В настоящее время на территории Российской Федерации, в странах СНГ и в дальнем зарубежье широко используется ядерная энергетика, которая заняла существенное место в мировом энерго-производстве. Она рассматривается как важнейшее средство в решении проблем топливно-энергетического баланса на длительный период времени.
События на Чернобыльской АЭС показали, что успешно решать задачи обеспечения безопасности атомных электростанций и других высокорисковых объектов можно только посредством комплексного использования сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск во взаимодействии с другими ведомствами.
Так, например, к 7 ч утра 27 апреля в г. Припять прибыли сводные отряды МВД УССР, УВД г. Киева, Киевской высшей школы МВД СССР. Таким образом, в районе ЧАЭС была сосредоточена большая группировка сил, в составе которой были сводные отряды, организационно состоящие из 3—4 рот. В каждом отряде была создана группа управления. Расстановка сил и средств позволила обеспечить надежную охрану правопорядка в городе, не допустить паники, распространения ложных слухов и провокаций, усилить работу среди населения, направленную на соблюдение спокойствия, ограничение передвижения по городу, провести работу с населением о возможной его эвакуации.
Рассматривая вопросы обеспечения эвакуации населения, необходимо дать понятие эвакуации. Почти во всех источниках эвакуация рассматривается как организованный вывод (вывоз) и размещение в загородной зоне личного состава ОВД, рабочих, служащих и членов их семей, других категорий граждан, объектов, переносящих свою деятельность в переселяемую (загородную) зону или временно прекращающих свою деятельность.
При проведении эвакомероприятий особое внимание необходимо обращать на строжайшее соблюдение законности Российской Федерации в обращении с гражданами и должностными лицами, недопущении в отношении их противоправных действий.
Сама по себе эвакуация — беспрецедентное по масштабам, количеству участников, привлекаемых сил и средств мероприятие, в котором принимают участие кроме силовых структур различные ведомства и учреждения.
Эвакуация проводится по особому распоряжению Правительства Российской Федерации как всего населения, так и отдельных его категорий.
Так, при аварии на ЧАЭС решение об эвакуации населения из опасной зоны было принято Правительственной комиссией СССР. Оперативной группе МВД СССР было дано указание внести предложения о порядке возможной эвакуации населения, а также о разработке плана ее проведения в максимально сжатые сроки. С этого момента задача по эвакуации населения стала главной для органов внутренних дел.
Выполнить эту сложную и ответственную задачу позволил комбинированный способ проведения эвакомероприятий, т. е. наравне с использованием всех видов транспорта применялся и пеший порядок вывода населения из зараженной местности.
При проведении эвакуации населения, как правило, имеют место ложные провокационные слухи, которые могут спровоцировать такое явление среди населения, как паника.
Паника — явление социально-психологическое. Поэтому при выборе форм, методов, способов и приемов борьбы с ней необходимо учитывать психологические особенности поведения человека в условиях стихийных бедствий, аварий и катастроф. Паника обусловливается наличием состояния тревоги, угнетения или возбуждения психики, чувства страха, осознанием реальной или возможной опасности. Как правило, она возникает в результате распространения преступными или иными антиобщественными элементами ложных или провокационных слухов. Население, находясь в паническом состоянии, образует неорганизованную толпу, поведение которой характеризуется степенью эмоционального возбуждения ее участников, стремящихся уйти (спастись) от реальной или мнимой опасности.
В научной литературе паника понимается как состояние сильного душевного смятения, растерянности и страха в условиях реальной и мнимой опасности. Непременным условием ее возникновения считается наличие большого скопления людей (толпы).
Психологи Г. Д. Луков, К. К. Платонов и другие объясняют возникновение паники наличием чувства страха, состояния тревоги и вызванного ею угнетения или возбуждения психики человека, связанных с осознанием опасности
Социальная психология считает индивидуальный страх предпосылкой, почвой для группового страха и паники.
Поскольку паника — явление социально-психологическое, методы борьбы с ней должны учитывать психологические особенности поведения человека, находящегося в чрезвычайной ситуации.
Паническое состояние вызывает не сама опасная ситуация, а только то, что на самом деле может оказаться ложным и преувеличенным.
Зачастую паника возникает без видимых причин, по незначительному поводу, при появлении слухов или сообщений о предстоящей беде.
Это объясняется повышенной восприимчивостью людей к определенной информации, их внутренним напряжением, состоянием тревоги (страха) за свою жизнь, родных и близких.
В начальный период это чувство возникает у немногих людей — паникеров. В специальной литературе они называются индикаторами паники, от их поведения зависит реакция толпы.
Следует отметить и ряд условий, способствующих возникновению паники, например отсутствие информации о состоянии радиоактивного или химического заражения местности, несвоевременное обеспечение медицинской помощью, транспортом, нервозное поведение должностных лиц и т. д. Однако даже у волевых людей панические реакции могут представляться факторами, приводящими к ослаблению организма (переутомление, недосыпание, недоедание и т. п.).
При аварии на ЧАЭС у личного состава ОВД и других ведомств, работающего в зоне радиоактивного заражения, экстремальные по своей силе психологические и физические нагрузки быстро, в течение нескольких суток, существенно сжигали функциональные резервы организма, приводили к переутомлению и существенному ослаблению волевого (личностного) контроля за качеством выполнения служебных задач. Для большинства сотрудников было характерно снижение настроения, более быстрая утомляемость, сонливость. Описанные состояния в первую очередь опасны своим деморализующим влиянием на окружающих, что порой способствовало возникновению панических реакций как у сотрудников ОВД, так и у населения.
Паника возникает только там, где образуются массовые общности людей. Толпа, как общность людей, у которых отсутствует или резко снижена социальная ответственность, наиболее подвержена панике и представляет особую опасность. Для людей, охваченных паникой, типично чувство полной изоляции в толпе (иллюзия центра) — ощущение себя в центре опасности, что в определенной степени ослабляет чувство ответственности за свои поступки.
Существенным моментом в развитии паники является социально-психологический механизм подражания людям. Данную особенность необходимо учитывать при охране общественного порядка во время проведения эвакуационных мероприятий.
Типичным проявлением панического состояния является бегство от опасности. Бегущие массы людей в большинстве своем представляют с точки зрения охраны общественного порядка большую опасность, чем сам источник опасности, вызвавший данное явление.
Состояние паники может возникнуть в любых экстремальных ситуациях.
На организацию и ход осуществляемых мероприятий по охране общественного порядка при эвакуации населения влияет ряд объективных факторов: ограниченное время, отводимое на эвакуационные мероприятия; рассредоточение или укрытие в убежищах; дефицит информации для населения; требования, ограничивающие свободу передвижения и возможности жизнеобеспечения больших масс населения; ограниченные бытовые условия и т. д. Все это в полной мере проявилось при эвакуации населения из 30километровой зоны заражения на ЧАЭС.
Сложность ситуаций, обусловленных психологическими и физическими перегрузками, окажет негативное влияние на эмоционально-психологическое состояние населения, что, в свою очередь, повлияет на оперативную обстановку, создаст дополнительные трудности в деятельности ОВД по охране общественного порядка при проведении эвакуации населения.
Наиболее вероятны панические проявления при эвакуации женщин, детей, престарелых и больных. Данная категория людей, находясь в неблагоприятных условиях жизнеобеспечения, в обстановке повышенной нервозности и психического возбуждения, под влиянием страха, дефицита информации, слухов и домыслов, может легко пойти на поводу у подстрекателей и паникеров, что нередко приводит к трагическим последствиям. В подобных ситуациях активизируют свои действия преступные и антиобщественные элементы, от которых можно ожидать совершения грабежей, насилия, мародерства, группового неповиновения властям. Все это приводит к групповым нарушениям общественного порядка, а затем и к массовым беспорядкам. Так, за период с апреля по декабрь 1986 г. в зоне аварии на ЧАЭС было зарегистрировано 95 преступлений по линии уголовного розыска, в том числе 75 краж личного имущества граждан, остались нераскрытыми — 9.
Большое значение в охране общественного порядка при проведении эвакуации населения имеет знание факторов, которые могут вызвать паническое состояние людей. В числе таких факторов следует отметить:
—чувство опасности, порождаемое угрозой физического и психологического характера,— страх оказаться в ловушке;
—стремление убежать из данного района;
—отсутствие связи между частями толпы (когда задние ряды напирают и создают давку);
—наличие в толпе преступных и антиобщественных элементов (в том числе людей с провокационными, преступными намерениями) и др.
Определенное влияние на усиление паники оказывает время суток. Темнота способствует возникновению чувства тревоги (страха).
При проведении эвакуационных мероприятий основными причинами паники при авариях на АЭС могут явиться:
—страх перед предстоящим воздействием сильнодействующих ядовитых веществ, наличием радиоактивного и химического заражения местности, ожиданием повторения толчка при землетрясениях и т. д.;
—страх и переживание за свою жизнь и жизнь родных и близких;
—задержка эвакуируемых на маршрутах движения;
—просчеты в планировании эвакуационных мероприятий;
—чувство беззащитности перед наличием радиоактивного заражения;
—ложные провокационные слухи;
—действия преступных и иных антиобщественных элементов,
—вредное воздействие алкоголя, наркотиков;
—тактически неграмотные действия личного состава, принимающего участие в охране общественного порядка при проведении эвакуации населения, и ряд других.
Определенную роль в предупреждении и пресечении паники играют меры профилактического характера:
—пропагандистско-воспитательная и разъяснительная работа с населением;
—информационное обеспечение в любых, даже самых сложных ситуациях;
—специальная, в том числе морально-психологическая, подготовка личного состава ОВД;
—оперативные мероприятия по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению паники, и др.
В целях предупреждения и пресечения паники среди эвакуируемого населения необходимо:
—своевременно выявлять паникеров, психически неуравновешенных людей, лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, а также хулиганствующие и иные преступные элементы и проводить с ними профилактическую работу;
—держать под постоянным контролем и наблюдением эмоциональное состояние толпы, немедленно реагировать на повышение ее эмоционального возбуждения, принимать незамедлительные меры по устранению причин такого возбуждения;
—все действия проводить четко и оперативно, проявляя уверенность, твердость и решительность.
При опасности возникновения паники личному составу органов внутренних дел, принимающему участие в обеспечении охраны общественного порядка, необходимо:
—выявить места, откуда исходят панические реакции;
—определить степень развития панических реакций;
—определить причины и мотивы паники (слухи, угрозы, чувство страха и т. д );
—избрать вид информации, необходимой для нейтрализации паники.
При выполнении мероприятий по локализации паники применяется метод рассечения толпы на части с использованием различных технических средств. Необходимо удалить и изолировать провоцирующие и преступные элементы. Однако в этих условиях следует помнить о том, что любые неправильные действия сотрудников ОВД, дополнительных и приданных сил могут вызвать ответную реакцию (конфликт) и привести к массовым беспорядкам. Поэтому всему личному составу необходимо постоянно изучать опыт работы органов внутренних дел при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
На основе обобщенного опыта и с учетом зарубежного активнее разрабатывать теорию тактики охраны общественного порядка при проведении эвакуации населения. Творческое изучение тенденций и закономерностей ее развития поможет определить пути ее дальнейшего совершенствования в интересах укрепления охраны общественного порядка при проведении эвакуационных мероприятий.
В борьбе с паникой необходимо всегда учитывать, что какой бы сложной и опасной ни сложилась обстановка, следует всегда обращаться к разуму и здравому смыслу. Вместе с тем в ситуациях, когда взрыв паники является реальным и неотвратимым, только с помощью твердости и настойчивости, кратких, конкретных команд и указаний, четких и решительных действий можно влиять на поведение людей, находящихся в паническом состоянии.