Организация деятельности подразделений уголовного розыска в условиях ликвидации последствий чернобыльской катастрофы

Цель РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ - предложение широкого спектра услуг по низким ценам на постоянно высоком качестве.

Организация деятельности подразделений уголовного розыска в условиях ликвидации последствий чернобыльской катастрофы

Первыми из оперативных работников подразделений уголовного розыска органов внутренних дел страны приняли участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС сотрудники ОУР Припятского ГОВД Киевской области. Уже ночью 26 апреля 1986 г. после сбора по тревоге большинство из них были привлечены к решению задач по охране правопорядка в г. Припяти, обеспечению необходимых режимных и ограничительных мероприятий. К их выполнению на первоначальном (мобилизационном) этапе по мере прибытия в г. Припять привлекались также и работники уголовного розыска из других органов внутренних дел УССР.

Они распределялись по оперативным группам, как правило, возглавляя их, и осуществляли мероприятия по охране порядка в городе, ограничению передвижения транспортных средств, недопущению паники, распространения ложных слухов и провокаций, а также направленные на соблюдение спокойствия среди населения.

В то же время были освобождены от такой работы начальник ОУР Припятского ГОВД, его заместитель и два старших оперуполномоченных. По указанию начальника горотдела В. X. Кучеренко и его заместителя по оперативной работе Н. И. Левковича они непосредственно занимались оперативно-розыскной деятельностью: осуществляли встречи с лицами, оказывающими содействие работникам уголовного розыска, вели сбор оперативно значимой информации, в т, ч. о поведении подучетного элемента. 26 апреля ими было проведено 28 оперативных встреч, получена важная информация о настроении жителей города, о местонахождении отдельных должностных лиц, убывших на выходные дни за пределы города |7. Следует заметить, что, проводя такие встречи, оперативные работники не знали о последующей 27 апреля эвакуации населения и, следовательно, не определяли меры по организации оперативной работы с конкретными источниками информации в новых условиях.

После получения в 23 ч 20 мин 26 апреля первой команды о подготовке к эвакуации жителей г. Припяти руководством горотдела было принято решение о привлечении с утра 27 апреля к указанной оперативно-розыскной деятельности и других сотрудников уголовного розыска. Для этого дополнительно были задействованы прибывшие в город шесть оперативных работников УУР УВД Киевской области и остальные сотрудники ОУР Припятского ГОВД.

Перед ними были поставлены конкретные задачи: осуществить встречи с лицами, оказывающими содействие уголовному розыску, получить информацию о настроении и намерениях жителей города, в частности о намерениях лиц, состоящих под гласным административным надзором, ранее судимых и других подучетных, от которых в связи с их антиобщественным поведением можно ожидать совершения преступлений. При этом особое внимание обращалось на необходимость выявления паникеров и распространителей ложных слухов.

В ходе оперативных встреч этого дня уже проговаривались вопросы о местах возможного нахождения источников информации после эвакуации и об определении их линии поведения при получении сведений о подготавливаемых и совершенных преступлениях, а также о порядке поддержания дальнейшей связи с оперработниками. Сложность в организации такой работы на тот момент заключалась еще и в том, что никто не знал, на какое время эвакуируется население из города и как будут развиваться события по мер с ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Общее руководство по организации оперативно-розыскной работы сотрудников уголовного розыска в г. Припяти в эти дни осуществлял член оперативного штаба УВД Киевской области, начальник отдела УУР УВД И. Ф. Ковтун.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий до начала эвакуации — 14 ч 27 апреля — несколько облегчилось для сотрудников уголовного розыска в связи с поквартирным обходом работниками милиции населения, в ходе которого жителям разъяснялся порядок эвакуации и обсуждались другие вопросы, связанные с ней, в частности по сохранности личного имущества.

Однако провести все намеченные оперативно-розыскные мероприятия в г. Припяти до начала эвакуации уже не представилось возможным. Это во многом было связано с объективными обстоятельствами, главное из них — нехватка времени.

Несмотря на возникшие трудности в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, была получена важная информация, с учетом которой были приняты практические меры по пресечению антиобщественных проявлений, изъятию с улиц и других общественных мест паникеров. В связи с реализацией оперативно-розыскной информации было предотвращено два преступления, задержаны и отправлены в штаб Припятского ГОВД десять паникеров, два руководителя, оставивших свои коллективы и убывших за пределы города, а также три особо опасных рецидивиста, уклоняющихся от эвакуации.

Здесь важно заметить, что имевшие место в первые два дня после аварии трудности и недостатки в организации оперативно-розыскной работы по линии уголовного розыска в г. Припяти были учтены руководителями и оперативным составом подразделений уголовного розыска Чернобыльского и Полесского райотделов внутренних дел. К моменту эвакуации населения с 4 по 7 мая 1986 г. из г. Чернобыля и 57 населенных пунктов Чернобыльского района, а также 6 населенных пунктов Полесского района ими была проведена необходимая подготовительная работа. Это позволило уже в мае— июне 1986 г. установить связь со всеми лицами, оказывавшими содействие оперативным работникам уголовного розыска в до эвакуационный период проживания в населенных пунктах указанных районов, и создать новые оперативные позиции в местах размещения эвакуированного населения.

В этих условиях большое внимание вопросам организации оперативно-розыскной работы подразделений уголовного розыска лично уделяли руководители Чернобыльского РОВД (Ф. К. Коваленко) и Полесского РОВД (Б. А. Андриевский).

Нужно отмстить, что определенная подготовительная работа на мобилизационном этапе была проведена также в подразделениях уголовного розыска органов внутренних дел Белоруссии, и прежде всего Гомельской области. В подразделениях уголовного розыска знали, что в новых условиях их сотрудникам придется работать в составе специально созданных служб — охраны общественного порядка (ООП) и сохранности государственного, общественного и частного имущества |8. С учетом решения конкретных задач по линии деятельности указанных специальных служб в подразделениях уголовного розыска заранее разрабатывались формы и методы гласной и негласной работы их сотрудников, учитывающие специфику складывающейся ситуации.

На втором (эвакуационном) этапе многие сотрудники уголовного розыска принимали непосредственное участие в выполнении большого объема работ по эвакуации населения, вывозу государственного и общественного имущества. Наряду с этим они по-прежнему привлекались к охране общественного порядка, осуществляли мероприятия по предупреждению преступлений. Они патрулировали в местах скопления эвакуируемого населения и посадки его на транспортные средства, а также входили в группы и посты по охране государственного, общественного и частного имущества.

После эвакуации населения из г. Припяти сотрудники уголовного розыска принимали участие в повторном обходе квартир с целью выявления лиц, уклонившихся от эвакуации, а также оставшихся по каким-либо иным причинам. При этом принимались меры по обнаружению незакрытых квартир, их опечатыванию и т. д.

Сотрудники уголовного розыска в данный период, как и другие работники милиции, принимали также активное участие в обеспечении надлежащего общественного порядка и безопасности граждан в населенных пунктах, заселяемых эвакуированными.

Более подробно о задачах таких специально созданных служб см. в § 1 данной главы, а также в книге В. Н. Савичева «Основы организации административной деятельности органов внутренних дел при ликвидации последствий аварии на АЭС» (Минск, 1990).

Уже в первые дни после аварии на ЧАЭС в ликвидации ее последствий приняли участие значительные силы подразделений уголовного розыска из других органов внутренних дел Украины.

В период с 26 по 30 апреля 1986 г. управлением внутренних дел Киевской области за счет численности УУР и подразделений уголовного розыска горрайорганов внутренних дел области были созданы и направлены в район аварии шесть оперативных групп численностью 25 человек.

В первой декаде мая для решения задач по охране правопорядка в зоне аварии МВД Украины за счет численности УВД других областей республики была создана еще группа из 19 сотрудников уголовного розыска.

Координацию и организацию деятельности подразделений уголовного розыска по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС осуществляло Управление уголовного розыска МВД Украины. Начальник УУР генерал-майор милиции Е. Л. Мельник с 26 апреля 1986 г. был введен в состав штаба МВД Украины, специально образованного для беспрерывного управления силами и средствами органов внутренних дел по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

В организации оперативного решения вопросов по линии уголовного розыска, ежедневно возникавших в зоне аварии, принимали непосредственное участие заместители начальника УУР МВД Украины В. X. Гора, Я. Ю. Кондратьев, Ю. Ф. Селезнев.

Уже на этом этапе в УУР МВД Украины решались следующие вопросы:

—проводился анализ оперативной обстановки по линии уголовного розыска в 30километровой зоне;

—осуществлялась координация деятельности подразделений уголовного розыска, находящихся непосредственно в зоне аварии и прилегающих к ней районах;

—разрабатывались и проводились необходимые для оперативно-розыскной работы организационно-управленческие мероприятия.

Многие мероприятия в эвакуационный период работники уголовного розыска проводили в тесном контакте и взаимодействии с подразделениями охраны общественного порядка, ГАИ, вневедомственной охраны, БЭП и другими подразделениями органов внутренних дел. Так, во взаимодействии с подразделениями БЭП они принимали участие в обеспечении сохранности государственных денежных средств и товарно-материальных ценностей предприятий, организаций и хозяйств, дислоцировавшихся в 30километровой зоне. Например, в результате своевременно принятых мер и при непосредственном участии сотрудников уголовного розыска только из сберегательных касс была вывезена в безопасное место значительная сумма государственных денежных средств.

Совместно с работниками подразделений ООП, вневедомственной охраны сотрудники уголовного розыска принимали участие в обследовании жилищного сектора и объектов народного хозяйства, а во взаимодействии со службой ГАИ и сотрудниками КПП они осуществляли контроль за мероприятиями по эвакуации населения и материальных средств в безопасное место.

В своей работе и в новых условиях сотрудники уголовного розыска использовали помощь общественности, руководителей предприятий, организаций и учреждений, а также оперативные возможности особых отделов воинских подразделений и Комитета госбезопасности.

Период эвакуации предполагал скопление значительного количества людей на сравнительно небольших территориях. Это несомненно создавало благоприятные условия для совершения различных правонарушений. Для предупреждения и быстрого раскрытия преступлений в места расселения эвакуированных направлялись усиленные патрульно-постовые наряды, оперативные группы, состоявшие из работников уголовного розыска, БЭП, участковых инспекторов милиции.

В этот период также осуществлялся вывоз скота и товарно-материальных ценностей совхозов, колхозов, промышленных предприятий, предприятий торговли и общественного питания, бытового обслуживания населения и других организаций и учреждений. В зоне эвакуации проверялась техническая укрепленность объектов хранения имущества. При необходимости устанавливались химловушки и охранно-пожарная сигнализация.

В условиях дезактивационного периода объем работы для подразделений уголовного розыска значительно возрос. Несмотря на то, что они по-прежнему уделяли большое внимание вопросам охраны общественного порядка, их деятельность стала функционально более предметной и прямо связанной с необходимостью применения оперативно-розыскных возможностей. 316

В начале дезактивационного периода происходило дальнейшее увеличение количества сотрудников уголовного розыска, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы как непосредственно в зоне аварии, так и на прилегающих к ней территориях.

С 4 мая 1986 г. в составе оперативной группы МВД УССР для решения задач по линии деятельности уголовного розыска в 30километровой зоне и прилегающих к ней районах начали работать сотрудники республиканского УУР. Их возглавил заместитель начальника управления Я. Ю. Кондратьев. Кроме него в группу вошли оперуполномоченные М. А. Осадченко, Г. М. Романенко и В. В. Рудюк.

Деятельность членов группы и приданных ей в подчинение других сотрудников уголовного розыска была направлена на выполнение следующих задач:

—обеспечение охраны общественного порядка и безопасности в местах расселения эвакуированного населения;

—осуществление контроля за оперативной обстановкой в зоне заражения и за ее пределами;

—оказание помощи местным территориальным горрайорганам внутренних дел в выявлении, предупреждении, раскрытии преступлений и осуществлении розыскной работы.

Участие подразделений уголовного розыска органов внутренних дел Украины в реализации указанных задач определялось требованиями приказов МВД СССР от 29 апреля 1986 г. «Об усилении охраны общественного порядка и безопасности в районе аварии на Чернобыльской АЭС» и «О дополнительных мероприятиях по обеспечению ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС», а также приказами МВД УССР от 1 мая 1986 г. «О мерах по усилению охраны общественного порядка в связи с аварией на Чернобыльской АЭС» и от 5 мая 1986 г. «Об усилении охраны общественного порядка в районе аварии на ЧАЭС».

Более детально задачи и конкретные мероприятия, выполнение которых возлагалось на подразделения уголовного розыска, были изложены в разработанном УУР МВД УССР с участием других управлений и утвержденном 10 мая 1986 г. Министром внутренних дел УССР И. Д. Гладушем специальном плане оперативно-розыскных мероприятий по борьбе с преступностью в условиях ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

В плане были предусмотрены важные организационные мероприятия, в том числе по созданию передвижных оперативно-поисковых и оперативно-следственных групп.

Передвижные оперативно-поисковые группы должны были создаваться из сотрудников уголовного розыска для выявления криминального элемента, проникающего в 30километровую зону.

Создание оперативно-следственных групп во главе с руководящим составом УУР МВД УССР и УВД Киевской области было связано с решением вопросов борьбы с преступностью по линии уголовного розыска в зоне аварии и в местах размещения эвакуированного населения в Бородянском, Иванковском, Макаревском и Полесском районах Киевской области. В состав этих групп включались по три сотрудника из подразделений уголовного розыска органов внутренних дел ряда областей Украины.

Оперативно-следственные группы во взаимодействии с сотрудниками уголовного розыска других подразделений и служб органов внутренних дел, подразделениями КГБ, органами прокуратуры, а также иными учреждениями и организациями призваны были обеспечить:

—своевременное выявление, предупреждение, раскрытие и качественное расследование преступлений;

—выявление лиц, распространяющих неправдоподобные, провокационные слухи;

—розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыск без вести пропавших, потерявших связь с родственниками;

—оказание помощи райотделам в организации работы по охране правопорядка в местах расселения эвакуированного населения, в проведении инструктажа членов добровольных народных дружин и других общественных формирований по борьбе с правонарушениями;

—изучение общественного мнения об оперативной обстановке, складывающейся в местах расселения эвакуированного населения;

—организацию разъяснительной работы среди населения;

—устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений.

Согласно плану сотрудники уголовного розыска должны были осуществлять мероприятия по выявлению местонахождения эвакуированных лиц, находящихся на оперативном учете, а также в отношении которых установлен административный надзор.

В плане были отражены мероприятия по проведению необходимой оперативной работы среди лиц, откомандированных для проведения работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, в частности выявление среди них ранее судимых и склонных к совершению преступлений и недопущение с их стороны противоправных проявлений.

В плане также предусматривались мероприятия с участием сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних УУР МВД УССР, УВД г. Киева и УВД Киевской области по предупреждению преступлений среди несовершеннолетних.

В этот период со стороны ГУУР МВД СССР также были проведены определенные организационные мероприятия, направленные на участие сотрудников уголовного розыска в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. В Главке была создана специальная оперативная группа, в задачу которой входила координация работы подразделений уголовного розыска, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на электростанции.

Был разработан план проведения оперативно-розыскных и профилактических мероприятий в зоне аварии.

Для локализации чрезвычайных обстоятельств и стабилизации оперативной обстановки в зоне аварии за счет численности УВД краев и областей Российской Федерации был создан оперативный резерв ГУУР в количестве 200 человек.

Анализ планируемых и фактически осуществляемых в условиях дезактивационного периода сотрудниками уголовного розыска мероприятий показывает, что они в основном уже были направлены на решение задач, связанных с оперативным поиском, предупреждением, раскрытием преступлений и розыскной деятельностью.

Работа в 30километровой зоне сотрудников уголовного розыска организовывалась и осуществлялась вахтовым методом. Время несения службы определялось степенью зараженности места службы и другими условиями несения службы.

Осуществляемая сотрудниками уголовного розыска оперативно-поисковая работа носила многогранный характер. В первые месяцы после аварии она во многом была связана с необходимостью усиления надежной охраны зоны аварии по периметру, недопущения случаев проникновения преступного элемента в эвакуированные города Припять, Чернобыль и другие населенные пункты Киевской и Гомельской областей.

В этот период оперативно-поисковыми группами, патрульными нарядами и сотрудниками, осуществляющими службу на

КПП на подступах и в зоне аварии, ежедневно задерживалось при попытке проникновения в зону по 20—30 человек.

По каждому случаю проникновения в запретную зону сотрудники уголовного розыска осуществляли тщательную проверку задержанных, устанавливали мотивы проникновения, принимали меры по укреплению выставляемых заслонов и т. д.

Для повышения эффективности поисковой работы оперативно-поисковые группы и патрульные наряды получали карты схемы по каждому населенному пункту, подлежащему отработке. На каждой из них обозначалась дислокация магазинов, сберкасс, административных заданий, правлений колхозов, сельских Советов, жилого сектора и других наиболее важных объектов, подлежащих досмотру и охране.

Маршрутными картами-схемами были обеспечены все оперативные группы, обслуживающие зону.

Важная поисковая работа осуществлялась сотрудниками уголовного розыска, входившими в штаты трех комендатур, созданных на границе 30километровой зоны. Они проводили проверку лиц, задержанных нарядами комендатуры, осуществляли оперативный осмотр транспорта при его пропуске в 30километровую зону и при выезде из нее, информировали других сотрудников комендатуры об оперативной обстановке в зоне и вне ее, доводили до их ведома сведения о разыскиваемых лицах, транспортных средствах, похищенных вещах и т. д.

Ежедневно 10 работников уголовного розыска несли службу в нарядах на контрольно-пропускных пунктах зоны аварии. Они проверяли законность проезда транспорта и людей в зону и за ее пределы, ориентировали других сотрудников КПП на своевременное выявление и пресечение попыток неправомерного проникновения граждан в зону. Особое внимание при этом обращалось на выявление лиц, за которыми установлен административный надзор, психических больных, а также склонных к совершению хищений государственного и личного имущества.

О напряженности работы на КПП убедительно говорят следующее сведения. В среднем за сутки через КПП в конце мая 1986 г. в зону въезжало и выезжало до 2,5 тыс. транспортных средств. Кроме того, круглосуточно через КПП пропускались в зону и за ее пределы более 8—9 тыс. человек, в основном те, которые непосредственно принимали участие в работах по ликвидации последствий аварии.

С участием сотрудников уголовного розыска на КПП выявлено немало фактов угона авто и мототранспорта, вывоза похищенных в зоне материальных ценностей, а также проникновения в зону лиц, которые не имели на это специальных пропусков.

В этот период по инициативе руководства УУР МВД УССР были применены новые нетрадиционные формы оперативно-поисковой работы, в частности патрулирование на вертолетах (оно осуществлялось до августа 1986 г.). На вертолетах осуществлялся облет 30километровой зоны, в результате этого оперативные работники получали важную информацию. Так, было выявлено несколько слабых мест в охране той части периметра зоны, которая граничила с территорией Белорусской ССР. Это давало возможность беспрепятственно проникать людям в зону. В результате полученных сведений были внесены коррективы в расстановку нарядов по охране периметра зоны.

В результате вертолетных вылетов было обследовано 20 населенных пунктов в зоне заражения.

В целях повышения эффективности вертолетного патрулирования и принятия необходимых мер по выявленной информации за каждым вертолетом закреплялся автопатруль с участием оперативного работника уголовного розыска. Автопатруль должен был немедленно выезжать на место временного приземления вертолета. Между вертолетом и автопатрулем поддерживалась надежная радиосвязь.

Значительную роль в выявлении первичных данных о фактах хищений материальных ценностей, оставшихся в населенных пунктах 30километровой зоны, и в первую очередь личного имущества граждан, сыграли передвижные оперативно-поисковые группы. Их работа осуществлялась в определенных секторах, на которые была разбита вся территория запретной зоны. В процессе патрулирования оперативные работники обследовали объекты, где хранились материальные ценности и жилой сектор.

Поисковая деятельность указанных групп и специально проводимые целевые рейды в зоне отселения давали конкретные результаты. Только в сентябре 1986 г. такая работа позволила выявить шесть преступных групп из числа военнослужащих, которые, пользуясь бесконтрольностью со стороны командиров, проникали в зону отселения и совершали в пустующих населенных пунктах кражи государственного и личного имущества.

При обследовании жилого сектора, особенно в мае 1986 г., работники уголовного розыска нередко выявляли людей, уклонившихся от эвакуации. Как правило, это были люди преклонного возраста. Постоянное проживание в зоне с высоким уровнем радиации, конечно, представляло опасность не только здоровью, но и жизни этих людей. По данным оперативного штаба МВД УССР, только за май 1986 г. оперативными группами было выявлено 187 человек, проживающих в эвакуированных населенных пунктах. Все они были вывезены из опасной зоны, а более 50 человек по состоянию здоровья определены в больницы. В проведении такой работы вместе с сотрудниками оперативно-поисковых групп принимали участие и медицинские работники.

В процессе поисковой работы сотрудники уголовного розыска выявили немало нарушений, допускаемых водителями автотранспортных средств, принимавшими участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, например, таких, как недоставка до места назначения в зоне аварии строительных материалов (разгрузка в пути следования свинцовых слитков, глиноземного порошка, выливание бетонного раствора), превышение технологических норм при строительстве автодорог и др.

В создавшейся кризисной ситуации оперативные работники по-прежнему большое внимание уделяли выявлению лиц, распространяющих провокационные слухи и пытающихся вызвать беспорядки среди населения. Так, было установлено, что отдельные лица распространяли провокационные слухи об эвакуации всего населения из Киева и др.

В после-эвакуационный период сотрудники уголовного розыска выполняли большой объем работы по оперативно-розыскному предупреждению преступлений.

Значительная часть такой работы была направлена на выявление причин правонарушений и условий, способствующих их совершению. По результатам ее проведения на основе полученных оперативно-розыскным и иным путем сведений готовилась специальная информация, которая направлялась в Правительственную комиссию, местные органы власти и управления, а также руководителям предприятий, организаций и учреждений.

В целях предупреждения совершения преступлений в зоне аварии и за ее пределами сотрудники уголовного розыска проводили мероприятия по правовому воспитанию населения. Они выступали с лекциями в трудовых коллективах, в воинских подразделениях, среди эвакуированного населения и т. д. Ими был опубликован ряд статей на правовые темы в местных газетах, использованы возможности телевидения и радио.

Следует отметить, что в работе подразделений уголовного розыска по предупреждению преступлений в период ликвидации последствий аварии были особенности, не характерные для такой их деятельности в обычных условиях.

Так, в целях предупреждения краж государственного, общественного и личного имущества сотрудники уголовного розыска периодически осуществляли проверку практически всех населенных пунктов и хозяйственных объектов, расположенных в зоне отселения. Это была достаточно объемная и сложная работа. Например, только в зоне особого режима на территории Гомельской области находилось 44 магазина, 12 предприятий общественного питания и 8 пунктов бытового обслуживания населения, в которых осталось материальных ценностей на сумму более 1,5 млн. руб. В зоне особого режима на территории Киевской области без учета осталось товарно-материальных ценностей на сумму более 13 млн. руб.

В результате проведенных совместно с работниками ГАИ мероприятий было установлено, что в зоне (только на территории Киевской области) осталось 42% от общего количества зарегистрированных индивидуальных средств, а также 745 единиц государственных автотранспортных средств.

Все это сотрудникам уголовного розыска необходимо было учитывать при проведении профилактической работы в зоне заражения.

С целью обеспечения сохранности государственного и общественного имущества сотрудники уголовного розыска совместно с работниками БЭП принимали участие в проводимых инвентаризациях почти на всех хозяйственных объектах, находящихся в зоне отселения. Они включались в состав ведомственных комиссий по обследованию объектов агропромышленного комплекса, расположенных в зоне аварии. Осуществляемые при этом мероприятия были непосредственно направлены на предупреждение расхищения материальных ценностей.

С участием работников уголовного розыска из 30километровой зоны вывозилось оборудование, сырье, товары и иные материальные ценности.

Сотрудники уголовного розыска привлекались к проверке предприятий сферы обслуживания. При проведении совместно с работниками БЭП мероприятий в сфере торговли были выявлены многочисленные факты нарушений правил торговли, например сокрытие от реализации наиболее дефицитных товаров, обман покупателей и др.

Совместно с работниками БЭП они принимали участие в пресечении попыток необоснованного списания продуктов питания и других материальных ценностей под предлогом их радиоактивного заражения.

Определенная профилактическая работа проводилась работниками уголовного розыска и по борьбе с пьянством. Они выступали с разъяснениями по данной проблеме на сходах жителей в населенных пунктах, в рабочих коллективах, проводили мероприятия по выявлению и привлечению к ответственности лиц, занимающихся самогоноварением, осуществляли совместно с сотрудниками других служб периодические проверки мест проживания прикомандированных рабочих.

В тех трудных условиях проводилась и индивидуально-профилактическая работа. Личный состав уголовного розыска в период несения службы был обеспечен списками лиц, находящихся под административным надзором, а также склонных к совершению правонарушений.

Сложность профилактической работы заключалась еще и в том, что ее приходилось вести не только среди местного населения, но и среди многочисленного и часто сменявшегося контингента лиц, привлекавшихся к ликвидации последствий аварии. В числе последних были и ранее судимые, и злоупотребляющие спиртными напитками, и имеющие иные антиобщественные наклонности.

Много беспокойства доставляли работникам уголовного розыска военнослужащие, в том числе призванные из запаса для участия в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. В целях предупреждения преступлений с их стороны через особые отделы воинских частей и подразделений проводились оперативные проверки ранее судимых и склонных к совершению правонарушений военнослужащих. В связи с этим был решен вопрос о создании в 30километровой зоне военной комендатуры, воинского патруля и сменных милицейско-войсковых патрулей.

В условиях дезактивационного периода подразделения уголовного розыска принимали необходимые меры по раскрытию преступлений.

Всего в период с апреля по декабрь 1986 г. на Украинской части зоны аварии и прилегающей к ней территории было зарегистрировано 95 преступлений по линии уголовного розыска, в том числе 75 краж личного имущества граждан. Нельзя не отметить, что в этот период времени не было зарегистрировано умышленных убийств, разбойных нападений, грабежей, крупных краж и других тяжких и особо опасных преступлений.

Из указанного общего количества преступлений остались нераскрытыми девять, в том числе семь краж личного имущества граждан и два угона автотранспортных средств. Работа по нераскрытым преступлениям велась в рамках соответствующих дел оперативного учета. По каждому такому делу составлялся план оперативно-розыскных и иных мероприятий, их выполнение бралось на контроль.

Следует отметить, что раскрывать преступления, совершенные в зоне отселения, было намного сложнее, так как они совершались в пустующих населенных пунктах и разрыв во времени между совершением преступления и его обнаружением, как правило, был значительным.

На территории Белорусской части зоны с момента аварии по декабрь 1986 г. было зарегистрировано 34 заявления и сообщения о преступлениях (33 из них о кражах личного имущества).

Для более предметного представления о совершаемых в зоне отселения преступлениях приведем выдержки из сводок, например, поступавших в МВД БССР в мае 1986 г.

«18 мая 1986 г. ... В населенном пункте Хатки Наровлянского района (на границе с УССР) из двух домов совершены кражи личного имущества...

23 мая 1986 г. . . . Задержаны 54 человека и 2 автомашины, пытавшиеся проникнуть в зону, а также 2 человека, выносивших из зоны 8 л самогона...

Задержан военнослужащий одной из воинских частей рядовой Жуков, который в деревне Погонное Хойникского района совершил кражу мотоцикла «Ява250»...

25 мая 1986 г. ... В районе 30километровой зоны остались невывезенными материальные ценности на сумму 1,5 млн. руб.

Вражинским РОВД возбуждено 2 уголовных дела: против шофера автоколонны № 7 Калинковичского райпотребсоюза Бондаря, который при доставке хлебопродуктов в зону отселения похитил 300 КЦ хлеба, и против спекулянта спиртными напитками Акуленко, который скупал водку и перепродавал ее в деревне Тульговичи Хойникского района выселяемым гражданам» и.

Подобные сводки поступали и в МВД Украины. Анализ совершаемых в зоне преступлений показывал, что более 70% из них составляли кражи личного имущества граждан, которое было оставлено во время эвакуации.

В целях усиления борьбы с ними на основе целевого анализа в июне 1986 г. в МВД УССР был разработан и утвержден специальный план. В нем нашли отражение мероприятия организационного, оперативно-розыскного, профилактического и иного характера по предупреждению, раскрытию таких краж и осуществлению розыскной работы. Были определены категории лиц, представляющих повышенный оперативный интерес:

—эвакуированные из зоны ранее судимые за имущественные и иные преступления;

—нелегально проникающие в зону и нигде не работающие;

—ранее судимые, прикомандированные для выполнения работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;

—работающие в зоне вахтовым методом и склонные к совершению правонарушений.

Планом предусматривалось создание объединенной оперативной группы из сотрудников ОУР Чернобыльского РОВД и Припятского ГОВД в целях усиления борьбы с кражами в запретной зоне. Руководство группой возлагалось на сотрудников УУР Киевской области.

Анализ краж, совершенных в зоне, позволил получить представление о географии и обстоятельствах их совершения, принять меры по их предупреждению. В частности, были скорректированы маршруты нарядов патрульно-постовой службы и т. д.

В ходе работы были составлены подробные списки похищенного имущества и направлены в соответствующие органы внутренних дел, а также в особые отделы воинских частей.  

Большая работа была осуществлена в связи с оперативной проверкой определенных лиц на причастность к совершенным кражам. Приобретались новые источники информации, способные оказывать реальную помощь подразделениям уголовного розыска.

В целях быстрого и полного раскрытия преступлений, совершенных в зоне, сотрудники уголовного розыска проводили тщательную оперативную проверку задержанных и арестованных, находящихся в ИВС, а также содержащихся в СИЗО.

Целенаправленная работа по борьбе с кражами давала определенные результаты. Например, только в конце июля —начале августа были задержаны несколько групп, совершивших серию краж в зоне аварии.

Целевые оперативно-розыскные и иные мероприятия проводились подразделениями уголовного розыска в местах расселения эвакуированного населения и размещения строительных отрядов. В 1986 г. только в Киевской и Житомирской областях на возведении жилья работало несколько десятков тысяч строителей. Вместе с ними прибыло большое количество автотранспорта и разной строительной техники.

Общественный порядок в местах размещения строительных отрядов, сохранность сосредоточенных там материальных ценностей обеспечивали работники милиции из различных областей страны, примерно треть из них составляли работники уголовного розыска.

По инициативе УУР МВД Украины были разработаны и в июле 1986 г. утверждены руководством министерства меры по обеспечению общественной безопасности в местах строительства жилья для эвакуированных. Многие из них носили комплексный характер.

Для координации и осуществления контроля за обеспечением правопорядка в районах нахождения строительных отрядов в МВД Украины была создана специальная рабочая группа. В нее вошли представители различных управлений (УУР, УООП, УЭП, УГАИ, УПО).

Были определены вопросы взаимодействия между группами работников милиции, прибывших для ликвидации последствий аварии на ЧАЭС из других областей, и соответствующих ГРОВД. Порядок их работы устанавливался с учетом решения поставленных перед ними задач.

Сотрудники УУР МВД Украины и УУР УВД Киевской области систематически выезжали в места размещения строительных отрядов для оказания практической помощи в организации работы по охране правопорядка. При этом особое внимание они уделяли вопросам получения и использования оперативной информации в целях предупреждения и раскрытия преступлений.

В условиях дезактивационного периода подразделения уголовного розыска решали также задачи розыскной работы. Несмотря на существующие трудности, они регулярно готовили сведения и размножали фотографии лиц, находящихся в розыске. Розыскные материалы передавались в соответствующие горрайорганы внутренних дел, их службы и подразделения. Целенаправленная работа осуществлялась оперативными сотрудниками и по розыску похищенного государственного, общественного, частного имущества, а также крупнорогатого скота. В определенных случаях розыск осуществлялся и по фактам утраты государственного, общественного имущества и крупнорогатого скота.

Деятельность органов внутренних дел по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС постоянно находилась в поле зрения руководства МВД СССР. Такой вывод позволяет сделать анализ ряда решений, принятых в МВД СССР в 1986 г. В них давалась оценка проделанной работы и ставились (корректировались) конкретные задачи как для органов внутренних дел в целом, так и для определенных служб, в том числе и оперативно-розыскных.

Так, в приказе МВД СССР от 28 июля 1986 г. «О выполнении задач органами внутренних дел и внутренних войск по обеспечению сохранности зданий, сооружений и других материальных ценностей в городе Припяти»  поручалось ГУБХСС (Н. И. Демидову), ГУУР (Б. Я. Штейнбрику) и ряду других главков «...установить пропускной режим и контроль за въездом и выездом транспортных средств в город Припять. Совместно с соответствующими органами, руководителями предприятий, организаций и учреждений принять участие в инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся на их балансе, обеспечить сохранность пригодного оборудования, сырья и товаров во время их вывоза...».

В приказе МВД СССР от 1 сентября 1986 г. «О подготовке органов внутренних дел и внутренних войск к работе в осенне-зимний период в районах ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС» отмечалось о несогласованности действий различных служб, необеспеченности необходимой сохранности личного имущества граждан и т. д. В связи с этим ставились задачи по разработке и осуществлению необходимых мероприятий, направленных на предупреждение преступлений, сохранность материальных ценностей в зоне ликвидации аварии.

О недостатках в деятельности органов внутренних дел, их служб и подразделений по обеспечению сохранности государственного и личного имущества граждан отмечалось и в решении коллегии МВД СССР от 25 сентября 1986 г. за № 10 км/с «О дополнительных мерах по обеспечению общественного порядка, безопасности и усилению контроля за работой органов внутренних дел и внутренних войск в зоне устранения последствий аварии на Чернобыльской АЭС». В п. 7 данного решения ГУУР, ГУБХСС МВД СССР, МВД Украинской и Белорусской ССР, УВД Брянской области поручалось «активизировать работу по эффективному выявлению расхитителей социалистической собственности, воров, спекулянтов, мошенников, укрепить оперативные позиции в зонах ликвидации аварии и расселения эвакуированного населения».

Анализ деятельности подразделений уголовного розыска в условиях ликвидации последствий аварии на ЧАЭС позволяет выделить и некоторые другие недостатки и упущения в их работе.

Отдельные руководители и оперативные сотрудники уголовного розыска не были готовы к работе в экстремальных условиях радиационного заражения. Они не смогли объективно оценить складывающуюся оперативную обстановку, спрогнозировать ее развитие, а следовательно, и принять необходимые меры. В связи с этим слабо разворачивалась работа по блокированию зоны отселения и борьбе с преступлениями, совершаемыми на ее территории.

При организации деятельности подразделений уголовного розыска не всегда учитывалось состояние радиационной обстановки. Сотрудники уголовного розыска, работавшие в зоне, не были своевременно обеспечены необходимыми комплектами спецодежды и дозиметрами индивидуального пользования.

В связи с эвакуацией населения подразделения уголовного розыска достаточно продолжительное время не смогли организовать необходимую работу по привлечению граждан к оказанию им содействия в борьбе с преступлениями их компетенции. Практически до октября 1986 г. многими работниками уголовного розыска не была установлена связь с источниками информации, эвакуированными из зоны аварии. В течение продолжительного времени после эвакуации населения в зоне аварии не имелось ни одного негласного источника информации.

Неудовлетворительно проводилась работа по установлению мест нахождения ранее судимых лиц, в т. ч. состоящих под гласным административным надзором, эвакуированных из 30километровой зоны. Так, из 348 ранее судимых не было установлено местонахождение 314 человек, а из 22 лиц, находившихся под гласным административным надзором,— 14 человек  .

Отдельные недостатки имели место и при организации взаимодействия подразделений уголовного розыска с другими службами и подразделениями органов внутренних дел. Они не всегда выступали инициаторами такого взаимодействия.

Всего в зоне аварии и прилегающей к ней территории Украины в 1986 г. было задействовано около 300 сотрудников уголовного розыска, в том числе 80 человек из аппарата УУР МВД УССР, 150 сотрудников из УВД областей республики и около 70 человек из других регионов страны.

Оценивая в целом деятельность подразделений уголовного розыска в рассматриваемых условиях, можно сделать общий вывод о том, что их сотрудники с поставленными перед ними задачами в основном успешно справились и внесли свой посильный вклад в дело ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.