За время, прошедшее с момента Чернобыльской катастрофы, много сделано для повышения безопасности действующих и строящихся атомных электростанций. Серьезные положительные сдвиги произошли и в деле обеспечения пожарной безопасности АЭС как одной из составляющих общей их безопасности.
После аварии на Чернобыльской АЭС, выявившей существенные недостатки в техническом оснащении подразделений пожарной охраны, в соответствии с решением Совета Министров СССР № 152 Главным управлением пожарной охраны была разработана и при участии Всесоюзного научно-исследовательского института противопожарной обороны МВД СССР (ВНИИПО) реализована программа совершенствования технического оснащения подразделений пожарной охраны на АЭС. В период с 1987 г. по 1991 г. институт выполнил 16 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по четырем основным направлениям: разработка огнетушащих составов; совершенствование систем и средств автоматической пожарной защиты, разработка специальной (защищенной) передвижной пожарной техники; совершенствование оперативной деятельности подразделений пожарной охраны на АЭС.
Итогом работы явился комплекс организационно-технических мероприятий по противопожарной защите АЭС, включающий: совершенствование надзорно-профилактической и оперативно-служебной деятельности подразделений пожарной охраны на АЭС; программу подготовки, рекомендации по режиму труда и медикаментозным средствам защиты личного состава пожарной охраны по охране АЭС; рекомендации до тактике тушения пожаров на объектах атомной энергетики и промышленности.
В рамках данных НИОКР были разработаны: средства и способы ведения пожарной разведки; модульные газовые (хладоновые) установки пожаротушения приборных шкафов; импульсные системы подачи огнетушащих веществ; состав с самопроизвольным вспениванием в очаге пожара; экспериментальные образцы пожарных роботов различных типов; опытные образцы пожарных насосов нового поколения НЦП; многофункциональная передвижная установка пожаротушения, самоходный лафетный ствол производительностью 100 л/с; пожарная машина разведки и передвижной защищенный пункт управления; самоходный пеноподъемник на базе трелевочного трактора ТТ4; пожарный автомобиль высокого давления АВД20/43.
Результаты НИОКР были реализованы в форме организационно-технических мероприятий в ГУПО МВД СССР, в Государственном комитете по чрезвычайным ситуациям Совета Министров СССР, Минатомэнергопроме СССР, на Калининской, Курской, Хмельницкой, Чернобыльской, Ленинградской, Запорожской АЭС. Техническая документация на разработанные изделия была передана заводам-изготовителям ПО «Пожтехника».
Вместе с тем следует отметить, что специальной пожарной техники было произведено только 13 единиц, а разработанные огнетушащие вещества и автоматические средства противопожарной защиты не нашли применения на АЭС.
Необходимость системно-целевого подхода к обеспечению пожарной безопасности энергоблоков и координации работ по разработке специальных средств противопожарной защиты для АЭС обусловила в 1989 г. создание в структуре ВНИИПО МВД СССР подразделения, которое осуществляло научное, методическое и нормативное обеспечение деятельности пожарной охраны на АЭС, определяло направления научных исследований по совершенствованию систем и средств противопожарной защиты АЭС, координировало работы подразделений института по разработке и испытанию систем и средств противопожарной защиты сооружений и помещений объектов ядерно-энергетического комплекса.
Приоритетными направлениями исследований, проводимых институтом начиная с 1989 года, являются: научное, методическое и нормативное обеспечение деятельности пожарной охраны на АЭС; повышение пожарной безопасности действующих АЭС; научное и методическое обеспечение проектных работ по созданию энергоблоков АЭС нового поколения; разработка специальных технических средств противопожарной защиты на АЭС.
За период с 1989 г. по 1995 г. ВНИИПО МВД СССР (РФ) в интересах пожарной охраны, обеспечивающей безопасность на АЭС, были выполнены работы по разработке программы и методики комплексной проверки противопожарного состояния АЭС и комплекса организационных и методических документов по созданию Государственной противопожарной службы (ГПС) МВД России на предприятиях.
В соответствии с планом работы Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны (ВНИИПО) и Главного управления государственной противопожарной службы (ГУППС) МВД России выполнены исследования: по разработке методик оценки эффективности систем и средств противопожарной защиты АЭС и опасности пожаров для безопасного останова реактора; по обоснованию направлений совершенствования противопожарной защиты машзалов, помещений реакторных отделений и вспомогательных сооружений действующих энергоблоков, разработаны противопожарные требования по готовности систем, оборудования и помещений энергоблоков АЭС к этапу пусконаладочных работ, а также Правила пожарной безопасности при эксплуатации атомных станций (ППБАС95); разработана специальная защитная одежда.
По запросу концерна «Росэнергоатом» в 1993 г. были начаты работы по разработке систем автоматического газоаэрозольного пажаротушения.
Совместно с институтом «Атомэнергопроект» были проведены исследования и разработаны противопожарные требования к покрытиям на АЭС, разработана система дымоудаления из помещений, ограниченных по связи с окружающей средой, а также начаты работы по разработке стационарной установки пассивного пожаротушения проливов горючих жидкостей и автоматической установки водяного пожаротушения с твердотопливными аккумуляторами давления. В течение 1991 г. были изготовлены и испытаны в полигонных условиях экспериментальные образцы указанных установок.
Совместно с Киевским институтом «Энергопроект» были разработаны технические предложения по повышению противопожарной устойчивости несущих конструкций машзалов АЭС.
Начиная с 1993 г. ВНИИПО МВД России принимает участие в разработке системы пожарной безопасности энергоблоков станций нового поколения. За истекший период: подготовлены, согласованы и утверждены руководством Минатома России техническое задание и программа НИОКР по разработке системы пожарной безопасности станций нового поколения, выполнены научно-исследовательские работы по обоснованию проектных решений системы пожарной безопасности и уточнению требуемых пределов огнестойкости строительных и ограждающих конструкций в помещениях технологических систем, важных для безопасности; начаты работы по разработке технических предложений по проектированию системы противопожарной защиты в помещениях с маслонаполненным оборудованием.
За счет средств, выделенных ГУ ГПС МВД России, выполнены поисковые работы по разработке модульной установки пожаротушения приборных шкафов с аккумуляторами «холодного» азота и продолжены работы по разработке газоаэрозольной системы пожаротушения.
Вместе с тем до настоящего времени на многих АЭС продолжают оставаться невыполненными важные мероприятия, в частности :
1.Не завершена замена сгораемого утеплителя в покрытиях АЭС.
2.Не произведена огнезащита несущих металлических конструкций машзалов АЭС.
3.Не нашли применения кабели, не распространяющие горение и негорючие масла.
4.Не созданы резервные щиты управления.
5.Не разделены кабельные потоки разных систем безопасности строительными конструкциями.
6.Не нашли применения разработанные огнетушащие вещества и автоматические средства противопожарной защиты помещений с электронной и электротехнической аппаратурой.
7.Не оснащены пожарные подразделения специальной пожарной техникой и защитной одеждой.
Приоритетными направлениями на ближайшие годы являются:
—участие в разработке концепции противопожарной защиты АЭС и методики выполнения анализа влияния пожаров и их последствий на безопасный останов и расхолаживание реакторной установки;
—выполнение необходимых анализов влияния пожаров на безопасность АЭС;
—участие в подготовке проектов нормативных актов, необходимых для реализации Федеральных законов от 21,11.95 г. № 170ФЗ «Об использовании атомной энергии» и от 9.01.96 г. № ЗФЗ «О радиационной безопасности».
Чернобыльская катастрофа подтвердила необходимость нового технического мышления в области противопожарной защиты АЭС, расширила и конкретизировала научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в указанной области и с особой остротой показала недопустимым задержку внедрения научных разработок, связанных с повышением уровня безопасности атомных электростанций.
* * *
Подразделения противопожарной службы при тушении пожара 26.04.86 г. и в дальнейшем, в период проведения аварийно-восстановительных работ, продемонстрировали высокую выучку, профессионализм, самоотверженность, героизм, чувство гражданского долга.
В результате умелых действий пожарных удалось предотвратить распространение пожара на другие энергоблоки и тем самым предупредить более тяжелые последствия катастрофы.
Этому во многом способствовало регулярное проведение пожарно-тактических учений непосредственно на АЭС с привлечением всех сил и средств, предусмотренных планом-расписанием на случай пожара на АЭС, с изучением ее особенностей и с отработкой оперативно-тактических навыков.
Поэтому не правы те, кто утверждал, что пожарные не знали об опасности радиации. Все, кто тушил пожар, полностью отдавали себе в этом отчет. Но никто не ушел, пока их место не заняли другие.
В дальнейшем в условиях сложной оперативной обстановки в оперативно-режимной зоне (эвакуация населения, нарушение сложившихся управленческих связей, выполнение комплекса специальных работ и др.) была обеспечена в целом нормальная работа по организации противопожарной защиты аварийного объекта, населенных пунктов, предприятий и учреждений, оказавшихся в опасной зоне.
Общее количество пожаров и загораний за период с апреля по декабрь 1986 г. составило около 1 тыс., включая лесные и торфяные. Наиболее сложным был пожар, возникший на АЭС 23 мая 1986 г. в помещениях ГЦН 4го энергоблока. При его тушении был использован опыт действий подразделений пожарной охраны 26.04.86 г. Четкая организация работы смен на боевых позициях дала возможность предотвратить большие потери личного состава от ионизирующего излучения.
Тушение лесных и торфяных пожаров осложнялось наличием радиоактивного фона, сформировавшегося в результате осаждения на растительные покровы радиоактивной пыли. Мощность ионизирующего излучения достигала десятков, а в ряде случаев и сотен миллирентген в час.
Для предотвращения поражения радиоактивными осадками работа личного состава ППС осуществлялась в защитных костюмах Л1.
Опыт работы в костюмах Л1 показал, что количество личного состава боевых расчетов во избежание теплового удара должно быть увеличено до отношению к штатной численности в два-три раза, так как при этом необходимо обеспечить сменность личного состава.
В этих условиях важное значение придавалось своевременному обнаружению пожаров и принятию незамедлительных мер к их ликвидации в начальной стадии.
К несению дозорной службы кроме пожарной охраны привлекались авиационная служба охраны лесов, а также служба охраны общественного порядка. В результате принятых мер ни в одном случае пожары не вышли из под контроля.
Обеспечивались и некоторые другие виды работ. В ходе боевых действий подразделения участвовали в решении таких вопросов, как снятие напряжения с блочных трансформаторов по ряду «А» 4го и частично 3го энергоблоков, с контрольно-распределительных устройств 4го блока, кабельных полуэтажей 4-го энергоблока, откачка масла из главных маслобаков 7го и 8го турбогенераторов, вытеснение из них водорода, снятие нагрузки и остановка работы 3го энергоблока, привлечение рабочих и служащих станции к ликвидации аварийных ситуаций в турбинном и других цехах АЭС.
Предупреждение пожаров, а в конечном счете и их снижение было достигнуто за счет активного ведения пожарно-профилактической работы. Так, с мая по декабрь 1986 г. органами Госпожнадзора было выявлено более 10 тыс. противопожарных нарушений на АЭС и в режимной зоне, более 4 тыс. из которых было устранено на месте. За нарушение правил пожарной безопасности было оштрафовано около 1500 человек.
Выполнение сложных задач в экстремальных условиях было обеспечено за счет высокой повседневной боевой готовности подразделений пожарной охраны, реальности планов развертывания сил и средств для тушения пожара и ликвидации последствий аварии на АЭС. Противопожарная служба, по существу, в считанные часы после аварии смогла реализовать наиболее оптимальную форму организации работы и обеспечить выполнение поставленных задач.
Проводились исследования в рамках комплексной научно-исследовательской работы по обеспечению пожарной безопасности АЭС, которые позволили разработать программы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также организационные мероприятия, направленные на повышение противопожарной устойчивости атомных электростанций.
Производились откачка радиоактивной воды, дезактивация территории и сооружений АЭС, населенных пунктов, техники, крупного рогатого скота, деревьев, подача воды к специальным машинам для приготовления бетона. Общий объем выполненных работ противопожарными службами УССР и БССР составил: по откачке радиоактивной воды — 67,7 тыс. м3, по дезактивации территорий и зданий — 1 955 000 м2, техники — 34 200 единиц, скота—12 тыс. голов. Было подано 46 300 м3 воды для приготовления бетона.
Таким образом, авария на АЭС и последующее радиоактивное заражение местности потребовали от противопожарной службы ведения большого объема различного вида работ, выходящих за пределы функций пожарной охраны. (Несмотря на сложности в их организации, подготовке и проведении, противопожарная служба поставленные Правительственной комиссией задачи выполнила полностью.
В ликвидации пожара, включая силы резерва, поднятые по тревоге, участвовало 37 подразделений пожарной охраны общей численностью 240 человек и 81 единица пожарной техники.
В дальнейшем для обеспечения аварийно-восстановительных работ и тушения пожаров в режимной зоне были привлечены сводный отряд противопожарной службы численностью до 200 человек и 2 батальона военизированной пожарной охраны МВД по 300 человек каждый.
В общей сложности на всех этапах работы участвовало 6,3 тыс. человек при максимальной численности одной смены в зоне работ до 1,2 тыс. человек и 280 единиц техники.
Однако в системе подготовки службы к действиям на радиоактивно зараженной местности проявились и недостатки:
—вопросы организации и ведения дозиметрического контроля были отработаны в основном теоретически;
—оперативные планы действий не отражали четкого решения таких вопросов, как своевременное обеспечение личного состава питанием, сменным обмундированием, средствами защиты и разведки, взаимодействие с медицинской и другими службами;
—не были определены вопросы финансового обеспечения привлекаемого личного состава.
По этим причинам возникали дополнительные трудности по организации работ в районе боевых действий. Многие вопросы приходилось решать в ходе работ при дефиците опыта действий в экстремальных условиях.
В количественном отношении потребности службы в основном удовлетворялись. В среднем на один сводный отряд приходилось: 14 пожарных машин, 4 легковых автомобиля, 4 автобуса, 1 БРДМ, 1 БТР, автомобиль для доставки продуктов, грузовая машина, ВАРЭМ, 8 Т311М, передвижная база ГДЗЭС, трактор «Беларусь». Общее количество технических средств в целом соответствовало действующему Табелю положенности для сводного отряда ППС ГО. Отдельные виды техники были поставлены сверх табельной положенности, исходя из фактической потребности для выполнения задач с учетом сложившейся конкретной обстановки.
В процессе эксплуатации пожарной техники было отмечено, что она плохо защищена от проникновения радиоактивной пыли в кабины, имеет небольшой коэффициент защиты от радиации. По конструктивным особенностям затруднена дезактивация пожарной техники, импульсную подачу огнетушащих веществ на дальние расстояния (более 100 м) существующими средствами обеспечить нельзя. Автолестницы часто выходили из строя и ремонтировать их в полевых условиях практически невозможно. Отсутствовали достаточно эффективные тушащие вещества. Не было надежных средств защиты личного состава от ионизирующих излучений; приборы индивидуального дозиметрического контроля не обеспечивали измерение доз облучения при малоинтенсивном излучении.
Несмотря на имеющиеся трудности, личным составом пожарной охраны было проявлено чувство высокого гражданского долга, профессионального мастерства и героизма.