с этим представляется необходимым осветить деятельность всех названных служб.

Обеспечение общественного порядка

26 апреля 1986 г. на Чернобыльской АЭС произошла производственная авария. Оперативная обстановка в районе происшествия осложнилась значительным радиоактивным заражением местности, прилегающей к станции. Жизнь людей оказалась в опасности. Возникла настоятельная необходимость эвакуации населения из опасной зоны.

Хроника событий. Из журнала боевых действий УВД Киевской области:

«В 2 ч 20 мин в УВД создан оперативный штаб, который возглавил начальник управления генерал-майор милиции В. М. Корнейчук.

По тревоге поднят особый отряд органов внутренних дел области. В г. Припять направлено 418 сотрудников органов внутренних дел.

В Иванковском РОВД создан резерв численностью 120 человек.

На 6 ч утра 27 апреля было госпитализировано 38 человек из дежурной части ЧАЭС».

В дежурную часть Управления делами МВД СССР послана следующая информация:

«На момент аварии на станции находилось 200 человек обслуживающего персонала, девять из них получили ожоги разной степени, один умер в медсанчасти г. Припяти, три человека находятся в тяжелом состоянии.

До 15 ч в местную больницу доставлены для обследования 105 человек, в том числе 21 сотрудник пожарной охраны.

В запасе находятся введенный отряд внутренних войск — 168 человек и 105 работников пожарной охраны».

В 3 ч 10 мин по тревоге были подняты особый отряд аппарата УВД, а также подразделения внутренних дел области:

—батальон УВД — 55 человек во главе с командиром майором милиции В. Л. Онищенко;

— СИЗО УВД — 33 человека во главе с помощником начальника по кадрам капитаном внутренней службы В. В. Коваленко;

—аппарат УВД — 78 человек во главе с начальником отдела охраны гражданского порядка УВД подполковником милиции П. П. Белоусом;

— Вышегородский РОВД — 60 человек во главе с заместителем начальника старшим лейтенантом милиции В. О. Алексеевым:

— Бородянский РОВД — 24 человека во главе с заместителем начальника майором милиции А. М. Островерхим;

— Иванковский РОВД — 30 человек во главе с заместителем начальника ст. лейтенантом милиции П. П. Кравчуком;

— Чернобыльский РОВД — 25 человек во главе с заместителем начальника майором милиции И. И. Ващенко,

—Полесский РОВД — 29 человек во главе с заместителем начальника капитаном милиции В. П. Швецом;

—Макаровский РОВД — 30 человек во главе с заместителем начальника майором милиции П. М. Дурицким,

—Ирпинский ГОВД — 50 человек во главе с заместителем начальника капитаном милиции В. Г. Киктенком.

Все они прибыли в г. Припять 26 апреля.

Был создан резерв (273 человека) из числа военнослужащих внутренних войск и работников пожарных частей, который разместился на базе Чернобыльского и Иванковского РОВД. Кроме того, к району аварии прибыли разведвзвод, химрота и военизированное подразделение охраны.

Прибывшие работники быстро разделились на группы, их возглавили работники Припятского ГОВД, которые хорошо знали территорию, расположение улиц и площадей.

Первый удар в борьбе со стихией приняли на себя сотрудники Чернобыльского, Полесского и Иванковского РОВД. Они несли службу в наиболее опасных местах, охраняли общественный порядок в г. Припяти, закрывали дороги на отдаленном расстоянии от АЭС, занимались регулированием движения на автодорогах «Иванков — Чернобыль — Припять», «Полесье — Припять».

Ф. К. Коваленко, который в 1986 г. возглавлял Чернобыльский райотдел внутренних дел, вспоминает: «26 апреля 1986 г. в 2 ч ночи был поднят по тревоге особый отряд, а через час и десять минут все были на рабочих местах. Вскоре я получил указание от заместителя начальника УВД В. И. Володина направить в Припять 26 работников для охраны общественного порядка. Сразу же сформированная группа под руководством моего заместителя майора милиции И. И. Ващенко выехала в Припять. Другие работники райотдела остались на месте и исполняли повседневные обязанности согласно заданию».

Буквально через час после сообщения об аварии на ЧАЭС выехал начальник Припятского РОВД майор милиции В. А. Кучеренко. Ознакомившись с ее масштабами, он поставил перед сотрудниками следующие задачи:

—перекрыть все дороги, ведущие к городу и к ЧАЭС, остановить транспорт, не задействованный в ликвидации последствий аварии;

—устранить возможность проникновения посторонних лиц на территорию, непосредственно прилегающую к ЧАЭС;

—выставить на основных автодорогах, ведущих в город, оперативный заслон для вывода автотранспорта;

— взять под охрану наиболее важные объекты, здания органов власти и управления,— провести работу по дозиметрическому контролю в местах несения службы особым отрядом.

Приблизительно в 3 ч 26 апреля 1986 г. для ознакомления с ситуацией, сложившейся вследствие аварии, и оказания помощи в организации общественного порядка на место выехал заместитель начальника УВД Киевской области полковник милиции В. М. Бовсуновский, а в 5 ч — оперативная группа МВД УССР под руководством генерал-майора милиции Г. В. Бердова. В ее состав были включены работники Управления общественного порядка МВД УССР: Л. В. Войцеховский — начальник управления, а также В. М. Кузнецов, М. А. Ходченко, А. М. Соколов, О.В. Переезда, О. В. Коваленко, В. П. Круглик, И. Ф. Шевчик, В. Я. Ежов и другие.

После изучения и анализа обстановки как непосредственно на станции, так и на прилегающей к ней территории, особенно в г. Припяти, оперативной группой была разработана схема охраны общественного порядка, которой предусматривалось:

1.Создать 4 контрольно-пропускных пункта (3 — на автодорогах, которые ведут к Припяти, и 1 — на въезде к ЧАЭС).

2.Выставить ограждения по периметру АЭС (в связи с высоким уровнем радиации).

3.Организовать патрулирование по г. Припяти (определено 14 маршрутов).

4.Обеспечить надежную охрану зданий органов власти и отделений связи.

Правильная расстановка сил и оперативное руководство в первые часы после аварии позволили обеспечить надежную охрану правопорядка, не допустить паники, сохранить спокойствие среди населения.

В этот же день оперативной группой МВД УССР и УВД Киевской области, с учетом масштабов аварии, было принято решение о создании оперативного резерва из числа. работников органов и подразделений внутренних дел и военнослужащих внутренних войск. В 18 ч был поднят по тревоге и приведен в боевую готовность особый отряд аппарата МВД, УВД Киевского горисполкома, Киевской высшей школы МВД СССР, Всесоюзных курсов повышения квалификации работников ИТУ и других подразделений органов внутренних дел, личный состав 1й спецкомендатуры отдельного батальона внутренних войск МВД СССР, обеспечивающий охрану станции. В состояние повышенной готовности были приведены органы внутренних дел, территориально входящие в пределы Киевского и Прикарпатского военных округов. В Полесском, Иванковском, Чернобыльском районах Киевской области введен усиленный вариант охраны правопорядка.

В течение трех суток количество сотрудников милиции и военнослужащих внутренних войск, задействованных в охране общественного порядка и проведении других работ, было доведено до 3 тыс. человек. Ими была оцеплена территория АЭС на относительно безопасном для здоровья расстоянии, взяты под охрану особо важные объекты городов Припяти и Чернобыля.

Для участия в работе Правительственной комиссии по расследованию причин аварии на место прибыл заместитель Министра внутренних дел СССР В. И. Другов с оперативной группой, состоящей из представителей ГУООП, ГУВВ, ГУГАИ, Политического и Медицинского управлений МВД СССР.

В связи с ежедневным повышением уровня радиационного облучения местности, прилегающей к ЧАЭС, в том числе к г. Припяти, Правительственной комиссией в 23 ч 26 апреля было принято решение об эвакуации населения. Основные обязанности по выполнению этого задания возлагались на органы внутренних дел. В 9 ч 27 апреля названные выше подразделения были перемещены непосредственно к месту аварии, а также в населенные пункты, население которых подлежало эвакуации.

Одновременно приказом Министра внутренних дел УССР были приведены в боевую готовность УВД областей, которые территориально находились между Киевским и Прикарпатским военными округами, даны поручения начальникам Житомирской, Черниговской и Черкасской областей сформировать объединенные отряды численностью по 250 человек каждый. Введен усиленный вариант несения службы на случай обострения оперативной обстановки в Полесском, Иванковском, Чернобыльском и Макаровском районах Киевской области.

Эвакуация населения из зоны радиоактивного заражения местности была проведена поэтапно с учетом распространения радиоактивного заражения:

1) из г. Припяти;

2) из 10-километровой зоны (включая г. Чернобыль);

3) из 30-километровой зоны.

Эти крупномасштабные мероприятия потребовали проведения огромной подготовительной работы и обеспечивающих мероприятий, в том числе силами органов внутренних дел.

При эвакуации населения Припяти были учтены следующие обстоятельства:

а) неготовность работников коммунального хозяйства горисполкома и городской эвакокомиссии к выполнению своих обязанностей из-за невозможности в короткий срок выполнить предусмотренные планами соответствующих служб необходимые расчеты:

б) необходимость значительного времени для создания сборных эвакопунктов;

в) возможность возникновения массовых беспорядков и паники в результате сосредоточения значительных по численности масс людей на ограниченной по размерам территории;

г) опасность радиационного поражения на открытой местности людей, особенно детей (в г. Припяти их было 17 тыс. человек).

В связи с этим было принято решение провести эвакуацию населения г. Припяти без развертывания сборных эвакопунктов, непосредственно от подъездов жилых домов.

Для этого город был разбит на пять секторов (по микрорайонам), назначены старшие секторов из числа хорошо подготовленных сотрудников милиции, главным образом участковых инспекторов, которые знали свои микрорайоны и проживающее там население. Они организовывали обеспечение надлежащего общественного порядка и безопасности, подготовку населения к эвакуации, разъясняли жителям создавшееся положение.

Значение этой работы очень велика, так как экстремальные условия всегда чреваты возникновением паники, активизацией преступных элементов. Угроза возникновения паники — наиболее опасного для состояния общественного порядка явления — особенно возрастает при отсутствии достаточной информации населения о сложившейся обстановке.

Из числа работников милиции были назначены ответственные за каждый дом и подъезд. На каждый подъезд составлялась карточка для учета эвакуируемого населения. В нее заносились следующие сведения: количество жильцов, сколько среди них лиц престарелого возраста, нетранспортабельных больных.

В ночь на 27 апреля 1987 г. было определено число людей, проживающих в каждом подъезде.

С учетом полученных исходных данных проводились расчеты потребности в силах и средствах, необходимых для организованного проведения эвакуации населения, разрабатывались схемы подъездных путей к подъездам и отвода транспорта с людьми. Для проведения эвакомероприятий в г. Припяти были задействованы, кроме личного состава Припятского ГОВД и Чернобыльского РОВД, сводные отряды, сформированные из сотрудников МВД УССР, УВД Киевского облисполкома, Киевской высшей школы МВД СССР и военнослужащих внутренних войск. В период подготовки к эвакуации населения силы и средства МВД непрерывно наращивались. Если по состоянию на 9 ч 26 апреля в обеспечении охраны общественного порядка в г. Припяти участвовали 600 работников милиции, то в последующие сутки была создана группировка сил милиции и внутренних войск численностью 2616 человек. Для проведения эвакуации было сосредоточено 1200 автобусов и 200 бортовых машин, а на железнодорожной станции Янов сформированы два дизель поезда на 1500 посадочных мест.

Перед началом эвакуации населения из опасной зоны большое внимание уделялось проведению инструктажа личного состава, выделенного для обеспечения эвакомероприятий. Особо были проинструктированы начальники секторов, их заместители и старшие нарядов. Их внимание особо обращалось на проявление максимальной заботы о людях, соблюдение законности, вежливое и тактичное обращение с гражданами, недопущение и своевременное пресечение любых конфликтных ситуаций, противоправных действий.

После переданного по местному радио сообщения об эвакуации населения сотрудники милиции, выдвинутые к этому времени на исходные позиции, начали поквартирный обход, разъясняя жителям необходимость и порядок эвакуации. Закрепленные за подъездами сотрудники милиции обеспечивали организованную посадку эвакуируемых в прибывшие автобусы и их отправку к местам формирования колонн. Автобусы заполнялись из расчета наличия сидячих мест и численности семей. Сформированные колонны (по 15—20 автобусов в каждой) отправлялись в сопровождении работников ГАИ к месту назначения.

Эвакуация населения г. Припяти была закончена за 2 ч 40 мин. Было эвакуировано 44 460 человек, в том числе автобусами — 33 460, железнодорожным транспортом — 2200, самостоятельно выехали железнодорожным и индивидуальным транспортом 9800 человек. После проведения эвакомероприятий работники милиции провели повторный поквартирный обход, чтобы выявить оставшихся граждан и незакрытые квартиры.

Последующая эвакуация населения из 10 и 30километровых зон вокруг ЧАЭС внесла определенные коррективы в теорию и практику гражданской обороны. Дело в том, что эвакуация, как один из способов защиты населения от оружия массового поражения, планировалась только из категорированных городов и объектов, а также из зон возможного катастрофического затопления. При ликвидации последствий аварии на ЧАЭС население, а также сельскохозяйственные животные эвакуировались также из сельской местности, где уровень радиоактивного заражения был опасен для жизни и здоровья людей.

За весь период было эвакуировано 114 783 человека и вывезено 75 500 голов крупного рогатого скота, более 7 тыс. свиней, 11 100 овец, 2300 лошадей.

Основными видами нарядов, обеспечивающих охрану общественного порядка и безопасность дорожного движения при эвакомероприятиях, были контрольно-пропускные пункты (КПП), посты регулирования, группы сопровождения, патрули и заслоны. Из перечисленных видов нарядов особо следует отметить наряды КПП. Они размещались в специально оборудованных помещениях, оснащенных телефонной и радиосвязью, приборами дозиметрического контроля, необходимой служебной документацией. В состав наряда на КПП включались представители различных служб милиции, а также следователи органов внутренних дел. Поэтому помещения, где функционировали наряды КПП, выполняли роль своеобразных опорных пунктов для других видов служебных нарядов. Задержанные нарушители общественного порядка доставлялись для разбирательства, как правило, на КПП.

Ликвидация последствий аварии на ЧАЭС показала, что не были своевременно разработаны режимы поведения людей в случае радиоактивного заражения местности. Так, во время подготовки эвакуации населения из опасной зоны не были приняты меры по ограничению или даже полному запрету нахождения людей на улице, хотя самым верным решением в создавшейся обстановке было бы укрытие людей в квартирах и других закрытых помещениях. При замерах в помещениях, где были закрыты форточки и двери, дозиметрические приборы показывали уровень радиации, который практически не превышал естественного фона.

При эвакуации населения работники милиции столкнулись и с такой проблемой: как быть с лицами, которые не желают эвакуироваться и теми гражданами, которых приходилось выдворять из зоны радиоактивного заражения несколько раз. В нормативных актах, регламентирующих деятельность милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью, на этот счет не было соответствующих решений.

В этой связи исполком Киевского областного Совета народных депутатов принял решение «О дополнительных мерах по обеспечению общественного порядка в 30километровой зоне Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1986 г. В нем отмечалось, что в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и с целью создания нормальных и безопасных условий жизни жители городов Припяти, Чернобыля и прилегающих к ним населенных пунктов были временно эвакуированы. В то же время отдельные граждане не оставили жилые дома и не выехали в места эвакуации, без надлежащего разрешения проникают на территорию опасной зоны. Принимая во внимание, что авария на Чернобыльской АЭС по последствиям граничит с обстоятельствами стихийных бедствий, с целью обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения, руководствуясь п. 14 ст. 30 Закона УССР «Об областном Совете народных депутатов УССР», исполком областного Совета народных депутатов постановил:

1. Обязать всех граждан, которые не эвакуировались из 30километровой зоны Чернобыльской АЭС, немедленно оставить ее и переселяться по указанию соответствующих компетентных органов в безопасную для здоровья зону.

2. Обязать исполком Припятского городского и Чернобыльского районного Совета народных депутатов, управление внутренних дел и отдел здравоохранения облисполкома применять меры принудительной эвакуации к лицам, которые во вред своему санитарно-эпидемическому благополучию отказываются от эвакуации.

3. Установить, что граждане, которые без надлежащего разрешения проникают на территорию 30километровой зоны Чернобыльской АЭС, подлежат удалению из нее в принудительном порядке органами внутренних дел.

На основании этого решения работники милиции были наделены правом при необходимости применять принудительную эвакуацию к отдельным гражданам, которые не желали покидать свои жилища, а также удалять в принудительном порядке лиц, проникающих на территорию 30километровой зоны Чернобыльской АЭС без надлежащего на то разрешения.

Сложившаяся в районе аварии на ЧАЭС обстановка показала, что ранее разработанные планы эвакуации населения, его размещения, защиты от радиационного поражения в период крупных производственных аварий, особенно на АЭС, не отвечали предъявляемым требованиям. Поэтому органы внутренних

дел в каждом конкретном случае искали новые пути решения поставленных перед ними задач.

Масштабы аварии оказались больше, чем можно было предусмотреть теоретически, особенно по размерам зараженной территории. Вследствие этого неверными оказались расчеты сил и средств, не был определен необходимый резерв для решения внезапно возникающих задач. В Припятском, Чернобыльском и других органах внутренних дел отсутствовали необходимые запасы средств индивидуальной защиты, приборов дозиметрического контроля, индивидуальных дозиметров, а также средств медицинской защиты. Об этом говорит и тот факт, что при эвакомероприятиях в г. Припяти 27 апреля 1986 г. часть личного состава органов внутренних дел получила высокие разовые дозы облучения (6—7 рентген).

Анализ деятельности органов внутренних дел в этих условиях позволил ВНИИ МВД впоследствии сформулировать следующие выводы и предложения:

1. Эвакуация населения при возникновении аварии на атомной электростанции остается эффективным способом его защиты.

2. Для эвакуации десятков тысяч людей в условиях радиоактивного заражения местности ее необходимо заблаговременно технически и организованно готовить. При этом важно учитывать географические, социально-экономические, демографические и другие особенности местности. В период непосредственной подготовки эвакомероприятий население должно находиться в квартирах или иных закрытых помещениях.

3. Главу XI Устава патрульно-постовой службы милиции необходимо дополнить разделом «Действия работников милиции при возникновении и ликвидации последствий крупных производственных аварий (в том числе на АЭС)».

4. Следует уточнить соотношение оперативных штабов МВД, УВД, создаваемых для управления группировками сил в особых условиях, со штабами республиканских, краевых и областных служб ООП ГО, одной из задач которых является обеспечение охраны общественного порядка и безопасности дорожного движения при ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф.

Представляется оправданным создавать оперативные штабы МВД, УВД на базе штабов ООП ГО.

5. Необходимо определить специальным нормативным актом правовой статус 30километровой зоны вокруг АЭС, предусмотрев исчерпывающий перечень ограничений в передвижении транспорта и пешеходов, а также принудительных мер, применяемых милицией при охране общественного порядка в условиях ликвидации последствий аварии на АЭС.

Управление силами и средствами органов внутренних дел. Привлечение значительных дополнительных сил и средств к охране общественного порядка в зоне ЧАЭС обусловило создание специальных нештатных органов оперативного управления этими силами — оперативных штабов МВД СССР, МВД Украинской и Белорусской ССР, УВД Киевского и Гомельского облисполкомов. Руководителями этих штабов были назначены первые заместители соответствующих министров, начальников УВД. Кроме того, в каждом сводном отряде, организационно состоя щем из трех-четырех рот, создавалась группа управления: командир отряда^ начальник штаба, заместители командира отряда по политической части и по тылу. Такая группа формировала необходимые виды нарядов, готовила их к службе и осуществляла расстановку по согласованию с соответствующим гор райорганом внутренних дел.

В дальнейшем в связи с изменением обстановки схема обеспечения общественного порядка также изменилась. С утра 29 апреля в г. Припяти начал резко увеличиваться уровень радиации. Это поставило под угрозу не только здоровье, но и жизнь людей, которые там были. Правительственная комиссия, оперативные группы и штабы министерств и ведомств, в том числе МВД УССР, а также сотрудники очередных смен ЧАЭС были переведены в Чернобыль. Возник вопрос о реорганизации системы патрульно-постовой службы.

Оперативной группой МВД УССР по согласованию с Правительственной комиссией и представителями руководства МВД СССР было принято решение осуществлять охрану города с максимальным использованием бронетехники и автомашин, что позволило бы уменьшить дозы радиоактивного облучения людей. С этого для охрана порядка в городе, жилых помещений и других важных объектов осуществлялась объединенными нарядами милиции, военнослужащих Советской Армии и внутренних войск путем патрулирования на БТР внутренних войск и 10 — Советской Армии (по 5 БТР внутренних войск и по 2 армейских БТР в смену).

Продолжали работать дежурная часть Припятского ГОВД и пункт центральной охраны. Всего по городу в одну смену (4 ч) были задействованы 175 человек (30 сотрудников милиции, 95 военнослужащих, 25 членов ДНД). В резерве находились 25 человек (5 работников милиции и 20 военнослужащих)..

Кроме того, контроль за состоянием порядка в городе с 29 апреля по 5 мая осуществлялся с помощью вертолетов. Сотрудники УООП МВД УССР майор милиции М. В. Яворский и капитан милиции П. Д. Мельник осуществили 7 вылетов общей длительностью 15 ч. Такая организация охраны просугцествова ла до середины августа 1986 г.

Следует отметить, что вопросам организации патрульно-постовой службы г. Припяти много сил и времени отдавали работники Управления охраны общественного порядка МВД СССР и МВД УССР полковник милиции О. М. Васильев, капитаны милиции И. А. Гонтаренко и И. И. Кобзарь, майор милиции М. В. Яворский, лейтенант милиции И. М. Петренко.

Качественно новые изменения в организации охраны прилегающей к аварии территории произошли после издания 29 апреля 1986 г. приказов МВД СССР «Об усилении охраны общественного порядка и безопасности в районе аварии на Чернобыльской АЭС» и «О дополнительных мероприятиях по обеспечению ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС». В ходе их выполнения руководство МВД УССР поручило УВД Киевской области разработать конкретные задачи по усилению охраны общественного порядка в районах, прилегающих к месту аварии.

Одновременно 30 апреля был введен контрольный режим на прилегающей к ЧАЭС территории. Для этого было создано 9 контрольно-пропускных пунктов на дорогах, ведущих непосредственно в г. Припять и на ЧАЭС, 3 КПП в Чернобыльском и но 5 КПП в Иванковском и Полесском районах.

Всего на 7 ч 30 мин 30 апреля для охраны общественного порядка было задействовано 2227 человек, в том числе от:

—внутренних войск — 850 человек;

—работников МВД УССР — 190 человек;

— УВД Киевской области — 299 человек,— МВД СССР — 339 человек;

— УВД Житомирской области — 250 человек;

—противопожарной службы — 99 человек.

В дальнейшем эти силы продолжали увеличиваться: 1 мая — 2465 человек, 2 мая — 2566 человек.

Выполняя поручения МВД УССР, 1 мая УВД Киевской области рассмотрело вопросы по усилению охраны общественного порядка в районах, прилегающих к месту аварии. Соответствующие предложения были положены в основу приказа МВД республики «О мерах по усилению охраны общественного порядка в связи с аварией на Чернобыльской АЭС». Особо предусматривалась организация работы со 2 мая органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск по четырем основным направлениям.

Первое — в г. Припяти. Основная задача — охрана жилого сектора и наиболее важных объектов.

Второе — о создании 15километровой зоны на территории Чернобыльского и Припятского районов. Основная задача — не допустить случаев проникновения в зону постороннего транспорта, отдельных лиц, криминальных элементов.

Третье — о создании 40километровой санитарно-контрольной зоны. Основная задача — круглосуточный контроль за перемещением транспортных средств и людей, недопущение их проникновения в опасную зону, обеспечение общественного порядка.

Четвертое — в пригородной зоне г. Киева. Основная задача — организовать усиленный контроль за въездом транспорта в город, для чего создать достаточно постов ГАИ. Кроме того, были осуществлены другие мероприятия:

— УВД Киевской области — разработан и внедрен график смены личного состава отделов внутренних дел области, которые направлялись для охраны общественного порядка в Полесский, Иванковский и Бородянский районы (по 789 человек на 10 дней), в Припять и Чернобыльский район (по 50 человек на 5 дней);

—на территории области, особенно возле г. Киева, были созданы КПП, где несли службу сотрудники ГАИ и дозиметристы, а также выставлены 50 постов на дорогах, ведущих в г. Киев, на которых несли службу 219 сотрудников райотделов внутренних дел города;

—на всех 20 рынках г. Киева участковые инспектора милиции и сотрудники службы БХСС активно проводили работу по выявлению и недопущению случаев продажи не проверенных дозиметрической службой продуктов питания;

—органы транспортной милиции усилили охрану общественного порядка на вокзалах, в портах, аэропортах. В период с 3 мая по 5 мая охрана общественного порядка осуществлялась :

— В Г. Припяти;

—в населенных пунктах, где проводилась эвакуация;

—в 10 и 30километровых зонах.

В этот период для смены сил, что были задействованы раньше, по распоряжению Министра внутренних дел УССР И. Д. Гладуша прибыли объединенные отряды УВД Черниговской, Черкасской и Винницкой областей (по 200 человек). Всего в эти дни на охрану общественного порядка было задействовано 1445 работников милиции и 1105 военнослужащих внутренних войск. В новых режимных зонах было установлено 36 КПП и оперативных заслонов.

Для соблюдения надежного правопорядка в местах расселения эвакуированного населения УВД Киевской области было направлено: в Бородянский район—36 сотрудников милиции из Барышевского и Васильковского РОВД, в Иванковский — 50 сотрудников из Киево-Святошинского и Броварского РОВД, в Полесский — 112 сотрудников из Фастовского, Сквирского, Тетивского и Стащанского РОВД.

Большой объем работ по обеспечению эвакуации выполнен сотрудниками паспортных аппаратов. Необходимо было в сжатые сроки наладить персональный учет эвакуируемого и временно переселяемого населения, обеспечить информацию о местах его нахождения и проживания. 7 мая на базе УВД Киевского горисполкома было развернуто адресно-справочное бюро, в которое организационно вошли паспортные аппараты Бородянского, Иванковского, Макаровского и Полесского районов. Создавались специальные адресно-справочные картотеки. К обеспечению работы по учету, регистрации, прописке, документированию эвакуированных граждан привлекалось 96 сотрудников паспортных аппаратов, а к работе в адресных бюро — 90 человек.

В органы здравоохранения республик, краев и областей страны постоянно направлялась информация о количестве граждан, эвакуированных на территорию их обслуживания. Всего направлено такой информации на 102 574 человек, в том числе по УССР — на 813 человек, БССР — 211 человек.

4 мая в связи с определением запретной зоны на территории УССР и БССР создано четыре сектора охраны (по два на республику). С завершением эвакуации из 30километровой зоны (8 мая) для поддержания режимных мероприятий принято решение о развертывании в ней единой системы охраны правопорядка. 8 мая были разработаны и внедрены специальные пропуска на право входа и въезда в зону (четыре вида пропусков), В этих целях развернута работа трех бюро пропусков: в МВД УССР, УВД Киевского облисполкома и г. Чернобыле. Ими всего выдано для граждан 102,3 тыс. и на транспорт — около 10 тыс. пропусков.        

Представляет интерес организация охраны общественного порядка в оперативно-режимных зонах, в связи с чем целесообразно рассмотреть этот вопрос отдельно.

Представляет интерес организация охраны общественного порядка в оперативно-режимных зонах, в связи с чем целесообразно рассмотреть этот вопрос отдельно.

Особенности охраны общественного порядка и безопасности в оперативно-режимных зонах. В целях более надежной охраны общественного порядка и безопасности в районе аварии и прилегающей территории в соответствии с решением Правительственной комиссии и приказом МВД СССР вокруг г. Припяти были созданы с учетом уровней радиации три оперативно-режимные ЗОНЫ:

зона особого режима (опасная зона) радиусом примерно 8 км от центра г. Припяти;

зона отчуждения (закрытия зона) радиусом примерно 10 км с периметром 196,5 км;

контрольно-санитарная (или 30километровая) зона с периметром 245 км. В ней был установлен усиленный контроль за движением транспорта и его дезактивационной обработкой.

В перечисленных зонах органы и внутренние войска МВД СССР обеспечивали общественный порядок, в том числе в местах размещения рабочих и служащих, охраняли государственное, общественное и личное имущество в эвакуированных населенных пунктах; обеспечивали установленный пропускной режим въезда и выезда, а также порядок передвижения по их территории; контролировали вывоз гражданами их личного имущества; содействовали проведению санитарно-карантинных мероприятий; осуществляли оперативно-розыскные мероприятия по линии работы аппаратов уголовного розыска и БХСС; оказывали содействие в решении оперативных задач по охране государственной безопасности.

К охране 30километровой зоны по ее периметру органы внутренних дел и подразделения внутренних войск приступили 4 мая 1986 г. Для охраны рубежа этой зоны, проходившего по территории Украинской ССР (155 км) и Белорусской ССР (90 км), было сформировано три батальона внутренних войск из числа военнослужащих, призванных из запаса, общей численностью 1 тыс. человек. Охрана рубежа осуществлялась 17 караулами, каждый в составе взвода, от которых выделялись дозоры на БРДМ и автомобилях, пешие парные патрули, наблюдательные посты и КПП милиции.

После эвакуации населения городов Припять, Чернобыль и других населенных пунктов, расположенных в 30километровой зоне, по ее периметру было установлено 80 км проволочных ограждений и с 8 мая введен пропускной режим, который обеспечивался на территории УССР 10 КПП милиции, 71 заслоном внутренних войск, 3 патрулями милиции и внутренних войск, в БССР — 10 КПП милиции, 21 заслоном внутренних войск, 4 дозорами на БТР и 24 автопатрулями милиции. Для усиления надежности охраны границ этой зоны проведены дополнительные мероприятия: проселочные дороги перекопаны, в местах вероятного движения нарушителей режима установлены инженерные ограждения, а по всему периметру зоны — предупредительные знаки, сигнальные приборы «Алмаз» и наблюдательные вышки.

В течение июня — июля 1986 г. было осуществлено строительство на рубеже зоны отчуждения сигнально-заградительной системы «Скала». По периметру зоны оборудована линейная часть системы в виде забора из колючей проволоки высотой 2 м. Своевременное выполнение строительных и монтажных работ позволило с 1 августа приступить к охране зоны отчуждения с применением упомянутой системы.

Для оборудования рубежа зоны отчуждения Министерством обороны были выделены силы и средства трех военных округов. От внутренних войск МВД СССР в работе участвовали особый саперный батальон ОМСДОН, инженерно-саперные роты частей, подчиненных Управлению внутренних войск по УССР и Молдавской ССР.

Контроль за оборудованием рубежей осуществляли офицеры ГУВВ МВД СССР. Для производства этих работ было израсходовано: столбов—83 тыс. шт., колючей проволоки — 600 т, цемента— около 1 тыс. т, изоляторов — 21 тыс. шт., кабеля — 1250 км, комплектов аппаратуры «Скала» — 25. К работам привлекалось около 7,5 тыс. человек, 750 единиц техники. Для установки сигнальной системы было сформировано 10 бригад монтажников из числа специалистов Минсредмаша (92 человека), специалистов внутренних войск (88 человек) и электромонтеров ГУВО МВД СССР. С 1 июля охрана зоны отчуждения осуществлялась двумя специальными батальонами внутренних войск общей численностью 820 человек.

Территория «могильника» зараженной техники в селе Лубянка была оборудована охранной периметральной системой «Рубеж»; для предотвращения случаев разукомплектования хранящейся техники установлен круглосуточный милицейский пост.

Исходя из состояния оперативной обстановки, основными задачами в период работы в 30километровой зоне являлись:

—обеспечение правопорядка в зоне, в местах размещения рабочих и специалистов;

—охрана государственного, общественного и личного имущества граждан в эвакуированных населенных пунктах,— обеспечение пропускного режима в зоне и на территории;

—обеспечение контроля за организацией вывоза личного имущества граждан;

—проведение санитарно-карантинных мероприятий.

Патрульно-постовая служба в 30километровой зоне была организована в местах размещения и питания рабочих и служащих, участвующих в ликвидации последствий аварии, приближена к объектам с материальными ценностями, домам и квартирам, не оборудованным техническими средствами. В г. Чернобыле в патрульно-постовой службе в среднем в сутки использовались 68—70 работников милиции, несущих круглосуточную службу на 12—13 маршрутах и 3 постах по 12 ч в день. Непосредственно в г. Припяти патрульная служба была организована в две смены по 6 ч (с 8 ч до 13 ч и с 15 ч до 20 ч), в каждой смене — 8 человек.

В связи с организованным заездом в зону граждан (особенно в августе — октябре 1986 г.) для вывоза личного имущества принимались меры по усилению охраны сельских населенных пунктов. Во всех 39 селах, находящихся в зоне, устанавливалось круглосуточное дежурство работников милиции вахтовым методом по трое суток (по 2—3 сотрудника во главе с офицером). В селах выставлены указатели о месте нахождения поста милиции. В Гомельской области охрана материальных ценностей и поддержание правопорядка в 108 населенных пунктах осуществлялись 46 пешими и 28 автопатрулями (из расчета один автопатруль на две-три деревни). В Брянской области — в четырех населенных пунктах — 8 пешими и 3 автопатрулями.

Учитывая большую концентрацию рабочих и служащих, занятых в ликвидации аварии на АЭС, возникла необходимость в принятии дополнительных мер по поддержанию общественного порядка в местах их проживания. В этой связи в пос. Зеленый Мыс, где расположен вахтовый городок, было организовано поселковое отделение милиции численностью 18 человек из числа рабочих и служащих, несущих вахту на атомной электростанции, создана ДНД общей численностью 160 человек. В вечер нее время на охрану общественного порядка в поселке выходили 5—6 работников милиции и 6—8 дружинников.

В г. Чернобыле, 30километровой зоне работниками милиции проводились специальные рейды, особенно в местах размещения рабочих и специалистов. Совместно с работниками здравоохранения, Госпожнадзора, санэпидемслужбы обследованы все здания, занятые под общежития, были разработаны и утверждены Положение о порядке предоставления, изъятия, использования административных и жилых зданий, Правила внутреннего распорядка проживающих в общежитиях г. Чернобыля. В целях поддержания паспортного режима, установления точного количества прибывающих лиц в г. Чернобыль и убывающих из него установлен пропускной режим в общежитиях, комендантам которых выданы листки прибытия и убытия. Чтобы не допустить краж личного имущества граждан, постоянно проводились отработки г. Чернобыля^ проводились подворные обходы, в процессе которых были забиты и опечатаны разбитые окна и открытые двери. Одновременно опечатывались также входные двери всех жилых домов и пустующих административных зданий. Бригады егерей под руководством работников милиции производили отстрел бродячих собак и кошек. К концу 1986 г. охрана Чернобыльской АЭС велась в соответствии с решением Правительственной комиссии специальным подразделением внутренних войск МВД СССР. Ежесуточно назначался караул в составе 60 военнослужащих, от которого выставлялось 19 постов (ранее 6), из них по периметру станции — 6, на КПП — 5 и по охране режимных помещений — 8.

По состоянию на 1 декабря 1986 г. в 30километровой зоне для выполнения оперативно-служебных задач по охране общественного порядка задействовалось 1974 работника органов внутренних дел, 40 единиц автотранспорта, 140 радиостанций.

Организационная деятельность ГУОП МВД СССР. В соответствии с указаниями руководства МВД СССР для решения вопросов, связанных с обеспечением общественного порядка, государственной и личной собственности, проведением режимных, эвакуационных и других мероприятий при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. в район аварии. Киевскую, Гомельскую, Брянскую области было командировано 13 сотрудников ГУОПП. Кроме того, для установления контроля, координации действий, слежения за обстановкой, выработки и принятия управленческих решений, подготовки расчетов сил и средств в ГУООП МВД СССР 3 мая 1986 г. была создана оперативная группа. Ею были подготовлены проекты приказов МВД СССР «Об усилении охраны общественного порядка и безопасности в районе аварии на Чернобыльской АЭС», «Об утверждении Инструкции о порядке персонального учета лиц, эвакуированных из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС, и информации органов здравоохранения о миграции их по территории СССР», «О подготовке ОВД и внутренних войск к работе в осенне-зимний период в районах ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС», а также указаний МВД СССР, в частности по обеспечению учета, прописки и перерегистрации эвакуированного населения. Подготовлены и направлены в Оперативный штаб МВД СССР предложения в план мероприятий Министерства по обеспечению общественного порядка и ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

С учетом складывающейся оперативной обстановки произведены расчеты сил и средств служб и подразделений охраны общественного порядка для УВД Киевского, Гомельского облисполкомов, а также для дополнительного привлечения личного состава сводных оперативных отрядов УВД других областей Украинской и Белорусской ССР.

В целях недопущения проникновения посторонних лиц и проверки транспортных средств подготовлены предложения об организации комендатур (на основных магистралях), КПП, дозоров, заслонов на других дорогах, ведущих в зону аварии на Чернобыльской АЭС.

В ГУООП МВД СССР были проведены инструктивные занятия с руководителями паспортных отделов, начальниками адресно-справочных бюро УВД Киевского, Гомельского облисполкомов, даны рекомендации о создании автономных картотек по учету всех лиц, эвакуированных из 30километровой зоны, в том числе и детей.

Разработан план мероприятий ГУООП МВД СССР по контролю и оказанию практической помощи органам внутренних дел, на территории обслуживания которых расположены атомные электростанции.

Сотрудники главка, находясь непосредственно в Оперативном штабе МВД УССР в г. Чернобыле, осуществляли контроль за ходом выполнения плановых мероприятий, оказывали практическую и методическую помощь оперативной группе УООП МВД Украинской, Белорусской ССР, УВД Брянского облисполкома в обеспечении охраны общественного порядка и безопасности в 30километровой зоне.

Характеризуя в целом деятельность органов внутренних дел по организации охраны общественного порядка и обеспечению безопасности в условиях аварии на Чернобыльской АЭС, следует сделать вывод о том, что она в основном отвечала сложившейся в то время экстремальной ситуации, позволила в пределах возможностей служб обеспечения безопасности своевременно локализовать вредные последствия, обеспечить надежный правопорядок в зоне аварии и прилегающих районах.

Вместе с тем в организации охраны общественного порядка и обеспечении безопасности имелись недостатки и просчеты, обусловленные в первую очередь уникальным характером аварии и ее последствий и отсутствием соответствующего опыта как в органах внутренних дел в целом, так и службах обеспечения общественного порядка и безопасности в частности.

Интересны в этой связи положения и выводы, сформулированные ВНИИ МВД СССР в результате специального изучения вопросов организации охраны общественного порядка в зоне аварии.

Этапы деятельности органов внутренних дел. Исследование позволило выделить в деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях несколько этапов:

—первоначальный этап (от момента аварии до начала эвакуации населения);

—этап эвакуации (от начала эвакуации до полного закрытия территории, представляющей опасность для жизни и здоровья населения);

—этап стабилизации (вплоть до полной ликвидации последствий аварии).

Первоначальный период. Сообщение об аварии поступило в МВД УССР в 1 ч 55 мин 2'6 апреля 1986 г.; в 3 ч 10 мин был поднят по тревоге личный состав органов внутренних дел Киевской области; к 5 ч в г. Припять прибыла опергруппа МВД, которая с этого момента осуществляла общее руководство деятельностью милиции и взаимодействие с представителями других министерств и ведомств, находящихся в зоне АЭС; к 9 ч в городе было сосредоточено 600 работников милиции из близлежащих РОВД и батальон ППСМ Киевского облисполкома. В состояние повышенной готовности приведены УВД, территориально входящие в Киевский и Прикарпатский военные округа. В Полесском, Иванковском, Чернобыльском районах был введен усиленный вариант охраны общественного порядка.

До прибытия приданных сил руководство Припятского РОВД, проанализировав оперативную обстановку, предварительно оценив масштабы аварии и возможные ее последствия, обеспечило перекрытие нарядами милиции подъездных путей к АЭС и к городу. В течение дня 26 апреля основными задачами милиции были охрана территории АЭС и блокирование всех дорог с целью недопущения посторонних лиц и транспорта на территорию АЭС и в г. Припять, охрана наиболее важных объектов (горисполком, почта, телеграф, телефонная станция и т. д.), патрулирование по усиленному варианту.

После принятия решения о проведении эвакуации к 7 ч 27 апреля 1986 г. к месту аварии прибыли сводные отряды МВД УССР, УВД г. Киева, КВШ МВД СССР — всего 900 человек. С этого момента город охранялся по периметру, территория его была разбита на пять секторов. Поскольку эвакуация проводилась без сборных эвакопунктов, за каждым домом, подъездом закрепили работников милиции, которые до объявления эвакуации неоднократно осуществляли поквартирный обход, составляли списки, в том числе и нетранспортабельных больных, информировали граждан о времени и порядке эвакуации. Были определены места сбора колонн и маршруты вывоза населения.

На первоначальном этапе в организации деятельности милиции, по мнению участвующих в данной работе лиц, имели место следующие недостатки:

—личный состав Припятского ГОВД и прибывающих подразделений не был проинструктирован об опасности радиоактивного заражения, не обеспечен специальной одеждой и средствами дозиметрического контроля;

—не определены пункты размещения прибывающих сил, не организован дозиметрический контроль в местах несения службы и отдыха сотрудников;

—имеющиеся планы не предусматривали расчет сил и средств для аварии такого масштаба, количество привлекаемых сотрудников милиции превышало действительную в них потребность;

—наряды ППСМ и вневедомственной охраны не были своевременно выведены из зоны АЭС, опасной для жизни;

—из-за несвоевременного принятия решения об эвакуации закрепленные за домами работники милиции не имели должной информации и не смогли в полном объеме проинструктировать эвакуируемых граждан о порядке подготовки к ней (какие вещи и документы взять с собой, в каком состоянии оставить квартиру), что в дальнейшем вызвало дополнительные затруднения.

Этап эвакуации. К 14 ч 27 апреля 1986 г. к подъездам было подано 1S85 автобусов; закрепленные за подъездами работники милиции (по 2 человека) обеспечивали порядок при посадке и отправке автобусов к месту сбора колонн по заранее намеченным маршрутам. По состоянию на 18 ч в городе оставалось 75 человек, которые были вывезены после дополнительной разъяснительной работы с ними. Одновременно эвакуировано население трех близлежащих к г. Припяти сел. Принцип эвакуации был тот же, но работники милиции закреплялись не за каждым домом, а за группой домов. В пути следования автобусы сопровождались сотрудниками милиции.

После окончания эвакуации закрепленные за домами работники милиции проверили и опечатали квартиры (в дальнейшем подъезды были подключены к пунктам централизованной охраны), дома охранялись до вывода личного состава из г. Припяти. С этого момента организовано патрулирование в жилом секторе нарядами на БТР (по 4 ч); 40 административных зданий и народнохозяйственных объектов охраняли посты милиции; не занятые на дежурстве сотрудники находились вне города в помещениях пионерского лагеря «Солнечный».

Поскольку уровень радиоактивной зараженности местности продолжал повышаться, было принято решение об эвакуации населения из 15километровой, а затем из 30километровой зоны. Для этого создано 56 групп (320 человек) из числа местных и прикомандированных работников органов внутренних дел, которые направлены во все населенные пункты (г. Чернобыль, села Чернобыльского, Полесского и Пародического районов), причем в крупных селах созданы оперативные группы. Проведены сходы местных жителей, на которых разъяснена необходимость эвакуации, оказана помощь в ее подготовке, организовано сопровождение более 6,5 тыс. единиц транспорта (автобусов, скотовозов, грузовиков) к местам расселения.

Работа по эвакуации населения была завершена к 7 мая 1986 г.

Следует отметить, что эвакуация фактически осуществлялась силами органов внутренних дел, формирования ГО к ней не были готовы и не смогли оказать действенной помощи. Нарушений порядка не было, панические проявления, несмотря на имеющийся дефицит информации, не возникали, поэтому для охраны общественного порядка не потребовалось дополнительного привлечения сил. Вместе с тем отсутствие права принудительной эвакуации привело к тому, что часть жителей осталась на территории зоны и проживает там до настоящего времени.

Приказом МВД УССР от 1 мая 1986 г. охрану общественного порядка было предписано, как уже было сказано ранее, организовать по следующим направлениям.

1.В г. Припяти — охрана жилых и административных зданий, народнохозяйственных объектов.

2.В 15километровой зоне Чернобыльского и Полесского районов — недопущение проникновения в зону постороннего транспорта, случайных лиц, преступных элементов, нарушений общественного порядка, особенно в эвакуированных населенных пунктах, регулирование и обеспечение безопасности дорожного движения.

3.В 40километровой санитарно-контрольной зоне: а) контроль за передвижением транспорта и граждан, недопущение их проникновения в опасную зону, поддержание общественного порядка, предупреждение правонарушений и преступлений; б) оповещение населения и разъяснительная работа с ним; в) оказание содействия в дезактивации транспорта и санитарной обработке людей; г) обеспечение порядка в местах проживания эвакуированных граждан.

4.В пригородной зоне г. Киева — создание постов регулирования движения с дозиметрическим контролем транспорта, выезжающего в город.

В связи с дополнительной эвакуацией населения и с учетом радиационной обстановки было принято решение блокировать 30километровую зону. По периметру 30километровой зоны установлено 10 КПП с круглосуточным режимом работы, между КПП выставлено 75 заслонов, установлено более 3 тыс. предупредительных щитов и 24 постовые вышки, перекопаны проселочные дороги; привлечено для несения службы вертолетное звено.

Приказом МВД УССР был организован Припятско-Чернобыльский ГОРОВД с подчиненными ему двумя ротами ППС (140 человек), преобразованный позже в Припятский ГОВД (расположенный в г. Чернобыле и обслуживающий Чернобыль и Припять) и Чернобыльский РОВД (с дислокацией в пос. Зорин, обслуживающий 30километровую зону и населенные пункты Чернобыльского района, расположенные вне зоны).

Таким образом, эвакуация населения и блокирование 30километровой зоны проводились параллельно и были завершены к 8 мая 1986 г.

Период стабилизации. 30километровая зона по уровню радиоактивной зараженности и, естественно, по условиям несения службы разделяется на три зоны: особого режима, куда входит

территория ЧАЭС; отчуждения, расположенную в г. Чернобыле и заселенную лицами, участвующими в ликвидации последствий аварии; контрольно-санитарную, расположенную как в Чернобыле, так и в сельской местности. На границе особой зоны, равно построено ограждение, которое оснащено сигнально-заградительной системой «Скала».

1.Согласно приказу председателя Правительственной комиссии от 15 мая 1986 г. на органы внутренних дел была возложена обязанность обеспечения пропускного режима. В связи с этим КПП в селах Диброва, Дитятки и Ст. Соколы были преобразованы в комендатуры, остальные (за исключением КПП № 10 в устье реки Припять) упразднены, а на их месте оставлены оперативные заслоны милиции для поддержания взаимодействия с нарядами внутренних войск, тщательного разбирательства с задержанными правонарушителями.

Комендатуры, являясь структурными подразделениями Припятского ГОВД и Чернобыльского РОВД, обеспечивали:

—пропуск транспорта в зону только по специально установленным пропускам, регистрацию в отдельных журналах въезжающих в зону и убывающих из нее транспорта и людей;

—обязательную проверку личности всех граждан, въезжающих в зону на любом виде транспорта;

—выдачу по согласованию с опергруппой МВД УССР пропусков на право въезда в зону автотранспорта, не имеющего по уважительным причинам таких пропусков;

—охрану грузов и транспорта, находящихся на перевалочных пунктах, недопущение на них посторонних лиц;

—задержание и оперативное разбирательство с транспортом и лицами, пытающимися проникнуть в зону в нарушение установленного порядка;

—изъятие пропусков на транспорт и людей, возвращающихся в зоны.

С 20 мая 1986 г. были отменены и постоянно изъяты все ранее действующие пропуска, введен пропуск единого образца; организована работа трех бюро пропусков (МВД УССР, УВД Киевского облисполкома, г. Чернобыля).

2.Несмотря на введение пропускной системы и меры по блокированию, в зоне продолжали проживать, отказавшись от эвакуации, либо пытались незаконно в нее проникнуть местные жители. Так, с 16 мая по 3 июня 1986 г. было выявлено и удалено 340 человек, уклонившихся от эвакуации, задержано 120 лиц, не прописанных и не работающих в зоне; до 22 июня 1986 г. предотвращено 1060 проникновений. В связи с этим на оперативном совещании заместителем Министра внутренних дел СССР Б. В. Заботиным было разрешено с 26 июля 1986 г. одноразовое посещение эвакуированными домов в сельской местности и городских квартир с целью забрать оставленные вещи, деньги, документы. Вывоз имущества был тщательно подготовлен органами исполнительной власти во взаимодействии с органами внутренних дел и прошел организованно: все эвакуированные имели возможность оформить заявку, были ознакомлены с правилами соблюдения личной безопасности и поведения в квартире, перечнем подлежащих вывозу вещей, обеспечены транспортом — от места расселения к месту прежнего проживания и обратно. В присутствии работников милиции квартиры вскрывались, а затем вновь опечатывались. Вещи было разрешено вывозить только после дозиметрического контроля (отсутствие правового статуса зоны не давало возможности применять меры воздействия к лицам, пытавшимся вывозить вопреки запретам зараженное имущество). Операция проходила в несколько этапов по заранее составленному графику.

3.Поскольку не были регламентированы порядок и способы удаления из зоны граждан, которые не эвакуировались либо самовольно возвратились к прежнему месту жительства и категорически отказывались его оставить, то число незаконно находящихся в зоне лиц неуклонно росло: весной 1987 г. их было около 500, а к осени 1987 г. — более 900 человек. В связи с этим в некоторых селах было вновь подключено электричество и организовано снабжение вернувшихся жителей предметами первой необходимости и продуктами питания. От практики принудительного выселения (решение Киевского облисполкома № 132 от 10 мая 1986 г., утвержденное Прокуратурой УССР) пришлось отказаться, так как при этом возникли конфликты. В таких селах работники милиции (время их пребывания по мере стабилизации обстановки увеличивалось с 2—3 дней до 3 месяцев) дежурили нарядами по 2 человека (до 20 августа 1986 г. села охранялись методом патрульных участков); вели списочный учет населения; предупреждали либо пресекали нарушения общественного порядка; проводили подворные обходы для наблюдения за сохранностью запоров, дверей, окон, выявления следов проникновения; в случае обнаружения признаков преступления принимали меры к его раскрытию.

4.В г. Припяти после эвакуации населения была разработана программа мероприятий по обеспечению сохранности зданий и материальных ценностей, согласно которой обследованы и закрыты все подъезды, организована круглосуточная работа ПЦО с подключением 160 жилых домов (600 подъездов) и 70 учреждений и организаций. Организовано патрулирование смешанными нарядами внутренних войск и милиции по 6 смен в сутки на 2 БТР; в здании бывшего Припятского ГОВД для своевременного реагирования на поступающие сигналы круглосуточно дежурят 2 человека. Государственное имущество после дозиметрического контроля вывезено из города либо захоронено в специально отведенных местах.

5.Наиболее сложным в оперативном отношении объектом являлся г. Чернобыль, где проживала основная масса лиц, занятых на ЧАЭС, и размещены блоки питания, предприятия бытового обслуживания, учреждения и организации. Здесь установлено 16 постов на особо важных объектах; действуют 2 патруля и 11 пеших нарядов (всего 240 человек), за жилыми и нежилыми секторами закреплены участковые инспектора милиции.

Все жилые здания и учреждения в г. Чернобыле закрыты и опечатаны. Однако с большим объемом работ по ликвидации последствий аварии возникли вопросы, которые были решены несколько позже: 1) не был урегулирован порядок посещения своих квартир эвакуированными, привлекаемыми для работ в закрытой зоне; 2) поскольку все здания в г. Чернобыле являлись собственностью ЧАЭС (ПО «Комбинат»), они вскрывались и занимались организациями, штабами и опергруппами различных ведомств либо заселялись рабочими по разрешению дирекции, без согласования с РОВД, ответственным за сохранность имущества. По состоянию на 20 августа 1986 г. таких организаций было 143, но схема их расположения отсутствовала, не было списка руководителей и списка их телефонов. Подобное положение осложняло деятельность милиции по охране общественного порядка и предупреждению преступлений и правонарушений.

Для решения перечисленных вопросов осуществлялись проверки работы бюро пропусков, а также учета и регистрации лиц, работающих на ЧАЭС и проживающих в общежитиях, своевременной сдачи листков прибытия и убытия в бюро пропусков; проверялись наличие образцов пропусков и выполнение инструкции по пропускному и внутриобъектному режиму; проводился подворный обход жилых домов, составлялся список выявленных в ходе проверки лиц для информирования заинтересованных инстанций. Проверялся внутренний порядок в общежитиях с целью недопущения совершения правонарушений и преступлений. Одновременно проводились ревизии состояния жилых и хозяйственных построек, принимались меры по' их техническому укреплению для предотвращения от проникновения посторонних лиц, составлялись описи находящихся в домах и усадьбах ценностей и техники.

В ходе отработок организовывалась проверка документов на временных КПП у лиц, находящихся на улицах и общественных местах, причем в этот период на базе дежурной части работал фильтрационный пункт для оперативного разбирательства с задержанными. В комендатурах, на КПП и оперативных заслонах созданы усиленные группы контроля для предупреждения проникновения в зону спиртных напитков, других запрещенных предметов, а также недопущения вывоза похищенных ценностей. Проверялся порядок хранения денежных средств и материальных ценностей в организациях, расположенных в г. Чернобыле и пос. Зеленый Мыс, порядок их доставки в дни зарплаты.

6.Структура преступности и правонарушений в спецзоне была специфична, что учитывалось при организации борьбы с ней.

Заявлений о преступлениях больше всего поступало в августе— ноябре 1986 г., когда проходил заезд местных жителей.

В указанный период создавались оперативно-следственные группы для раскрытия преступлений, увеличивалось количество маршрутов ППС и ДНД. Большинство преступлений по состоянию на конец 1986 г. было раскрыто, в 1987 г. количество заявлений уменьшилось.

Для работ по ликвидации последствий аварии привлекалось значительное число военнослужащих как срочной службы, так и призванных на переподготовку. Однако должное взаимодействие с командованием воинских частей не было организовано, что иногда влекло неоправданное осложнение оперативной обстановки. Несмотря на принятое МВД УССР 3 июня 1986 г. решение, не был налажен должный контроль за военнослужащими, проводящими дезактивацию и другие работы в населенных пунктах, в результате чего совершен ряд преступлений и правонарушений. Так, 27 июля 1986 г. в Доме культуры с. Мартыновичи имел случай группового хулиганства, выразившегося в избиении жителей села лицами, призванными на переподготовку.

После анализа причин группового хулиганства УООП МВД УССР приняло решение об отработке всех населенных пунктов, где размещены воинские части, и внесло командованию КВО предложения об организации комендантской службы и назначении старшего оперативного начальника временных воинских гарнизонов с целью недопущения конфликтных ситуаций между военнослужащими и местным населением. В августе была достигнута договоренность о совместном патрулировании милицейских и воинских нарядов.

В отличие от первых этапов, при стабилизации обстановки в особой зоне начинают выполнять свои функции иные (кроме ППС и участковых инспекторов милиции) подразделения УООП.

Карантинная служба осуществляла следующие мероприятия :

—отстрел и захоронение бесхозных собак и кошек;

—контроль совместно с санитарно-эпидемической службой М3 УССР, медслужбой МВД УССР и Главсэс санитарного состояния, особенно в местах размещения вахтовых бригад;

—обследование условий проживания и несения службы на КПП и оперативных заслонах,— контроль вывоза в специально отведенные места мусора, тары, зараженных вещей;

—проверка санитарного режима в предприятиях общепита.

Разрешительная система. Поскольку при эвакуации оружие гражданами сдано не было, в первоочередном по

рядке решалась задача установления его местонахождения и перерегистрации, в последующем — контроль за вывозом принадлежащего гражданам, а также учебного, принадлежащего школам, СПТУ; обеспечение режима доставки и хранения взрывчатых веществ, режима при взрывных работах; контроль за использованием и перевозкой сильнодействующих и ядовитых веществ. Были определены места захоронения радиоактивных отходов и зараженных предметов, размещения брошенного зараженного транспорта; маршруты и порядок их доставления к этим местам.

Паспортная служба осуществляла контроль за соблюдением паспортного и пропускного режима в 30-киломстровой зоне.

Для обеспечения охраны общественного порядка в местах предполагаемого расселения эвакуированных граждан были направлены по 1—2 работника УВД Киевского облисполкома, которые совместно с руководством РОВД организовали работу по размещению, а затем персональному учету, паспортизации, трудоустройству, перекрыли нарядами ППСМ населенные пункты, в которых расселяли эвакуированных. Штаты Макаровского, Бородянского, Полесского РОВД Киевской области, на территории обслуживания которых в основном размещались эвакуированные, были увеличены. Кроме того, для работы с эвакуированными гражданами дополнительно привлекались прикомандированные работники милиции.

Для оперативного решения вопросов, связанных с учетом эвакуированного населения, была создана адресно-информационная служба. В нее вошли адресное бюро УВД Киевского горисполкома и паспортные аппараты Бородянского, Иванковского, Макаровского, Полесского РОВД. Эвакуированное население взято на списочный учет с оформлением на каждого листков прибытия в двух экземплярах (ф. 19); из этих листков в каждом РОВД были созданы адресно-справочные картотеки, а в УВД г. Киева — адресно-справочное бюро (АСБ). В связи с тем что часть населения выехала самостоятельно либо уехала из мест расселения после эвакуации, во всех УВД облисполкомов УССР было организовано выявление лиц, прибывших из 30километровой зоны, взятие их на учет и направление листков прибытия в АСБ. Аналогичная работа проведена МВД СССР по всем союзным республикам. Учет лиц, выехавших в организованном и неорганизованном порядке, был завершен в сентябре 1986 г. Всего зарегистрировано 90 546 жителей Киевской и 866 — Житомирской областей; лицам, не имевшим документов, оформлены 1561 паспорт и 3441 справка ф. 9. ЛСБ УВД Киевского горисполкома выдано 26 492 справки родственникам и 13 514 справок — службам Министерства связи СССР о местонахождении эвакуированных граждан.

Основными недостатками в деятельности паспортных аппаратов по месту прибытия эвакуированных были несвоевременная их прописка (октябрь—ноябрь 1986 г.), запаздалое и неполное информирование органов здравоохранения о лицах, прибывших из зоны, опасной для жизни и здоровья, отсутствие учета лиц, прибывших самостоятельно из мест первоначального расселения.

Паспортный отдел МВД УССР на основании поступающей информации осуществлял анализ миграции лиц, проживающих в прилегающих к 30километровой зоне населенных пунктах и г. Киеве, что помогало сделать выводы о настроении граждан и стабилизации оперативной обстановки. Так, за май—октябрь 1986 г. из Киева было выписано 30 978 человек, в том числе на учебу в другие местности—2044, выехавших по трудовым договорам — 3950, в связи с обменом жилплощади — 1485 человек.

ОВИР МВД УССР, УВД Киевского городского и областного исполкомов устанавливалось количество иностранных граждан, возбуждающих ходатайство о срочном выезде, проводился анализ наличия и движения иностранцев по территории республики, о чем регулярно информировались руководство МВД и другие заинтересованные министерства и ведомства; проводилась разъяснительная работа среди иностранных граждан, определен порядок рассмотрения ходатайств о въезде и выезде за рубеж советских граждан.

ВНИИ МВД СССР, основываясь на результатах проведенного исследования, предложил законодательно установить статус зоны радиоактивного заражения. При разработке Положения о такой зоне предусмотреть:

—блокирование зоны силами внутренних войск и органов внутренних дел с установлением ответственности за проникновение в зону и повреждение систем ограждения;

—эвакуацию из зоны населения, возложив ее организацию и осуществление на исполкомы местных советов народных депутатов;

—эвакуацию из зоны сельскохозяйственных животных, возложив ее организацию и осуществление на Агропром,

—эвакуацию из зоны оборудования, техники, материальных ценностей, возложив ее организацию и осуществление на соответствующие министерства и ведомства;

—принудительное выселение из зоны лиц, отказавшихся от эвакуации либо самовольно возвратившихся к прежнему месту жительства;

—размещение представительств и строительно-восстановительных отрядов ведомств, участвующих в ликвидации последствий аварии, подразделений армии, внутренних войск, органов внутренних дел за пределами зоны;

— досмотр провозимого багажа и всех лиц, въезжающих в зону, изъятие обнаруженных спиртных напитков, спиртосодержащих жидкостей и иных запрещенных предметов;

—запрет на продажу спиртных напитков и спиртосодержащих жидкостей в местах проживания отрядов, занятых на аварийно-восстановительных работах;

—перечень ведомств, имеющих право выдачи пропусков на доступ в зону граждан и транспорта;

—создание комендантской службы в местах дислокации воинских подразделений;

—установление органами здравоохранения и управления сельским хозяйством надзора за соблюдением в зоне санитарно-карантинных правил;

—определение нескольких (запасных) вариантов расселения эвакуированного населения, включая вывоз граждан в районы смежных областей.