Организация деятельности оперативно-розыскных служб органов внутренних дел в условиях ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и значение этого опыта в современных условиях

Цель РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ - предложение широкого спектра услуг по низким ценам на постоянно высоком качестве.

Организация деятельности оперативно-розыскных служб органов внутренних дел в условиях ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и значение этого опыта в современных условиях

Авария на Чернобыльской АЭС, ее последствия непосредственно затронули и сферу действий специализированных служб органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Они внесли весомый вклад в решение задач, стоящих перед органами внутренних дел в условиях радиоактивного заражения. Наряду с выполнением традиционных задач сотрудники таких служб привлекались, особенно на первоначальном этапе, к решению новых, в подавляющем числе случаев несвойственных для них задач и функций.

Их деятельность в этих условиях определялась с учетом ряда реально возникших факторов и обстоятельств. Многие из них существенно затруднили оперативно-розыскную работу. Среди них основными являлись ионизирующее излучение, эвакуация населения и большие масштабы ведения аварийно-восстановительных работ.

В полном объеме оперативно-розыскную работу в условиях ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы осуществляли подразделения уголовного розыска и по борьбе с экономическими преступлениями (БЭП).

В их деятельности как на первоначальном, так и на последующих этапах (периодах) в зоне заражения и за ее пределами при явной специфике основных направлений оперативно-розыскной работы наблюдалось и много общего. Последнее относится как к положительным результатам, достигнутым подразделениями указанных служб, так и допущенным ошибкам и просчетам. Такой вывод основан на анализе деятельности подразделений БЭП и уголовного розыска в условиях ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы.

§ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

ПО БОРЬБЕ С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

В УСЛОВИЯХ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ

ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ

Оперативные работники отделения БЭП Припятского ГОВД Киевской области, как и сотрудники других подразделений данного отдела, первыми приняли участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. На первоначальном (мобилизационном) этапе они были подняты по тревоге ночью 26 апреля 1986 г. и сразу же задействованы для решения задач по охране ЧАЭС, перекрытия подъездных путей к станции и обеспечения охраны общественного порядка в г. Припяти.

К 9 ч 26 апреля в г. Припять прибыли 19 оперативных работников из подразделений БЭП Бородянского, Вышгородского, Иванковского горрайотделов и областного аппарата УВД Киевской области. Группу сотрудников областного подразделения БЭП возглавлял начальник отдела В. П. Шипотько, в ее состав также вошли В. О. Блажко, М. М. Закутный, В. Г. Кравченко, В. Ф. Куроз, В. М. Кучумов, В. И. Моторный, В. И. Пащенко, В. П.Полищук, С. В. Русько.

В полдень 26го дополнительно прибыли сотрудники ОБЭП из Чернобыльского и Полесского райотделов. Как и сотрудники Припятского ГОВД, они были привлечены к решению вышеуказанных задач. В этот же день был определен двухсменный 12часовой режим работы оперативных сотрудников.

Во второй половине 26 апреля в результате дозиметрических замеров в некоторых местах г. Припяти было обнаружено многократное превышение нормального уровня радиации. С этого времени, как реальный, возник вопрос об эвакуации населения.

Все это привело к уточнению оценки оперативной обстановки в зоне аварии и принятию новых решений в МВД УССР. В тот же день вечером начальник УЭП МВД УССР генерал майор милиции А. М. Ищенко решил направить в г. Припять группу сотрудников управления под руководством своего заместителя Е. П. Юдкова. В группу были включены заместитель начальника одного из отделов УЭП В. М. Панасенко, начальник отделения О. О. Хромов, старшие оперуполномоченные В. О. Гриценко, Л. С. Житинский, В. В. Зелинский, В. А. Пери ков, а также оперуполномоченные М. М. Алипов, А. В. Грищук, М. И. Камлик, В. А. Куракин.

Они прибыли в г. Припять ночью 27 апреля. Вместе с ними в город было направлено 150 сотрудников различных служб МВД Украины. К утру 27 апреля в зоне АЭС и г. Припяти было рассредоточено 1650 человек (750 военнослужащих внутренних войск, 300 сотрудников УВД Киевской области, 300 слушателей КВШМ МВД СССР, 150 работников МВД республики. В УВД Житомира, Чернигова, Черкасс созданы резервные формирования по 250 сотрудников, в МВД Украины в постоянном резерве находилось 500 сотрудников различных служб) .

Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что увеличение сил Припятского ГОВД в целом (включая аппарат БЭП) было осуществлено в соответствии с общепринятыми в экстремальных условиях организационными алгоритмами и способствовало решению задач, стоящих перед органами внутренних дел в первоначальный период.

Анализируя деятельность оперативных работников Припятского ГОВД и других органов внутренних дел, прибывших к ним на помощь, нельзя не обратить внимания на одно обстоятельство. Они, как и сотрудники других служб, зная, сначала предположительно, о радиационной опасности, а потом имея и объективные подтверждения этому, не воспользовались средствами защиты, которыми тогда располагали. Такому их поведению существуют разные объяснения. Одно из них связывают с легкомысленным отношением к опасности, другое — с отсутствием элементарных средств защиты у жителей города. Одевать на себя противогазы при отсутствии их у других горожан работники милиции считали делом бессмысленным и не без оснований предполагали, что их появление в милицейской форме и противогазах будет неправильно воспринято населением, поэтому они отказались «спасаться» такой ценой.

Оценивая действия сотрудников милиции в первый и последующие два дня, руководители Припятского ГОВД констатировали, что они, зная об опасности, угрожавшей их здоровью и жизни, не проявили тогда признаков робости, нерешительности, паникерства, не допустили ни одного факта отказа от выполнения поставленных задач.

На первоначальном (мобилизационном) этапе определенные задачи решались и органами внутренних дел МВД Белорусской ССР, и прежде всего Гомельской области. В их числе — изучение обстановки, создание специальных служб, разработка их функций и т. д.  Создание таких служб, как охраны общественного порядка (ООП) и сохранности государственного, общественного и частного имущества, предусматривало включение в них и сотрудников подразделений БЭП и уголовного розыска.

Службе ООП предписывалось вести борьбу с нарушениями общественного порядка, обеспечивать сохранность имущества в зоне радиоактивного заражения и охранять особо важные объекты. Служба сохранности государственного, общественного и частного имущества предназначалась для организации работы по предупреждению и раскрытию преступлений, своевременному вывозу материальных ценностей предприятий, учреждений и др.

На этом этапе у органов внутренних дел Белорусской ССР была возможность осуществить определенную подготовку личного состава к деятельности в условиях радиационной опасности. Это делалось на инструктивных совещаниях, во время бесед с личным составом об оперативной обстановке, в процессе проверки мобилизационной готовности служб, их сотрудников, технических средств и т. д. При этом в подразделениях БЭП (как, впрочем, и в других службах) выполнялись конкретные действия по проработке вариантов руководства и маневрирования подчиненными силами и средствами обеспечения, а также обучению личного состава мерам защиты от радиоактивного заражения, соблюдению правил личной гигиены, употреблению пищи и питьевой воды, пользованию средствами индивидуальной экипировки, химической, радиационной защиты, дозиметрического контроля и т. д.

В период мобилизационного этапа оперативные работники БЭП горрайорганов внутренних дел Гомельской области принимали участие в обеспечении порядка продажи на рынках сельскохозяйственной продукции, оказывали помощь в доставке продовольственных товаров в защищенной таре из других районов, вели соответствующую разъяснительную работу среди населения в связи с появлением различных слухов и предположений о возможных тяжелых последствиях для ряда районов области, прилегающих к ЧАЭС и подвергшихся радиоактивному загрязнению. Участие в проведении такой работы было очень важным, так как население не было информировано о реальном положении дел.

Необходимо отметить еще одно обстоятельство. При организации и проведении вышеуказанных действий на первом этапе оперативные работники горрайорганов внутренних дел Гомельской области выполняли поставленные задачи малым числом сотрудников — в основном за счет имеющейся штатной численности.

Второй (эвакуационный) этап для органов внутренних дел Украины начался 27 апреля. Утром этого дня (воскресенья) состоялось экстренное совещание городского актива г. Припяти, на котором были обсуждены вопросы по эвакуации. Личный состав органов внутренних дел обеспечивал эвакуацию населения из г. Припяти и 10километровой зоны.

Сотрудники БЭП вместе с другими работниками милиции в период эвакуации принимали участие в обеспечении надлежащего общественного порядка и безопасности в населенных пунктах, подлежащих отселению и заселяемых эвакуированным

населением, в местах посадки населения на транспортные средства и в местах высадки из них. Так, по свидетельствам очевидцев, во время эвакуации жителей г. Припяти сотрудники УЭП МВД Украины М. М. Алипов, В. О. Гриценко, Л. С. Житинский и В. В. Зелинский помогали в отправке из квартир больных на машинах «скорой помощи», а А.В. Грищук, М. И. Камлик и А. А. Хромов в экстремальных условиях занимались расселением эвакуированных в селах Полесского района. Они организовывали обеспечение их жильем, питанием, одеждой, оперативно и правильно решали иные проблемы. К вечеру 27 апреля было вывезено и расселено в 53 населенных пунктах Киевской области 44,5 тыс. человек из 51 тыс. человек, прописанных в городе. Эвакуация проходила организованно, при отсутствии паники.

Работники БЭП непосредственно осуществляли контроль за вывозом материальных ценностей из зон временного отселения, а также принимали меры по предупреждению возможных групповых нарушений общественного порядка и паники среди населения.

28 апреля после завершения эвакуации населения прибывшие для оказания помощи сотрудники БЭП, как и другие основные силы и средства органов внутренних дел, были отведены из г. Припяти и рассредоточены в менее опасной зоне. Во второй и третий дни постоянно в городе находились только сотрудники Припятского ГОВД и среди них оперативные работники БЭП.

Приказ о выведении личного состава горотдела за пределы опасной зоны поступил лишь 29го вечером. На смену им пришли сотрудники других подразделений области и МВД Украины, которые должны были уже нести службу вахтовым методом путем патрулирования в составе нарядов на пяти БТР (по 4 часа). Административные здания и народнохозяйственные объекты охраняли посты милиции.

В это время основной стала задача по охране государственного, общественного и частного имущества, оставленного в опустевшем городе.

29 апреля в район г. Припяти в составе объединенного отряда МВД Украины выехало 19 работников БЭП. Они были направлены для замены тех сотрудников, которые первыми приняли участие в ликвидации последствий аварии на АЭС.

Объединенный отряд был разделен на две роты. Одну из них возглавил начальник отдела УЭП В. Т. Билоус. Начальником штаба был назначен заместитель начальника отдела

О. И. Сас, заместителем командира роты по тылу — заместитель начальника отдела В. В. Коляшко. Роты несли службу в г. Припяти по охране жилья и объектов торговли.

Из-за высокого уровня радиации, сохранявшегося в большинстве населенных пунктов Чернобыльского и Полесского районов, 4 мая была начата эвакуация населения из 15, 30километровых зон и г. Чернобыля. Отселению подлежало 33 населенных пункта (около 14 тыс. человек). Эвакуация населения и вывоз скота из 30километровой зоны завершены 7 мая. Размещение населения проходило в 53 населенных пунктах Киевской области и за ее пределами.

По определенной схеме на эвакуационном этапе принимали участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и сотрудники подразделений БЭП органов внутренних дел Белоруссии. Это было во многом связано с тем, что при эвакуации населения в Гомельской области были образованы две зоны с различным режимом охраны: временного отселения и отчуждения.

Зона временного отселения по внешнему периметру имела протяженность 185 км. В этой зоне до декабря 1986 г. находилось 88 деревень, из них в Хойникском районе —11, Брагинском— 44, Наровлянском — 33.

Общая протяженность зоны отчуждения по периметру — 84,7 км. В зоне были расположены 20 деревень, из них 9 ранее входили в состав Брагинского, 10 — Хойникского и 1—Наровлянского районов. В населенных пунктах данной зоны осталось 1724 дома, в которых ранее проживало 4393 человека, а также 6 школ, 5 отделений связи, 3 сберегательные кассы, 12 магазинов, 27 животноводческих ферм.

В зоне отчуждения с учетом более высокого заражения территории и вокруг нее был создан режим повышенного контроля. Карантинный режим этой зоны поддерживался путем выставления постов охраны по периметру и подвижных патрульно-поисковых нарядов внутри территории (1172 км2).

Создание указанных зон рассматривается специалистами в качестве условной границы между окончанием эвакуационного этапа и началом дезактивационного периода, для которого характерно проведение работы по снижению радиоактивного заражения до безопасных показателей.

Участие сотрудников различных подразделений БЭП в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в названные периоды определялось не только реально складывающейся оперативной обстановкой, но и установками, исходящими из МВД СССР, МВД Украины и МВД Белоруссии. Так, в приказах МВД СССР от 29 апреля 1986 г. «Об усилении охраны общественного порядка и безопасности в районе аварии на Чернобыльской АЭС» и «О дополнительных мероприятиях по обеспечению ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС» перед органами внутренних дел, их подразделениями ставились задачи по недопущению паники и беспорядков, а также исключению возможности проникновения в опасную и закрытую зоны посторонних и случайных лиц, антиобщественного элемента.

В связи с этим им предписывалось в зависимости от складывающейся обстановки в населенных пунктах и местах размещения населения организовать усиленное патрулирование нарядов милиции, оперативно-поисковых групп и дружинников для предупреждения преступных посягательств на объекты жизнеобеспечения, государственную и общественную собственность, грабежей и хищений личного имущества граждан, групповых нарушений общественного порядка и других конфликтных ситуаций.

В целях оказания практической помощи органам внутренних дел УССР была создана и направлена на место аварии оперативная группа МВД СССР. На тот момент никто из представителей ГУБХСС так же, как и из других оперативных главков, в состав группы не вошел.

Впоследствии руководящий и оперативно-начальствующий состав ГУБХСС принимал непосредственное участие в решении задач, возникших перед органами внутренних дел в связи с аварией на ЧАЭС. В месячной командировке в качестве руководителя оперативной группы МВД СССР в районе аварии находился заместитель министра, начальник ГУБХСС МВД СССР генерал-лейтенант внутренней службы Н. И. Демидов.

Названными приказами было предписано начальникам главных управлений и управлений МВД СССР оказать МВД УССР необходимую помощь по линиям своих служб. Кроме того, начальники Юго-Западного, Украинского, Белорусского и Московского УВДТ обязывались обеспечить надлежащий общественный порядок на станциях, вокзалах, в аэро и речных портах, организовать усиленное сопровождение нарядами милиции всех поездов, следующих через районы радиоактивного заражения, обратив особое внимание на безопасность и сохранность имущества пассажиров, пресечение распространяемых слухов.

Более конкретные задачи по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС для подразделений БЭП и других служб органов внутренних дел на местах определялись приказами МВД УССР и МВД БССР. Так, в МВД УССР только в течение мая 1986 г. было издано три приказа: от 1 мая «О мерах по усилению охраны общественного порядка в связи с аварией на Чернобыльской АЭС»; от 5 мая «Об усилении охраны общественного порядка в районе аварии на ЧАЭС»; от 18 мая «Об организации пропускного режима в 30километровую зону».

На данном этапе с учетом радиационного загрязнения окружающей среды личный состав органов внутренних дел обеспечивался средствами индивидуальной защиты. Кроме того, ограничивалось время пребывания его в опасной зоне сроком не более трех—пяти суток.

В этот период (до 5 мая включительно) деятельность сотрудников подразделений БЭП в основном была направлена на решение следующих задач:

—обеспечение охраны общественного порядка в местах сосредоточения эвакуированного населения и обеспечение его безопасности;

—осуществление контроля за состоянием зданий, сооружений, жилых домов, промышленных и иных объектов в зоне в целях предупреждения загораний и возможных проникновений в них преступников;

—пресечение фактов проникновения в опасную зону посторонних лиц и автомототранспорта;

—оказание содействия Правительственной комиссии в доставке необходимых грузов,— пресечение панических слухов и оказание воздействия

на население с целью предупреждения беспорядков и других негативных явлений.

Начиная с 27 апреля, перед сотрудниками службы возникла новая задача (причем как одна из основных) — обеспечить надлежащий учет, сохранность и целевое использование материальных ценностей, выделенных для снабжения эвакуированных.

Необходимо отметить, что результативность деятельности оперативных работников в этот период оценивалась наряду с деятельностью других служб и подразделений, так как работа по решению перечисленных задач проводилась всеми введенными в зону аварии силами без разделения сотрудников по функциональному принципу...

Анализ деятельности подразделений БЭП в условиях ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в период с 26 апреля по 5 мая 1986 г. позволяет сделать вывод, что они в основном были привлечены к решению задач поддержания общественного порядка в зоне оцепления, охраны предприятий, учреждений и организаций, обеспечения безопасности населения и т, д. Между тем в указанный период не решались многие проблемы, непосредственно относящиеся к сфере их профессиональной деятельности. Возникла реальная необходимость в связи с аварией на ЧАЭС выполнять определенные задачи по линии БЭП не только на территории Киевской области, но также в Винницкой, Житомирской, Черниговской областях и в г. Киеве.

С учетом сложившейся обстановки в МВД Украины 5 мая 1986 г. была создана специализированная оперативная группа сотрудников БЭП в количестве 29 человек. Ее возглавил заместитель начальника УЭП полковник милиции Е. П. Юдков, в состав группы вошли все начальники отделов республиканского УЭП и представители ОЭП ряда областей Украины.

С этого времени образованные подобным образом оперативные группы работали в зоне аварии по 10, далее 20 и более дней. По существу, их деятельность основывалась на вахтовом методе.

Общее руководство организацией деятельности подразделений БЭП по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС осуществлял начальник УЭП МВД Украины генерал-майор милиции А. М. Ищенко. Он неоднократно выезжал в район аварии, а с 14 мая по 4 июня 1986 г. находился в зоне постоянно, выполняя обязанности заместителя руководителя оперативной группы МВД УССР — он же начальник штаба.!

На эффективность деятельности подразделений БЭП непосредственно в опасной зоне, начиная с 6—7 мая, в определенной степени отрицательно сказалось отсутствие оперативных работников Припятского ГОВД и Чернобыльского РОВД, которые, работая без замены до 5 мая, переоблучились, в связи с чем были выведены из зоны заражения и 7 мая практически все госпитализированы .

Это обстоятельство несомненно затрудняло решение проблем борьбы с экономическими преступлениями в 30километровой зоне.

Прикомандированные оперативные работники плохо знали местные условия работы, расположение объектов обслуживания, состояние сохранности имущества на них в до и послеаварийный период, они не владели также иными сведениями, имеющими значение для организации надлежащей оперативно-розыскной работы.

В ходе ее выполнения необходимо было принимать во внимание и другие обстоятельства:

—при эвакуировании должностных и материально ответственных лиц не учитывались места их расселения;

—с предприятий, учреждений, организаций не были вывезены бухгалтерские и иные документы, в кассах оставались значительные денежные средства, в магазинах — ювелирные изделия и иные товарно-материальные ценности,— на санитарно-обмывочных пунктах (СОП) безвозмездная

выдача продуктов питания, одежды, обуви проводилась с нарушением отчетности, искажением сопроводительных документов;

—не были решены вопросы утилизации и захоронения зараженных машин, иной техники, промышленных и продовольственных товаров, иных материальных ценностей;

—отсутствовал надлежащий контроль за вывозом из зоны аварии материальных ценностей, в том числе скота и птицы;

—в сферах торговли, бытового обслуживания и общественного питания начали проявляться различные нарушения: обман покупателей, присвоение талонов на бесплатное питание, халатное отношение к сохранности отчетных документов, нарушения при выдаче безвозмездной материальной помощи и др.

С учетом сложившейся обстановки в рассматриваемый период деятельность подразделений БЭП осуществлялась по следующим направлениям:

—контроль за вывозом и ввозом материальных ценностей на КПП, в том числе за вывозом крупного рогатого скота, лошадей, свиней, овец и птицы;

—контроль за вывозом зараженных машин, иной техники, оборудования;

—участие совместно со специалистами в принятии решений по вопросам утилизации и захоронения вывозимых ценностей;

—контроль за деятельностью СОПов при выдаче безвозмездной материальной помощи населению;

—контроль за забоем крупного рогатого скота и свиней, вывозимых из зоны заражения;

—розыск и оприходование скота, принадлежащего колхозам и совхозам, расположенным в зоне эвакуации;

—участие в организации и проведении всеобщей инвентаризации материальных ценностей на объектах зоны аварии,— установление мест нахождения должностных и материально ответственных лиц;

—выполнение поручений Правительственной комиссии.

Создание специализированных групп, постановка конкретных задач по линии борьбы с экономическими преступлениями в зоне аварии и за ее пределами повлекли изменения в характере деятельности оперативных работников. Они прежде всего повлияли на осуществляемый ими оперативный поиск в интересах предупреждения и раскрытия преступлений экономической направленности.

В результате специально проведенных поисковых мероприятий сотрудники БЭП получали значимую для предупреждения и раскрытия преступлений информацию как по 30километровой зоне, так и за ее пределами.

Особое внимание при этом уделялось сфере строительства. Экстремальная обстановка создает благоприятные условия для бесхозяйственности, разбазаривания государственного имущества, денежных средств, товарно-материальных ценностей. На объектах строительства преступления совершаются путем завышения объемов работ, приписки часов за работу в опасных зонах, завышения норм расходования сырья и материалов, создания излишков и их последующей реализации. Так, один из руководителей управления строительством Чернобыльской АЭС, используя сложившуюся ситуацию, переадресовал за взятки вагоны с материалами, предназначенными для восстановительных работ, сторонним организациям в г. Уфу. Была выявлена переплата за работу в опасной зоне некоторым руководящим работникам Чернобыльской АЭС. Установлены факты незаконного начисления зарплаты должностным лицам в повышенных размерах за время их командировок в Москве и других городах.

Многие мероприятия по выявлению фактов приписок часов работы в опасных зонах проводились подразделениями БЭП совместно с прокуратурой. Были установлены многочисленные случаи завышения рабочих часов, табелирования рабочего времени лицам, фактически находившимся на отдыхе. Так, начальнику управления строительством ЧАЭС были протабелированы как рабочие дни с 15 по 19.05.86 г., хотя в этот период его на работе не было. Проведенная по их инициативе ревизия подтвердила незаконность начисления заработной платы. Такая работа только в мае 1986 г. позволила предотвратить выдачу незаконно начисленных денежных средств на сумму 600 тыс. руб.

В результате таких действий выявлялось много фактов незаконного оформления нарядов бригадам строителей за работы, выполненные бесплатно военнослужащими, а также факты необоснованного начисления заработной платы лицам, не работавшим в зонах повышенной опасности.

Большое внимание в процессе поисковой работы уделялось выявлению правонарушений в сфере обслуживания. Здесь возникало много трудностей в связи с эвакуацией из зоны заражения должностных и материально ответственных лиц. Например, из 2278 работников Чернобыльского ОРСа в числе эвакуированных было зарегистрировано лишь 678 человек. Из них 363 оформили отпуск без сохранения содержания, не указав мотивы, 163 выехали в неизвестном направлении без уведомления администрации. Сотрудники БЭП установили места нахождения 70% материально ответственных лиц, 80% заведующих магазинами, столовыми и кафе ОРСа. Их розыск затруднялся еще и тем, что в отделе кадров ОРСа не имелось точного списка материально ответственных лиц.

На объектах ОРСа остались без учета товарно-материальные ценности на сумму 13 млн. руб. На складах, базах, в холодильниках остались скоропортящиеся продукты питания, в кассах магазинов — дневная выручка и т. д. В бухгалтерии ОРСа отсутствовали сведения о наличии на объектах товарно-материальных ценностей и денег. Спустя две недели после аварии пункты общественного питания начали работу без калькуляции, реализация продукции осуществлялась по черновым записям.

Приведем лишь некоторые примеры по злоупотреблениям в сфере обслуживания. Отдельные работники торговли пытались вывезти из зоны непригодные для применения продукты, составляя фиктивные акты по их уничтожению. Так, заведующая магазином № 1 г. Припяти 14 мая пыталась с помощью военнослужащих вывезти партию мясных и рыбных консервов с высоким уровнем радиоактивного загрязнения. Работниками БЭП были обнаружены банки с консервами в ящиках из под патронов в грузовом автомобиле, принадлежащем воинской части.

Целенаправленная работа по изъятию зараженных продуктов проводилась сотрудниками БЭП на колхозных рынках. Так, на рынках г. Киева начиная с 27 мая 1986 г. работали 13 оперативных групп, в которые помимо сотрудников БЭП входили участковые инспектора, специалисты дозиметрической службы и ветлаборатории. В результате принятых мер было предупреждено 2029 попыток реализации продукции с завышенным уровнем радиации. Только в период с 27 апреля по 23 мая 1986 г. на рынках города было изъято у населения 40 туш свиного и говяжьего мяса, загрязненного радиацией.

Определенная работа проводилась сотрудниками БЭП на мясокомбинатах. Например, по результатам оперативной информации были приняты меры по недопущению злоупотреблений со стороны работников мясокомбинатов Житомирской области и г. Белая Церковь при массовом забое вывезенного из зоны скота. Пресечены попытки создать большие остатки готовой продукции для последующего хищения на Коростянском мясокомбинате.

Организованно осуществлялась поисковая работа подразделениями БЭП УВД г. Киева и УВД других областей, на территории которых проживало эвакуированное население. В целях выявления и раскрытия преступлений в сфере железнодорожного транспорта также создавались оперативные группы, в которые входили сотрудники БЭП территориальных органов внутренних дел и органов внутренних дел на транспорте. В результате этого только в ближайшие дни после аварии было выявлено 50 случаев реализации железнодорожных билетов по завышенным ценам. В это же время было выявлено более 15 фактов злоупотреблений со стороны работников общественного питания, занимавшихся обеспечением продовольственными наборами при массовом вывозе школьников из г. Киева.

Активные оперативно-поисковые мероприятия осуществлялись в курортных зонах Одесской, Крымской, Николаевской, Херсонской, Запорожской и Донецкой областей, где в санаториях, домах отдыха, профилакториях, пионерских лагерях и турбазах поправляли свое здоровье свыше 173 тыс. жителей Киевской и Житомирской областей. Было выявлено 128 разных злоупотреблений, в их числе 21 случай недостачи продуктов питания, 35 — недовложений в блюда и занижения их калорийности, 72 случая мелкого хищения продукции.

Анализ поисковой деятельности аппаратов БЭП в после эвакуационный период показывает, что резко возрастает объем работы за пределами зоны аварии. Помимо традиционных мест поиска, свойственных обычным условиям деятельности, дополнительно возникают новые места для проведения поисковых мероприятий. К ним, в частности, ОТНОСЯТСЯ:

—пункты сосредоточения эвакуированного населения;

—места проживания лиц, прибывших из других регионов для ведения аварийно-восстановительных, строительных и других работ;

—объекты размещения вывозимого из зоны имущества, пригодного для дальнейшего использования;

—объекты сосредоточения строительных материалов, оборудования, автотранспорта, других материальных ценностей;

—пункты строительства объектов производственного, жилищного, социально-культурного назначения;

—СОПы, КПП и пункты санитарной обработки транспорта;

—места выдачи денежной компенсации и оказания материальной помощи и т. д.

Следует заметить, что в некоторых из перечисленных нетрадиционных местах оперативного поиска необходимость осуществления там мероприятий по линии БЭП сохранялась довольно длительный период.

В процессе поисковой работы оперативные работники получали и другую значимую информацию. Так, лишь в течение мая—декабря 1986 г. ими вместе с сотрудниками других служб было выявлено 125 случаев самогоноварения. При реализации полученной информации было привлечено к уголовной и административной ответственности 169 правонарушителей, у них было изъято большое количество самогона. Все это несомненно приводило к улучшению общественного порядка в зоне аварии и за ее пределами. В тех условиях борьба с пьянством имела большое значение, так как способствовала нейтрализации конфликтов, часто возникающих в силу бытовой неустроенности, нахождения в непосредственной близости от источника повышенной опасности, трудовой незанятости и т. д.

Сотрудники БЭП выявляли много информации о злоупотреблениях на автозаправочных станциях. На ряде АЗС в зоне аварии и за ее пределами были выявлены и оприходованы излишки горюче-смазочных материалов (250 т) и т. д.

Анализ поисковой работы подразделений БЭП в условиях ликвидации последствий аварии на ЧАЭС показывает, что достижению ее целей в условиях радиоактивного заражения территории во многом способствует знание сведений об объектах поиска.

К ним относятся сведения о лицах, фактах, предметах и документах, представляющих оперативный интерес по линии БЭП. В процессе поисковой работы в поле зрения оперативных сотрудников должны находиться следующие лица:

—должностные и материально ответственные лица, работающие в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания, строительства, здравоохранения, хранения и распределения горюче-смазочных материалов и др.;

—занятые распределением материальной помощи без заключения договоров о материальной ответственности;

—проникающие в зону аварии в корыстных целях;

—пытающиеся проникнуть в зону без специально установленных пропусков либо иных документов, в т. ч. с истекшими сроками пользования, имеющими следы подчистки, травления;

—провозящие запрещенные для вывоза из зоны предметы,

—затрудняющиеся объяснить цель и маршрут следования в зоне,— водители грузовых автомашин и иных транспортных средств;

—экспедиторы, сопровождающие ввозимые в зону и вывозимые из нее грузы,— осуществляющие дезактивацию транспортных средств, оборудования, вывозимого из зоны, и др,

К фактам, представляющим оперативный интерес для подразделений БЭП в рассматриваемых условиях, относятся следующие:

—отсутствие сопроводительных документов на ввозимые в зону и вывозимые из нее материальные ценности;

—отсутствие (искажение) в сопроводительных документах на товарно-материальные ценности установленных реквизитов (сорт, артикул, цена и пр.);

—несоответствие (количественное и качественное) при отоваривании продуктовых талонов установленным нормам;

—приготовление и реализация блюд в системе общественного питания без предварительной калькуляции;

—отсутствие системы гашения талонов на питание для работающих в зоне аварии;

—обнаружение повышенного радиационного фона в реализуемых торговлей продуктах питания и предметах первой необходимости;

—включение объемов работ, осуществленных бесплатно военнослужащими, в перечень работ, выполненных гражданскими строительными организациями;

—включение в платежные ведомости на получение премиальных за выполнение опасных работ фамилий лиц, не принимавших в них участия;

—списание материальных ценностей, имеющих допустимые уровни радиоактивной загрязненности;

—списание материальных ценностей без предварительной инвентаризации, участия дозиметриста и товароведа;

—обнаружение обстоятельств, указывающих на проникновение неизвестных лиц в хранилища материальных ценностей и бухгалтерских документов;

—ненадлежащее оформление документов на комиссионное захоронение материальных ценностей (без составления акта, без участия необходимых специалистов, других лиц) и др.;

—несоответствие объема вывозимых из зоны аварии грузов (материальных ценностей) объему, указанному в сопроводительных документах;

—завышенный остаток белья, трикотажа, моющих средств (мыла, стирального порошка) у лиц, работающих на КПП, СОПах и т. д.;

—отсутствие актов на захоронение зараженной одежды граждан, эвакуированных из опасной зоны;

—реализация жителям приграничных к зоне районов строительных и иных материалов, предназначенных для ведения аварийно-восстановительных работ;

—ведение строительных и иных работ на приусадебных участках граждан, граничащих с зоной аварии, с использованием материалов и техники, предназначенных для ведения аварийно-восстановительных работ (бетонирование подъездных дорог, ремонт водопроводов, кровли, бурение колодцев);

—сдача на мясокомбинаты вывезенного из опасной зоны скота без сортировки по группам, без учета упитанности и индивидуального взвешивания;

—переброска дефицитных строительных материалов, предназначенных для ведения аварийно-восстановительных работ и др.

В условиях ликвидации последствий аварии на ЧАЭС значительное место в деятельности подразделений БЭП занимали вопросы оперативно-розыскного предупреждения преступлений. Их решение в условиях радиоактивного заражения территории и за пределами опасной зоны имели свои особенности. Большинство мероприятий, проводимых подразделениями БЭП, осуществлялось в рамках общей профилактики преступлений. Они были направлены на выявление и устранение причин преступлений и условий, способствующих их совершению. По данным исследований, проведенных в Академии МВД России В. В. Лашевичем, их доля в общем объеме оперативно-предупредительных мероприятий составила 84%.

Анализ практики и материалы исследований также показали, что основное внимание оперативных работников при проведении предупредительных мероприятий было уделено объектам торговли, общественного питания, бытового обслуживания, сельского хозяйства, транспорта, коммунального хозяйства и здравоохранения.

В ходе проведения предупредительных мероприятий, по данным ГУБХСС МВД СССР, в период с 26 апреля по 31 декабря 1986 г. подразделениями БЭП была осуществлена следующая работа:

—оприходовано товарно-материальных ценностей на сумму более 300 тыс. руб. (в т. ч. 250 т горюче-смазочных веществ);

—под контролем оперативных работников вывезено товарно-материальных ценностей и денег на сумму около 17,5 млн. руб., более 3 тыс. единиц сельскохозяйственной техники;

—при участии сотрудников БЭП захоронено «загрязненных» товарно-материальных ценностей на сумму более 3 млн. руб.;

—направлено более 50 информаций о необходимости устранения условий, способствующих совершению преступлений.

Обобщенные информационно-аналитические документы были направлены в следующие отрасли народного хозяйства: бытовое обслуживание населения — 5, торговли и общественного питания — 14, строительство — 3, транспорт, дорожное строительство — 5, жилищно-коммунальное хозяйство — 2, здравоохранение — 2, хранение и распределение горюче-смазочных материалов — 4, сельское хозяйство — 3 и т. д.

При этом в министерства и ведомства было направлено 36 информаций, в Правительственную комиссию — 9, в советские органы — 5. За подписью руководителей МВД Украины было направлено 77% таких информаций и руководителей УВД Киевской области — 21 %.

Действенной формой решения проблем, связанных с обеспечением хранения государственного имущества, его вызовом из зоны, утилизацией, были рабочие встречи в г. Киеве и непосредственно в зоне руководителей УЭП МВД Украины с руководством заинтересованных ведомств, управлений и организаций. Всего было проведено 40 таких встреч.

По инициативе УЭП МВД Украины в июле 1986 г. в г. Чернобыле состоялось совещание партийных, советских и хозяйственных руководителей Чернобыльского района, г. Припяти, представителей областных организаций и ведомств с участием заместителя Генерального прокурора СССР В. В. Найденова, на котором были рассмотрены актуальные вопросы по обеспечению сохранности государственного и общественного имущества.

В процессе оперативно-розыскного предупреждения преступлений оперативные работники БЭП осуществляли и другие мероприятия:

—принимали участие в инвентаризации материальных ценностей;

—осматривали места хранения материальных ценностей;

—проверяли соблюдение порядка учета материальных ценностей материально ответственными лицами;

—проверяли сопроводительные документы на товарно-материальные ценности и другие перевозимые грузы;

—проверяли документы на выдачу денежных пособий и компенсаций;

—проверяли соблюдение порядка актирования товарно-материальных ценностей, подлежащих захоронению или утилизации;

—непосредственно охраняли вывозимые за пределы 30километровой зоны драгоценные металлы, камни, деньги и другие ценности, а также наркотические и иные психотропные вещества,

—проводили рейды в местах продажи авиа и железнодорожных билетов;

—участвовали в обследовании строящихся объектов, площадок отстоя техники, строительных машин, а также хранилищ, баз, складов.

По свидетельствам оперативных работников, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, наиболее значимый предупредительный эффект был получен при проведении по инициативе подразделений БЭП инвентаризации всех без исключения материальных ценностей объектов, расположенных в зоне. Ее проведение в 30километровой зоне дало ВОЗМОЖНОСТЬ:

—получить сравнительно точный подсчет остатка материальных ценностей на объектах обслуживания;

—оценить возможность дальнейшего использования техники, оборудования, агрегатов, сырья, материалов, полуфабрикатов, дать оценку состоянию фондов конкретного объекта;

—получить документальное подтверждение о фактической недостаче или излишках материальных ценностей, их размерах, а также сведения о лицах, несущих ответственность за состояние сохранности имущества.

Следует иметь в виду, что проведение сплошной (всеобщей) инвентаризации в тех условиях было делом достаточно сложным. В организационном, прежде всего, отношении это была не простая операция.

Индивидуально-профилактическая работа в тех условиях занимала в деятельности подразделений БЭП незначительное место.

Анализ деятельности органов внутренних дел в условиях радиационного заражения показывает, что работа по раскрытию преступлений, регистрируемых по линии БЭП, находится в зависимости от уровня поисковой и профилактической деятельности, участия в решении вопросов обеспечения сохранности государственного и общественного имущества подразделений всех служб, состояния такой работы в предшествующий период и ряда других факторов.

В 1986 г. в 30километровой зоне (в нее вошли г. Припять и частично приграничные районы Киевской и Гомельской областей) серьезных изменений в структуре и динамике преступлений по линии БЭП не произошло. Вместе с тем произошли изменения в районах сосредоточения эвакуированных жителей (Бородянском, Иванковском, Полесском). Именно там было выявлено больше хищений, спекуляции, взяточничества.

Анализ статистических данных за 1986 г. показал, что во всех без исключения районах произошел рост правонарушений в сфере обслуживания. Больше было выявлено нарушений правил торговли спиртными напитками, обманов покупателей и заказчиков. Кроме того, были зарегистрированы факты спекуляции железнодорожными билетами, спиртными напитками, хищений денежных средств путем незаконных оформлений кредитов, при оформлении льготных доплат за работы в опасной зоне, взяточничества и др.

По свидетельствам оперативных работников — участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС — далеко не все факты нарушений уголовно-правового характера, ставшие известными подразделениям БЭП, были должным образом зафиксированы, поставлены на учет и расследованы. В их числе и многие из тех, которые нашли отражение в официальных отчетных документах, справках, материалах информаций, направленных в адрес Правительственной комиссии, руководителям министерств и ведомств.

В последующие годы динамика преступлений, совершенных по линии БЭП в 30километровой зоне, характеризуется следующими данными: в 1987 г. их было выявлено 43, в 1988 г.— 36, или на 13% меньше. Из них хищения, совершенные путем присвоения, растраты либо злоупотребления служебным положением, составляли около 40%. За последующие после аварии три года в зоне оцепления выявлено только одно хищение, совершенное в крупных размерах, в доаварийный период ежегодно их регистрировалось от 3 до 5.

Анализ результатов деятельности подразделений БЭП в зоне аварии и на прилегающей к ней территории позволяет сделать вывод о том, что несмотря на впервые в их практике возникшие экстремальные условия, задача обеспечения сохранности государственного и общественного имущества решалась достаточно эффективно. Руководители и оперативно-начальствующий состав подразделений БЭП в целом правильно решали проблемы, возникавшие в ходе ликвидации последствий аварии на ЧАЭС.

Вместе с тем в деятельности подразделений БЭП имели место определенные недостатки и упущения. Так, необходимо отметить, что их готовность к работе в экстремальных условиях радиационного заражения была неудовлетворительной. Такой вывод основан на допущенных ошибках при планировании мероприятий, предусматривающих расстановку и использование сил и средств подразделений БЭП при ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, влекущей радиоактивное заражение местности, недостатках информационного обеспечения процесса управления подразделениями данной службы, а также незнании оперативными сотрудниками приемов самозащиты от радиации, необеспеченности их в достаточном количестве средствами индивидуальной защиты и дозиметрическими приборами.

Вполне очевидным является неоправданно длительное участие подразделений БЭП в выполнении обязанностей по физической охране объектов, обеспечению безопасности эвакуированного населения. Приступив к выполнению своих прямых функциональных обязанностей по истечении 10 суток с момента аварии, сотрудники БЭП были вынуждены работать уже в тяжелых условиях повышенной радиации и разрешать проблемы, многие из которых они могли бы не допустить или оперативно решить еще в первые часы и дни после аварии.

Обобщение опыта работы подразделений БЭП в зоне оцепления и на прилегающей к ней территории также показывает, что они использовали далеко не все свои оперативно-розыскные возможности. Так, в процессе оперативного поиска, работы по предупреждению и раскрытию преступлений сотрудники БЭП в основном использовали такие оперативно-розыскные мероприятия и методы, как опрос граждан, наведение справок, наблюдение, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, а также личный сыск. Оперативная техника практически не применялась. Лишь отдельные случаи применения фотосъемки не были непосредственно связаны с фиксацией действий лиц и фактов, представляющих оперативный интерес в целях раскрытия преступлений, и имели значение только для их предупреждения.

Как явно недостаточно результативную следует оценить деятельность подразделений БЭП по организации привлечения граждан к решению стоящих перед ними задач. В пределах 30километровой зоны такая работа практически после аварии не проводилась. Были лишь единичные случаи использования в опасной зоне помощи граждан на негласной основе. Содействие граждан подразделениям БЭП в основном осуществлялось в процессе оперативно-розыскного предупреждения экономических преступлений.

За период с 26 апреля по 30 декабря 1986 г. в зоне аварии было задействовано 237 оперативных работников БЭП органов внутренних дел МВД Украины, в том числе:

—из УЭП МВД Украины — 55;

—из подразделений БЭП УВД Киевской области и УВДТ —60;

—из подразделений БЭП УВД, областей приграничных к Киевской области — 122.

Кроме того, в работе по ликвидации последствий аварии па ЧАЭС принимали участие сотрудники ГУБХСС МВД СССР.

Научными и практическими работниками—специалистами в сфере борьбы с экономическими преступлениями было высказано мнение, что на организации деятельности подразделений БЭП негативно отразилось наличие в зоне аварии трех штабов: МВД СССР, МВД УССР и УВД Киевской области.

Это приводило, по их мнению, к ненужному параллелизму, дублированию команд и указаний (в ряде случаев противоречивых и малоэффективных).

Многие сотрудники БЭП отмечали некомпетентность в управлении подразделениями со стороны отдельных руководящих работников центральных аппаратов МВД СССР и МВД Украины, а также их частую сменяемость. Кроме того, они обращали внимание на прямое вмешательство в деятельность службы отдельных руководителей других министерств и ведомств, входящих в Правительственную комиссию.