Деятельность ГАИ по обеспечению эвакуации населения, режима передвижения в зонах оцепления, дозиметрического контроля автотранспортных средств и их обработки

Цель РУБИН ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ - предложение широкого спектра услуг по низким ценам на постоянно высоком качестве.

Деятельность ГАИ по обеспечению эвакуации населения, режима передвижения в зонах оцепления, дозиметрического контроля автотранспортных средств и их обработки

Сложившаяся обстановка требовала быстрого и оперативного решения поставленных перед подразделениями ГАИ органов внутренних дел больших и ответственных задач по организации безопасного и бесперебойного дорожного движения в сложных условиях радиоактивного заражения местности. Эти подразделения выполняли следующие задачи:

—обеспечение безопасного и бесперебойного движения колонн автобусов с эвакуированными людьми и их имуществом;

—сопровождение транспорта, доставляющего особо важные грузы к месту аварии;

—сопровождение колонн автобусов с вахтовыми сменами персонала АЭС;

—осуществление комплекса мер по непосредственной организации дорожного движения в оперативно-режимных зонах и вне их с учетом складывающейся обстановки;

— надзор за техническим состоянием транспортных средств;

—надзор за состоянием автомобильных дорог;

—надзор за движением автотранспортных средств в оперативно-режимных зонах;

—проведение предупредительно-профилактической работы в автохозяйствах среди водительского состава;

—предотвращение проникновения в опасную зону автотранспорта и граждан, не участвовавших в устранении последствий аварии;

—осуществление дозиметрического контроля автотранспортных средств, следующих из зон заражения, в целях недопущения выезда загрязненного транспорта;

—выявление и учет индивидуальных транспортных средств и транспортных средств народного хозяйства, оставшихся в 30-километровой зоне, и принятие мер к сосредоточению его в специально оборудованных местах.

В мероприятиях по ликвидации последствий аварии в первые дни ежедневно участвовало более 1300 сотрудников ГАИ, в том числе на территории Украины — 350, Белоруссии — 109, Российской Федерации — 877. Непосредственное участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986— 1987 гг. принимали следующие сотрудники ГУГАИ МВД СССР: А. Г. Бритиков, Э. М. Ваулин, М. И. Галахов, В. П. Гудков, А. С. Дубков, Л. В. Зверковский, В. Г. Ишутин, А. Д. Колесников, А. Т. Криволап, В. И. Крылов, А. В. Маленин, А. В. Самосеев, М. А. Сафронов, А. В. Цепанин, Н. С. Ткачев, В. П. Юрьев, Г. И. Ярощук.

Э. М. Ваулин, в то время заместитель начальника Главного управления ГАИ МВД СССР, вспоминает: «Наша группа вылетела в Чернобыль 2 мая. Тогда никто из нас не мог себе представить, что же случилось на самом деле. Хочется похвалиться работой сотрудников ГАИ. В первые дни они вывели из зоны, если мне не изменяет память, 800 автобусов с людьми. Все это надо было организовать, подать технику и без паники и сбоев вывести ее. И контроль в зоне за выездом и въездом осуществляли именно они.

Вспоминается такой случай. Вызывает заместитель Министра— Н. И. Демидов. Поступил сигнал, говорит, что из-за неправильной организации движения автотранспорта к шахтерам, которые роют туннель под реактором, заносится радиоактивная «грязь». Нужно проверить и к вечеру доложить. Вопрос будет слушаться на вечернем заседании штаба. В нашем распоряжении на случай, если надо было поближе подъехать к 4-му блоку, были автобус, обложенный свинцовыми плитами, и БТР. Но именно в это время их на месте не оказалось. Ждать было некогда и пришлось сесть в обыкновенную «Волгу». Я сажусь рядом с водителем, а на заднем сиденье — три офицера ГАИ. У одного из них — дозиметрическая аппаратура. Задача — осмотреть территорию станции. Въезжаем. Недалеко от 4-го блока офицер, что с прибором, кричит: «Зашкаливает!» Смотрю на водителя: взмок, словно на него ведро воды вылили. Наверное, и я не лучше выглядел. Командую водителю: «Назад!» А сам думаю: обязательно вперед рванет. Нет, все сделал как надо. В общем выехали мы из той «зашкаленной» зоны. А заместитель Министра доложил, что не машины грязь заносят на территорию, дело не в организации движения, а в общем беспорядке на территории. Штаб заставил ответственных навести там порядок. С тех пор шахтеры стали нормально работать. А вот один из офицеров, что был с нами в машине, был тут же отвезен в Киев, где его положили в отделение психиатрии. Но об этом мы, конечно, умолчали.

Возвращаясь в события десятилетней давности, могу сказать одно: святое было время, героическое. Может, мои слова прозвучат странно, но надо благодарить судьбу, что катастрофа случилась десять лет назад. Были тогда в обществе стабильность, порядок, которые помогли превозмочь беду. И необыкновенный патриотиз. А если бы случилось сегодня?..»

А от воспоминания генерал-лейтенанта в отставке Л. В. Зверковского. «В Чернобыле в августе 1986 г., будучи начальником Главного управления ГАИ МВД СССР, я возглавлял оперативную группу МВД СССР, в которую входили 3296 человек.

До сих пор перед глазами брошенные села. Прекрасные дома, ветви гнутся под тяжестью яблок, на огородах необычайных размеров (может, от повышенной радиации) помидоры и звенящая тишина. И в такой вот неземной красе жить противопоказано. Жуткое зрелище: смертельно опасная красота.

Кто-то сегодня удивится: многие в Чернобыль приехали добровольно. Это был искренний порыв. Они рисковали жизнью во имя будущего. Не дай Бог повториться подобной катастрофе. И дай Бог, чтобы на Руси всегда были патриоты.

Вспоминаю заседания Правительственной комиссии. На доклад —- не более трех минут. Только по делу. И все вопросы решались. Стоит взять на вооружение и сейчас. Между прочим, не ждали мы тогда указаний от центра. Всю ответственность брали на себя. «Наверх» обращались только в исключительных случаях, а не за «ценными указаниями». Чернобыль, при всей трагичности событий, показал, как можно и нужно работать».

Но вернемся к работе непосредственных исполнителей — служб и нарядов ГАИ в первые дни аварии.

В первые дни после аварии нарядами ГАИ была обеспечена безаварийная эвакуация автомобильным транспортом 105 тыс. человек. Осуществлено более 2,4 тыс. сопровождений колонн автотранспорта с грузами и людьми, следующих в район аварии. Кроме того, постоянно осуществлялось сопровождение транспорта, доставляющего срочные грузы из города Российской Федерации.

С целью улучшения маршрутного ориентирования водителей и обеспечения безопасности движения транспорта было изготовлено и установлено более 4 тыс. дорожных знаков в районах, прилегающих к Чернобыльской атомной электростанции. Постоянно обследовалось около 500 км дорог, ведущих к АЭС, принимались меры по их обустройству, укреплению обочин, обеззараживанию дорожного полотна.

В 22 автохозяйствах, находящихся в 30-километровой зоне, а также в других автотранспортных предприятиях, задействованных на ликвидации последствий аварии, ежедневно проводились обследования технического состояния транспорта, контролировалось проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. Среди водителей распространено более 12 тыс. экземпляров печатной продукции по безопасности дорожного движения.

В ноябре 1986 г. по материалам комплексных проверок автохозяйств, расположенных в 30-километровой зоне, были выработаны предложения для Правительственной комиссии с целью сокращения количества транспорта, работающего в «зоне». С учетом специфики работы транспорта была подготовлена и утверждена комплексная программа по обеспечению безопасности дорожного движения в 30-километровой зоне на перспективу. Работниками ГАИ совместно с врачами-наркологами перед выездом на линию было осмотрено 5005, на линии — 6170 водителей.     

Постановлением Совета Министров СССР от 5 июня 1986 г. «О мерах по консервации объектов Чернобыльской АЭС, связанных с аварией на энергоблоке № 4, и предотвращению стока вод с территории электростанции» МВД СССР предлагалось установить особый режим на дороге пос. Зеленый Мыс — Чернобыльская АЭС.

С целью постоянного контроля за обеспечением дорожного движения и качеством строительства автодороги систематически обследовались условия движения, в результате чего были разработаны конкретные мероприятия по совершенствованию организации движения. Всего построено и реконструировано 38 км дороги, заасфальтировано 8 км обочин. С 25 августа 1986 г. автомобильная дорога Зеленый Мыс — Чернобыль —- АЭС, предназначенная для перевозки вахтовых смен на атомную электростанцию, была переведена на особый режим эксплуатации. По ней запрещено движение постороннего транспорта (от Зеленого Мыса до поселка Червач), исключены передвижения проселочными дорогами, организован строгий контроль за соблюдением водителями правил дорожного движения. Для этого оборудовано два стационарных круглосуточных поста ГАИ, выставлялось два автопатруля. В населенном пункте Залесье и у въезда в Чернобыль функционировали два поста регулирования и один автопатруль ГАИ. На участке автомобильной дороги Чернобыль — Копачи — АЭС выставлялись четыре поста регулирования и автопатруль. Кроме того, от населенного пункта Лелев в сторону г. Припяти осуществлялся совместный контроль за движением транспорта сотрудниками ГАИ и ВАИ на БТР.

Таким образом, на автодороге Зеленый Мыс —- Чернобыль — АЭС несли службу 40 сотрудников ГАИ, функционировало 2 стационарных поста, 6 постов регулирования и 4 автопатруля.

Во исполнение приказа МВД СССР от 1 сентября 1986 г. «О подготовке органов внутренних дел и внутренних войск к работе в осенне-зимний период в районах ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС» была разработана новая дислокация постов и маршрутов патрулирования, в соответствии с которой нести службу в северной части Киевской области должны были 270 сотрудников ГАИ, задействовано 52 патрульных автомобиля и 1 тягач. Указанные силы и средства были использованы на 27 маршрутах патрулирования, 10 постах регулирования, 5 КПП и 3 пунктах дозиметрического контроля.

Проведено обследование автомобильных дорог Чернобыль — Диброво, Чернобыль — Дитятки — Ст. Соколы, Чернобыль — Копачи — ЧАЭС. Проверено наличие противогологенных материалов, готовность машин и механизмов дорожных и коммунальных организаций к эксплуатации в зимних условиях. Для устранения выявленных недостатков в Миндорстрой и в Минжилкомхоз Украины направлены соответствующие материалы. Одновременно проверялась подготовка автохозяйств к работе в зимних условиях. В соответствующие министерства и ведомства внесены конкретные предложения.

Приказом МВД СССР от 28 июля 1986 г. «О выполнении задач органами внутренних дел и внутренними войсками по обеспечению сохранности зданий, сооружений и других материальных ценностей в г. Припяти» устанавливались пропускной ре-жим и контроль за въездом и выездом транспортных средств в г. Припять. Для обеспечения сохранности имущества и материальных ценностей, вывозимых из г. Припяти, нарядами ГАИ сопровождались колонны и отдельные транспортные средства с особо ценными грузами в соответствии с подаваемыми заявками.

Принятые меры позволили обеспечить безопасность дорожного движения при проведении мероприятий по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. За этот период выявлено более 8,1 тыс. нарушений Правил дорожного движения, в том числе более 1 тыс. случаев управления транспортом в нетрезвом и болезненном состоянии. В то же время нарушений дисциплины и законности со стороны личного состава Госавтоинспекции не было допущено, что свидетельствует о высокой служебной и социальной ответственности сотрудников ГАИ, действовавших в ликвидации последствий аварии на АЭС.

Сразу же после аварии в первую очередь были предприняты меры по недопущению проникновения в опасную зону автотранспорта и граждан, не задействованных в работе по ликвидации последствий аварии. С этой целью было организовано выставление заградительных постов ГАИ вначале вокруг г. Припяти, затем вокруг 10- и 30-километровых зон.

В апреле—мае безопасность дорожного движения, контроль на линии, сопровождение колонн эвакуируемых граждан и их имущества, автомобилей, перевозящих негабаритные грузы и спецпродукцию, обеспечивали 33 поста ГАИ, из них 16 — подвижных. Ежесуточно задействовались 254 сотрудника.

Для улучшения координации работы подразделений ГАИ 29 мая был создан и 15 июня приступил к работе отдельный батальон дорожно-патрульной службы У ГАИ УВД Киевского облисполкома численностью 180 человек с приданными ему 40 автомобилями, 5 стационарными, 57 автомобильными и 75 носимыми радиостанциями, 28 измерителями скорости. Ежесуточно в зоне и на прилегающей к ней территории его силами перекрывалось 49 постов и маршрутов. Ввод в действие отдельного батальона позволил более четко организовать работу, оперативно маневрировать силами и средствами в зависимости от складывающейся обстановки. Именно за счет батальона ДПС ГАИ, в целях осуществления контроля за соблюдением установленного порядка въезда (выезда) автотранспорта, самоходных машин и механизмов в 30-километровую зону и зону отчуждения, а также порядка вывоза из зоны государственного имущества и личного имущества граждан, была организована работа 5 контрольно-пропускных пунктов.

Для обеспечения безопасности дорожного движения в 30-километровой зоне действовали 7 круглосуточных и 6 двухсменных маршрутов патрулирования, 8 двухсменных постов регулирования (общая численность личного состава —125 сотрудников-), 25 автомобилей и 2 бронетранспортера. Маршруты перевозки грузов Киев — Дымер — Иваньков — Дитятки, Киев — Бородянка — Розважев — Термаховка закрывались 5 круглосуточными и 9 двухсменными маршрутами патрулирования, 3 постами регулирования.

Особое место в деятельности подразделения ГАИ занимало обеспечение эвакуации населения и личного имущества граждан. К моменту начала эвакуации из Дрипяти (за 6 часов) в районе города были сосредоточены автобусы и дислоцирован личный состав подразделений ГАИ. Колонны автобусов сопровождались патрульными автомобилями ГАИ до пунктов дезобработки, расположенных в Иванковском и Вышегородском районах, а затем до мест расселения. Регулирование дорожного движения осуществлялось путем выставления постов регулирования. За период эвакуации не было зарегистрировано ни одного ДТП. Данный период характеризовался практически отсутствием автомобильного движения внутри опасной зоны.

Аналогично обеспечивалась эвакуация населения из Чернобыля и населенных пунктов, вошедших в 30-километровую зону. Однако в этот период было уже интенсивное движение транспорта, доставляющего людей, грузы и специальную технику к месту аварии, в связи с чем на основных дорогах зоны создалась крайне напряженная обстановка. Поэтому прибывший для обеспечения эвакуации транспорт отводился на второстепенные дороги, где и был сгруппирован в колонны. Водителям автобусов и грузовых автомобилей были вручены специальные маршрутные карточки. За каждой колонной закреплялась машина сопровождения. Четкая организация работы позволила, несмотря на значительные транспортные потоки обеспечить своевременное прибытие к местам назначения всех транспортных средств.

Доставка особо срочных, в том числе негабаритных, грузов, а также движение автобусов с вахтовыми сменами персонала АЭС обеспечивались сопровождением патрульных автомобилей ГАИ, было проведено более 2 тыс. таких сопровождений.

Большая работа была проделана подразделениями ГАИ по осмотру территории, всех дорог, кооперативных и личных гаражей, дворов домовладений с целью выявления и учета индивидуальных транспортных средств, оставшихся в 30-километровой зоне. По учетным данным У ГАИ УВД Киевского облисполкома, в г. Припяти числилось 2238 автомобилей и 1314 мотоциклов, принадлежащих гражданам; в Чернобыле — 752 автомобиля и 953 мотоцикла; в Чернобыльском районе (56 населенных пунктов) — 496 автомобилей и 1735 мотоциклов; в Полесском районе (8 населенных пунктов) —123 автомобиля и 278 мотоциклов. В результате проведенных мероприятий было установлено, что в зоне осталось примерно 42% от общего числа зарегистрированных транспортных средств, а также 745 единиц автотранспортных средств предприятий и учреждений. Оставшийся транспорт был сосредоточен на специально отведенной площадке, а УВД Киевского облисполкома направило информацию соответствующим министерствам и ведомствам об организации срочной дезактивации подвижного состава и решении вопроса о его дальнейшем использовании. Сотрудники ГАИ осуществляли контроль за проведением этой работы, проверяли техническое состояние автотранспорта.

Для уменьшения запыленности атмосферы от движущегося транспорта и недопущения радиоактивного загрязнения дорог в 30-километровой зоне было установлено около 300 щитов и 285 дорожных знаков, запрещающих съезд с основных дорог на обочины, 185 знаков, ограничивающих скорость движения транспортных средств, и 70 знаков, запрещающих обгон. Специализированными подразделениями органов внутренних дел совместно с дорожными организациями на дорогах Чернобыльского, Иванковского, Полесского и других районов области установлено свыше 150 панно и транспарантов, 7 тыс. различных дорожных знаков, щитов, табличек, информирующих о запретной зоне, о запрещении съезда с дороги и выезда на обочины. Знаками маршрутного ориентирования были оборудованы дороги Киев — Иванков — Чернобыль и Киев — Бородянка — Полесское. Более 200 информационных знаков установлено непосредственно в районе АЭС. Принятые меры позволили значительно сократить опасность автомобильных дорог. Обеспечивался действенный контроль за ведением работ по укреплению обочин и поливкой дорог специальными растворами и водой. Сотрудники ГАИ систематически проводили обследование дорожной сети, изучали транспортные потоки на участках дорог Иванков — Чернобыль, Чернобыль — Копачи, Копачи — АЭС и на территории АЭС. Обследовались грузонапряженные маршруты Тетерев — Кухары — Термаховка — Старые Соколы — Чернобыль — АЭС. В каждом случае разрабатывались и осуществлялись меры по улучшению дорожных условий на этих маршрутах, сокращению транспортных задержек при перевозке грузов, в том числе на контрольно-пропускных и погрузоразгрузочных пунктах. Совместно с Минздравом УССР на дорогах были определены участки с высоким уровнем радиации, установлен минимально допустимый (не менее 50 км в ч) скоростной режим.

Службой ГАИ были разработаны карты и схемы с расстановкой сил и средств в закрытой зоне, дислокацией комендатур, контрольно-пропускных пунктов и постов регулирования с указанием радиационной обстановки и сети автомобильных до-рог в 30-километровой зоне и ведущих к ЧАЭС.

В ходе ликвидации последствий аварии в 30-километровой зоне было организовано 22 автохозяйства, в которых постоянно работало более 2 тыс. автомобилей (без учета воинского транспорта). За всеми автохозяйствами закреплялись госавтоинспектора УГАИ УВД Киевского облисполкома для проведения предупредительно-профилактической работы с водительским составом и надзора за техническим состоянием транспорта. В целях усиления борьбы с пьянством среди водительского состава в 5 крупных автохозяйствах были открыты медицинские пункты предрейсового и послерейсового осмотра водителей, а также передвижной наркологический пост. Сотрудниками ГАИ было осуществлено 168 встреч с водителями, ИТР, руководителями автопредприятий и командирами воинских частей. Положительно зарекомендовала себя практика рассмотрения материалов за нарушение правил дорожного движения с приглашением руководителей автохозяйств.

С целью профилактики дорожно-транспортных происшествий была разработана и распространена Памятка для водителей, изданы массовым тиражом 11 видов плакатов и листовок.

Определенный вклад в обеспечение безопасности дорожного движения автомобильного транспорта, привлекавшегося к ликвидации последствий аварии, внесла и служба Военной автомобильной инспекции (ВАИ). Она была создана для обеспечения порядка использования и безопасности военной автомобильной техники и выполнения мероприятий по контролю за ее состоянием. Служба ВАИ имела в зоне ликвидации последствий аварии следующие силы и средства: 65 инспекторов, 35 единиц транспортных средств, 50 общественных инспекторов. Основные маршруты движения транспорта контролировались 12 круглосуточными неподвижными постами, на которых служба осуществлялась совместно с сотрудниками ГАИ. Задачей 24 подвижных постов являлось осуществление контроля режима на всех дорогах в зоне ликвидации последствий аварии и сопровождение автомобильных колонн. При несении службы широко использовались технические средства связи, регулирования и контроля за соблюдением режима движения.

ВАИ осуществляла следующие основные мероприятия:

—контролировала в войсках выполнение требований уставов, наставлений, приказов, директив МО СССР, НГШ и начальника ОГ по вопросам безаварийной эксплуатации военной автомобильной техники и использованию ее по назначению;

—постоянно проверяла организацию внутренней службы в парках воинских частей, несения службы нарядами и качество выполнения технического обслуживания и текущего ремонта;

—проводила месячники безопасности дорожного движения и подводила итоги эксплуатации с руководящим составом воинских частей;

—подготовила инструкцию и Памятку водителям, работающим в зоне ликвидации последствий аварии.

Эта работа по содержанию в основном не отличалась от повседневной деятельности и осуществлялась в соответствии с требованиями действующих приказов МВД СССР, ее регламентирующих. Однако следует отметить ее следующие особенности:

—резкое возрастание объема работы;

—сжатость сроков выполняемых задач;

—наличие радиоактивного заражения местности.

В связи с последней особенностью на органы внутренних дел, в основном на ГАИ, выпал большой объем работы по осуществлению дозиметрического контроля за автотранспортными средствами.

Первым нормативным актом, направленным в том числе и на осуществление мероприятий по учету радиоактивного заражения местности, был приказ МВД СССР от 29 апреля 1986 г. «Об усилении охраны общественного порядка, личной и имущественной безопасности в г. Припяти и прилегающих к нему районах». Вскоре после этого, согласно приказу МВД УССР от 1 мая 1986 г., были определены наряду с другими задачи, касающиеся оказания содействия подразделениям ГО в проведении дезактивации транспорта и санитарной обработки людей. Следующим по времени явилось распоряжение начальника штаба ГО УССР от 2 мая 1986 г„ в соответствии с которым вводился определенный режим деятельности участников ликвидации последствий аварии.

Сложившаяся радиационная обстановка вскоре перестала носить локальный характер, в связи с чем было издано постановление Совета Министров СССР от 5 мая 1986 г. «Об организации радиационного наблюдения и лабораторного контроля в г. Москве». ГУГАИ МВД СССР во исполнение данного постановления, осуществило ряд конкретных мер по организации и непосредственному выполнению контроля транспортных средств на территории Москвы, Московской области и прилегающих областей Российской Федерации.

Были приняты меры и по противорадиационной защите Киева, в частности утверждена дислокация постов дозиметрического контроля на дальних подступах к городу (в городах Житомир, Коростень, Овруч, Припять, Черкассы, Канев, Чернигов, Нежин, Золотоноша, Прилуки) и на ближних — в Броварах, Борисполе, Белой Церкви, Бышеве, Макарове, Бородянке.

Для обеспечения дозиметрического контроля на границах Киевской области было создано 11 основных КПП. Служба на КПП осуществлялась 108 сотрудниками милиции и 130 дозиметристами. Режим работы — 3-сменный по 2—3 сотрудника ГАИ и 4—6 дозиметристов в смену. Каждый наряд на КПП возглавлял комендант из числа наиболее подготовленных сотрудников Госавтоинспекции.

В целях исключения длительных задержек транспортных средств на постах дозиметрического контроля устанавливались приборы автоматического определения уровня радиации. Использование этих приборов позволило сократить, причем очень значительно, время дозиметрического контроля транспортных средств, что положительно сказалось на ритмичности движения транспорта.

Была разработана схема организации отвода транспорта, исключающая проезд транспортных средств, не задействованных в ликвидации аварии, через 30-километровую зону и транзитный проезд через г. Киев. Было также организовано три кольцевых маршрута отвода транспорта:

1.Овруч — Чернигов — Нежин — Прилуки — Черкассы — Винница — Житомир — Овруч (большое кольцо вокруг 30-километровой зоны).

2.Овруч — Чернигов — Козелец — Боровица — Канев — Белая Церковь — Фастов — Малин — Овруч (среднее кольцо вокруг зоны).

3.Феневичи —Иванков — Васильков — Бородянка — Феневичи (малое кольцо вокруг Киева).

В зоне первого маршрута выставлялось 29 постов регулирования ГАИ; в зоне второго маршрута — 12 заградительных постов. По всем дорогам с Киевского направления, ведущим в район АЭС, движение индивидуального транспорта было временно запрещено. В зоне третьего маршрута помимо 11 основных КПП, на которых осуществлялся дозиметрический контроль, на второстепенных въездных дорогах выставлялось 47 дополнительных постов, а по периметру г. Киева —15 подвижных нарядов ГАИ, осуществляющих отвод транспорта.

Только к июлю 1986 г. нарядами, осуществляющими дозиметрический контроль, было проверено более 1,5 млн. единиц транспортных средств, из них направлено на дезактивацию более 120 тыс. единиц. Дезактивация проводилась на 8 пунктах специальной обработки (ПУСО), где имелись площадки отстоя зараженного транспорта общей вместимостью 506 машиномест.

Всего для предотвращения распространения радиоактивных веществ на территории УССР, БССР, РСФСР было задействовано 259 постов ГАИ, на которых осуществлялся дозиметрический контроль транспорта. На них ежедневно несли службу более 1300 сотрудников ГАИ. В декабре 1986 г. таких постов осталось 56.

Меры, принятые органами внутренних дел, позволили обеспечить четкую организацию движения транспорта, задействованного на ликвидации последствий аварии, и предотвратить распространение автомобильным транспортом радиоактивных веществ. Вместе с тем в деятельности по обеспечению безопасного и бесперебойного дорожного движения в зоне ликвидации последствий аварии, в организации работы по проведению дозиметрического контроля были свои сложности, проявились некоторые негативные моменты, которые впоследствии были сформулированы по результатам исследований ВНИИ МВД СССР.

1.На работе ГАИ, как и органов внутренних дел в целом, сказалось отсутствие правого статуса 30-километровой зоны, в частности действенных мер воздействия на водителей транспортных средств и механизмов, уклонявшихся от проведения дозиметрического контроля.

2.Заблаговременно не был произведен обоснованный расчет сил и средств ГАИ, необходимых для выполнения задач в условиях радиоактивного заражения местности, в частности не предусмотрен резерв. Это несколько снижало оперативность реагирования подразделений ГАИ на складывающуюся обстановку.

3.При перевозке негабаритных грузов иногда приходилось увеличивать в несколько раз маршрут движения из-за невозможности проезда через инженерные сооружения (мосты, эстакады, линии электропередачи), габариты которых значительно уступали размерам перевозимых грузов. Возникали трудности и с перевозкой спецпродукции (особенно радиоактивных отходов и загрязненной одежды). Приходилось выбирать маршруты, проходящие вдали от населенных пунктов, что было затруднено из-за недостаточно развитой дорожной сети.

4.Не были до конца решены вопросы взаимодействия подразделений ГАИ и ВАИ при обеспечении передвижения воинского транспорта в опасной зоне.

5.Штабами ГО не были развернуты вовремя посты дозиметрического контроля в ряде автономных республик, краев и областей РСФСР. Отмечалось много случаев привлечения штабами ГО к дозиметрическому контролю лиц, не имеющих специальной подготовки. В отдельных регионах дозиметрический контроль длительное время проводился только сотрудниками ГАИ, без участия представителей ГО.'

6.Не были должным образом оборудованы площадки дезактивации транспорта, не отработан порядок его дезактивации.

7.Не был налажен должным образом персональный учет доз радиации, полученных сотрудниками ГАИ.

8.Осталось не выполненным решение Правительственной комиссии от 12 июня 1986 г. относительно обеспечения в июле подразделений органов внутренних дел, несущих службу в районе АЭС, передвижными защитными сооружениями. Не в полном объеме выполнялись требования приказов МВД СССР № 170—1986 г. и МВД УССР от 18 июня 1986 г. в части обеспечения радиационной безопасности личного состава. Были установлены отдельные случаи направления в закрытую зону на службу сотрудников без индивидуальных средств защиты и дозиметристов, хотя сотрудники ГАИ, осуществляющие надзор за движением транспорта внутри опасной зоны, подвергались дополнительному радиационному поражению за счет переноса и распространения радиоактивной пыли автомобилями.

Как показал опыт деятельности по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, в целях более оперативного реагирования подразделений ГАИ на складывающуюся обстановку в районах возможных аварий на атомных станциях целесообразно провести ряд организационных и практических мероприятий.

1.Закрепить в нормативных актах единый порядок проведения дозиметрического контроля автомобильного транспорта и механизмов и установить административно-правовую ответственность лиц, уклоняющихся от его проведения.

2.Заблаговременно произвести реальный расчет сил и средств ГАИ, необходимых для проведения мероприятий по ликвидации последствий аварии на АЭС. Предусмотреть создание мобильных подразделений (например, отдельных батальонов ДПС ГАИ) и соответствующий резерв для периодической смены личного состава в зависимости от складывающейся обстановки.

3.Разработать схемы организации дорожного движения в районе существующих и строящихся АЭС на период ликвидации возможных аварий.

4.Разработать дислокацию постов и маршрутов патрулирования, мест установления дорожных знаков.

5.Обеспечить необходимый запас дорожных знаков, информационных указателей и панно в подразделениях ГАИ или СМЭУ органов внутренних дел.

6.В целях обеспечения беспрепятственного движения транспорта, осуществляющего перевозку вахтовых смен из мест проживания на АЭС и обратно, заблаговременно решить вопрос о переводе на особый режим эксплуатации автодорог, предназначенных для этих целей, запретив по ним движение постороннего транспорта.

7.Заранее отработать вопрос о выборе маршрутов сопровождения негабаритных грузов и спецпродукции, исключающих возможные задержки в пути следования (с учетом существующей дорожной сети и перспектив ее развития).

8.Налаживать тесное взаимодействие с представителями ВАИ. Следует практиковать осуществление контроля за движением транспортных средств на автодорогах внутри опасной-зоны смешанными экипажами, состоящими из сотрудников ГАИ и ВАИ. Наибольший эффект дает патрулирование на автомобилях, а в местах сильного радиоактивного заражения местности — на бронетранспортерах, имеющих надписи на боковых дверцах: «Совместный патруль ГАИ—ВАИ».

9.В целях предупреждения радиационного поражения личного состава, несущего службу на постах ГАИ, обеспечить его средствами индивидуальной защиты и спецодеждой, удобной для ручного регулирования дорожного движения.

10.Медицинские аптечки, находящиеся на постах ГАИ, следует укомплектовывать десятидневным запасом препаратов стабильного йода.

И. Площадки для дезактивации техники следует располагать не ближе 500 м от постов ГАИ.

12.Все посты ГАИ, на которых предполагается проведение дозиметрического контроля, должны быть оборудованы умывальниками, закрытыми емкостями для питьевой воды, местами для переодевания, обработки и хранения спецодежды.

13.Для успешной подготовки к деятельности в экстремальных условиях ликвидации последствий возможных аварий на АЭС следует организовывать проведение занятий с личным составом об особенностях несения службы в зоне возможного радиоактивного заражения. Регулярно принимать зачеты по умению пользоваться приборами радиационной разведки и дозиметрического контроля, а также индивидуальными средствами защиты.

Как представляется, указанные рекомендации сохранили свою актуальность и в настоящее время могут оказать методическую помощь работникам ГАИ при планировании деятельности по ликвидации последствий возможных аварий на атомных станциях. Разумеется, они должны использоваться с учетом социальных, географических, демографических, криминологических и других особенностей регионов дислокации действующих и вновь строящихся АЭС и характеристик последних.